Конспект урока развития речи на основе предметов и явлений окружающей действительности
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Шуванова Елена Александровна

Данный урок проводится в 4 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx48.57 КБ
Файл prezentatsiya.pptx2.33 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока

по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в 4 классе

 

Тема:  «Вот пришли морозы, и зима настала».

Тип урока -  закрепления ЗУНов.

Цель: Закреплять и расширять представление учащихся о приметах зимы.

Задачи:  

Образовательные:

1.  Закреплять знания детей  о зимних  изменениях в живой и неживой природе.

 2.  Актуализировать знания учащихся о зимних месяцах.

Коррекционно-развивающие:

 1. Работать над развитием процессов  анализа и синтеза через  отгадывание загадок и  коррекционно-развивающие задания.

 2. Совершенствовать грамматический строй речи; развивать связную речь посредством составления рассказа по первому предложению с использованием плана,  выполнении упражнения в моделировании текста по опорным фразам и участия в диалоге.

 3. Тренировать память учащихся на основе повторения ранее изученных сказок и при работе по перфокартам.

4.Развивать процессы сравнения путём  сопоставления двух зимних месяцев.

 5.Корригировать и развивать зрительное восприятие в ходе просмотра мультимедийной презентации.  

Воспитательные:

1.Воспитывать  положительную мотивацию у учащихся к урокам  развития речи посредством использования мультимедийной презентации.

2.Способствовать воспитанию здорового образа жизни учащихся.

3.Воспитывать   чувство любви и бережное отношение к окружающему миру.

 Оборудование:  сюжетные картинки,  карточки для индивидуальной работы,  мультимедийная презентация, схемы - опоры.

Ход урока:

Этапы урока.

Деятельность учителя.

Индивидуальная работа.

Деятельность учащихся.

I.Организационный момент.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Слушаем внимательно,        

Говорим старательно.  

(Слайд 1)

II. Работа по теме урока.

Актуализация  знаний учащихся.

   - Ребята, сегодня у нас в гостях очень красивое время года.

  - А какое, вы узнаете, отгадав загадку:  (слайд 2)

                        Что за тройка пролетела:

                        Скакуны в той тройке белы.

                        А в санях сидит царица,

                        Белокоса, белолица.

                        Как махнула рукавом,

                        Всё покрыла серебром.

                                                                             (Зима)

- О какой тройке говорится в загадке? (зимние месяцы).

-Да, сегодня у нас в гостях сама Волшебница-Зима.  

Сообщение темы и цели урока.

 - Зима пришла к нам сегодня не случайно. Она принесла нам тему нашего сегодняшнего урока: «Вот пришли морозы, и зима настала».

(слайд 3)

Закрепление изученного материала.

Речевая зарядка.
- Ребята,  сначала  давайте хором повторим чистоговорки  о зиме.
Ма – ма – ма – наступила зима.
Мы – мы – мы – не боимся мы зимы.
Ег- ег- ег  - выпал белый снег.

Ки-ки-ки – поиграем мы в снежки.

Ры – ры -ры – на санках с горы.

Оз-оз-оз – на улице мороз.

Лю-лю-лю – зиму я люблю.

Отгадывание загадок.

-Гостья Зима  приготовила для вас загадки:

 "Году конец и начало зиме!"   (слайд 4)
- Вот так загадку задали мне.
Морозы и вьюга,
И снег на дворе,
К нам в гости
Приходит зима в ...           (Декабре)

По счёту первым он идёт,    (слайд 5)
С него начнётся новый год.
Открой скорее календарь,
Читай! Написано - ...         (Январь)

Снег мешками валит с неба,   (слайд 6)

С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силен,
Днём капели слышен звон.
День прибавился заметно,
Ну, так что за месяц это?     (Февраль)

 

Беседа:  (слайд 7)

Волшебница Зима хочет проверить, что вы знаете о ней.

- Какой сейчас месяц?

- После какого месяца идёт январь?

 - Ребята, а  январь – это какой по счёту зимний месяц? (2)

- А какой он по счёту месяц в году? (1)

- Назовите месяц, который год заканчивает.  (декабрь).

-Какой месяц зиму заканчивает? (февраль).

- Ребята, поднимите руки, кто родился в эти зимние месяцы.

Дифференцированная работа по  перфокартам:

Название месяца

 Какой по счёту месяц зимы?

февраль

январь

декабрь

Название месяца

Какой по счёту месяц зимы?

Какой по счёту месяц года?

Сколько дней в месяце?

февраль

январь

декабрь

Проверка работы по  перфокартам.

