Программа по ДО "Твой шаг в природу"
рабочая программа по окружающему миру (1, 2, 3, 4 класс)
Программа по ДО "Твой шаг в природу"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_tvoy_shag_v_prirodu_2020-2021.docx | 79.66 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ с.Уязыбашево
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«средняя общеобразовательная школа с.Уязыбашево муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан»
«Рассмотрено» Руководитель ШМО ____________/Никифорова Л.В../ Протокол № _____ от «__»___________2020 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР __________ /Яковлева Л.А../ «____»____________2020 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ с.Уязыбашево _____________ /Ефремов В.С / Приказ от________2020 г. №____ |
Программа
внеурочных занятий
«Твой шаг в природу»
естественнонаучной направленности»
Возраст обучающихся: 6-12 лет Срок реализации: 4 года |
Составитель: Никифорова Светлана Владимировна, учитель начальных классов МБОУ СОШ с.Уязыбашево |
Уязыбашево, 2020
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка 3
Учебный план 6
Содержание программы 7
Методическое обеспечение 15
Литература 16
Приложение 1. Диагностический материал
Приложение 2. Календарный учебный график
Приложение 3. Индивидуальный учебный план(при наличии)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Твой шаг в природу» (далее – программа) предусматривает проведение учебных занятий в системе учреждений дополнительного образования поестественнонаучной направленности.
Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 г. №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
- Уставом Муниципальной бюджетной организации дополнительного образования «Дом пионеров и школьников» муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан;
- Положением о дополнительныхобщеобразовательных общеразвивающих программахМуниципальной бюджетной организации дополнительного образования «Дом пионеров и школьников» муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан.
Актуальность программы продиктована социальным запросом – как показывает практика, современные дети обладают довольно обширными данными об окружающем их природном мире, но эти сведения, как правило, фрагментные, поверхностные и неточные,данная же программапоможет ребенку конкретизировать, расширить и дополнить знания о природном мире.
Отличительная особенностьданной программыв том, что онаразработанапо принципу концентризма, который предполагает рассмотрение одного и того же вопроса по нескольку раз. При повторном изучениивопроса, его содержание расширяется, дополняетсяновыми сведениями, связями и зависимостями. Данная программа состоит из четырех концентров: «Азбука природы», «Знакомые незнакомцы», «Многообразие природного мира», «Материки и океаны», каждый концентр – год обучения.
Контингент обучающихся – дети в возрасте 6-12 лет, набор в учебные группы свободный, состав постоянный – 10–25 обучающихся.
Сроки реализации программы - четыре года, программа рассчитана на 144 часа.
Режим занятий составляется в соответствии с требованиями СанПин 2.4.4.3172-14:
– первый год обучения (возраст 6-8 лет) один раз в неделю по одному академическому часу (30-45 минут) – 36 часов в год;
– второй год обучения (возраст 8-10 лет) один раз в неделю по одному академическому часу (45 минут) – 36 часов в год;
– третий год обучения (возраст 10-11 лет) один раз в неделю по одному академическому часу (45 минут) – 36 часов в год;
– четвертый год обучения (возраст 11-12 лет) один раз в неделю по одному академическому часу (45 минут) – 36 часов в год.
Цель программы – сформировать у обучающихся основы естественнонаучного мировоззрения и экологической культуры.
Задачи:
- образовательнаяоснована на формировании естественнонаучных знаний – помочь детям узнать, что и как происходит в мире природы;
- развивающая основана на формировании умений и навыков – научить ребенка взаимодействию с природой;
- воспитательнаяоснована на формировании отношения к природе – научить любить окружающий мир.
Ожидаемые результаты. Изучив данную программу, обучающиеся повысят свои знания в области биологии, географии и истории, научатся:
- самостоятельно искать, анализировать и обрабатывать необходимую информацию;
–видеть и понимать окружающий мир;
– продуктивно работать в групповой коммуникации;
– владеть умениями в сфере социальной и трудовой активности.
К концу первого года обучения дети будут знать:
– основные группы растительных и животных организмов;
– разнообразие природных явлений;
– взаимосвязь живой и неживой природы;
– значение живой и неживой природы в жизни человека;
– нормы и правила поведения в окружающей природной среде;
– условия, влияющие на сохранение здоровья человека;
уметь:
– распознавать основные группы растительных и животных организмов по рисункам, фотографиям;
– проводить наблюдения за природными объектами и проанализировать полученные результаты;
– выполнять основные правила гигиены.
