конспектурока окружающий мир Растениеводство
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Ступникова Елена Николаевна

Роль растениеводства в экономике страны, составляющие звенья отрасли растениеводства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока окружающий мир38.65 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Растениеводство.

Цели урока:

Образовательные: знакомство с растениеводством как отраслью сельского хозяйств, группами культурных растений, совершенствование навыка анализирования, обобщения полученных знаний.

Развивающие: развитие познавательного интереса, умения работать с наглядным материалом, наблюдать и использовать свои наблюдения в практической деятельности.

Воспитательные: воспитание бережного отношения к продуктам растениеводства, к труду и результатам трудовой деятельности.

Тип урока – урок освоения новых знаний и способов действий.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

2. Стремиться их выполнять на основе соотношения того, что уже известно, и что ещё неизвестно.

3. Овладение способностью отбирать необходимые знания из различных видов информационных источников.

Познавательные

1. Практическая деятельность в паре, в группе, исследование и описание растения по плану.

2. Умение анализировать, обобщать и делать выводы.

Коммуникативные

1. Развитие умения высказывать свою точку зрения, обосновывать её, приводя аргументы.

2. Уважительно относится к позиции другого человека.

Планируемые результаты:

1. Предметные

- формирование понятия растениеводства, 

- умения различать культурные растения, приводить примеры культурных растений.

- способность делать выводы.

2. Личностные

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебной деятельности,

- осознание необходимости совершенствования своих знаний и умений,

- формировать  ответственность за свои поступки, в том числе по отношению  к растениям.

3. Метапредметные:

- умение делать выводы на основе обобщения,

- выявлять связь растениеводства и промышленности,

- развивать навыки сотрудничества со сверстниками в совместном решении учебной задачи, обсуждать в группах, зачем люди занимаются растениеводством, какие группы культурных растений изучаем.

Ресурсы:

1. Основные: УМК «Школа России» - методические рекомендации, учебник «Окружающий мир» 3 кл. 2 ч. (А.А. Плешаков), рабочая тетрадь.

2. Дополнительные: картинки растений, гербарий растений, муляжи овощей и фруктов, презентация, компьютер, проектор.

Ход урока.

Этап урока,

виды работ

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I. Организационный этап

1. Приветствие

2. Представление

3.Проверка готовности рабочего места

4. Мотивация к учебной деятельности

- Долгожданный дан звонок

Начинается урок. Улыбнитесь друг другу, поприветствуем улыбкой гостей. Чтобы сегодняшний урок был интересным. Я попрошу вас быть моими помощниками. Слушать внимательно. И конечно не молчать, а на вопросы отвечать. Пожелаем мысленно себе удачи и начнем урок.

К2

II. Актуализация опорных знаний и способов действия

А урок начнем с загадки! (слайд1)

Дышит, растёт.

А ходить не умеет.(растение)

-Так о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

-Посмотрите на рисунки.- Какие растения вы видите?

(ромашка. ель, береза, помидор, шиповник, смородина)

Растения растерялись, давайте вспомним на какие группы можно разделить растения!

Деревья     кустарники   травянистые растения(слайд2)

Выберите названия деревьев и переместите их в группу деревья!

Выберите названия кустарников и поместите в группу…..

Выберите травянистые растения и переместите их…

Включая логику. догадались, что это растение

Картинки с изображением растений

Деление растений на группы: деревья. Кустарники, травы

Р3

К1

III. Выявление проблемы.

1. Постановка темы и целей урока

- На какие ещё можно группы разделить растения?

(слайд3 )

- Вот вы гуляете по лугу, в лесу, и вас окружают растения, которые мы называем…

- Почему?

- Пришли в огород, а там растут…

- Почему?

-Какие культурные растения вы знаете?

- Как вы думаете, о каких растениях  пойдет речь сегодня на уроке?

- Кто-нибудь из вас знает, какая отрасль сельского хозяйства занимается выращиванием культурных растений?

- Правильно сегодня мы с вами поговорим о растениеводстве. (слайд4 )

- Какие цели мы можем поставить на урок?

Дикорастущие и культурные.

Дикорастущие.

Растут сами, их никто не сажал, за ними не ухаживал.

Культурные.

Их посадил человек и ухаживает за ними.

О культурных.

Растениеводство.

