Конспект открытого урока окружающего мира в 4 классе по теме "Наши подземные богатства"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Урок окружающего мира разработан по УМК "Школа России" на основе краеведческого материала Воронежской области
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока окружающего мира в 4 классе по теме "Наши подземные богатства" | 31.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Песковская основная общеобразовательная школа №2 имени Героя Советского Союза Д.А. Теплякова»
Открытый урок окружающего мира в 4 классе
Подготовила и провела
учитель начальных классов
Минаева С.А.
ПЕСКИ-2017-2018
Тема урока: Наши подземные богатства
Цель урока: ознакомление с полезными богатствами, их разнообразием, свойствами, значением для людей, обобщить и активизация уже имеющихся знаний.
Задачи:
- Личностные: воспитание интереса к окружающему миру, любознательности, учение экономно использовать богатства нашей Родины.
- Метапредметные: создание условий для формирования умения работать в группах, научение определять и самостоятельно формулировать основные особенности подземных богатств на основе наблюдения; создание благоприятных условий для развития совместного поиска ответа на поставленные вопросы и задачи, формирование умения правильно называть, анализировать и охранять природные богатства.
- Предметные: ознакомление с природными богатствами, их разнообразием, свойствами, значением для людей, обобщение и активизирование уже имеющихся знаний.
Оборудование:
учебник, атлас-определитель «От земли до неба», ноутбук, проектор, коллекция полезных ископаемых, физическая карта России, карта Воронежской области, карточки для индивидуальной работы, инструктивная карточка для проведения исследования.
Ход урока
Этапы урока | Содержание | |
Действия учителя | Действия учащихся | |
I. Организационный этап | Мы снова вместе – вы и я Начинаем наш урок – он для вас Мы будем вместе грызть Гранит науки, в добрый час. (Слайд 2) Закройте глаза и вслушайтесь в слова: «Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар – это Земля. Жизнь начинается… Мир ослепительно переливается. И так важно, чтобы это продолжалось вечно!» (Слайд 3) - Откройте глаза. | Учащиеся закрывают глаза и представляют себе то, о чем говорит учитель. |
II. Актуализация знаний | - Сегодня мы продолжим постигать тайны нашего общего дома – дома, в котором мы с вами живем. - Прежде, чем перейти к новой проблеме, давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке? 1) Индивидуальная работа по карточкам. (Приложение 1) 2) Фронтальная работа. -Что такое водоемы? -На какие две группы можно разделить водоемы, о которых мы говорили на прошлом уроке? - Назовите естественные водоемы. - Назовите искусственные водоемы. - Чем они отличаются? - Хотелось бы послушать сообщения ребят о водоемах воронежского края, которые они приготовили. (Слайды 4-11) | -О водоемах. Учащиеся выполняют задания на карточках. -Водоемы – это хранилища воды, которая необходима всему живому. -Естественные и искусственные. - Море, океан, река, озеро, ручей. - Пруд, канал, водохранилище. – Естественные созданы природой, а искусственные созданы человеком. Учащиеся читают сообщения о реках Воронежского края, показывают их на карте Воронежской области. |
III. Проблемная ситуация | - О водоемах знаете вы, Ответы ваши достойны похвалы. Открыты ворота подземной страны, Любые клады на карте откроете вы. - На прошлом уроке мы говорили о водных богатствах. А под землей тоже есть богатства. Для знакомства с ними отправимся в подземное путешествие. Оказавшись под землей, можно услышать спор. Прислушаемся к нему и попробуем выяснить, кто участвует в споре. Под землей в темноте, где ничего не видно, попробуй, отличи полезное от бесполезного. А ведь каждому хочется быть полезным. -Я - соль Земли,- говорит соль, - без меня каши не сваришь. - А без меня сваришь? – спрашивает алюминиевая руда. - Кастрюли- то делают из алюминия. Без кастрюли никак. - А на чем варить будете? – интересуется уголь. - Без топлива в этом деле не обойтись. - А, между прочим, обо мне тоже не следует забывать,- говорит железная руда, которая дает железо для лопат. – Прежде чем кашу варить, нужно вас всех из земли выкопать. - Какие природные богатства спорили? Вы уже догадались, о чем спорили между собой полезные ископаемые? - Что бы вы им сказали, если бы участвовали в споре? - Почему полезные ископаемые так называются? | Учащиеся слушают спор полезных ископаемых. - Они спорили о том, кто из них полезнее. - Все полезные ископаемые полезны и важны. - Потому что их выкапывают, добывают из земли и эффективно используют в жизни . |
