Урок по окружающему миру. Тема: "Четыре царства живой природы" 3 класс. Планета знаний
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Урок открытия нового знания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehn_karta_po_okr_._miru_2.doc | 108.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
«Четыре царства живой природы»
(УМК «Планета Знаний»)
Учитель: Маликова Елена Геннадьевна
Учебный предмет | Окружающий мир | ||||
Класс | 3 Г класс | ||||
Тип урока | Урок открытия нового знания | ||||
Цели урока | создание условий для формирования образовательных компетенций: информационных, коммуникативных, рефлексивных учащимися 3 класса в предметной области «окружающий мир» по теме: «Четыре царства живой природы» | ||||
Задачи: | Учебные задачи : 1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов: - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; - понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение. 2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения ( регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД ): - уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, сохранять цель и учебные задачи; - уметь высказывать свое мнение на основе работы с материалом, находить необходимую информацию в учебнике,. - формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность; - формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии. Познавательные УУД: - ориентироваться в своей системе знаний; - находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; - развитие операций мышления: сравнения, сопоставления и обобщения. Коммуникативные УУД: - уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других; - формирование умения взаимодействовать в парах на основе сочетательного диалога. 3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: - называть царства живой природы, приводить примеры представителей каждого царства, устанавливать и объяснять некоторые взаимосвязи в природе. | ||||
Технологии, методы, приемы | Поисковые методы обучения, | ||||
Планируемый результат | |||||
предметные умения | универсальные учебные действия | ||||
- называть царства живой природы; - приводить примеры представителей каждого царства; -устанавливать и объяснять некоторые взаимосвязи в природе. | Личностный: – понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение. – овладение элементами способности оценивать свои достижения и трудности; готовность совместно с учителем искать способы преодоления трудностей. Метапредметные результаты: Регулятивные универсальные учебные действия - Понимать, принимать и сохранять учебную задачу, - Определяют способ действия для решения учебной задачи, сверяют его с учебником, планируют свои действия и осуществляют их -Выполнять учебные действия в речевой и умственной форме. Осуществлять взаимо- и самоконтроль. Познавательные универсальные учебные действия - Читать учебный текст, вычерпывать из него нужные сведения, дополнять свои знания, - понимать информацию, представленную в модельном виде, переводить её в словесную форму. - осознавать общий способ действия для решения задачи, применять его при решении конкретных задач. - делать умозаключения, выводы. Коммуникативные универсальные учебные действия - Участвовать в общей беседе, выполнять правила речевого поведения. - Высказывать свои предположения, по обсуждаемым вопросам, слушать высказывания собеседников. -Задавать вопросы и отвечать на вопросы других. - Строить небольшие монологические сообщения научно-делового характера и слушать сообщения других. - Делиться приобретённой информацией с другими, пересказывать её. | ||||
Технология обучения | |||||
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые умения | ||
1. Самоопределение к деятельности. (Организационный момент) Цель: Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки. | Проверяет готовность к уроку. Создает эмоциональный настрой. «Пусть сегодня для нас всех, На урок придёт успех! Поприветствуем гостей, С ними нам вдвойне теплей, Пожелайте нам удачи, И успешности в придачу! Мы урок наш начинаем» - Пусть сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много новых открытий. | Включаются в урок, во взаимодействии с учителем. | Коммуникативные Умение включаться в урок, во взаимодействие с учителем. | ||
2. Актуализация опорных знаний. Цель: а) Актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала. б) Актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала. | -Любите ли вы путешествовать? Мы будем не просто путешествовать, а наблюдать, анализиро-вать, делать выводы. - Вы готовы к такой работе? Тогда угадайте, куда мы отправимся путешествовать. Учитель читает загадку: Посмотри, мой милый друг, Что находится вокруг. Небо светло- голубое, Солнце светит золотое, Ветер листьями играет, Тучка в небе проплывает. Поле, речка и трава, Горы , воздух и листва, Птицы, звери и леса, Гром, туманы и роса, Человек и время года- Это все вокруг …(природа) СЛАЙД № 1 « Природа» Составление кластера «Природа» - А что такое природа? (все, что окружает нас , но не сделано руками человека) - Какая бывает природа? (живая и неживая ) Составление кластера «Природа живая-неживая» | Вступают в диалог с учителем. Аргументируют свои ответы. | Познавательные: Развивать операции мышления (выявлять сходство и различия объектов, классифицировать объекты по существенному признаку) -определять границы собственного знания/ незнания; Коммуникативные: Формировать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её. | ||
З.Постановка учебной задачи. Цель: а) Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется б) Согласовать цель и тему урока. | Мы с вами отправляемся в путешествие на планету Живых существ. На этой планете есть царства и каждое из них особенное.
