I Мотивация к учебной деятельности | - Прочитайте текст на доске: Познание – великая страна, Как бесконечность, глубока она. В страну ведут великие пути, Не всякому легко по ним идти. Тому в страну познанья путь открыт, В ком жажда знаний тайная горит. (Б.Искаков) - Как вы думаете, почему познание называют великой страной? А вы, ребята, готовы узнавать что-то новое и интересное? Разгадывать то, что нам неведомо? - Тогда в путь! Сегодня у нас на уроке заседание научно-исследовательского объединения «Пытливые умы»
| Л. Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку. К. Умение слушать и понимать речь других, выражать свои мысли |
|
II Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии | - Итак, пытливые умы, попробуйте узнать, о чем пойдет речь сегодня на уроке. Вам надо выполнить одно задание. Перед вами зашифрованное слово. Переставьте буквы так, чтобы получилось слово. (Получается слово история) - Как вы понимаете значение слова история? (Дети. История – это наука, которая изучает, как жили различные народы, какие события происходили в их жизни, как и почему жизнь людей изменялась и стала такой, как сейчас) - История – очень древнее слово. В переводе с греческого означает «исследование, рассказ о событиях прошлого». Сегодня мы с вами поговорим об истории человечества - Учёные разделяют историю человечества на несколько больших эпох. Прочитайте их названия. Вам надо расставить их в хронологическом порядке и объяснить ход своих рассуждений. Работа в группах Пять человек держат таблички с названиями эпох. Все совещаются, делают выводы, расставляют детей с табличками в определённом порядке. (Д. Первобытная история, история Древнего мира, история Средних веков, история Нового времени, история Новейшего времени) Обучающие не знакомы с этой информацией, поэтому их рассуждения могут быть основаны только на логике. Например: Д. Карточка «История Средних веков» должна быть посредине. Карточка «Первобытная история» должна быть первой. Выбирая между карточками «Новая история» и «Новейшая история», дети могут решить, что в слове «новейшая» есть суффикс превосходной степени – значит, её поставят самой последней. Они могут объяснить свой выбор по-другому – главное, чтобы он был обоснован. Цель работы – спрогнозировать правильный ответ. - Сегодня мы окунёмся в одну из этих эпох. А в какую, вам предстоит угадать. Игра «Да – Нет» Цель игры: найти правильный ответ, задав наименьшее количество вопросов. Образец рассуждений: Приблизительные вопросы обучающихся | Ответ учителя | Это неодушевлённый предмет? | Да | Это сделал человек? | Нет | Это существительное женского рода? | Нет | Это слово мужского рода? | Да |
Соответственно, если дети говоря: «Это одушевлённый предмет?» - учитель отвечает: «Нет». Ученики самостоятельно делают вывод, что предмет неодушевлённый, и т.д. Такими вопросами «отсекается» половина ответов. Д. Камень - Правильно! Я действительно загадала слово камень. Но сейчас вам покажу не просто камень. Это настоящее сокровище для ученых – они даже придумали ему название. Этот камень настоящее сокровище для учёных – они даже придумали ему название. Этот камень называется рубило. Подумайте и ответьте: почему этот камень называли рубилом? Как называют ученых, которые нашли этот камень? Кому он принадлежал? Выслушиваются ответы учеников: - Рубило – кремневое орудие первобытного человека, употреблявшееся для резания, скобления, обработки чего-либо. - Рубило (англ. Hand axe – ручной топор; фр. coup-de-poing – каменный топор, буквально – каменный кулак ) – орудие труда первобытного человека. Нашли этот камень археологи, он помог им в изучении истории человечества. Сделайте вывод: о какой эпохе сегодня пойдёт речь? Д. О первобытной эпохе. | П. Умение анализировать.
П. Умение ориентироваться в своей системе знаний, осознанно строить речевые высказывания.
