Рабочая программа по окружающему социальному миру, 1 класс, 2 вариант УП (обучение на дому).
рабочая программа по окружающему миру (1 класс)

Яркова Валентина Николаевна

Рабочая программа по предмету "Окружающий социальный мир" предназначена для учащихся 1 классов с тяжёлыми и множественными нарушениями развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr.sots_mir.docx32.67 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий социальный мир, 1 класс, 2 вариант (обучение на дому).

1. Пояснительная записка.

Рабочая программа по окружающему социальному миру предназначена для учащихся 1 класса с тяжёлыми и множественными нарушениями развития.

Программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года за №273, приказом «Федеральный  государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»  от 19 декабря 2014г. за № 1599, АООП (2 вариант) и предназначена для работы с детьми младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.  Основой является программа  специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0 – 4 классы/ под редакцией И.М. Бгажноковой, 2013г., филиал издательства «Просвещение», Санкт-Петербург.

В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с ТМНР испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим актуальностью программы учебного предмета «Окружающий социальный мир» является планомерное формирование осмысленного восприятия социальной действительности и включение на доступном уровне в жизнь общества. 

Цель обучения предмета – формирование представлений о человеке и окружающем его социальном и предметном мире, а также умения соблюдать элементарные правила поведения в социальной среде.

На уроках окружающего социального мира используются следующие методы:

  • Объяснительно-иллюстративный или информационно-рецептивный;
  • Репродуктивный;
  • Частично-поисковый или эвристический;
  • Беседа;
  • Наблюдение;
  • Работа с книгой;
  • Упражнение;
  • ИКТ.

        Методы распределяются на методы преподавания и соответствующие им методы учения:

  • Информационно-обобщающий (учитель) / исполнительский (ученик);
  • Объяснительный / репродуктивный
  • Инструктивный / практический
  • Объяснительно-побуждающий / поисковый.

Формы:

  • Предметный урок;
  • Индивидуальная работа;
  • Фронтальная работа;

2. Общая характеристика учебного предмета

Процесс формирования представлений по окружающему социальному миру у учащихся с выраженным нарушением интеллекта  неразрывно связан с наиболее важной коррекционной задачей – социально-бытовая адаптация этой категории детей. В связи с этим обучение носит прежде всего ярко выраженную практическую направленность.  Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность.

Основными задачами программы «Окружающий социальный мир» являются: знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения).

Учебный курс математики предусматривает следующую структуру:

  • Квартира, дом, двор;
  • Предметы быта;
  • Транспорт;
  • Традиции, обычаи;
  • Страна.

3. Место учебного предмета в учебном плане

Предмет «Окружающий социальный мир» входит в предметную область «Окружающий мир», является обязательной частью учебного плана в соответствии с ФГОС для  обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и изучается на всех этапах обучения.

На изучение данного предмета отводится 0,5 часов в неделю. Из них:

I ч. –    ч.

IIч. –    ч.

IIIч. –   ч.

        IVч. –   ч.                                                Всего в год – 17 часов.

4. Планируемые результаты освоения программы

предметные результаты обучения.

  • Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д.
  • Знать и сообщать свой домашний адрес.
  • Уметь различать предметы посуды и интерьера.
  • Пользоваться удобствами в квартире.
  • Знать свойства бумаги.
  • Узнавать инструменты, используемые для обработки дерева.

личностные результаты обучения.

  • сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
  • владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
  • сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
  • сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;    
  • проявление готовности к самостоятельной жизни.

Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР. Например: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; представление: «узнает объект», «не всегда узнает объект» (ситуативно), «не узнает объект». Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в дневниках наблюдения и в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.

Результаты мониторинга указаны в таблице.

5. Содержание учебного предмета

В программе по математике выделяются разделы:

Квартира, дом, двор.

  • Сообщение своего домашнего адреса (город, улица, номер дома, номер квартиры).
  • Узнавание своего домашнего адреса (на слух, написанного).

