Технологическая карта и презентация для урока по окружающему миру по теме "Среди лесов", 4 класс
методическая разработка по окружающему миру (4 класс)

Сенаук Алёна Андреевна

Здесь представлены технологическая карта и презентация для проведения урока по окружающему мируна тему "Среди лесов" для 4 класса (УМК "Перспектива"). 

(Из-за правил публикации, презентацию пришлось разделить на 2 части)

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Среди лесов

Класс: 4

Цель: знакомство с зонами лесов

Задачи:

Обучающая:

  • Учить различать зоны лесов
  • Знакомить с информацией об особенностях лесов.  

Развивающая:

  • Развивать образное мышление, любознательность учащихся;
  • Развивать практические навыки учащихся;
  • Развивать навыки самооценивания;

Воспитывающие:        

  • Воспитывать интерес к изучению природы России.
  • Воспитывать интерес к изучению окружающего мира.

Этапы урока

Задачи этапов урока

Методы и приёмы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности(ФИПГ)

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные(ПРК)

Личностные

Орг. этап

момент

Подготовить учащихся к работе на уроке

Методы: словесный

Приём: беседа

Приветствие учеников. Создание благоприятной атмосферы. Проверка готовности  учеников к уроку. (Приложение 1)

Приветствие. Положительное отношение к уроку. Демонстрация готовности к уроку.

 Фронтальная

-

Контроль учителем, самоконтроль

-

Р - контролировать свою деятельность; К- оформлять свои мысли в устной форме; К - слушать и понимать речь других;

Сотрудничать со взрослыми и сверстникам

Актуализация знаний

Вовлечь учащихся в активную мыслительную деятельность.

Актуализировать опыт учащихся.

Методы: словесный Приемы: беседа

Повторение предыдущего материала с помощью кроссворда

(Приложение 2)

Выполняют задание

Фронтальная

Презентация, раздаточный материал

Контроль учителя, самоконтроль

-

Р – контролировать свою деятельность;

К- уметь правильно высказывать свою точку зрения

П- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме.

Готовность целенаправленно использовать ЗУН в учебной деятельности и в жизни.

Постановка темы урока

Озвучить совместно с учащимися тему урока и дальнейшую деятельность для достижения цели

Методы: словесный Приемы: беседа

Подводит к теме урока с помощью кроссворда и направляющих вопросов

(Приложение 3)

Участвуют в беседе, узнают тему урока

Фронтальная

Презентация

Контроль учителя

-

Р- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; К- оформлять свои мысли в устной форме;

Анализировать свои действия и управлять им, планировать свою дальнейшую деятельность

Открытие новых знаний

Создать атмосферу для получения новых знаний.

Подготовить учеников к деятельности.

Метод: словесный, практический.

Организация беседм и знакомства с лесами и тайгой.

(Приложение 4)

Физминутка

(приложение 5)

Выполнение заданий, участие в беседе

Фронтальная

Презентация, раздаточный материал

Контроль и самоконтроль

Получение новых знаний, анализ полученной информации.

К:

готовность

слушать    и

не  отвлекать

других

Р: адекватно

воспринимать оценку

учителя;

К:  слушать

и  слышать

своего

товарища

при

совместной

работе,

умение

договариваться  и

приходить  к

общему

решению

Анализировать полученный материал, уметь фиксировать его в тетради

Первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения

Формировать умения самостоятельно принимать умения в разнообразных ситуация

Методы: практический

Приемы: творческая работа

Организация беседм и знакомства с лесами и тайгой.

(Приложение 6)

Выполнение заданий, участие в беседе.

Фронтальная

Презентация, наглядный материал.

Контроль учителя, самоконтроль

Овладение элементарными навыки применения полученных знаний в процессе работы.

П:

Умение  работать по предложенному плану;

К:

Умение слушать собеседника и вступать в диалог при обсуждении проблемы.

Р:

Умение определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата.

Научиться работать в коллективе, уметь выстраивать речь.

Рефлексия

Инициировать рефлексию учащихся по вопросам эмоционального состояния, мотивации деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками

Методы: словесный

Приемы: беседа

Проведение итога урока и рефлексии

(Приложение 7)

Отвечают на вопросы.

