Конспект урока по окружающему миру "Какие бывают растения"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Ковалёва Ирина Геннадьевна

Конспект урока-экскурсии по окружающему миру "Какие бывают растения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-ekskursiya_kakie_byvayut_rasteniya.docx21.55 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока-экскурсии по окружающему миру  

Тема: «Какие бывают растения»

Предмет: окружающий мир

УМК «Школа России»

Класс: 2

Цель урока: Создание условий для формирования первоначальных представлений детей о деревьях, кустарниках, травах, растущих в школьном дворе

Задачи урока: узнать на какие группы можно разделить растения; уметь выделять и сравнивать признаки этих групп, делать выводы на основании рассуждений; учиться замечать и ценить красоту мира растений

Личностные результаты

Овладение начальными навыками адаптации в изменяющемся и развивающемся мире;

развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Познавательные УУД:

освоение способов решения проблем исследовательского характера

овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по признакам

Регулятивные УУД:

понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить

формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

Коммуникативные УУД:

активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения познавательных задач

готовность слушать собеседника и вести диалог

излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения

умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Ход урока

1 этап: Самоопределение к деятельности

Доброе утро!  Сегодня мы превратимся в настоящих исследователей, потому что мы отправляемся на экскурсию в наш школьный двор. В нашем путешествии вам пригодятся наблюдательность, внимание к деталям и дружеское отношение друг к другу.

2 этап: Актуализация знаний

Гуляя по школьному двору, вы видели, как много там различных растений. Какие растения вам знакомы?

Вы знаете многое, а сможете ли вы узнать все растения по картинке. (Обучающимся предлагаются изображения знакомых и незнакомых растений).

Какой вывод можем сделать? (Есть растения, которые ещё не знаем; все растения очень разные)

3 этап: Постановка учебной задачи

Как вы думаете, зачем мы сегодня отправимся на экскурсию, что мы будем изучать? (Изучаем растения: рассматриваем, сравниваем; запоминаем новые растения).

Ребята, сегодня мы разделимся на группы, у каждой группы будет своё задание. После наблюдений, мы соберёмся вместе и поделимся своими знаниями. Вспомните, пожалуйста, правила работы в группах, чтобы ваше сотрудничество было удачным.

4 этап: Изучение новой темы (решение учебной задачи)

Работа с гербарием: отложите, пожалуйста, растения, которые вам не знакомы. Первая группа работает с гербарием листьев деревьев, вторая группа – кустарников, третья группа – трав.

Задания для первой группы: найти и показать одноклассникам незнакомые деревья в школьном дворе с опорой на гербарий. С помощью схемы учебника рассмотреть части деревьев.

Задания для второй группы: найти и показать одноклассникам незнакомые кустарники в школьном дворе с опорой на гербарий. С помощью схемы учебника рассмотреть части кустарников.

Задания для третьей  группы: найти и показать одноклассникам незнакомые травы в школьном дворе с опорой на гербарий. С помощью схемы учебника рассмотреть части трав.

5 этап: Первичное закрепление

Предполагаемый отчет первой группы: ребята показывают одноклассникам ясень, ольху, тополь, лиственницу. Рассказывают и показывают части деревьев (корень, ствол, ветви, листья, дополняют ответы, что деревья тоже цветут весной и в начале лета, а потом на них появятся плоды). Учитель предлагает сравнить лиственницу и тополь. Дети делают вывод о том, что у лиственных растений листья в виде пластинок, а у хвойных - в виде иголок (хвоинок). Раньше всех теряют листья липа, берёза, осина. А ель и сосна стоят зелёные. Хвоинкам морозы не страшны. Каждая хвоинка покрыта восковым налётом. Учитель дополняет ответы детей (рассказ о лиственнице).

Предполагаемый отчет второй группы: ребята показывают одноклассникам боярышник, акацию, калину. Рассказывают и показывают части кустарников (корень, стволики, ветви, листья, дополняют ответы, что кустарники тоже цветут весной и в начале лета, а потом на них появятся плоды).  Учитель предлагает сравнить кустарник и дерево, на основе сравнения дети делают вывод о том, что у  дерева от корня отходит один толстый стебель-ствол, а у  кустарника несколько тонких стволиков.

Предполагаемый отчет третьей группы: ребята показывают одноклассникам календулу, мяту, одуванчик, подорожник. Рассказывают и показывают части трав (корень, стебель, листья, цветы). Учитель дополняет ответы, сообщает, многие травы лекарственные. Учитель предлагает сравнить строение трав, деревьев и кустарников. Дети делают вывод о том, что у трав нет ствола, стволиков, у них – стебель.

Общий вывод: растения имеют одинаковые части, делятся на три группы: деревья, кустарники, травы, растения бывают хвойные и лиственные, отличаются формой листьев, размером…

6 этап: Обобщение и закрепление

Угадайте название растения и просигнальте что это: дерево, кустарник или травянистое растение, докажите свой ответ.

1. Это растение - ближайший родственник садовой красавицы розы.

2.Весной стоит нарядное, праздничное, будто всё в белой пене.

3.Лиственные растения зимой стоят голые, хвойные - зелёные круглый год. А у этого растения хоть и хвоинки, а зимой стоит голое.

4.Дотронься летом до ствола. Он прохладный даже на солнцепёке. Такое может быть только у одного растения в мире. Это единственное растение с белой корой, которая не нагревается на солнце.

5. В народе это растение называют «сладким». Нет, конфеты на нём не растут. Но во время цветения летят к нему пчёлы. И мёд потом будет вкусным, душистым.

7 этап: Рефлексия. Итог урока

Ребята, вспомните, какую цель вы каждый ставили для себя. На какой вопрос хотели найти ответ.

Оценить вам свою работу помогут кленовые листики. Оцените свою деятельность на уроке. Если вы довольны своей работой, раскрасьте их зелёным цветом, если вы считаете, что могли сделать больше, раскрасьте жёлтым цветом. Ребята раскрашивают листья и вслух комментируют.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру "Корни растений"

В начале урока учащиеся ставят проблемные вопрсы:-Что такое корень?-Для чего нужны корни растению?-Что такое корневая система?-Виды корневых систем?В процессе  дальнейшей  групповой работы, ...

Конспект урока 2 класс "Какие бывают растения?"

Разработка урока по окружающему миру "Какие бывают растения?"...

План-конспект урока по окружающему миру "Многообразие растений"

Конспект урока составлен  по УМК "Перспективная начальная школа" 2 класс...

Конспект урока по Окружающему миру "Строение растений" 3 класс "Планета знаний"

Тема: «Строение растений» 3 класс, УМК «Планета знаний», Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Е. В. Саплина, А. И. Саплин.Тип урока: Урок «открытия» нового знания.Цель: познакомить учащихся с органами раст...

Конспект урока с презентацией" Какие бывают растения"

Данный конспект разработан по программе "Школа 21 века"...

Конспект урока по окружающему миру "Разнообразие растений" 3 класс

Данная разработка представляет собой конспект урока по окружающему миру по теме "Разнообразие растений". Будет полезна учителям начальных классов. В конспекте содержатся интересные факты из жизни раст...

Конспект урока по окружающему миру "Разнообразие растений на Земле. Растения встречаются повсюду"

Конспект урока по окружающему миру с использованием ИКТ по теме " Разнообразие растений на Земле. Растения встречаются повсюду."  Цели: расширение представлений школьников о разнообразии флоры, ...