Среди лесов
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Среди лесов»

 Цели: сформировать представление о лесной зоне; познакомить с географическим положением зоны лесов, с её частями: тайгой, смешанным и широколиственным лесом; познакомить с растительным и животным миром, деятельностью человека, взаимосвязями между живой и неживой природой; развивать познавательную активность, умение работать с картой.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

-Интерес к изучению предмета;

-Осознание себя жителями планеты Земля, чувство ответственности за сохранение её природы;

-Осознание роли леса для жизни растений и животных.

-Эмоциональное отношение к изучаемому материалу;

-Оценка собственной деятельности на уроке;

Предметные УУД:

-Применение знаний о природной зоне России, её растительном и животном мире в новых ситуациях для решения практических задач;

-Принятие коллективного решения в процессе совместной деятельности;

-Овладение навыками установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире природы;

-Наблюдение и фиксация явлений окружающего мира;

-Выделение характерных особенностей природных объектов.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

-Принятие алгоритма выполнения учебной задачи;

-Проведение аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;

-Регулирование учебной деятельности, направленной на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы.

Познавательные УУД:

-Самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели,  проблемы;

-Извлечение необходимой информации из учебника и дополнительных источников знаний об особенностях животного и растительного мира

 лесной зоны и обсуждение полученных сведений;

-Соблюдение норм информационной избирательности, этики и этикета;

-Умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить высказывания;

Коммуникативные УУД:

-Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

-Инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации;

-Умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

Оборудование: карта природных зон, аудиозапись песни «Лесной марш», картины леса, растений и животных, карточки с вопросами, карточки с заданиями теста «Тундра».    Урок сопровождается презентацией

                                              ХОД УРОКА

I. Организационный момент. (слайд 1)

Снова пришел долгожданный миг – 
Нам пора в дорогу,
Он зовет нас в загадочный мир,
Таинственный мир природы.

II. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний. (слайд 2)

Индивидуальная работа.

1. О каком животном идет речь?    

А) Крупное растительноядное животное тундры. Питается ягелем. Живёт стадами. (олень)

Б) Хищник, имеет густой серый мех, непременный спутник оленьих стад. Подстерегают слабых и больных оленей. (полярные волки)

В) Хищник, имеет густой серый мех, его лапы короткие и широкие, питается леммингами и куропатками. Его зовут полярной лисицей. (песец)

2. В какой природной зоне обитают эти животные? (Слайд 3)

3.  Выполнение теста «Тундра» (Слайд 4)

 (  ученикам  дать  листочки с тестом)

Продолжи предложение (высказывание)

1) Зона тундры расположена...

а)   севернее арктических пустынь;

б)   южнее арктических пустынь.+

2) В тундре...

а)   длинная суровая зима и жаркое лето;
б)   длинная суровая зима и короткое прохладное лето.+

3) Растения тундры …

а)   высокие с мощными корнями и широкими листьями;
б)   низкорослые со стелющимися корнями и мелкими листьями.+

4) К тундровым растениям относятся ...

а)   верблюжья колючка, саксаул, кактус;
б)   карликовая ива, мох-ягель, черника.+

5) В тундре обитают...

а)   тюлени, моржи, киты;
б)   песцы, лемминги, волки;+

III. Постановка темы и целей урока.

Итак, продолжим путешествие и постараемся заполнить таблицу.

В путешествиях можно многое узнать

И друзьям об этом потом рассказать.

Новая природная зона приглашает нас-

И опять в экспедицию отправляется класс.

А чтобы тему урока нашу узнать, загадку нам надо сейчас отгадать.

Это дом. Огромный дом.

Места всем хватает в нём.

И бельчонку, и зайчонку,

 И зубастому волчонку.  ( Лес) (Слайд 5)

Включаю аудиозапись песни «Лесной марш»

-  Какую природную зону мы будем сегодня исследовать?

 (Природную зону лесов.) Слайд 6

-   Назовите цели нашей экспедиции?  Что мы должны узнать? Маршрут: для исследовательской работы: Слайд 7

1.Место нахождения. 2.Климатические условия.3 растительный мир.4 Животный мир.5.значение  леса для человека.

Открываю тему урока. Россия – страна лесов. Нам предстоит ответить на вопрос

- Почему Россию называют страной лесов?

-Что же такое лес?

В словаре  русского языка М.И.Ожегова, слово лес толкуется так:  множество деревьев, растущих на большом пространстве. А у биологов такое толкование: лес -это сообщество растений из деревьев, кустарников, трав, мхов, лишайников и грибов.

