Методическая разработка урока по окружающему миру
методическая разработка по окружающему миру (1 класс)

 Урок по теме: "Как помочь птицам зимой?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок по окружающему миру69.43 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока

по окружающему миру

1 класс

Новости Сочи - Сочинские дети накормят зимующих птиц


на тему: «Как зимой помочь птицам?»

( УМК «Школа России»)

Цель: создать условия для формирования знаний о птицах, зимующих в наших краях; устройстве кормушек и видах корма; воспитывать любовь к природе.

Универсальные учебные действия (УУД).
Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о птицах, зимующих в наших краях.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, принимают учебную задачу; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа.

Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика и учителя, вступать в коллективное учебное сотрудничество.

Оборудование:

- мультимедийная установка;

- электронная презентация «Покормите птиц зимой»;

- учебник А.А.Плешаков «Окружающий мир» в 2-х частях, М.: Просвещение, 2012 г., УМК «Школа России»;

- рабочая тетрадь А.А.Плешаков «Окружающий мир» М.: Просвещение, 2012 г.;

- образец кормушки,пустые коробки из – под сока, ножницы, бечевка или шпагат.;

- смайлики; карточки для игры «Крестики – нолики».

Тип урока: комбинированный

Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать зимующих птиц на картинках и в природе; изготавливать кормушки и выбирать корм для птиц; обсуждать формы кормушек и виды корма для птиц.

Формы работы учащихся:

  • фронтальная                        
  • коллективная
  • индивидуальная
  • парная

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

Время

1. Организационный момент

Читает стихотворение. Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Вот и прозвенел звонок.
Начинается урок.
Очень тихо вы садитесь,
И работать не ленитесь.
А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке,
Книжка, карандаш, тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно

глядят?

Слушают  стихотворение

Регулятивные УУД:

- организация своего рабочего места

Личностные УУД:

- формировать интерес к изучению родной природы;-

повышать уровень

мотивации учебной деятельности.

1 минута.

На данном этапе происходит создание благоприятной обстановки, положительного настроя учащихся к

уроку.

2. Актуализация знаний и постановка проблемы

- Читает стихотворение под музыкальное сопровождение

(1 слайд- 1 звук)

Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит, И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит. И стоит он, околдован, Не мертвец и не живой - Сном волшебным очарован, Весь опутан, весь окован

Лёгкой цепью

пуховой... Ф.Тютчев

Организует диалог.

- Давайте мысленно перенесемся в волшебный зимний лес.

- Охарактеризуйте зиму. Какая погода зимой?

- Закройте глаза. Послушайте мелодии, и скажите, о ком мы будем беседовать сегодня на уроке. (Звучит запись голосов птиц)(1 слайд- 2 звук)

- Скажите, пожалуйста, как называют птиц,

которые улетают в

тёплые края?

- А кто из вас может назвать их?  

- Как вы думаете, почему они улетают в тёплые края?

- А какие птицы вам  часто встречаются сейчас  зимой в нашей местности?

-Как вы думаете, как всех этих птиц можно назвать?

- А почему их так называют?

- Какую пользу приносят птицы?

- Без птиц было бы тяжело на земле,

Ведьони не только радуют нас своим

пением, красотой, но и защищают растения  от вредных насекомых.

- О чём же мы сегодня будем говорить на уроке?

(2 слайд)

Слушание и осмысление стихотворения

- Дуют холодные ветра, мороз сковал землю, кругом лежит снег, голые деревья скрипят от холода.

- Перелётные.

- Скворцы, ласточки

и т.д.

- Они не приспособлены к холодам и др.

- Воробьи, синицы и т.д.

- Зимующие.

- Они не улетаю зимой в тёплые края.

- Они являются украшением Земли, уничтожают вредных насекомых.

- О птицах и о том, как им трудно выжить зимой.

Познавательные УУД:-общеучебные - произвольное и осознанное речевое высказывание в устной форме о признаках зимы, перелетных птицах;

- логические – осуществление

поиска необходимой информации (из собственного жизненного опыта).

Коммуникативные УУД:

-  умение осознанно строить речевое

высказывание в устной форме.

Личностные УУД:

- проявление интереса к новому учебному материалу.

Регулятивные УУД:

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

3 минуты.

На данном этапе формулируется тема и цель урока используется фронтальная форма работы.

.

3. Подготовка к активному восприятию и усвоению материала

- А сейчас послушайте меня внимательно и отгадайте загадки, что это за птица?

Маленький мальчишка,

В сером армячишке,

По полям шныряет,

Крохи собирает.

(3 слайд)

Чернокрылый, красногрудый,

И зимой найдёт приют:

Не боится он простуды –

С первым снегом

Тут как тут!

(4 слайд)

Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика.

(5 слайд)

-Воробей

-Снегирь

- Синичка

Личностные УУД:

- повышать уровень мотивации учебной деятельности.

