Рабочая программа по окружающему мирю (человек, природа, общество) 1 класс
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему
Рабочая программа по окружающему мирю (человек, природа, общество) для обучающихся 1 класса разработана на основе программы «Окружающий мир» А.А.Плешакова, М.: Просвещение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir.docx | 512.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение к Положению
о рабочей программе
ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
АДМИНИСТРАЦИЯ ПРИМОРСКОГО РАЙОНА
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 13
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
РАССМОТРЕНО | УТВЕРЖДЕНО |
методическим объединением | распоряжением от ________№ |
протокол от _______ № | Зам. директора по УВР _______А.Ю. Казакова |
Председатель МО _____Е.А. Барсукова |
Рабочая программа на 2014 - 2015 учебный год
(РП № )
Ступень образования Начальная школа
Предмет Окружающий мир
Форма обучения очная
Класс/обучающийся 1 – Б
Программа обучения Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития
Учитель Калабина Светлана Александровна
Санкт-Петербург
2014 год
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе:
- федеральных и региональных нормативных документов:
- закона Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании»;
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС начального общего образования);
- письма Комитета по образованию от 10.06.2014 № 03-20-2413/14-0-0 «О направлении методических рекомендаций по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) для использования в работе»;
- инструктивно-методического письма КО СПб от 06.06.2014 № 03-20-2377/14-0-0 «О формировании учебных планов общеобразовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих образовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья, на 2014-2015 учебный год»;
- приказа Министерства Образования и науки РФ 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего образования;
- письма Комитета по образованию 10.06.2014 № 03-20-2413/14-0-0 «О направлении методических рекомендаций по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) для использования в работе»;
- письма Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 20.03ю2014 №03-20-1020/14-0-0 «О календарном учебном графике и режиме работы общеобразовательных организаций Санкт-Петербурга в 2014-2015 учебном году»;
- программы «Окружающему миру» А.А.Плешакова, М.: Просвещение, 2013.
- локальных актов Образовательного учреждения:
- Учебного плана Образовательного учреждения на 2014-2015 учебный год, утвержденного приказом от 19.06.2014 №309-д;
- Положения о рабочей программе утвержденного приказом от 19.06.2014 №309-д.
Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительную записку, содержание обучения (перечень форм контроля результативности, требования к уровню подготовки обучающихся, тематическое распределение часов), описание минимальной материально-технической базы, список рекомендуемой учебно-методической литературы.
Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса по предмету «Окружающий мир: человек, природа, общество», возрастных и психофизических особенностей обучающихся с задержкой психического развития.
Учебно-методический комплект, реализующий программу по включает:
- учебник Плешаков А.А. Окружающий мир. 1кл Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч. – М.: Просвещение, 2012.;
- пособие: Плешаков А. А. «Рабочая тетрадь» 1 класс. В 2 ч., : Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ А. А. Плешаков - -М. : Просвещение, 2014;
- книга для учителя: Плешаков А. А. «Окружающий мир» 1 класс: Метод. рекомендации ФГОС/ А. А. Плешаков- -М. : Просвещение, 2014;
- дидактические материалы: наглядные пособия, карты, схемы, разрезанные картинки.
- электронное методическое пособие: Электронное приложение к учебнику Плешакова А.А. «Окружающий мир» 1 класс, 2014.
Целью рабочей программы является: формирование целостной картины мира и осознания места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми, обществом и природой.
В ходе реализации программы решаются следующие взаимосвязные задачи:
- формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье;
- развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
- освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе и в обществе;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры; патриотических чувств.
Выпускники 1 класса получат возможность научиться:
- целостно и системно видеть картину мира в его важнейших взаимосвязях;
- моделировать экологические связи с помощью графических и динамических схем (моделей);
- реализовать творческий потенциал через наблюдения в природе,постановке опытов;
- устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;
- работать в паре или в группе, сотрудничать с одноклассниками.
Реализация программы осуществляется с учетом особенностей развития обучающихся с задержкой психического развития. Компенсация особенностей развития достигается путем индивидуального подхода, психологически комфортного эмоционально-благополучного климата в классе, разнообразных форм деятельности, ситуаций успеха, обеспечением близкой и понятной цели деятельности, использованием различных видов помощи, стимуляции познавательной активности, использования игровых приемов, дидактических игр, развития психических процессов, большого количества наглядности.
