Конспект урока по окружающему миру в 4 классе "Пустыни" (ФГОС для детей с ОВЗ (ЗПР, вариант 7.2)
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Ольга Николаевна Соснова

Конспект по окружающему миру в 4 классе по теме "Пустыни". К конспекту добавлен интерактивный тест.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цели урока.

  • Сформировать у учащихся представление о природной зоне пустынь.
  • Познакомить с географическим положением зоны пустынь, ее особенностями, растениями и животным миром, деятельностью людей.
  • Развивать речь детей, умение наблюдать, рассуждать, делать выводы.

Оборудование.

Презентация на тему: “Пустыня” с использованием интерактивной доски, интерактивный тест на повторение темы «Зона степей», учебник, рабочая тетрадь.

Ход урока

I. Организационный момент.

Снова пришел долгожданный миг –
Нам пора в дорогу.
Он зовет нас, в загадочный мир,
Таинственный мир природы.

II. Проверка знаний.

- Перед тем, как продолжить наше путешествие, мы должны убедиться, что хорошо знаем особенности предыдущей природной зоны. О какой природной зоне идет речь?

На все стороны путь:
Ни лесочка, ни гор!
Необъятная гладь!
Неоглядный простор!

(Степь) 

Интерактивный тест “Зона степей”

  1. Зона степей расположена на … нашей страны:

а) севере; б) востоке; в) юге.

  1. Характерный признак зоны степей – это …

а) сплошной травянистый растительный покров;

б) отсутствие сплошного растительного покрова;

в) обилие мхов, лишайников, кустарников.

  1. К степным птицам относятся …

а) белые журавли, краснозобые казарки, розовые чайки;

б) ястребы, кедровки, сойки;

в) журавли – красавки, дрофы, пустельги.

  1. Для растений степи характерны: …

а) стелющиеся корни, крупные листья;

б) длинные корни, мясистые стебли, листья-колючки;

в) корни-луковицы или пучки, узкие тонкие листья или толстые мясистые стебли и такие же листья.

  1. Какая из цепей питания характерна для степи:

а) ежевика —> лемминг —> песец;

б) водоросли —> рачки —> сайка —> гагарка;

в) зерно —> суслик —> орел-беркут.

III. Работа над новой темой.

Покинув бескрайние степные просторы, мы с вами оказались на самом юге России, точнее скажите сами. Ребята, посмотрите на слайд, как вы думаете, о какой природной зоне пойдет речь? Как догадались?

(Пустыня)

Климат (слайд 2)

Зона пустыни занимает небольшую площадь на территории России: по берегам Каспийского моря до низовья Волги. Для пустыни характерно долгое и очень жаркое лето с температурой воздуха днем до плюс 70 градусов, а в тени до 40 градусов. Ночью прохладно, потому что песок и глина быстро остывают. Перепад дневной и ночной температур очень велик (до 60 градусов). Это чрезвычайно засушливые территории (в течение лета может не быть ни одного дождя). Переход времен года также очень резкий: после жаркого лета достаточно быстро наступает суровая зима с сильными ветрами. Весна короткая, но цветущая. Таким образом, можно сказать, что для зоны пустынь характерно только два времени года: лето и зима.

Поверхность пустыни равнинная с валами из песка. Эти песочные валы – барханы – постоянно передвигаются. Пустыни бывают не только песчаные, но и глиняные, и даже каменистые. Сегодня мы будем говорить о песчаной пустыне и ее обитателях.

Слово «пустыня» происходит от слова «пусто», но это вовсе не значит, что зона пустынь безжизненна, мы познакомимся с удивительным многообразием растительного и животного мира, узнаем, как приспособились растения и животные к сложным условиям жизни в пустыне. (слайды)

Растительный мир (слайд3 - 4)

Как вы думаете, при таких условиях жизни, какая будет растительность?

  • В пустынях произрастает необычное дерево саксаул, его листву заменяют зеленые веточки. Сейчас мы послушаем, Рома нам подготовил краткий рассказ про это растение. Рассказ ученика.
  • Это верблюжья колючка. И она действительно колючая, но, несмотря на это, её охотно поедают верблюды. Растение прорастает корнями на глубину до 20 м, питая себя подземными водами, поэтому даже в самое засушливое время и сильный зной она зеленая. Растения с такими корнями называют насосами.
  • Джузгун – еще одно необычное растение зоны пустынь, раскидывает корни в стороны до 20 м, закрепляя песок и не давая ему сдвигаться. Этот кустарник, накапливает воду в стеблях. Плоды джузгуна очень легкие и снабжены особыми выростками. Благодаря этому ветер переносит их по пескам на большие расстояния.  
  • Колосняк - это растение, которое произрастает в засушливых регионах. И джузгун, и колосняк имеют достаточно развитую корневую систему, что не дает пескам перемещаться под воздействием ветра. Поэтому колосняк используют в качестве закрепителей песков

Какие особенности растений вы заметили? Пустыни – крайне засушливые территории, поэтому растения вынуждены максимально сохранять влагу. Чтобы уменьшить испарения, листья этих растений трансформировались в колючки, иголки и чешуйки.

Животный мир (слайд 5-6)

Узнайте, кто это?

Сколько важности в походке!
По пустыне-сковородке,
По колючкам босиком
Кто идет с горбом-мешком?

