План-конспект урока по окружающему миру. 3 класс. Человек - часть живой природы.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Удовиченко Наталья Сергеевна

Конспект урока по окружающему миру. 3 класс. Человек - часть живой природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok._okruzh_mir._3_klass._chelovek-chast_zhivoy_prirody.docx32.55 КБ

Предварительный просмотр:

План - конспект урока по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

(3 класс)

Тема:  «Человек - часть живой природы» (А.А. Плешаков, УМК «Школа России)

Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Цели и задачи:

1.Повторить и закрепить знания предыдущего урока по теме «Природа. Царства живой природы».

  1. Расширить знания детей о человеке. Познакомить с некоторыми понятиями, относящимися к внутреннему миру человека: восприятие, память, мышление, воображение.
  2. Развивать умения обобщать, сравнивать, наблюдать, делать выводы.
  3. Формировать чувство ответственности за свои поступки, поведение.
  4. способствовать формированию бережного отношения к природе.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, презентация.

Словарь: восприятие, память, мышление, воображение.

Учитель: Удовиченко Н.С.

Планируемые результаты:

Предметные: учащиеся узнают, какие части тела человека относятся к внешнему, а какие к внутреннему; научатся определять на своём теле места расположения внутренних органов

Личностные: формировать учебно-познавательный  интерес  к предмету,  способность к самооценке, воспитывать стремление заботиться о своем здоровье.

Ход урока.

Этап урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия (УУД), проекты, ИКТ-компетенции, межпредметные понятия

1. Организационный этап.

-Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.

Мы быть должны всегда в порядке,

День проводим в распорядке.
А девиз у нас такой:
«За здоровье мы горой!»

Слайд 4

Учащиеся проговаривают речёвку.

Личностные: формировать учебно-познавательный  интерес  к предмету,  способность к самооценке, воспитывать стремление заботиться о своем здоровье.

Регулятивные: преобразование  практической задачи в познавательную, самостоятельное адекватное оценивание  правильности выполнения своих действия.

Познавательные: развивать способность анализировать полученную информацию, выделять существенные  и несущественные признаки, проводить группировку, делать правильные выводы.

Коммуникативные: отрабатывать умение строить речевые высказывания в устной форме, формулировать   собственное мнение,  уметь договариваться и приходить к общему мнению и решению в совместной деятельности.

2.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

-Ребята, я рада приветствовать вас. Сегодня наша встреча посвящена природе, живой действительности окружающего мира и человеку, субъекту природы, её питомцу.

- Вспомните, что мы называем природой? Слайд  5,6,7, 8

- Какая бывает природа?

- Напомним друг другу, какая наука изучает живую природу. Для этого переведите на русский язык два латинских слова ( «БИОС»  и   «ЛОГОС»). Попробуйте прочитать эти слова по латыни, воспользуйтесь латинским алфавитом, ранее рассмотренным и изученным на уроке математики.  Слайды 9,10,11

- Назовите основные царства, существующие в живой  природе?  Слайд 12

- Скажите, ребята, а человек принадлежит к природе или это отдельно существующая форма жизни?

- Справедливо ли утверждение, что «человек – царь природы»? Слайд 13, 14,15,16

-Как вы уже поняли, тема нашего сегодняшнего урока «Человек».

- Это все, что нас окружает: леса, моря, небо, животные, растения.

- Природа бывает живая и неживая.

-Живая природа изучается с помощью науки «биологии».

(На слайде учащиеся читают два слова «биос» и «логос»).

- Царство растений, животных, грибов и бактерий.

- Человек часть природы, ее живого мира.

- Человек -равноправный житель планеты, но это не дает ему право «царствовать» и вредить окружающей среде.

3.

Актуализация знаний.

 - Почему справедливо утверждение, что человек часть природы, докажите это.      Слайд 17,18

- Чем человек отличается от животных?

-  Вспомните уроки, полученные во втором классе. Напомните по рисунку внешнее строение человека. Слайд 19

-Перечислите основные составляющие внутреннего строения человека. Слайд 20,21

- Молодцы. У вас прекрасная память.

- Человек, как и другие  живые существа  дышит, питается, растет, развивается, у него рождаются дети.

- Человек наделен разумом, имеет духовный мир.

(Учащиеся называют внешнее и внутреннее строение человека, далее идет проверка на презентации)

4.

Первичное усвоение новых знаний.

- Для того, чтобы развить нашу сегодняшнюю тему, давайте ответим на вопрос: «Что может разумный человек сделать полезного для природы, для своих собратьев (людей),  для себя, чтобы гармонично существовать в окружающем мире?

- Совершенно верно. Охрана здоровья – это наше будущее,  радость общения, комфортное и безопасное пребывание в окружающей нас среде.

 - Вы правы! Все сказанное верно! Молодцы! Ваше мышление хорошо развито!

