Технологическая карта и презентация для урока по окружающему миру по теме "Среди лесов", 4 класс
методическая разработка по окружающему миру (4 класс)
Здесь представлены технологическая карта и презентация для проведения урока по окружающему мируна тему "Среди лесов" для 4 класса (УМК "Перспектива").
(Из-за правил публикации, презентацию пришлось разделить на 2 части)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта | 29.1 КБ |
Презентация к уроку, часть 1 | 1.22 МБ |
Презентация к уроку, часть 2 | 2.72 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Среди лесов
Класс: 4
Цель: знакомство с зонами лесов
Задачи:
Обучающая:
- Учить различать зоны лесов
- Знакомить с информацией об особенностях лесов.
Развивающая:
- Развивать образное мышление, любознательность учащихся;
- Развивать практические навыки учащихся;
- Развивать навыки самооценивания;
Воспитывающие:
- Воспитывать интерес к изучению природы России.
- Воспитывать интерес к изучению окружающего мира.
Этапы урока | Задачи этапов урока | Методы и приёмы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности(ФИПГ) | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля | Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные(ПРК) | Личностные | ||||||||
Орг. этап момент | Подготовить учащихся к работе на уроке | Методы: словесный Приём: беседа | Приветствие учеников. Создание благоприятной атмосферы. Проверка готовности учеников к уроку. (Приложение 1) | Приветствие. Положительное отношение к уроку. Демонстрация готовности к уроку. | Фронтальная | - | Контроль учителем, самоконтроль | - | Р - контролировать свою деятельность; К- оформлять свои мысли в устной форме; К - слушать и понимать речь других; | Сотрудничать со взрослыми и сверстникам |
Актуализация знаний | Вовлечь учащихся в активную мыслительную деятельность. Актуализировать опыт учащихся. | Методы: словесный Приемы: беседа | Повторение предыдущего материала с помощью кроссворда (Приложение 2) | Выполняют задание | Фронтальная | Презентация, раздаточный материал | Контроль учителя, самоконтроль | - | Р – контролировать свою деятельность; К- уметь правильно высказывать свою точку зрения П- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме. | Готовность целенаправленно использовать ЗУН в учебной деятельности и в жизни. |
Постановка темы урока | Озвучить совместно с учащимися тему урока и дальнейшую деятельность для достижения цели | Методы: словесный Приемы: беседа | Подводит к теме урока с помощью кроссворда и направляющих вопросов (Приложение 3) | Участвуют в беседе, узнают тему урока | Фронтальная | Презентация | Контроль учителя | - | Р- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; К- оформлять свои мысли в устной форме; | Анализировать свои действия и управлять им, планировать свою дальнейшую деятельность |
Открытие новых знаний | Создать атмосферу для получения новых знаний. Подготовить учеников к деятельности. | Метод: словесный, практический. | Организация беседм и знакомства с лесами и тайгой. (Приложение 4) Физминутка (приложение 5) | Выполнение заданий, участие в беседе | Фронтальная | Презентация, раздаточный материал | Контроль и самоконтроль | Получение новых знаний, анализ полученной информации. | К: готовность слушать и не отвлекать других Р: адекватно воспринимать оценку учителя; К: слушать и слышать своего товарища при совместной работе, умение договариваться и приходить к общему решению | Анализировать полученный материал, уметь фиксировать его в тетради |
Первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения | Формировать умения самостоятельно принимать умения в разнообразных ситуация | Методы: практический Приемы: творческая работа | Организация беседм и знакомства с лесами и тайгой. (Приложение 6) | Выполнение заданий, участие в беседе. | Фронтальная | Презентация, наглядный материал. | Контроль учителя, самоконтроль | Овладение элементарными навыки применения полученных знаний в процессе работы. | П: Умение работать по предложенному плану; К: Умение слушать собеседника и вступать в диалог при обсуждении проблемы. Р: Умение определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата. | Научиться работать в коллективе, уметь выстраивать речь. |
Рефлексия | Инициировать рефлексию учащихся по вопросам эмоционального состояния, мотивации деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками | Методы: словесный Приемы: беседа | Проведение итога урока и рефлексии (Приложение 7) | Отвечают на вопросы. | Фронтальная | - | Контроль учителя, самоконтроль | - | Р- контролировать свою деятельность; К – слушать и понимать речь других; П – формулировать свои затруднения, быть готовым адекватно реагировать на нужды других; | Признавать свои ошибки; Анализировать свои действия и управлять ими. |
Приложение 1
Здравствуйте, ребята. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Подарите друг другу улыбки и хорошее настроение. Садитесь.
