Конспект урока " Среди лесов"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Конспект урока окружающего мира "Перспектива" 4 класс. Тема "Среди лесов"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_puteshestviyah_mozhno_mnogoe_uznat.docx | 28.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира. «Перспектива»4класс.
Цель: Создание условий для формирования понятия «лесная зона».
Задачи урока:
Образовательные:
- Знакомить с особенностями зоны лесов России.
Развивающие:
- Создавать условия для развития умения ставить перед собой учебную задачу, умения контролировать и оценивать свою деятельность;
- Развивать мышление, воображение, внимание, речь.
Воспитательные:
- Создавать условия для воспитания культуры учебной деятельности, коммуникативной культуры учащихся при работе в группе, бережного отношения к природе.
Тип урока: Усвоение новых знаний/
Технологии:
- Проблемный диалог
- ИКТ
- Здоровьесберегающие
- Игровые
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
- Интерес к изучению предмета;
- Осознание себя жителями планеты Земля, испытывают любовь к своей стране и чувство ответственности за сохранение ее природы;
- Осознание роли леса для жизни растений и животных.
- Эмоциональное отношение к изучаемому материалу;
- Первоначальный уровень рефлексии и адекватной самооценки;
- Оценка собственной деятельности на уроке;
- Самоопределение.
Предметные УУД:
- Применение знаний о природной зоне России, ее растительном и животном мире в новых ситуациях для решения практических задач;
- Принятие коллективного решения в процессе совместной деятельности;
- Овладение навыками установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире природы;
- Наблюдение и фиксация явлений окружающего мира;
- Выделение характерных особенностей природных объектов.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- Принятие алгоритма выполнения учебной задачи;
- Целеполагание;
- Проведение аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;
- Регулирование учебной деятельности, направленной на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы.
Познавательные УУД:
- Самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели, проблемы;
-Извлечение необходимой информации из учебника и дополнительных источников знаний об особенностях животного и растительного мира
лесной зоны и обсуждение полученных сведений;
- Соблюдение норм информационной избирательности, этики и этикета;
- Умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить высказывания;
-Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование.
Коммуникативные УУД:
- Проявление интереса к общению и групповой работе;
- Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- Инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации;
- Умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;
- Управление поведением партнера, коррекция действий партнера.
Методы обучения:
- Проблемно-поисковые
- Практические
- Словесные
Формы организации познавательной деятельности:
- Групповая
- Фронтальная
- Индивидуальная
Оборудование:
Для учителя:
- Учебник для четвертого класса «Окружающий мир». Автор: А.А.Плешаков
- Компьютер, экран, мультимедийный проектор, диск с презентацией, карта природных зон
Для учащихся:
- Учебник для четвертого класса «Окружающий мир». Автор: А.А.Плешаков
- Энциклопедии, справочный материал, рефераты
- Тесты, лист самооценки, клей, карточка с домашним заданием.
В путешествиях можно многое узнать
И друзьям об этом потом рассказать.
Новая природная зона приглашает нас-
В экспедицию отправляется 4В класс.
Эта природная зона - волшебник такой.
Превращает мёртвый воздух – в живой!
Это дом. Огромный дом.
Места всем хватает в нём.
И бельчонку, и зайчонку,
И зубастому волчонку. ( Лес)
- Какую природную зону мы будем сегодня исследовать? Природную зону лесов.
- Назовите цели нашей экспедиции? Что мы должны узнать?
Маршрут: для исследовательской работы:
1.Место нахождения.
2.Климатические условия.
3 Растительный мир
.4 Животный мир.
5.Значение леса для человека.
В словаре русского языка С.И.Ожегова, слово лес толкуется так: множество деревьев, растущих на большом пространстве.
А у биологов такое толкование: лес -это сообщество растений из деревьев, кустарников, трав, мхов, лишайников и грибов.
Географы. Метеорологи. Зоологи. Ботаники. Экологи. Медики. Фармацевты. (косметологи)
Определим место нахождения природной зоны.
-Лесная зона находится южнее какой зоны? зоны тундры.
- На карте она обозначена каким цветом? зеленым цветом.. Зона лесов большей частью расположена на Восточноевропейской и Западно-Сибирской равнинах, а также на Среднесибирском плоскогорье. Эта природная зона – самая большая. Она занимает больше половины территории России. Нашу страну часто называют великой лесной державой. Четвертая часть лесных запасов планеты находится в нашей стране. Все леса объявлены национальным достоянием.
