Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Где зимуют птицы?"
план-конспект урока (1 класс)

Намдак Онермаа Александровна

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Где зимуют птицы?" для 1 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gde_imuyut_ptitsy_tehnologicheskaya_karta.docx33.67 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе

Тема: Где зимуют птицы?

Тип урока: урок открытия нового знаний

Цель: расширить знания о птицах, зимующих в наших краях, познакомиться с перелетными птицами, выяснить где они зимуют.

Задачи:

Образовательные: познакомить учащихся с понятиями “перелетные” и “зимующие” птицы, раскрыть причины перелета птиц, выяснить где они зимуют.

Развивающие:развивать логическое мышление, воображение, речь.

Воспитательные: воспитывать интерес к окружающему миру, заботливое отношение к птицам.

Планируемые результаты:

Предметные: научатся различать зимующих и перелетных птиц, объяснять причины отлета птиц в теплые края, приводить примеры зимующих и перелетных птиц.

Метапредметные:

Познавательные:осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач и материалов, собственных наблюдений, личного опыта, понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др.

Регулятивные:организовывать свою деятельность, готовить свое рабочее место для выполнения разных видов работы, принимать учебно-познавательную задачу и сохранять ее до конца учебных действий, оценивать свои достижения на уроке, выполняют самопроверку.

Коммуникативные: формулироватьсобственное мнение и позицию, отвечать на поставленные вопросы, аргументировать свою позицию, осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.

Личностные: внутренняя позиция ученика школьника, учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Технологии, методы и формы работы:ИКТ, игровые, здоровьесберегающие технологии, частично-поисковый метод, фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах.

Оборудование: компьютер, проектор, колонки, презентация, карточки, видеофрагмент о птицах.

Ход урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Универсальные учебные действия

Организационный момент

1 мин.

Здравствуйте. Садитесь..

Ребята, давайте сыграем в игру «Доброе утро». Я назову слова «Доброе утро…» и назову кого-то из нашего класса. Те, кого я назову, помашут мне рукой – значит, вы услышали меня и отвечаете на приветствие. Попробуем?

- Доброе утро всем девочкам!

- Доброе утро всем мальчикам!

- Доброе утро всем тем, у кого хорошее настроение!

- Доброе утро всем тем, кто сегодня будет стараться хорошо работать на уроке!

Приветствуют учителя.

Отвечают на приветствие

Л.: имеют желание учиться.

К.: осуществлять сотрудничество с учителем.

Мотивация учебной деятельности.

Постановка и определение темы урока

3 мин.

- Ребята, сегодня я получила удивительное письмо. Какое оно большое

- Откуда же пришло наше письмо? Смотрите, вот обратный адрес. Написано – Африка.

- Давайте посмотрим, от кого оно может быть? Кто нарисован на конверте?

- Это письмо от Лебедя и сказки Ганса Христиана Андерсена “Гадкий утенок”. Вы, наверное, читали сказку или смотрели мультфильм “Гадкий утенок”.

- Кому оно адресовано?

- Давайте посмотрим, а что же внутри?

- Письмо. А что же пишет нам Лебедь?

Здравствуйте, дорогие ребята!

Я, Лебедь и сказки Г.Х.Андерсена«Гадкий утенок». Вы, конечно, помните, что я вырос на птичьем дворе вместе с домашними птицами, но сейчас зимую в Африке. Здесь солнечно и зелено. Рядом со мной много птиц и ваших мест. К сожалению, я пока не знаю, как их зовут, и потому я не могу с ними поговорить. Я знаю, что там, где вы живете, стоят морозы, а некоторые птички никуда не улетели.

Ребята, подскажите,

  1. Какие птички улетели на зиму в теплые края?
  2. Какие птички остались зимовать в вашей местности?
  3. Где они укрываются от мороза, чем питаются?

Буду с нетерпением ждать ваш ответ. Ваш друг – Лебедь.

- Ребята о чем просит нас Лебедь?

- Как вы думаете, какая тема нашего урока?

- Молодцы. Тема урока: Где зимуют птицы?

- Сегодня мы познакомимся с зимующими и перелетными птицами, выясним почему они улетают, где они зимуют.

- Лебедь

- Нам, первоклассникам.

- Письмо.

- Лебедь нас просит о помощи.

- Птицы.

Познавательные: осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач и материалов, собственных наблюдений, личного опыта, понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др.

Регулятивные: организовывать свою деятельность, принимать учебно-познавательную задачу и сохранять ее до конца учебных действий, Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, отвечать на поставленные вопросы, аргументировать свою позицию, осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.

Актуализациязнаний учащихся

1 мин.

- Вспомните, каких животных ученые относят птицам?

- А какая отличительная черта птиц от других животных?

Птицы – это животные, тело которых покрыто перьями.

