Урок окружающего мира по теме "Жизнь луга" 4 класс УМК "Школа Росии"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Тема: «Жизнь луга»
Цель: сформировать представление о луге как о природном сообществе.
Задачи:
- Актуализировать знания о природных сообществах (лес).
- Ввести понятие «луг», компоненты луга (растения и животные).
- Тренировать умение отличать луг от других природных сообществах.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предмет: Окружающий мир
Учебник: УМК «Школа России»
Класс: 4 класс
Тип урока: ОНЗ
Тема: «Жизнь луга»
Цель: сформировать представление о луге как о природном сообществе.
Задачи:
- Актуализировать знания о природных сообществах (лес).
- Ввести понятие «луг», компоненты луга (растения и животные).
- Тренировать умение отличать луг от других природных сообществах.
Планируемые результаты:
Предметные:
- знать, что такое луг;
- знать и называть компоненты луга;
- отличать луг от других сообществ;
- приводить примеры растений и животных луга, устанавливать взаимосвязи между ними.
Метапредметные (УУД):
Познавательные: работа с информацией.
Регулятивные: сформулировать совместно с учителем цель, тему, план урока; самоконтроль, самооценка.
Личностные: понимать значение природного сообщества луга в жизни человека и природы.
Коммуникативные: работа в группах.
Оборудование: презентация, задания на карточках.
Ход урока
Этап | Деятельность учителя
| Деятельность ученика |
| -Ребята, у нас сегодня присутствуют гости. Давайте их поприветствуем! Прозвенел для вас звонок Начинается урок! Будьте все внимательны, А еще старательны!
- Ребята, перед вами на доске высказывание (читаю) Слайд 1 Природа не может перечить человеку, если человек не перечит ее законам… А.И.Герцен - Объясните смысл этих слов. - Молодцы! - Сегодня мы продолжим разговор о природе нашего края! - Что мы изучали на предыдущем уроке? | Приветствуют гостей -Человек должен жить по законам природы, в ладах с природой. - Мы изучали жизнь леса |
2. Актуализация опорных знаний | - А что такое лес? - Что такое «природное сообщество»? - Скажите, какие живые организмы обитают в лесу? - А сейчас предлагаю вам выполнить следующее задание. | - Лес – это единство живой и неживой природы. – Это единство живых организмов. -Растения, животные, грибы, насекомые, бактерии |
3. Пробное учебное действие | (на доске слова: грибы, коростель, волк, заяц) - Из слов на доске составьте цепь питания. Какие ответы у вас получились? (один ученик у доски) -Какое слово, на ваш взгляд, здесь лишнее? Что вы не записали в цепь питания? - Почему это слово лишнее? - А вы знаете, кто это коростель? Где они живут? - (на доску вывешиваю картинку луга) Что изображено на картинке? - Перед вами место, где живет коростель. | - Грибы - заяц-волк. - (доказывают свое решение) - Коростель. - Потому что мы не знаем кто это/ эта птичка не обитает в лесу/ наугад. - Нет/ в поле/ в лесу/ на лугу (разные ответы детей) - Поле/луг/ лужайка. |
4. Выявление места и причины затруднения | - Почему у нас получились разные ответы? - Давайте разбираться, кто же такой коростель и где он обитает. | - Мы не знаем, кто такой коростель и где он обитает. |
5. Построение проекта выхода из затруднения | - Послушайте стихотворение: Слайд 2 Бежит тропинка через луг, - Какое ключевое слово вы услышали? - Значит, как называется место, где живет коростель? - Какая же тема урока будет сегодня? - Верно, «Луг» или лучше сказать «Жизнь луга». (на доску тему ) -Какую цель поставим перед собой? (изучить жизнь луга, как сообщество) - Какие задачи мы можем поставить перед собой на уроке? (Дети формулируют задачи). Задачи: - что растёт на лугу; -кто живёт на лугу? -как человек использует луга? -Работать будем по плану (план на доске) - Приступим к реализации нашего плана. -Для начала работы мы должны уточнить, что же такое луг? Ответы детей -Обратимся к толковому словарю С.Ожегова (читает ученик) Луг - участок земли, покрытый травянистой растительностью. (Толковый словарь. ) - Откроем учебник с.171, найдем определение слову луг Слайд № | - Луг. - Луг. - Луг (Жизнь луга). План 1. Название сообщества. 2. Какие организмы составляют сообщество. 3. Экологические связи в сообществе. 4. Значение сообщества для человека. 5. Влияние человека на сообщество. 6. Охрана сообщества.
