Разработка урока по окружающему миру 2 класс УМК "Начальная школа 21 века"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Хрулева Татьяна Юрьевна

При построении урока используется технология проблемного обучения, учитель создаёт проблемные ситуации, задает проблемные вопросы, что активизирует познавательные способности обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка учебного занятия.

Предмет : окружающий мир

Класс: 2

Учитель: Хрулева Т.Ю.

УМК : «Начальная школа 21 века»

Тема урока: «Почему нужно правильно питаться»

Место урока в изучаемой теме : шестой  урок в разделе «Кто ты такой»

Тип урока: открытие новых знаний

Образовательные технологии: личностно-ориентированные, проблемно-диалогическое обучение, технология развития критического мышления, технология сотрудничества, здоровьесберегающие

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Методы и приемы: проблемные, словесные, наглядные, практические.

Цель урока: создать условия для формирования у учащихся основ правильного питания.

Планируемые результаты:

Предметные

Метапредметные

Личные

научатся:

  • определять понятия «белки», «жиры», «углеводы», «витамины»;

 получат возможность узнать:

  • о пользе питательных веществ и их роли в жизнедеятельности организма.

Познавательные

  Общеучебные – выделять и формулировать познавательную цель; осуществлять смысловое чтение.

 Логические – анализировать, сопоставлять, обобщать.

Знаково-символические – работать со схемами и иллюстрациями.

Регулятивные :  

Целеполагание – осознавать учебно-познавательную задачу.

Планирование – выполнять задания в соответствии с поставленной целью; выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий).

Самоконтроль – удерживать цель деятельности до получения  результата; анализировать и корректировать собственную работу; осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано»).

Коммуникативные : 

оформление своих мыслей в устной форме;

учебное сотрудничество в паре; умение слушать и вступать в диалог; умение договариваться, строить речевые высказывания.

  • создание условий  к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию
  •  применяют приобретенные навыки в практической деятельности;
  • осуществляют самоконтроль при выполнении заданий;
  • принимают установку на здоровый образ жизни.

Ресурсы урока: учебник «Окружающий мир» часть 1 стр. 50-56, рабочая тетрадь, презентация к уроку, раздаточный материал.

Этапы урока:

1.Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

3. Постановка темы урока. Постановка учебной проблемы.

4. «Открытие» новых знаний.

5. Физкультминутка

6. Включение новых знаний в систему знаний.

7. Итоги работы, рефлексия.

8. Подготовка к домашнему заданию.

Технологическая карта урока.

Этапы урока

Время

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент.

1 мин

Личностные: смыслообразование, нравственно-этическая ориентация

Познавательные: построение речевого высказывания в устной форме

-Прочитайте слова: (Слайд 1.)

«Добрый день! Доброе утро! Доброго здоровья!»

-Что мы желаем человеку, когда произносим эти слова?

-Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся, добра и радости. И наше сердце открывается для искренних и добрых людей.

- Когда произносим, здравствуйте, что желаем? (Здоровье)

- Правильно здоровье - это главное в жизни.

Включение учащихся в деятельность. Отвечают на вопросы учителя.

2. Актуализация знаний.

2 мин

Личностные: самоопределение, смыслообразование

-О чем говорили на прошлом уроке?

-Что нам помогает сохранить наше здоровье?

Дети вспоминают изученное на прошлом уроке (о режиме дня, о физическом здоровье)

3. Постановка темы урока. Постановка учебной проблемы.

4 мин

Познавательные: постановка проблемы,  анализ, обобщение

Коммуникативные: оформление своих мыслей в устной форме

Регулятивные: планирование

Учитель организует подводящий к теме диалог:

-Ребята, к нам на урок сегодня прилетел Карлсон. Он хочет, чтобы мы посмотрели на его режим дня, который он составил. (Слайд 2.)

10:00 – 10: 30     просыпаюсь

10: 30 – 11:00     ем варенье

11:00 – 14:00      в гостях у Малыша

14:00 –  14:30     ем варенье  

14:30 – 17:00      сплю

17:00 – 17:30      ем варенье

17:30 – 20:00      гуляю с Малышом на крыше

20:00 – 20:30      ем варенье

20:30 –  10:00     сплю

-Как вы думаете, правильно ли Карлсон проводит время? Почему?

- Чего не хватает в его режиме дня?  

- А вы заметили, что чаще всего делает Карлсон?  

- Ребята, скажите, а можно ли всегда питаться только один вареньем? Почему?

- Как думаете, о чем сегодня на уроке мы с вами будем говорить?

-Сегодня наш разговор пойдет о том, почему нужно правильно питаться. Познакомьтесь с задачами урока. (Слайд 3.)

Дети вступают в диалог с учителем, вспоминают изученный материал, анализируют представленный учителем материал и делают выводы, формулируют тему урока, ставят задачи и планируют свою деятельность на уроке

4. «Открытие» новых знаний.

16 мин

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, выдвижение своих предположений.

Коммуникативные: учебное сотрудничество в паре, умение слушать и вступать в диалог, умение договариваться, строить речевые высказывания.

