Открытый урок по окружающему миру «Вода – источник жизни»
материал по окружающему миру

Гилясова Маия Жабраиловна

Открытый урок по окружающему миру «Вода – источник жизни»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon voda-istochnik_zhizni_3.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

        

КЪЭБЭРДЕЙ-БАЛЪКЪЭР РЕСПУБЛИКЭМИ ШЭДЖЭМ МУНИЦИПАЛЬНЭ КУЕЙМХЫХЬЭ НАРТАН КЪУАЖЭМ ДЭТ   МУНИЦИПАЛЬНЭ К1ЭЗОНЭ1УЭХУЩ1АП1Э "КУРЫТ ЕДЖАП1Э №2" ПЩЫБИЙ ИНАЛ И Ц1ЭР ЗЕЗЫХЬЭ

КЪАБАРТЫ-МАЛКЪАР  РЕСПУБЛИКАНЫЧЕГЕМ МУНИЦИПАЛ РАЙОНУ БИЛИМ БЕРИНЮ УПРАВЛЕНИЯСЫ НАРТАН ЭЛ МУНИЦИПАЛ БИЛИМ БЕРИУНЮУЧРЕЖДЕНИЯСЫ "ЭКИНЧИ ОРТА ШКОЛ"

Муниципальное казенное  общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 им. Инала Пшибиева» с. п.Нартан

Адрес: с.п. Нартан     ул. им. Али Тухужева, 1         тел./факс (86630) 9-74-98,  email:  elbrusnartan@yandex.ru    

_________________________________________________________________________________

      Открытый урок по окружающему миру

        

            «  Вода – источник жизни»

                                                                    Разработала и провела

                                                                    учитель начальных классов  Гилясова М.Ж.

                                                            15.12.2020 г

Тема: «Вода – источник жизни».

Цель урока здоровья: дать представление о значении жидкости для жизнедеятельности организма.

Задачи:

  • Формировать представления о значении жидкости для жизнедеятельности организма;
  • Формировать убеждение о необходимом количестве жидкости в ежедневном рационе питания человека;
  • Формировать представление о разнообразии и ценности напитков.
  • Развивать коммуникативную компетенцию в рамках урока здоровья.

Формы проведения: устный журнал

Тип урока здоровья: ознакомление с новым материалом.

Вид урока здоровья: урок с использованием ИКТ и элементами игровых технологий.

 Оборудование: презентация к уроку,  медиапроектор и экран.

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый,  объяснительно - побуждающий.

Формы работы: фронтальные, групповые,  рациональное сочетание форм работы.

Ход урока здоровья:

Учитель: Доброе утро. Мы с вами уже познакомились с некоторыми секретами здорового образа жизни. А сегодня откроем еще один. О чем пойдет речь, вы узнаете, отгадав загадку.

  1. На свете нет ее сильнее,

                        На свете нет ее буйнее.

                        В руках ее не удержать

                        И на коне не обогнать.

  1. Чего в гору не вкатить,

                        В решете не унести

                        И в руках не удержать?

                        Так что же это такое?

Дети: Вода.

Учитель: А вы знаете, что вода принадлежит к веществам, наиболее распространенным на поверхности земного шара? Н2О – такова формула молекулы воды. Нельзя назвать такой точки на поверхности Земли, где бы не встречалась вода в том или ином состоянии. Задумайтесь только, количество воды на поверхности Земли огромно, оно составляет по объему 1.370.323 тысячи куб. км.

Во всех своих физических состояниях вода оказывает решительное влияние на климат, огромна роль воды и в жизни человека.

О воде, её свойствах, значении, пользе в нашей повседневной жизни и напитках, которые можно из нее приготовить, мы и узнаем сегодня из устного журнала «Вода – источник жизни».

Итак, откроем первую страничку журнала под рубрикой «Из писем наших читателей».

Я знаю, что во время подготовки к уроку здоровья вы на импровизированных капельках  продолжали фразу «Когда я слышу слово «вода», я думаю о…». Давайте заслушаем некоторые из высказываний.

(Заслушать 2 – 3 учеников)

Учитель: Кстати, сама по себе вода не имеет питательной ценности, но она является непременной составной частью всего живого.

 Каковы же свойства и значение воды в жизни человека вы узнаете из следующей странички нашего устного  журнала «Свойства воды».

(Монтаж)

1. Вода – прекрасный растворитель. В ней растворяется большинство соединений, участвующих в работе клеток. Растворяя токсины и шлаки, вода способствует выведению их из организма.

2. Вода является главным регулятором температуры тела. При повышении температуры тела или окружающей среды у нас усиливается процесс потоотделения, который помогает контролировать температуру тела. При нехватке воды организм становится восприимчивым к простудным заболеваниям.

