Проект "Огород на окне" (1 младшая группа)
проект по окружающему миру
Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.
Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята. Это детский исследовательский проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной опытно - исследовательской деятельности, осознание детьми своих интересов, формирование умений их реализовывать, приобретение и применение детьми новых знаний в жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ogorod_na_podokonnikedokument_microsoft_office_word_6.docx | 34.62 КБ |
prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.zip | 2.96 МБ |
Предварительный просмотр:
Экологический проект «ОГОРОД НА ОКНЕ» (1 младшая группа)
Воспитатель: Ляукина Наталья Геннадьевна
Актуальность:
Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.
Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята. Это детский исследовательский проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной опытно - исследовательской деятельности, осознание детьми своих интересов, формирование умений их реализовывать, приобретение и применение детьми новых знаний в жизни.
Цель проекта: формирование экологической культуры у детей и их родителей, создание условий для познавательного развития детей.
Задачи проекта:
Для работы с детьми
1.Развивать познавательно-исследовательскую деятельность детей через:
∙ Наблюдения за ростом растений;
∙ Беседы о значении овощей в жизни человека;
∙ Опытно-экспериментальную деятельность.
2.Воспитывать бережное отношение к растениям.
3.Формировать умение самостоятельно выражать собственное мнение об увиденном и услышанном.
4.Формировать коммуникативные навыки.
Для работы с родителями
1.Заинтересовать родителей в совместной деятельности: воспитатель-родитель-ребенок на подготовительном этапе.
2.Выполнять совместные задания по проекту.
Для педагога
1.Овладеть методом проектов как технологией и как деятельностью по самоорганизации профессионального пространства.
2.Выстроить стратегию руководства проектом во взаимодействии с родителями, детьми.
3.Сформировать предметно-развивающую среду для проекта, оформить зоны познания играми на тему проекта.
4.Помогать детям добывать знания.
5.Оказывать воспитанникам помощь в подготовке и проведении презентации проекта.
Вид проекта: познавательно-исследовательский.
Время реализации проекта: апрель 2019г.– май 2019г.
Участники проекта: воспитатели, дети младшей группы «Яблонька», родители воспитанников.
Предполагаемый результат:
Для детей:
Расширение знаний о строении растений и роли овощей в жизни человека; формирование первоначальных навыков бережного отношения к растительному миру; развитие наблюдательности; активизация словарного запаса; накопление эмоционального позитивного опыта общения с природой; самоутверждение личности ребенка; снятие стрессовых факторов.
Для родителей:
Повышение компетентности по данной теме, избрание нужных ориентиров в воспитании, укрепление детско-родительских отношений, самореализация.
Для педагога:
Повышение профессионализма, внедрение новых методов в работе с детьми и родителями, самореализация.
Принципы реализации проекта:
Принцип развития – ориентация на развитие личности.
Принцип дифференциации и индивидуализации - создание условия для полного проявления способностей каждого ребенка и его семьи.
Принцип диалогического общения – открытость, искренность, взаимопонимание всех субъектов творческого проекта.
Принцип доступности – организация работы с учетом возрастных особенностей, подготовленности, а также индивидуальных особенностей семейных отношений.
Принцип системности – решением комплекса задач образовательной и воспитательной направленности.
Формы реализации проекта:
Формы работы с детьми: Наблюдения, эксперименты, организованная деятельность, беседы с рассматриванием картинок, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность, тематические прогулки, оформление фотоальбомов.
Формы работы с родителями: Индивидуальные беседы, рекомендации, анкетирование, наглядные информационные материалы, выполнение творческих заданий, конкурсы.
Оборудование и материалы для посадки растений и ухода за ними: ящики с землей, семена растений, палочки, совочки, лейки с водой, грабельки.
Этапы реализации проекта:
I этап – установочный
- Диагностирование детей, анализ полученных результатов;
- Анкетирование родителей;
- Определение цели, задач проекта, сроков реализации, предполагаемого результата.
II этап – подготовительный
- Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного и дидактического материала по данной теме, оборудования для проведения экспериментальной работы.
- Составление плана работы над проектом.
- Определение времени в режиме для группы для реализации проекта.
- Оформление родительского уголка, размещение рекомендаций родителям по работе с детьми по проекту.
