Урок по окружающему миру ЛЕСА РОССИИ
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Батомункуева Татьяна Васильевна

Урок по предмету Окружающии мир в 4 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lesa_rossii.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки  РБ

Иволгинское районное управление образования

Гильбиринская средняя общеобразовательная школа

Конспект урока

по природоведению в 4 Б классе

по теме: «Леса России »

                                                                    Составила: Батомункуева Т.В.-

                                                              учитель начальных классов.

с. Кокорино

2016г.

Конспект открытого урока по природоведению в 4 б классе

Тема: Леса России.

Цель: Сформировать у учащихся представление о лесной зоне;

Задачи:

         1) познакомить с географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов,         познакомить с растительным миром и животным миром;

        2) развивать познавательную активность детей, умение анализировать,         сравнивать, обобщать, делать выводы;

        3)воспитывать любовь к природе родного края, бережное отношение к         природе;

        4)следить за правильной осанкой детей, соблюдать режим дозировки          рабочего         времени у учащихся.

Оборудование: учебник А.А. Плешакова «Мир вокруг нас», Атлас «Природоведение», энциклопедии, книги о природе, слайды, карточки-«Помогайки», аудиокассета «Голоса птиц», рефераты и сочинения детей.

Ход урока:

Этапы урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

I. Орг. момент. Постановка учебных

задач.

Стихотво

рение

С. Погореловского.

Постановка проблемы.

Запись на доске.

-Здравствуйте, дети, уважаемые гости! (Звучит запись «Голоса птиц»)

-А скажите, дети милые,

Где так птицы поют- заливаются?

-Правильно, молодцы!

-Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь- мы свои!

-В этом стихотворении спрятаны тема и цель нашего урока. Значит, мы сегодня отправляемся в лесную зону России.

-Запишите тему урока в тетрадях. Мы должны найти ответы на вопросы:

1. Где находится зона лесов относительно зоны тундры?

2. Какие виды лесов находятся в России?

3. Какие животные встречаются в лесной полосе?

4. Какие леса преобладают в нашей местности?

-Здравствуйте!

В лесу.

Дети записывают тему урока.

Дети читают вопросы, разрешающие цели урока.

II. Актуали

зация опорных знаний.

Тест «Тундра».

Прежде чем приступить к рассмотрению новой темы, вспомним одну из природных зон, с которыми мы познакомились на предыдущем уроке.

-По какой природной зоне мы путешествовали на прошлом уроке?

1. Зона тундры расположена:

А) Севернее арктических пустынь;

Б) Южнее арктических пустынь.

2. Тундра расположена:

А) На равнинах;

Б) На возвышенностях;

В) В горах.

3. В тундре:

А) Ярко выражены все 4 времени года;

Б) Длинная суровая зима и жаркое лето;

В) Длинная суровая зима и прохладное лето.

4. Главное занятие коренного населения:

А) Рыболовство;

Б) Оленеводство;

В) Земледелие.

5. К растениям тундры относятся:

А) Верблюжья колючка, саксаул, кактус;

Б) Кедр, осина, пальма;

В) Карликовая береза, мох- ягель, черника.

6. В тундре обитают:

А) Тюлени, моржи, киты;

Б) Песцы, лемминги, волки;

В) Верблюды, лошади, коровы.

7. Тундровый заповедник расположен:

А) На полуострове Ямал;

Б) На полуострове Таймыр;

В) На Кольском полуострове.

(Оценивание производится по баллам: 7б-«5», 6б-«4», 5б-«3».)

-Это была зона тундры.

Правильные ответы:

Б

А

В

Б

В

Б

Б

III. Открытие детьми нового знания.

Мотивация.

-Сегодня к нам на урок пришла Саяна, которая является членом школьного лесничества «Юные Берендеи». Наше школьное лесничество организовано в 1973 году. Дети там занимаются охраной лесов, посадкой деревьев и кустарников, пропагандой охраны природы. Недавно они были участниками Республиканского слета школьных лесничеств и их наградили музыкальным центром. Те из вас, кто хорошо поработает на этом уроке, могут пополнить ряды этой организации.

-Сейчас она расскажет нам о географическом положении лесной зоны.

Первое сообщение Саяны (по слайдам):

-Лесная зона находится южнее зоны тундры, на карте она обозначена зеленым цветом. Зона лесов расположена в умеренном поясе, значит, ярко выражены все 4 времени года, холодная зима и теплое лето. Зона лесов большей частью расположена на Восточно- Европейской и Западно-Сибирской равнинах, а также на Среднесибирском плоскогорье. Эта природная зона самая большая. Мы увидим, что в этой природной зоне 3 части: самая большая часть- тайга, она закрашена темно- зеленым цветом, есть смешанные леса- тоже зеленый цвет, но светлее, и еще одна часть- широколиственные леса, зеленый цвет с еще более светлым оттенком.

-Сделаем вывод.

В начале урока мы с вами уже разделились на три группы:

1 группа- ботаники;

2 группа- ботаники;

3 группа- зоологи.