- А теперь назовите нашей гостье все зимние месяцы по порядку.   (слайд 8)

-Сколько дней в декабре?

-Сколько дней в январе?

- Сколько дней в феврале?

- Сколько дней в феврале в этом году?

-Как называется год, в котором в феврале бывает 29 дней?

Игра «Слова на зимнюю тему»

Волшебница Зима предлагает вам игру «Слова на зимнюю тему»: назовите  слова на зимнюю тему,  которые начинаются со звука [c].

(Снег, снеговик, снежинка, Снегурочка, санки, сосульки, сугроб, снегирь, солнце).

Дыхательная гимнастика:

  • Как мы много о зиме поговорили, что-то холодновато стало. Давайте согреемся при помощи дыхания.

Составление связного рассказа по первому предложению, данному учителем, с использованием опорного плана.   (слайд 9)

-А сейчас мы попробуем составить рассказ о зиме по первому предложению и с использованием плана.

- Осень уступила своё место зиме…

План:

1.Небо.

2.Снег.

3.Ветер.

4.Реки и озёра.

5.Одежда людей.

(Небо покрыто тучами. Часто идёт снег. Дует холодный ветер. Вода в реках и озёрах замёрзла. Люди надевают шубы и тёплые сапоги.)

Ответы на вопросы.

- Какая погода бывает зимой?  (слайд 10)

- Какие осадки идут зимой?

-А сейчас давайте  вспомним, какая зима была в декабре. (много теплых дней, без мороза, без снега…)

- А какая зима в январе? (холодная, морозная, выпало много снега).

- Вернёмся к теме нашего урока «Вот пришли морозы, и зима настала». Теперь у нас наступила настоящая зима с морозами.

-В этом году малоснежная зима вызывала у всех тревогу. Как вы думаете почему?  (Снег нужен растениям, он защищает растения от мороза. Чем больше снега, тем легче растениям перенести сильные морозы.  Начались морозы, а снега не было. Люди боялись за растения в саду).

-Как вы думаете,  животным приходиться тяжелее в снежную или бесснежную зиму? Почему?  (Снег помогает спрятаться от врагов некоторым животным. Некоторые птицы от мороза спасаются, зарываясь в снег - тетерева, куропатки, рябчики).  

- Из чего состоит снег?

-  Как выглядят снежинки?  (слайд 11)

- Когда появился первый снег, вы были рады? Произнесите радостно фразу «Выпал снег», а теперь вопросительно, удивленно.

- Что такое снегопад?

Словарная работа: снегопад - сильный снег (слайд 12)

-От каких двух слов образовалось это слово?

- Сколько слогов в слове «снегопад»?

- На какой слог падает ударение в слове «снегопад»?

- Как называется сильный ветер зимой со снегом? (Метель,   вьюга.)  (слайд 13)

- Сильную метель называют  пургою. (слайд 14).

Словарная работа: пурга – сильная метель.  

- Сколько слогов в слове «пурга»?

- На какой слог падает ударение в слове «пурга»?

-А сейчас Зима предлагает нам вместе с ней отправиться в зимний лес и понаблюдать за его «жизнью» и жизнью его обитателей.  

- Вы согласны?

- Тогда вперёд!

- Ребята, посмотрите на картинку, где изображён зимний лес. Очень красив лес зимой, он надевает свой снежный наряд.

Минутка релаксации

 – Посмотрите вверх и представьте, как медленно падают снежинки.
– Посмотрите налево – какие красивые деревья стоят в снегу.
– Посмотрите вниз – какой большой сугроб намело, перешагните его.
– И повсюду много снега, из него можно лепить снежки.

-Как зимуют растения?  (Зима-период покоя в жизни растений. Лиственные деревья и кустарники сбросили листву. Хвойные стоят зелёные. Травы  повяли.)         (слайд 15)

-Каких животных можно увидеть в зимнем лесу?

-Расскажите, как животные проводят зиму. (слайд 16-20)

(Белки, мыши, бобры используют запасы или достают корм из-под снега.  Лоси, кабаны, зайцы питаются ветками и корой деревьев.  Волки, лисы охотятся на мышей, зайцев. Звери, которым трудно найти привычный корм (ёж, барсук, медведь) перестают питаться и впадают в спячку).

-Почему осенью птицы улетают в тёплые края? (Птицы улетают от недостатка корма в зимнее время - нет насекомых, замёрзли водоёмы).

-Как называют птиц, которые остаются у нас на зиму? (зимующие). (слайд 21)

Проверка работы по карточке:   прочитай слова, подчеркни названия зимующих птиц.

