Технологическая карта урока окружающего мира на тему: «Почва. Как образуется почва»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Предварительный просмотр:
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Саратовской области
«Саратовский областной педагогический колледж»
Технологическая карта урока окружающего мира
на тему: «Почва. Как образуется почва»
Выполнила студентка 31 группы
Специальности: «Преподавание в начальных классах»
Храмова Анастасия
Методист: Храмова В.В.
Учитель: Шевырёва В.Н
Класс: 3 «А»
Дата проведения: __________
Оценка________
Саратов 2020 г.
Тип урока: Урок открытия нового знания
Тема урока: «Почва. Как образуется почва»
Класс: 3
Цель урока: Создать условия для формирования представлений о почве и её образовании.
Задачи урока:
Дидактические: познакомить учащихся с такими понятиями как почва, почвообразование и цепи питания.
Развивающие: способствовать развитию памяти, внимания, мышления, коммуникативных навыков.
Воспитательные: воспитывать самостоятельность, интерес к окружающему миру.
УМК: Перспективная начальная школа
Оборудование: интерактивная доска; карточки с заданиями; раскраска дерева; учебник «Окружающий мир» 3 класс, О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап урока | Образовательная задача этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Планируемые результаты | ||
предметные | метапредметные | Личностные | |||||||
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения требований к учебной деятельности | Словесный (психологический настрой) | Прозвенел звонок. Начинаем наш урок. Проверьте свои рабочие места, все ли у вас готово к уроку? Ребята, прочитайте девиз нашего урока: Тот, кто хочет много знать, Должен сам всё постигать! -Как вы думаете, какое главное слово в этом изречении? -А можно ли заставить кого-то учиться? -Я уверена, что вы хотите учиться. Желаю вам на этом уроке многому научиться. | Проверяют все ли готово к уроку.
-Сам -Нет, он должен сам захотеть Настраиваются на работу. Садятся на свои места. | Ф | Л: управление своим настроением, умение выражать эмоции. М: организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность. | Умение выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание. | ||
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | Цель: подготовка мышления учащихся организация фиксирование каждым из учащихся индивидуального затруднения в пробном учебном действии | Словесный (беседа), наглядный | Выявляет уровень знаний: - Скажите ребята, какая была тема вашего прошлого урока? - Сейчас вы выполните задание в группах, и мы проверим как вы усвоили данную тему. Каждой группе я раздам конверт, в котором находится ребус или части слов. В зависимости от того, что у вас будет в конверте, ваша задача разгадать ребус либо составить слова из частей. И об отгаданных вами словах или нескольких слов, вам будет нужно рассказать. Это может сделать один человек из вашей группы. Учитель раздаёт детям конверты с заданием 1 конверт: - Какие слова у вас получились? - Какие полезные ископаемые к ним относятся? - А как человек использует данный полезные ископаемые? 2 конверт: - А какие слова получились у вашей группы? -Что выплавляют из руд чёрных металлов? Какие сплавы железа вы знаете? - А какие металлы получают из руд цветных металлов? 3 конверт: - Какое ваше слово? -Что такое песок? - Из чего он состоит? -Для чего применяется песок? 4 конверт: -Какое ваше отгаданное слово? - Что такое глина? - Почему глине можно придать любую форму? -Что делают из глины? 5 конверт: - Какое ваше слово? - Что такое мрамор? - Для чего применяют мрамор? 6 конверт: - Какое же слово было спрятано у вас в ребусе? -Какие его отличительные свойства? -Что делают из гранита? - Ребята, а в какую группу можно объединить песок, глину, гранит, мрамор? 7 конверт: -А какое слово получилось у вашей группы? - А что такое почва? - Как она образуется? - Может, в этих вопросах вам помогут ваши одноклассники? | Отвечают на вопросы учителя. - Полезные ископаемые -Горючие полезные ископаемые -Каменный уголь, торф, природный газ -Использует как топливо, которое сжигают на электростанциях, вырабатывающих электроэнергию -Рудные полезные ископаемые -Железо - Чугун, сталь -Алюминий, медь, цинк, свинец, олово и др. - Песок - Рыхлая горная порода - Из отдельных мелких песчинок разного цвета - Для строительства дорог, производства цемента и бетона - Глина - Плотная горная порода - Потому что она пластичная и вязкая, из-за воды -Кирпичи и черепицу - Мрамор - Горная порода, образующаяся из известняка - Является отделочным материалом, а также его используют скульпторы для создания своих произведений -Гранит -Твёрдость и прочность -Опоры мостов, фундаменты высотных зданий - В группу строительных полезных ископаемых -Почва Высказывают свои предположения (некоторые учащиеся не знают правильного ответа) | Ф Г | Интерактивная доска | Основы научных знаний | Р: Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения. | |