4.Сообщение новых знаний.

- С чего начнем наше исследование? Первое, что мы сделаем – это определим место нахождения природной зоны на карте. Откройте учебник на С. 74 - 75

-Лесная зона находится южнее  какой зоны? (зоны тундры.)

- На карте она обозначена  каким цветом? (зеленым цветом). Слайд 8

 Зона лесов большей частью расположена на Восточноевропейской и Западно-Сибирской равнинах, а также на Среднесибирском плоскогорье. Эта природная зона – самая большая. Она занимает больше половины территории России. Нашу страну часто называют великой лесной державой. Четвертая часть лесных запасов планеты находится в нашей стране. Все леса объявлены национальным достоянием.

Зона лесов расположена в умеренном поясе, значит, ярко выражены все четыре времени года,

- Какая зима и лето? холодная зима и теплое лето. К югу от тундры солнце поднимается гораздо выше и греет лучше. Поэтому лето здесь теплее и длиннее, а зима короче и мягче. Выпавший за зиму снег весной полностью тает и дает много влаги . Выпадает много осадков в течении года

5. Работа с учебником. 

А сейчас откройте учебник на с.  86 и прочитайте главные отличия климатических условий зоны лесов. (Глубокое оттаивание почвы весной, достаточное количество тепла и влаги летом.)

-Почему леса растут южнее тундры? Что этому способствует? (более тёплый климат)

-  Как вы думаете, сразу ли тундра переходит в лес? (ответы детей).

Нет, не сразу, лес растёт стеной. Северные леса у тундры мелкорослые и редкие.  Сменяются лесотундрой. Большие деревья растут дальше к югу.

-Деревья в лесной полосе растут не как попало, а в определённом порядке.

На севере- растут менее требовательные к теплу - это хвойные деревья- ТАЙГА.

К югу и юго- западу – ЛИСТВЕННЫЕ ЛЕСА.

- может ли быть резкое разграничение между хвойными и лиственными  деревьями? (НЕТ)

   -между ними СМЕШАННЫЕ ЛЕСА.

-случайно ли это? Попробуем разобраться в этом вопросе.

– Что растет в смешанных лесах?

- А в  широколиственных лесах?

Слайд 9 - 14

ТАЙГА (Ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна.)

Ель – всем знакомая новогодняя елка. У ели хвоинки короткие, грубоватые, расположены поодиночке, густо покрывают ветки. Шишки имеют продолговатую форму. Ели – долгожительницы. В еловом лесу темно и влажно.

Сосна – хвойное дерево с ровным стволом желтого или бурого цвета. Хвоинки сосны длинные, сидят парами. Шишки сосны имеют округлую форму. Сосновые леса светлые и сухие.

Пихта от ели отличается тем, что ее хвоинки плоские, шишки торчат вверх, даже зрелые не падают на землю, с них просто опадают чешуйки.

Лиственница – единственное из хвойных деревьев, которое на зиму сбрасывает иголки.

Кедровую сосну в народе называют сибирским кедром. Ее хвоинки собраны в пучки по пять штук, а семена – кедровые орешки.

СЛАЙД 15, 16  смешанные ЛИСТВЕННЫЕ ЛЕСА. (Береза, осина, ольха).

Березу можно узнать по коре, она белая, такой коры нет больше ни у одного дерева, размножающегося семенами.

Осина имеет округлые листья, они дрожат при каждом дуновении ветра, кора у осины зеленоватая, весной можно увидеть длинные пушистые сережки.

Ольха имеет небольшие темные шишечки на ветках, ствол черного или серого цвета. У черной ольхи листья с выемкой на вершине, у серой ольхи листья имеют острый кончик.

СЛАЙД 17, 18, 19 ШИРОКОЛИСТВЕННЫЕ ЛЕСА ( Дуб, липа, вяз, клен).

Дуб можно узнать по могучему стволу и резным листьям, плодами дуба являются желуди.

Липа имеет листья в форме сердечка. Летом при цветении липа распространяет чудесный аромат. Плоды липы – темные орешки, сидящие по нескольку штук под одним крылышком.

Клен бывает остролистый, с большими резными листьями, татарский, у него листья овальные, с небольшими выступами, и американский. У него каждый лист состоит из трех-пяти отдельных листочков. А плоды у всех видов клена крылатые.

Почему эта подзона получила название широколиственных лесов?

(Потому что здесь растут лиственные деревья)

СЛАЙД 20, 21, 22, 23 СМЕШАННЫЕ ЛЕСА

-Мы узнали,  какие типы лесов встречаются в России?