В конце второго года обучения дети будут знать:
– основные группы растительных и животных организмов, их приспособленность к условиям существования;
– места обитания представителей флоры и фауны;
– значение растений и животных в жизни человека;
– правила поведения человека в природе;
– экологические проблемы своего региона, причины их возникновения и возможные пути их устранения;
уметь:
– распознавать основные группы растительных и животных организмов по контурам, рисункам, фотографиям, гербариям, голосам, следам;
– наблюдать за природным объектом и оформлять результаты в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
– осуществлять экологически рациональные поступки в окружающей среде;
– заботиться о своем здоровье.
К концу третьего года обучения дети будут знать:
– классификацию животного мира;
– взаимосвязь в системе «Человек-Природа»;
– нормы и правила поведения в окружающей природной среде;
уметь:
– пользоваться экологическими терминами;
– находить и обрабатывать информацию из различных источников.
К концу четвертого года обучения дети будут знать:
– географические и климатические особенности материков и океанов;
– факты из истории исследования материков и океанов;
– растительный и животный мир материков и океанов;
– традиции и культуру народов мира;
уметь:
– сравнивать географические, климатические, исторические особенности материков и океанов;
– давать описание представителям животного и растительного мира материков и океанов;
– составлять исследовательские проекты.
Формы подведения итогов реализации программы. Для отслеживания результативности образовательного процесса программой предусматривается проведение текущего контроляуспеваемости и промежуточной аттестации обучающихся – проверка знаний и умений в форме тестовых заданий (приложение №1).
Дополнительные сведения о программе. Программа вариативна. Педагог имеет возможность менять соотношение пропорций разделов, как для всего коллектива, так и для отдельного участника образовательного процесса в зависимости от возраста детей, развития, навыков, знаний, интереса к конкретной теме занятия, степени ее усвоения.
Программой предусмотрено инклюзивное образование – работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов в общем составе учебной группы объединения.
Программой предусмотрена работа по индивидуальному учебному плану (приложение №3) –обучение талантливых детей/детей-инвалидов) индивидуально/ в малых группах численностью _____ человек).(при наличии )
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Учебный план первого года обучения «Азбука природы»
№ | Наименование раздела | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1. | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ | 1 | 1 | - |
2. | Азбука природы | 32 | 16 | 16 |
3. | Текущий контроль успеваемости. Тестирование | 1 | - | 1 |
4. | Промежуточная аттестация. Тестирование | 1 | - | 1 |
5. | Итоговое занятие | 1 | - | 1 |
Итого | 36 | 17 | 19 |
Учебный план второго года обучения «Знакомые незнакомцы»
№ | Наименование разделов | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ | 1 | 1 | - | |
Млекопитающие | 15 | 7 | 8 | |
Птицы | 11 | 5 | 6 | |
Насекомые | 6 | 3 | 3 | |
Текущий контроль успеваемости. Тестирование | 1 | - | 1 | |
Промежуточная аттестация. Тестирование | 1 | - | 1 | |
Итоговое занятие | 1 | - | 1 | |
Итого | 36 | 16 | 20 |
Учебный план третьего года обучения «Многообразие природного мира»
№ | Наименование разделов | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ | 1 | 1 | ||
Тип Черви | 1 | 0,5 | 0,5 | |
Тип Губки | 1 | 0,5 | 0,5 | |
Тип Иглокожие | 1 | 0,5 | 0,5 | |
Тип Кишечнополостные | 1 | 0,5 | 0,5 | |
Тип Моллюски | 1 | 0,5 | 0,5 | |
Тип Членистоногие | 4 | 2 | 2 | |
Тип Хордовые | 23 | 115 | 11,5 | |
Текущий контроль успеваемости. Тестирование | 1 | - | 1 | |
Промежуточная аттестация. Тестирование | 1 | - | 1 | |
Итоговое занятие | 1 | - | 1 | |
Итого | 36 | 17 | 19 |
Учебный план четвертого года обучения «Материки и океаны»
№ | Наименование разделов | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ | 1 | 1 | - | |
Облик планеты Земля – материки и океаны | 1 | 1 | - | |
Материки | 26 | 13 | 13 | |
Мировой океан | 5 | 2,5 | 2,5 | |
Текущий контроль успеваемости. Тестирование | 1 | - | 1 | |
Промежуточная аттестация. Тестирование | 1 | - | 1 | |
Итоговое занятие | 1 | - | 1 | |
Итого | 36 | 17,5 | 18,5 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание первого года обучения «Азбука природы»
- Вводное занятие «Будем знакомы» (1ч.) Комплектование группы. Инструктаж по технике безопасности.
- БукваА(1ч.) - Аквариум. Понятие об аквариуме как мини–экосистеме. Растения и животные аквариума. Условия, необходимые для их жизни. Рисование по теме «Заселим аквариум».
- Буква Б(1ч.) – Бабочки. Бабочка – представитель отряда насекомых. Общая характеристика бабочки. Рисование по теме «Бабочка».