3. Выявление места и причины затруднения | Цель: организация анализа учащимися возникшей ситуации и осознание того в чем именно состоит недостаточность из знаний, умений, способностей | Словесный (беседа), подводящий диалог | Задаёт вопросы: - Ребята, а почему у всех получились разные ответы? | - Мы ещё не знакомы с таким понятием как «почва», нам не хватает знаний | Ф | Р: умение анализировать свои знания | |||
4. Построение проекта выхода из-за труднения | Цель: постановки целей учебной деятельности, выбор способа и средств их реализаций | Словесный (беседа) | Задаёт вопросы: - Ребята, как вы думаете какова будет тема нашего урока? -Правильно, а какую цель мы поставим перед собой? -Итак, зная тему и цель, давайте составим план урока: 1. Что такое почва и как она образуется? 2. Какие животные обитают в почве и чем они питаются? 3. Почва – живая или неживая природа? | Отвечают на вопросы - Почва. Как образуется почва - Узнать, что такое почва и как она образуется | Ф | Р: умение формулировать цель и учебную задачу | Умение формулировать мысли в устной форме | ||
5. Реализация построенного проекта | Цель: реализация построенного проекта или построение учащимися нового способа действий и формирование умений применять его при решении заданий | Словесный, наглядный | Организует познавательную деятельность учащихся
- Приступим к работе, следуя плану. Сейчас мы с вами посмотрим видеоролик, по которому я задам вам вопросы. Вы должны смотреть его внимательно. Просмотр видеоролика - Что же такое почва? -Каким основным свойством обладает почва? -Как вы понимаете слово «плодородие»? - От чего зависит плодородие почвы? -Что такое перегной? Рассказ учителя - Образование почвы началось только с появлением на Земле живых существ. С тех пор в течение миллионов лет идет непрерывный процесс ее образования. По подсчетам ученых, для образования слоя почвы толщиной 5 см требуется две тысячи лет. В течение многих миллионов лет солнце, вода и ветер разрушали скалы. Они превращались в мелкие частицы песка и глины, на которых сначала поселялись лишайники, водоросли и бактерии. Перегнивая, их остатки перемешивались с песком и глиной. Так в почве появился перегной, благодаря которому могли расти травы, кустарники и даже деревья. - Ребята, мы ответили на первый пункт нашего плана? -Какой второй пункт? - А какие же животные обитают в почве? Обратимся к учебнику на стр. 33. Рассмотрите рисунок. Посмотрите, каких животных вы узнали на рисунке. -А чтобы более точно узнать, что это за животные изображены на рисунке, я буду вам загадывать загадки: 1) Ножек нет и нету ручек, Шерстки нету и колючек. В дождь из норки выползает Все дорожки заполняет. Он полезный, не слизняк… Как зовут его? … (Червяк) 2) В темноте летает кто-то, издавая громкий звук. Кто там спорит с самолётом? Ну, конечно, майский… (жук) 3) На цветок, жужжа, садится, 4)Под землёй живёт, как крот, 5) Эта маленькая крошка 6) Он размером маловат, - В почве обитают дождевые черви. Передвигаясь в почве, они разрыхляют её. Дождевые черви затаскивают в свои норки большое количество растительных остатков. Так они обогащают почву перегноем. В почве живут различные насекомые и их личинки (личинки майского жука, личинки муравьёв, шмели). На иллюстрации мы видим медведку (вредителя огородов), в земле роют свои норы мыши, кроты. Так же в почве много микроорганизмов. - Чем питаются животные почвы? - Давайте обратимся к учебнику, откроем стр. 34 и прочитаем текст. - Чем же питаются животные почвы? - Ребята, также в тексте говорится о том, что между растениями и животными почвы существует пищевая зависимость. Например: Корень одуванчика – личинка - крот Не будет одуванчиков – погибнут личинки. Не будет личинок – крот будет голодать. - Посмотрим значение этого выражения в словаре на с. 143. - Пищевая цепь показывает, кто кого или что ест. Цепей питания, связывающих обитателей почвы, очень много. Но в каждой цепи первое звено - всегда растения. Почему? Только они способны производить питательные вещества. Второе звено – растительноядные животные, третье – хищные или всеядные животные. Когда они погибнут, их останки станут пищей бактерий, которые живут в почве. - Возвращаемся к нашему плану, и нам осталось ответить на последний вопрос. К какой природе живой или неживой относится почва? - Но мы узнаем, кто прав из вас, прочитав текст в учебнике на стр.32 - Как бы вы теперь ответили на этот вопрос? - Почему она относится и к живой и к неживой природе? Физминутка. | Внимательно слушают учителя.
- Почва – это верхний плодородный слой Земли. - Основное свойство почвы - плодородие. - На ней выращивают различные культурные растения, которые человек использует как в пищу, так и как корм для животных. -Чем больше в почве перегноя, тем выше её плодородие. - Перегнившие остатки животных и растений - Да - Какие животные обитают в почве и чем они питаются ? Открывают учебник, читают по цепочке Высказывают свои предположения. - остатками живых организмов, корнями растений или другими животными - Цепь питания – цепочка разных живых организмов, из которых каждый последующий ест предыдущего.