(Верблюд)

Верблюд – уникальное животное, которое может не пить до 45 дней подряд и питается колючками. В день верблюд может пройти до 40 км, неся на спине груз, равный половине собственного веса. Ученые выяснили причины таких уникальных умений верблюда: он отлично приспособился к жизни в пустыне, ведь его небо и ротовая полость не чувствительны к уколам колючек, может подолгу обходиться без воды и пищи, потому что в его горбах есть накопленный жир, который расходуется по мере надобности, а густая шерсть и толстые мозоли на ногах предохраняют животное от перегрева и ожогов.

Смогли приспособиться к условиям жизни в пустыне и другие животные: днем они прячутся в норы или зарываются в песок, а ночью выходят на поиски пищи. В пустынях и полупустынях живут разные виды ящериц (варан – самая крупная ящерица России) и змей (среднеазиатская кобра), тушканчик, лисица корсак, песчанки, ушастый еж, жук-скарабей, сайгак.

  • Сейчас мы послушаем рассказ Олега о маленькой лисичке корсак. Рассказ ученика.
  • Тушканчики. Это небольшие зверьки, своим видом напоминающие зайчонка, мышонка и кенгурёнка. На зайчонка они похожи размером и мордочкой, на мышонка – шёрсткой и длиннющим хвостом. А кенгурёнка они напоминают своими прыгучими лапками. С их помощью тушканчики прыгают на расстояние до трех метров. Хвост у зверька гораздо длиннее туловища, он использует его как руль, помогающий быстро поворачивать на скаку.
  • Из более крупных животных замечательны сайгаки. Они держатся стадами, кочуя в поисках пищи и воды. На сегодняшний день этот вид оказался под угрозой исчезновения, находится под охраной и занесен в Красную книгу. Интересной особенностью сайгака, является необычное строение его носа, который скорее похож на короткий хобот. Такое необычное строение носа помогает сайгакам благополучно выживать в местах их обитания: зимой холодный воздух после вдоха успевает прогреться, летом — это дополнительный фильтр, которой задерживает пыль и не дает ей попасть в организм.

С давних пор человек осваивает пространства пустынь: строит города и оросительные каналы, высаживает сады, разводит скот. Из домашних животных в этих природных зонах на первом месте овцы и верблюды. Но пустыня требует очень бережного отношения. Освоение этих районов привело к экологическим проблемам, которые надо решать. Для сохранения природы создан заповедник «Черные земли».

IV. Закрепление изученного материала.

 Найди и исправь ошибки в тексте.

Ценными растениями пустыни являются корсак и джузгун. Их корни хорошо закрепляют пески. В пустыне встречается маленькая лисичка – сайгак. Из более крупных животных замечательны ушастые ежи. Они держатся стадами, кочуя в поисках пищи и воды.

V. Подведение итогов работы.

Ребята у вас на партах лежат смайлики. Вы уже знаете, как с ними работать. Кто считает, что отлично поработал на уроке, хорошо слушал и все понял – поднимаем нужный смайлик.

Кто считает, что внимательно слушал, старался работать на уроке, но у него не все получилось – поднимите нужный смайлик.  

Домашнее задание: учебник стр. 118 – 124.

Подготовьте небольшое сообщение об одном из животных пустыни. Нарисуйте иллюстрацию.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Интерактивный тест по окружающему миру «Зона степей»

Слайд 2

севере востоке юге Зона степей расположена на … нашей страны

Слайд 3

Характерный признак зоны степей – это … сплошной травянистый растительный покров отсутствие сплошного растительного покрова обилие мхов, лишайников, кустарников

Слайд 4

К степным птицам относятся … белые журавли, краснозобые казарки, розовые чайки ястребы, кедровки, сойки журавли – красавки, дрофы, пустельги

Слайд 5

Для растений степи характерны: … стелющиеся корни, крупные листья длинные корни, мясистые стебли, листья-колючки корни-луковицы или пучки, узкие тонкие листья или толстые мясистые стебли и такие же листья

Слайд 6

Какая из цепей питания характерна для степи ежевика —> лемминг —> песец водоросли —> рачки —> сайка —> гагарка ; зерно —> суслик —> орел-беркут


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемно-диалогический урок по окружающему миру в рамках дистанционного обучения детей-инвалидов

Проблемно-диалогический урок по окружающему миру в 1 классе в рамках дистанционного обучения детей - инвалидов Цели: 1) Обобщить и систематизировать знания о  природе, защите воздуха и вод...

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"

Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...

Конспект урока по окружающему миру: "Что создавалось трудом крестьянина. Как трудились крестьянские дети".

Данный урок содержит большой теоретический материал. Как его дать учащимся? В форме рассказа учителя, сообщений учащихся, видео-экскурсии, работы в группах  -  решать вам. Главное, чтобы не ...

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Выявление уровня элементарных представлений детей".

Вводный урок по окружающему миру в 1 классе  (УМК Занков), цель которого - получение достоверных данных об уровне развития ребенка, его представлениях об окружающем мире(1 час в неделю, количеств...

К МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКЕ: «ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВТ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ» Конспект урока по окружающему миру «Кто такие птицы и звери?» 1 класс.

Цели и задачи :- познакомить детей с общими признаками, разнообразием птиц и зверей ;- учить детей выделять существенные признаки природных объектов,;- продолжить обучение практическому исследов...