Приложение 2
(Проверка домашнего задания)
-Ребята, наша экскурсия по природным зонам продолжается. Для того чтобы двигаться дальше, нам нужно вспомнить те места, где мы с вами уже побывали. По какой природной зоне мы путешествовали на предыдущем занятии? (По тундре) Что вы скажете о географическом положении тундры? Покажите расположение тундры на карте. (Тундра расположена вдоль беерегов Северного Ледовитого океана.) В чём особенность климатических условий тундры? (Зима холодная, лето короткое, прохладное; полярная ночь – 2 месяца; летом полярный день – 3 месяца, сильные ветры, пурга, почва оттаивает только сверху.
(Во время устного опроса, трём детям будет предложена индивидуальная письменная работа, за которую они получат отметки)
1) Запиши две-три цепи питания, сложившиеся в тундре.
2) Перечисли экологические проблемы тундры.
3) Перечисли сходства и различия природных зон тундры и
арктической пустыни.
Приложение 3
-Посмотрите на экран. Перед вами кроссворд по теме Тундра. (На экране появляется кроссворд, на котором выделены ячейки с буквами «л», «е», «с», из которых дети собирают слово «Лес»). Скажите, что такое лес и какие растения в нём главные? (лес – это участок суши, заполненный растениями. Главные растения леса – деревья). Были лишь вы когда-либо в лесу? Какие хвойные и лиственные деревья вам встречались? О чём же мы сегодня поговорим? Прочтите тему урока на странице 86 в учебнике.
Приложение 4
-Леса занимают больше половины территории России. Условия для жизни организмов здесь благоприятнее, чем в тундре, почвы богаче питательными веществами. Поэтому растительный и животный мир гораздо разнообразнее. Лесные просторы нашей страны подразделяются на зону тайги и зону смешанных и широколиственных лесов. Давайте побываем в них и узнаем об их особенностях.
-Ребята, только что прозвучала ваша главная задача на урок: узнать об особенностях смешанных и широколиственных лесов. Вам будут даны задания, выполнив которые вы получите карточку с информацией о той или иной зоне лесов.
-Первое задание. Вам будут даны ряды растений, среди которых вы должны найти лишнее и определить, какие это растения: хвойные или лиственные. На выполнение задания я даю вам минуту. (Дети выполняют задание, после чего идёт проверка) Вы получили первую карточку с информацией. Кто возьмёт её и прочтёт вслух?
На карточке: Тайга
Разным деревьям требуется разное количество тепла: одним меньше, другим больше. Хвойные деревья – ель, сосна, лиственница, пихта, кедровая сосна – менее требовательны к теплу. Они хорошо растут в более северных районах. Эти деревья образуют хвойные леса – тайга.
-Лето в тайге намного теплее, чем в тундре, но зима очень холодная. Здесь тоже есть многолетняя мерзлота. Правда, летом поверхность земли оттаивает на большую глубину, чем в тундре. Это очень важно для деревьев с их мощными корнями.
-Посмотрите на слайд. Здесь нам предоставлены некоторые интересные факты о тайге. Давайте прочтём их.
Интересные факты о тайге:
- Тайга — самый большой в мире лес.
- Произрастающие в тайге кедры нередко живут по триста-четыреста лет.
- В тайге перепады температур летом и зимой экстремальны, разница может составлять до ста градусов.
- Единственный представитель семейства кошачьих, имеющий «прописку» в тайге — рысь.
- Единственный представитель семейства кошачьих в тайге — рысь.
- Самая северная лесная зона на Земле — именно тайга.
-Вот так всё и происходит на территории тайги.
Приложение 5
Физминутка
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (Дети садятся за столы)
Приложение 6
-Продолжаем работу. Сейчас я буду загадывать вам загадки, а вы слушать их и отгадывать.
