Рабочая программа по окружающему социальному миру, 1 класс, 2 вариант УП (обучение на дому).
рабочая программа по окружающему миру (1 класс)
Рабочая программа по предмету "Окружающий социальный мир" предназначена для учащихся 1 классов с тяжёлыми и множественными нарушениями развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okr.sots_mir.docx | 32.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Окружающий социальный мир, 1 класс, 2 вариант (обучение на дому).
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа по окружающему социальному миру предназначена для учащихся 1 класса с тяжёлыми и множественными нарушениями развития.
Программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года за №273, приказом «Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» от 19 декабря 2014г. за № 1599, АООП (2 вариант) и предназначена для работы с детьми младшего школьного возраста с нарушением интеллекта. Основой является программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0 – 4 классы/ под редакцией И.М. Бгажноковой, 2013г., филиал издательства «Просвещение», Санкт-Петербург.
В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с ТМНР испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим актуальностью программы учебного предмета «Окружающий социальный мир» является планомерное формирование осмысленного восприятия социальной действительности и включение на доступном уровне в жизнь общества.
Цель обучения предмета – формирование представлений о человеке и окружающем его социальном и предметном мире, а также умения соблюдать элементарные правила поведения в социальной среде.
На уроках окружающего социального мира используются следующие методы:
- Объяснительно-иллюстративный или информационно-рецептивный;
- Репродуктивный;
- Частично-поисковый или эвристический;
- Беседа;
- Наблюдение;
- Работа с книгой;
- Упражнение;
- ИКТ.
Методы распределяются на методы преподавания и соответствующие им методы учения:
- Информационно-обобщающий (учитель) / исполнительский (ученик);
- Объяснительный / репродуктивный
- Инструктивный / практический
- Объяснительно-побуждающий / поисковый.
Формы:
- Предметный урок;
- Индивидуальная работа;
- Фронтальная работа;
2. Общая характеристика учебного предмета
Процесс формирования представлений по окружающему социальному миру у учащихся с выраженным нарушением интеллекта неразрывно связан с наиболее важной коррекционной задачей – социально-бытовая адаптация этой категории детей. В связи с этим обучение носит прежде всего ярко выраженную практическую направленность. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность.
Основными задачами программы «Окружающий социальный мир» являются: знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения).
Учебный курс математики предусматривает следующую структуру:
- Квартира, дом, двор;
- Предметы быта;
- Транспорт;
- Традиции, обычаи;
- Страна.
3. Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «Окружающий социальный мир» входит в предметную область «Окружающий мир», является обязательной частью учебного плана в соответствии с ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и изучается на всех этапах обучения.
На изучение данного предмета отводится 0,5 часов в неделю. Из них:
I ч. – ч.
IIч. – ч.
IIIч. – ч.
IVч. – ч. Всего в год – 17 часов.
4. Планируемые результаты освоения программы
предметные результаты обучения.
- Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д.
- Знать и сообщать свой домашний адрес.
- Уметь различать предметы посуды и интерьера.
- Пользоваться удобствами в квартире.
- Знать свойства бумаги.
- Узнавать инструменты, используемые для обработки дерева.
личностные результаты обучения.
- сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
- сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- проявление готовности к самостоятельной жизни.
Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР. Например: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; представление: «узнает объект», «не всегда узнает объект» (ситуативно), «не узнает объект». Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в дневниках наблюдения и в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.
Результаты мониторинга указаны в таблице.
5. Содержание учебного предмета
В программе по математике выделяются разделы:
Квартира, дом, двор.
- Сообщение своего домашнего адреса (город, улица, номер дома, номер квартиры).
- Узнавание своего домашнего адреса (на слух, написанного).
Предметы быта.
- Узнавание (различение) часов (наручные, настенные, механические, электронные часы)
- Узнавание (различение) частей часов: стрелки, циферблат. Знание назначения часов (частей часов).
Транспорт.