- А вы, хотите побывать в этих царствах? - Как вы думаете, как называется тема нашего урока? Тема урока « Царства живой природы» Целеполагание -Как вы думаете, с какой целью мы отправимся в путешествие, что вам интересно узнать о царствах? Сегодня мы должны выяснить: - Сколько царств природы? -Кто населяет эти царства? -Какие науки изучают эти царства? | Выдвигают предполо-жение по теме урока. Тема урока « Царства живой природы» Ставят учебную задачу. (- Сколько царств в природе? -Как называются царства природы? -Кто населяет эти царства?) Участвуют в обсуждении проблемы, сравнивают, высказывают предположения. | Личностные - осознавать необходимость открытия нового знания Познавательные: -высказывать предположения о содержании нового знания Регулятивные: формулировать учебную задачу урока | ||
4. Открытие нового. Цель: Организовать коммуникативное взаимодействие для совместного открытия нового знания | Давайте узнаем, как называется первое царство. -Мы растем, растем, растем. Ночью мы растем и днем. Главное, чтобы всегда У корней была вода. (РАСТЕНИЯ) - На какие группы делятся растения? -Назовите растения в каждой группе. -Какие правила надо соблюдать в этом царстве природы? - Какое название дадим этому царству? СЛАЙД № 2 «РАСТЕНИЯ» Давайте узнаем, как называется второе царство. Мы живем везде, везде И на суше, и в воде, в джунглях, на горах, в саваннах и в морях , и в океанах. Мы щебечем, бьем хвостами, можем шевелить усами, можем плавать и летать. Нас непросто сосчитать. (ЖИВОТНЫЕ) -На какие группы делятся животные? - В чем их отличие? (по месту обитания) (Дикие и домашние), - По способу питания. (хищные и растительноядные). -Какие правила надо соблюдать в этом царстве? СЛАЙД № 2«ЖИВОТНЫЕ» Давайте узнаем, как называется третье царство. Мы веселые ребятки Носим зонтики и шляпки. Вид имеем очень важный И растем мы, там где влажно. (ГРИБЫ) - Как вы, думаете, в какое царство мы их определим? -Это особое царство природы. Некоторые дети ошибочно называют грибы растениями. Но это не так. Все ли грибы можно употреблять в пищу? Почему? Какие правила надо соблюдать попав в это царство природы? СЛАЙ № 2 «Грибы» - А сейчас вам предстоит путешествие в самое необычное царство.
Пусть не любят нас чистюли Моют руки и кастрюли Все равно мы есть везде И на суше и в воде.(БАКТЕРИИ) Если посмотреть через микроскоп, то можно увидеть мельчайшие живые организмы – бактерии. СЛАЙД № 2«Бактерии» Сообщения детей ( 2 ученика) -Какое же название дадим этому царству? (Бактерии) - Сколько же царств, у нас получилось? Выводы: В природе существуют 4 царства живой природы. СЛАЙД № № 3 «Тема урока «ЧЕТЫРЕ ЦАР-СТВА ЖИВОЙ ПРИРОДЫ» - Эти царства хранят много тайн и загадок. Их изучением занимаются различные науки. Чтение учебного материала по учебнику Откройте учебник на стр.78. Прочитайте первый абзац. Какие науки изучают царства живой природы? (Изучают эти царства науки: БОТАНИКА,ЗОО- ЛОГИЯ, МИКОЛОГИЯ, МИКРОБИОЛОГИЯ.) СЛАЙД № 4 «НАУКИ» | Отвечают на вопросы Анализируют, формулируют выводы (РАСТЕНИЯ) (Дикие и домашние), (хищные и растительноядные). (ГРИБЫ) .(БАКТЕРИИ) Анализируют, отвечают на вопросы. Формулируют тему урока Изучают эти царства науки: БОТАНИКА,ЗОО- ЛОГИЯ, МИКОЛОГИЯ, МИКРОБИОЛОГИЯ.) | Коммуникативные: - слушать и понимать речь других; -уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли - анализировать с целью выделения существенных признаков, делать умозаключение - владеть диалогической формой речи в соответствии нормами родного языка
Регулятивные: Оценивать результаты своей деятельности (сравнивать с эталоном)
Личностные формировать мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; Познавательные: - ориентироваться в учебнике; воспринимать и находить необходимую информацию; анализировать ее; | ||
5.Физкультминутка. 6.Открытие нового.
