Конспект открытого урока окружающего мира во 2 классе на тему "Россия на карте"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Назарова Елена Владимировна

Урок открытия новых знаний. На уроке используется технология проблемного диалога, практическая работа с картой. В конце урока дети дают самооценку, проводится рефлексия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_uroka_rossiya_na_karte.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Барановская средняя общеобразовательная школа»

Конспект открытого урока

окружающего мира во 2 классе

Составила : Назарова Елена Владимировна,

учитель начальных  классов

апрель 2019 г.

Тема: Россия на карте.

Цель: познакомить учащихся с картой России,  выявить приемы чтения карты, выявить различия между картой и глобусом,

развивать  память, речь, внимание, мышление  обучающихся,

способствовать осознанию детьми значения  умения читать карту для своей повседневной жизни.

Оборудование: глобус, физическая карта, проектор, ноутбук, учебник, рабочая тетрадь.

Литература:

  • Учебник «Окружающий мир» 2 класс,2 часть. А.А. Плешаков, А.Е. Соловьева
  • Рабочая Тетрадь «Окружающий мир» 2 Класс
  • Методические рекомендации «Окружающий мир» 2 класс,2 часть.
  • Интернет -ресурсы

Этапы

Ход урока

Время

1. Мотивационно-целевой этап 

-Здравствуйте! Садитесь.

-Прикоснитесь ладошками друг к другу. Почувствовали, какие  у вас теплые ладошки? Пусть будет таким же теплым наше сегодняшнее общение  с вами.

-Давайте повторим наш девиз.

( Я умный. Я люблю думать. Я мыслитель.)

-Послушайте стихотворение:

Поезжай за моря-океаны,
Надо всею землёй пролети:
Есть на свете различные страны,
Но такой, как у нас, не найти.

Глубоки наши светлые воды,

Широка и привольна земля,
И гремят, не смолкая, заводы,
И шумят, расцветая, поля...

-О какой стране говорится в данном стихотворении? (Россия)

-Как вы думаете, почему я начала урок с этого стихотворения?

-А как вы думаете можно ли совершить путешествие по родной стране, не выходя из дома ,или из класса? (ответы детей)

- Каким способами мы можем путешествовать не выходя из дома? (книги, телевидение, радио, видеофильм )

-А еще?( с помощью карты)

-Да, мы сегодня отправимся в путешествие  по родной стране с помощью карты.

-Итак, тема нашего урока- Россия  на карте.(записываю на доске)

- Давайте поставим цели урока.( Записываю цели на доске: узнать, что такое карта, научиться читать карту)

4 мин.

2. Ориентировочный этап

-1. Повторим, что мы знаем о России.

2. Выясним, что такое карта, как читать карту.

3. Проведем практическую работу

1 мин

3.Актуа

лизация знаний и умений

-Давайте вспомним, что мы знаем о родной стране.

( предполагаемые ответы детей:

-Россия является самой крупной страной в мире.

-Россия имеет одну границу с 18 странами.

-Леса в России расстилаются на 60%всей территории.

-Россию омывает 12 морей: Азовское, Черное, Балтийское, Белое, Карское, Лаптевых,

Баренцево, Чукотское, Восточно-Сибирское, Японское, Охотское, Берингово, Каспийское.

-Россия седьмая страна в мире по численности населения. В ней проживает порядка 145 миллионов человек.

-В Москве, столице России проживает около 11 миллионов человек. Этот город входит в число 20-ти крупнейших городов в Мире.

 Россию покрывает густые леса. Лес –богатство России. В нем – здоровый и целебный воздух и полезные съедобные и лекарственные растения. Самой большой и богатый –это сибирская тайга. В лесах растут хвойные (ели, сосны, кедры) и лиственные деревья (березы, осины, дубы, клены) 

 В России есть высокие горы. Выше всех –потухший вулкан Эльбрус, удивительная гора с двумя вершинами. В России есть глубокие охера.Самое большое озеро Байкал, глубже него нет на всей планете. А сколько в России длинных рек, речек! Всех не перечесть. Великая русская река Волга- самая крупная в Европе)

5мин.

4. Поисково-исследовательский этап

 Работа в парах «Соотнеси фото с картой»

.

 

5. Физкультминутка

-Мы также умеем находить нашу страну на глобусе (демонстрирую глобус, показываем Россию на глобусе).

-Давайте представим, что часть глобуса, на которой изображена Россия, увеличена и нанесена на лист бумаги. Что же получится? (карта России)

-Давайте рассмотрим карту в учебнике ( на странице 90-91)

 (Вывешена настенная  карта.)

-Давайте сравним изображение нашей страны на глобусе и на карте. В чем же различия?  (условные обозначения, на карте нашу страну рассмотреть удобнее, масштабнее)   Поэтому путешествие по стране с помощью  карты гораздо удобнее, чем с помощью глобуса.

-Напоминаю, цель нашего урока – узнать, что такое карта. Вы уже высказывали различные предположения, а теперь прочитайте, что сказано в учебнике. (дети читают определение).

-Почему же изображение на карте уменьшенное? Почему на карте применяют условные знаки?  

-Откройте рабочую тетрадь на странице 59,Задание №1. Допишите самостоятельно определение.

-А сейчас вы с вами отправляемся в долгожданное путешествие. Работать вы будете в парах. 1 вариант открывает учебник на странице 90-91,с картой. А второй вариант открывает страницу 92-93.  

