Урок окружающего мира. 4 класс. Тема: «Среди лесов». УМК "Перспектива".
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме
Учащиеся научатся находить и показывать зону лесов на карте. Характеризовать природные условия, животный и растительный мир. Различать тайгу, смешанный и широколиственный лес. В данной работе я представляю элементы технологии системно - деятельностного подхода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок окружающего мира. 4 класс. | 27.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира. 4 класс.
Мотовой Л.Ю.
Тема: «Среди лесов.»
Цели:
- Сформировать представление о лесной зоне
- Познакомить с географическим положением зоны лесов, её частями: тайгой, смешанным и широколиственным лесами
- Познакомить с растительным и животным миром, деятельностью человека
- Развивать познавательную активность, умение работать с картой, дополнительной литературой
Планируемые результаты:
Предметные:
- Учащиеся научатся находить и показывать зону лесов на карте
- Характеризовать природные условия, животный и растительный мир
- Различать тайгу, смешанный и широколиственный лес
- Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.
Метапредметные:
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
Личностные:
- Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.
- Освоение доступных способов изучения природы и общества
Оборудование: проектор, компьютер, контурная карта, видеофрагменты о тайге, смешанном и широколиственном лесах, словари, энциклопедии, карточки, анимированная физминутка , клип «Лес».
Ход урока:
- Организационный момент.
- Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
Выполнение теста “Тундра” (слайд 2)
1. Зона тундры расположена ...
а) севернее арктических пустынь;
б) южнее арктических пустынь.
2. Тундра расположена ...
а) на равнинах;
б) на возвышенностях; в) в горах.
3. В тундре ...
а) ярко выражены все четыре времени года, одинаковые по продолжительности;
б) длинная , суровая зима и жаркое лето;
в) длинная суровая зима и короткое прохладное лето.
4. Главное занятие коренного населения тундры
а) рыболовство;
б) оленеводство;
в) земледелие.
5. Растения тундры ...
а) высокие , с мощными корнями и широкими листьями;
б) низкорослые со стелющимися корнями и мелкими листьями.
6. К тундровым растениям относятся ..
а) верблюжья колючка, саксаул, кактус;
б) кедр, осина, пальма;
в) карликовая ива, мох-ягель, черника.
7. В тундре обитают ...
а) тюлени, моржи, киты;
б) песцы, волки, лемминги;
в) верблюды, лошади, коровы.
8. Укажи верную цепь питания:
а) растения -> лемминги -> пол. совы;
б) комары -> пол. куропатки – песцы;
в) растения -> кречеты -” волки.
9. Тундровый заповедник расположен
а) на полуострове Ямал;
б) на полуострове Таймыр;
в) на Кольском полуострове.
Ответы к тесту: 1 б); 2 а); 3 в); 4 б); 5 б); 6 в); 7 б); 8 а); 9 б).
- Определение темы урока.
-Посмотрите клип. Попробуйте сформулировать тему урока.
Клип «Как хорошо в лесу»
- -Давайте составим план урока . (Рисунок «Корзина идей») Работа в группах.
- Что у вас получилось? (Отвечают группы по очереди)
- Работа по новой теме.
- Найдите и покажите на карте природную зону лесов. Посмотрите линию зоны лесов.
( На экране и в учебнике)
-Как вы думаете, что такое лес? ( Ответы детей).Давайте проверим себя, правильно ли мы думаем.
(Сингапурская система) Квадрат
- Дети под №1: ищут ответ на этот вопрос в интернете.
- Дети под №2: : ищут ответ в толковом словаре.
- Дети под №3: используют энциклопедию.
- Дети под №4: ищут самые подходящие к этому слову пословицы и поговорки.
Физминутка.
- Возьмите контурную карту , и опираясь на карту природных зон раскрасьте зону лесов
.(Работа в паре) Сравните свою работу и карту на экране. Оцените себя. (Приём «Шесть шляп»)
- Прочитайте материал учебника стр. 86-89. Возьмите карандаши. Применяем технологию «Инсерт». (Работа в группах. Читает для своей группы ученик под №3.)
