Рабочая программа по окружающему социальному миру, 4 класс, 2 вариант УП (обучение на дому).
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)
Рабочая программа по предмету "Окружающий социальный мир" предназначена для учащихся 4 классов с тяжёлыми и множественными нарушениями развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okr._sots._mir_4_k.docx | 30.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Окружающий социальный мир, 4 класс, 2 вариант (обучение на дому).
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа по окружающему социальному миру предназначена для учащихся 4 класса с тяжёлыми и множественными нарушениями развития.
Программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года за №273, приказом «Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» от 19 декабря 2014г. за № 1599, АООП (2 вариант) и предназначена для работы с детьми младшего школьного возраста с нарушением интеллекта. Основой является программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0 – 4 классы/ под редакцией И.М. Бгажноковой, 2013г., филиал издательства «Просвещение», Санкт-Петербург.
В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с ТМНР испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим актуальностью программы учебного предмета «Окружающий социальный мир» является планомерное формирование осмысленного восприятия социальной действительности и включение на доступном уровне в жизнь общества.
Цель обучения предмета – формирование представлений о человеке и окружающем его социальном и предметном мире, а также умения соблюдать элементарные правила поведения в социальной среде.
На уроках окружающего социального мира используются следующие методы:
- Объяснительно-иллюстративный или информационно-рецептивный;
- Репродуктивный;
- Частично-поисковый или эвристический;
- Беседа;
- Наблюдение;
- Работа с книгой;
- Упражнение;
- ИКТ.
Методы распределяются на методы преподавания и соответствующие им методы учения:
- Информационно-обобщающий (учитель) / исполнительский (ученик);
- Объяснительный / репродуктивный
- Инструктивный / практический
- Объяснительно-побуждающий / поисковый.
Формы:
- Предметный урок;
- Индивидуальная работа;
- Фронтальная работа;
2. Общая характеристика учебного предмета
Процесс формирования представлений по окружающему социальному миру у учащихся с выраженным нарушением интеллекта неразрывно связан с наиболее важной коррекционной задачей – социально-бытовая адаптация этой категории детей. В связи с этим обучение носит прежде всего ярко выраженную практическую направленность. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность.
Основными задачами программы «Окружающий социальный мир» являются: знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения).
Учебный курс математики предусматривает следующую структуру:
- Квартира, дом, двор;
- Предметы быта;
- Транспорт;
- Традиции, обычаи;
- Страна.
3. Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «Окружающий социальный мир» входит в предметную область «Окружающий мир», является частью учебного плана (4 кл. 2 вар. УП) в соответствии с ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и изучается на всех этапах обучения.
На изучение данного предмета отводится 0,5 часов в неделю. Из них:
I ч. – ч.
IIч. – ч.
IIIч. – ч.
IVч. – ч. Всего в год – 17 часов.
4. Планируемые результаты освоения программы
предметные результаты обучения.
- Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д.
- Знать и сообщать свой домашний адрес.
- Уметь различать предметы посуды и интерьера.
- Пользоваться удобствами в квартире.
- Знать свойства бумаги.
- Узнавать инструменты, используемые для обработки дерева.
личностные результаты обучения.
- сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
- сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- проявление готовности к самостоятельной жизни.
Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР. Например: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; представление: «узнает объект», «не всегда узнает объект» (ситуативно), «не узнает объект». Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в дневниках наблюдения и в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.
Результаты мониторинга указаны в таблице.
5. Содержание учебного предмета
В программе по математике выделяются разделы:
Квартира, дом, двор.
- Сообщение своего домашнего адреса (город, улица, номер дома, номер квартиры).
- Узнавание своего домашнего адреса (на слух, написанного).
Предметы быта.
- Узнавание (различение) часов (наручные, настенные, механические, электронные часы)
- Узнавание (различение) частей часов: стрелки, циферблат. Знание назначения часов (частей часов).
Транспорт.
- Узнавание (различение) наземного транспорта (рельсовый, безрельсовый). Знание назначения наземного транспорта.
- Узнавание (различение) общественного транспорта. Знание (соблюдение) правил поведения в общественном транспорте.
Традиции, обычаи.
- Знакомство с традициями и атрибутами праздников.
Страна.
- Знакомство с названием государства, в котором мы живем. Узнавание государственной символики (герб, флаг, гимн).