6.Закрепление полученных знаний. Цель: выявить качество и уровень овладения знаниями и способами действий, обеспечить их коррекцию. | -Как вы думаете, чем живые существа отличаются от тел неживой природы? (РОЖДАЮТСЯ РАСТУТ ДЫШАТ ПИТАЮТСЯ стареют умирают) Чтение учебного материала по учебнику Прочитайте второй и третий абзацы. Верно ли предположили? - О каких отличиях узнали еще? ( устроены иначе, содержат вещества, которых нет в телах неживой природы) Физкультминутка -Давайте встанем и немного отдохнем. Руки подняли и покачали- это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули, в сторону руки, плавно помашем – это к нам птицы летят. Как они сядут, тоже покажем, крылья сложили назад. Откройте учебник на с.79 Посмотрите на таблицу - Что же означают стрелки между царствами? -Все живые существа тесно связаны с окружающей средой. Из окружающей среды они получают энергию и вещества, необходимые для жизни ( воздух, воду, минеральные вещества) Живые вещества отвечает на изменения окружающей среды и приспосабливаются к этим изменениям. Все они населяют различные среды обитания: СЛАЙД № 5 «СРЕДЫ ОБИТАНИЯ» наземно- воздушную- в ней много света и кислорода, большая разница температур( от сильнейших морозов до жары, небольшое количество влаги, она не такая плотная, как водная среда и почвенная, большое разнообразие животного и растительного мира. СЛАЙД водная:- в ней мало света и кислорода, нет большой разницы температур, среда обитания плотная( трудно передвигаться), животный мир разнообразен, но беден растительный. СДАЙД почвенная :- в ней нет света, мало кислорода, нет большой разницы температур, среда обитания плотная ( трудно передвигаться), животный мир разнообразен. СЛАЙД Прочитайте последний абзац текста на с. 78 -Узнайте, какие среды обитания населяют живые существа?( наземно-воздушная, водная, почвенная) -Чем различаются условия жизни в разных средах?(количеством света, кислорода, температурой среды обитания, плотностью) - Приведите примеры живых существ, обитающих: -в наземно- воздушной среде (1 ряд) -в водной среде (2 ряд) -в почвенной среде (3 ряд) ЗАДАНИЕ ИЗ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
2. СЛАЙД № 9 Игра «Четвертый лишний» 1.Мухомор, лисичка , подберезовик, белый гриб 2.Волк, олень, лев, тигр. 3. Кошка, леопард, собака, корова. 4. Кит, слон, жираф, муравей. СЛАЙД № 10 ПРОВЕРКА
Кит (водная среда обитания) | Дети работают самостоятельно, фиксируют вывод , формулируют и аргументируют его. проверяют по учебнику Работа в паре, взаимопроверка | Познавательн ые: - анализировать, сравнивать, делать выводы; -Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи Регулятивные: - принимать цель деятельности; - действовать по предложенному плану; -осуществлять самоконтроль; Познавательные: Классифицировать объекты. - устанавливать причинно- следственные связи. Коммуникативные: Проявлять активность в коллективной деятельности Регулятивные: -выстраивать алгоритм действий, - выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Регулятивные: -Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей -уметь вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок. Коммуникативные -умение строить речевое высказывание | ||
7.Подведение итогов урока Рефлексия | Учитель: -Пришло время подвести итог нашему разговору - Какое открытие вы сегодня совершили? Что понравилось? В чем испытывали сложность? -Всё ли мы исследовали в этих Царствах? ОЦЕНКИ за урок: -Прикрепите свои звездочки к тому царству, о котором бы хотели узнать больше. Это и будет вашим творческим домашним заданием. Наше путешествие подошло к концу. Человек может быть счастлив только тогда, когда он живет в гармонии с природой..бережно к ней относится. Заботится о ней. Помните , что природа наш общий дом. | Высказывают свои впечатления от урока | Личностные: - формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; -Развиваем умение оценивать свою деятельность | ||
8.Домашнее задание | Домашнее задания я предлагаю вам на выбор: 1.Учебник с.78-79. 2. Творческое. Подготовить сообщение о понравившемся царстве. Урок наш окончен И выполнен план. Спасибо, ребята, Огромное вам, За то, что упорно, Усердно трудились! Старания ваши Нам всем пригодились! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект учебного занятия по окружающему миру. Тема "Введение. Царства живой природы"
Представлен план - конспект учебного занятия по окружающему миру по теме "Введение. царства живой природы", вкл. дидактические карточки...
Конспект урока по окружающему миру "Насекомые, птицы, рыбы, звери" (1 класс "Планета знаний")
Тема: «Насекомые, птицы, рыбы, звери. » (УМК «Планета знаний»)Тип урока: урок «открытия» нового знания.Цель: формирование ценностного отношения к животным, посредством выделения существенн...
Презентация к уроку по окружающему миру "Насекомые, птицы, рыбы, звери" (1 класс "Планета знаний")
Тема: «Насекомые, птицы, рыбы, звери. » (УМК «Планета знаний»)Тип урока: урок «открытия» нового знания.Цель: формирование ценностного отношения к животным, посредством выделения ...
Внеклассное мероприятие по окружающему миру. "Путешествие в царство живой природы."
Внеклассное мероприятие по окружающему миру «Путешествие в царство живой природы» Классный руководитель: Смыкова В.И ...
Конспект урока окружающего мира по теме:"Царства живой природы".
В игровой форме дети знакомятся с царствами живой природы и их представителями. Выполняя занимательные задания, ребята закрепляют полученные знания....
Конспект урока окружающего мира: "Как люди познают мир", 2 класс "Планета знаний"
Конспект урока окружающего мира по теме: «Как люди познают мир», 2 класс "Планета знаний"...
Презентация урока по окружающему миру на тему: «Полезное ископаемое» (глина) УМК «Планета Знаний» 3 класс
Расширить знания о глине.Изучить, что такое глина.Какие ее виды добывают.Какими свойствами она обладает.Области применения глины....