Предметы быта.

  • Узнавание (различение) часов (наручные, настенные, механические, электронные часы)
  • Узнавание (различение) частей часов: стрелки, циферблат. Знание назначения часов (частей часов).

Транспорт.

  • Узнавание (различение) наземного транспорта (рельсовый, безрельсовый). Знание назначения наземного транспорта.
  • Узнавание (различение) общественного транспорта. Знание (соблюдение) правил поведения в общественном транспорте.

Традиции, обычаи.

  • Знакомство с  традициями и атрибутами праздников.

Страна.

  • Знакомство с названием государства, в котором мы живем. Узнавание государственной символики (герб, флаг, гимн).

6. календарно-тематическое планирование

Тема

Колич. часов

Сроки

Основные элементы содержания

Практика

Школа.

1.

Вводное занятие

1

Актуализация знаний через видеоматериалы

2.

Школьные принадлежности

1

Формирование представлений о  школьных принадлежностях через практические,  игровые упражнения.

Формирование представлений о  школьных принадлежностях.

3.

Распорядок школьного дня.

1

Формирование представлений о  распорядке школьного дня, через просмотр презентации, игровых упражнений.

Формирование представлений о  распорядке школьного дня.

4.

Правила учебного поведения.

1

Формирование представления о правилах учебного поведения, через практические упражнения.

Формирование представления о правилах учебного поведения.

5.

Закрепление пройденного материала.

1

Закрепление представлений о школе, нормах  поведения. Через игру.

Закрепление представлений о школе, нормах  поведения.

Дом

6.

Части дома.

1

Формирование представления о частях дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол). Через просмотр демонстрационных материалов, практическую и изобразительную, конструктивную деятельность.

Формирование представления о частях дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол).

7.

Типы домов. Помещения квартиры, дома.

1

Формирование представлений о типах домов (одноэтажные /многоэтажные, каменные/ деревянные), через просмотр презентации, конструктивную деятельность. Формирование представлений о помещениях квартиры (комната, кухня, ванная комната, туалет).  Ориентация в помещениях своего дома. Через игровые упражнения.

Формирование представлений о типах домов (одноэтажные /многоэтажные, каменные/ деревянные. Формирование представлений о помещениях квартиры (комната, кухня, ванная комната, туалет).

8.

Места общего пользования в доме. Домашний уют.

1

Формирование представлений о местах общего пользования в доме (чердак, подвал, подъезд, лестничная площадка, лифт), через дидактические упражнения. Игровую деятельность.

Формирование представлений о местах общего пользования в доме (чердак, подвал, подъезд, лестничная площадка, лифт).

9.

Предметы мебели, посуды.

1

Формирование представлений о предметах мебели и посуды. Через просмотр демонстрационных материалов, практическую, конструктивную, изобразительную деятельность.

Формирование представлений о предметах мебели, посуды.

10.

Электроприборы в доме.

1

Формирование представления об электроприборах (телевизор, утюг, лампа, вентилятор, обогреватель, магнитофон, видеоплеер, микроволновая печь, тостер, блендер, электрический чайник, фен), через просмотр презентации, игровые дидактические упражнения.

Формирование представления об электроприборах.

Транспорт

11.

Наземный транспорт.  Профессии  людей, работающих на транспорте.

1

Формирование представлений о наземном транспорте (легковой и грузовой автомобиль, трактор, автобус). Через просмотр демонстрационных материалов, игровую, конструктивную деятельность.  

Формирование представлений о наземном транспорте

12.

Воздушный транспорт. Профессии людей, работающих на транспорте.

1

Формирование представлений о воздушном транспорте (самолёт, вертолёт). Через просмотр демонстрационных материалов, игровую, конструктивную деятельность.  

Представление  о воздушном транспорте (самолёт, вертолёт).

13.

Водный транспорт. Профессии  людей, работающих на транспорте.