- Все в организме человека связано удивительным образом. Все органы взаимодействуют друг с другом, составляя слаженно работающий организм.  Слайд 22

-Оказывается , в наших пальчиках сосредоточены нервные окончания, влияющие на развитие нашего речевого аппарата. Выполним пальчиковую гимнастику: Слайд 23

Рыбы.

Жил да был один налим, (Ладони сложены, плавные движения ими, имитируют движения плавников)

Два ерша дружили с ним. (Ладони раздвинуты: плавные движения двумя ладонями.)

Прилетели к нам три утки (Руки сложены накрест, взмахи ладошками.)

По четыре раза в сутки

И учили их считать: (Сжимают и разжимают кулачки.)

Раз, два, три, четыре, пять. (Загибают пальчики, начиная с мизинца.)

-Молодцы!

- Как мы уже знаем, человек существо разумное, сложное, многогранное.

-Человек должен пылать страстью к знаниям, гореть пламенем познания нового, светиться добротой и любовью.

- Рассмотрим внутренние составляющие личности человека, без которых невозможна полноценная и     интересная жизнь.  

-Будем учиться поддерживать свое здоровье, укреплять память, мышление, развивать воображение.

- Представьте себе, что человек  – это дом волшебных светлячков. Слайд 24, 25

Они освещают его изнутри волшебным светом. Каждый светлячок имеет свой уникальный свет. Человек шагает по жизни, освященный внутренним светом, он ступает по ступенькам познания, и путь освещают ему спутники-светлячки.

- Первый светлячок самый мудрый, имя ему «Разум». Свет его фонарика освещает наш головной мозг. Слайд 26

Именно здесь живёт наш разум. Обратимся к учебнику на стр.11. Найдите второй абзац, прочитайте текст до конца страницы.

- Второй светлячок – это наше «Восприятие», здесь ему в помощь выступают наши органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание. Слайд 27

Прочтите третий абзац на стр. 12 учебника.

- Далее нас встречает третий  

Светлячок – это «Память». Её можно назвать мудрым советником  «Разума». Найдите самостоятельно в тексте учебника на стр.12 сведения о памяти.

- С чем она сравнивается?

- А вот перед нами самый яркий и необычный светлячок - это наше  «Воображение». Воображение освещает и наш разум, и наше доброе сердце и все потайные уголки головного мозга. Помогает развивать воображение наше восприятие .

- Познакомимся еще с одним светлячком, отвечающим за  наш мыслительный процесс – это «Мышление». Мышление неразрывно связано с разумом, ему всегда помогает воображение и память. Найдите эти сведения в учебнике, прочитайте.

- Молодцы! Ступеньки познания мы прошли с нашими путеводными светлячками. Все эти процессы, происходящие во внутреннем мире человека называют его внутренней, душевной жизнью.

- Человек должен беречь природу, сохранять богатства окружающего мира, не истреблять редких животных,

- Не загрязнять окружающую среду.

-Быть добрее друг к другу, милосерднее, заботиться о своих близких.

- Сохранять  и укреплять свое здоровье.

(Зачитывает один учащийся)

- Память сравнивается с кладовой.

5.

Первичная проверка понимания.

- Ребята, снова перед нами латинские слова. Прочите, как называется наука, изучающая внутренний или духовный мир человека.

- Совершенно верно! Ваше восприятие прекрасно развито: вы все видите, слышите и понимаете.

- Говорят, глаза – зеркало души. Наши глаза уникальный орган восприятия. Мы должны беречь наши глаза от переутомления, сидя за учебниками и монитором компьютера, не читать в темноте. Нужно всегда соблюдать гигиену глаз.

- Выполним гимнастику для глаз, она поможет нам снять напряжение и успешно работать дальше:

Слайд

Раз –налево, два – направо,

Три –наверх, четыре — вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Взгляд направим ближе, дальше,

Тренируя мышцу глаз.

Видеть скоро будем лучше,

Убедитесь вы сейчас!

А теперь нажмем немного

Точки сверху своих глаз.

Сил дадим им много-много,

Чтоб усилить в тыщу раз!

- Как вы думаете, ребята, мы должны с вами помогать нашим светлячкам? Как можно развивать наши внутренние составляющие? Какие приемы или способы вы знаете, например, чтобы развить наш ум? Ваши предложения?

- Кто знает, как тренировать память?

-Какие, кто знает?

- Как можно развить мышление?

- Очень хорошо, молодцы. Вы говорите все правильно.

 Не будем забывать также и о столь необходимой и полезной физической активности человека. Растущему молодому организму  требуется физическая зарядка. Я приглашаю вас на физминутку.

(На слайде учащиеся читают два слова «психе» и «логос»).

- Психология.

(Учащиеся выполняют движения в соответствии с текстом)

- Читать книги.

- Учить уроки, слушать учителя.

-Смотреть познавательные программы.

-Путешествовать.

- Учить наизусть стихотворения.

- Делать специальные упражнения по тренировке памяти.

- Поиграть в игру на закрепление зрительной памяти: игра «Найди пару», «Расположи в нужной последовательности».

- На уроках математики мы решаем логические задачи.

