Конспект урока по окружающему миру "Кто такие насекомые?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)
Конспект урока по окружающему миру "Кто такие насекомые?" в 1 классе по учебнику А.А.Плешакова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okr_mir.docx | 103.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Кто такие насекомые?»
Тип урока: открытие новых знаний
Цель урока: создать условия для формирования у детей представления об отличительных особенностях строения насекомых и показать их многообразие и красоту.
Задачи урока:
- Образовательные:
- создать условия для формирования у детей представления о понятии «насекомое»;
- создать условия для формирования умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы;
- Развивающие:
- развивать познавательный интерес к окружающему миру путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций;
- развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь;
- Воспитательные:
- воспитывать интерес к окружающему миру;
- способствовать воспитанию бережного отношения к природе, готовности следовать нормам природоохранного поведения;
- воспитывать умение слушать других.
Ожидаемые результаты.
В результате проведения урока обучающиеся смогут:
Предметные образовательные результаты:
- сравнивать части тела различных насекомых;
- узнавать насекомых в загадках, по рисункам;
- приводить примеры насекомых;
- пользоваться признаком насекомых для определения принадлежности животного к данной группе;
- работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний;
Метапредметные образовательные результаты:
- регулятивные:
- принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления;
- осуществлять самопроверку;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке;
- познавательные:
- осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера;
- овладевать логическими действиями сравнения, анализа, классификации по признакам;
- выдвигать гипотезы и их обосновывать;
- коммуникативные:
- слушать собеседника и вести диалог;
- признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- личностные:
- принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
- понимать мотив учебной деятельности и личностного смысла учения;
- уважительно относиться к иному мнению.
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Оборудование: учебник «Окружающий мир» (А.А. Плешаков); компьютер, мультимедийный проектор; презентация к уроку «Кто такие насекомые?» (POWER POINT); иллюстрации на доску (отгадки с изображением насекомых, энтомолог, богомол с названиями частей тела насекомого, Муха - Цокотуха), видеоматериал, раздаточный материал (для работы в паре, тест «Бусы», жучки для рефлексии)
ХОД УРОКА
I. Самоопределение к деятельности (организационный момент)
Цель: способствовать психологическому настрою учащихся на урок.
Настроенье каково? - ВО!
Все такого мнения? – Все без исключения!
Может вы уже устали? – Мы с собой таких не брали!
Сегодня у нас необычный урок, а урок сказка. Послушайте отрывок из очень известной сказки:
Муха, Муха — Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла Муха на базар
И купила самовар.
Название? «Муха-Цокотуха» (картинка героини на доску)
Автор? Корней Иванович Чуковский
Что происходило по сказке дальше? (устроила праздник и пригласила гостей)
II. Проверка знаний, фиксирование индивидуального затруднения
Цель: проверить знания детей по пройденному материалу с помощью тестирования (выбора правильного ответа из нескольких, раз.матер. – «бусы»).
Я предлагаю тоже сходить к мухе на праздник и принести с собой подарок. А подарим мы ей бусы.
– На прошлом уроке мы узнали с вами много нового и интересного. Какая была тема предыдущего урока? («Что такое хвоинки?»)
– Предлагаю проверить ваши знания с помощью теста. Внимательно слушаете вопросы, а ответы – это бусины, которые необходимо закрасить нужным цветом.
1. Как правильно назвать лист хвойного дерева?
а) колючка;
б) иголка;
в) хвоинка. (Презентация. Слайд 2)
2. Какое из хвойных деревьев сбрасывает листья на зиму?
а) сосна;
б) лиственница;
в) кедр. (Слайд 3)
3. Какое дерево не является хвойным?
а) лиственница;
б) черёмуха;
в) ель. (Слайд 4)
4. Какое дерево не является лиственным?
а) кедр;
б) берёза;
в) осина. (Слайд 5)
5. Это высокое хвойное дерево. У него длинные острые хвоинки.
а) сосна;
б) лиственница;
в) ель. (Слайд 6)
– Проверим ваши результаты.
(Критерии оценивания теста:
нет ошибок – зелёный сигнал светофора;
1-2 ошибки – жёлтый сигнал светофора;
3 ошибки и более – красный сигнал светофора.)
– Молодцы, кто не допустил ни одной ошибки. А что можно посоветовать тем, кто все-таки ошибся?
III. Постановка учебной задачи (выявление места и причины затруднения).
Цель: формирование мотивации к поиску решения поставленной проблемы (задачи).