Луг – это сложное единство живой и неживой природы. Живые организмы луга составляют природное сообщество. |
6. Реализация построенного проекта | - скажите, чем отличается луг от леса, если и тот и другой являются природным сообществом? -Вы только что называли отличительные свойства (признаки) луга. - Давайте выполним следующее задание, где точно узнаем, какие организмы составляют сообщество луга. (работа в группах) - Задание по группам. Сейчас я вам раздам карточки, на которых будут вопросы, и вам на них нужно будет ответить и представить нам свои результаты 1 группа будет отвечать на вопросы про растения луга, 2 группа - про животных, 3 группа – значение луга для человека, экологические взаимосвязи. - Проверяем! 1 группа читаем свои вопросы и ответ. Слайд 3,4,5,6, Дополнительно Ядовитые растения (рассказывают ученики) Слайд 7 - 2 группа, какие у вас вопросы и ответы? Слайд8,9,10 - Спасибо! -Послушайте голоса этих птиц. Своё присутствие выдаёт песенкой «пить – полоть» - перепел, а коростель – громким скрипучим криком «дёрг – дёрг», трясогузка- постоянно потряхивает хвостиком, за что получила своё название.
- 3 группа. - Хорошо, спасибо! Мы услышали все ответы, в начале урока мы не затруднялись ответить на вопрос «Кто такой коростель?(или дергач)». Сейчас мы можем сказать? Еще необходимо добавить, что все представители лугового сообщества взаимодействуют и тесно связаны между собой, они образуют экологическую систему луга. В основном их связи основаны на питании. Когда животные и растения погибают, их останки перерабатывают почвенные бактерии, которые создают почвенное плодородие. То есть постоянно происходит круговорот веществ в луговой экосистеме, в котором участвуют также компоненты неживой природы - энергия солнца, ветер, почва, влага в виде дождей, снега и весенних разливов. Физминутка?????? (Дети садятся на места) -В ходе работы мы убедились в разнообразии животного и растительного мира луга.
- Давайте вернемся к нашему плану. На все ли вопросы мы ответили? - 1. Что такое луг? - 2. Какие организмы составляют сообщество?
- 3. Экологические связи в сообществе (это связь в природе одного от другого) -4. Значение сообщества для человека - 5. Влияние человека на сообщество - 6. Охрана сообщества. - Молодцы! | - На лугу растут травянистые растения, совсем нет деревьев и кустарников, поверхность земли ровная, животные маленькие в основном нет хищников.
Девиз Вместе не трудно, Вместе не тесно Вместе легко и всегда интересно! Карточки раздаю +карточки-помощницы, карточки- ответы. кк - На лугу растут травы, большинство растений это цветы, растут и грибы. Всё растёт на открытой местности. Растения любят свет и тепло. (Называют некоторые растения). - Большое разнообразие живые существа обитают на лугу. Все они тесно связаны друг с другом, следят друг за другом. На лугу живут насекомые, птицы, черви, жуки, пресмыкающиеся (трясогузка, гусеница, шмель, перепел, пчела, кузнечик, полевка и т.д.). Они живут вместе, сообща, поэтому луг и называют природным сообществом. - Человек не должен навредить природному сообществу, чтобы не нарушить природного равновесия. Луга – украшение окружающего нас мира. Луг имеет большое значение для человека. - Да, это птица, которая живет на лугу.
- Луг - это природное сообщество, на котором растут травянистые растения. - На лугу живут насекомые, птицы, черви, жуки, пресмыкающиеся (трясогузка, гусеница, шмель, перепел, пчела, кузнечик, полевка и тд..) На лугу растут травы, большинство растений это цветы, растут и грибы (лисохвост, тимофеевка, мятлик и тд..) - растения – насекомые - птицы - Растения - насекомые - мелкие животные и птицы – хищные птицы. После гибели их перерабатывают почвенные бактерии и дают плодородие земле. - Луга – украшение окружающего нас мира. Луг имеет большое значение для человека... - Человек не должен навредить природному сообществу, чтобы не нарушить природного равновесия... - Люди должны бережно относится, охранять и беречь луга, (больш. Значение для с/хозяйства) |
|
| |
7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | -А теперь закрепим полученные знания.- Работа в парах. 1. (п.тетр. с78 №1)взаимопроверка 2. (п.тетр. с79 №4)проверяем и дети себя оценят !, +, - Кол-ная работа - Составьте цепи питания луга в п/тетр с.80 Слайд 11 Проверка -Найдите ошибки в рассказе. Сколько их? Слайд 12 Проверка Слайд 13 | Ответы слайда Нек. цветов-бабочка-перепел Мятлик-кобылка-коростель Растение-кузнечик-ящерица (их 5) |
8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | (учитель раздает карточки). ‒ А теперь работаем самостоятельно.
