«Как зимуют травы, кустарники и деревья», 1 класс
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)
Конспект и презентация урока по окружающему миру на тему «Как зимуют травы, кустарники и деревья», 1 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_zimuyut_travy_i_derevya.doc | 45.5 КБ |
prezentatsiya_okr._miru_1_v_klass.pptx | 2.96 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Как зимуют травы, кустарники и деревья»
Цель: обобщить и углубить знания учащихся о жизни деревьев и кустарников в зимний период.
Задачи: 1) познакомить учащихся с особенностями жизни травянистых растений зимой;
2) развивать речевые умения, внимание.
3)воспитывать бережное отношение к природе..
Ход урока
1. Организационный момент. Слайд №1
1)Приветствие класса:
-Здравствуйте, ребята.
2)Проверка готовности к уроку:
-Сегодня на уроке вам понадобятся цветные карандаши, учебник, тетрадь.
2. Мотивация деятельности. Слайд № 2
-Сегодня наш урок мы начнём со слов удивительного знатока русской природы Виталия Бианки:
«Всю-то долгую зиму глядишь на засыпанную снегом землю, да невольно задумываешься: что там под ним, под этим холодным сухим морем снега? Осталось ли там, на дне его, хоть что-нибудь живое?»
– А как вы думаете, есть ли жизнь под снегом? (да, есть, под опавшей листвой зимуют насекомые, а в норках проводят зиму жабы, ящерицы.)
– А остались ли на дне «снежного моря» травы? Об этом мы узнаем сегодня.
3. Актуализация знаний
- Ребята, скажите, что вы видите зимой под снегом? (опавшую листву)
- Кто на зиму устраивает в опавшей листве себе уютную постельку? (различные насекомые) Слайд № 3
Слайд № 4- А остались ли под снежным одеялом травы? (Да, только они сухие, а значит, мертвые)
- Ребята, откройте учебник на стр.42-43. Посмотрите на центральный рисунок разворота.
Какие травы вы видите? (листья земляники, одуванчика) Слайд № 5
- А кто из вас, ребята, исследовал свои сады и огороды зимой?
-Что вы видели под снежным одеялом? (различные листья)
-Такие растения как: брусника, клюква, земляника, клубника, клевер, чистотел, зимуют под снегом в зеленом цвете.
- Ребята, кто сможет объяснить, почему зелёные листочки этих растений не погибают под снегом? (под снегом нет сильного мороза, снежная шуба защищает землю от зимней стужи). Слайд № 6
-А как вы считаете, остаются ли на зиму деревья в целенном цвете? (Да, остаются)
-А какие вы знаете вечнозеленые деревья? (сосна, ель, пихта, лиственница, кедр, можжевельник, кипарис, туя, секвойя) Слайд № 7-8
-Как вы думаете, как можно помочь деревьям зимой? Ответить на этот вопрос нам поможет иллюстрация на стр. 43. Посмотрите внимательно, что в саду делает папа Маши и Миши? (стряхивает снег с веток деревьев) Слайд № 9
- Кто знает, зачем он это делает? (Груды снега очень тяжелые и могут легко поломать ветки)
4. Деятельность учащихся по теме урока
- Сегодня, ребята, мы отправимся на экскурсию в зимний мир природы. Только экскурсия наша будет заочной. Представим, что мы с вами отправляемся в мир деревьев и кустарников.
1) Устный опрос:
- Как живут деревья зимой?
- Как они защищаются от холода?
Именно этим вопросам будет посвящена первая тропа нашей экскурсии.
Всё лето деревья с усердием запасают в стволах и ветвях соки на зиму. Соки дерева становятся густыми-густыми, и движение соков замедляется. Дерево словно бы засыпает. Создав запас такого питания, дерево готово выдержать небольшие морозы. Первые морозы закаляют его, сок дерева делается ещё гуще. И деревья впадают в настоящую спячку. Чем холоднее, тем глубже спячка (покой) у деревьев.
- Кто же ответит на вопросы: Как живут деревья зимой? Как они защищаются от холода?
2) Работа с учебником
Молодцы, ребята, вы готовы встретиться с деревьями. Отправляемся дальше в путь на стр. 42 нашего учебника. Нас в своём саду ждут Маша и Миша.
Помогите Маше и Мише определить названия травянистых растений, найденные их под снежной шубой в саду. (брусника или клюква, листья одуванчика и клевера)
- Молодцы, ребята
-Сейчас я предлагаю вам выполнить следующее задание. Вы должны определить названия деревьев по рисункам.
- По каким признакам деревьев нам удалось выполнить это задание? (по коре и веткам деревьев).
3) Физминутка Слайд № 10
Руки подняли и покачали -
Это деревья в лесу
Руки согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят,
Как они тихо садятся, покажем –
Руки сложили назад,
4) Продолжение деятельности учащихся
- Все ли деревья остаются на зиму без листьев? (Нет. Хвойные деревья не сбрасывают листву).