Узнать,  что такое растениеводство; какие культурные растения выращивает человек; познакомиться с отраслями растениеводства; узнать  как, для чего выращивают культурные растения, а также выполнить практическую работу – описание растения по плану.

Р1

П2

К1

IV. Решение проблемы

1. Практическая работа

2. Беседа по изученному материалу

v.Динамиическая пауза

- Ребята, кто знает, что такое растениеводство?

- Откроем учебники на стр. 51 и посмотрим что такое «растениеводство». (слайд 4)

- А теперь поговорим об отраслях растениеводства.

Растениеводство делится на несколько основных отраслей. Как вы думаете, сколько их? (слайд 5)

- Как вы думаете, что такое овощеводство? Приведите примеры овощей. (слайд 6)

- Что такое плодоводство? Приведите примеры. (слайд 7)

- Что такое цветоводство? Приведите примеры. (слайд 8)

- Люди каких профессий занимаются в растениеводстве?

(слайд 9)

- Чем занимается агроном?

- Кто такой семеновод?

- Чем занимаются хлеборобы?

- Сегодня мы будем в роли начинающих растениеводов и выполним практическую работу. (слайд )

- Сейчас я вам раздам карточки с растениями, вы из частей должны составить растение. И  по плану составите устно описание своего растения, которое вы получите. План находится на стр. 51 вашего учебника.

1. Как называется растение.

2. К какой группе относится (дерево, кустарник, травянистое растение)?

3. Где его выращивают? (в поле, в огороде, в саду)?

4. Какие части есть у растения? Как они выглядят?

5. Как человек использует это растение?

- Расскажите о своём культурном растении.

- Люди занимаются растениеводством прежде всего для того, чтобы получать продукты питания. Например, чтобы на нашем столе всегда был хлеб, растениеводы выращивают зерновые культуры – пшеницу, рожь, кукуруза и т.д. (слайд  ) Работа по учебнику с.51

Пшеница бывает озимая и яровая. Озимую пшеницу хлеборобы сеют осенью. Молодые растения зимуют под снегом, а весной продолжают развиваться. Яровую пшеницу сеют весной. В конце лета созревает сначала озимая пшеница, а потом яровая.

Из озимей пшеницы мелют муку, потом пекут хлеб, так же изготавливают макаронные изделия, крупы: пшеничная и манная каши. Яровая хорошо подходит в качестве корма для животных. (слайд   )

Вопросы…

Люди занимаются растениеводством не только для того, чтобы получать продукты питания, но и для того, чтобы обеспечить кормами домашних животных. Для этого выращивают кормовые культуры – тимофеевку, клевер, люцерну, кормовую свёклу. (слайд  )

Вопросы…

- Вы знаете что-нибудь о клевере? Сейчас я вам расскажу. (слайд )

- Клевер – весьма популярное в сельской местности растение. Например, клевер красный является отличным кормом для животных. В конце лета его скашивают на лугах для заготовки сена. Клевер белый тоже подходит для заготовки сена, но его стебли короче. Но зато у клевера белого есть другое преимущество – его цветки-трубочки существенно короче, чем у клевера красного, а это очень важно для пчел, которые собирают с цветков клевера нектар. Клевер – отличный медонос и клеверный мед, прозрачный, имеющий тонкий аромат, считается одним из самых лучших видов меда.

- Вот так, из клевера даже делают мёд? Знали ли вы об этом?

Вот такое интересное растение, которое наверняка видел каждый из вас.

- Для другой цели выращивают прядильные культуры – хлопчатник и лён. Из этих растений на специальных промышленных предприятиях получают волокно. Из волокна делают нити, а из нитей ткут ткани. (слайд )

В:

- Так для чего же люди занимаются растениеводством?

- Приведите примеры зерновых культур?

- Кормовых культур?

- Прядильных культур?

(вывешивают карточки)

Физминутка

Растениеводство – выращивание культурных растений.

3. Овощеводство, плодоводство, цветоводство.

Отрасль растениеводства в сельском хозяйстве, занимающаяся  выращиванием овощных культур(сооб. Учеников)

Это отрасль растениеводства, занимающаяся выращиванием плодовых культур для получения фруктов.

Отрасль растениеводства, занимающаяся выращиванием красивоцветущих и других растений в декоративных целях.

Агроном, семеновод, хлеборобы, овощеводы, садоводы, трактористы.

