Технологическая карта урока. Окружающий мир.Тема: "Почва".
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Данная разработка позволит качественно, в познавательной форме провести урок окружающего мира в 3 классе по развивающей системе Л.В. Занкова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- уточнить тип урока;

- уточнить тематические рамки.

Проговаривают стихотворение –объясняют каким должен быть настоящий исследователь.

Организует проговаривание правил поведения на уроке.

Организует проговаривание девиза урока.

Добрый день, ребята, предлагаю   наш урок начать такими словами:

Мы хороший дружный класс, все получится у нас.

Сегодня на уроке мы будем настоящими исследователями природы.

?Каким должен быть исследователь, чтобы не пропустить важные вещи?

 Проверим, хорошо ли мы подготовились к работе?

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные

УУД)

ІІ. Актуализация

опорных знаний

Выделяют существенные признаки живой природы.

Работа в парах.

Распределение понятий на две группы.

Организует работу учащихся в парах, предлагает вниманию схему «Живая и неживая природа» «Признаки живой природы» на доске.

Слайд для проверки полученных групп.

? На какие группы делятся природные объекты?

?какие признаки живой природы вы знаете?(

Отлично.

Сейчас поработайте в парах и распределите понятия, которые вам предложены на группы (2мин)

Давайте проверим вашу работу. На столах у вас лежат карточки с понятиями. Определите в какую группу этот  предмет  относится, сравните с полученными у вас группами.

(к доске выходят распределяют)

?у кого есть дополнения, замечания)

А теперь сравните ваш вариант с моим.

?Что вы можете сказать

 ( совпало)

Молодцы.

Предметные:

– раскрывать сущность

понятия «живая»  «неживая природа»

определять признаки живой природы

– уметь распределять объекты природы на группы;

пользоваться научным

стилем речи.

– определять границы

собственного знания/

незнания (п);

– учиться прогнозировать (р.);

– слушать и понимать речь

учителя, строить рассуждение (к.)

ІІІ. Введение в тему

урока

Слушают загадку, делают предположения, дают ответы, отвечают на вопросы, работают с интерактивной доской.

Загадывает загадку, задает вопросы, определяет тему  урока, и цели

!Есть еще один природный объект. Внимательно послушайте загадку, и попробуйте узнать, о чем идет речь.

САМЫЙ ВЕРХНИЙ СЛОЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ

В НЕМ РАСТУТ ТРАВА ДЕРЕВЬЯ

ПЛОДОРОДЬЕМ ОБЛАДАЕТ

КАК ЕГО ВСЕ НАЗЫВАЮТ

.Постановка цели и задачи урока.

(варианты, давайте проверим,  есть ли среди ваших вариантов правильный?

?как вы считаете, в какую группу нужно отнести почву?

(варианты детей)

? Скажите ребята о чем мы сегодня будем говорить на уроке ( о почве)

?Что бы вы хотели узнать о почве?

?Давайте выберем самые главные вопросы сегодняшнего дня, урока?( слайд)

Предметные:

– раскрывать сущность

понятия «живая»  «неживая природа»

определять признаки живой природы

УУД:

– осознавать необходимость

открытия нового знания

для овладения правильным

письмом (л.);

– находить в учебнике

необходимую информацию;

осмысливать заглавие

раздела, параграфа,

высказывать на этой основе

предположения о содержании(п)

нового знания;

– формулировать учебную

задачу урока (р).

ІV. Открытие нового

ЗнанияОсознание

учебной

задачи, ее

решение

Физкультурная минутка (динамическая пауза)

Рассматривают образцы почвы, дают ответы, работают с учебником, проводят опыты, по предложенному алгоритму, по результатам своих наблюдений делают выводы о веществах, входящих в состав почвы; записывают выводы в тетради

Проводит группа дежурных

Определяет алгоритм работы, помогает провести наблюдения, сделать вывод,

У вас на столах есть образцы почв. Посмотрите внимательно.

?Как вы ребята считаете, а что такое почва (варианты)

Есть ученые, которые исследуют почву, их называют почвоведами, давайте узнаем, какое определение почвы есть у  ученых.

Работа с учебником( стр18)

?Кто нашел и сможет нам прочитать что такое почва?(чтение и  и слайд)

Как вы понимаете слово плодородный?

?Ребята, похожи наши определения с определение ученых.

Давайте вернемся к нашим вопросам.Что еще мы хотим узнать о почве?

Как будем исследовать состав почвы?

(проводить опыты)

будем записывать результаты наших опытов в тетрадь

(Практическая работа)

?Итак с какой целью мы будем проводить опыты с почвой? ( узнать ее состав)

На доске для проведения опытом есть инструкции

(прочитайте инструкцию к 1 опыту)

?Расскажите о своих наблюдениях. Что появляется на поверхности воды? (пузырьки)

?Какой вывод можно сделать: в почве содержится воздух ( запишите в тетрадь номер опыта и вывод)

(прочитайте инструкцию ко 2  опыту)

?Расскажите о своих наблюдениях. Какой стала салфетка

?Какой вывод можно сделать: в почве содержится

ФИЗМИНУТКА

Продолжим наше исследование

(прочитайте инструкцию к 3 опыту, громко)

?Расскажите о своих наблюдениях. Что оседает  на дно стакана? (пузырьки)

? Как вы считаете, почему вода стала мутной?