III этап (реализация проекта) - познавательно-исследовательский
месяц | Познавательная деятельность | Трудовая деятельность | Наблюдения, экспериментальная деятельность | Чтение художественной литературы | Игровая деятельность | Продуктивная деятельность | Работа с родителями |
апрель | Беседы с детьми «Что такое огород и что на нём растёт», «Какие растения можно вырастить на подоконнике». Знакомство детей с алгоритмом по уходу за растениями. Рассматривание иллюстраций, картинок, муляжей овощей и фруктов, уточнение формы, цвета. | Посадка семян укропа и петрушки, луковиц. | 1.«Земля – какая она». Цель: выявить свойства земли (имеет вес, черного цвета, сыпучая) 2. «Семена растений отличаются друг от друга» Цель: выявить внешние отличия семян друг от друга. 3.«Земля и растение» Цель: Выявить насколько земля необходима для роста растений. 4.«Вода и растения» Цель: Выявить насколько вода необходима для прорастания и роста растений. 5.Наблюдения за ростом корневой системы лука в воде | Разучивание потешек, пословиц, поговорок, песен, связанных с огородом, овощами и фруктами. Отгадывание загадок про овощи и фрукты. Чтение русской народной сказки «Репка», стихотворения С.В. Михалкова «Овощи», В.Коркина «Что растет у нас на грядке?». Заучивание: А. Прокофьева «Огород» | Игры – путешествия «Разноцветные плоды растений»П/и «Огуречик», д/и «Что растет на огороде», «Четвертый лишний», «Найди пару», «Собери из частей целое». | Рисование «Однажды хозяйка с базара пришла».Лепка овощей из пластилина | Беседа с родителями «Участвуем в проекте «Огород на окне».Приобретение необходимого оборудования (контейнеры, земля, удобрения, семена). Подготовка земли, материала для творческого оформления огорода. |
май | Беседы «Роль солнца, воздуха и воды в жизни растений». НОД «Сажаем лук». Рассказ воспитателя «Витамины в овощах. Фоторепортаж «Как мы сажаем и ухаживаем за растениями» | Полив и уход за растениями на «огороде». Совместный с детьми уход за рассадой: полив, рыхление, прореживание. | 1.«Солнце и растения». Цель: определить роль солнца в жизни лука и других растений. 2.«Тепло и растение» Цель: выявить потребности растения в тепле.1.«Человек и растение». Цель: выявить, нуждается ли растение в уходе человеком. | Чтение: А.Барто «Морковный сок», русской народной сказки «Вершки и корешки»Чтение отрывков из книги Д.Родари «Приключения Чипполино», Ю.Тувим «Овощи»Чтение: И.Токмакова «Купите лук», Э.Успенский «Как капусту растили» | Дидактические игры: «Вершки и корешки», «Чудесный мешочек». Хороводная игра «Урожайная»Д/и: «Ботаническое лото», «Найди овощ по описанию», «Отгадай по вкусу». Сюжетно- ролевая игра «Овощной магазин».Сюжетно- ролевая игра «Приготовим щи для кукол». Игра малой подвижности «Огород у нас в порядке». Д/и «Что сначала, что потом»Театрализованная деятельность. Оформление огорода в стиле маленького сельского дворика, где живут дедушка и бабушка. Они «выращивают» овощи на грядках. Дети в игровой форме знакомятся с бытом и хозяйством, обитателями сельского дворика, с орудиями труда, сельскохозяйственной техникой, наблюдают за ростом растений | .Аппликация «Вот такой мой лучок». Оформление мини выставки «Наш урожай».Оформление фотоальбома «Огород на подоконнике». | Консультация для родителей «О луке – детям».Семейное оформление мини- энциклопедии «Чудо польза лука». Семейный просмотр и обсуждение мультфильма «Лунтик. Лук»Акция «День добрых дел» (субботник по озеленению участка) |
IV этап – обобщающий
- Проведение мониторинга удовлетворенности взаимодействия родителей и детского сада.
- Награждение тех родителей, которые активно участвовали в проекте.
- Презентация проекта.
- Презентация фотоальбома «Огород на подоконнике».
Литература:
1. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы.
2. С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Москва «Просвещение» 2005 г.
3. Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста». Санкт Петербург Детство – Пресс 2007 г.
