Конспект урока "Петр Великий"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Урок изучения нового материала с использованием приемов технологии развития критического мышления (ТРКМ). Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) используется на разных этапах урока как средство наглядности в единстве со словесными методами. .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_oruzhayushchego_mira_v_4_klasse_petr1.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира в 4 классе
по теме «Петр Великий»
Автор : Елена Николаевна Потапова, учитель начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г.Тарко-Сале
Аннотация к уроку: урок изучения нового материала с использованием приемов технологии развития критического мышления (ТРКМ). Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) используется на разных этапах урока как средство наглядности в единстве со словесными методами. Наглядный материал оформлен в формате PowerPoint, раздаточный материал Word.
Тема: Петр Великий
Задачи урока, направленные на формирование следующих Универсальных учебных действий:
Предметные УУД: создать представление о Петре – 1 как об исторической личности и его роли в судьбе России; оформить проект газеты «Ведомости».
Личностные УУД: развивать интерес к предмету, формировать уважительное отношение к истории своей Родины.
Метапредметные УУД:
познавательные: создать условия для развития критического мышления обучающихся;
коммуникативные: развивать умение читать вслух и про себя тексты из различных источников (учебник, плакат, Интернет), вступать в диалог, аргументировать свою точку зрения, слушать других, принимать во внимание точку зрения других участников образовательной деятельности.
регулятивные: развивать умение определять тему и ставить задачи урока, работать по инструктажу учителя, рефлексировать собственную деятельность.
Учебно-методическое сопровождение: УМК «Школа России», А.А.Плешаков. Окружающий мир. Учебник 4 класс, 2 часть. М.: «Просвещение», 2018г.
Время реализации урока: 40 мин.
Авторский медиапродукт:
1.Конспект урока, текст Microsoft Word.
2.Презентация в Microsoft PowerPoint 2010
Необходимое оборудование:
Персональный компьютер учителя, мультимедийный проектор, экран, операционная среда – Windows XP, Microsoft PowerPoint 2010, персональные компьютеры обучающихся; ватман, фломастеры, клей, иллюстрации по теме.
План проведения урока:
№ | Этапы урока | Временная реализация |
1. | Вызов (выполнение теста, определение темы и задач урока) | 3 мин |
2. | Осмысление | 34 мин: |
Структурирование имеющейся информации (прием «Кластер», заполнение двух столбцов маркировочной таблицы «Знаю-Хочу узнать-Узнал») | 3 мин | |
Смысловое чтение текстов (прием «Чтение с пометками») | 7 мин | |
Работа в парах сменного состава | 7 мин | |
Беседа по осмыслению прочитанного | 2 мин | |
Физминутка | 1мин | |
Структурирование полученной информации (Дополнение кластера на доске, оформление 3 столбика маркировочной таблицы) | 4 мин | |
Работа в группах (составление пятистишия – синквейна, составление словаря терминов, подготовка к презентации рубрик газеты «Ведомости») | 5 мин | |
Презентация групповой работы | 5 мин | |
3. | Рефлексия (прием: «Незаконченные предложения) | 3мин |
Конспект урока
1.Вызов
-Определи тему урока, выполнив тест (запиши только букву правильного ответа)
1) Около какой реки происходила Куликовская битва?:
А) Волга п) Дон.
2)Сражение на Куликовом поле состоялось в
Ё) 1380г ж) 1480г
3) при каком князе Русь полностью освободилась от зависимости Орды?
Д) Дмитрий Донской т) Иван 3
4)Кто благословил Дмитрия Донского на битву?
Р) Сергий Радонежский З) хан Мамай
5) В помощь князю Дмитрию Сергий отправил этого богатыря.
1) Пересвет 2) Челубей
(В центре доски записываются буквы, определяется тема урока «ПЕТР – 1»
2.Осмысление
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
-Вот как говорит о нем А.С.Пушкин в своем произведении, а что знаете вы о Петре 1 , какие ассоциации возникают у вас с этим именем?