- Где вы поставили вопросы?
-Что нового вы узнали?
Вывод: Зона лесов
- Находится южнее тундры
- Расположена в умеренном поясе
- Расположена на Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинах
- Самая большая природная зона
- Ярко выражены все 4 времени года
- Холодная зима и теплое лето
-Возьмите таблицу. Напишите в верхней строке слово «ЛЕС». Подумайте и запишите, какие виды леса вы узнали. (Работа в парах) Оцените себя. (Приём «Шесть шляп»)
Видеофрагменты о тайге, смешанном и широколиственном лесах.
- В тайге и смешанных лесах часто встречается ель. В Татарстане ель встречается в лесах часто. Как вы думаете , что полезного для человека даёт ель? Возьмите файл с мозаикой, попробуйте её собрать. Проверьте. Какие вопросы у вас возникли? Какие слова вам не понятны.
ДУБИЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА (ТАНИНЫ)— химические соединения, содержащиеся в тканях растений. Применяются в медицине и кожевенной промышленности.
КАНИФО́ЛЬ - Желтовато-красное хрупкое стекловидное вещество, составная часть смолы хвойных деревьев.
СКИПИДАР - хвойное и сильно пахучее масло, перегоняемое из смолы; остаток: сухая смола, из которой, готовят канифоль.
КАМФОРА - сильно пахнущее вещество, употр. в технике и медицине.
- Оцените себя. (Приём «Шесть шляп»)
Притча:
Однажды один художник решил нарисовать лес. “Что такое лес?” - рассуждал художник. “Лес – это прежде всего деревья.” Художник взял кисточку, мольберт, краски, холст и начал рисовать деревья. Они у него получились настолько красивые, что, казалось, вот-вот подует ветерок, и листья на деревьях зашевелятся. Ещё он нарисовал сочную траву, душистые лесные цветы, крепенькие грибки…
- Как вы думаете, о кого русских художников – пейзажистов называют «певцом русского леса»? Где он родился и писал свои картины? (В городе Елабуга)
-Посмотрите на картины. Как вы думаете, какой лес изобразил
И. И. Шишкин?
-Какой вывод вы можете сделать по теме «Зона лесов»? Все ли пункты нашего плана урока мы выполнили?
- Домашнее задание: стр. 86-89 читать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира по теме "Жизнь леса. Лес - природное сообщество" 4 класс
Урок по теме "Лес - природное сообщество"...
Презентация к уроку окружающего мира по теме"Зона лесов"
Презентация разработана к уроку ,но может быть использована и для внеурочной деятельности...
Конспект урока окружающего мира по теме:"Значение леса"
Данный урок направлен на формирование знаний учащихся о значении леса для природы и жизни человека, мероприятиях по охране леса и о правилах поведения в природе (в частности, в лесу), воспитание...
Урок окружающего мира по теме «Жизнь леса» 4 класс УМК "Школа России"
Данная тема изучается в 1 полугодии 4 класса, урок 28 по календарно-тематическому планированию. Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. В основе лежит системно-деятельностный по...
Конспект урока окружающего мира на тему: "Жизнь леса" (УМК "Школа России") 4 класс
Конспект урока окружающего мира на тему :"Жизнь леса" 4 класс...
Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Жизнь леса" 4 класс УМК "Школа России"
Технологическая карта урока включает в себя тест по ранее изученной теме "Земля-кормилица". При изучении новой темы и на этапе закрепления учащиеся работают в группах....
Урок окружающего мира по теме "Насекомые леса" 2 класс УМК "Школа 21 века"
Урок изучения нового материала с использованием ИКТ прием "Инсерт". Знакомство с насекомыми леса с использование текста и схем учебника, дополнительной литературы....