4. «Экологическое воспитание дошкольников» (на основе развивающих форм образования) Разработка занятий под ред. Т. В. Бабыниной – Набережные Челны,2009.
5. Горькова Л.Г. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию детей».
6. Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений», М. 2005г.
7. Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Мир, в котором я живу», М. 2006г.
8. Подборка журналов «Дошкольное воспитание» за 2013 год.
9. Интернет ресурсы.
Конспект непосредственной образовательной деятельности в I младшей группе №1
Тема: «Сажаем лук»
Тема: «Сажаем лук» (познавательно-речевая)
Первая младшая группа (возраст 2-3 года) группа №1
Направление: социально-личностное, познавательно-речевое, игровое, трудовое; доминирует речевое развитие.
Интеграция образовательных областей:
Познание (формирование целостной картины мира)
Коммуникация
Социализация
Труд
Здоровье
Форма проведения: экспериментирование опыта
Цель: формировать практические знания о посадке лука в землю и в воду. Сообщить, что из луковиц можно вырастить зеленый лук, очень полезный и витаминный.
Задачи:
1.Воспитательные:
Воспитывать понимание ценности здоровья у детей, желание не болеть, воспитывать трудолюбие
2. Развивающие:
Развивать речь, мышление, самостоятельность
3. Обучающие:
Познакомить детей со свойствами лука: круглый, горький, заставляет плакать. Учить сажать луковицы в землю и в воду. Дать понятие, что для роста лука нужна вода.
Методы и приемы:
- практические: продуктивная деятельность, подвижная игра;
- наглядные: рассматривание Луковки – игрушки, луковиц - семян, большой луковицы, зелёных перьев лука, горшка с землёй, банки с водой, лейки;
- словесные: беседа, вопросы.
Материалы и оборудование: игрушка – Луковка, большая луковица, мешочек с семенным луком, зелёные перья лука, банка с водой, горшок с землёй, лейка.
Планируемый результат: научить детей сажать луковицы в землю, в воду; участвовать в совместной игре «Расти, расти, лучок».
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная | Игра «Расти, расти, лучок» |
Игровая | Подвижная игра |
Коммуникативная | Беседа, вопросы |
Познавательно - исследовательская | Наблюдение за деятельностью педагога и детей |
Логика образовательной деятельности
№ | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты | |
1 | Сюрпризный момент: воспитатель обращает внимание детей на игрушку - Луковку с мешочком, в котором лежит семенной лук. | Заходят в зал, рассматривают мешочек с луком. | Активно взаимодействуют со взрослым и сверстниками. | |
2 | Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы и провести исследовательскую деятельность. Какого цвета лук? Какой он формы? Покажите, какой он круглый. Потрогайте его пальцем и скажите: лук твёрдый или мягкий? Вот я сейчас разрежу луковицу, понюхайте лук, чем он пахнет? А почему мы плачем, когда смотрим на лук? Кто хочет угоститься луком? Какой лук на вкус? | Проявляют интерес, отвечают на вопросы, рассуждают, пробуют лук. | Активно взаимодействуют со взрослым и сверстниками. Проявляют устойчивый интерес к исследовательской деятельности. | |
3 | Воспитатель предлагает детям рассмотреть луковицу. Рассказывает и показывает где у лука верх и донце. Показывает, как правильно сажать лук в банку с водой. | Внимательно и с интересом слушают, запоминают новое слово «ДОНЦЕ» и наблюдают за посадкой лука в банку с водой. | Проявляют устойчивый интерес к исследовательской деятельности. | |
4 | Игра «Расти, расти, лучок» Воспитатель «поливает» лучок (детей), пока он не вырастет. В конце игры рассказывает стихотворение о луковице: Луковица золотая, Круглая, литая. Есть у нее один секрет - Нас она спасет от бед: Может вылечить недуг Вкусный и душистый лук! | Дети приседают на корточки вокруг воспитателя. Затем постепенно встают и поднимают вверх руки. | Дети внимательно и с интересом слушают правила игры и выполняют нужные движения. | |
5 | Воспитатель предлагает ребятам посмотреть, как правильно сажают лук в землю. Затем приглашает детей тоже попробовать посадить лук и полить его из лейки. Воспитатель рассказывает, как будут дети ухаживать за луком, чем полезен лук и в какие блюда его добавляют. | Дети с интересом наблюдают за деятельностью воспитателя, сами сажают и поливают лук. | Проявляют устойчивый интерес к трудовой деятельности, активно и с энтузиазмом трудятся сами. | |
6 | Воспитатель предлагает рассмотреть зелёный лук, который принесла Луковка. Затем отдаёт его помощнику воспитателя, чтобы она нарезала лук и положила в первое блюдо детям, так как в зелёном луке много витаминов, и он полезен для здоровья. Воспитатель предлагает детям поучаствовать в мультимедийной игре «Куда добавим лук». (На интерактивной доске показаны различные блюда. Надо убрать те блюда, в которые лук не кладётся). | Дети с интересом рассматривают зелёный лук и участвуют в мультимедийной игре. | Дети проявляют устойчивый интерес к познавательной деятельности, получают навыки владения работы с интерактивной доской. | |
7 | Итог (рефлексия) Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы Кто сегодня приходил в гости? Куда мы сажали лук? Зачем нужно есть лук? Воспитатель хвалит детей за старательность и активность во время занятия. | Дети с энтузиазмом отвечают на вопросы. | Выражают положительные эмоции (интерес, радость, восхищение). |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Работа с детьми:
Лепка «Овощи большие и маленькие».