Р. Прогнозирование Л. Развивать учебную активность К. Умение сотрудничать с учителем и сверстниками для решения проблемного вопроса
П. Умение анализировать, делать выводы Р. Прогнозирование | На доске: СОРИТИЯ
На доске: История человечества
Карточки с названиями эпох На доске: Начало развития человечества Сегодняшний день
На экране рубило
|
III Выявление места и причины затруднения, постановка цели | - Давайте устно попробуем заполнить эту таблицу. - Что вам известно по этой теме? Что вы хотели бы узнать? Выслушиваются ответы детей. - Сегодня мы постараемся найти ответы на все ваши вопросы, а если какой-то вопрос поставит в тупик, мы поищем ответ в различных источниках. Кто или что сможет вам в этом помочь? Д. Книга, Интернет, человек, который знает больше, - учитель, родитель, старшеклассник. | Р. Целеполагание. Планирование своей деятельности. Саморегуляция. Прогнозирование. | Таблица |
VII Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | - Ребята, мы, конечно, можем всё прочитать или спросить, но иногда стоит приложить немножко усилий, и ответ оказывается на поверхности. Давайте попробуем! Первобытная эпоха длилась много сотен тысяч лет, за это время произошли существенные изменения. Какие именно – предстоит определить вам. Групповая работа - Мы сейчас поработаем в группах: группа 1 – «Аналитики», группа 2 – «Изобретатели», группа 3 – «Археологи». Объясните значения этих слов. - Группа аналитиков постарается найти существенные отличия первобытного человека от современного. Группа изобретателей представит себя в роли первобытного человека и постарается изобрести приспособление или расскажет про какой-нибудь способ ловли рыбы, которым мог бы воспользоваться первобытный человек. Свои ответы можно зарисовать. А наши археологи постараются по наскальному рисунку определить, что нарисовал первобытный художник, и ответить на вопросы, которые указаны на карточке. Задание для группы «Археологи»
Задание для группы «Изобретатели» Задание для группы «Аналитики» - Внимательно посмотрите на изображение первобытного человека. Запишите его внешние отличия от современного в свою карточку. Капитан команды (или любой её член) вытягивает задание. Дети в группах общаются, обсуждают, выбирают того, кто пойдёт отвечать. Время работы – 3 минуты. |
К. Интегрироваться в группу и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками, умение выражать свои мысли Л. Развивать учебную активность П. Умение извлекать, перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы |
Рисунок с изображением сцены охоты
Рисунок с изображением занятий первобытного человека
Рисунок первобытного человека |
VIII Включение в систему знаний и повторение | Представитель от каждой группы выходит к доске. Выдвигаются собственные версии, на экране появляется контрольный ответ. Правильных ответов много, версии должны быть обоснованными. Так проверяется работа всех команд. Археологи. Первобытный человек изобразил охоту. На рисунке – взрослый человек и ребёнок, значит, мы можем сделать вывод, что подростки тоже участвовали в охоте и помогали своим родителям. Ещё изображены собаки или их предки, которые помогают поймать дикое животное. Мы думаем, что люди и древние родственники собак жили рядом и добывали себе пропитание одним способом – охотой. Волки и собаки старались держаться ближе к людям в расчете на свою долю в случае удачной схватки с крупным зверем. В свою очередь, охотники, нашедшие щенят волков, приносили их в дом. Человек очень быстро понял, что, кроме мяса, у прирученного волка (древней собаки) есть одно очень ценное качество – он может быть хорошим помощником охотника. По этому рисунку можно судить, что люди впоследствии изобрели для охоты лук, чтобы поражать животных на расстоянии. - Как вы думаете, зачем первобытные художники изображали на скалах именно охоту? Дети отвечают. - Ныне учёные считают, что первобытное искусство связано с представлениями о том, что, изображая животных и сцены охоты на них, человек обеспечивает себе удачу (охотничья магия) - А как охотились люди на животных до появления лука? Группа охотников, вооруженных камнями и дубинами, нападала на медведя, быка или мамонта. Часть