- Отличительной чертой являются перья.

К.: отвечать на поставленные вопросы, аргументировать свою позицию.

Работа над новым материалом

1. Знакомство с перелетными и зимующими птицами.

6 мин.

- Ребята, если сейчас выйти на улицу, мы увидим много птичек? А летом? Как вы думаете почему?

- Это потому, что всех птичек можно разделить на 2 большие группы: перелетные и зимующие. Давайте познакомимся с этими птицами и посмотрим видеофильм.

Просмотр видеофильма

- Лебедь спрашивал у нас, какие птички улетели в теплые края?

- Как называют таких птичек?

- Перелетными мы называем птиц, которые живут у нас, вьют гнезда, выводят птенцов, а с наступление холодов улетают на всю зиму в теплые края, чтобы весной вернуться в родные места.

- Посмотрите, наш друг Лебедь прислал нам диск с фотографиями, голосами и загадками перелетных птичек. Попробуем отгадать их.

Показ слайдов. Звучит пение птичек.

  1. Угадайте, что за птичка –

Темненькая невеличка

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста. Слайд 1

  1. Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней

Кто же это?Слайд 2

  1. Нам в хозяйстве помогает

И охотно заселяет

Деревянный свой дворец

Темно-розовый … Слайд 3

  1. Длинноногий, длинношеий,

Длинноклювый, телом серый,

А затылок голый, красный.

Бродит по болотам грязным,

Ловит в них лягушек,

Бестолковых попрыгушек.

Слайд четыре

  1. Высоко под облаками,

Над полями над лугами,

Словно выпорхнув спросонок,

Песнь заводит. Слайд 5

  1. Эта птичка не боится холода и прилетает ранней весной, когда еще на полях лежит снег. Ла и улетает поздней осенью в холодное, зябкое, как говорят в народе, время. А то, что эта птица улетает и прилетает в зябкое время, и навали ее… Слайд 6

- Нет, их мало. Летом птичек очень много.

- Да.

- Перелетные птицы.

- Ласточка

- Соловей

- Скворец

- Журавль

- Жаворонок

- Зяблик

Познавательные: осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач и материалов, понимать информацию, представленную в вербальной форме, иобраительной, схематической, модельной и др.

Регулятивные: принимать учебно-познавательную задачу и сохранять ее до конца учебных действий, Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, отвечать на поставленные вопросы, аргументировать свою позицию.

Л.: проявляют интерес к новому учебному материалу.

Физминутка для глаз

1 мин.

- Молодцы. Ваши глазки наверно устали, давайте дадим им немного отдохнуть ПрезентацияСлайд 7

Работа над новым материалом продолжение)

9 мин.

- Давайте продолжим нашу работу.

- С приходом зимы жизнь в природе сильно изменилась. Можем ли мы сейчас, выйдя на улицу, услышать разнообразные песни птиц? Почему?

- Рассмотрите рисунки в учебнике на с. 15 и попробуйте догадаться, почему многие птицы улетают на зиму в теплые края.

- Улетают птицы не из-за холодов, а из-за нехватки пищи, так как осенью исчезают насекомые, становится меньше ягод и семян растений.

Как вы думаете, а где зимуют перелетные птицы?

- В прошлом, когда птичьи перелеты еще не былиизучены, существовало множество невероятных вымыслов. Много лет назад считали, что птицы улетают на Луну, добираясь за 60 дней и погружаются в спячку, так как не находят еды. Другие считали, что птицы летят в дальние страны, но летят самостоятельно только большие и сильные, а маленькие и слабые путешествуют, пристроившись на спинах больших. А ласточки, думали люди, никуда не летят, а зимуют под водой, зарывшись в ил.

Сейчас известно: как ни далек, как ни труден птичий путь, летят они все самостоятельно. Только на собственные крылья могут полагаться, хотя преодолевают тысячи километров.

- Куда же летят птицы?

- Ученые выяснили, что ласточки улетают в Африку. Грачи – во Францию. А утки зимуют в Северной Америке. Показ на карте полушарий.

- А узнали они это с помощью маленьких колец, которые они одевали на лапку птице.Слайд 8, 9, 10, 11.

- Итак, мы смогли ответить на вопрос Лебедя?

- А теперь давайте узнаем, какие птички остались зимовать у нас.

- Какие птицы радуют нас своим присутствием, даже в лютую зиму?

- Напомните мне, как называют таких птичек?

- Я приготовила  вам загадки и о зимующих птицах:

  1. Все хлопочет и вертится

Все свистит и суетится,

Ей на месте не сидится,

Называется…Слайд12

  1. В серой шубке перовой

И в морозы он герой,

Скачет, на лету резвится,

Не орел, а все же птица.Слайд13

  1. Зимой на ветках яблоки:

Скорее собери!

И вдруг вспорхнули яблоки!

