Открытый урок по окружающему миру "Вода.Свойства воды"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Приложение № 12 «Открытые уроки» |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Беклемишево
УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
«Вода и её свойства»
3 класс
УМК: Гармония
Подготовила:
учитель начальных классов
Матыпова Виктория Викторовна
Первая квалификационная категория
Цель урока | создание условий для выяснения основных свойств воды, значения воды в природе | |||
Тип урока | Открытие нового знания | |||
Планируемые образовательные результаты | Предметные: умение ставить простейшие опыты, исследуя свойства воды, называть основные, легко определяемые свойства воды. Личностные: - формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению окружающего мира через практическую работу, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися. Метапредметные Познавательные: развивать умения добывать новые знания через информацию, представленную в разных формах; наблюдать и делать самостоятельные выводы; развивать познавательный интерес к предмету через исследования. Регулятивные: планировать учебную деятельность на уроке, в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации Коммуникативные: развивать умения работать в группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | |||
Формы и методы | - поисковый метод | |||
Оборудование | компьютер, мультимедийный проектор, бейджики для детей с указанием должности, таблички с описанием опыта, глобус, наборы для проведения опытов, ручки, капельки для эмоционального отклика. | |||
Наглядно-демонстрационный материал | Столики с необходимыми инструментами и материалами для проведения опытов
| |||
Основные понятия | Вода. Свойства воды. | |||
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формирование УУД | |
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне, психологический настрой учащихся на работу | Солнце на небе проснулось, Нам, ребята, улыбнулось. Глаза тихо закрываем, Руки к небу поднимаем. Лучик солнышка возьмем и к сердечку поднесем. Вы почувствовали тепло солнышка? Подарите это тепло друг другу и нашим гостям. Пусть на уроке царит теплая и дружеская атмосфера. - Поэт Константин Ибряев сказал: Только тот живёт как нужно, Всё даётся лишь тому. Кто живёт согласно, дружно С постоянным ПОЧЕМУ?. А Вы согласны с ним? Прав ли он? Докажите. - Чему будет посвящен наш урок? (Открытию новых знаний) - Какие мы делаем шаги, когда открываем новые знания? (1 шаг:Что я не знаю? 2 шаг: Буду стараться узнать новое.) - Сегодня на уроке вас ждет множество открытий. | Слушают учителя, настраиваются на предстоящую работу в классе Высказывают своё мнение. Только тому интересно жить, кто старается узнать много нового. | Регулятивные: волевая саморегуляция. Личностные: действия смыслообразования. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | |
II. Актуализация знаний пробное учебное действие. Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. |
- Сейчас покажу вам фрагмент из мульт фильма, после просмотра вы должны ответить: Почему герои мультфильма восхваляют воду? Внимание на экран
- Исходя из этого, сформулируйте тему сегодняшнего урока. Давайте вспомним *В каких трёх состояниях бывает вода на земле? *За какое состояние воды отвечал Мойдодыр? *Приведите, пожалуйста, примеры воды в жидком состоянии. *Какие осадки связаны с жидким состоянием воды? *Как выглядит вода в твёрдом состоянии? *Газообразное состояние воды – это что? Ребята, а где и откуда мы можем добыть знания и сведения о воде? | Просматривают фрагмент мультфильма «Мойдодыр» Высказывают свои предположения Вода. Свойства воды. Отвечают на вопросы учителя | Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, установление причинно-следственных связей. Коммуникативные: учет разных мнений и стремление в координации различных позиций в сотрудничестве. Регулятивные: внесение необходимых корректив, осуществление самоконтроля Личностные: развитие познавательных интересов и учебных мотивов | |
III. Выявление места и причины затруднения. Постановка проблемы . | Многим кажется, что они хорошо знают воду. Ведь все ежедневно умываются, пьют воду, часто наблюдают, как идёт дождь, как течёт река. Нет вещества более удивительного и загадочного, чем вода. В ней ещё много тайн. Учёные стараются разгадать их. - А вам хотелось бы узнать что-то новое о воде? | Отвечают на вопросы учителя | Познавательные: поиск разнообразных способов решения поставленных задач. Коммуникативные: формулирование собственного мнения; использование речи для регуляции своего действия. Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи. Личностные: формирование границ собственного знания и незнания. | |
IV. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. Цель: сформулировать цели деятельности; выбор способов и средств их реализации | Для того, чтобы узнать новое о воде. - Сегодня наш класс превратится в лабораторию, а вы будете настоящими исследователями, получите знания самостоятельно, при помощи тех исследований, которые мы с вами проведем на уроке. - Так что мы будем исследовать? - Чтобы начать исследование, необходимо составить план исследования - На какой вопрос должны ответить в первую очередь? 1. Что такое вода? 2. Свойства воды. 3. Бережное отношение к воде. - Итак, что такое вода? (жидкость). - Как в любую научную лабораторию, к нам на экспертизу отдают различные вещества. Вот и сейчас в нашу лабораторию поступило вот это вещество. (Показываю сосуд с прозрачной жидкостью.) - Как вы думаете, что это? - Похоже на воду. Можно ли точно сейчас сказать, что это вещество – вода? – ПОЧЕМУ?) - А кто – нибудь из вас встречал в жизни вещества, похожие на воду? - Как можно отличить одно вещество от другого? С помощью чего? - Эти особенности веществ называют свойствами. - Что будет предметом нашего исследования? - Какую цель поставим перед собой? - К концу исследования мы должны узнать: «Является ли жидкость в сосуде – водой?» - Тогда какие задачи поставим перед собой? – Цель поставлена, начинаем работу для её достижения | Отвечают на вопросы учителя Совместно с учителем составляют план исследования воды Вода Ставят цели: Узнать, что находится в сосуде Определяют задачи: Открыть новые знания. | ||
V. Реализация построенного проекта. Цель этапа: Организация коммуникативного взаимодействия для выведения свойств воды | - Наметим план наших действий. - Как же мы будем исследовать воду? 1. Сами проведем опыты и понаблюдаем за веществом. 2. Сделаем выводы. | Совместно с учителем составляют план действий | ||
- Итак, переходим к следующему пункту плана – свойства воды. - В течение урока вы будете работать в группах. В каждой группе есть: Научный сотрудник – проводит опыт; Помощник- читает задание; Оценщик- оценивает работу каждого учащегося в своей группе; Эксперты заполняют таблицу; Давайте вспомним правила работы в группах.