Что значит многоярусность или многоэтажность в лесу?

Верхний ярус составляют высокие деревья: это дубы, липы и др. Пониже: черемуха, боярышник. Ещё ниже   растут кустарники: калина, орешник-лещина, малина, шиповник и др.- этот ярус называют подлеском. Затем идут ягодные кустарнички, травы и грибы.- лесная подстилка. Она имеет огромное значение- ежегодно удобряет почву, придает ей рыхлость, удерживает воду, предохраняя корни растений и нити грибниц от высыхания. В ней обитают многие животные: грызуны, ежи, разнообразные жуки, муравьи,  гадюки, лягушки. Лесная подстилка регулирует, и количество молодой поросли леса, не давая прорастать большому количеству семян.

Широколиственных лесов очень мало, их стараются сохранять. Еще в 18 веке по указу Петра 1 в Центральной России была запрещена вырубка дубовых рощ.

III. Физкультурная минутка.  Палминг

По Родному краю
Дружно мы шагаем (марш на месте)
Справа от нас зеленый луг, (поворот)
Слева находится лес. (поворот)
В том лесу полно чудес!
Белка с ветки на ветку скок (прыжки)
Филин крыльями машет. Уф! 
Аж захватывает дух! (Взмахи руками.)
Солнце над березами светит нам (повороты головы)
Мы рады ягодам! Грибам! (наклоны)

7. Продолжение работы по теме урока.

Слайд 24

В отличие от других зон,  леса отличаются разнообразием животного мира. Это можно объяснить тем,  что в лесу наиболее благоприятные для них условия. Лес – это жилище для зверей и птиц,  их дом,  убежище от врагов. Лес кормит всех обитателей.

Сейчас я буду вам загадывать загадки,   а вы подумайте,  о каком животном идет речь?

Хозяин лесной,  просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. 
Медведь Слайд 25

Кто на своей голове лес носит? Лось Слайд 26

У какой кисочки
На ушах кисточки? Рысь Слайд 27

Через поле напрямик
Скачет белый воротник. 
Заяц Слайд 28

Хищник сильный он, зубатый,
Полосатый и усатый.
И клыки большие есть.
Мясо любит он поесть.
У него с когтями лапа,
Может сильно поцарапать,
А издалека на кошку
Этот зверь похож немножко.
(Тигр)  Слайд 29

Кто зимой холодной бродит злой,  голодный? волк

Водяные мастера строят дом без топора.
Дом из хвороста и тины и плотину? 
бобры

С ветки на ветку,  быстрый как мяч,
Прыгает по лесу,  рыжий циркач. 
Белка

Днем спит,  ночью летает? филин

Черный жилет,  красный берет,
Нос как топор,  хвост как упор. 
Дятел

Богат животный мир лесной полосы. В лесу круглый год обилие кормов. Звери и птицы находят себе в лесу не только корм, но и укрытие. Одни животные  растительноядные, другие любят полакомиться дичью, а третьи всеядные. Одни животные на зиму ложатся в спячку( ежи, медведи), другие делают на зиму запасы.

Удивителен и мир птиц в лесу и насекомые леса. Слайд 30 - 36

Ребята, от каждого из нас зависит, будет ли жить на Земле такое разнообразие растений и животных, потому что каждый из нас является частью одного общего дома,  одной семьи, имя которой ---ПРИРОДА.

А  какое значение для человека имеет лес?

 Значение леса для человека.

-Дом для растений, животных, грибов

- место для отдыха человека

-источник древесины

-кормилец человека и животных

- поставщик кислорода

- лес-это красота

- охотничьи угодья

-лекарственные растения и чистые родники

-Как нужно относиться к лесу, к природе в целом?

-Что необходимо делать? Брать под охрану редкие виды  растений и животных, создавать заповедники, заказники, рационально использовать древесину, беречь от пожаров.

7. Я  хочу, посмотреть все ли знаете, правила поведения в лесу?

 если  вы согласны  с высказыванием, то хлопайте в ладошки. Если не согласны, то топайте ногами.

  1. а) Ветки не ломайте, деревья не калечьте.

         Ни травинку, ни лист зря не рвите. Костры не разводите!+

 

     б) В лесу можно венки  сплести, букеты нарвать. Подумаешь,

          много зелени –  -ещё вырастет!

  1. а) Наконец-то можно пошуметь, покричать, постучать

         главное, никому ты  не  мешаешь!                                   --

     б) Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится,  +

          и вы не  узнаете ни одной тайны.