- Мы отправляемся в гости к хвойным деревьям. Кто ответит на вопрос:
- Почему ель, сосна не сбрасывают свои хвоинки? (они кожистые с острыми кончиками, не боятся мороза, снег по ним скользит и падает на землю, не задерживаясь на ветвях).
- Посмотрите, ребята, внимательно, Миша не может определить, где какое дерево. А вы можете ему помочь? Помогите Мише определить: где ель, а где сосна. Слайд № 11
- Молодцы, ребята. Вы хорошо знаете все деревья, которые растут на нашей территории. А вот знаете ли вы, семена этих растений?
Слайд №12-18 Помогите Маше и Мише определить семена деревьев. Оказывается, что вы знаете не только названия хвойных деревьев, но и их семена.
- А почему лиственные деревья и кустарники осенью сбрасывают листву?
(Если бы не сбросили листья, то от тяжести сломались бы ветки дерева). Слушайте внимательно, чтобы потом ответить на мои вопросы. Весной на ветвях появляются молодые листочки. Они растут, и испаряют много влаги. А зимой вода в почве замерзает. Не могут корни её выкачать. Если дерево не сбросит листья на зиму, то засохнет от излишнего испарения. И ещё. За лето в листьях откладывается много вредных веществ, из-за чего листья даже меняют цвет. Ребята, скажите, что происходит с листком дерева за период его жизни?
Но оказывается, что, когда листья сброшены, дерево всё равно не остается без листьев. Посмотрите на 42 стр. строение почки. На рисунке мы видим, что маленькие зачатки листка спрятаны в почках на веточках. Листья у большинства деревьев и кустарников осенью опадают, и побеги становятся безлистными.
7. Продолжение работы по теме урока.
Исследовательская работа
- Возьмём лупу, рассмотрим почки на ветке. Какие они? (чешуйчатые; под лупой, видно будущие листы дерева). Слайд № 19
2) Работа в рабочей тетради
-Рассмотрим разрез почки на стр. учебника 42, откроем рабочую тетрадь на стр. 31 и зарисуем вскрытую почку в рабочей тетради.
8. Физкультминутка. Динамическая пауза «Карлики – великаны»
Игра «Карлики – великаны» Слайд № 20
-Встали возле своих парт и слушаем внимательно. Если я говорю «великаны» - вы встаете на носочки и поднимаете руки вверх. Если я говорю «карлики – вы приседаете. Я буду выполнять движения вместе с вами, но могу запутаться. Вам путаться нельзя, будьте очень внимательны.
9. Подведение итогов исследовательской работы Слайд № 21
- У нас есть замечательная веточка… Т. к. у вас в классе тепло и света достаточно, мы с вами можем провести опыт. Я поставлю эту веточку в банку с водой, и через несколько дней вы увидите, что на ней начнут появляться листочки.
Вот такая веточка у нас должна получиться. Слайд № 22
10. Рефлексия
- Что мы уже с вами узнали из темы сегодняшнего урока?
- Что узнали нового?
- Спасибо за урок. Урок окончен. До свидания.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок окружающего мира и изо "Деревья, кустарники, травы" в 1 классе
Интегрированный урок окружающего мира и изобразительного искусства в 1 классе , построенный на основе системно-деятельностного подхода. На уроке уточняется представление учащихся о структуре растений,...
Конспект урока "Окружающий мир" УМК "Перспектива" в 1 "Б" классе по теме: "Разнообразие растений: деревья, кустарники, травы"
Конспект урока "Окружающий мир" УМК "Перспектива" в 1 "Б" классе по теме: "Разнообразие растений: деревья, кустарники, травы"...
"Что общего у деревьев, кустарников и трав"
Конспект урока по окружающему миру - 1 класс УМК "Перспективная начальная школа". Урок построен в соответствии с ФГОС. указаны УУД....
Технологическая карта урока "Деревья, кустарники, травы" 1 класс
Технологическая карта урока по учебнику "Окружающий мир" Планета Знаний...
Конспект урока окружающего мира. Тема: «Деревья, кустарники, травы».
Научить различать и классифицировать по внешним признакам в природном окружении и окружении школы деревья, кустарники, травянистые растения....
Разработка урока литературного чтения по теме "Л.Толстой Какая бывает роса на траве? Как ходят деревья?"
Урок литературного чтения в 4 классе по программе Бунеева Р.Н. построен в виде путешествия по Ясной поляне, где Л.Н.Толстой написал большинство своих рассказов. Урок предусматривает групповую работу....
Урок по окружающему миру в 1 классе, смешанное обучение (УДЕ, «перевёрнутый класс») Тема: «Как зимуют травы, кустарники и деревья», «Учимся различать деревья и кустарники зимой».
Цели:закрепление знаний учащихся о жизни деревьев и кустарников, трав в зимнее время года; формирование знаний о признаках, по которым различаются деревья, кустарники зимой.развитие умений сравнивать ...