– Как Вы думаете, кто придет на именины к Мухе? Как одним словом можно назвать этих животных? (Насекомые.)
– А каких животных мы называем насекомыми? По каким признакам вы определяете, что это насекомое?
– Назовите цель урока. (Узнать, каких животных мы называем насекомыми.)
Как вы думаете, что вы сегодня узнаете о насекомых? (узнать о многообразии мира насекомых, интересные факты о насекомых, названия частей их тела)
IV. Открытие новых знаний о насекомых.
Давайте разгадаем загадки и узнаем каких насекомых пригласила к себе на праздник Муха.
Выходят ученики и загадывают загадки.
1. Маленький вертолёт
Летит назад и вперёд.
Большие глаза,
Зовут-…. (Стрекоза) (Вывешивается картинка стрекозы)
Это очень красивые насекомые. Их можно увидеть летним днём над водой.4 больших крыла позволяют им быстро летать, а удлиненное тело, как руль позволяет поворачивать. Большие глаза переливаются всеми цветами радуги. Они состоят из 28 тысяч маленьких глазков. Питается мелкими насекомыми: комарами, жуками, мотыльками. За час сможет съесть 40 мух. Осенью впадают в спячку.
2. Он работник настоящий.
Очень, очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом. ( Муравей) (вывешивается картинка)
Муравьи относятся к общественным насекомым. Они живут семьями в больших муравейниках. Их называют санитарами леса. Они поедают мелких гусениц, уничтожающих растения. То, что маленький санитар уничтожит за день, малый пёстрый дятел будет есть 20 дней.
У муравьёв плохое зрение, дорогу к муравейнику они находят по запаху. Муравья называют самым сильным животным. Он может тащить груз, который по весу превышает его собственный.
Муравьи едят всё! Но особенно любят сладкое. Они даже специально разводят тлей, защищают их от хищников. Тли для них как дойные коровы, которые дают сладковатый сок. Ребята! Я обращаюсь к вам с просьбой: «Не уничтожайте, не топчите, не разоряйте муравейники!»
3.Этот маленький скрипач
Изумрудный носит плащ.
Он и в спорте чемпион,
Ловко прыгать может он.
-Кто это? (Кузнечик)
У кузнечиков очень длинные задние лапки, благодаря которым они могут прыгать на дальнее расстояние. Я расскажу вам, чем стрекочет кузнечик. На ноге у кузнечика есть зазубренки, на крыле-зацепочки. Треск получается от трения ноги о крыло. Оказывается, у кузнечика есть ухо, которое находится в голенях передней пары ног. Одни кузнечики питаются растительной пищей (поедают виноградные листья, цветы и почки), а другие питаются мелкими мухами и бабочками, их гусеницами.
4.Летом много их бывает.
А зимой все вымирают,
Прыгают, жужжат над ухом
Как они зовутся? (Муха)
У них два больших глаза. Каждый глаз состоит из множества маленьких глазков. Поэтому видит муха во всех направлениях одновременно. Комнатная муха способна видеть вверх ногами, потому что у неё на лапках есть клейкие подушечки-присоски. Чтобы удержаться в воздухе, ей приходится делать 200 взмахов крыльями в одну минуту. Она очень опасна, потому что может переносить много разных инфекций. Живет муха чуть больше одного месяца. У нее очень много врагов. Кто они? (птицы, лягушки, ящерицы)
5.Всех жучков она милей,
Спинка алая у ней.
А на ней кружочки-
Черненькие точки. ( Божья коровка).
Своё название божья коровка получила за свой безобидный вид. Она очень мирное существо: не кусается, не царапается, не щиплется. Может защищаться только тем, что будучи схвачена, выпускает жидкое «молочко» из коленных суставов. Поэтому и назвали её коровкой.
«Молочко» – едкая на вкус и неприятно пахнущая жидкость, которая делает этих жучков несъедобными для птиц и животных. Основная пища божьей коровки – это тля. И даже личинка божьей коровки питается тоже тлёй. Божья коровка прикрепляет своё яичко прямо среди стада тли, где больше всего паразитов, и личинка сразу накидывается на добычу. Божьи коровки приносят большую пользу сельскому хозяйству, уничтожая вредителей.
Эти насекомые очень полезны и поэтому постарайтесь их никогда не обижать, а охранять и беречь.
Каких вы еще знаете насекомых?