3. Вода выполняет функцию смазочного материала. Каждый наш орган, каждая система работают в жидкой среде. Вода предотвращает износ тканей.

4. Необходима вода и для процесса пищеварения, являясь необходимым компонентом пищеварительных соков. Она помогает регулировать массу тела.

5. Хорошее кровообращение немыслимо без участия воды. При ее нехватке в крови последняя густеет.

6. Вода предотвращает наступление или облегчает симптомы физической и умственной усталости.

Учитель:   Следующая наша страничка называется «Из истории…» 

«Сок жизни» - такое красивое название дал воде выдающийся ученый, художник, скульптор Леонардо да Винчи. Это действительно так, поскольку она участвует во всех жизненных процессах. Чем человек моложе, тем больше воды в его организме.  Наш организм в целом почти на 80% состоит из воды. А если детально, то мышцы на 75% состоят из воды, мозг – на 70 – 85%, в крови ее – 93%, и даже в костях воды более 40%. Поэтому человек может прожить без воды не больше 2 – 3 дней. Жидкость требуется ежедневно. Часть ее поступает в организм с теми напитками, которые вы выпиваете в течение дня. А часть воды поступает в организм человека с пищей. Поэтому так важно ежедневно есть жидкую пищу – супы, борщи. Вспомните, насколько вы соблюдаете  это правило? А вот питаться всухомятку очень вредно. Давайте в этом убедимся.

(Берем 2надувных шарика. Стенки человеческого желудка, как и стенки шарика, могут растягиваться и сжиматься. Затем в один шарик помещаются кусочки хлеба, а в другой – суп или кисель.)

Учитель:   Сравните форму двух шариков (один с неровными боками, другой – гладкий, округлый). Какому «желудку» труднее работать, какой «желудок» может мешать человеку  легко двигаться? О чем стоит задуматься?

Учитель:   Открываем следующую страничку  журнала. Она называется «Наша лаборатория».

Посмотрите на воду, которая налита в баночках у вас на столах. Что вы можете сказать о ней? (Цвет? Запах?) Что это за вода? Здесь находится водопроводная вода. Где её берут? Как она туда поступает?

 Подробнее проблемой качества водопроводной воды занималась ________ наш специальный корреспондент. Об этом она и расскажет.

Ученик: От качества воды зависит качество нашей жизни. Хотя запасы пресной воды на Земле исчисляются миллионы кубических километров, далеко не всякая вода полезна для человека. Проблема качественной питьевой воды в мире всегда стояла особенно остро. Наиболее доступная нам сегодня водопроводная вода мало похожа на живительную влагу. И «благодарить» за это нужно ржавые трубы, архаические системы очистки и безнадежно устаревшие ГОСТы, допускающие хлорирование.

Сегодня каждый второй житель страны вынужден использовать для питья воду, не соответствующую санитарно-гигиеническим требованиям. А 22% населения не имеют доступа к централизованным источникам водоснабжения! Промышленные сбросы, дренажные стоки с сельскохозяйственных полей - всё это поступало в наши водоёмы десятилетиями. В итоге сегодня российские водохранилища и озёра превратились в могильники, где под толщами воды, в донных отложениях, собрана практически вся таблица Менделеева.

Качеством питьевой воды надо заниматься. После того как программу «Чистая вода» начали осуществлять в Санкт- Петербурге, заболеваемость гепатитом в городе снизилась в семь раз. Вообще до 20% всех заболеваний может быть связано с неудовлетворительным качеством воды. Это гепатит, болезни желудочно-кишечного тракта и пр.

Итак, какой вывод можно сделать?

Учитель:    Нельзя пить воду  прямо из – под крана. Она содержит большое количество веществ, способных повредить нашему здоровью. Поэтому воду нужно очистить с помощью специального прибора. Как он называется?  (Фильтр).

(Демонстрация фильтров, залить водопроводную воду.)

Такие приборы есть у многих из вас дома.

Налейте глоточек воды из бутылочки №1. Вы попробовали кипяченую воду. Если у вас нет фильтра, прежде чем пить воду из – под крана, вскипятите ее в чайнике, чтобы убить вредные бактерии.

Учитель:    Налейте глоточек воды из бутылочки №2. Как вы думаете, что это за вода?

Здесь находится минеральная вода. Такую воду можно получать из природных источников. Она вытекает из недр земли и содержит много полезных для организма веществ. О целебных свойствах минеральной  воды нам расскажет спецкор______.  

Ученик: О целебных свойствах минеральной  воды люди знали уже более 4000 лет. Греческие жрецы лечили людей в купелях, наполненных минеральной  водой, и хранили в секрете ее целебную силу.