Фронтальная

-

Контроль учителя, самоконтроль

-

Р- контролировать свою деятельность; К – слушать и понимать речь других; П – формулировать свои затруднения, быть готовым адекватно реагировать на нужды других;

Признавать свои ошибки; Анализировать свои действия и управлять ими.

Приложение 1

Здравствуйте, ребята. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Подарите друг другу улыбки и хорошее настроение. Садитесь.

Приложение 2

(Проверка домашнего задания)

-Ребята, наша экскурсия по природным зонам  продолжается. Для того чтобы двигаться дальше, нам нужно вспомнить те места, где мы с вами уже побывали. По какой природной зоне мы путешествовали на предыдущем занятии?  (По тундре) Что вы скажете о географическом положении тундры? Покажите  расположение тундры на карте. (Тундра расположена вдоль беерегов Северного Ледовитого океана.) В чём особенность климатических условий тундры? (Зима холодная, лето короткое, прохладное; полярная ночь – 2 месяца; летом полярный день – 3 месяца, сильные ветры, пурга, почва оттаивает только сверху.

(Во время устного опроса, трём детям будет предложена индивидуальная письменная работа, за которую они получат отметки)

1)      Запиши две-три цепи питания, сложившиеся в тундре.

2)      Перечисли экологические проблемы тундры.

3)      Перечисли сходства и различия природных зон тундры и

арктической пустыни.

Приложение 3

-Посмотрите на экран. Перед вами кроссворд по теме Тундра.  (На экране появляется кроссворд, на котором выделены ячейки с буквами «л», «е», «с», из которых дети собирают слово «Лес»). Скажите, что такое лес и какие растения в нём главные?  (лес – это участок суши, заполненный растениями. Главные растения леса – деревья). Были лишь вы когда-либо в лесу? Какие хвойные и лиственные деревья вам встречались? О чём же мы сегодня поговорим? Прочтите тему урока на странице 86 в учебнике.

Приложение 4

-Леса занимают больше половины территории России. Условия для жизни организмов здесь благоприятнее, чем в тундре, почвы богаче питательными веществами. Поэтому растительный и животный мир гораздо разнообразнее. Лесные просторы нашей страны подразделяются на зону тайги и зону смешанных и широколиственных лесов. Давайте побываем в них и узнаем об их особенностях.

-Ребята, только что прозвучала ваша главная задача на урок: узнать об особенностях смешанных и широколиственных лесов. Вам будут даны задания, выполнив которые вы получите карточку с информацией о той или иной зоне лесов.

-Первое задание. Вам будут даны ряды растений, среди которых вы должны найти лишнее и определить, какие это растения: хвойные или лиственные. На выполнение задания я даю вам минуту. (Дети выполняют задание, после чего идёт проверка) Вы получили первую карточку с информацией. Кто возьмёт её и прочтёт вслух?

На карточке: Тайга

Разным деревьям требуется разное количество тепла: одним меньше, другим больше. Хвойные деревья – ель, сосна, лиственница, пихта, кедровая сосна – менее требовательны к теплу. Они хорошо растут в более северных районах. Эти деревья образуют хвойные леса – тайга.

-Лето в тайге намного теплее, чем в тундре, но зима очень холодная. Здесь тоже есть многолетняя мерзлота. Правда, летом поверхность земли оттаивает на большую глубину, чем в тундре. Это очень важно для деревьев с их мощными корнями.

-Посмотрите на слайд. Здесь нам предоставлены некоторые интересные факты о тайге. Давайте прочтём их.

Интересные факты о тайге:

  • Тайга — самый большой в мире лес.
  • Произрастающие в тайге кедры нередко живут по триста-четыреста лет.
  • В тайге перепады температур летом и зимой экстремальны, разница может составлять до ста градусов.
  • Единственный представитель семейства кошачьих, имеющий «прописку» в тайге — рысь.
  • Единственный представитель семейства кошачьих в тайге — рысь.
  • Самая северная лесная зона на Земле — именно тайга.

-Вот так всё и происходит на территории тайги.

Приложение 5

Физминутка

Выросли деревья в поле.

Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)

Каждое старается,

К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)

Вот подул веселый ветер,

Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)

Даже толстые стволы

Наклонились до земли. (Наклоны вперед)

Вправо-влево, взад-вперед –

Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)

Он их вертит, он их крутит.

Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)

Ветер стих. Взошла луна.

Наступила тишина. (Дети садятся за столы)

Приложение 6

-Продолжаем работу. Сейчас я буду загадывать вам загадки, а вы слушать их и отгадывать.

Я самый серьёзный из русских деревьев,

Так просто не дамся на сруб.

Раскидиста крона, крепки мои ветви.

А люди зовут меня … (Дуб)

Листик на ладонь похож,

Осенью красив, пригож…

Каждый в дерево влюблён,

Потому что это … (клён)

Это дерево цветёт,

Ароматный мёд даёт.

И спасает нас от гриппа,

От простуд царевна… (липа)

-посмотрите на картинки. Это дуб, клён и липа. Скажите, какие это деревья? (Лиственные) И вы получили ещё одну карточку с информацией. Кто выйдет и прочтёт её для класса?

Смешанные

и широколиственные леса

Южнее тайги зима гораздо мягче. Многолетней мерзлоты здесь нет. Эти условия более благоприятны для лиственных деревьев. Поэтому к югу от тайги расположены смешанные леса. Здесь как бы смешались хвойные и лиственные деревья. Ещё южнее раскинулись широколиственные леса. Они образованы теплолюбивыми деревьями с широкими, крупными листьями. К таким деревьям относятся дуб, клён, липа, ясень, вяз. Эти породы называют широколиственными в отличие от мелколиственных, к которым относят берёзу, осину.

-Обратите внимание на экран. Сейчас я буду вам показывать фотографии леса, а вы должны будете определить, какой из них является хвойным, смешанным и широколиственным. (Каждый лес будет сопровождаться мини-информацией от учителя.

Приложение 7

Вот и подходит к концу наш урок. Скажите, мы справились с задачей: узнать об особенностях смешанных и широколиственных лесов? Сейчас я проверю, насколько хорошо вы усвоили полученный материал.

  • Что представляет из себя тайга?
  • Чем тайга отличается от тундры?
  • Что представляют из себя смешанные леса?
  • Какие деревья относят к широколиственным лесам?

-Теперь проведём блиц-турнир “Я знаю лес”.

Какой лес называется тайгой?

Назовите дерево: высокое,  стройное,  с желтовато-красной или бурой корой,  ветви только на вершине,  хвоинки длинные,   расположены попарно,  шишки маленькие,   округлые.

Какое особое отличие есть у лиственницы?

Плодами какого дерева являются желуди?

Какое дерево при цветении распространяет вокруг чудесный аромат?

Фронтальная работа.

Д\З подгоьовить рассказ Какие экологические проблемы возникают в зоне лесов по вине человека. Составить 3 цепи питания.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по окружающему миру в 4-ом классе по теме "Как Русь воевала с войском Золотой Орды"

Данная презентация подготовлена к уроку окружающего мира в 4 классе по УМК "Начальная школа XXI века". Урок построен в форме диалога с учениками. Материал подобран так, чтобы дети самостоятельно подхо...

Презентация к уроку по окружающему миру в 4-ом классе по теме "Битва на Чутском озере"

Цели урокаРаскрыть историческое значение битвы на Чудском озере.Закрепить навыки работы с планом и картой.План урокаАктуализация знанийРабота с картойИзучение нового материалаВыводы и исторические уро...

Технологическая карта и презентация открытого урока по окружающему миру «Из книжной сокровищницы Древней Руси» (4 класс)

Технологическая карта и презентация открытого урока по окружающему миру 4 класс «Из книжной сокровищницы Древней Руси». (Программа "Школа России".)Цель: - формировать представление о возникновении сла...

Презентация к уроку по окружающему миру УМК "Гармоия" 3 класс по теме: "Организм человека и его здоровье"

Презентация поготовлена к уроку окружающего мира в 3 классе по УМК " Гармония". Это обобщающий урок по теме6 "Организм человека и его здоровье". Урок построен в форме сюжетно-ролевой игры....

Технологическая карта и презентация к уроку по русскому языку Имя прилагательное 4 класс

Технологическая карта и презентация к уроку по русскому языку 4 класс по теме: Имя прилагательное. Повторение, первый урок Программа Перспектива...