Конспект урока "Петр Великий"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Потапова Елена Николаевна

Урок изучения нового материала с использованием приемов технологии развития критического мышления (ТРКМ). Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) используется на разных этапах урока как средство наглядности  в единстве со словесными методами. .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_oruzhayushchego_mira_v_4_klasse_petr1.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира  в 4 классе

по теме «Петр Великий»

Автор : Елена Николаевна Потапова, учитель начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г.Тарко-Сале

Аннотация к уроку: урок изучения нового материала с использованием приемов технологии развития критического мышления (ТРКМ). Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) используется на разных этапах урока как средство наглядности  в единстве со словесными методами. Наглядный материал оформлен  в формате PowerPoint, раздаточный материал  Word.

Тема: Петр Великий

Задачи урока, направленные на формирование следующих Универсальных учебных действий:

Предметные УУД: создать представление о Петре – 1 как об исторической личности и его роли в судьбе России; оформить проект газеты «Ведомости».

Личностные УУД: развивать интерес к предмету, формировать уважительное отношение к истории своей Родины.

Метапредметные УУД:

познавательные: создать условия для развития критического мышления обучающихся;

коммуникативные: развивать умение читать вслух и про себя тексты из различных источников (учебник, плакат, Интернет), вступать в диалог, аргументировать свою точку зрения, слушать других, принимать во внимание точку зрения других участников образовательной деятельности.

регулятивные: развивать умение определять тему и ставить задачи урока, работать по инструктажу учителя, рефлексировать собственную деятельность.

Учебно-методическое сопровождение: УМК «Школа России», А.А.Плешаков. Окружающий мир. Учебник 4 класс, 2 часть. М.: «Просвещение», 2018г.

Время реализации урока: 40 мин.

Авторский медиапродукт:

1.Конспект урока, текст Microsoft Word.

2.Презентация в Microsoft PowerPoint 2010

Необходимое оборудование:

Персональный компьютер учителя, мультимедийный проектор, экран, операционная среда – Windows XP, Microsoft PowerPoint 2010, персональные компьютеры обучающихся; ватман, фломастеры, клей, иллюстрации по теме.

 План проведения урока:

Этапы урока

Временная

реализация

1.

Вызов (выполнение теста, определение темы и задач урока)

3 мин

2.

Осмысление

34 мин:

Структурирование имеющейся информации (прием «Кластер», заполнение двух столбцов маркировочной таблицы «Знаю-Хочу узнать-Узнал»)

3 мин

Смысловое чтение текстов (прием «Чтение с пометками»)

7 мин

Работа в парах сменного состава

7 мин

Беседа по осмыслению прочитанного

2 мин

Физминутка

1мин

Структурирование полученной информации (Дополнение кластера на доске, оформление 3 столбика маркировочной таблицы)

4 мин

Работа в группах (составление пятистишия – синквейна, составление словаря терминов, подготовка к презентации рубрик газеты «Ведомости»)

5 мин

Презентация групповой работы

5 мин

3.

Рефлексия (прием: «Незаконченные предложения)

3мин

Конспект урока

1.Вызов

-Определи тему урока, выполнив тест (запиши только букву правильного ответа)

1) Около какой реки происходила Куликовская битва?:

А) Волга    п) Дон.

2)Сражение на Куликовом поле состоялось в

Ё) 1380г  ж) 1480г

3) при каком князе Русь полностью освободилась от зависимости Орды?

Д) Дмитрий Донской  т) Иван 3

4)Кто благословил Дмитрия Донского на битву?

Р) Сергий Радонежский З) хан Мамай

5) В помощь князю Дмитрию Сергий отправил этого богатыря.

1) Пересвет   2) Челубей

(В центре доски записываются буквы, определяется тема урока «ПЕТР – 1»

2.Осмысление

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

-Вот как говорит о нем А.С.Пушкин в своем произведении, а что знаете вы о Петре 1 , какие ассоциации возникают у вас с этим именем?