В водах, взятых из природных источников, растворены разнообразные вещества. Проделывая путь под землей, обычная вода растворяет частички горных пород и минералов, превращаясь порой в настоящий чудодействующий эликсир.

С биологической точки зрения наиболее ценными являются углекислые минеральные  воды. Их употребление способствует расширению кожных капилляров, равномерному перераспределению крови в организме, а значит, и разгрузке сердца. Углекислота нормализует кровообращение и процессы дыхания, улучшает обменные процессы в миокарде, повышает его работоспособность. Не случайно при некоторых заболеваниях сердечно – сосудистой системы врачи рекомендуют принимать углекислые ванны.

Минеральная  вода близка по своей структуре к талой. Однако целительные свойства талой воды сохраняются лишь в течение нескольких часов, а минеральная  вода не растрачивает энергетики на протяжении гораздо более длительного периода времени.

 Минеральная  вода делится на три группы: столовая, лечебно – столовая и лечебная. Минеральная  вода, в отличие от обычной водопроводной, не разрушает естественную жировую пленку, которая защищает кожу от пересушивания и предотвращает закупорку пор.

Учитель:  А вот своими личными впечатлениями от поездки в санаторий на минеральные источники с нами поделится наш фотокорреспондент_-____. В презентации будут представлены личные фотографии автора. (Рассказ ученика)
Учитель:    Налейте глоточек воды из бутылочки №3. Как вы думаете, что это за вода?

Здесь находится минеральная  вода, которая содержит не только минеральные вещества, но и газ. Она так и называется – газированная.

Такую воду нельзя пить очень часто. Дело в том, что газ, растворенный в ней, способен постепенно разрушать зубы. А как называются сладкие газированные напитки, так любимые вами? Наш  специальный корреспондент____ провела журналистское расследование и узнала, а так ли хороши пепси кола, фанта, лимонад? 

Ученик: Большинство современных людей предпочитают пить различные газированные напитки, чем воду. Исследователи считают, что сладкие напитки угрожают здоровью человека из – за своего состава. Мнение, что умеренное употребление таких напитков нам не повредит, глубоко ошибочно. В  состав некоторых  напитков входит кофеин, оказывающий возбуждающее действие, он может негативно влиять на артериальное давление. Сладкие газированные напитки замедляют пищеварение, способствуют откладыванию жировых запасов, так как содержат много калорий, ведут к нарушению уровня сахара, ослабляют иммунитет и вызывают повышенную секрецию кислого желудочного сока. Многие газированные напитки содержат фосфор, который может привести к истощению запасов кальция в организме и хрупкости костей. А вкусовые добавки, красители, консерванты раздражают слизистую оболочку желудка; печени и почкам приходится их обезвреживать и удалять. Все эти процессы также требуют дополнительного количества воды.

 Учитель: На какую мысль вас это исследование натолкнуло?

Открываем следующую страничку  устного журнала. Она называется «Репортаж на тему дня».

(Практическая работа в группах)

Учитель:   Вода необходима нашему организму. Она помогает нам расти, справляться с всякими хворями, становиться сильными и крепкими. Поэтому очень важно каждый день пить достаточное количество жидкости. А сколько это? Давайте подсчитаем. Для этого умножьте свой вес на 8, а потом разделите полученный результат на 200. (После проведения вычислений учитель предлагает ребятам сравнить полученные цифры – в среднем у детей 7 – 8 лет должно получиться около 1,5  – 2 литра).

Учитель:   Данные, которые вы получили, немного отличаются друг от друга. А как же можно представить эту цифру?

(Учитель предлагает детям посмотреть на демонстрационный стол, на котором находится стеклянная банка, в которой  2 литра воды. Это же количество жидкости  разлито по стеклянным стаканам.)

Учитель:   Это количество жидкости вам необходимо ежедневно. Кстати, если вы занимались в течение дня спортом, то вам нужно будет выпить больше воды. Ведь когда вы бегаете и прыгаете, ваш организм активно работает и тратит жидкость. Эти траты необходимо восстановить.

Учитель:   Познакомимся с правилами питья воды. Сколько же нам необходимо воды для питья?

Ученик: Взрослому человеку весом от 60кг и более  рекомендуется за день выпивать 2,5 – 3л воды в день; подросткам весом от 40кг – 2 -2,5л; детям с массой тела 30кг и более – 1,5 – 2л, от 20 до 30кг – 1 – 1,5л, от 10 до 20кг – 0,5л.  Это количество определено не случайно, а исходя из того, что человеку необходимо употреблять в сутки примерно такое же количество воды, какое выводится из его организма в течение этого периода времени.