3.  а) Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую

         жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы

         их совсем не было!                                                                  -

     б) Животные всякие важны – животные всякие нужны.

          Каждый из них делает в природе своё полезное дело.   +

9. Итог урока. Рефлексия.

- Наша экспедиция сегодня завершает свою работу.

- С какой природной зоной мы познакомились сегодня? Зоной лесов

- Почему Россию называют страной лесов? Лесная полоса России занимает огромную часть, леса составляют наше главное богатство.

- Какие типы лесов встречаются на территории России? три типа

- Что нового вы узнали на уроке? Слайд 37

Оценивание. Домашнее задание: Учебник: прочитать с. 86 – 89, ответить на вопросы рубрики «Проверим себя» на с. 89. РТС. 50- 51.

11. Мини плакаты о бережном отношении к лесу.

Давайте жить по этой пословице:

Много леса - не руби!

Мало леса - береги!

Нет леса - посади!

Урок  окончен. Слайд 38

1. О каком животном идет речь?

А) Крупное растительноядное животное тундры. Питается ягелем. Живёт стадами.

Б) Хищник, имеет густой серый мех, непременный спутник оленьих стад. Подстерегают слабых и больных оленей.

В) Хищник, зимой имеет густой белый  мех, его лапы короткие и широкие, питается леммингами и куропатками. Его шкурка очень ценится. Его зовут полярной лисицей.

1. О каком животном идет речь?

А) Крупное растительноядное животное тундры. Питается ягелем. Живёт стадами.

Б) Хищник, имеет густой серый мех, непременный спутник оленьих стад. Подстерегают слабых и больных оленей.

В) Хищник, зимой имеет густой белый  мех, его лапы короткие и широкие, питается леммингами и куропатками. Его шкурка очень ценится. Его зовут полярной лисицей.

1. О каком животном идет речь?

А) Крупное растительноядное животное тундры. Питается ягелем. Живёт стадами.

Б) Хищник, имеет густой серый мех, непременный спутник оленьих стад. Подстерегают слабых и больных оленей.

В) Хищник, зимой имеет густой белый  мех, его лапы короткие и широкие, питается леммингами и куропатками. Его шкурка очень ценится. Его зовут полярной лисицей.

2. Тест «Тундра»

1) Зона тундры расположена..

а)   севернее арктических пустынь  

б)   южнее арктических пустынь.

2) В тундре..

а)   длинная суровая зима и жаркое лето;
б)   длинная суровая зима и короткое прохладное лето.

3) Растения тундры ..

а)   высокие с мощными корнями и широкими листьями;
б)   низкорослые со стелющимися корнями и мелкими листьями.

4) К тундровым растениям относятся ..

а)   верблюжья колючка, саксаул, кактус;
б)   карликовая ива, мох-ягель, черника.

5) В тундре обитают..

а)   тюлени, моржи, киты;
б)   песцы, лемминги, волки;

- Где  на карте расположена природная зона тундры?
– Расскажите о климате тундры зимой, летом.
– Перечислите растения,  встречающиеся в тундре. Почему они такие?
– Какие крупные животные встречаются в тундре? Почему их так мало?

Заполняю таблицу тундра, по ходу ответов.

Название природной зоны

Расположение на карте

                        Климат

Растения

Животные

Зима

Лето

Арктическая пустыня

Острова Северного ледовитого океана и  северная часть полуострова Таймыр

-60градусов суровая продолжительная

Полярная ночь

Полярное сияние

+4 градуса

Полярный день

Полярные маки

Мхи лишайники

Белые медведи, тюлени, моржи

Тундра

Южнее. Часть побережья Северного Ледовитого океана

-40градусов

Менее суровая ,но продолжительная

Полярная ночь

Полярное сияние

+10 градусов

Полярный день2 месяца

Короткое прохладное

Ягель, карликовые березы ползучие ивы ягоды: голубика, брусника, клюква, морошка

Северный олень

Волк

Песец лемминги

Зона лесов

Южнее. От восточных границ рубежей России до западных

-10,-30градусов

 Холодная

+20, +30 градусов

Теплое лето

Много осадков достаточное количество  влаги и тепла

Хвойные:Пихта, сосна ель лиственница

Лиственные дуб, липа , клен, береза

Кабан, медведь, лиса, волк, заяц, белка и другие

Лиственница.  В сибирской тайге большие участки заняты лиственницей. Это- хвойное дерево, но не вечнозеленое. Каждую осень сбрасывает она свои листья- хвоинки, а весной распускает новые. Древесина у нее прочная, почти не подвергается гниению.