1 минута.

На данном этапе в игровой форме повышается уровень мотивации учебной деятельности.

4.Изучение нового материала.

- А сейчас, давайте отправимся к птичкам и  послушаем, что они

говорят.

(6 слайд)

Они говорят, что им голодно зимой и холодно. Почему?

Вы знаете, что поздней осенью насекомые прячутся или умирают. А те птицы, которые питаются зерном, семенами, не могут добывать их из – под снега.

 Поэтому они вынуждены ежегодно совершать перелёты от родных мест к местам зимовок и обратно.

Это ласточки, журавли, гуси, скворцы, аисты.

 А что же делать птичкам, которые остаются зимовать?

Правильно.

Ребята скажите какие из этих птиц живут у нас круглый год?

А какие прилетают на зиму?

(7, 8 слайд)

Например, воробьи.

Они стараются держаться поближе к человеку, забиваются

 в щели домов, под крыши сараев.

Или синички и поползни, они почти круглый год

живут в лесах, а

когда наступают холода, перебираются поближе к людям и любят полакомиться семенами деревьев, салом и хлебом и т.д.

-Ребята откройте учебники на странице 74.  

 -Прочитайте

тему урока и

рассмотрите птиц на рисунке

-Прочитайте их названия.

 Найдите отличительные

признаки каждой птицы.

- Посмотрите, птички решили отдохнуть. Давайте и мы к ним присоединимся.

Отвечают на вопросы учителя.

Просматривают

презентацию

- Им нечем питаться, потому что насекомые прячутся под снегом.

- Мы должны им помогать, подкармливать.

Работают с учебником

Читают и отвечают на вопросы учителя.

Познавательные УУД:

- перерабатывать полученную

информацию из учебных пособий, жизненного опыта и новых знаний на уроке;

- наблюдать и делать выводы;

- дополнение и расширение имеющихся знаний;

- знать и распознавать на наглядных образцах названия птиц;

Коммуникативные УУД:

- участвовать в диалоге по теме (учитель – ученик;

ученик – ученик);

- приводить свои примеры из жизненных ситуаций;

7 минут.

На этом этапе дети знакомятся с зимующими птицами.

 Использовала презентацию.

Методы обучения: словесные, наглядные.

5. Физкульминутка

(под музыку)

Показ движений учителем.

(9 слайд)

Повторяют движения за учителем.

Регулятивные УУД: осуществление пошагового контроля своих действий, ориентируясь на показ движений учителем, самостоятельное оценивание

правильности выполнения действий.

3 минуты.

Здоровьесберегающая технология. Физкультминутка подобрана в соответствии с темой урока.

6. Изучение нового материала.

-Отгадайте загадку.

Что за стол среди берёз

Под открытым

небом?

Угощает он в мороз

Птиц зерном и хлебом.

(10 слайд)

- Подумайте, чем же можно кормить птиц?

Показывает и комментирует слайды

(11-15 слайд)

Просматривают презентацию, продумывают ответ на  вопрос.

-Кормушка

Думают чем можно кормить птиц и отвечают на вопрос.

Познавательные УУД:

- чтение и слушание;

- умение извлекать нужную

информацию;

 дополнение и расширение имеющихся знаний

3 минуты.

При помощи презентации обучающиеся знакомятся с особенностями

выбора корма для птиц.

7. Применение полученных знаний

Выполнение заданий в рабочей тетради.

-Откройте рабочие тетради № 1 (с. 52)

- Рассмотрите рисунки. Кто смог узнать птиц на этом рисунке?

Выполните задание.

Наблюдает  за

деятельностью учеников, вместе с

учащимися исправляет ошибки.

Читает  текст на

с. 75, чтобы

 хорошо запомнить, какой корм подходит для птиц.

Какой корм подходит для птиц, мы теперь знаем, а куда же можно положить

корм?

Работают в рабочей тетради

Слушают текст в учебнике.

- В кормушку.

Познавательные УУД:

 - отбирать информацию.

Коммуникативные УУД:

-аргументировать свою позицию;

- участвовать в диалоге на уроке

Предметные:

- получат возможность научиться оказывать помощь зимующим птицам (изготавливать кормушки); обобщать жизненные наблюдения.

Личностные УУД:

 - осознают ответственное отношение к природе на примере посильной помощи зимующим птицам.

4 минуты.

На этом этапе урока используется самостоятельная и коллективная форма работы. Закрепление знаний.

8. Практическая работа.

1)    Вводная беседа.

-  Сегодня мы с вами научимся делать птичьи столовые из подручного материала. Для этого нам понадобятся –

пустая коробка из – под сока, ножницы и бечевка.

Посмотрите внимательно на выставку кормушек разных видов.( в учебнике стр. 74)

(16 слайд)

- Они изготовлены из

 разных материалов. Но не всегда под рукой находятся фанера, доски, молоток, гвозди.