У вас на парте находятся карточки с цифрами, ваша задача соотнести фотографии с картой и разместить на карте карточки  с номерами. Основным ориентиром послужат подписи к фотографиям, где точно указан адрес каждого объекта. На карте вы будете ориентироваться с помощью надписей.

(первую картинку делаем вместе на карте у доски)

Идет работа детей в парах.

-Теперь мы проверим задание. (1 ученик показывает один объект на карте у доски) Давайте представим, что вы оказались на «Северном Ледовитом Океане» 

Северный холодный океан,
Это - Ледовитый океан. 
Скованный морозом великан -  
Ледяное поле. 

А его вода так холодна,
Только тем и нравится она,
Для кого замерзшая страна – 
Дом родной и воля.
Белые медведи и моржи,
Например, там очень любят  жить,
А в тепле их даже не держи,
Жарко им ужасно.
Там, где стужа, где ветра и лед,
Где никто  купаться не пойдет,
Там они ныряют круглый год.
Холодно? Прекрасно!

Ледовитый Северный 
Океан суров,
Вьюги здесь, метели
Средь больших снегов.

Охотское море:

Охотское море - часть Тихого океана, отделяется от него полуостровом Камчатка, Курильскими островами и островом Хоккайдо. Море омывает берега России и Японии. Охотское море названо по имени реки Охота.

Обитают млекопитающие - киты, тюлени, сивучи, морские котики.

Черное море:

Под волной солёной
Водоросли вьются.
Камушки-ракушки
Шелестят-смеются.
Мелкие стекляшки -
Монпансье морское
Суну в рот украдкой -
Горькое какое.
Нет у моря сладости, Только море радости. 

Уральские горы - горная система между Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинами. Длина более 2000 км, ширина от 40 до 150 км.

Волга:

Вот отсюда, именно отсюда,

Из глубин лесного родника,

Выбегает голубое чудо –

Русская великая река…

И не только берега крутые,

И не только тучи - облака,

В Волге, словно в зеркале России,

Судьбы отразились и века.      

Западная Сибирь:

За́падная Сиби́рь —третья по величине равнина мира.

часть Сибири, расположенная между Уральскими горами на западе и руслом реки Енисей на востоке.

Вулканы на Камчатке:

Камчатские вулканы - одно из чудес света и одна из главных природных достопримечательностей нашей страны, они включены в список охраняемых объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО

Мы немножко отдохнём.

Встанем, глубоко вздохнём.

До горы сейчас дойдём.

Вот - подошва, вот – вершина,

Левый склон и правый склон.

Мы взберёмся на вершину

И осмотрим всё кругом!

15 мин.

1 мин.

6. Практическая работа

-Теперь мы знаем, как выглядит карта России. Мы совершили замечательное путешествие по карте и уже начали учиться её читать. Но читать карту не значит читать только надписи. Надо понимать и особый язык карты – условные обозначения.

Открываем учебник на странице 95 .

-Сейчас мы с вами будем показывать объекты на карте, для этого мы должны знать правила (читаем правила стр.95)

1.Учимся определять на карте стороны света.( читаем 1 пункт в учебнике. Вызываем 1 ученика к доске - ученик показывается на карте)

2.Учимся определять различия цветов на карте (пункт 2)

3.Другие условные обозначения ( 1 ученик показывает на карте –столицу.,2 уч- показывает границу,3 ученик- показывает реки, 4 ученик- оказывает города,5 уч- ледники, 6 ученик- горы, 7 уч.- равнины, 8 уч- озёра.)

15 мин.

. 7.Подведение итогов. Рефлек

сия

.

- Продолжите   одно из предложений .:

Я понял…

Я открыл…

Оказывается…

- Оцените себя.

- Поделитесь своим настроением.

.3 мин.

8. Домаш

нее задание

-Найти материал об 1 из городов России, научиться показывать его на карте.

1 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урок окружающего мира в технологии педагогических мастерских. 2 класс.

Педагогическая мастерская — это необычная форма проведения учебных занятий. Она состоит из последовательности взаимосвязанных этапов. На каждом из этапов опреде­ляющ...

Конспект открытого урока окружающего мира по теме «Что такое экономика?», 2 класс, УМК «Школа России»

Цель:  Сформировать понятие «экономика».Задачи.Обучающие: -сформировать новое понятие «Экономика»;-обеспечить усвоение взаимосвязи частей экономики;- сформировать умение видеть взаимоо...

Конспект открытого урока окружающего мира "Органы чувств" с использованием Macbook для 3 класса

Класс: 3  класс Предмет: окружающий мир Тема: « Органы чувств». Цель (предметные результаты): создать условия для уточнения представлении об органах чувств и для выяснения, какой орган чувств ...

конспект открытого урока окружающего мира " Родина- что это значит" во 2 классе по программе "Начальная школа 21 века"

Конспект урока окружающего мира «Родина – что это значит?»,2класс, УМК Начальная школа 21 века.Учитель: Астахова Дарья Владимировна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ п. Пробуждение»Предмет: окружаю...

Технологическая карта открытого урока окружающего мира 1 класс

Технологическая карта открытого урока окружающего мира в начальной школе (1 класс)...

Конспект открытого урока окружающего мира в 4 классе по теме "Наши подземные богатства"

Урок окружающего мира разработан по УМК "Школа России" на основе краеведческого материала Воронежской области...

Технологическая карта открытого урока окружающего мира 1 класс Н.Ф.Виноградова. Тема "Что мы знаем о птицах"

Технология деятельностного метода обучения.«Любая деятельность может быть либотехнологией, либо искусством.Искусство основано на интуиции,технология – на науке.С искусства все начинается,т...