Зона лесов расположена в умеренном поясе, значит, ярко выражены все четыре времени года,
- Какая зима и лето? холодная зима и теплое лето. К югу от тундры солнце поднимается гораздо выше и греет лучше. Поэтому лето здесь теплее и длиннее, а зима короче и мягче. Выпавший за зиму снег весной полностью тает и дает много влаги . Выпадает много осадков в течении года.
Верхний ярус составляют высокие деревья: это дубы, липы и др. Пониже: черемуха, боярышник. Ещё ниже растут кустарники: калина, орешник-лещина, малина, шиповник и др.- этот ярус называют подлеском. Затем идут ягодные кустарнички, травы и грибы.- лесная подстилка. Она имеет огромное значение- ежегодно удобряет почву, придает ей рыхлость, удерживает воду, предохраняя корни растений и нити грибниц от высыхания. В ней обитает многие животные: грызуны, , ежи, разнообразные жуки, муравьи, гадюки, лягушки. Лесная подстилка регулирует, и количество молодой поросли леса, не давая прорастать большому количеству семян.
Широколиственных лесов очень мало, их стараются сохранять. Еще в 18 веке по указу Петра 1 в Центральной России была запрещена вырубка дубовых рощ.
Богат животный мир лесной полосы. В лесу круглый год обилие кормов. Звери и птицы находят себе в лесу не только корм, но и укрытие. Одни животные растительноядные, другие любят полакомиться дичью, а третьи всеядные. Одни животные на зиму ложатся в спячку( ежи, медведи), другие делают на зиму запасы. Назовите животных, которые живут в зоне лесов? Благородный олень, великан исполин –лось, медведь, волк, лиса, рысь, заяц, белки полевки и огромное количество птиц.
- Наша экспедиция сегодня завершает свою работу, но изучение зоны лесов вы продолжите на следующем уроке. Вам предстоит узнать, какие проблемы леса возникают по вине человека, и какую значительную роль играет лес в жизни человека.
- С какой природной зоной мы познакомились сегодня? Зоной лесов
- Почему леса занимают такую огромную площадь? Теплое и продолжительное лето, достаточное количество света, тепла и влаги.
- Почему Россию называют страной лесов? Лесная полоса России занимает огромную часть, леса составляют наше главное богатство.
- Какие типы лесов встречаются на территории России? три типа
- Что нового вы узнали на уроке?
Давайте жить по этой пословице:
Много леса - не руби!
Мало леса - береги!
Нет леса - посади!
Составление синквейна.
Значение леса для человека.
-Дом для растений, животных, грибов
- место для отдыха человека
-источник древесины
-кормилец человека и животных
- поставщик кислорода
- лес-это красота
-воспитатель
- охотничьи угодья
-лекарственные растения и чистые родники
-Как нужно относиться к лесу, к природе в целом?
-Что необходимо делать? Брать под охрану редкие виды растений и животных, создавать заповедники, заказники, рационально использовать древесину, беречь от пожаров.
Лиственница. В сибирской тайге большие участки заняты лиственницей. Это- хвойное дерево, но не вечнозеленое. Каждую осень сбрасывает она свои листья- хвоинки, а весной распускает новые. Древесина у нее прочная, почти не подвергается гниению.
Кедр. Кедровые леса- гордость нашей страны. Кедр- дерево долговечное, растет несколько столетий и достигает высоты 40 м. Кедровые шишки крупные, а кедровые орехи очень вкусны и питательны.
Пихта - красивое и крепкое дерево. Шишки свои пихта располагает ближе к вершине. Созрев, шишки разбрасывают семена, но сами остаются на дереве. Растет пихта 200лет и толщина ее ствола может достигать до 2метров.
Японский журавль - редкий вид, находящийся под угрозой полного исчезновения, обитает на Дальнем Востоке и Японии. Гнездится в долинах рек с обилием стоячей мертвой растительности. Избегает присутствия человека. Ухаживания самца сопровождаются чередой протяжных мелодичных звуков и характерными танцами.
Утка-мандаринка занесена в Красную книгу, как редкий вид. Брачный наряд самца мандаринки выделяется ярким окрасом оперения. Мандаринку можно видеть сидящей на ветвях деревьев или на скалах. Разводят в парках как декоративную птицу.
Амурский тигр (уссурийский) один из самых малочисленных видов тигра, занесен в Красную книгу. Амурский тигр - властелин огромных территорий, площадь которых составляет 50км.кв. Несмотря на огромную силу и развитые органы чувств, тигр уделяет охоте много времени, поскольку успехом завершается одна из 10 попыток. Он активен ночью. Продолжительность жизни около 15 лет.