охотников пряталась в засаде, а другие, размахивая копьями и горящими ветками, гнали животное к этому месту. Засаду делали следующим образом: вырывали большую яму, на дне вкапывали колья, закрывали ямы жердями и ветками. Упав в яму, мамонт получал серьёзные раны, он не мог выбраться, и охотники добивали его. Затем убитое животное перетаскивали к жилищам. - Как выглядел древнейший человек? Чем он отличался от современного? Аналитики. Ноги у него короче, а руки длиннее, чем у современного человека. Густой волосяной покров по всему телу. Уши больше. Челюсти развиты больше. Очень развит орган обоняния. Лоб узкий, так как меньше развит мозг. Маленький подбородок. - Молодцы! А теперь выслушаем изобретателей. Изобретатели. Сначала люди ловили рыбу руками. Потом первобытные люди стали использовать заострённую палку. Постепенно орудие ловли совершенствовалось. Человек изготавливал наконечники для копий и стрел из рогов животных и бивней мамонта. Их он прикреплял длинным деревянным древкам. Такие пики дали начало гарпунам – сначала с одним рядом зубцов, затем с двумя. Это изобретение оказалось весьма полезным, потому что зубцы удерживали насаженную на острие рыбу. Позже стали плести приспособления для ловли рыбы из лыка, волокон крапивы, конопли и льна, из корней и листьев осоки, из скрученных лубяных волокон. - Посмотрите, какие внешние изменения в облике человека произошли за первобытный период. Подведём итог: что повлияло на эти изменения? - На экране учёный Чарльз Дарвин, который является основоположником этой теории. Называется она «теория эволюции». Попробуйте одной фразой выразить основную мысль сегодняшнего занятия. Д. Труд сделал из обезьяны человека. - Мы с вами рассмотрели только одну теорию, показывающую, как человек появился на нашей планете. А существуют ещё и другие версии. Подумайте, какие? Д. Мы произошли от инопланетян. Если обучающиеся не догадались, можно показать название теории и попросить её объяснить. Мы рассматриваем только две теории: они доступны для детского восприятия. Но можно сказать, что существуют и другие версии. - А какой теории придерживаетесь вы? Поднимите руку те, кто считает, что мы произошли от обезьяны. Это первая группа. Выходите и встаньте с правой стороны. А слева от меня пусть встанут те, кто считает, что наши предки – инопланетяне. Посовещайтесь и попробуйте задать провокационный вопрос другой команде. На примере провокационных вопросов. Д. Если мы потомки инопланетных цивилизаций, то возникает вопрос: кто создал самих инопланетян? Если мы произошли от обезьяны, то почему обезьяны сейчас не превращаются в человека? - Как вы думаете, к какой теории склоняются ученые? Почему? Д. Наверное, к первой. Они опираются на археологические раскопки. - Много ещё недоказанного и неизведанного в нашей науке, но я надеюсь, что именно вы сможете в будущем ответить на все эти вопросы. | Р. Оценивать результат своей работы. Высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрациями К.Умение слушать и понимать речь других
П. Формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее.
Р. Выдвижение гипотезы. Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную К. Умение строить высказывание |
Портрет Чарльза Дарвина |
IX Рефлексия учебной деятельности | - Ребята, наш урок подходит к концу, и мне хотелось бы узнать: Кто сделал для себя открытие? Какое задание вам понравилось больше всего? Почему вам было интересно его выполнять? Вы все поняли или остались какие-то вопросы? Кто испытывал затруднения? В чем? Перед вами лежат смайлики. С обратной стороны напишите свою фамилию, имя и дорисуйте их. Если вам было нетрудно и вы все поняли, то рисуйте радостный смайлик. Если не все поняли, то выбирайте второе изображение. Ну а если вам ничего не было понятно и вы ничего не узнали, то нарисуйте грустный. Прикрепите свой смайлик с обратной стороны доски. - А как сейчас вы можете ответить на вопрос, почему познание – это великая страна? - Молодцы! Я всех благодарю за хорошую работу. На этом заседание творческой группы «Пытливые умы» я объявляю закрытым. | Л.Развивать способность к самооценке
Р. Контроль и оценка своих действий. | Смайлик Маркеры |