Агроном занимается достаточно большим объемом задач — руководит посадкой и сбором сельскохозяйственных растений, заготовкой удобрений, борьбой с вредителями и прочей работой, обеспечивающей высокую урожайность.

Хлеборобы - люди, которые выращивают и собирают зерновые культуры – пшеницу, из которой после намелят муку, из которой потом испекут хлеб.

Хлебороб - это тяжелая, но почетная и очень уважаемая профессия. Чтобы вырастить хлеб, нужно любить землю всем сердцем и искренне дарить ей частицу своего тепла. Кроме этого, необходимо в совершенстве уметь пользоваться сложной техникой, знать тонкости процессов посева, подкормки полей удобрениями, уборки урожая, а также иметь навыки ремонтных работ, ведь машины могут выходить из строя в самый неподходящий момент, а ждать механика времени нет.

Учёный, который исследует в области агрохимии с целью повышения плодородия почв и урожайности.

Кормление птиц, свиней, рогатого скота, и даже рыб.

Чтобы получить продукты питания и корм для скота, изготовление волокна.

Пшеница, рожь, кукуруза.

Тимофеевка, клевер, люцерна, кормовая свёкла.

Хлопчатник, лён.

К1

VI. Продолжение работы по теме урока

- Кто подготовил сообщения о культурных растениях? Расскажите. (Овощеводство, плодоводство, подсолнечник) (слайд )

- Прочитайте в учебнике текст на стр. 53

Люди многих профессий работают в растениеводстве. Это хлеборобы, овощеводы, садоводы, хлопкоробы. Они хорошо знают, когда нужно сеять то или иное растение, как за ним ухаживать, когда собирать урожай. Они умеют по внешнему виду растения определить, здоровое оно или больное, знают, как его лечить. Растениеводы знакомы с современной техникой. Но часть работ они выполняют вручную, а для этого нужны и сила, и ловкость, и терпение. Только тот, кто любит растения, землю, может быть хорошим растениеводом.

- Исходя из текста, люди каких профессий заняты в растениеводстве?

- Какие знания и умения нужны, чтобы вырастить хороший урожай?

- Как вы думаете, трудно ли приходится людям, находящимся на такой работе? Почему?

- Кто подготовил сообщение о Н. И. Вавилове? Расскажите (Приложение 2)

Сообщения детей

Это хлеборобы, овощеводы, садоводы, хлопкоробы.

Когда нужно сеять то или иное растение, как за ним ухаживать, когда собирать урожай. Определять здоровое растение или больное, знают, как его вылечить.

Сила, ловкость, терпение.

VII. Закрепление изученного материала

1. Выполнение заданий в рабочей тетради

РТ

№ 1 (с. 29)

Найдите определение понятия «растениеводство». Запишите в тетради.

№ 2 (с. 29)

Подумай и запиши, какие из твоих потребностей удовлетворяются благодаря растениеводству.

Растениеводство - выращивание культурных растений.

Р1

Р3

П1

VIII. Само-, взаимопроверка

Поменяйтесь своими тетрадями с соседом, проверьте работы.

К1

К2

IX. Подведение итогов урока

(слайд )

- Какие растения люди выращивают для получения продуктов питания?

- Какие растения выращивают на корм скоту, а какие – для получения волокна?

- Представьте, что вы руководите хозяйством, где собирают большой урожай яблок и груш. Что вы предложите для лучшего сохранения и использования урожая?

Культурные растения.

Пшеница, рожь.

Тимофеевка, клевер, люцерна, кормовая свёкла.

Хлопчатник, лён.

Р1

П1

К1

X. Информация о домашнем задании

(слайд 28)

Прочитать текст в учебнике на с. 51-54, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на с. 54.

Рабочая тетрадь: № 4, 5 с. 31

XI. Рефлексия учебной деятельности

(слайд 29)

Наш урок заканчивается, предлагаю вам оценить вашу деятельность на уроке:

Зелёный – всё было понятно, урок понравился.

Жёлтый – урок хороший, но где-то мне было трудно.

Красный – я не понял материал, урок не понравился.

- С вами было приятно работать, до свидания.

Прощание.

П1

К1

К2

Приложение 1.

Овощеводство и бахчеводство — без преувеличения важнейшие отрасли сельского хозяйства. Именно они снабжают население такими важными продовольственными товарами как картофель, лук, томаты, морковь, огурцы, капуста, сладкий перец, столовая свекла, кабачки, тыква и т.д.