? Как вы думаете,  что оседает на стенках стакана? Какой вывод можно сделать: в почве содержится песок, глина, соль ( запишите в тетрадь номер опыта и вывод)

(прочитайте инструкцию к 4 опыту)

?Расскажите о своих наблюдениях. Что увидели и почувствовали? ( пар, дым, запах)

?Как вы думаете что еще входит в состав почвы, от чего идет пар и запах?

?Какой вывод можно сделать: в почве перегной

? Заканчиваем наши опыты, и давайте вспомним какова цель нашей работы, что мы хотели узнать при помощи опытов? ( состав почвы)

? Из чего состоит почва? ( перечисляем)

?На какой вопрос нам осталось ответить.

Василий Докучаев русский ученый, долгое время занимался изучением почвы. Слайд

?Прочитайте, как он называл почву?

?Подумайте почему он дал почве такое интересное определение ?

? В какую группу  все же отнести нам почву?

Предметные:

– анализировать услышанную информацию и собственные наблюдения

выделять и характеризовать

существенные признаки;

– устанавливать соответствие

и  делать выводы  на основе  проведенного опыта

– называть основные компоненты почвы

– объяснятьсущность

понятия почва

пользоваться термином

почва;

– заполнять таблицу;

УУД:

– иметь познавательный

интерес к работе с природными объектами

 (л.);

– принимать цель деятельности,

поставленную учителем; работать

по предложенному плану;

прогнозировать результат

деятельности; осуществлять

самоконтроль (р.);ориентироваться

в учебнике; воспринимать

и находить необходимую

информацию; анализировать

ее; моделировать (п);

– наблюдать; выделять

существенныепризнаки

изучаемых понятий;

– сравнивать

устанавливать

причинно-следственные

связи; обобщать, делать

выводы;

– подводить отдельные факты

под понятие (п);

– воспринимать, понимать,

критически оценивать устную

и письменную речь собеседников;

участвовать в дискуссии; строить

рассуждение (к.)

V. Применение

нового знания

Работают со схемой, добавляя нужные понятия в схему «Состав почвы»

Предлагает для закрепления полученных знаний игру, объясняет правило

игра «Лишний»

?Вспомните состав почвы и выбирайте только нужные понятия.

?Встречали вы когда-нибудь такие предметы в почве?

?Как они там появились?(слайд)

Предметные:

– правильно определять состав почвы

– выделять и отмечать

лишние объекты

УУД:

– принимать цель

деятельности; действовать

по предложенному плану;

осуществлять

самоконтроль (р.);

– анализировать, сравнивать,

делать выводы;

(п);

– слушать и понимать речь

других; уметь с достаточной

полнотой и точностью

выражать свои мысли (к.)

VI. Домашнее задание

Знакомятся и анализируют предложенную информацию, работают со схемой «Состав почвы»

Предлагает прочитать информацию об образовании почвы

Подготовить творческую работу «Меры по сохранению плодородия почвы»

УУД:-осуществлять поиск необходимой информации, анализировать её (п)

– работать по предложенному плану, инструкции (р.);

– слушать и понимать

речь других (к

VII. Рефлексия изученного на уроке.

Итог урока.

Работают самостоятельно, выполняя задание на листах; выполняют самопроверку.подводят итоги проделанной работы на уроке.

Подводит итог урока, предлагает листы для самооценки, дает инструкции по оценки работы.

На какие вопросы мы должны были ответить, что хотели узнать.

1. Что такое почва?

2 Из чего состоит

3.Живая ли она?

Рефлексия.

Проверьте себя, выполнив задания на листах.

Самопроверка.  

А,  теперь проверьте свою работу, если ваши ответы совпадают, поставьте себе «5»Если есть  ошибки обязательно исправьте их.

Ребята, что сегодня на уроке вы узнали такого,  о чем никогда не слышали?

Спасибо за урок вы были хорошими исследователями, до свидания!

Предметные:

– находить среди предложенных определений, определение понятия «почва»

- дополнить схему «Состав почвы»

УУД:

– оценивать свои

достижения (л.);

– уметь сдостаточной

полнотой и точностью

выражать свои мысли (к.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

На уроке окружающего мира. Тема"Почва"

Так мы работаем с сообщениями на уроках окружающего мира. Ребята очень стараются для одноклассников зачитать свое сообщение увлекательно и интересно....

Технологическая карта урока. Окружающий мир 2 класс А.А. Плешаков. Россия на карте.

Технологическая карта урока. Окружающий мир 2 класс А.А. Плешаков. Россия на карте....

Технологическая карта урока окружающего мира "Географическая карта"

Урок окружающего мира по теме "Географическая карта"  построен с применением одного из инструментов формирующего оценивания - листа самооценки. Работа с листом самооценки ведётся на про...

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте" и презентация к уроку.

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте", презентация к уроку. 2 класс.УМК "Школа России", А, А. Плешаков....

технологическая карта урока окружающий мир по теме "карта нашего края" 4 класс ПНШ

Третий урок изучение и работы по карте нашего края. Работа по контурной карте....

Технологическая карта урока окружающий мир по теме "Почва и её состав"

Тема урока: Почва и её составЦель урока: формирование знаний о почве; изучение состава почвы опытным путём.Задачи урока Дидактические:1. Знать понятие «почва» и её состав;2. Научить провод...