1.Сорока, грач, журавль, воробей, сова, кукушка, ласточка, снегирь, синица, грач.

2.Скворец, дятел, ворона, грач, журавль, клёст, свиристель, соловей, поползень.

-Каких вы ещё знаете зимующих птиц? (слайд 22)

-Какие птицы прилетают к нам из северных районов? (снегири, свиристель).

-Чем питаются птицы зимой? (Семенами и ягодами растений и деревьев, жучками, которые прячутся глубоко под корой деревьев, остатками человеческой пищи на свалках… )

- Зимой птицы нередко голодают.  Как же вы можете помочь птицам пережить это трудное время? (сделать кормушки?  (слайд 23)

-Ребята, не так страшен для птиц холод, как голод. И мы должны заботиться о птицах. Делать для них кормушки и кормить их. Из чего можно сделать кормушки? (из разного материала: фанеры, пластиковых бутылок, коробок и т.д.)

-Какой корм можно класть в кормушку? (семечки, зёрна, хлебные крошки).

Чтение стихотворения:

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки  на крыльцо.

Не богаты их корма,

Горсть зерна нужна.

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их – не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

-Чему учит это стихотворение?

(слайд 24)

Задание «В гостях у сказки».

-Зима предлагает вам следующее задание: вспомните ранее изученные сказки, в которых  действие происходит зимой («Рукавичка», «Заюшкина избушка», «Лиса и Волк», «Зимовье зверей», «Лягушка-хохотушка»,   «Девочка Снегурочка», «Морозко», «Два Мороза», По щучьему веленью», «Заяц-хваста»).

-В какой сказке есть пословица «В зимний холод всякий молод»? («Два Мороза»)

-Как понимаете эту пословицу?

-В какой сказке девочка пострадала от сильного холода? («Морозко»).

-В какой сказке животное лишилось части своего тела из-за сильного мороза?  («Волк и лиса»)

-В какой сказке животное ловило белых мух? («Лягушка-хохотушка»)

-Что за белые мухи? (снег).

  • Физкультминутка.
  • - Теперь немного отдохнём! Встали из-за парт и представили, что мы попали с вами на улицу, где падают крупные снежинки.

Ну-ка вместе, ну-ка дружно!

Ловим снег,

Хлопок в ладоши!

Руки в стороны, по швам – снега хватит нам и вам!

Мы шагаем по сугробам,

По сугробам крутолобым,

Поднимай повыше ногу,

Проложи себе дорогу!

Игра «Незаконченное предложение»

  • Давайте поиграем с моим снежком. И Зима проверит, все ли вы знаете зимние явления. Я  буду начинать предложение, вы будете его заканчивать.

Зимой метель … (метёт).

Ночью ветер в трубах …(воет, завывает).

Из снеговой тучи снежинки … (падают, летят, кружатся).

В лесу зимой голодный волк … (воет).

На зиму медведь в берлоге … (засыпает).

Мороз щёки и нос … (щиплет).

Зимой вода в реке … (замерзает).

Иней на ветках деревьев … (блестит).

Зимой снег всё вокруг … (накрывает).

Деревья зимой … (спят).

Под снегом травка зимой … (греется).

Зимой насекомые … (прячутся).

  • Игра «Слова - родственники»
  • Зима просит подобрать слова- родственники к слову «ЗИМА»  (зимушка, зимний, зимовать, зимовье).

Поиск соответствующих понятий «Каким бывает?», «Что делает?»

-Прочитайте слова: снег, зима, снежинки.  (слайд 25)

-Назовите ласково.

 -На какой вопрос отвечают эти слова? (что?)

-Что они обозначают? (предмет).

-Подберите схему - опору к  словам: снег, зима, снежинки.

Задание: подобрать к данным словам слова, обозначающие признаки предметов. На какой вопрос отвечают слова, обозначающие признаки предметов? (Какой? Какая? Какое? Какие?)

Подберите схему-опору к  словам, обозначающим признаки предмета.

Снег (какой) – белый, мягкий, пушистый, лёгкий, липкий, искристый и т. д.

Зима (какая) – морозная, холодная, длинная, вьюжная, метельная, долгожданная и т. д.

Снежинки (какие) – белые, лёгкие, мохнатые, пушистые, красивые, узорчатые, прозрачные, холодные и др.

Задание: подобрать слова, обозначающие действия предметов. На какой вопрос отвечают слова, обозначающие  действия предметов? (Что делает? Что делают?)