БукваВ1(1ч.)– Вода. Понятие о воде. Значение воды в природе и жизни человека. Реки, озера, моря, океаны – природные источники воды. Загрязнение и очистка воды. Рисование по теме «Экологический плакат».
БукваВ2(1ч.)– Времена года. Сезонные изменения природы.Рисование по теме «Годовой цикл».
- Буква Г(1ч.) - Гигиена. Правила личной гигиены. Рисование по теме «Средства личной гигиены».
- Буква Д(1ч.) – Дерево – как растение. Строение дерева: корень, стебель, ветви, листья. Деревья нашего края. Дерево – дом для многих животных и птиц.Рисование по теме «Деревья в разные времена года».
- Буква Д(1ч.) – Домашние питомцы. Разнообразие одомашненных животных. Содержание и уход домашних питомцев. Рисование по теме «Мой друг».
- Буква Е, Ё(1ч.) – Ежи. Ёж – насекомоядное животное. Рисование по теме «Сердитый недотрога».
- Буква Ж(1ч.) – Живая и неживая природа. Понятие о неживой природе. Понятие о живой природе. Взаимосвязь живой и неживой природы – главное условие существование жизни на Земле. Рисование по теме «Живая природа – неживая природа».
- БукваЗ(1ч.) – Зоопарк – участок природы. Виртуальная «экскурсия» в зоопарк». Рисование по теме «Обитатели зоопарка».
- БукваИ(1ч.) – Игра. Игровая программа «Моя безопасность на дороге». Рисование по теме «Правила дорожного движения».
- БукваК(1ч.) – Кошки. Разнообразие пород. Отличительные особенности и повадки животного. Зарисовка животного.
- БукваЛ1(1ч.) – Лес как экосистема – сообщество растений и животных, живущих вместе.Животные леса – растительноядные, плотоядные, всеядные. Рисование по теме «Лес – сообщество растений и животных».Этажи леса – деревья, кустарники, травы. Лес – дом для животных и птиц. Значение леса в природе и жизни человека. Лесные пожары – экологические бедствия. Правила поведения в лесу. Рисование по теме «Этажи леса».
- Текущий контроль успеваемости (1ч.) – Тестовое задание «Азбука природы».
- БукваН(1ч.) – Насекомые – самая многочисленная, многообразная группа животных. Условия обитания. Роль насекомых в природе и жизни человека. Охрана насекомых.Зарисовка насекомых.Анализ тестовых работ.
- БукваО(1ч.) – Осадки – часть неживой природы. Характеристика атмосферных осадков. Рисование по теме «Осадки».
- БукваП1(1ч.) – Пауки – восьминогие охотники. Общая характеристика паука-крестовика. Зарисовка паука.
- БукваП2(1ч.) – Птицы – пернатые друзья. Общая характеристика птиц. Зарисовка птиц.
- БукваР(1ч.) – Растения и их разнообразие. Разнообразие растений. Зеленые растения – легкие планеты. Зарисовка растений.
- Буква С(1ч.) – Собака – друг человека.Разнообразие пород собак. Отличительные особенности и повадки животного. Зарисовка животного.
- Буква С(1ч.) – Солнечная система. Солнце и планеты. Значение солнечного света для жизни живых существ Земли. Суточное движение Земли. Движение Земли вокруг солнца.Рисование по теме «Солнечная система».
- Буква Т(1ч.) – Труд – процесс деятельности человека. Виды труда: умственный и физический.Развлекательно-познавательная игра «Умники и умницы».
- БукваУ1(1ч.) – Улитки. Общая характеристика моллюсков на примере виноградной улитки. Зарисовка моллюска.
- БукваУ2(1ч.) – Урок хорошего настроения. Развлекательно-познавательная игра «Знатоки природы».
- Буква Ф1(1ч.) – Флора – растительный мир. Флора родного края. Рисование по теме «Растительный мир».
- Буква Ф2(1ч.) –Фауна – животный мир. Фауна родного края. Рисование по теме «Животный мир».
- БукваХ(1ч.) – Хлеб – всему голова. Основная продовольственная культура – пшеница. История каравая: от колоска до булки на столе.
- БукваЦ(1ч.) – Цепи питания в природе.Пищевые цепи на примере флоры и фауны Башкортостана. Примеры разрушения пищевых цепей.Рисование по теме «Пищевые цепи питания».
- Буква Ч (1ч.) - Человек – живое существо, часть природы, животного мира. Экологически чистые условия – здоровый человек. Вред, наносимый человеком природе.
- БукваШ(1ч.) – Школа – второй дом.Рисование по теме «Моя школа».
- БукваЭ(1ч.) – Экология. Значение охраны природы.Рисование по теме «До» и «После».