1) Построение кластера на доске
ПЕТР 1
ЛИЧНОСТЬ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ
император
Флот
г. Санкт - Петербург
2) Заполнение первого и второго столбиков маркировочной таблицы
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
Русский царь Строил корабли Основал г.Санкт-Петербург | Что сделал для России? Каким был человеком? |
-Чтобы познакомиться с Петром 1 как личностью и исторической фигурой, необходимо прочитать тексты и сделать пометки на полях:
V – знаю, + - новое, ? – хочу узнать, непонятное.
3) Чтение с пометками (Обучающиеся самостоятельно читают тексты из Приложения 1 и делают пометки)
4) Словарная работа:
- Какие слова, вам показались непонятными?
Регулярная -постоянная
Фрегат – парусный трехмачтовый военный корабль.
Держава – от древнерусского слова - власть
Навигация – наука о вождении судов, но есть и другие значения.
Современник – человек, живущий в одно и тоже время с Петром 1.
Табель о рангах – документ, по которому все государственные чины делились на 14 классов (рангов). Теперь продвижение по службе зависело не от родословной, а от личных заслуг и способностей человека.
Император – от латинского – властитель, глава государства
Столица – главный город страны.
5)Работа в парах сменного состава (объединяются в пары п принципу: В1-В2, пересказывают содержание карточек друг другу, меняются парами до тех пор, пока каждый не побывает во взаимодействии )
-Что нового узнали о Петре 1? (Дополнение кластера)
. ***
ПЕТР 1
ЛИЧНОСТЬ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ
Новое летоисчисление
газета «Ведомости»
Война со Швецией
Полтавская битва
император
Флот
Табель о рангах
Музей «Кунсткамера»
Г. Санкт - Петербург
Выход в Европу
Обучение студентов в Европе
6) Заполнение3 столбика маркировочной таблицы:
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
Русский царь Строил корабли Основал г.Санкт-Петербург | Что сделал для России? Каким был человеком? | Новое летоисчисление газета «Ведомости» Война со Швецией Полтавская битва Табель о рангах Музей «Кунсткамера» Выход в Европу Обучение студентов в Европе |
- В нашей схеме отражены результаты его правления как государственного деятеля. Найдите в ваших текстах качества Петра 1 как личности и дополните схему.
7) Организация работы в группах:
Первая группа составляет проект газеты «Ведомости» (Приложение 3- Дополнительная информация: тексты, даты, события, иллюстрации)
Вторая группа составляет синквейн на тему «Петр Великий» (Прложение 2-Инструкция по написанию синквейна)
Третья группа выполняет задание электронной тетради на ПК
8) Представление групповой работы: (демонстрация газеты – обучающиеся представляют рубрики газеты «Ведомости», рассказывают о событиях Петровских времен)
- заслуженно ли Петр получил прозвище ВЕЛИКИЙ? Что значит Петр1 в истории России?
-Державин написал о Петре следующие строки:
Оставя скипетр, трон, чертог
Был странником в пыли и поте
Великий Петр, как некий БОГ
Блистал величеством в работе
А какие стихи получились у вас (чтение синквейна)
Петр-1
Умный, талантливый.
Строит, воюет, образовывает.
Эпоха правления – «Золотой век»
Император
3. Рефлексия
- закончи предложении: если бы в России не была Пера, то…
.Д/З с.94 – 100, дополнить маркировочную таблицу сведениями, полученными из учебника
Приложение 1
Вариант1
При Петре 1 в России появилась регулярная армия. Благодаря ей, Петру 1 удалось выиграть сражение со шведами под Полтавой в 1709 году. Но, чтобы полностью победить шведов требовался морской флот. Создание флота в нашей стране – это тоже заслуга Петра Великого. Строение кораблей и фрегатов – наука новая, требующая грамотных инженеров и строителей. Неутомимый, волевой царь хочет все постичь сам, корабельному делу учится в Голландии и Англии, а потом посылает учиться за границу молодых дворян. Получив корабли, Россия смогла выиграть Северную войну со шведами и получила выход в Балтийское море, став морской державой. Петр 1 хотел, чтобы в России были свои кораблестроители и ученые, поэтому он создает «Школу математических и навигационных наук». В 1725 году была открыта первая Российская Академия наук.
