Урок окружающего мира ( Проблемный урок в 4 классе по программе Л. В. Занкова) Тема: "Природа Антарктиды".
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме
Тема данного урока взята из курса Окружающего мира для 4 класса по программе развивающего обучения Л.В.Занкова. Урок построен в режиме проблемного обучения и представляет собой исследование самой холодного материка земного шара – Антарктиды. При активном участии в исследовании проблемы, поставленной на уроке, дети самостоятельно открывают новые знания об особенностях шестого континента, в них пробуждается интерес к углубленному изучению природы Антарктиды.
Проблемные уроки, уроки-исследования развивают в детях самостоятельность мышления, умение ориентироваться в потоке информации и умение работать в группах. Они позволяют ученикам самореализоваться, почувствовать успех от самостоятельного добывания знаний и желание расширения своего кругозора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priroda_antarktidy.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Окружающий мир
(Проблемный урок в 4 классе по программе развивающего обучения Л.В.Занкова)
Тема: Природа Антарктиды
Итоговая работа
учителя начальных классов
МОУ средней общеобразовательной
школы № 1
г. Оханска Пермского края
Соколовой Натальи Геннадьевны
Урок окружающего мира
( Проблемный урок в 4 классе по программе Л. В. Занкова)
Тема: Природа Антарктиды.
Цель урока: развитие представлений об окружающем мире через знакомство с природой Южного полюса.
Задачи:
- Сформировать у учащихся 4 класса представление о природной зоне континента;
- Показать необычность данного материка;
- Познакомить с русскими путешественниками, открывшими последний неизведанный материк Земли.
Форма проведения: проблемный урок, работа в группах.
Оборудование:
- карта полушарий;
- глобус;
- компьютер;
- литература: энциклопедии «Почемучка», «Что такое? Кто такой?», «Все обо всем», «Энциклопедия для детей. География», научно-художественный сборник «Хочу все знать», географический атлас «Мир и человек».
Ожидаемый результат:
При активном участии в исследовании проблемы всеми детьми класса открыты новые знания об особенностях шестого континента. У детей пробуждается интерес к углубленному изучению особенностей природы Антарктиды.
Проблема: Есть ли жизнь на Южном полюсе.
Проблемный вопрос: Почему в Антарктиде люди не живут постоянно?
Оптимальный вариант решения проблемы:
Климат Антарктиды очень суров, земли окованы вечными льдами, от низкой температуры нехватка кислорода, именно по этому нет постоянной жизни на материке.
Тезис: Ни одна земля не открывалась человеку так долго, трудно и мучительно, как Антарктида.
Ход урока.
1. Настрой на урок.
Я рада этой нашей встрече,
С вами будет интересно, друзья!
Интересные ваши ответы
С удовольствием послушаю я.
Мы сегодня с вами будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Дружно включайся в работу, дружок!
2. Актуализация знаний.
- Назовите тему изучаемого раздела в учебнике.
(Разнообразие природных зон)
- Как понимаете смысл слова разнообразие?
- Посмотрите сюжет и попробуйте догадаться, о каких местах планеты речь пойдет сегодня на уроке.
(Приложение 1)
Рассказ учителя на фоне видеоролика:
- На земном шаре лежат пустынные, покрытые снегом и льдом полярные области.
Полгода в этих краях солнце не появляется на небе. Другие полгода оно не заходит за горизонт, однако его лучи слабы и почти не греют, отражаясь от снега.
Это самые холодные части планеты.
- Какую часть Земного шара вы видели сейчас на экране?
- Докажите, почему?
- А может, этот сюжет снят на нашей реке Каме?
(Ответы детей)
Арктика Антарктида
- Молодцы! А существует ли - Докажите, что есть!
похожая точка на планете? (Показать на глобусе)
- С какой частью света вы уже познакомились на уроке окружающего мира?
- Определите тему сегодняшнего урока!
Природа Антарктиды
3. Постановка цели урока.
- Какую цель поставим перед собой на уроке? Чему бы вы хотели научиться, что узнать?
4. Постановка проблемы.
- Обратили ли вы внимание на начало моего рассказа? Как названа территория Антарктиды?
(Пустынные области)
- Почему они названы пустынными?
(Нет условий для проживания людей).
- Как вы думаете, населенные пункты там есть? (Нет).
- Почему? (Люди не могут там жить долго).
- Какой тогда возникает вопрос?
Люди хотят жить в Антарктиде, но не могут.
Почему?
- Тогда давайте подумаем и попробуем найти правильный ответ на этот вопрос.
- Какие варианты решений этой проблемы вы можете предложить?
Варианты решения проблемы.
(Запись на доске)
- Низкая температура воздуха круглый год.
- Отдаленность материка от Большой земли.
- Отсутствие растительности в Антарктиде.
- Вечный ледовый покров.
- Отсутствие пищи.
- Полгода – ночь.
- Молодцы! Предположений много. А все-таки, какое самое главное?
- Интересно? Давайте попробуем в этом разобраться!
- Итак! Мы отправляемся с вами туда,
Где царство холода, снега и льда.
- Тогда я предлагаю вам поработать сегодня исследователями. Для этого разбейтесь, пожалуйста, на три группы.
1 группа изучает природу материка;
2 группа – люди и их занятия;
3 группа – первооткрыватели.
(Работа в группах рассчитана на 10 минут. Дети находят материал в источниках литературы, энциклопедиях на заданные темы.)
5. Открытие нового знания.