Физминутка (под музыку «Добрый жук»)
Чтобы нам себя прекрасно чувствовать на празднике Мухи нам нужно как можно больше узнать о ее гостях, а поможет нам в этом энтомолог. (слово и иллюстрацию на доску)
Ребята, энтомолог изучает насекомых, наблюдает за ними и узнает, как можно помочь полезным насекомым, чтобы их становилось больше; какими способами лучше бороться с вредными насекомыми.
Эта профессия полезна также тем, что энтомологи открывают новые виды насекомых.
Видео (5 минут)
Вопросы:
Какой самый главный признак насекомых вы услышали?
Что еще нового вы узнали из этого видео?
Работа с кластером «Части тела богомола»
VI. Первичное закрепление.
Работа в парах по карточкам
Игра «Найди жука»
(под буквой А – у жука 6 ног)
Игра «Четвертый лишний»
- Паук (у него 6 ног, паукообразное) 2. Улитка (моллюск)
VII. Самостоятельна работа в тетрадях
- Почему кузнечик и шмель так окрашены?
- Пронумеруй жуков в порядке увеличения размеров.
- Закрась кружки возле тех жуков, которых вы видели
- Докрась рисунки
VIII. (Резерв)Творческая работа «Роль насекомых в природе и жизни человека»
Цель: развивать умение логически завершать сказку, умение осмысливать воспринимаемое и правильно заканчивать мысль с целью воспитания бережного отношения к насекомым.
– А сейчас мы попробуем все вместе закончить сказку. Я начну, а вы продолжите. Слушайте внимательно, постарайтесь понять, о чём она?
Сказка «Спор животных»
Собрались все животные в круг и начали спорить, кто важней всего, а кого нужно убрать из насекомых.
Медведь говорит» «Насекомых очень много на Земле, их больше, чем всех животных вместе. Давайте оставим только полезных насекомых, а то эти комары и мухи только кусаются да инфекции переносят, а осы грабят пчёл, мой мёд воруют. Давайте оставим только пчёл и бабочек».
А лягушки и птицы отвечают: «Это тебе комары и мухи, осы мешают, но если их не будет, то погибнем мы. Ведь это наша пища. Мы питаемся этими насекомыми».
Решили тогда животные …
– Продолжите сказку. Что решили животные?
Вывод: «Насекомые все нужны».
М. Пришвина «Охранять природу – значит охранять Родину».
Как вы понимаете это выражение?
Правильно. Природа – наш дом. В ней всё взаимосвязано. Всё, что есть на планете – нужно, даже, если нам кажется, что это лишнее.
Надо бережно относиться к природе, любить и защищать.
Как и свою Родину.
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
– Я предлагаю вам оценить свою работу на уроке с помощью разноцветных жучков:
ЖЁЛТый жучок– справился со всеми заданиями на уроке, знаю главный признак насекомых.
СИНий жучок– не все задания были понятны на уроке, но главный признак насекомых знаю.
КРАСНый жучок– нужна помощь, ничего не понял на уроке.
Учитель: Поднимите и покажите своих жучков (Дети комментируют выбор цвета жучка)
Сапоги скрипят,
Каблуки стучат,-
Будет, будет мошкара
Веселиться до утра:
Нынче Муха-Цокотуха
Именинница!
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспектурока по окружающему миру "День космонавтики", 1 класс УМК "Начальная школа 21 века" Н.Ф. Виноградова
Обобщить и закрепить полученные знания о космосеПродолжить формировать умение анализировать...
Конспект урока по окружающему "Кто такие насекомые"
Урок разработан по предмету "Окружающий мир", А.А.Плешаков, 1 класс. Тема урока "Кто такие насекомые"...
Конспект урока окружающего мира "Такие разные праздники" (УМК "Школа России", 4 класс)
Цели деятельности учителя: знакомство с праздниками в России, их различиями и особенностями.Планируемые результатыПредметные:· знать праздники в России;·...
Конспект урока по окружающему миру "Такие разные праздники" (4 класс, УМК "ПНШ")
Цели деятельности учителя: формирование представления о праздниках в России, их различиях и особенностях.Планируемые результаты:Предметные: Знать: о главных праздниках России, их истории и чем они отл...
конспектурока окружающий мир Растениеводство
Роль растениеводства в экономике страны, составляющие звенья отрасли растениеводства....
Технологическая карта урока окружающего мира "Такие разные праздники" (УМК "Школа России", 4 класс)
Цель урока: формирование знаний о праздниках в России, их различиях и особенностях у обучающихся.Задачи урока:Дидактические:1. Познакомить обучающихся с праздниками, которые отмечают в России.2. Учить...
Технологическая карта урока окружающего мира " Такие разные праздники".
Урок ознакомления с новым материалом....