- На уроках литературного чтения мы отвечаем на вопросы после прочитанных произведений, думаем, размышляем.

Физминутка.

- У меня секретов нет!

Слушайте, детишки.

Физминутку в этот час для вас проводит мишка!

Встаньте, дети, с ваших мест,

Руки опустите.

И немного для здоровья ими потрясите.

Руки в пояс, ноги врозь,

Гнусь вперед, назад и вскользь.

Вот мы руки развели, словно удивились и друг другу до земли низко поклонились.

Все, детишки, молодцы, славно потрудились .

На учебные места плавно опустились.

6.

Первичное закрепление.

- Ребята, отгадайте загадку.

Как увидеть ветерка дуновение?

Как запечатлеть мысли движение?

Как нарисовать океана волнение?

Я выражу общее мнение: «Здесь мне поможет……(Воображение)

- Давайте обратимся к нашему светлячку-фантазеру, который отвечает за воображение и поиграем в игру «Нарисуй несуществующее животное» (Работа в группах).

-Ребята, я предлагаю вам поработать в группах (четверки). За минуту времени, вы изобразите на листках «несуществующее» животное. Дайте ему название, охарактеризуйте его:  где обитает, чем питается.

-Внимание, минута пошла!

- Вы отлично справились с работой. Все группы проявили себя с наилучшей стороны. Ваше воображение достойно уважения!

-Я предлагаю вам разгадать кроссворд и блеснуть вашим мышлением и памятью. Слайд

По горизонтали:

1.  Вспомните внешнее строение человека и веселого медвежонка из произведения Э.Успенского, который именно там хранил свои опилки.

5. На уроках математики мы развиваем логическое…

6. Тема нашего урока…

По вертикали:

2. Вспомни внутренне строение человека. Что помогает нам быть в центре мыслительного процесса? Его еще называю главным действующим лицом в какой-либо  «операции» (в  её переносном значении).

3. Синоним слова «фантазия».

4. Она помогает нам не забывать о наших защитниках Родины в годы ВОВ и чтить их …

7.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

- Ребята, наш урок подходит к концу. Запишите  домашнее задание. В учебнике вы готовите пересказ по теме «Человек» стр. 10-15, вы должны уметь называть и характеризовать все ступеньки познания человека, вспомните наших светлячков.

- Выполните задания в рабочей тетради на страницах

- Приготовьте на следующий урок разные игры на развитие памяти, мышления, воображения. Мы обязательно проведем их.

8.

Рефлексия (подведение итогов занятия).

-Ребята, наш урок подошёл к концу. Я прошу вас поработать на нашей «Смайлпочте» и адресовать дежурному почтальону ваше послание-настроение от урока в виде «смайлика».

-Прошёл урок полезный, прошёл сей светлый час.

И ваше настроенье хочу узнать от вас!

- Я очень рада! С нами снова самый весёлый «смайл»! Благодаря вашему задору, хорошему настроению, вашей прекрасной памяти и удивительному воображению наш урок завершён с блестящим результатом. До свидания, ребята! До новых встреч!

(Дети на специально розданных кружочках рисуют свое настроение от урока в виде «смайликов» трёх видов.  Далее подсчитываются результаты, оглашается общее настроение класса. На доску вывешивается основной «смайл» настроения большого размера)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План -конспект открытого урока по окружающему миру для 1 класса

Предмет: окружающий мир.Тема: «Наши помощники – органы чувств». Урок №21.По типу урок: изучения и первичного закрепления новых знаний, урок-практикум.Цель:·        Ф...

План - конспект учебного занятия по окружающему миру. Тема "Введение. Царства живой природы"

Представлен план - конспект учебного занятия по окружающему миру по теме "Введение. царства живой природы", вкл. дидактические карточки...

План- конспект учебного занятия по окружающему миру. Тема «Человек – часть живой природы»

Представлен подробный план- конспект учебного занятия по окружающему миру (3 класс). Тема «Человек – часть живой природы»...

Конспект урока по Окружающему миру "Невидимые нити в живой природе" 3 класс УМК "Перспектива"

Конспект урока по Окружающему миру "Невидимые нити в живой природе" 3 класс УМК "Перспектива"...

План – конспект открытого урока по окружающему миру в 4 классе. Тема урока: Многогранный мир чувств.

Тип урока: комбинированный, урок-исследование.Цель:1) Обучающая:-формировать у учащихся новые понятия об органах чувств, о строении и роли органов слуха, равновесия, обоняния, вкуса и осязания, ...

Урок по окружающему миру. Тема: "Четыре царства живой природы" 3 класс. Планета знаний

Урок открытия нового знания.Цели: Создание условий для  формирования образовательных компетенций: информационных, коммуникативных, рефлексивных учащимися 3 класса в предметной области «окру...

Урок по окружающему миру "Невидимые нити в живой природе" 3 класс

Урок  "открытия нового знания" по окружающему миру по теме "Невидимые нити в живой природе" 3 класс по УМК Перспектива с использованием технологии пролемного обучения...