Кедр. Кедровые леса- гордость нашей страны. Кедр- дерево долговечное, растет несколько столетий и достигает высоты 40 м. Кедровые шишки крупные, а кедровые орехи очень вкусны и питательны.

Пихта - красивое и крепкое дерево. Шишки свои пихта располагает ближе к вершине. Созрев, шишки разбрасывают семена, но сами остаются на дереве. Растет пихта 200лет и толщина ее ствола может достигать до 2метров.

Японский журавль - редкий вид, находящийся под угрозой полного исчезновения, обитает на Дальнем Востоке и Японии. Гнездится в долинах рек с обилием стоячей мертвой растительности. Избегает присутствия человека. Ухаживания самца сопровождаются чередой протяжных мелодичных звуков и характерными танцами.

Утка-мандаринка  занесена в Красную книгу, как редкий вид. Брачный наряд самца мандаринки выделяется ярким окрасом оперения. Мандаринку можно видеть сидящей на ветвях деревьев или на скалах. Разводят в парках как декоративную птицу.

Амурский тигр (уссурийский) один из самых малочисленных видов тигра, занесен в Красную книгу. Амурский тигр - властелин огромных территорий, площадь которых составляет 50км.кв. Несмотря на огромную силу и развитые органы чувств, тигр уделяет охоте много времени, поскольку успехом завершается одна из 10 попыток. Он активен ночью. Продолжительность жизни около 15 лет.

Бархат Амурский - очень древнее дерево ( произрастал до оледенения)- это живой памятник природы. Достигает до 28м в высоту, и до 120см в диаметре ствола, наружный слой дерева - бархатистый, состоит из слоя пробки. С лечебной целью используется кора, листья, плоды ( шаровидные костянки, несъедобные). Из коры производят техническую пробку. Древесина используется для изготовления мебели. Листья служат кормом для пятнистых оленей. Живет до 300лет.

Лимонник - ценное лекарственное растение. Как лекарственное сырьё используется как сама лиана, так и плод лимонника. Длина лианы в благоприятных условиях достигает до 15 м.

Маньчжурский орех - живет до 250 лет, высота  достигает до 30м. Плод, напоминает грецкий орех, но мельче, овальной формы. Ядро ореха имеет малый размер, съедобно. Используется в России для озеленения городов. Древесина – для изготовления мебели. Ядро ореха- в кондитерской промышленности для получения высококачественного масла.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 3 классе. Тема: Закрепление пройденного материала по темам: «Экосистемы леса, озера, болота и луга». НРК «Животные и растения экосистем леса, озера, болота и луга Челяб

Урок-закрепление пройденного материала по темам: «Экосистемы леса, озера, болота и луга». НРК «Животные и растения экосистем леса, озера, болота и луга Челябинской области». Организация урока по т...

Интегрированный урок по природоведению и русскому языку на тему: «Природа и человек. Охрана лесов. Роль леса в природе и жизни человека. (Природоведение). Упражнения в правописании окончаний имён существительных множественного числа. (Русский язык)»

На уроке ведётся  разговор о разнообразии и жизни растений, пользе, которую они приносят человеку, необходимости охраны растительного мира нашей Родины, правилах поведения в лесу; совершенствоват...

Урок окружающего мира. 4 класс. Тема: «Среди лесов». УМК "Перспектива".

Учащиеся научатся находить и показывать зону лесов на карте. Характеризовать природные условия, животный и растительный мир.  Различать тайгу, смешанный и широколиственный лес. В...

Конспект урока " Среди лесов"

Конспект урока окружающего мира "Перспектива" 4 класс. Тема "Среди лесов"...

Технологическая карта урока окружающего мира «Среди лесов. В широкой степи» (4 класс, УМК "Перспектива")

Тип урока: «открытия» новых знанийЦель урока: формирование у обучающихся представления о лесе и степи, как о природных зонах.Задачи урокаДидактические:1.познакомить обучающихся с понятием ...

Технологическая карта урока ОРКСЭ: "Среди лесов" (УМК "Перспектива"., 4 класс)

Тема урока: «Среди лесов»Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование у обучающихся представления о лесной зоне, о её географическом положении и частях.Пла...

Технологическая карта и презентация для урока по окружающему миру по теме "Среди лесов", 4 класс

Здесь представлены технологическая карта и презентация для проведения урока по окружающему мируна тему "Среди лесов" для 4 класса (УМК "Перспектива"). (Из-за правил публикации...