Для изготовления сложных кормушек  нам необходима помощь взрослых. Они всегда заняты и у них часто  не хватает на это времени.

И мы сегодня с вами научимся делать кормушку, которую вы сможете сделать сами, без помощи взрослых (показ образца).

2)    Закрепление инструкции по технике безопасности при работе с ножницами.

3)    Анализ предстоящей работы.

(17 слайд)

- Рассмотрите образец кормушки.

- Из каких частей состоит кормушка.

- Из каких материалов сделана

кормушка.

4) Изготовление кормушки под руководством учителя. Ход работы показан в рабочей тетради.

- Молодцы! Хорошие получились кормушки. С такими заботливыми ребятами как вы  ни одна птичка не

погибнет. 

Читает стихотворение

(18 слайд)

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна –

И не страшна будет им зима…

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Вам встречать весну.

- Определение учащимися материалов из которых выполнены кормушки.

Дети проговаривают, как правильно пользоваться ножницами.

- Коробка из-под сока и верёвка.

Учащиеся изготовляют кормушку.

Дети выставляют свои кормушки.

Слушают стихотворение.

10 минут.

На данном этапе обучающиеся под руководством учителя по плану  изготавливали кормушку для птиц своими руками.

9. Обобщение полученных знаний.

- А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Крестики-

нолики», благодаря которой мы посмотрим, как вы поняли тему

сегодняшнего урока. (19слайд)

Игра "Крестики-нолики".

1. Верно ли, что перелетные птицы не улетают в теплые

края? (0)

2. Зимующими называются те птицы, которые остаются зимовать на родине. Так ли это? (+)

3. Ласточка, соловей, скворец - зимующие птицы? (0)

4. Верно ли, что у клестов зимой появляются птенцы? (+)

5. Согласны ли вы с утверждением, что зимой птицы питаются плодами, семенами, почками? (+)

6. Нужно ли птиц подкармливать зимой? (+)

7. Верно ли, что птицы зимой не погибают от холода и голода? (0)

- Давайте проверим свои ответы.

Кто допустил ошибки? Кто ответил на все вопросы правильно?  Молодцы! Справились с этим заданием.

Ученики на листочках отвечают на вопросы, ставя

"+", если ответ правильный, "0", если ответ неверный

Взаимопроверка выполненного задания в парах.

Регулятивные УУД:

- применять для решения логические

действия анализа, сравнения, обобщения, построения

рассуждений и выводов.

4 минуты.

На этом этапе урока при помощи игры

обобщаются полученные знания . Использовала индивидуальную

форму работы и взаимопроверку в парах.

10. Домашнее задание.

- Вместе со взрослыми после уроков развесьте

кормушки, которые мы сделали на уроке и положите в них

корм. Не забывайте класть корм постоянно.

1 минута.

11. Рефлексия. Итог урока.

 Вот и подошёл к концу наш урок.

(20 слайд)

- Ребята, что нового вы узнали на уроке?

- Что показалось вам наиболее интересным?

- Что было для вас трудным?

- С каким настроением вы заканчиваете урок?

(21слайд)

Окончен урок и выполнен план. Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что упорно и дружно трудились,

Я думаю, знания вам пригодились.

Поднимают смайлики.

Личностные УУД:

- понимают значение знаний для человека и принимают его.

1 минута.

Время, отведённое на все этапы урока, было соблюдено.

Все поставленные задачи удалось реализовать: познакомились с зимующими птицами, условиями жизни зимой; научились делать кормушки из подручного

материала. На этом уроке воспитывалось гуманное отношение к природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока по окружающему миру " Путешествие в космос"

Методическая разработка урока по окружающему миру 2 класс. Можно использовать и как внеклассное мероприятие ко дню космонавтики...

Методическая разработка урока по окружающему миру во 2 классе "Твое тело"

Цели: Образовательные:- ввести понятие «внешнее» и «внутреннее» строение тела человека;- познакомить с частями тела и внутренними органами человека;- дать первоначальное представление о работе внутрен...

Методическая разработка урока по окружающему миру 3 класс.

Методическая разработка урока по окружающему миру к учебнику А.А. Плешакова "Мир вокруг нас", 3 класс. Тема урока:"Вода. Свойства воды."...

Методическая разработка урока по окружающему миру "Весна в мире насекомых"

Не только первые цветы радуют глаз человека ранней весной. Не меньший восторг испытывает человек, впервые увидев весной порхающую бабочку, степенного шмеля, торопливого муравья.Сегодня  нам предс...

Методическая разработка урока по окружающему миру во 2 Б классе. Тема урока: "Дикие и домашние животные"

Цели урока: закрепление знаний обучающихся о диких и домашних животных, формирование представлений о целостности окружающего мира, взаимозависимости структурных компонентов...