- БуквыЮ, Я(1ч.) – Я юный натуралист. Юные натуралисты – добровольные защитники природы. Рисование по теме «Береги природу!».
- Промежуточная аттестация(1ч.). Тестовое задание «Азбука природы».
- Итоговое занятие(1ч.).Анализ тестовых работ.Развлекательно-познавательная игра «Мы друзья твои, природа!».
Содержание второго года обучения«Знакомые незнакомцы»
- Вводное занятие «Снова вместе» (1ч).Инструктаж по технике безопасности.
- Заяц – «Длинное ухо» (1ч). Отличительные особенности и повадки животного. Роль и место в природе. Приспособление к смене времен года. Зарисовка животного.
- Лисица. «Лиса Патрикеевна»(1ч). Отличительные особенности и повадки животного. Роль и место в природе. Приспособление к смене времен года. Зарисовка животного.
- Серый хищник – волк(1ч). Отличительные особенности и повадки животного. Роль и место в природе. Приспособление к смене времен года. Зарисовка животного.
- Хозяин леса – медведь(1ч). Отличительные особенности и повадки животного. Роль и место в природе. Приспособление к смене времен года. Зарисовка животного.
- Любознательный зверек – белка(1ч). Отличительные особенности и повадки животного. Роль и место в природе. Приспособление к смене времен года. Зарисовка животного.
- Запасливый бурундук(1ч). Отличительные особенности и повадки животного. Роль и место в природе. Приспособление к смене времен года. Зарисовка животного.
- «Мышка-норушка»(1ч). Отличительные особенности и повадки животного. Роль и место в природе. Приспособление к смене времен года. Зарисовка животного.
- Сердитый недотрога – еж(1ч). Отличительные особенности и повадки животного. Роль и место в природе. Приспособление к смене времен года. Зарисовка животного.
- Подземный житель – крот(1ч). Отличительные особенности и повадки животного. Роль и место в природе. Приспособление к смене времен года. Зарисовка животного.
- Бобр – строитель(1ч). Отличительные особенности и повадки животного. Роль и место в природе. Приспособление к смене времен года. Зарисовка животного.
- Всеядное животное – барсук(1ч). Отличительные особенности и повадки животного. Роль и место в природе. Приспособление к смене времен года. Зарисовка животного.
- Кабан – дикий родственник домашней свиньи(1ч). Отличительные особенности и повадки животного. Роль и место в природе. Приспособление к смене времен года. Зарисовка животного.
- Лесной красавец – лось(1ч). Отличительные особенности и повадки животного. Роль и место в природе. Приспособление к смене времен года. Зарисовка животного.
- Тигр – самая большая кошка на Земле(1ч). Отличительные особенности и повадки животного. Роль и место в природе. Приспособление к смене времен года. Зарисовка животного.
- Текущий контроль успеваемости(1ч). Тестовое задание «Дикие животные».
- Обобщающее занятие(1ч).Анализ тестовых работ.Викторина «Лесные звери – наши друзья».
- Воробей – самая распространенная птица на Земле(1ч). Отличительные особенности и повадки птицы. Роль и место в природе. Приспособление к смене времен года. Зарисовка птицы.
- «Сестрицы-синицы» – самые полезные птички(1ч).Отличительные особенности и повадки птицы. Роль и место в природе. Приспособление к смене времен года. Зарисовка птицы.
- «Лесной доктор» – дятел(1ч). Отличительные особенности и повадки птицы. Роль и место в природе. Приспособление к смене времен года. Зарисовка птицы.
- Любимая птица – снегирь(1ч). Отличительные особенности и повадки. Роль и место в природе. Приспособление к смене времен года. Зарисовка птицы.
- Загадочная птица – кукушка(1ч). Отличительные особенности и повадки птицы. Роль и место в природе. Приспособление к смене времен года. Зарисовка птицы.
- Сорока – «лесная сплетница»(1ч).Отличительные особенности и повадки птицы. Роль и место в природе. Приспособление к смене времен года. Зарисовка птицы.
- «Пернатая кошка» – сова(1ч).Отличительные особенности и повадки птицы. Роль и место в природе. Приспособление к смене времен года. Зарисовка птицы.
- Соловей – «великий маэстро»(1ч).Отличительные особенности и повадки птицы. Роль и место в природе. Приспособление к смене времен года. Зарисовка птицы.
- Наш добрый сосед – скворец(1ч).Отличительные особенности и повадки птицы. Роль и место в природе. Приспособление к смене времен года. Зарисовка птицы.
- Грач – вестник весны(1ч).Отличительные особенности и повадки птицы. Роль и место в природе. Приспособление к смене времен года. Зарисовка птицы.