При реализации программы используются следующие технологии обучения:
- здоровьесберегающие технологии;
- технология проблемного диалога;
- игровые технологии;
- технологии развивающего обучения;
- технологии продуктивно-творческой деятельности;
- проектные технологии;
- дистанционные образовательные технологии.
Формы уроков:
1. Урок-открытия новых знаний.
2. Урок комплексного применения знаний.
3. Проблемный урок;
4. Уроки взаимообучения учащихся.
5. Уроки обобщения и систематизации.
6. Уроки поиска истины.
7. Интегрированные уроки.
8. Межпредметные уроки.
9. Проектная деятельность.
Осуществления возможней внеурочной деятельности по предмету достигается за счет участия обучающихся в предметных олимпиадах, конкурсах, викторинах, экскурсиях, предметных неделях по окружающему миру.
При реализации программы используются следующие формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости обучающихся:
- текущего контроля, в форме тестирования и проверочной работы, а также комплексной работы на межпредметной основе;
- промежуточного контроля по четвертям, безотметочно, в форме тестирования.
На реализацию программы на основании учебного плана Образовательного учреждения на 2014 – 2015 учебный год, утвержденного приказом от 19.06.2014 №309-д отводится в год 66 часов.
Содержание обучения
Реализация рабочей программы осуществляется в 1 классе. Обучающиеся по программе – это дети в возрасте 7 лет, уровень подготовки которых должен соответствовать возрастным психифизическим особенностям детей с задержкой психического развития.
Учебный материал в ходе реализации программы изучается тематическими разделами. Изучение каждого раздела осуществляется посредством применения различных методик и технологий, обеспечивающих достижением требуемого результата, на изучение каждого раздела отводится определенное количество часов.
Материально-техническая база
Для реализации рабочей программы требуется следующая минимальная материально-техническая база:
- отдельное учебное помещение площадью 25 м2 с окнами, соответствующее требованиям СанПиН, охраны труда и пожарной безопасности;
- мебель, соответствующая контингенту: регулируемые в соответствии с ростом одноместные парты и стулья, доска меловая, освещение над доской, стол письменный с тумбой, стул офисный; шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий;
- технические средства обучения: персональный компьютер, МФУ;
- учебно-методическая литература, пособия, включенные в УМК, комплект демонстрационных настенных плакатов по литературному чтению 1 класс.
Список рекомендуемой учебно-методической литературы
1. Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. – М.: Просвещение, 2013.
2. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. / Под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. – М. : Просвещение, 2013.
3. Плешаков А. А. Окружающий мир: рабочие программы. 1-4 классы. – М.: Просвещение, 2013.
4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — 4-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2012.
Приложение к рабочей программе (РП № -20 )
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Характеристика основных видов деятельности обучющихся | Домаш нее задание | № учебной недели | Фактическая дата проведения урока |
Раздел 1. Вводный урок (1 час) | |||||
1 | Вводный урок. Задавайте вопросы! | 1 | |||
Раздел 2. ЧТО И КТО? (23 часа) | |||||
2 | Что такое наша школа? | Задавать вопросы. Вступать в учебный диалог. Пользоваться условными обозначениями учебника. Различать способы и средства познания окружающего мира. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Работать с картинной картой России, актуализировать имеющиеся знания о природе и городах страны, занятиях жителей. Сравнивать, различать и описывать герб и флаг России. Рассказывать о малой родине» и Москве как столице государства; Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию, сравнивать лица и национальные костюмы представителей разных народов. Работать в паре: рассказывать (по фотографиям и личным впечатлениям) о национальных праздниках. Обсуждать, чем различаются народы России и что связывает их в единую семью. В ходе выполнения проекта первоклассники с помощью взрослых: - фотографируют наиболее значимые достопримечательности своей малой родины; - находят в семейном фотоархиве соответствующий материал; - интервьюируют членов своей семьи об истории и достопримечательностях своей малой родины; - составляют устный рассказ; - выступают с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды). Наблюдать за различными объектами, предметами, явлениями, сравнивать, группировать, а также и различать их. Моделировать форму Солнца. Работать в паре: моделировать форму созвездий. Группировать объекты по разным признакам. Использовать представленную информацию для получения новых знаний, осуществлять самопроверку. Сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | 1 | ||