| |
9. Включение в систему знаний и повторение | - Назовите, какие мы теперь знаем природные сообщества -Прочитаем вывод Мудрой черепахи Слайд 14
| - Мы знаем два природных сообщества лес и луг. - Лес - это природное сообщество, в котором растут деревья, кустарники, травы и живут птицы и звери. - Луг - это природное сообщество, на котором растут травянистые растения. |
10. Рефлексия учебной деятельности | ─ Итак, какая тема урока у нас сегодня была? - Какая была цель урока ? - Мы достигли поставленной цели? -Подведём итог урока (по вопросам на доске) (Ответы детей) - Кто считает, что узнал много полезного и важного сегодня на уроке – поселите на картинку зелёную бабочку, не всё понятно – жёлтую. Если вы считаете, что материал был для вас очень сложный и не понятный – красную. (дети клеят бабочек на картинку) Д/з в п/т с.78, №2, с.82 №7 Вы сегодня молодцы, оценки обсудим позже, после проверки тестов. Спасибо за урок! Слайд 15 Поздравление гостей с наступ. Н.годом! (Вручение подарков | ‒ Тема «Жизнь луга», изучить жизнь луга, как сообщество, учились отличать луг и его обитателей от другого природного сообщества леса. Катя Федина??????? Человек! Ты царь природы! |
Предварительный просмотр:
Предмет: Окружающий мир
Учебник: УМК «Школа России»
Класс: 4 класс
Тип урока: ОНЗ
Тема: «Жизнь луга»
Цель: сформировать представление о луге как о природном сообществе.
Задачи:
- Актуализировать знания о природных сообществах (лес).
- Ввести понятие «луг», компоненты луга (растения и животные).
- Тренировать умение отличать луг от других природных сообществах.
Планируемые результаты:
Предметные:
- знать, что такое луг;
- знать и называть компоненты луга;
- отличать луг от других сообществ;
- приводить примеры растений и животных луга, устанавливать взаимосвязи между ними.
Метапредметные (УУД):
Познавательные: работа с информацией.
Регулятивные: сформулировать совместно с учителем цель, тему, план урока; самоконтроль, самооценка.
Личностные: понимать значение природного сообщества луга в жизни человека и природы.
Коммуникативные: работа в группах.
Оборудование: презентация, задания на карточках.
Ход урока
Этап | Деятельность учителя
| Деятельность ученика |
| -Ребята, у нас сегодня присутствуют гости. Давайте их поприветствуем! Прозвенел для вас звонок Начинается урок! Будьте все внимательны, А еще старательны!
- Ребята, перед вами на доске высказывание (читаю) Слайд 1 Природа не может перечить человеку, если человек не перечит ее законам… А.И.Герцен - Объясните смысл этих слов. - Молодцы! - Сегодня мы продолжим разговор о природе нашего края! - Что мы изучали на предыдущем уроке? | Приветствуют гостей -Человек должен жить по законам природы, в ладах с природой. - Мы изучали жизнь леса |
2. Актуализация опорных знаний | - А что такое лес? - Что такое «природное сообщество»? - Скажите, какие живые организмы обитают в лесу? - А сейчас предлагаю вам выполнить следующее задание. | - Лес – это единство живой и неживой природы. – Это единство живых организмов. -Растения, животные, грибы, насекомые, бактерии |
3. Пробное учебное действие | (на доске слова: грибы, коростель, волк, заяц) - Из слов на доске составьте цепь питания. Какие ответы у вас получились? (один ученик у доски) -Какое слово, на ваш взгляд, здесь лишнее? Что вы не записали в цепь питания? - Почему это слово лишнее? - А вы знаете, кто это коростель? Где они живут? - (на доску вывешиваю картинку луга) Что изображено на картинке? - Перед вами место, где живет коростель. | - Грибы - заяц-волк. - (доказывают свое решение) - Коростель. - Потому что мы не знаем кто это/ эта птичка не обитает в лесу/ наугад. - Нет/ в поле/ в лесу/ на лугу (разные ответы детей) - Поле/луг/ лужайка. |
4. Выявление места и причины затруднения | - Почему у нас получились разные ответы? - Давайте разбираться, кто же такой коростель и где он обитает. | - Мы не знаем, кто такой коростель и где он обитает. |
5. Построение проекта выхода из затруднения | - Послушайте стихотворение: Слайд 2 Бежит тропинка через луг, - Какое ключевое слово вы услышали? - Значит, как называется место, где живет коростель? - Какая же тема урока будет сегодня? - Верно, «Луг» или лучше сказать «Жизнь луга». (на доску тему ) -Какую цель поставим перед собой? (изучить жизнь луга, как сообщество) - Какие задачи мы можем поставить перед собой на уроке? (Дети формулируют задачи). Задачи: - что растёт на лугу; -кто живёт на лугу? -как человек использует луга? -Работать будем по плану (план на доске) - Приступим к реализации нашего плана. -Для начала работы мы должны уточнить, что же такое луг? Ответы детей -Обратимся к толковому словарю С.Ожегова (читает ученик) Луг - участок земли, покрытый травянистой растительностью. (Толковый словарь. ) - Откроем учебник с.171, найдем определение слову луг Слайд № | - Луг. - Луг. - Луг (Жизнь луга). План 1. Название сообщества. 2. Какие организмы составляют сообщество. 3. Экологические связи в сообществе. 4. Значение сообщества для человека. 5. Влияние человека на сообщество. 6. Охрана сообщества.