- Обобщающее занятие(1ч). Викторина «Пернатые друзья». Тестовое задание «Птицы».
- Бумажные осы(1ч). Отличительные особенности и повадки насекомого. Роль и место в природе. Зарисовка насекомого.
- Пчелиная семья(1ч). Отличительные особенности и повадки насекомого. Роль и место в природе. Зарисовка насекомого.
- Комары – двукрылые насекомые(1ч). Отличительные особенности и повадки насекомого. Роль и место в природе. Зарисовка насекомого.
- Комнатная муха(1ч). Отличительные особенности и повадки насекомого. Роль и место в природе. Зарисовка насекомого.
- Божья коровка – семейство жуков(1ч).Отличительные особенности и повадки насекомого. Роль и место в природе. Зарисовка насекомого.
- Колорадский жук – насекомое вредитель(1ч). Отличительные особенности и повадки насекомого. Роль и место в природе. Зарисовка насекомого.Викторина «Насекомые – самая разнообразная группа животных».
- Промежуточная аттестация(1ч). Тестовое задание.
- Итоговое занятие (1ч.). Анализ тестовых работ.Игра «В мире животных».
Содержание третьего года обучения«Многообразие природного мира»
- Вводное занятие «Снова вместе» (1ч.) Инструктаж по технике безопасности.
- Тип Черви (1ч.). Общая характеристика и разнообразие.Зарисовка представителей типа.
- Тип Губки (1ч.). Общая характеристика и разнообразие.Зарисовка представителей типа.
- Тип Иглокожные (1ч.). Общая характеристика и разнообразие.Зарисовка представителей типа.
- Тип Кишечнополостные (1ч.). Общая характеристика и разнообразие.Зарисовка представителей типа.
- Тип Моллюски(1ч.). Общая характеристика и разнообразие. Зарисовка представителей типа.
- Тип Членистоногие(1ч.). Класс Ракообразные.Общая характеристика и разнообразие. Зарисовка представителей класса.
- Тип Членистоногие (1ч.).Класс Паукообразные. Общая характеристика и разнообразие. Зарисовка представителей класса.
- Тип Членистоногие (1ч.). Класс Насекомые.Общая характеристика и разнообразие. Зарисовка представителей класса.
- Тип Членистоногие (1ч.). Класс Многоножки. Общая характеристика и разнообразие. Зарисовка представителей класса.
- Тип Хордовые(1ч.). Разнообразие Хордовых.
- Тип Хордовые (1ч.). Класс Рыбы. Общая характеристика и разнообразие. Зарисовка представителей класса.
- Тип Хордовые (1ч.). Класс Земноводные.Общая характеристика и разнообразие. Зарисовка представителей класса.
- Тип Хордовые (1ч.). Класс Пресмыкающиеся. Общая характеристика и разнообразие. Зарисовка представителей класса.
- Тип Хордовые (1ч.). Класс Птиц. Общая характеристика и разнообразие. Зарисовка представителей класса.
- Текущий контроль успеваемости. Тестовое задание.
- Тип Хордовые (1 ч.). Класс Млекопитающие. Общая характеристика Млекопитающих. Разнообразие Млекопитающих. Зарисовка представителей класса.Анализ тестовых работ.
- Тип Хордовые (1ч.). Разнообразие млекопитающих. Отряд Китообразные.Общая характеристика. Зарисовка представителей отряда.
- Тип Хордовые (1ч.). Разнообразие млекопитающих. Отряд Ластоногие.Общая характеристика. Зарисовка представителей отряда.
- Тип Хордовые (1 ч.). Подкласс Первозвери. Общая характеристика и разнообразие. Зарисовка представителей подкласса.
- Тип Хордовые(1ч.). Разнообразие млекопитающих. Отряд Сумчатые.Общая характеристика. Зарисовка представителей отряда.
- Тип Хордовые (1ч.). Разнообразие млекопитающих. Отряд Рукокрылые. Общая характеристика. Зарисовка представителей отряда.
- Тип Хордовые (1ч.). Разнообразие млекопитающих. Отряд Насекомоядные.Общая характеристика. Зарисовка представителей отряда.
- Тип Хордовые (1ч.). Разнообразие млекопитающих. Отряд Грызуны.Общая характеристика. Зарисовка представителей отряда.
- Тип Хордовые(1ч.). Разнообразие млекопитающих. Отряд Зайцеобразные.Общая характеристика. Зарисовка представителей отряда.
- Тип Хордовые (1ч.). Разнообразие млекопитающих. Отряд Хоботные.Общая характеристика. Зарисовка представителей отряда.
- Тип Хордовые (1 ч.). Разнообразие млекопитающих. Отряд Хищные. Семейство Волчьи. Общая характеристика. Зарисовка представителей отряда.