Задачи:
Закрепить знания детей об овощах. Упражнять в умении лепить предметы круглой формы, разной величины. Учить передавать впечатления от окружающего мира.
Ход занятия:
Поговорить с детьми об овощах. Рассмотреть их, сравнить по величине (лук большой и маленький). Предложить вспомнить и показать руками в воздухе, как лепить предметы круглой формы.
Выполнение работы детьми. Индивидуальная помощь тем детям, которые испытывают затруднения. В конце занятия положительная оценка, обратить внимание на лучшие работы.
Аппликация «Бедный зайчик заболел – ничего с утра не ел… »
Задачи:
Закрепить знания детей об овощах. Закреплять знания о форме, величине. Упражнять в правильном использовании приемов наклеивания.
Ход занятия:
Вызвать у детей желание помочь игровому персонажу – зайчику (накормить его морковкой, Обратить внимание детей на то, что нужно правильно располагать и приклеивать формы, стараться аккуратно пользоваться клеем.
Рисование «Однажды хозяйка с базара пришла… »
Задачи:
Вызвать у детей интерес к деятельности взрослых при покупке овощей на базаре. Продолжать знакомить с круглой, овальной формой, учить передавать ее особенности в рисунке.
Ход занятия:
Задать детям вопросы детям: - Ребята, вы ходили с мамой на базар?
- Какие овощи вы там покупали?
- В чем вы несли овощи домой?
- Хотите услышать историю о том, как одна хозяйка ходила на базар за овощами? Чтение стихотворения Ю. Тувима «Овощи»
- Какие овощи вы любите больше всего?
Все овощи вкусные и полезные. Для того чтобы они больше не спорили давайте мы их все нарисуем. Дети по трафаретам обводят форму овоща, который выбирают сами, раскрашивают карандашами, не выходя за контур.
Инсценирование песни "Огородная-хороводная"
музыка Б. Можжевелова, слова А. Пассовой
Есть у нас огород
И капуста там растёт.
Вот такой вышины, вот такой ширины. (2 раза)
Ты капуста к нам спеши и немножко попляши.
А потом не зевай и в корзину полезай. (2 раза)
Есть у нас огород
Там морковка растёт.
Вот такой вышины, вот такой ширины. (2 раза)
Ты морковка к нам спеши и немножко попляши.
А потом не зевай и в корзину полезай. (2 раза)
Есть у нас огород
Там зелёный лук растёт.
Вот такой вышины, вот такой ширины. (2 раза)
Ты лучок сюда спеши и немножко попляши.
А потом не зевай и в корзину полезай. (2 раза)
Есть у нас грузовик
Он не мал, не велик.
Вот такой вышины, вот такой ширины. (2 раза)
Ты шофёр сюда спеши и немножко попляши.
А потом не зевай, увози наш урожай. (2 раза)
Задачи:
• Продолжать знакомить детей с песнями.
• Выучить песню под руководством воспитателя и драматизировать её.
• Вызвать у детей положительные эмоции от инсценирования песни, закрепить знания об овощах.