Подберите схему-опору к  словам, обозначающим действия предметов.

Что делают снежинки? – летают, кружатся, вьются, танцуют, порхают …

Задание: Образуй слово – признак предмета.

-  А сейчас к вам на парты прилетели снежинки. На них написаны слова. Вы образуете из этого слова новое  слово, обозначающее признак предмета и запишите его.  На какой вопрос будет отвечать это слово?

-Например: осень – осенний.

Слова: снег, зима, мороз, лыжи, ветер, холод, лёд, мех, январь. 

Упражнение в моделировании текста по опорным фразам.  (слайд 26)

(Игра «Живые слова» предполагает самостоятельное моделирование стихотворения учениками из его отдельно написанных строк на полосках   бумаги.)

- Зима приготовила вам следующее задание: составить стихотворение, расставив его строчки по порядку. Сначала я прочитаю вслух это стихотворение:

Вдоль по улице метёт. (4)

Уж ты зимушка-зима, (1)

Ветер воет, вьюга вьёт, (3)

Ты с морозами пришла. (2).

Затем ученики разбирают карточки с  предложениями и составляют текст.

Задание «Скажи наоборот»:

- Летом дни жаркие, а зимой-…

-Летом день длинный, а зимой-…

-Весной лёд на реке тонкий, а зимой-…

-Одни сосульки длинные, а другие-…

- Снег мягкий, а лёд-…

Ответы на вопросы:

  • - Какие вы знаете зимние забавы? (Играть в снежки, лепить снеговика, кататься на санках, лыжах, коньках, играть в хоккей).  (слайд 27)
  • -Зима – очень интересное время года, т.к. позволяет и детям, и взрослым играть и развлекаться на снегу, на льду. Для чего люди занимаются зимним спортом? (Зимние игры на свежем воздухе помогают укрепить и сохранить здоровье).

- Ребята,  занимайтесь спортом, зимой катайтесь на лыжах, коньках, санках, укрепляйте своё здоровье.

  • Отгадывание загадок (чтение загадок по карточкам):
  • - Ребята, посмотрите какие большие снежинки опустились мне на ладошку. Эти снежинки не простые, а с загадками. Давайте попробуем их отгадать.

Белый-белый, словно мел -

К нам он с неба прилетел.

Лес укрыл, поля, лужок.

Что за кружево?  (cнежок)

Краской белой и хрустальной

Разукрасил окна в спальне,

Будто листики берез

Кто нарисовал? (Мороз)

 

Очень любят детки

Морозные конфетки,

Только пьют потом пилюльки

Те, кто скушал что? (Сосульки)

 

На ногах стальные кони

Будут резать лед реки,

Меня ветер не догонит -

Я надену что? (Коньки)

 

Деревянные дощечки

Мчат меня по полю к речке,

По сугробам - выше, ниже -

Что скользит по снегу? (Лыжи)

 

Как по зеркалу качусь,        

На коньках кручусь-верчусь,

Разгонюсь, как самолет -

Под ногами что же? (Лед)

 

Рады, рады все на свете,

Рады взрослые и дети!

В гости снова к ним пришла

Кто? - Красавица... (зима)

Вот серебряный лужок,

Не видать барашка,

Не мычит на нём бычок,

Не цветёт ромашка.

Наш лужок зимой хорош,

А весною не найдёшь.  (Каток)

Человечек озорной,

Неразлучен он с метлой,

Жить в тепле он не привык.

Кто растает? (Снеговик) 

14.Игра со словом «снеговик». (слайд 28)

  • Зима предлагает  поиграть со словом «СНЕГОВИК». Я буду начинать предложение, а вы продолжать его, но всегда словом «СНЕГОВИК», только  изменяя это слово.

Мы решили слепить … (снеговика)

Мы приделали нос – морковку нашему … (снеговику)

Мы показали соседям нашего … (снеговика)

Мы играли со … (снеговиком)

Мы всем рассказали о … (снеговике)

IV.  Подведение итогов урока.

- Вот и подошёл к концу наш  урок.  По какой теме работали на уроке?

-Сегодня  вы показали свои знания о зиме. Получили следующие оценки…

(Выставление оценок).

-Ребята, зима-это самое замечательное время года. Русская зима воспета в песнях, стихотворениях, изображена на картинах. Нигде нет такой прекрасной зимы, как у нас в России. Люди с любовью называют её волшебницей, красавицей, чародейкой.

Всем спасибо. Вы очень хорошо работали.  (слайд  29).