- Тип Хордовые (1 ч.). Разнообразие млекопитающих. Отряд Хищные. Семейство Кошачьи.Общая характеристика. Зарисовка представителей отряда.
- Тип Хордовые (1 ч.). Разнообразие млекопитающих. Отряд Хищные. Семейство Куньи. Общая характеристика. Зарисовка представителей отряда.
- Тип Хордовые (1 ч.). Разнообразие млекопитающих. Отряд Хищные.Семейство Медвежьи.Общая характеристика. Зарисовка представителей отряда.
- Тип Хордовые (1ч.). Разнообразие млекопитающих. Отряд Парнокопытные.Общая характеристика. Зарисовка представителей отряда.
- Тип Хордовые (1ч.). Разнообразие млекопитающих. Отряд Непарнокопытные.Общая характеристика. Зарисовка представителей отряда.
- Тип Хордовые (1ч.). Разнообразие млекопитающих. Отряд Приматы.Общая характеристика. Зарисовка представителей отряда.
- Тип Хордовые (1 ч.).Викторина «Хордовые».
- Промежуточная аттестация.Тестовое задание.
- Итоговоезанятие (1ч.). Анализ тестовых работ.Игра «Многообразие природного мира».
Содержание четвертого года обучения«Материки и океаны»
- Вводное занятие «Снова вместе» (1ч.) Инструктаж по технике безопасности.
- Облик планеты Земля – материки и океаны(1ч.). Общая характеристикаосновных компонентов географической оболочки Земли.Зарисовка карты мира.
- Материки: Австралия(1ч.).Географическое положение и климатические особенности. История открытия.Зарисовка географического положения материка.
- Материки: Австралия (1ч.).Растительный мир. Зарисовка растительного мира материка.
- Материки: Австралия (1ч.).Животный мир.Зарисовка животного мира материка.
- Материки: Австралия (1ч.).Традиции и культура народов. Достопримечательности.Зарисовка достопримечательностей материка.
- Материки: Антарктида (1ч.).Географическое положение и климатические особенности. История открытия.Зарисовка географического положения материка.
- Материки: Антарктида (1ч.).Органический мир.Зарисовка органического мира материка.
- Материки: Африка (1ч.).Географическое положение и климатические особенности. История открытия.Зарисовка географического положения материка.
- Материки: Африка (1ч.).Растительный мир.Зарисовка растительного мира материка.
- Материки: Африка (1ч.).Животный мир.Зарисовка животного мира материка.
- Материки: Африка (1ч.). Традиции и культура народов. Достопримечательности.Зарисовка достопримечательностей материка.
- Материки: Южная Америка (1ч.).Географическое положение и климатические особенности. История открытия.Зарисовка географического положения материка.
- Материки: Южная Америка (1ч.).Растительный мир.Зарисовка растительного мира материка.
- Материки: Южная Америка (1ч.).Животный мир.Зарисовка животного мира материка.
- Материки: Южная Америка (1ч.).Традиции и культура народов. Достопримечательности.Зарисовка достопримечательностей материка.
- Текущий контроль успеваемости. Тестовое задание.
- Материки: Северная Америка (1ч.).Географическое положение и климатические особенности.История открытия.Зарисовка географического положения материка. Анализ тестовых работ.
- Материки: Северная Америка (1ч.).Растительный мир. Зарисовка растительного мира материка.
- Материки: Северная Америка (1ч.).Животный мир.Зарисовка животного мира материка.
- Материки: Северная Америка (1ч.). Традиции и культура народов. Достопримечательности.Зарисовка достопримечательностей материка.
- Материки: Евразия. Европа(1ч.).Географическое положение и климатические особенности. История открытия.Зарисовка географического положения материка.
- Материки: Евразия. Европа (1ч.).Растительный мир.Зарисовка растительного мира материка.
- Материки: Евразия. Европа (1ч.).Животный мир.Зарисовка животного мира материка.
- Материки: Евразия. Европа (1ч.). Традиции и культура народов. Достопримечательности.Зарисовка достопримечательностей материка.
- Материки: Евразия. Азия(1ч.).Географическое положение и климатические особенности. История открытия.Зарисовка географического положения материка.
- Материки: Евразия. Азия(1ч.).Растительный мир.Зарисовка растительного мира материка.
- Материки: Евразия. Азия (1ч.). Животный мир.Зарисовка животного мира материка.
- Материки: Евразия. Азия (1ч.). Традиции и культура народов. Достопримечательности.Зарисовка достопримечательностей материка.
- Мировой океан: Тихий океан (1 ч.). Географическое положение и климатические особенности. История открытия. Органический мир.Зарисовка органического мира океана.