Высказывают предположения -Почва относится и к живой, и к неживой природе. - В почве находятся объекты как живой, так и неживой природы. Выполняют упражнения, повторяя за учителем | Ф П | Предметные и метапредметные действия с учебным материалом | К: умение взаимодействовать | Смыслообразование | |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Цель: применение нового способа действий при решении типовых заданий | практический | -Ребята, нам прислали письмо с заданием, в котором находятся цепи питания. Но все они случайно перепутались. Давайте поскорее поставим все слова на свои места и правильно выполним задание! 1) Землеройка – Корень растения – Личинка муравья 2) Дождевой червь – Крот – Опавшие листья 3) Жук –короед – Дятел – Сосна 4) Лист – Воробей – Гусеница - Молодцы, ребята, вы справились с заданием! | Слушают задания, отвечают устно по очереди. | Ф | Основы научных знаний | К: умение работать в группах Р: умение оценивать свою работу, работу товарищей | Положительное отношение к процессу познания | |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Цель: исполнительская рефлексия достижения цели учебной деятельности; применение нового знания в типовых заданиях | Практический | Организует самостоятельную работу учащихся. - У каждого из вас лежит на столе карточка с заданием. Задание: Выбери правильный ответ 1. Почва – это … а) верхний плодородный слой земли; б) пучки трав, небольшие кусты; в) слой земли; г) полусгнившие остатки корешков и листьев растений. 2. Главное свойство почвы – это … а) плодородие; б) содержание влаги и воздуха; в) содержание минеральных солей. 3. В почве обитают живые существа: а) муравьи, мухи, тараканы; б) бабочки, жуки, мыши; в) кроты, медведи, дождевые черви; г) дождевые черви, кроты, мыши. 4. Животные почвы питаются… а) грибами; б) воздухом; в) растениями; г) остатками живых организмов, корнями растений или другими животными. 5. Цепь питания – это… а) живые существа, связанные между собой; б) цепочки разных живых организмов, из которых каждый последующий ест предыдущего; в) пищевые цепочки разных растений и живых организмов. 6. В пищевой цепи звенья расположены так: а) растения – хищные животные – растительноядные животные; б) растения – растительноядные животные – хищные животные; в) растительноядные животные – растения – хищные животные; г) хищные животные – растительноядные животные – растения. (Самопроверка на слайде правильный ответ.) Поднимите руки у кого ни одной ошибки. Поднимите руки у кого 1-3 ошибки. Поднимите руки у кого 4 ошибки. | Выполняют самостоятельную работу и самопроверку по эталону. Оценка своей работы. | И | Раздаточный материал (карточки), интерактивная доска | Опыт предметной деятельности по получению, преобразованию и применению научных знаний | Р: умение оценивать результаты своей деятельности (сравнивать с эталоном) | Смыслообразование |
8. Включение новых знаний в систему знаний и повторение | Цель: повторение и закрепление ранее изученного подготовка к изучению следующего курса | Словесный | Задает вопросы: - Что мы сегодня изучали? - С чего начался процесс образования почвы?
- Что интересного вы узнали на уроке? - Что вас удивило? | - Почву и её образование - Сначала благодаря солнцу, воде и ветру, которые разрушали скалы. Их обломки были непригодны для жизни растений и животных, но благодаря лишайникам и бактериям стала появляться почва. | Ф И | Основы системы научных знаний | К: умение проявлять активность в коллективной деятельности | ||
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Цель: самооценка учащихся результатов своей учебной деятельности | Наглядный, словесный | -Ребята, сейчас я вам раздам раскраски, на которых изобреженно растение. Раскрасьте его Зелёным цветом, если вы довольны своей работой. Жёлтым цветом, если у вас были затруднения. Красным цветом, если вы были не активны на уроке. | Оценивают свою деятельность на уроке. | Ф | Раскраски с изображением дерева. | Анализ своих собственные достижения, неудачи, поиск способов решения проблем. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА урока окружающего мира, по теме: «Что такое окружающий мир»
Технологическая карта урока по окружающему миру для 1 класса....
Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Мы должны охранять окружающую среду"
Представлен конспект урока окружающего мира с элементами проектной деятельности в 1 классе + презентация....
Технологическая карта урока окружающего мира по теме «Россия на карте» ( УМК "Школа России" 2 класс)
Тип урока: "открытие" нового знанияЗадачи урока по практической части ВКР: создание условий для ознакомления обучающихся с понятием «Географическая карта», с уловными обозн...
Технологическая карта урока окружающий мир по теме "Почва и её состав"
Тема урока: Почва и её составЦель урока: формирование знаний о почве; изучение состава почвы опытным путём.Задачи урока Дидактические:1. Знать понятие «почва» и её состав;2. Научить провод...
Технологическая карта урока окружающего мира "Умей предупреждать болезни. Здоровый образ жизни" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цель деятельности учителя:формирование у обучающихся знаний о закаливании организма, предупреждении болезни и правилах здорового образа жизни.Задачи урока:Дидактические:1. дать представление о понятия...
Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Здоровый образ жизни", УМК «Система Д.Б.Эльконина – В.В. Давыдова», 3 класс
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся знания о правилах сохранения и укрепления здоровья. Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1)ф...
Технологическая карта урока окружающего мира. Что такое почва. 3 класс. УМК "Школа России"
Тема урока: "Что такое почва"Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представлений о том, что такое «почва»; выявление состава и свойств почвыЗада...