1) Построение кластера на доске

ПЕТР 1

        ЛИЧНОСТЬ                

                                             ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ 

император

Флот                                                                                  

 г. Санкт - Петербург

2) Заполнение первого и второго столбиков маркировочной таблицы  

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Русский царь

Строил корабли

Основал г.Санкт-Петербург

Что сделал для России?

Каким был человеком?

-Чтобы познакомиться с Петром 1 как личностью и  исторической фигурой, необходимо прочитать тексты и сделать пометки на полях:

 V – знаю, + - новое, ? – хочу узнать, непонятное.

3) Чтение с пометками (Обучающиеся самостоятельно читают тексты из Приложения 1 и делают пометки)

4) Словарная работа:

- Какие слова, вам показались непонятными?

Регулярная -постоянная

Фрегат – парусный трехмачтовый военный корабль.

Держава – от древнерусского слова - власть

Навигация – наука о вождении судов, но есть и другие значения.

Современник – человек, живущий в одно и тоже время с Петром 1.

Табель о рангах – документ, по которому все государственные чины делились на 14 классов (рангов). Теперь продвижение по службе зависело не от родословной, а от личных заслуг и способностей человека.

Император – от латинского – властитель, глава государства

Столица – главный город страны.

5)Работа в парах сменного состава (объединяются в пары п принципу: В1-В2, пересказывают содержание карточек друг другу, меняются парами до тех пор, пока каждый не побывает во взаимодействии )

-Что нового узнали о Петре 1? (Дополнение кластера)

.  ***

ПЕТР 1

        ЛИЧНОСТЬ                

                                             ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ

Новое летоисчисление          

газета «Ведомости»

Война со Швецией

Полтавская битва                    

император

Флот                                                                                  

 Табель о рангах

Музей «Кунсткамера»      

Г. Санкт - Петербург

Выход в Европу      

Обучение студентов в Европе

6) Заполнение3 столбика маркировочной таблицы:

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Русский царь

Строил корабли

Основал г.Санкт-Петербург

Что сделал для России?

Каким был человеком?

Новое летоисчисление          

газета «Ведомости»

Война со Швецией

Полтавская битва                                                                                                      

 Табель о рангах

Музей «Кунсткамера»      

Выход в Европу      

Обучение студентов в Европе

-  В нашей схеме отражены результаты его правления как государственного деятеля. Найдите в ваших текстах качества Петра 1 как личности и дополните схему.

7) Организация работы в группах:

Первая группа составляет проект газеты «Ведомости» (Приложение 3- Дополнительная информация: тексты, даты, события, иллюстрации)

Вторая группа составляет синквейн на тему «Петр Великий» (Прложение 2-Инструкция по написанию синквейна)

Третья группа выполняет задание электронной тетради на ПК

8) Представление групповой работы: (демонстрация газеты – обучающиеся представляют рубрики газеты «Ведомости», рассказывают о событиях Петровских времен)

- заслуженно ли Петр получил прозвище ВЕЛИКИЙ? Что значит Петр1 в истории России?

-Державин написал о Петре следующие строки:

Оставя скипетр, трон, чертог

Был странником в пыли и  поте

Великий Петр, как некий БОГ

Блистал величеством в работе

А какие стихи получились у вас (чтение синквейна)

Петр-1

Умный, талантливый.

Строит, воюет, образовывает.

Эпоха правления – «Золотой век»

Император

3. Рефлексия

- закончи предложении: если бы в России не была Пера, то…

.Д/З с.94 – 100, дополнить маркировочную таблицу сведениями, полученными из учебника

Приложение 1

Вариант1

При Петре 1 в России появилась регулярная армия. Благодаря ей,  Петру 1 удалось выиграть сражение со шведами под Полтавой в 1709 году. Но, чтобы полностью победить шведов требовался морской флот. Создание флота в нашей стране – это тоже заслуга Петра Великого. Строение кораблей и фрегатов – наука новая, требующая грамотных инженеров и строителей. Неутомимый, волевой царь хочет все постичь сам, корабельному делу учится  в Голландии и Англии, а потом посылает учиться за границу молодых дворян. Получив корабли, Россия смогла выиграть Северную войну со шведами и получила выход в Балтийское море, став морской державой.  Петр 1 хотел, чтобы в России были свои кораблестроители и ученые, поэтому он создает «Школу математических и навигационных  наук». В 1725 году была открыта первая Российская Академия наук.