- Мировой океан: Атлантический океан (1 ч.). Географическое положение и климатические особенности. История открытия. Органический мир.Зарисовка органического мира океана.
- Мировой океан: Индийский океан (1 ч.). Географическое положение и климатические особенности. История открытия. Органический мир.Зарисовка органического мира океана.
- Мировой океан: Северный ледовитый океан (Арктический) (1 ч.). Географическое положение и климатические особенности. История открытия. Органический мир.Зарисовка органического мира океана.
- Мировой океан: Южный океан (Антарктический) (1 ч.). Географическое положение и климатические особенности. История открытия. Органический мир.Зарисовка органического мира океана.
- Промежуточная аттестация. Тестовые задания.
- Итоговое занятие (1ч.). Анализ тестовых работ. Викторина «Материки и океаны».
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Педагогический инструментарий. Программа построена по принципу межпредметной интеграции следующих дисциплин – биологии, географии, истории. Принцип интегрированного обучения по данной программе позволяет перейти от локального рассмотрения объектов окружающего мира к взаимосвязанному и комплексному, что в процессе обучения сформирует у обучающихся целостное восприятие картинки природного мира.
Форма обучения очная. Форма проведения занятийгрупповая, учебные занятия состоят из двух основных частей: первая часть – теоретическая, основана на формировании у детей естественнонаучных знаний, вторая часть – практическая, проводится с элементами занимательности, рассчитана на повышение аналитической и творческой активности – викторины, рисование по теме.
Типы учебных занятий: комбинированный, теоретический, практический, диагностический.
В процессе реализации программы используются следующие методы и формы обучения:
- словесные (устное изложение, беседа, объяснение);
- наглядные (показ видеоматериалов, презентаций, иллюстраций);
- практические (рисование по теме, тестирование).
Программа предусматривает использование различных образовательных технологий: технологии познавательно-исследовательской деятельности, личностно-ориентированные технологии, информационно-коммуникационные технологии, игровые технологии, технологии проблемного и дифференцированного обучения, в том числе дистанционные образовательные технологии.
Материально-техническое оснащение программы. Помещение: учебный кабинет. Канцелярские принадлежности: ручки, карандаши, тетради, альбомы.Технические средства обучения: ноутбук, проектор, экран.
Учебно-методическое и дидактическое обеспечение программы. В качестве учебно-методических пособий используются учебники, учебные пособия, журналы по биологии, экологии, географии; справочная литература: энциклопедии, словари, определители, атласы; картографический материал: географическая карта мира; иллюстративный материал: таблицы, фотоматериалы, картинки, открытки, рисунки, гербарии. Ряд тем подается в виде компьютерных презентаций, демонстрации научно-популярных фильмов о природном мире.
ЛИТЕРАТУРА
- Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх. – М.: Просвещение, 2009. – 96 с.: ил.
- Атлас географических открытий. – М.: Слово. 1997. – 64 с.: ил.
- Атлас животных. – М.: Планета детства. 2000. – 88 с.: ил.
- Атлас животного мира. – М.: Слово. 1999. – 64 с.: ил.
- Атлас растительного мира. – М.: ОЛМА-ПРЕСС. 2000. – 88 с.: ил.
- Безруков А., Пивоваров Г. Занимательная география. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2001. – 608 с.: ил.
- Белецкая Л. Б. Флористика. – М.: ООО «Изд. АСТ», 2010. – 77 с.: ил.
- БесоваМ.А. Праздник в загородном лагере. – Ярославль: Академия развития, 2010. – 160 с.
- Бианки В.В. Лесная газета. – М.: Правда, 1986. – 480 с.: ил.
- Большой атлас животных. – М.: РОСМЭН. 1998. – 64 с.: ил.
- Большой атлас природы России: иллюстрированная энциклопедия для детей. – М.: Эгмонт Россия Лтд, 2003.
- Буковская Г.В. Игры, занятия по формированию экологической культуры школьников. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2009. – 192 с.
- Ванн дерНеер. Все о ста самых популярных комнатных растениях. – СПб. ООО «СЗКЭО «Кристалл», 2011. – 208 с.: ил.
- Географические открытия. Иллюстрированный атлас для детей. – М.: ОНИКС. 1998. – 95 с.: ил.
- Грехов Л.И. В союзе с природой: Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми. – М.: ЦГЛ, Ставрополь: Сервисшкола, 2010. – 288 с.
- Ррюнвальд В. Комнатные растения. – СПб. «СЗКЭО «Кристалл», 2009. – 224 с.: ил.
- ГульянцЭ.К. Что можно сделать из природного материала. – М.: Просвещение, 2009. – 175 с.: ил.
- Загадки природы и человека. Внеклассная работа/ Бондаренкова Т.Н., Ткаченко И.В. – Ярославль: Академия развития, 2009 – 256 с.