- Узнавание (различение) наземного транспорта (рельсовый, безрельсовый). Знание назначения наземного транспорта.
- Узнавание (различение) общественного транспорта. Знание (соблюдение) правил поведения в общественном транспорте.
Традиции, обычаи.
- Знакомство с традициями и атрибутами праздников.
Страна.
- Знакомство с названием государства, в котором мы живем. Узнавание государственной символики (герб, флаг, гимн).
6. календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Колич. часов | Сроки | Основные элементы содержания | Практика | ||
Школа. | |||||||
1. | Вводное занятие | 1 | Актуализация знаний через видеоматериалы | ||||
2. | Школьные принадлежности | 1 | Формирование представлений о школьных принадлежностях через практические, игровые упражнения. | Формирование представлений о школьных принадлежностях. | |||
3. | Распорядок школьного дня. | 1 | Формирование представлений о распорядке школьного дня, через просмотр презентации, игровых упражнений. | Формирование представлений о распорядке школьного дня. | |||
4. | Правила учебного поведения. | 1 | Формирование представления о правилах учебного поведения, через практические упражнения. | Формирование представления о правилах учебного поведения. | |||
5. | Закрепление пройденного материала. | 1 | Закрепление представлений о школе, нормах поведения. Через игру. | Закрепление представлений о школе, нормах поведения. | |||
Дом | |||||||
6. | Части дома. | 1 | Формирование представления о частях дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол). Через просмотр демонстрационных материалов, практическую и изобразительную, конструктивную деятельность. | Формирование представления о частях дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол). | |||
7. | Типы домов. Помещения квартиры, дома. | 1 | Формирование представлений о типах домов (одноэтажные /многоэтажные, каменные/ деревянные), через просмотр презентации, конструктивную деятельность. Формирование представлений о помещениях квартиры (комната, кухня, ванная комната, туалет). Ориентация в помещениях своего дома. Через игровые упражнения. | Формирование представлений о типах домов (одноэтажные /многоэтажные, каменные/ деревянные. Формирование представлений о помещениях квартиры (комната, кухня, ванная комната, туалет). | |||
8. | Места общего пользования в доме. Домашний уют. | 1 | Формирование представлений о местах общего пользования в доме (чердак, подвал, подъезд, лестничная площадка, лифт), через дидактические упражнения. Игровую деятельность. | Формирование представлений о местах общего пользования в доме (чердак, подвал, подъезд, лестничная площадка, лифт). | |||
9. | Предметы мебели, посуды. | 1 | Формирование представлений о предметах мебели и посуды. Через просмотр демонстрационных материалов, практическую, конструктивную, изобразительную деятельность. | Формирование представлений о предметах мебели, посуды. | |||
10. | Электроприборы в доме. | 1 | Формирование представления об электроприборах (телевизор, утюг, лампа, вентилятор, обогреватель, магнитофон, видеоплеер, микроволновая печь, тостер, блендер, электрический чайник, фен), через просмотр презентации, игровые дидактические упражнения. | Формирование представления об электроприборах. | |||
Транспорт | |||||||
11. | Наземный транспорт. Профессии людей, работающих на транспорте. | 1 | Формирование представлений о наземном транспорте (легковой и грузовой автомобиль, трактор, автобус). Через просмотр демонстрационных материалов, игровую, конструктивную деятельность. | Формирование представлений о наземном транспорте | |||
12. | Воздушный транспорт. Профессии людей, работающих на транспорте. | 1 | Формирование представлений о воздушном транспорте (самолёт, вертолёт). Через просмотр демонстрационных материалов, игровую, конструктивную деятельность. | Представление о воздушном транспорте (самолёт, вертолёт). | |||
13. | Водный транспорт. Профессии людей, работающих на транспорте. | 1 | Формирование представлений о водном транспорте (корабль, теплоход). Через просмотр демонстрационных материалов, игровую, конструктивную деятельность. | Формирование представлений о водном транспорте | |||
14. | Водный транспорт. Профессии людей, работающих на транспорте. | 1 | Формирование представлений о водном транспорте (корабль, теплоход). Через просмотр демонстрационных материалов, игровую, конструктивную деятельность. | Формирование представлений о водном транспорте | |||
15. | Закрепление пройденного материала,. | 1 | Закрепление представлений о транспорте (воздушный, наземный, водный). Через игру. | Закрепление представлений о транспорте. |
7. Учебно-методическое обеспечение
- адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2);
- комплект рабочих тетрадей - Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. «Я - говорю!»: «Я в семье», «Я – ребёнок». Комплект предназначен для работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения в интеллектуальной деятельности.