Вариант 2
Петр 1 – деятельный и энергичный человек, был провозглашен царем в 10 лет. Постоянное желание учиться помогло молодому царю освоить 14 специальностей. Многое не нравится энергичному Петру в обычаях его предков. Приехав из – за границы, он начал обрезать боярам бороды и укорачивать длинные одежды, в которых неудобно было работать. Теперь для современников Петра характерны парики, жабо, бритое лицо и камзолы. Был царь крут нравом, не любил, когда шли наперекор его воле. Нередко бывало, что жестокая расправа ожидала тех. Кто осмеливался его ослушаться. Празднование Нового года 1 января и отсчитывание лет от Рождества Христова – это тоже заслуга русского царя. Много еще чего появилось при Петре первом: первый музей «Кунсткамера», первая газета «Ведомости», первый Табель о рангах. В 1721 году Петр 1 был провозглашен императором, Россия стала империей, а Санкт – Петербург ее столицей.
Приложение 2
Правила написания синквейна:
1 строка – 1существительное_____________________________ ____________________
2 строка – 2 прилагательных__________________________________________________
3 строка – 3 глагола_________________________________________________________
4 строка – Предложение из 4 слов_____________________________________________
5 строка – синоним 1 строки__________________________________________________
Приложение 3
- Дополнительная информация о газете «Ведомости»
Тираж современной газеты — 75 тыс. экземпляров.
Газета выходит 5 раз в неделю.
В газете представлена информация об экономических, финансовых и политических событиях в России. Отличительные черты «Ведомостей»:
- Основная часть газеты посвящена новостям и анализу ситуации в экономике;
- Корреспондентам запрещено привносить собственное мнение в статьи — только факты.
- Личная точка зрения журналиста может быть только на специальной полосе «Комментарии»
- Даты и события
1709г. – Победа в Полтавской битве над шведами.
1703г. - основание г. Санкт – Петербурга.
1703г.- прибытие первого иностранного торгового судна из Голландии.
1721г. – празднование победы в Северной войне.
1723г. – издание указа о строительстве музеев и театра.
1708г. – Россия разделена на 8 губерний (областей)
1711г. - издание указа о СЕНАТЕ (высшем органе государства).
1700г. – издание указа о новом летоисчислении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Великий невидимка-воздух"
Конспект интегрированной ООД совместной познавательно-исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы Тема: «Великий невидимка - воздух»...
конспект урока "Великая Отечественная Война"
Разработка посвящена изучению темы «Великая Отечественная Война» по окружающему миру в 4 классе. На уроке дети знакомятся с основными событиями ВОВ. Урок разбит на 3 этапа, что актуа...
Конспект урока "Великие русские писатели. Вводный урок по содержанию раздела. "
Предмет: Литературное чтениеКласс: 4Тема урока: Великие русские писатели. Вводный урок по содержанию раздела.Цели урока: познакомить обучающихся с новым разделом;Планируемые результаты:• Предмет...
Конспект урока "Великий путь" (4 класс, УМК "Перспективная начальная школа")
Тема урока: «Великий путь»Тип урока: комбинированный;Цели урока: Формировать представления о развитии промышленности и сети железных дорог в 19 веке, значении достижений России в мир...
конспект урока Великий круговорот жизни
Предмет: окружающий мир.Тема: «Великий круговорот жизни»Цель: ознакомить с круговоротом жизни на Земле.Задачи: 1. Познакомить с основными звеньями круговорота жизни, его звеньями, составом...
Конспект - Сопереживание - великая тема искусства
Сопереживание - великая тема искусства....
Конспект урока "Великие русские писатели" 3 класс
Урок литературного чтения в 3 классе по теме "Великие русские пистаели". Материал обобщает полученные в 3 классе знания о великих русских писателях....