Овощеводство  бывает открытого грунта и тепличное.

В теплое время года практически все овощи, культивируемые в России, можно выращивать прямо под открытым небом – это овощеводство открытого грунта. Именно такой способ практикует большинство огородников-любителей, а также многие сельхозпредприятия.

Овощеводство закрытого грунта - использование культивационных сооружений — теплиц, парников, оранжерей и т.п. Смысл данной технологии заключается в том, что растения культивируются в полностью контролируемых условиях, поэтому можно добиваться максимальных урожаев.

Тепличное овощеводство позволяет выращивать овощи круглый год — не только летом и осенью, но также зимой и ранней весной. Благодаря этому зимой мы всегда можем купить свежайшие огурцы, помидоры, или зелень.

Плоды культурных растений, безусловно, представляют собой очень ценный продукт питания. Употребление их в пищу приносит организму человека огромную пользу. Представляют огромную пищевую ценность не только собственно свежие яблоки, груши и сливы. Не менее полезны для здоровья и разного рода зимние заготовки из плодов. Это могут быть, к примеру, компоты, соки, джемы, варенье.

Насчитывается огромное количество групп плодоводства, но самые основные из них. Древовидные - черешня, орех, яблоня, абрикос, груша, хурма. Кустовидные - облепиха, кизил, гранат. Кустарниковые – крыжовник, малина, черника. Лиановые - виноград, ежевика, лимонник. Многолетние травянистые растения - земляника, морошка, клубника.

Подсолнух — символ солнца, радости и оптимизма. Цветут подсолнухи с июля до августа месяца. А знают ли они, из чего их делают, что они вообще знают о подсолнечнике. В народе цветок называют подсолнухом, но правильно — подсолнечник.

Название этого удивительного растения происходит от греческих слов: «солнце» и «цветок».  

На самом деле желтый круг — это не один цветок, а соцветие — корзинка, в которой много цветков. Почему подсолнух называют солнечным цветком? Потому что он постоянно растет и стебель становится длиннее с той стороны, которая обращена к солнцу.

Во всем мире выращивают подсолнечник. Его используют в пищевой промышленности. Из его семечек делают подсолнечное масло, семян подсолнечника можно приготовить халву и вкусные казинаки. Семена, корни и листья используют в народной медицине - готовят из него настойки, чай. Также подсолнечник используют для технических нужд (производство бумаги, в мыловарении, делают крема).

Приложение 2.

Вавилов Николай Иванович.

Всю удивительную жизнь этого человека можно назвать подвигом. Подвигом ученого были его выдающиеся научные исследования, подвигом путешественника — его научные экспедиции. Биолог и растениевод, генетик и агроном.

Николай Иванович собирал семена хлебных растений. Ученый искал формы и сорта с полезными для человека свойствами — рожь с крупными колосьями и зерном, пшеницу, которую не поражают болезни.

Учёный путешествовал по миру, открывал, собирал и отсылал различные виды культурных и дикорастущих растений и семян.

Выросшие из них растения изучали, отбирали лучшие. На их основе создавались высокоурожайные сорта, которые внедрялись на колхозные и совхозные поля.

Ученый предположил, что в старых районах земледелия можно найти множество разнообразных форм культурных растений. Причем обязательно обнаружатся растения с ценными свойствами, например засухоустойчивая неполегающая пшеница, сладкие крупные дыни, крахмалистый картофель, высокобелковая фасоль, хлопчатник с длинным и тонким волокном. Такие районы с удивительным разнообразием растительных форм Вавилов назвал центрами происхождения культурных растений. Отсюда началось их распространение в другие места.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира "растениеводство" 3 класс

Учащиеся знакомятся с одной из отраслей сельского хозяйства- растениеводством; учатся различать культурные растения; учися анализировать и обобщать полученные знания....

Окружающий мир "Растениеводство"

Конспект урока по теме "Растениеводство" (УМК "Школа России")...

Конспект урока по предмету "Окружающий мир" "Растениеводство в нашем крае"

Урок-конференция на базе исследовательских работ учащихся по теме "Растениеводство в нашем крае" (Тульская область")....

Урок. Окружающий мир «Растениеводство». 3 класс.

Наша школа является русской национальной культурологической. Поэтому в базисный план школы с целью решения задач по воспитанию гордости за национальное достояние, духовное своеобразие России, интереса...