- «Ступеньки грамоты» ч. 1 и 2., авторы: Н.В. Гальская, Л.М. Сахар. И следующее пособие - «Я и окружающий мир» - пособие для детей с особенностями психофизического развития, авторы: Т.В. Демьяненок, Ю.Н. Кислякова, И.Ю. Оглоблина.
8. Материально-техническое обеспечение
Для реализации программы материально-техническое обеспечение предмета включает: натуральные объекты, муляжи, макеты, предметные и сюжетные картинки, пиктограммы с изображением объектов, действий, правил поведения. Кроме того, используются аудио и видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы, иллюстрирующие социальную жизнь людей, правила поведения в общественных местах; рабочие тетради с различными объектами окружающего социального мира для раскрашивания, вырезания, наклеивания.
6. Система оценки по предмету «Окружающий социальный мир».
Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР. Например: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; представление: «узнает объект», «не всегда узнает объект» (ситуативно), «не узнает объект». Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в дневниках наблюдения и в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.
Результаты мониторинга указаны в таблице.
7. Учебно-методическое обеспечение.
- адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2);
- комплект рабочих тетрадей - Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. «Я - говорю!»: «Я в семье», «Я – ребёнок». Комплект предназначен для работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения в интеллектуальной деятельности.
- «Ступеньки грамоты» ч. 1 и 2., авторы: Н.В. Гальская, Л.М. Сахар. И следующее пособие - «Я и окружающий мир» - пособие для детей с особенностями психофизического развития, авторы: Т.В. Демьяненок, Ю.Н. Кислякова, И.Ю. Оглоблина.
7. Материально-технические средства.
1.ЭОР.
2. Планшет.
3. Предметные картинки: «Продукты питания», « Режим дня».
4. Дидактические игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 5 КЛАСС (ВАРИАНТ 2) ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) ОБУЧЕНИЕ НА ДОМУ
Адаптированная рабочая программа основного общего образования 5 класс (вариант 2) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обучение на дому. Рабочая программа составлен...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 7 КЛАСС (ВАРИАНТ 2) ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) ОБУЧЕНИЕ НА ДОМУ
Адаптированная рабочая программа основного общего образования 7 класс (вариант 2) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обучение на дому. Рабочая программа составлен...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ ПРИРОДНОМУ МИРУ 1 КЛАСС - 2 ВАРИАНТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ ПРИРОДНОМУ МИРУ 1 КЛАСС - 2 ВАРИАНТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ социальному МИРУ 1 КЛАСС - 2 ВАРИАНТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
окружающий социальный мир...
Рабочая программа по окружающему природному миру 1 класс, 2 вариант УП (обучение на дому).
Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир" предназначена для учащихся 1 классов с тяжёлыми и множественными нарушениями развития....
Рабочая программа по окружающему природному миру, 4 класс, 2 вариант УП (обучение на дому).
Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир" предназначена для учащихся 4 классов с тяжёлыми и множественными нарушениями развития....
Рабочая программа по окружающему социальному миру, 4 класс, 2 вариант УП (обучение на дому).
Рабочая программа по предмету "Окружающий социальный мир" предназначена для учащихся 4 классов с тяжёлыми и множественными нарушениями развития....