У каждой группы будет свое задание. Вы должны будете прочитать учебник, энциклопедии, рефераты, сочинения, и с помощью карточки- помогайки ответить на вопрос.

1-я группа:

-Какие деревья растут в тайге?

2-я группа:

-Что растет в смешанных и широколиственных лесах?

3-я группа:

-Какие животные обитают в лесной зоне?

-Спасибо, уважаемые ботаники. Сейчас слово предоставляется вашим коллегам, изучающим смешанный и широколиственный лес.

\

-Спасибо, уважаемые ботаники, за проделанную вами работу.

-О животном мире леса можно говорить бесконечно. Я вам рекомендую прочитать книги, которые выставлены на этой выставке.

-как же прекрасен травяной покров и какое разнообразие кустарников, сколько насекомых- жуков, бабочек! Тысячи жителей нашли дом! И все они и есть лес!

-Краткую характеристику лесам нашей местности даст нам Саяна. (Второе сообщение Саяны).

«-Большая часть территории Бурятии покрыта разнообразными лесами.

   Леса нашей местности- это сосновые леса (70%) и сосново-лиственничные леса с примесью березы и осины. Выше в горах сосна исчезает, полностью уступая место лиственнице, появляется кедровая сосна и пихта. Они образуют местами значительные участки глухой темно- хвойной тайги.»

Ответы детей:

 -Леса находятся южнее тундры, они отмечены на карте оттенками зеленого цвета. Эта природная зона самая большая по площади.

Самостоятельная работа детей с самопроверкой в классе. Карточка- помогайка для 1-ой группы:

«Тайга- это...лес, она занимает…лесной зоны. Зима в тайге…,а лето…, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу,- это…деревья. Это высокие деревья с мощными корнями. В тайге растут...,…,…,..»

Показать картинки с изображением тайги.

Карточка- помогайка №2:

«На смену тайге приходит…лес. В нем наряду с хвойными деревьями растут…,…,… .Зима в таком лесу….Примером смешанного леса является находящаяся рядом с нашей школой роща.

Смешанные леса сменяются…лесами, в которых растут…,… Это теплолюбивые деревья, они имеют…листья, зимой сбрасывают…, размножаются...» Прочитать сочинение на тему: «Березовая роща».

Карточка- помогайка №3:

«Разнообразен животный мир лесной зоны: здесь можно встретить…и….животных, насекомых, птиц. В тайге живут…(показ картинок, краткий рассказ). Для животных нет границ- они живут по всей зоне. Одни животные на зиму ложатся в спячку- это…,…Другие делают запасы. Это…,…. Прочитайте реферат на тему «Животные моего края».

IV. Обобщение.

Ответы на вопросы с записи на доске.

1. Где находится зона лесов относительно зоны тундры?

2. Какие виды лесов находятся в России?

3. Какие животные встречаются в лесной полосе?

4. Какие леса преобладают в нашей местности?

-Лесная зона находится южнее зоны тундры.

Леса

Тайга см.лес шир. лес

Ель      береза       дуб

Сосна  осина        клен

Показ рисунков, ответы детей.

-Преобладает тайга.

V. Подведение итогов.

Выставление оценок, приглашение Саяны в кружок «Юные Берендеи».

VI. Домашнее задание.

Страница 98-105- прочитать, подготовить сжатый пересказ и составить 3 цепи питания.

Дополнительный материал: 

головоломки на тему «Растения и животные леса».

  1. Как превратить лен в дерево с широкими резными листьями? (лен-клен)
  2. Как превратить ель в олений мох? (ель-ягель)
  3. Как превратить лист в хвойное дерево с мягкой, опадающей на зиму хвоей? (лист-лиственница)
  4. Как превратить боль в хищного зверька с ценным мехом, взятым под охрану в Баргузинском заповеднике? (боль-соболь)
  5. Как превратить кедр в лесную птицу? (кедр- кедровка)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Леса России" в 4 классе, УМК "Школа России"

Красочная презентация по теме урока  делает  изучение темы "Леса России" из раздела "Природные зоны" интересным и занимательным. Материал может быть использован для проведения внеклассного м...

Консрект урока по окружающему миру "Леса России"

Использование проектно-исследовательского метода на уроках по окружающему миру....

Конспект урока по окружающему миру «Леса России» 4 класс

Данный урок составлен для учащихся 4 класса имеющих тяжелые нарушения речи....

Урок по окружающему миру "Леса России" 4 класс

Урок по окружающему миру "Леса России" 4 класс...

Презентация к уроку по окружающему миру "Леса России" 4 класс

Презентация к уроку по окружающему миру "Леса России" 4 класс...

Разработка урока по окружающему миру "Леса России" (ФГОС, программа "Школа России")

Разработка урока по окружающему миру "Леса России" (ФГОС, программа "Школа России")...

Технологическая карта урока по окружающему миру "Леса России" 4 класс

Представлен материал для проведения урока окружающего мира в 4 классе по теме "Леса России"...