 

 

Повторяют чистоговорки

Отгадывают загадки

Отвечают на вопросы

Дифференциро-ванная работа по  перфокартам

 

Отвечают на вопросы

Составляют рассказ

Отвечают на вопросы

Работа по карточке Саша Г., Саша Ш.

Чтение стихотворения ученицей Дашей Е.

Вспоминают ранее изученные сказки

Заканчивают предложения

Подбирают родственные слова

Подбирают слова

 

Образовывают новые слова

Составляют стихотворение, расставив строчки по порядку

Индивидуальная работа по карточке Алина Г., Настя Б.

Подбирают противополож-ные слова

Отгадывают загадки

Изменяют слово «снеговик»

Используемые источники:

https://vashechudo.ru/raznoe/zagadki/zagadki-o-zime-dlja-detei.html

https://www.maam.ru/detskijsad/sostavlenie-opisatelnogo-raskaza-skoro-zima-igra-zhivye-slova.html

https://infourok.ru/sbornik-fizminutok-dlya-nachalnoy-shkoli-546516.html

https://nsportal.ru/detskiy-sad/regionalnyy-komponent/2021/02/16/razvlechenie-zabavy-zimnie-na-rusi


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГКСОУ ВО « Мстёрская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат YIII вида» Урок развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в 4 классе Учитель: Шуванова Е.А.

Слайд 2

Отгадайте загадку. Тройка, тройка прилетела, Скакуны в той тройке белы. А в санях сидит царица, Белокоса, белолица. Как махнула рукавом - Всё покрылось серебром. Зима.

Слайд 3

Тема урока: «Вот пришли морозы, и зима настала»

Слайд 4

"Году конец и начало зиме!" - Вот так загадку задали мне. Морозы и вьюга, И снег на дворе, К нам в гости Приходит зима в ... Декабре

Слайд 5

По счёту первым он идёт, С него начнётся новый год. Открой скорее календарь, Читай! Написано - ... Январь

Слайд 6

Снег мешками валит с неба, С дом стоят сугробы снега. То бураны и метели На деревню налетели. По ночам мороз силен, Днём капели слышен звон. День прибавился заметно, Ну, так что за месяц это? Февраль

Слайд 8

декабрь январь февраль

Слайд 9

Осень уступила своё место зиме… План: 1.Небо. 2.Снег. 3.Ветер. 4.Реки и озёра. 5.Одежда людей.

Слайд 12

снегопад

Слайд 13

вьюга, метель

Слайд 14

пурга

Слайд 16

Как животные проводят зиму?

Слайд 17

Белки, мыши, бобры используют запасы или достают корм из-под снега.

Слайд 18

Лоси, кабаны, зайцы питаются ветками и корой деревьев.

Слайд 19

Волки, лисы – охотятся на мышей, зайцев.

Слайд 20

Звери, которым трудно найти себе привычный корм(ёж, барсук, медведь), пере- стают питаться и впадают в спячку.

Слайд 25

снег зима снежинки

Слайд 26

Уж ты зимушка-зима, Ты с морозами пришла. Ветер воет, вьюга вьёт, Вдоль по улице метёт.

Слайд 29

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по предмету развитие речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности. Тема: Дикие животные: медведь и еж.

Тип урока: комбинированный. Цель: уточнить и расширить представление детей о диких животных на основе знакомства с медведем. Цели и адачи: Коррекционно - обучающая: 1.    Уточнить и...

КТП по предмету: Развитие устной речи на основе предметов и явлении окружающей действительности. Программа специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида обусловле...

рабочая программа по развитию устной речи на основе предметов и явлений окружающей действительности 3 класс

рабочая программа по развитию устной речи на основе предметов и явлений окружающей действительности 3 класс...

Конспект урока по предмету развитие речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности. Тема: Дикие животные: медведь и еж.

Тип урока: комбинированный.Цель: уточнить и расширить представление детей о диких животных на основе знакомства с медведем.Цели и адачи:Коррекционно - обучающая:1.    Уточнить и расшири...

Конспект урока развития речи на основе изучения явлений и предметов окружающей действительности. в 3 классе школа 8 вида на тему: «Раннецветущие растения. Подснежник».

Конспект урока развития речи на основе изучения явлений и предметов окружающей действительности.в 3 классе на тему: «Раннецветущие растения. Подснежник». Педагог: Сахарова Ирина ВладимировнаАвтор...

Конспект открытого урока по предмету «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности»: «Зимующие птицы».

Конспект открытого урока по предмету «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности»: «Зимующие птицы» проводился для детей с интелект...