IV. Постановка цели | - Итак, какая у нас тема сегодняшнего урока? -Точнее, вспомните, пожалуйста, где они добываются? - Чему мы сегодня будем учиться на уроке? | - Полезные ископаемые. - Они добываются глубоко под землей, являются нашим богатством, поэтому можно предположить, что тема урока: «Наши подземные богатства». - Будем учиться различать и описывать полезные ископаемые своего края. Узнаем о свойствах полезных ископаемых. |
V. Открытие новых знаний | - Посмотрите на слайд. Что это такое? (Слайд 12) - К чему можно отнести эти знаки? Как вы думаете, что они могут обозначать? А теперь давайте себя проверим. На самом деле этих знаков больше. (Слайд 13) - Посмотрите на «Физическую карту России». Рассмотрим условные обозначения полезных ископаемых - В природе очень много подземных богатств, польза от их добычи и переработки огромна, поэтому человечество не может жить без использования полезных ископаемых. Практическая работа . - Как называют людей, изучающих недра земли и отыскивающих полезные ископаемые? (Слайд 14) - Сейчас вы станете геологами и проведете очень серьезную исследовательскую работу. У нас будут работать 3 группы геологов. - Рассмотрите образцы полезных ископаемых, которые находятся у вас на столах. У каждой группы на парте по 2 вида полезных ископаемых. 1-я группа – гранит и известняк, 2-я группа – песок и глина, 3-я группа – торф и уголь. Ваша задача – определить полезное ископаемое, заполнить карточку данными о свойствах предложенных полезных ископаемых. В ходе работы вы будете пользоваться учебником и атласом-определителем. Каждое полезное ископаемое изучается по определенному плану, который указан в карточке. (Приложение 2) В итоге работы каждая группа представит результат исследовательской работы. Он должен быть четким, интересным, кратким. - Давай те вспомним правила работы в группе и правила безопасности. (Слайд 15) -Итак, приступайте. (По ходу работы учитель наблюдает за учащимися, оценивает их действия: подумай, отлично) - Предоставляется слово первой группе, чтобы рассказать о результатах своего исследования. (Слайды 16-21) | - Это знаки. - Условные обозначения. - Полезные ископаемые. Учащиеся на карте (на доске и в учебнике) читают название полезного ископаемого и находят соответствующий знак. - Геологи. - Учащиеся читают правила на слайде. Учащиеся работают в группах – выполняют исследовательскую работу. - Выступают представители каждой группы геологов. По ходу их выступлений идет просмотр слайдов о данных полезных ископаемых. |
VI. Физкультминутка. | Мы геологами станем | Учащиеся выполняют движения за учителем. |
VII. Открытие новых знаний. | Работа по учебнику. - С некоторыми полезными ископаемыми мы не можем познакомиться практическим способом. Поэтому, я предлагаю вам поработать с учебником. О каких полезных ископаемых мы еще не рассказали? - Откройте в учебнике с.150. Давайте прочтем о нефти. - Какими свойствами обладает нефть? (Слайд 22) - Прочитайте о природном газе. Назовите его свойства. (Слайды 23-24) | - О нефти и природном газе. Учащиеся читают текст в учебнике. - Она жидкая, черного цвета, с резким запахом (бензина), хорошо горит. - Природный газ летуч, бесцветен, горит без дыма, ядовит, используется в быту в качестве отопления. |
VIII. Включение в систему знаний и закрепление. | Обобщение свойств полезных ископаемых. - Результаты ваших исследований можно объединить, чтобы получить сравнительную таблицу свойств полезных ископаемых. (слайд 25) - Подумайте, на какие 3 группы можно разделить полезные ископаемые в зависимости от состояния, в котором они находятся? (Слайд 26) Аналитическая беседа. - Ребята, а вы знаете, какими полезными ископаемыми богат наш Воронежский край? - Давайте обратимся к карте Воронежской области. (Слайд 27) - Какие условные обозначения вы видите? Что они обозначают? - Давайте послушаем сообщения ребят, в которых они расскажут какие полезные ископаемые и в каких районах области залегают. (Слайды 28-32) Охрана полезных ископаемых. - Человек в дар от природы получил полезные ископаемые и использует их. Могут ли люди полностью опустошить все подземные кладовые? - Как вы думаете, нуждаются ли полезные ископаемые в охране? - Каким образом человек может охранять полезные ископаемые? - А как вы, ребята, можете помочь в охране подземных богатств? | Учащиеся на слайде сравнивают свойства полезных ископаемых. - Твердые, жидкие, газообразные. Ответы детей. На слайде учащиеся рассматривают карту «Полезные ископаемые Воронежской области». Учащиеся рассказывают о полезных ископаемых Воронежской области, показывают месторождения на карте Воронежской области (на доске), прикрепляют соответствующий условный знак.