Ведь это…. Слайд 14

  1. Кто стучит в лесу с утра?

Отвечай-ка детвора,

То: Тук-тук, то: Так, так, так.

Строит дом другим чудак,

В красной шапочке приятель,

Кто же он? – Конечно …Слайд15

  1. Хожу я ловко по стволам:

Вверх и вниз, тут и там,

Как настоящий акробат.

Чищу все стволы подряд. Слайд 16

- Нет. Потому что птиц не очень много.

- Да

- Воробей, дятел, ворона.

- Зимующие.

- Синица.

- Воробей.

- Снегирь

- Дятел.

- Поползень

Познавательные: осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач и материалов, понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др.

Регулятивные: принимать учебно-познавательную задачу и сохранять ее до конца учебных действий, Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, отвечать на поставленные вопросы, аргументировать свою позицию, осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.

Л.: проявляют интерес к новому учебному материалу.

Закрепление изученного

3 мин.

Работа по учебнику.

- А теперь давайте, попробуем найти перелетных и зимующих птиц. Работать будем в группах. Откройте учебник на с. 14. Нам надо отметить зимующих птиц синими фишками, а перелетных красными. 1-ая и 2-ая группы отмечают зимующих птиц синими фишками. А 3-ая и 4- ая группы отмечают красными фишками перелетных птиц. Групповая работа

- Молодцы.

Работают с учителем совместно.

Познавательные: осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач и материалов.

Регулятивные: организовывать свою деятельность, готовить свое рабочее место для выполнения работы, принимать учебно-познавательную задачу и сохранять ее до конца учебных действий.

Физминутка

1 мин.

Сейчас мы с вами немного отдохнем,  поиграем в игру «Покажи птичку». Встаньте. Я сейчас произнесу заклинение, и вы превратитесь в птиц:

Девочки и мальчики вокруг себя повернитесь, в птиц превратитесь.

[Дети поворачиваются вокруг себя]

Я хлопну в ладоши, и вы показываете птицу так, чтобы мы ее узнали. Покажите:

- воробья,

- цаплю,

- дятла,

- гуся.

Я сейчас произнесу заклинание, и вы снова превратитесь в детей.

Птицы вокруг себя повернитесь в мальчиков и девочек превратитесь.

Делают физминутку

Самостоятельная работа

3 мин.

Сейчас вы поработаете в парах, и самостоятельно разделите птиц на две группы: перелетные и зимующие.

- А _____________ выйдет к нам и сделает это задание на компьютере.

- Проверим себя с экрана.

- Молодцы.

Выполняют задание в парах

Познавательные: осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач.Регулятивные: организовывать свою деятельность, готовить свое рабочее место для выполнения работы, выполняют самопроверку.

Итоги урока. Рефлексия

2 мин.

- Наш урок подошел к концу. И нам пора писать ответ нашему новому другу Лебедю.

Здравствуй, Лебедь.

Пишут тебе первоклассники….

Мы рады помочь тебе.

Сообщаем, что птиц, зимующих в теплых краях, называют …

Птиц, которые остались зимовать называют…

С уважением, 1 класс.

- Давайте, сейчас оценим свою работу на уроке.

Если у вас все получилось, урок понравился, покажите снегиря, синицу - если что-то не получилось, не все понравилось на уроке, и воробья – если вам не понравилось, было скучно, ничего не получилось. Посмотрите, какая чудесная семейка снегирей прилетела к нам.

Всем спасибо за урок. Благодарю вас за хорошую работу. Берегите и охраняйте птиц, наших маленьких соседей по планете.

- Перелетными.

- Зимующими.

Оценивают свою деятельность.

Р.: оценивать свои достижения на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе "Как зимой помочь птицам?"

На данном уроке дети познакомятся с признаками живого мира  и условиями, необходимыми для жизни организмов, с простейшими правилами кормления птиц и заботой о зимующих птицах. Урок построен...

Технологическая карта урока окружающего мира УМК "Перспективная начальная школа" 1 класс "Как животные готовятся к зиме"

Предлагаю технологическую карту урока   окружающего мира в 1 классе УМК "Перспективная начальная школа" "Как животные готовятся к зиме"...

Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе по теме "Как помочь птицам зимой?"

Технологическая карта урока (УМК "Школа России"),Краткий самоанализ урока....

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: «Как животные готовятся к зиме»

УМК: «Перспективная начальная школа»Предмет: окружающий мир.Тема:  «Как животные готовятся к зиме».Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний. Планируемые ре...

Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе по теме "Как разные животные готовятся к зиме."Материал на конкурс "Учитель года 2017г"

Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе по теме "Как разные животные готовятся к зиме....

Технологическая карта урока окружающего мира 1 класс "Как зимой помочь птицам?"

Технологическая карта урока УМК "Школа России" автор А.А.Плешаков...