3 | Что такое наша школа? | 2 | |||
4 | Что у нас на школьном дворе? | 2 | |||
5 | Что мы знаем о правилах дорожного движения? | 3 | |||
6 | Что такое Родина? | 3 | |||
7 | Что мы знаем о народах России? Что мы знаем о Москве? | 4 | |||
8 | Наши проекты. Моя малая родина | 4 | |||
9 | Что у нас над головой? | 5 | |||
10 | Что у нас под ногами? | 5 | |||
11 | Что общего у разных растений? | 6 | |||
12 | Что растет на подоконнике? | 6 | |||
13 | Что растет на клумбе? | 7 | |||
14 | Что это за листья? | 7 | |||
15 | Что такое хвоинки? | 8 | |||
16 | Кто такие насекомые? | 8 | |||
17 | Кто такие рыбы? | 9 | |||
18 | Кто такие птицы? | 9 | |||
19 | Кто такие звери? | 10 | |||
20 | Что окружает нас дома? | 10 | |||
21 | Что умеет компьютер? | 11 | |||
22 | Что вокруг нас может быть опасным? | 11 | |||
23 | На что похожа наша планета? | 12 | |||
24 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и Кто?» | 12 | |||
Раздел 3. КАК, ОТКУДА И КУДА (12 часов) | |||||
25 | Как живет семья? Наши проекты. Моя семья | Понимать учебную задачу данного урока и стремиться её выполнить. Рассказывать о жизни семьи по рисункам учебника. Называть по именам (отчествам, фамилиям) членов своей семьи. Рассказывать об интересных событиях в жизни своей семьи. Оценивать значение семьи для человека и общества. В ходе выполнения проекта обучающиеся с помощью взрослых учатся: - отбирать из семейного архива фотографии членов семьи во время значимых для семьи событий; - интервьюировать членов семьи; - оценивать значение семейных альбомов для укрепления семейных отношений; - составлять экспозицию выставки. Обсуждать необходимость экономии воды, электроэнергии. Формулировать выводы. Рассказывать о своих наблюдениях. Наблюдать за различными объектами и предметами, сравнивать, различать и группировать их. Прослеживать по рисунку-схеме путь воды из реки в море. Проводить взаимопроверку. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей. | 13 | ||
26 | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? | 13 | |||
27 | Откуда в наш дом приходит электричество? | 14 | |||
28 | Как путешествует письмо? | 14 | |||
29 | Куда текут реки? | 15 | |||
30 | Откуда берутся снег и лед | 15 | |||
31 | Как живут растения? | 16 | |||
32 | Как живут животные? | 16 | |||
33 | Как помочь птицам зимой? | 17 | |||
34 | Откуда берется и куда девается мусор? | 17 | |||
35 | Откуда в снежках грязь? | 18 | |||
36 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» | 18 | |||
Раздел 4. ГДЕ И КОГДА? (10 часов) | |||||
37 | Когда учиться интересно? Наши проекты. Мой класс и моя школа | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Наблюдать за жизнью животных, рассказывать о своих наблюдениях. Работать в группе: выполнять задания, формулировать выводы, осуществлять самопроверку. Наблюдать зимующих птиц, различать зимующих птиц по рисункам и в природе. Обсуждать формы кормушек и виды корма для птиц. Практическая работа в паре: изготавливать простейшие кормушки и подбирать из предложенного подходящий для птиц корм. Запомнить правила подкормки птиц. Исследовать снежки и снеговую воду на наличие загрязнений. Формулировать предложения по защите окружающей среды от загрязнений. Сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | 19 | ||
38 | Когда придет суббота? | 19 | |||
39 | Когда наступит лето? | 20 | |||
40 | Где живут белые медведи? | 20 | |||
41 | Где живут слоны? | 21 | |||
42 | Где зимуют птицы? | 21 | |||
43 | Когда появилась одежда? | 22 | |||
44 | Когда изобрели велосипед? | 22 | |||
45 | Когда мы станем взрослыми? | 23 | |||
46 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» | 23 | |||
Раздел 5. ПОЧЕМУ И ЗАЧЕМ? (20 часов) | |||||
