Урок по окружающему миру "Жизнь леса"
материал по окружающему миру (4 класс)
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира в 4 класс
Тема: Жизнь леса.
Цель и задачи:
1) Познакомить детей с понятиями “природное сообщество;
2) Показать взаимосвязь между всеми компонентами природного сообщества леса;
3) Формировать бережное отношение к природе;
4) Развивать познавательную активность, умение рассуждать, выражать свои мысли.
Планируемый результат
Познавательные умения:
—планировать свою деятельность, сопоставлять и отбирать необходимую информацию; анализировать, группировать; обосновывать своё мнение; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном виде.
Регулятивные умения:
- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и
условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
Коммуникативные умения:
- участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.
Предметные умения:
—отбирать соответствующую информацию, учебный материал; доказывать правильность своего ответа.
Личностные умения:
- ценить и принимать базовые ценности «добро», «бережное отношение».
Основные понятия
- лес – природное сообщество.
Оборудование:
Учебник «Окружающий мир» 4 класс, ч.1.А. А. Плешаков.
Раздаточный материал
Презентация « Лес – природное сообщество»
Плакат «Жизнь леса».
Организация пространства
- работа фронтальная, индивидуальная, групповая
Ход урока
Организационный этап.
Мы – умные!
Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы отлично учимся!
Всё у нас получится!
Мотивация учебной деятельности учащихся
1. Работа с картой.
- Чтобы узнать, о чем пойдет речь на уроке, я предлагаю задание: «Узнай по описанию»
«В этой зоне благоприятные условия для жизни животных: достаточно корма, нетрудно спрятаться, построить гнездо или нору. Здесь живут не только звери, птицы, насекомые, но и лягушки, жабы, змеи».
- Как называется эта природная зона?
- Найдите на карте природную зону лесов. Что можно рассказать о ней по карте?
- Покажите тайгу, смешанные и широколиственные леса
2. Блицтурнир «Я знаю лес»
1. Какой лес называется тайгой? (Хвойный.)
2. Какое отличие есть у лиственницы? (Сбрасывает иголки.)
3. Когда плачут березы? (Весной, сок течет.)
4. Как называется лес, в котором растут березы, ели? (Смешанный лес.)
5. Сколько лет живет иголка сосны? (1 год.)
6. Из какого дерева делают спички? (Осины.)
7. Какие дрова самые жаркие? (Дубовые и березовые.)
8. Почему нельзя трогать яйца в гнездах птиц? (Птицы могут бросить яйца и птенцы внутри яиц погибнут.)
9. У какого дерева в лесу все время дрожат листочки? (Осина.)
10.Кого называют санитаром леса? (Волка)
Постановка цели и задач урока.
- Тема нашего урока «Жизнь леса». Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?
- Что мы будем делать для достижения этой цели?
- Что вам хотелось бы узнать по этой теме?
- Сегодня на урокеоткроем тайны леса и посмотрим на жизнь его обитателей, побываем в роли исследователей природы, ее защитников.
Работа над новой темой.
1. Работа над понятием «природное сообщество»
- Итак, что же такое лес?
- Лес целый мир. В нём обитают множество растений и животных, жизнь которых тесно взаимосвязана. Многое мы видим, но ещё больше скрыто от наших глаз.
- Обратите внимание на доску перед вами тема и план изучения нового материала.
1. Что такое природное сообщество?
2. Какие организмы составляют природное сообщество леса.
3. Как связаны между собой организмы в природном сообществе леса.
4. Роль сообщества
5. Экологические проблемы.
- Лес называют природным сообществом. Как вы это понимаете? Что такое сообщество?
СООБЩЕСТВО, -а, ср. 1. Объединение людей, народов, государств, имеющих общие интересы, цели. Международное. Мировое (страны всего мира).
2. Группа растительных или(и) животных организмов, живущих вместе.
- Какое значение подходит к слову «лес»?