- Давайте послушаем наших исследователей!
( Дети выходят по одному из группы, делают сообщения по своей теме.)
Природа Антарктиды.
(На фоне сообщения по теме на экране появляются слайды с изображением айсбергов и животных)
(Приложение 2)
Вывод:
- Очень суровые природные условия. Животные обитают только у подтаявших льдов.
- А могут ли люди жить в таких суровых климатических условиях?
Жизнь людей в Антарктиде.
(Дети делают сообщение по теме, смотрят слайды)
(Приложение 3)
Вывод:
- Ученые - полярники живут на Южном полюсе непостоянно. Но все-таки интерес к этому континенту привлекает ученых.
- А кто же из русских людей побывал первым в Антарктиде?
Первооткрыватели.
(Учащиеся слушают рассказ детей, рассматривают портреты первооткрывателей Антарктиды, их путь следования)
Вывод:
- Антарктида – закованный в лед материк, расположенный на крайнем юге нашей планеты. Его открыли русские мореплаватели Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев в 1820 году.
В настоящее время изучение Антарктиды ведется учеными разных стран. Советские исследователи сделали много важных открытий в восточной части материка.
6. Первичное закрепление знаний.
- Итак, вернемся к вопросу нашего урока. Почему люди не могут постоянно жить в Антарктиде?
- Исходя из ваших исследований, давайте, определим, какова же главная причина?
(Учащиеся объясняют все варианты решения вопроса и приходят к выводу, что главной причиной является вечная мерзлота на материке).
- Мне бы хотелось подвести итог нашего урока такими словами:
Тезис: Ни одна земля не открывалась человеку так долго, трудно и мучительно, как Антарктида.
7. Рефлексия.
- Действительно, трудно жить ученым в Антарктиде. А вам сегодня на уроке, на сколько трудно было исследовать этот материк?
Я предлагаю отобразить флажками степень трудности на изображении айсберга.
(Приложение 4)
Вершина айсберга: интересно, хочется узнать еще больше.
Склоны айсберга: легко, могу рассказать другим.
Основание айсберга: нужно прочитать материал учебника.
8. Задание на дом.
- Я предлагаю вам домашнее задание на выбор:
- Сочини! (Написать мини-сочинение на тему «Холодная красота Антарктиды», можно в стихах)
- Найти дополнительный материал о материке.
- Прочитать материал учебника и восстановить на карте путь следования русских первооткрывателей Антарктиды.
- Прочитать текст учебника, ответить на вопросы.
Чем известен полюс Южный?
Тем, что полюс Южный – вьюжный.
Землю там покрыли льдины,
А на них живут пингвины.
Не летают птицы эти,
Но летать они хотят
И подолгу на рассвете
В небо низкое глядят.
Там в холодном океане
Леопард морской живет
И меж льдин, в седом тумане,
Полосатый кит плывет.
Пояснительная записка.
Тема данного урока взята из курса Окружающего мира для 4 класса по программе развивающего обучения Л.В.Занкова. Урок построен в режиме проблемного обучения и представляет собой исследование самой холодного материка земного шара – Антарктиды. При активном участии в исследовании проблемы, поставленной на уроке, дети самостоятельно открывают новые знания об особенностях шестого континента, в них пробуждается интерес к углубленному изучению природы Антарктиды.
Проблемные уроки, уроки-исследования развивают в детях самостоятельность мышления, умение ориентироваться в потоке информации и умение работать в группах. Они позволяют ученикам самореализоваться, почувствовать успех от самостоятельного добывания знаний и желание расширения своего кругозора.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка и презентация к уроку окружающего мира "Органы чувств".2 класс. Программа "ХХI век"
Этот урок проводится в форме игр, цель которых – уточнить представления школьников об органах чувств. Впервые слово чувство, которое дети слышали неоднократно и сами широко использовали, применяется к...
Открытый урок окружающего мира по теме «Зима – покой природы», программа «Школа – 2100»,1-ый класс
На данном комбинированном уроке создавались условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой информации средствами ИКТ, познавательного материала, творческих заданий. Ребята знак...
Организация проектной деятельности на уроках окружающего мира в 1-2 классе по программе "Планета знаний"
В статье дается описание организации проектной деятельности в 1-2 классах по программе "планета знаний". описаны этапы работы над проектной деятельностью....
Конспект урока по окружающему миру. Тема урока: "Реки "2 класс, программа "Школа-2100"
Конспект урока по окружающему миру. Тема урока: "Реки "2 класс, программа "Школа-2100" Цель: создать условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой информации...
Урок окружающего мира "Здоровье человека" 4 класс по программе "Начальная школа 21 века"
Урок посвящен раскрытию основных состовляющих здоровья (физическое, психологическое и социальное). Ученики работают в группах....
Конспект урока окружающего мира в 4 классе (Основная образовательная программа начального общего образования, авторская программа А. А. Плешакова «Окружающий мир», образовательная система «Школа России»).
Тема урока: Звездное небо - Великая книга Природы. Цели: сформировать представление о звездах, познакомить с созвездиями как участками звездного неба; учить находить со¬звездия на звездной карте и в...
Презентация урока окружающего мира "Конспект урока окружающего мира по теме "Мир животных: птицы" 2 класс
Презентация урока окружающего мира по теме "Мир животных: птицы. Особенности внешнего вида, передвижения, питания: узнавание, называние, описание" 2 класс Урок разработан, исходя из новой пр...