Так как мы будем работать с лабораторным оборудованием, необходимо соблюдать технику безопасности. - Запрещается пробовать на вкус любые вещества. - С осторожностью определять запах. Запах определяется так: на расстоянии 20-30 см от лица держим сосуд с жидкостью. Затем движением руки в свою сторону направляем поток воздуха на себя. Т. К. если жидкость обладает резким запахом, то можно обжечь носовую полость. -Сыпучие вещества брать только ложкой. - Если случайно разбилось стекло запрещается брать его руками. У вас на столах лежат таблицы, которые эксперты должны заполнить после того, как вы проведете опыт. Если вода обладает свойствами, которые перечислены в таблице, вы ставите +, если нет, то -. Каждая группа проводит свой опыт. | Слушают учителя | Познавательные: поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера Коммуникативные: аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи. Личностные: формирование границ собственного знания и незнания. | ||
Динамическая пауза | Прежде чем приступить к работе, давайте отдохнем. Очень всем нужна вода Делай- раз, делай- два. Звери у ручья напились Вправо влево поклонились. Вместе на носочки встали, Тучку лапками достали. Дружно хлопнули в ладоши До чего же день хороший. Дождик вдруг полил с утра. За работу нам пора! Продолжение работы по теме. Опыт № 1 Вопрос: имеет ли чистая вода запах и вкус? Зачитаем план опыта. -Определение запаха воды. - Определение вкуса воды. Расскажем о результатах наблюдений. Сделаем вывод. Заполним таблицу. О каких свойствах воды идет речь? Опыт № 2 Вопрос: имеет ли вода цвет? Прозрачна ли она? Зачитаем план опыта. -Возьмем чистую воду, опустим в нее ложку. - Посмотрим на свет. Возьмем стакан молока, опустим в него ложку. - Посмотрим на свет. -Сравнить цвет воды с цветом полосок. -Расскажем о результатах наблюдений. -Сделаем вывод. -Заполним таблицу. О каких свойствах воды идет речь? Опыт № 3 Вопрос: имеет ли вода форму? Обладает ли свойством текучести? Зачитаем план опыта. Возьмите пипетку. Наберите в неё немного воды и капните на стекло.. -Что вы наблюдаете? Сделайте вывод. -Перелейте воду из стакана в колбу, затем из колбы в сосуд. Что происходит с формой воды. Сделайте вывод. О каких свойствах воды идет речь? Опыт № 4 Вопрос: может ли вода изменять свои свойства? Как? Зачитаем план опыта. -Возьмем чистую воду, добавим в нее вещество (сахар, марганец) -Перемешаем палочкой. -Понаблюдаем за полученной смесью. -О результатах наблюдений расскажем. Сделаем вывод. Заполним таблицу. Изменились ли свойства воды? Почему? | Физкультминутка (выполняют движения) Демонстрация опытов. | Личностные : формирование культуры предметно- преобразующей деятельности человека. | |
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Цель: - зафиксировать новое содержание урока; Уточнить и расширить знания учащихся | Подведение результатов. Итак, мы определили основные свойства воды. - Мы возвращаемся к проблемному вопросу, чтобы ответить на него. «Является ли жидкость в сосуде – водой?» - В начале мы могли это определить? А теперь? - Сравним свойство этой жидкости со свойствами воды. Вызываю к доске ребенка, определяем свойства вещества в бутылке. Что это? (Вода.) - Ответили мы на проблемный вопрос, поставленный в начале урока? А зачем нам надо знать о свойствах воды. Где эти знания нам пригодятся? | |||
VIII. Включение в систему знаний и повторение. Цель: Уточнить и расширить знания учащихся о значении воды в природе. Зафиксировать способ определения количества воды в организме человека с определённой массой тела | - Вы сегодня на уроке проводили опыты, делали выводы , отвечали, справлялись со своими обязанностями. Теперь моя очередь. Я расскажу вам научные факты о воде. – Посмотрите на вид нашей Земли из космоса. Очень много на ней голубой краски. Голубым цветом изображают моря, океаны нашей планеты. Вода занимает ¾ поверхности земного шара. Вода повсюду. В воздухе (пар, облака, тучи). В земле (родники). В скоплениях льда на Южном и Северном полюсах. - Вода входит в состав любого живого организма: листья растений, в сок плодов и даже в сухих семенах. - Тело животных более половины состоит из воды, а в медузе – 90-95% воды Даже тело человека на 2/3 состоит из воды. Проверка Мы продолжаем разговор о воде. У нас остался еще один пункт плана о бережном отношении к воде. - Многие люди не разумно относятся