СоОБЩЕСТВО – группа растительных или животных организмов, живущих вместе.
- Какие организмы составляют сообщество леса?
2. Работа в группах. (Повторить правила работы в группе, распределить роли в группе.)
- Сегодня на уроке вы будете учеными - исследователями, экологами, ботаниками, зоологами, микологами, чтобы постараться более полно ответить на вопрос: «Что такое природное сообщество леса?
- Первое задание будет таким: прочитать текст и кратко, с помощью карточек составить краткий план, прочитанного текст
3. Физкультминутка.
- Грибы – это растения?
- Ложные опята, бледная поганка – несъедобные грибы?
- Рыжики, лисичка – съедобные грибы?
- Может ли гриб вырасти на дереве?
- Животные едят несъедобные грибы?
- Может ли гриб дерево съесть?
-Самый ядовитый гриб-мухомор?
- Съедобен ли дождевик?
- За грибами следует отправляться днём?
-Вспомните правила поведения в лесу. Слушайте утверждения и если это можно делать – хлопайте, а если нельзя – топайте.
- Можно ходить по траве.
- Можно ломать деревья.
- Можно отдыхать в лесу.
- Можно жечь костры.
- Можно слушать птиц.
- Можно громко говорить, кричать в лесу.
- Молодцы! Хорошо поработали.
4. Рассказ учителя об экологических связях в сообществе леса
- Живые организмы в природе взаимосвязаны по причине питания, обитания, защиты от врагов.
- Все обитатели леса — растения, грибы, животные, микроорганизмы — живут совместно в одних тех же природных условиях. Животные и растения связаны между собой в цепи питания. Безусловно, пищевые связи — главные связи в сообществе растений и животных.
5.Составление пищевых цепочек.
Картинки обитателей леса. Покажите, какая пищевая цепь их связывает
6.Экологические проблемы лесного сообщества.
Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
- Представьте, человек остался один на планете, что произойдет?
- К чему могут привести экологические проблемы на Земле?
- Объясните смысл поговорки: «Один человек оставляет в лесу след, сотня - тропу, тысяча - пустыню»
- Беречь нужно не только редких животных, но и всех остальных, ведь все животные связаны между собой единой цепью. Поэтому, оберегая одних, вы часто помогаете другим.
Рефлексия
- Проверим, как вы усвоили сегодняшнюю тему. Если вы согласны с утверждением, то – хлопайте, если не согласны – топайте.
- В лесу все взаимосвязано
- Если из леса убрать всех хищников, то лесным жителям будет только лучше
- К верхнему ярусу леса относятся тополь, дуб, ель
- Грибы помогают лесу расти
- Человек приносит лесу только вред
- Что такое лес?
- Какие организмы составляют природное сообщество леса?
- Лес - это единение живой и неживой природы.Все обитатели леса – растения, животные, грибы, микроорганизмы – тесно связаны между собой, они живут совместно, поэтому лес называют природным сообществом.
Подведение итогов урока.
- Вы сегодня очень хорошо работали. Выполнили много разнообразных заданий. Теперь проведём итоги нашей с вами работы.
Выставление оценок.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консрект урока по окружающему миру "Леса России"
Использование проектно-исследовательского метода на уроках по окружающему миру....
Конспект урока по окружающему миру «Леса России» 4 класс
Данный урок составлен для учащихся 4 класса имеющих тяжелые нарушения речи....
Урок по окружающему миру "Леса России" 4 класс
Урок по окружающему миру "Леса России" 4 класс...
Презентация к уроку по окружающему миру "Леса России" 4 класс
Презентация к уроку по окружающему миру "Леса России" 4 класс...
Урок по окружающему миру ЛЕСА РОССИИ
Урок по предмету Окружающии мир в 4 классе...
Разработка урока по окружающему миру "Леса России" (ФГОС, программа "Школа России")
Разработка урока по окружающему миру "Леса России" (ФГОС, программа "Школа России")...