Бархат Амурский - очень древнее дерево ( произрастал до оледенения)- это живой памятник природы. Достигает до 28м в высоту, и до 120см в диаметре ствола, наружный слой дерева - бархатистый, состоит из слоя пробки. С лечебной целью используется кора, листья, плоды ( шаровидные костянки, несъедобные). Из коры производят техническую пробку. Древесина используется для изготовления мебели. Листья служат кормом для пятнистых оленей. Живет до 300лет.
Лимонник - ценное лекарственное растение. Как лекарственное сырьё используется как сама лиана, так и плод лимонника. Длина лианы в благоприятных условиях достигает до 15 м.
Маньчжурский орех - живет до 250 лет, высота достигает до 30м. Плод, напоминает грецкий орех, но мельче, овальной формы. Ядро ореха имеет малый размер, съедобно. Используется в России для озеленения городов. Древесина – для изготовления мебели. Ядро ореха- в кондитерской промышленности для получения высококачественного масла.
На этой странице читайти стихи «Лесной пожар» русского поэта Вадима Шефнера, написанные в 1940 году.
ЛЕСНОЙ ПОЖАР
Забывчивый охотник на привале
Не разметал, не растоптал костра.
Он в лес ушел, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра.
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костёр
И, сыпля искры, посреди поляны
Багровые лохмотья распростёр.
Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зелёный лес вошёл.
Как вспугнутая стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
И с грозным треском падали стволы,
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.
Огонь настиг охотника - и, мучась,
Тот задыхался в огненном плену;
Он сам себе готовил эту участь,
И как искупит он свою вину?
"Стыдно перед соловушкой" В.А. Сухомлинский
Рассказ для детей
Оля и Лида пошли в лес. Они устали и сели на траву отдохнуть и пообедать.
Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки поели, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться.
Соловей перестал петь. Лида собрала остатки своей еды и хлебные крошки и положила в сумку.
- Зачем ты берёшь с собой этот мусор? - сказала Оля. - Брось в кусты. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.
- Стыдно... перед соловушкой,- тихо ответила Лида.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Географы. Метеорологи. Учебник стр.86-89.
Где расположена зона лесов на территории России? (карта)
Каким цветом она обозначена на карте?
Расскажите о природных условиях в зоне лесов. Какая зима? Какое лето? (количество осадков, влаги)
На какие зоны подразделяются лесные просторы с севера на юг?
10 опорных слов для рассказа:
Зоологи. Учебник стр.86-89,139-140
Перечислите птиц и животных, которые обитают в зоне лесов.
Как приспособились к жизни?
Чем они питаются?
Почему животные леса так разнообразны?
10 опорных слов для рассказа:
Ботаники. Учебник стр.86-89.
Какие природные условия лесных зон благоприятны для роста деревьев?
Какие растения есть в тайге?
Какие растения есть в смешанных и широколиственных лесах?
10 опорных слов для рассказа:
Медики. Фармацевты.
Почему лес – аптека? Для кого?
Как лечатся животные?
Как лечился человек в древние времена?
Какие лекарственные растения леса знаете?
Что можете рассказать о них?
Какие из них заготавливают в вашей семье?
Какие правила нужно соблюдать при сборе лекарственных трав?
10 опорных слов для рассказа:
Экологи.
Какую роль играет лес в жизни человека?
Использование ресурсов леса.
Причины экологических катастроф.
Правила сохранения лесных богатств.
Красная книга ХМАО.
10 опорных слов для рассказа:
Рефлексия.
Дополните предложение.
Теперь я знаю, что…________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Окружающий мир. 3 класс. Конспект урока "Экосистема леса"
Дать понятие разнообразия леса,рассказать о многообразии растительного мира....
Конспект урока Жизнь леса
Конспект урока в 4 классе по оружающему миру по УМК "Планета знаний"...
Конспект урока "Тундра. Леса России"
окружающий мир...
Конспект урока "В лесу родилась ёлочка"
Конспект урока "В лесу родилась ёлочка"...
Конспект урока "Жизнь леса. Лес - природное сообщество"
Конспект урока "Жизнь леса. Лес - природное сообщество"...
конспект урока \'\'Значение лесов\'\',3 класс, УМК \'\'ПНШ\'\'
конспект урока ''Значение лесов'',3 класс, УМК ''ПНШ''...
Конспект урока "Жизнь леса. Природное сообщество"
Данная методическая разработка может быть использована в начальной школе на уроках окружающего мира....