Материал: Шапочки – маски капуста, морковка, зеленый лук.
Методические приемы:
Выучить песню вместе с ребятами. Затем инсценировать ее, используя шапочки - маски. Вызвать у детей положительные эмоции от исполнения песни, закрепить знания детей об овощах.
Подписи к слайдам:
Хоть он горький, но полезный, защищает от болезней. Микробам разным он не друг, потому что это… ЛУК
Актуальность: Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.
Цель проекта: формирование экологической культуры у детей и их родителей, создание условий для познавательного развития детей.
Задачи проекта: Для работы с детьми 1.Развивать познавательно-исследовательскую деятельность детей через: Наблюдения за ростом растений; Беседы о значении овощей в жизни человека; Опытно-экспериментальную деятельность. 2.Воспитывать бережное отношение к растениям. 3.Формировать умение самостоятельно выражать собственное мнение об увиденном и услышанном. 4.Формировать коммуникативные навыки.
Задачи проекта Для работы с родителями 1.Заинтересовать родителей в совместной деятельности: воспитатель-родитель-ребенок на подготовительном этапе. 2.Выполнять совместные задания по проекту.
Задачи проекта Для педагога 1.Овладеть методом проектов как технологией и как деятельностью по самоорганизации профессионального пространства. 2.Выстроить стратегию руководства проектом во взаимодействии с родителями, детьми. 3.Сформировать предметно-развивающую среду для проекта, оформить зоны познания играми на тему проекта. 4.Помогать детям добывать знания. 5.Оказывать воспитанникам помощь в подготовке и проведении презентации проекта.
Этапы реализации проекта: I этап –установочный -Диагностирование детей, анализ полученных результатов; -Анкетирование родителей; -Определение цели, задач проекта, сроков реализации, предполагаемого результата.
II этап – подготовительный -Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного и дидактического материала по данной теме, оборудования для проведения экспериментальной работы. -Составление плана работы над проектом. - Определение времени в режиме для группы для реализации проекта. -Оформление родительского уголка, размещение рекомендаций родителям по работе с детьми по проекту.
III этап (реализация проекта) познавательно-исследовательский Сажаем лук Сажаем зелень-укроп и петрушку
Ухаживаем за урожаем: рыхлим, поливаем
Лучок зазеленел
Наш урожай подрастает
Посадка лука с родителями Ваня Сидоров с мамой сажают в огороде лук
Лепим лучок из пластилина
Рисуем лучок
Вот какой у нас урожай!
Зелёные витамины на столе
Хорош борщ с зелёным лучком!
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия "Кто с нами рядом живёт?". и конспект занятия в первой младшей группе "Степашка в гостях у ребят"
Конспект занятия "Кто снами рядом живёт" во второй младшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим " Степашка в гостях у ребят" в первой младшей группе...
Конспект занятий по математике во 2-ой младшей группе «Путешествие на ферму»
Программное содержание: закрепить понятие количества: один-много, размера: большой -маленький, длины: широкий – узкий, геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Счет до трех. Материал: ...
Проект « Здоровье сберегающие технологии в ДОУ» долгосрочный 2-ая младшая группа, средняя группа.
Проект « Здоровье сберегающие технологии в ДОУ»долгосрочный 2-ая младшая группа, средняя группа....
Сценарий праздника с детьми второй младшей группы Тема: «Новоселье в новой группе»
Цель:Максимально облегчить процесс адаптации в новой группе, установить добрые, доверительные отношения для дальнейшего сотрудничества детского сада и родителей.Задачи:1. Облегчить процесс адапта...
План адаптационной программы для детей I младшей и II младшей группы.
План адаптационных мероприятий для детей раннего возраста. Мероприятия могут проходить совместно с родителями....
Конспект занятия во второй младшей группе Тема «Сравнение двух групп предметов».
Конспект занятия во второй младшей группеТема «Сравнение двух групп предметов».Цель:Обучающая:обучать сравнивать две группы предметов способом наложения одной группы предметов н...
Конспект развлечения в первой младшей группе Развлечение «Поездка в лес» (Первая младшая группа)
Программное содержание: учить детей реализации игрового замысла, поддерживать ролевой диалог; развивать игровые умения и воображения; продолжать учить подражать повадкам животных; развитие театра...