Регулятивные: умение работать по плану

1) Чтение в учебнике текста с. 50.

-Прочитайте текст и найдите ответ на вопрос, как питание связано со здоровьем.

2) Работа со схемой. (Слайд 4.)

-Ребята, рассмотрите схему и выясните, для чего организму нужно правильное питание?

3)-Как вы думаете, ребята, а пища состоит из одних и тех же веществ?

4) Работа в парах.

-Прочитайте текст в учебнике с.51, рассмотрите рисунки с. 51-52 и заполните таблицу. (Приложение к уроку)

5) Проблемная ситуация:

-Все ли строчки заполнили в таблице? Почему?

-Так, возможно, эта строчка лишняя?

-А может быть, кто-то слышал, что ещё содержится в продуктах?

-Да, это верно. Запишите в таблице в четвертой строке слово «Витамины».

-Почему таблица разделена теперь на 4 столбика?

6) Чтение текста «О витаминах» с.53.

Работа в парах по таблице.

-Прочитайте текст, рассмотрите рисунки и закончите заполнять таблицу.

Дети читают текст, пытаются отыскать ответ на вопрос.

Работают со схемой.

Высказывают свои предположения.

Дети повторяют правила работы в парах и работают по плану, находят нужную информацию из текста и рисунков, заполняют таблицу.

Дети объясняют, почему не заполнена последняя строчка в таблице.

( -Больше нет информации в тексте и рисунках.)

Дети высказывают свои предположения.

Дети отвечают на вопрос. (-В некоторых продуктах содержатся витамины.)

(Дети: -Витамины разные)

Дети работают по учебнику, обсуждают, что еще нужно заполнить, заканчивают заполнение таблицы.

5. Физкультминутка

3 мин

Личностные: мотивация к сохранению своего здоровья

(Слайд 5.)

А в лесу растёт черника,

Земляника, голубика.

Чтобы ягоду сорвать,

Надо глубже приседать.

(Приседания.)

Нагулялся я в лесу.

Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте.)

В класс пора мне возвращаться,

Чтобы снова заниматься. (Дети садятся за парты.)

- Ребята, как вы думаете, чем богаты ягоды черники, земляники, голубики? (Слайд 6-8.)

6. Включение новых знаний в систему знаний.

14 мин

Познавательные: умение сравнивать, поиск и выделение необходимой информации, выдвижение гипотез, построение доказательств, построение логической цепи рассуждения.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, умение строить речевые высказывания.

Регулятивные:

удерживать цель деятельности до получения результата; анализировать и корректировать собственную работу; осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано»).

1) Сверка заполненной таблицы с эталоном.

(Слайд 9.)

2) Проблемный вопрос:

-Что полезнее для человека - есть много или мало?

3) Чтение текста с. 54-55 и выделение главной информации.

-Прочитайте, сравните свои ответы с текстом и выделите главное правило здорового питания. (Слайд 10.)

4) Проблемная ситуация:

-Послушайте текст (Учитель зачитывает текст о сахаре.- См.Приложение. Чтение сопровождается показом презентации)

Слайд 11.)

- Как бы вы ответили на этот вопрос?

5) Чтение текста с. 55

-Сравните свои ответы с текстом учебника «Полезен ли сахар?»

-Что еще узнали интересного из текста? О чем нужно помнить?

6) Игра «Вредно! Полезно!»

Слайд 12.

Дети сравнивают свою работу с эталоном

Дети выдвигают свои гипотезы, объясняют свои предположения.

Читают текст, сравнивают свои ответы с прочитанным. Выделяют главное правило здорового питания.

Дети слушают учителя

Дети высказывают свои предположения, основываясь на своих знаниях. (- Мы знаем главное правило здорового питания «Надо есть в меру!», поэтому если употреблять сахар в меру, то он полезен, а если съедать много сладкого, то будут проблемы со здоровьем.)

(Дети читают текст, сравнивают со своими ответами, дополняют

ответы новыми знаниями)

Дети читают утверждения и на карточках отмечают «+» (если полезно), «- » (если вредно)

7.Итоги работы, рефлексия.

4 мин

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его, способность самостоятельно оценивать результаты своей деятельности.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изученного материала.

Итак, ребята, вспомните тему сегодняшнего урока.

-Какие учебные задачи мы поставили ?

-Со всеми справились?

- Что вы посоветуете Карлсону?

-Пригодятся ли вам знания, которые вы получили на уроке? Где и когда?

-Как оцените   свою работу на  уроке с помощью «Лесенки  успеха»

Дети повторяют тему урока, вспоминают и называют учебные задачи, формулируют совет Карлсону.

Проводят рефлексию учебной деятельности.

8.Подготовка к домашнему заданию.

1 мин

Личностные: смыслообразование, понимать значимость домашнего задания

Учебник с.50-56(повторить)

Провести опыт с. 52, заполнить таблицу.

Задание с. 56.

Приложение  к уроку

Задание для работы в парах.

План работы.

1.Прочитайте внимательно текст в учебнике на с.51 «Из чего состоит наша пища».

2.Рассмотрите рисунки на с. 51-52.