Вариант 2

Петр 1 – деятельный и энергичный человек, был провозглашен царем в 10 лет. Постоянное желание учиться помогло молодому царю освоить 14 специальностей. Многое не нравится энергичному Петру в обычаях его предков. Приехав из – за границы, он начал обрезать боярам бороды и укорачивать длинные одежды, в которых неудобно было работать. Теперь для современников Петра характерны  парики, жабо, бритое лицо и камзолы. Был царь крут нравом, не любил, когда шли наперекор его воле. Нередко бывало, что жестокая расправа ожидала тех. Кто осмеливался его ослушаться. Празднование Нового года 1 января и отсчитывание лет от Рождества Христова – это тоже заслуга русского царя. Много еще чего появилось при Петре первом: первый музей «Кунсткамера»,  первая газета «Ведомости», первый Табель о рангах. В 1721 году Петр 1 был провозглашен императором, Россия стала империей, а Санкт – Петербург ее столицей.

Приложение 2

Правила написания синквейна:

1 строка – 1существительное_____________________________ ____________________

2 строка – 2 прилагательных__________________________________________________

3 строка – 3 глагола_________________________________________________________

4 строка – Предложение из 4 слов_____________________________________________

5 строка – синоним 1 строки__________________________________________________

Приложение 3

  1. Дополнительная информация о газете «Ведомости»

Тираж современной газеты  — 75 тыс. экземпляров.

Газета выходит 5 раз в неделю.

В газете представлена информация об экономических, финансовых и политических событиях в России. Отличительные черты «Ведомостей»:

  • Основная часть газеты посвящена новостям и анализу ситуации в экономике;
  • Корреспондентам запрещено привносить собственное мнение в статьи — только факты.
  • Личная точка зрения журналиста может быть только на специальной полосе «Комментарии»

  1. Даты и события

1709г. – Победа в Полтавской битве над шведами.

1703г. - основание г. Санкт – Петербурга.

1703г.- прибытие первого иностранного торгового судна из Голландии.

1721г. – празднование победы в Северной войне.

1723г. – издание указа о строительстве музеев и театра.

1708г. – Россия разделена на 8 губерний (областей)

1711г. -  издание указа о СЕНАТЕ (высшем органе государства).

1700г. – издание указа о новом летоисчислении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Великий невидимка-воздух"

Конспект интегрированной ООД совместной познавательно-исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы Тема: «Великий невидимка - воздух»...

конспект урока "Великая Отечественная Война"

Разработка посвящена изучению темы «Великая Отечественная Война» по окружающему миру в 4 классе. На уроке дети знакомятся с  основными событиями ВОВ.  Урок разбит на 3  этапа, что актуа...

Конспект урока "Великие русские писатели. Вводный урок по содержанию раздела. "

Предмет: Литературное чтениеКласс: 4Тема урока: Великие русские писатели. Вводный урок по содержанию раздела.Цели урока: познакомить обучающихся с новым разделом;Планируемые результаты:• Предмет...

Конспект урока "Великий путь" (4 класс, УМК "Перспективная начальная школа")

Тема урока: «Великий путь»Тип урока: комбинированный;Цели урока: Формировать представления о развитии промышленности и сети железных дорог в 19 веке, значении достижений России в мир...

конспект урока Великий круговорот жизни

Предмет: окружающий мир.Тема: «Великий круговорот жизни»Цель: ознакомить с круговоротом жизни на Земле.Задачи: 1. Познакомить с основными звеньями круговорота жизни, его звеньями, составом...

Конспект - Сопереживание - великая тема искусства

Сопереживание - великая тема искусства....

Конспект урока "Великие русские писатели" 3 класс

Урок литературного чтения в 3 классе по теме "Великие русские пистаели". Материал обобщает полученные в 3 классе знания о великих русских писателях....