- Захарюк П. Картины из цветов и листьев. – М.: Изд. группа Контэнт, 2010. – 45 с.: ил.
- Золотова Е.И. Знакомим школьников с миром животных. – М.: Просвещение, 2011. – 159 с.: ил.
- Иллюстрированная энциклопедия школьника. Мир живой природы. М.: РОСМЭН, 1999. – 95 с.: ил.
- Карев Е.В. Занимательная орнитология. – Уфа: Китап, 2009. – 128 с.
- Книга интересных занятий на весь год. – М.: РОМЭН», 2009. – 94 с.
- Кривошеева М.А., КислицкаяМ.В. Экологические экскурсии в школе. – М.: Изд. центр «МарТ», 2010. – 256 с.
- Лаврова С.А. Занимательная ботаника. – М.: Белый город, 2011. – 143 с.
- ЛучичМ.В. Детям о природе. – М.: Просвещение, 2009. – 143 с.
- Марковская М. М. Уголок природы. – М.: Просвещение, 2009. – 144 с.
- МахлинМ.Д., Солоницына М. Р. Аквариум в школе. – М.: Просвещение, 2011. – 144 с.: ил.
- Миркин Б.М. Растения Башкортостана: учебное пособие. – Уфа: Китап, 2002. – 208 с.: ил.
- Мир насекомых /Р. Коуп. – М.: Изд. группа Аттикус, 2009. – 81 с.: ил.
- Николаева С.Н. Методика экологического воспитания. – М.: Просвещение, 2009. – 208 с.
- Плешаков А.А. Зеленые страницы. – М.: Просвещение, 1996. – 223 с.
- Попов Е.Б. Сад и огород в доме. – Л.: Детская литература, 1988. – 100 с.
- СнегиревГ.Я. Кедр: Сборник рассказов. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Экслибрис, 2003. – 8 с.: ил.
- Шакиров Д.Т. Пчеловодство: учебник. – Уфа: Китап, 2010. – 144 с.
- Шорыгина Т.А. Беседы о русском лесе. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 96 с.
- Шорыгина Т.А. Беседы о воде в природе. – М.: ТЦ Сфера, 2011.–96с.
- Энциклопедия для детей. Экология / Ред. коллегия: М.А. Аксенова и др. – М.: Аванта+, 2005. – 448 с.: ил.
- Энциклопедия животных. Перевод с англ. М. Авдониной. – М.: Изд. Эксмо, 2007. – 128 с.
- Янтурин С. И., ЮнусбаевУ.Б. Зеленая аптека Башкортостана. – Уфа: Китап, 2002. – 184 с.: ил.
Интернет-ресурсы
1. http://school-collection.edu.ru/catalog/search/ Юный натуралист.
2. http://unnaturalist.ru/ Журнал «Юный натуралист».
3. http://parkov3.narod.ru/givotnie.htm Коллекция звуковых эффектов (животные).
4. http://www.nparks.ru/ Национальные парки и заповедники мира.
5. http://www.apus.ru/ Энциклопедия о животных всего мира.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира ( Проблемный урок в 4 классе по программе Л. В. Занкова) Тема: "Природа Антарктиды".
Тема данного урока взята из курса Окружающего мира для 4 класса по программе развивающего обучения Л.В.Занкова. Урок построен в режиме проблемного обучения и представляет собой исследование самой холо...
Рабочая программа по курсу "Технология. Человек, природа, техника" 2 класс УМК "Школа России"
Рабочая программа по курсу "Технология. Человек, природа, техника" (учебник "Технология. 2 класс" автор Роговцева Н.И.) для 2 класса включает в себя следующие разделы: пояснительную записку, осн...
Рабочая программа по окружающему миру (человек, природа, общество) для базового уровня 4 класса
разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир», утверждённой МО РФ (Москва, 2004 г.), в соответствии с требованиями федера...
Рабочая программа по окружающему мирю (человек, природа, общество) 1 класс
Рабочая программа по окружающему мирю (человек, природа, общество) для обучающихся 1 класса разработана на основе программы «Окружающий мир» А.А.Плешакова, М.: Просвещение....
Программа внеурочной деятельности "Я и природа"
Программа внеурочной деятельности в 3 классе доступна для применения...
Рабочая программа внеурочной деятельности кружка «Тайны природы» в 3 классе (нравственно – экологическое направление).
Рабочая программа внеурочной деятельностикружка «Тайны природы» в 3 классе(нравственно – экологическое направление)....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Человек и природа"
Цель курса: формирование нравственных, гуманистических идеалов у учащихся как основы экологического мышления и ценностного отношения к природе. На основе современных естественно - научных представлени...