3.Заполните таблицу.

«Из чего состоит наша пища»

Название питательных веществ

Для чего необходимы организму

В каких продуктах содержится

1.

2.

3.

___________________________________

Текст « О сахаре»

Когда-то давно, воина Александра Македонского, ступившего на индийскую землю, привлек неведомый ранее сладкий продукт, это был тростниковый сахар. Именно благодаря походам Македонского и стал известен этот продукт всему миру.

На Руси сахар появился 150 лет тому назад и был доступен только богатым слоям населения, так как стоил очень дорого.
Сахар делали из тростника, тростник рубили в щепки и, выжимая их, получали сладкий сок. Затем все это пропускали через испарители. Вода испаряется, а остаются лишь кристаллы сахара. Этот сахар отбеливают и получается настоящий сахар, который мы видим у себя на столе. Он проходит лишь частичную обработку, сохраняя натуральный цвет и природный аромат
. Намного позже, для производства сахара стали использовать и сахарную свеклу.

Вокруг этого сладкого продукта ведётся множество споров. Многие твердят про вред сахара для человеческого организма, называют его «белой смертью», а для кого-то день, прожитый без сладкого, считается выпавшим из жизни. Так что же всё-таки перевешивает, польза или вред сахара?

https://pedsovet.su/_pu/70/92392162.png

https://pedsovet.su/_pu/70/92392162.png


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Добрый день! Доброе утро! Доброго здоровья! Здоровье – главное в жизни.

Слайд 2

10:00 – 10: 30 просыпаюсь 10: 30 – 11:00 ем варенье 11:00 – 14:00 в гостях у Малыша 14:00 – 14:30 ем варенье 14:30 – 17:00 сплю 17:00 – 17:30 ем варенье 17:30 – 20:00 гуляю с Малышом на крыше 20:00 – 20:30 ем варенье 20:30 – 10:00 сплю Мой режим дня

Слайд 3

Тема урока: Почему нужно правильно питаться Задачи: 1) Узнаем, как питание связано со здоровьем. 2) Узнаем, какие вещества входят в состав нашей пищи. 3) Узнаем, в каких продуктах содержатся эти вещества. 4) Сделаем вывод о пользе и вреде некоторых продуктов.

Слайд 5

Физкультминутка Черника Земляника Голубика

Слайд 9

«Из чего состоит наша пища» Название питательных веществ Для чего необходимы организму В каких продуктах содержится 1.Белки Являются строительным материалом Рыба, сыр, молоко, яйца, творог, орехи, грибы. 2.Жиры Дают организму энергию, помогают становиться сильными. Мясо, масло сливочное , оливки, сливки 3.Углеводы Дают энергию, помогают становиться сильными. Хлебобулочные изделия, конфеты, варенье, виноград. Витамины А В D C Улучшает зрение. Укрепляет организм, даёт запас энергии . Укрепляет костную систему, предупреждает заболевание рахитом. Закаляет организм, помогает бороться с болезнями. Морковь, свёкла, баклажан, репа. Яйца, хлебобулочные изделия, крупы. Рыба, подсолнечно е масло, семечки. Лук, чеснок, капуста, апельсины, лимоны, шиповник, облепиха.

Слайд 10

Главное правило здорового питания. Надо есть в меру , причём разнообразную пищу.

Слайд 11

«О сахаре»

Слайд 12

Игра «Вредно! Полезно!» 1. Есть отварную, а не жареную пищу. 2 . Есть овощи и фрукты. 3 . Есть много сладостей. 4 . Не переедать. 5. Есть солёную, жирную и острую пищу. 6 . Делать большие промежутки между приёмами пищи. 7 . Пить крепкий чай или кофе. 8 . Соблюдать правильный режим питания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по окружающему миру (УМК «Начальная школа XXI века», под редакцией Н. Ф. Виноградовой) 4 класс

Тема:  Человек – защитник своего Отечества. Цели урока: создать условия для расширения знаний учащихся о борьбе за свободу и независимость; раскрыть основные причины возникновения войн; восп...

Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».

     Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися  конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...

Разработка урока по окружающему миру "Органы чувств" 3 класс УМК "Школа России"

ЦЕЛЬ УРОКА:      - познакомить учащихся с органами чувств и их значением в жизни человека;Задачи:             ...

Разработка урока по окружающему миру для 4 класса по теме: М.В. Ломоносов. УМК "Школа России"

Технологическая карта урока разработана в сосответствии с ФГОС....

Методическая разработка урока по окружающему миру 2 класс "Школа XXI века.

Окружающий мир. Хлеб – главное богатство России. 2 класс. «Начальная школа XXI века» Елизавета Михайловна Гоян , Ирина Анатольевна Кривашкина ГБОУ №164  г. Санкт  - Петербург Аннотация к...

Конспект урока по окружающему миру. УМК «Начальная школа XXI века». Тема: « Слух. Орган слуха - ухо», 4 класс.

Цели:Образовательные: -Формирование  у обучающихся потребности в работе с информацией, с различными источниками информации;- формирование умений  выбирать и работать со средствами ИТ;- позна...