Луг – это сложное единство живой и неживой природы. Живые организмы луга составляют природное сообщество. |
6. Реализация построенного проекта | - скажите, чем отличается луг от леса, если и тот и другой являются природным сообществом? -Вы только что называли отличительные свойства (признаки) луга. - Давайте выполним следующее задание, где точно узнаем, какие организмы составляют сообщество луга. (работа в группах) - Задание по группам. Сейчас я вам раздам карточки, на которых будут вопросы, и вам на них нужно будет ответить и представить нам свои результаты 1 группа будет отвечать на вопросы про растения луга, 2 группа - про животных, 3 группа – значение луга для человека, экологические взаимосвязи. - Проверяем! 1 группа читаем свои вопросы и ответ. Слайд 3,4,5,6, Дополнительно Ядовитые растения (рассказывают ученики) Слайд 7 - 2 группа, какие у вас вопросы и ответы? Слайд8,9,10 - Спасибо! -Послушайте голоса этих птиц. Своё присутствие выдаёт песенкой «пить – полоть» - перепел, а коростель – громким скрипучим криком «дёрг – дёрг», трясогузка- постоянно потряхивает хвостиком, за что получила своё название.
- 3 группа. - Хорошо, спасибо! Мы услышали все ответы, в начале урока мы не затруднялись ответить на вопрос «Кто такой коростель?(или дергач)». Сейчас мы можем сказать? Еще необходимо добавить, что все представители лугового сообщества взаимодействуют и тесно связаны между собой, они образуют экологическую систему луга. В основном их связи основаны на питании. Когда животные и растения погибают, их останки перерабатывают почвенные бактерии, которые создают почвенное плодородие. То есть постоянно происходит круговорот веществ в луговой экосистеме, в котором участвуют также компоненты неживой природы - энергия солнца, ветер, почва, влага в виде дождей, снега и весенних разливов. Физминутка?????? (Дети садятся на места) -В ходе работы мы убедились в разнообразии животного и растительного мира луга.
- Давайте вернемся к нашему плану. На все ли вопросы мы ответили? - 1. Что такое луг? - 2. Какие организмы составляют сообщество?
- 3. Экологические связи в сообществе (это связь в природе одного от другого) -4. Значение сообщества для человека - 5. Влияние человека на сообщество - 6. Охрана сообщества. - Молодцы! | - На лугу растут травянистые растения, совсем нет деревьев и кустарников, поверхность земли ровная, животные маленькие в основном нет хищников.
Девиз Вместе не трудно, Вместе не тесно Вместе легко и всегда интересно! Карточки раздаю +карточки-помощницы, карточки- ответы. кк - На лугу растут травы, большинство растений это цветы, растут и грибы. Всё растёт на открытой местности. Растения любят свет и тепло. (Называют некоторые растения). - Большое разнообразие живые существа обитают на лугу. Все они тесно связаны друг с другом, следят друг за другом. На лугу живут насекомые, птицы, черви, жуки, пресмыкающиеся (трясогузка, гусеница, шмель, перепел, пчела, кузнечик, полевка и т.д.). Они живут вместе, сообща, поэтому луг и называют природным сообществом. - Человек не должен навредить природному сообществу, чтобы не нарушить природного равновесия. Луга – украшение окружающего нас мира. Луг имеет большое значение для человека. - Да, это птица, которая живет на лугу.