к воде и расходуют ее. - Чистой воды на Земле становится все меньше, а потребность в ней возрастает. Воду пьют поля и леса. Без неё не могут жить ни животные, ни люди. Вода не только поит, но и кормит – добывает электрический ток. Вода – это большая и удобная дорога. По ней плывут пассажирские и грузовые суда. Без воды не приготовить пищи, не приготовить бетон для стройки домов, не сделать бумагу, ни ткань для одежды, ни резину, ни конфеты, ни лекарства. Вода – это одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы с нами, если исчезла пресная вода. А такая угроза существует. Вода находится в опасности, потому что человек ее загрязняет. -Отчего загрязняется вода в реках, океанах, морях? -Чем опасно загрязнение воды? -Как люди охраняют воду от загрязнений? -Как каждый человек должен беречь воду? -Как можно решить экологические проблемы озера, реки, моря, океана? | Отвечают на вопрос, высказывают свои мнения и предположения Уточняют и расширяют свои знания о воде. Отвечают на вопросы. Делают вывод: От загрязнения воды страдает всё живое. Воду надо беречь. | Познавательные: Классифицировать объекты. Познавательные: Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. Коммуникативные: Оформлять мысли в устной форме Регулятивные: Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным знанием Регулятивные: Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: Формирование умения работать с информацией (отбирать, анализировать), Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор. Личностные: Применять правила делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально- нравственной отзывчивости. Коммуникативные: Производить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии | |
ΙX. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса | Существует очень умное выражение: каждый день добавляет частицу мудрости. Что этот урок добавил к вашему багажу знаний? - Исследование какой темы вели на уроке? - Удалось решить поставленную задачу? – О каких удивительных свойствах воды вы узнали? - Где нам могут пригодиться новые знания? - Мы выполнили план урока? - Оцените свои знания на конец урока (капельки) Если все получилось Возьмите голубую капельку воды, если не все получалось – белую капельку воды. Оценщики прокомментируйте, как вы оценили работу учащихся своей группы. Выставление оценок. В заключении я хочу напомнить: Человек, запомни навсегда Символ жизни на Земле- вода! Экономь ее и береги Мы ведь на планете не одни! - Домашнее задание: Стр. 95-99. | Дают ответы на вопросы Анализируют работу на уроке через самооценку Записывают домашнее задание | Познавательные: Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности Личностные: Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям Коммуникативные: Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений |
1 группа
2 группа
3 группа
4 группа
оценщик | оценщик | оценщик |
оценщик | помощник | Старший научный сотрудник |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по окружающему миру "Берегите воду!" 3 класс, презентация
Конспект открытого урока по окружающему миру "Берегите воду!" 3 класс, презентация...
открытый урок по окружающему миру на тему "Свойства воды"
Открытый урок на тему "Свойства воды" 1 класс...
Открытый урок по окружающему миру 2кл "Опасности на воде и в лесу"
Открытый урок по окружающему миру 2кл "Опасности на воде и в лесу"...
Конспект открытого урока по окружающему миру - "Свойства воды" 4 класс
Одна из форм инновационных технологий - это мини-исследование.Целью проведения уроков с использованием данной технологии является развитие у детей навыков практической деятельности (опыты), наблюдател...
открытый урок по окружающему миру «Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды»
Цели: создание условий для формирования знаний о некоторых свойствах воды, значении воды в природе и для человека, бережном отношении к воде. Задачи: • Образовательные: через практическую деятельнос...
открытый урок по окружающему миру " На воде и в лесу" 2 класс
Представлены материалы:Конспект урокаПрезентацияСамоанализ урокаКарточки с разноуровневым домашним заданиемКарточки для работы в группахШаблоны для рефлексии...
Конспект открытого урока по окружающему миру "Круговорот воды в природе"
Учитель: Шнякина Марина ВладимировнаПредмет: Окружающий мирКласс: 3Тип урока: Открытие нового знания...