1

Формирование представлений о водном транспорте (корабль, теплоход). Через просмотр демонстрационных материалов, игровую, конструктивную деятельность.  

Формирование представлений о водном транспорте

14.

Водный транспорт. Профессии  людей, работающих на транспорте.

1

Формирование представлений о водном транспорте (корабль, теплоход). Через просмотр демонстрационных материалов, игровую, конструктивную деятельность.  

Формирование представлений о водном транспорте

15.

Закрепление пройденного материала,.

1

Закрепление представлений о транспорте (воздушный, наземный, водный). Через игру.

Закрепление представлений о транспорте.

7. Учебно-методическое обеспечение

  • адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2);
  • комплект  рабочих тетрадей - Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. «Я - говорю!»: «Я в семье», «Я – ребёнок». Комплект предназначен для работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения в интеллектуальной деятельности.
  • «Ступеньки грамоты» ч. 1 и 2., авторы: Н.В. Гальская, Л.М. Сахар. И следующее пособие -  «Я и окружающий мир» - пособие для детей с особенностями психофизического развития, авторы: Т.В. Демьяненок, Ю.Н. Кислякова, И.Ю. Оглоблина.

8. Материально-техническое обеспечение

Для реализации программы материально-техническое обеспечение предмета включает: натуральные объекты, муляжи, макеты, предметные и сюжетные картинки, пиктограммы с изображением объектов, действий, правил поведения. Кроме того, используются аудио и видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы, иллюстрирующие социальную жизнь людей, правила поведения в общественных местах; рабочие тетради с различными объектами окружающего социального мира для раскрашивания, вырезания, наклеивания.

6. Система оценки по предмету «Окружающий социальный мир».

Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР. Например: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; представление: «узнает объект», «не всегда узнает объект» (ситуативно), «не узнает объект». Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в дневниках наблюдения и в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.

Результаты мониторинга указаны в таблице.

7. Учебно-методическое обеспечение.

  • адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2);
  • комплект  рабочих тетрадей - Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. «Я - говорю!»: «Я в семье», «Я – ребёнок». Комплект предназначен для работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения в интеллектуальной деятельности.
  • «Ступеньки грамоты» ч. 1 и 2., авторы: Н.В. Гальская, Л.М. Сахар. И следующее пособие -  «Я и окружающий мир» - пособие для детей с особенностями психофизического развития, авторы: Т.В. Демьяненок, Ю.Н. Кислякова, И.Ю. Оглоблина.

7. Материально-технические средства.

1.ЭОР.

2. Планшет.

3. Предметные картинки: «Продукты питания», « Режим дня».

4. Дидактические игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 5 КЛАСС (ВАРИАНТ 2) ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) ОБУЧЕНИЕ НА ДОМУ

Адаптированная рабочая программа основного общего образования 5 класс (вариант 2) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обучение на дому. Рабочая программа составлен...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 7 КЛАСС (ВАРИАНТ 2) ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) ОБУЧЕНИЕ НА ДОМУ

Адаптированная рабочая программа основного общего образования 7 класс (вариант 2) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обучение на дому. Рабочая программа составлен...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ ПРИРОДНОМУ МИРУ 1 КЛАСС - 2 ВАРИАНТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ ПРИРОДНОМУ МИРУ 1 КЛАСС - 2 ВАРИАНТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА...

Рабочая программа по окружающему природному миру 1 класс, 2 вариант УП (обучение на дому).

Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир" предназначена для учащихся 1 классов с тяжёлыми и множественными нарушениями развития....

Рабочая программа по окружающему природному миру, 4 класс, 2 вариант УП (обучение на дому).

Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир" предназначена для учащихся 4 классов  с тяжёлыми и множественными нарушениями развития....

Рабочая программа по окружающему социальному миру, 4 класс, 2 вариант УП (обучение на дому).

Рабочая программа по предмету "Окружающий социальный мир" предназначена для учащихся 4 классов с тяжёлыми и множественными нарушениями развития....