6.Тематическое планирование
№ | тема | колич. часов | сроки | основные элементы содержания | практика | |
Квартира, дом, двор | ||||||
1-2 | Сообщение своего домашнего адреса (город, улица, номер дома, номер квартиры). | 2 | 03.02. | Формировать знания своего домашнего адреса через игровые упражнения | Формирование знания своего домашнего адреса | |
3 | Узнавание своего домашнего адреса (на слух, написанного). | 1 | ||||
4-5 | Знакомство с коммунальными удобствами в квартире: | 2 | Формирование знаний о коммунальных удобствах в квартире, как пользоваться удобствами через игровую и практическую деятельность | Формирование знаний о коммунальных удобствах в квартире. | ||
Предметы быта. | ||||||
6 | Узнавание (различение) часов (наручные, настенные, механические, электронные часы) | 1 | Учить различать виды часов, познакомить с назначением различных видов часов через игровую деятельность, просмотр демонстрационных материалов | Формирование знаний о посуде. | ||
7-8 | Узнавание (различение) частей часов: стрелки, циферблат. Знание назначения часов (частей часов). | 2 | Познакомить с частями и назначением часов, их практическим значением через игровую и практическую деятельность. | Формировать знания о часах | ||
Транспорт | ||||||
9 | Узнавание (различение) наземного транспорта. Знание назначения наземного транспорта. | 1 | 17.02. | Формировать знания о наземном транспорте, правилах поведения в общественном транспорте через игровую и практическую деятельность, использование демонстрационных материалов | Формировать знания о транспорте, правилах поведения в общественном транспорте | |
10-11 | Узнавание (различение) общественного транспорта. Правила поведения в общественном транспорте. | 2 | 03.03. 17.03. | |||
Традиции, обычаи. | ||||||
12-13 | Знакомство с традициями и атрибутами праздников. | 2 | Формировать знания о праздниках, атрибутах различных праздников через игровую и практическую деятельность, использование демонстрационных материалов | Формировать знания о праздниках | ||
Страна. | ||||||
14-15. | Знакомство с названием государства, в котором мы живем. Государственная символика. | 2 | Формировать знания о символах государства, названии государства через использование демонстрационных материалов | Формировать знания о символах государства, названии государства | ||
Школа | ||||||
16 | Распорядок школьного дня. | 1 | Формирование представлений о распорядке школьного дня, через просмотр презентации, игровых упражнений. | Формирование представлений о распорядке школьного дня. | ||
17 | Правила учебного поведения. | 1 | Формирование представления о правилах учебного поведения, через практические упражнения. | Формирование представления о правилах учебного поведения. |
7. Учебно-методическое обеспечение
- адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2);
- комплект рабочих тетрадей - Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. «Я - говорю!»: «Я в семье», «Я – ребёнок». Комплект предназначен для работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения в интеллектуальной деятельности.
- «Ступеньки грамоты» ч. 1 и 2., авторы: Н.В. Гальская, Л.М. Сахар. И следующее пособие - «Я и окружающий мир» - пособие для детей с особенностями психофизического развития, авторы: Т.В. Демьяненок, Ю.Н. Кислякова, И.Ю. Оглоблина.
8. Материально-техническое обеспечение
Для реализации программы материально-техническое обеспечение предмета включает: натуральные объекты, муляжи, макеты, предметные и сюжетные картинки, пиктограммы с изображением объектов, действий, правил поведения. Кроме того, используются аудио и видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы, иллюстрирующие социальную жизнь людей, правила поведения в общественных местах; рабочие тетради с различными объектами окружающего социального мира для раскрашивания, вырезания, наклеивания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 5 КЛАСС (ВАРИАНТ 2) ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) ОБУЧЕНИЕ НА ДОМУ
Адаптированная рабочая программа основного общего образования 5 класс (вариант 2) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обучение на дому. Рабочая программа составлен...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 7 КЛАСС (ВАРИАНТ 2) ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) ОБУЧЕНИЕ НА ДОМУ
Адаптированная рабочая программа основного общего образования 7 класс (вариант 2) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обучение на дому. Рабочая программа составлен...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ ПРИРОДНОМУ МИРУ 1 КЛАСС - 2 ВАРИАНТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ ПРИРОДНОМУ МИРУ 1 КЛАСС - 2 ВАРИАНТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ социальному МИРУ 1 КЛАСС - 2 ВАРИАНТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
окружающий социальный мир...
Рабочая программа по окружающему социальному миру, 1 класс, 2 вариант УП (обучение на дому).
Рабочая программа по предмету "Окружающий социальный мир" предназначена для учащихся 1 классов с тяжёлыми и множественными нарушениями развития....
Рабочая программа по окружающему природному миру 1 класс, 2 вариант УП (обучение на дому).
Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир" предназначена для учащихся 1 классов с тяжёлыми и множественными нарушениями развития....
Рабочая программа по окружающему природному миру, 4 класс, 2 вариант УП (обучение на дому).
Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир" предназначена для учащихся 4 классов с тяжёлыми и множественными нарушениями развития....