- Луг - это природное сообщество, на котором растут травянистые растения. - На лугу живут насекомые, птицы, черви, жуки, пресмыкающиеся (трясогузка, гусеница, шмель, перепел, пчела, кузнечик, полевка и тд..) На лугу растут травы, большинство растений это цветы, растут и грибы (лисохвост, тимофеевка, мятлик и тд..) - растения – насекомые - птицы - Растения - насекомые - мелкие животные и птицы – хищные птицы. После гибели их перерабатывают почвенные бактерии и дают плодородие земле. - Луга – украшение окружающего нас мира. Луг имеет большое значение для человека... - Человек не должен навредить природному сообществу, чтобы не нарушить природного равновесия... - Люди должны бережно относится, охранять и беречь луга, (больш. Значение для с/хозяйства) |
|
| |
7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | -А теперь закрепим полученные знания.- Работа в парах. 1. (п.тетр. с78 №1)взаимопроверка 2. (п.тетр. с79 №4)проверяем и дети себя оценят !, +, - Кол-ная работа - Составьте цепи питания луга в п/тетр с.80 Слайд 11 Проверка -Найдите ошибки в рассказе. Сколько их? Слайд 12 Проверка Слайд 13 | Ответы слайда Нек. цветов-бабочка-перепел Мятлик-кобылка-коростель Растение-кузнечик-ящерица (их 5) |
8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | (учитель раздает карточки). ‒ А теперь работаем самостоятельно.
| |
9. Включение в систему знаний и повторение | - Назовите, какие мы теперь знаем природные сообщества -Прочитаем вывод Мудрой черепахи Слайд 14
| - Мы знаем два природных сообщества лес и луг. - Лес - это природное сообщество, в котором растут деревья, кустарники, травы и живут птицы и звери. - Луг - это природное сообщество, на котором растут травянистые растения. |
10. Рефлексия учебной деятельности | ─ Итак, какая тема урока у нас сегодня была? - Какая была цель урока ? - Мы достигли поставленной цели? -Подведём итог урока (по вопросам на доске) (Ответы детей) - Кто считает, что узнал много полезного и важного сегодня на уроке – поселите на картинку зелёную бабочку, не всё понятно – жёлтую. Если вы считаете, что материал был для вас очень сложный и не понятный – красную. (дети клеят бабочек на картинку) Д/з в п/т с.78, №2, с.82 №7 Вы сегодня молодцы, оценки обсудим позже, после проверки тестов. Спасибо за урок! Слайд 15 Поздравление гостей с наступ. Н.годом! (Вручение подарков | ‒ Тема «Жизнь луга», изучить жизнь луга, как сообщество, учились отличать луг и его обитателей от другого природного сообщества леса. Катя Федина??????? Человек! Ты царь природы! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
интегрированный урок окружающего мира и математики 2 класс ("Виды животных", "Время")
Интегрированный урок по окружающему миру "Виды животных" и математики "Время" 2 класс...
Методическая разработка и презентация к уроку окружающего мира "Органы чувств".2 класс. Программа "ХХI век"
Этот урок проводится в форме игр, цель которых – уточнить представления школьников об органах чувств. Впервые слово чувство, которое дети слышали неоднократно и сами широко использовали, применяется к...
Методическая разработка урока окружающего мира. "Жизнь сада".2 класс. УМК "Начальная школа ХХI век"
Цели: познакомить детей с плодовыми культурами, видами плодовых культур, со способом размножения – черенкованием. В начале урока проверка изученного материала по карточкам. Далее идет Дидактическая иг...
Урок окружающего мира "Здоровое питание" (2 класс)
Классный час знакомит детей с правилами здорового сбалансированного питания, воспитывает чувство ответственности за свое здоровье. Внимательное отношение к питанию укрепляет иммунитет и здоровье...
Урок окружающего мира во 2-м классе "В мире камня" (УМК "Планета знаний")
Цели: Познакомить с полезными ископаемыми и камнями - самоцветами. Расширить знания об использовании полезных ископаемых человеком.Развивать речь, любознательность, кругозор учащихся, умение сравниват...
Конспект урока «Пернатые изобретатели» Урок окружающего мира в 3-ем классе
Цель урока: Знакомство с особенностями строения и образом жизни птиц и их приспособлением к полёту. ...
Конспект интегрированного открытого урока окружающего мира в 1 «Б» классе (УМК «Школа России», А. А. Плешаков «Окружающий мир»)
Урок окружающего мира в первом классе УМК «Школа России» «Как живет семья?», построен в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода, является уроком &quo...