Я самый серьёзный из русских деревьев,
Так просто не дамся на сруб.
Раскидиста крона, крепки мои ветви.
А люди зовут меня … (Дуб)
Листик на ладонь похож,
Осенью красив, пригож…
Каждый в дерево влюблён,
Потому что это … (клён)
Это дерево цветёт,
Ароматный мёд даёт.
И спасает нас от гриппа,
От простуд царевна… (липа)
-посмотрите на картинки. Это дуб, клён и липа. Скажите, какие это деревья? (Лиственные) И вы получили ещё одну карточку с информацией. Кто выйдет и прочтёт её для класса?
Смешанные
и широколиственные леса
Южнее тайги зима гораздо мягче. Многолетней мерзлоты здесь нет. Эти условия более благоприятны для лиственных деревьев. Поэтому к югу от тайги расположены смешанные леса. Здесь как бы смешались хвойные и лиственные деревья. Ещё южнее раскинулись широколиственные леса. Они образованы теплолюбивыми деревьями с широкими, крупными листьями. К таким деревьям относятся дуб, клён, липа, ясень, вяз. Эти породы называют широколиственными в отличие от мелколиственных, к которым относят берёзу, осину.
-Обратите внимание на экран. Сейчас я буду вам показывать фотографии леса, а вы должны будете определить, какой из них является хвойным, смешанным и широколиственным. (Каждый лес будет сопровождаться мини-информацией от учителя.
Приложение 7
Вот и подходит к концу наш урок. Скажите, мы справились с задачей: узнать об особенностях смешанных и широколиственных лесов? Сейчас я проверю, насколько хорошо вы усвоили полученный материал.
- Что представляет из себя тайга?
- Чем тайга отличается от тундры?
- Что представляют из себя смешанные леса?
- Какие деревья относят к широколиственным лесам?
-Теперь проведём блиц-турнир “Я знаю лес”.
Какой лес называется тайгой?
Назовите дерево: высокое, стройное, с желтовато-красной или бурой корой, ветви только на вершине, хвоинки длинные, расположены попарно, шишки маленькие, округлые.
Какое особое отличие есть у лиственницы?
Плодами какого дерева являются желуди?
Какое дерево при цветении распространяет вокруг чудесный аромат?
Фронтальная работа.
Д\З подгоьовить рассказ Какие экологические проблемы возникают в зоне лесов по вине человека. Составить 3 цепи питания.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку по окружающему миру в 4-ом классе по теме "Как Русь воевала с войском Золотой Орды"
Данная презентация подготовлена к уроку окружающего мира в 4 классе по УМК "Начальная школа XXI века". Урок построен в форме диалога с учениками. Материал подобран так, чтобы дети самостоятельно подхо...
Презентация к уроку по окружающему миру в 4-ом классе по теме "Битва на Чутском озере"
Цели урокаРаскрыть историческое значение битвы на Чудском озере.Закрепить навыки работы с планом и картой.План урокаАктуализация знанийРабота с картойИзучение нового материалаВыводы и исторические уро...
Технологическая карта и презентация открытого урока по окружающему миру «Из книжной сокровищницы Древней Руси» (4 класс)
Технологическая карта и презентация открытого урока по окружающему миру 4 класс «Из книжной сокровищницы Древней Руси». (Программа "Школа России".)Цель: - формировать представление о возникновении сла...
Презентация к уроку по окружающему миру "Органы чувств" 3 класс УМК "Школа России"
Презентация к уроку...
Презентация к уроку по окружающему миру УМК "Гармоия" 3 класс по теме: "Организм человека и его здоровье"
Презентация поготовлена к уроку окружающего мира в 3 классе по УМК " Гармония". Это обобщающий урок по теме6 "Организм человека и его здоровье". Урок построен в форме сюжетно-ролевой игры....
Технологическая карта и презентация открытого урока русского языка "Однородные члены предложения" (3 класс)
Данный материал может быть полезен учителям 3 классов....
Технологическая карта и презентация к уроку по русскому языку Имя прилагательное 4 класс
Технологическая карта и презентация к уроку по русскому языку 4 класс по теме: Имя прилагательное. Повторение, первый урок Программа Перспектива...
- Мне нравится (1)