47 | Почему солнце светит днем, а звезды – ночью? | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Анализировать иллюстрации учебника, обсуждать условия интересной и успешной учёбы. Работать в паре: сравнивать фотографии в учебнике, рассказывать по плану о полученной информации. Анализировать схему смены времён года и месяцев. Называть времена года в правильной последовательности, соотносить времена года и месяцы. Использовать цветные фишки для выполнения заданий; характеризовать природные явления в разные времена года. Называть любимое время года и объяснять, почему именно оно является любимым. Работать в паре: находить несоответствия в природных явлениях на рисунках учебника. Наблюдать сезонные изменения в природе и фиксировать их в рабочей тетради. Наблюдать за различными объектами и предметами, сравнивать, различать и группировать их. В ходе реализации проекта: - наблюдать за домашним любимцем и фиксировать результаты наблюдений; - фотографировать свою кошку (собаку) в наиболее интересных ситуациях; - составлять рассказ о своей кошке (собаке), её характере, повадках, играх; - презентовать свой проект с демонстрацией фотографий (слайдов); - оформлять фотовыставку; - оценивать результаты собственного труда и труда товарищей. Устанавливать взаимосвязь между объектами природы. Устанавливать причинно-следственные связи (на основе информации учебника). Формулировать правила поведения на природе. Оценивать правильность своей подготовки ко сну. Обосновывать необходимость того или иного действия (чистки зубов, защиты животных и т.д.). Объяснять назначение радиоприёмника, телевизора, газет и журналов, интернета и т.д. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | 24 | ||
48 | Почему луна бывает разной? | 24 | |||
49 | Почему идет дождь и дует ветер? | 25 | |||
50 | Почему звенит звонок? | 25 | |||
51 | Почему радуга разноцветная? | 26 | |||
52 | Почему мы любим кошек и собак? | 26 | |||
53 | Наши проекты. Мои домашние питомцы | 27 | |||
54 | Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? | 27 | |||
55 | Зачем мы спим ночью? | 28 | |||
56 | Почему нужно есть много овощей и фруктов? | 28 | |||
57 | Почему надо чистить зубы и мыть руки? | 29 | |||
58 | Зачем нам телефон и телевизор? | 29 | |||
59 | Зачем нужны автомобили? | 30 | |||
60 | Зачем нужны поезда? | 30 | |||
61 | Зачем строят корабли? | 31 | |||
62 | Зачем строят самолеты? | 31 | |||
63 | Почему в автомобиле, поезде, на корабле нужно соблюдать правила безопасности? | 32 | |||
64 | Зачем люди осваивают космос? | 32 | |||
65 | Почему мы часто слышим слово «экология»? | 33 | |||
66 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» | 33 | |||
Плешаков А. А. Окружающий мир: Рабочая тетрадь: 1 класс: В 2 ч. - М. : Просвещение, 2014.
Окружающий мир. 1 класс. А.А. Плешаков Учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. - 3-е изд. - М. : Просвещение, 2012.
Плешаков А. А. Окружающий мир: рабочие программы. 1-4 классы. - М. : Просвещение, 2013.
Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. / Под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова. - М. : Просвещение, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру для 3-го класса
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир» (2008г.) в соотв...
Рабочая программа по окружающему миру ( надомное обучение) 2 класс. ( УМК " Школа России")
В данном материале содержится учебная программа по окружающему миру (надомное обучение ) 2 класс. (УМК « Школа России»)...
Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов образовательной системы "Школа 2100"
Рабочая программасоставлена на основе программы А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова, А.С. Раутиан, С.В. Тырина по окружающему миру для четырехлетней начальной школы, образовательной системы «Школа 21...
Рабочая программа по окружающему миру (человек, природа, общество) для базового уровня 4 класса
разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир», утверждённой МО РФ (Москва, 2004 г.), в соответствии с требованиями федера...
Рабочая программа по окружающему миру для учащихся 1 класса на основе программы образовательной системы "Перспектива"
Особенностью данной рабочей программы по сравнению с примерной программой по окружающему миру авторов А. А. Плешакова, М. Ю. Новицкой является гуманитарная направленность в соответствии с Образователь...
Рабочая программа по "Окружающему миру" для учащихся 1 класса по программе: "Планета знаний"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСАОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТАЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТАМЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПР...
Рабочая программа по окружающему миру для учащихся 3 класса по программе: "Школа России"
Содержание: Стр. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир»3-5Содержание учебного предмета5Тематическое планирование5-8...