Общее количество воды может уменьшаться или увеличиваться в зависимости от времени года и климата.

Учитель: А когда и как лучше пить воду?

Ученик: Когда вы просыпаетесь и встаете утром с постели, ваше тело может быть подвержено охлаждению, даже если вы спали под теплым одеялом. Один – два выпитых стакана теплой воды способствуют расширению кровеносных сосудов, притоку крови к тканям и согреванию кожных покровов.

Избегайте употребления воды во время приема пищи, так как она разбавляет пищеварительные соки, а когда в желудке слишком жидкая пищевая смесь, замедляется процесс пищеварения. Пейте воду в перерывах между приемами пищи: за 20 – 30 минут до еды и через 1,5 – 2 часа после нее.

 Учитель: Какую же лучше всего пить воду?

Ученик: Следует избегать слишком высокой и слишком низкой температуры. Горячее питье может обжечь слизистую оболочку рта. Ледяная же вода снижает приток крови к слизистой желудка, и для доведения ее температуры до рабочей температуры организма требуется дополнительная энергия.

 Учитель: Мы узнали сколько нужно пить воды, когда лучше её пить, какую воду пить? Переворачиваем следующую страничку  устного журнала. Она называется «Кулинарные советы».

Из воды  можно приготовить много полезных напитков. А о каких полезных напитках вы узнаете, отгадав загадки.

  1. Фрукты, ягоды сварились,

      Вкусно елись, сладко пились.

( Компот)

                   2.  Он бывает всех цветов,

В нем витаминов куча.

      Я пить его всегда готов,

Ведь нет напитка лучше.

Он морковный и томатный,

Он на вкус и цвет приятный.

Чтоб здоровым стать ты смог,

Пей скорей фруктовый …

(Сок)

  1. Дяденька смеется,

      На нем шубонька трясется.

                      (Кисель)

  1. Черненько, горяченько,

А все любят.

(Чай)

  1. Оно течет – но не вода.

Оно, как снег, бело всегда.

На вкус узнать его легко,

Ведь это в крынке…

(Молоко)

  Учитель:  Переворачиваем следующую страничку  устного журнала. Она называется «Что мы знаем о себе?».

Подведем итоги анкеты: «Какие напитки любят в нашей параллели?»

(Диаграмма)

Что мы замечаем?

Учитель:  Пора подвести итоги. Переворачиваем последнюю страничку  устного журнала. Она называется «До встречи».

А теперь давайте проверим, все ли мы внимательно прочитали журнал?

  1. Какое название воде дал Леонардо да Винчи?

             (Сок жизни)

  1. Сколько дней человек может прожить без воды?

(2 – 3 дня)

  1. Какое количество жидкости необходимо в сутки школьнику вашего возраста?

(1,5 - 2 литра)

Учитель: Урок здоровья хочется закончить словами Антуана де Сент – Экзюпери.

(Читает ученик)

«Вода! У тебя нет ни вкуса, ни запаха, тебя не опишешь, тобою  наслаждаются, не понимая что ты такое. Ты не просто необходима для жизни: ты и есть жизнь. С тобой во всем существе разливается блаженство, которое не объяснить только нашими пятью чувствами. Ты возвращаешь нам силы и свойства, на которых мы уже поставили было крест. Твоим милосердием отворяются иссякшие родники сердца. Ты – величайшее в мире богатство…»

Учитель:  Дискуссионные качели:

«Вода полезна, если…»

«Вода вредна, если…»

(Продолжить предложение)

Учитель:  А теперь давайте выпьем по глоточку этого чудесного напитка – чистой воды. Привычка пить достаточное количество воды поможет вам стать более здоровыми и красивыми!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по окружающему миру "Вода и её свойства".( 2 класс)

Урок построен с использованием новых педтехнологий, имеет практическую часть, позволяющую учащимся самостоятельно делать выводы и лучше усвоить материал....

открытый урок по окружающему миру «Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды»

Цели: создание условий для формирования знаний о некоторых свойствах воды, значении воды в природе и для человека, бережном отношении к воде. Задачи: • Образовательные: через практическую деятельнос...

Открытый урок по окружающему миру"Вода и ее свойства"

Герои мультфильма "Мойдодыр "восхваляют воду,произносят слова :"Вечная слава воде!" Где человек ее использует,какие природные явления связаны с водой?В каких трех состояниях она бы...

Урок по окружающему миру "Вода колыбель жизни"

Урок по окружающему миру "Вода колыбель жизни"...

Конспект открытого урока по окружающему миру "Вода-источник жизни"

Конспект открытого урока по окружающему миру "Вода-источник жизни"...