Конспект урока "Великие русские писатели" 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Урок литературного чтения в 3 классе по теме "Великие русские пистаели". Материал обобщает полученные в 3 классе знания о великих русских писателях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
velikie_russkie_pisateli_3_klass.docx | 26.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока чтения в 3 классе
«Обобщающий урок по теме «Великие русские писатели»»
Цели урока:
- Вспомнить и обобщить знания о жизни и о творчестве русских писателей М.Ю.Лермонтова, А.С. Пушкина, И.А.Крылова и Л.Н.Толстого.
- Познакомить учащихся с музейными экспонатами: перьевыми ручками, чернильницами.
- Развивать навыки выразительного чтения.
- Прививать интерес к учебному предмету.
- Воспитывать у учащихся интерес к творчеству писателей.
Планируемые результаты:
Личностные:
- формирование мотивации к обучению;
- формирование умение высказывать своё мнение.
- формирование умения ценить и уважать писателей и поэтов, выражающих свои чувства к Родине через художественное слово, составлять рассказы о них, предавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним.
Метапредметные:
Познавательные
- уметь сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное;
- осознавать значение и сущность сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Толстого, Крылова) как часть русской национальной культуры.
Регулятивные
- формулировать учебную задачу урока в минигруппе (паре), принимать её, сохранять на протяжении урока.
- оценивать свои достижения и результаты своих сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (шкалы, лесенки, баллы и пр.).
Коммуникативные
- уметь строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 7-8 предложений;
-проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
-осознавать цель своего высказывания;
- уметь строить диалог в паре или группе.
Предметные
- читать вслух бегло, без искажений, осознанно, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, соблюдая паузы между предложениями и частями текста, выделяя при чтении важные по смыслу слова;
- уметь задавать вопросы по прочитанному произведению, находить ответы на них в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на поставленный вопрос или подтверждения собственного мнения.
Оборудование:
- Использование мультимедийной презентации.
- Учебник литературного чтения.
Ход урока
I. Организация класса.
Чтоб урок прошёл не зря
Я желаю вам друзья
Чтоб вы с книжками дружили
И воспитанными были
II. Сообщение темы урока.
– Ребята, как называется раздел, который мы закончили изучать?(КАДР)
– Сегодня наш обобщающий урок будет посвящён творчеству великих русских писателей. А каких?
Разгадаем кроссворд
(КАДР)
Портреты этих писателей на доске, подпишите их
ВЫСТАВКА КНИГ
А в какие жанры литературы знаете? (КАДР)
У вас на столах задание , соедините название жанра с определением, (РАБОТА В ПАРАХ)
Стихи – это лирическое произведение, где присутствует рифма (созвучие строк)
Рассказ – прозаическое произведение повествовательного характера.
Басня – небольшое, чаще стихотворное, произведение с нравоучением.
Сказка – вымышленное произведение, повествовательного или стихотворного характера. Бывают волшебные, бытовые, о животных.
Прочитайте.
-Чем отличаются друг от друга эти литературные жанры? Что общего?
В каких жанрах работали эти писатели?
ДОСКА, ПОДПИСИ
III. Ход конкурсов.
- А сейчас мы с вами отправимся в путешествие в прошлое и побываем в гостях у каждого писателя, поможет нам в этом волшебный клубок.
К какому писателю он приведёт нас сначала?
Чьи строки?
1.Вот север тучи нагоняя, завыл дохнул
И рады мы проказам матушки зимы!
Творчество А.С. Пушкина
У этого поэта была любимая няня. (А.С.Пушкин)
Как звали любимую няню поэта?
(Арина Родионовна)
Язык, на котором написано первое стихотворение А.С.Пушкина.
(Французский)
Город, в котором родился поэт.(Москва)
Слышали стих. О зиме.
- А в этом разделе были стихи о зиме?
УЧЕБНИК с. 87
Прочитайте понравившиеся.
Какой зиму изображает?
Любит её?
Какие чувства вызывают картины зимы?
Кроме стих. Что ещё читали? (СКАЗКУ)
Пушкин (КАДР,портрет, викторина)
2. Творчество И.А.Крылова.
Ох! Басни смерть моя!
Насмешки вечные над львами! Над орлами!
Кто что ни говори:
Хотя животные, а все-таки цари!
- Кто писал басни?
_По каким признакам узнаём басни?
–Басня – это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей – хитрость, ложь, лесть, жадность, глупость и т. д. В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаем людей.)
– Какие басни мы изучили в этом году?
-Назови героев басен.
В каждой басне есть вывод или мораль.
Что такое мораль?
– Мораль – это вывод, поучение, где объясняется смысл басни.
– Назовите басню, в которой была такая мораль:
• Таких примеров много в мире:
Не любит узнавать никто себя в сатире.
Я даже видел то вчера:
Что Климыч на руку нечист, все это знают;
Про взятки Климычу читают,
А он украдкою кивает на Петра. (Зеркало и Обезьяна)
• К несчастью, то ж бывает у людей:
как ни полезна вещь, – цены не зная ей,
невежда про нее свой толк все к худу клонит;
а ежели невежда познатней, то он ее еще и гонит. («Мартышка и очки».)
• Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,
и в сердце льстец всегда отыщет уголок. («Ворона и Лисица».)
ИНСЦЕНИРОВКА
3.Творчество М.Ю.Лермонтова
-Русский поэт. Учился в Московском университете.
Окончил Санкт – Петербургскую школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров. (8 слайд)
Вереницей идут года,
И не видно черты их конечной.
Лермонтов… Он с нами навсегда,
В строй живых записан он навечно!
-Чтение стихов по учебнику
1. О тучке и одиноком утёсе.
2.Репродукция Шишкина ( с.145), к какому стих.?
Что общего ?
- Какие чувства испытывали, читая эти стихи? Почему?
4. Творчество Л.Н. Толстого.
- Я прочитаю текст, а вы догадайтесь, о каком писателе говорится.
Крестьянским ребятишкам входить в усадьбу было заказано. За каменной оградой густо зеленел старинный парк, там, как в лесу, пели птицы. А где-то, в глубине парка, в большом доме, жил богатый и знатный граф.
И вот-то удивились ребята, когда услышали, что граф созывает их к себе в усадьбу! По всем окрестным деревням пошёл говор. Зачем зовёт их граф? Говорит, что хочет учить их грамоте.
Учитель был графом, его полагалось называть «Ваше сиятельство». Но граф этого не хотел.
«Не называйте меня “Ваше сиятельство”, – сказал он, – меня зовут... (Лев Николаевич), так и зовите меня».
– Вы правильно догадались, о ком идёт речь. Перечислите рассказы Л. Н. Толстого, которые изучали.
– В каком рассказе Л. Н. Толстой говорит о дружбе двух зверей?
– В чем выражалась эта дружба?
– Что произошло с собачкой?
– Как смерть друга повлияла на льва?
– Лев Николаевич изобразил льва как человека, показал, как он переживает горе, утрату.
– Что будет с нами, если исчезнут добро, красота и любовь?
Вот как говорил об этом Тургенев:
– «Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится жизнь». (И. С. Тургенев)
(КАДР)
Мы отправляемся на родину Л.Н. Толстого. Ясная Поляна – уникальный мемориальный и природный заповедник. Здесь сохранены старые здания, окруженные живописными парками, садами, лесами. Здесь по-прежнему живут традиции семьи Толстых. Прогулка по Ясной Поляне переносит нас в мир русских дворянских усадеб 19 в.
А сейчас интересные факты из жизни Л.Н.Толстого (ребята вытягивают по желанию любой листочек и зачитывают)
- Не любил молока и рыбы.
- Любил вишни, поглощая их в необыкновенном количестве.
- Был смел, но страшно боялся крыс: еще в Севастополе однажды выскочил под ураганный обстрел неприятеля, увидев крысу.
- Страстный охотник, но лая собак не переносил
- Легко плакал, редко смеялся (зато до слез).
- Обладал выдающейся чуткостью к музыке. Играл с увлечением.
- Артистичен и прекрасно читал. При этом был застенчив.
- Великий писатель Л.Н.Толстой до самых преклонных лет сохранил любовь к занятиям гимнастикой. Он оборудовал гимнастическую комнату в своем московском доме, посещал спортивный зал
- Какие произведения Льва Николавича Толстого вы знаете? (Ответы детей)
- Какие произведения читали в этом году Л.Н.Толстого?
1) «Прыжок»
2) Акула
3) Лев и собачка
4)Какая бывает роса на траве
- В каком из произведений Л.Н.Толстого говорится о дружбе животных?
- «Лев и собачка»
- Какое впечатление произвел на вас это произведение?
«Собачка умерла, а лев не выдержал разлуки с ней, и умирает тоже.» - Лев Толстой изобразил льва как человека и показал, как он переживает горе, утрату. Чтобы не было равнодушных и безжалостных людей.
- Представьте на минуту, что будет с людьми, если исчезнут добро, красота, любовь.
-Какие произведения читали о детях,оказавшихся на корабле?
-Чему они нас научили?
- Акула, стр. 152, отрывок о соревновании мальчиков в плавании
Прыжок, с.156, как обезьяна дразнила?.как отец спасал сына?
5. СИНКВЕЙН ( 1 произведение, в тетради).
VI. Итог урока.
– Понравился ли вам урок?
– Творчество каких писателей вспомнили на уроке?
– Какие чувства вы испытывали во время урока?
– Чему научили вас произведения писателей, которым мы посвятили сегодняшний урок?
5. СИНКВЕЙН ( 1 произведение, в тетради или по всему разделу)
Домашнее задание
- Написать письмо в прошлое писателям. Что бы вам хотелось им сказать, за что поблагодарить?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.
Тема: «Текст и его признаки». Цель:· Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...
Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».
формировать умение выделять приставку и суффикс в слове;развивать умение образовывать новые слова с помощью пр...
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Конспект урока русского языка в 1 классе по теме "Русский алфавит или азбука"
Методическая разработка урока русского языка для 1класса по те...
Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»)
Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»). Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения. Обстоятельства»Ц...
Конспект урока русского языка для 3 класса по теме «Правописание безударных гласных», УМК по русскому языку под ред. Т. Г. Рамзаевой
Урок обобщения и систематизации знаний....
Конспект урока русского языка Класс: 4 В.
Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....