- Да, могут. - Да, нуждаются. - Экономно расходовать, соблюдать правила перевозки, заменять по возможности более дешёвыми материалами (искусственными), можно использовать вторсырьё, т.е. переработку старых бумажных изделий для выпуска новых или сбор металлолома (1 т металлолома экономит 2 т руды) - Собирать металлолом. Не нужно жечь лишний свет, этим экономим каменный уголь. |
IX. Рефлексия. | - Вы хорошо поработали. Узнали много нового, обобщили полученные знания. Предлагаю вам поиграть в игру «Ты - мне, я – тебе». - Зачитывает вопрос первая группа. - Молодцы! Справились с заданием. - Скажите, так что же мы называем полезным ископаемым? - В каком состоянии находятся полезные ископаемые в природе? - Поднимите руку те, кому захотелось после урока больше узнать о полезных ископаемых? | Учащиеся берут вопрос из конверта и читают вопрос другой группе. Вторая – отвечает и задает вопрос третьей. - Полезные ископаемые – это минеральные образования земной коры, которые эффективно используются в жизнедеятельности людей. - В твердом, жидком, газообразном. Учащиеся поднимают (или не поднимают) руки. |
X. Домашнее задание. | - С. 149–159. Р.т. с. 71-73, задания 3, 4. (Слайд 33-34) | Записывают задание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урок окружающего мира в технологии педагогических мастерских. 2 класс.
Педагогическая мастерская — это необычная форма проведения учебных занятий. Она состоит из последовательности взаимосвязанных этапов. На каждом из этапов определяющ...
Конспект открытого урока окружающего мира по теме «Что такое экономика?», 2 класс, УМК «Школа России»
Цель: Сформировать понятие «экономика».Задачи.Обучающие: -сформировать новое понятие «Экономика»;-обеспечить усвоение взаимосвязи частей экономики;- сформировать умение видеть взаимоо...
Конспект открытого урока окружающего мира "Органы чувств" с использованием Macbook для 3 класса
Класс: 3 класс Предмет: окружающий мир Тема: « Органы чувств». Цель (предметные результаты): создать условия для уточнения представлении об органах чувств и для выяснения, какой орган чувств ...
конспект открытого урока окружающего мира " Родина- что это значит" во 2 классе по программе "Начальная школа 21 века"
Конспект урока окружающего мира «Родина – что это значит?»,2класс, УМК Начальная школа 21 века.Учитель: Астахова Дарья Владимировна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ п. Пробуждение»Предмет: окружаю...
План-конспект урока по окружающему миру. 4 класс. Тема: «Наши подземные богатства»
Цели: - сформировать представления о подземных богатствах; - ознакомить с полезными ископаемыми, их применением, свойствами, способами добычи, охраной подземных богатств. Задачи: -...
Конспект открытого урока окружающего мира по теме "Почему нужно чистить зубы и мыть руки? 1 класс
Изучение темы: "Почему нужно чистить зубы и мыть руки?"...