Проект "Огород на окне" (1 младшая группа)
проект по окружающему миру

Ляукина Наталья Геннадьевна

Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.

Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята. Это детский исследовательский проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной опытно - исследовательской деятельности, осознание детьми своих интересов, формирование умений их реализовывать, приобретение и применение детьми новых знаний в жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологический проект «ОГОРОД НА ОКНЕ» (1 младшая группа)

Воспитатель: Ляукина Наталья Геннадьевна

Актуальность: 

Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.

Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята. Это детский исследовательский проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной опытно - исследовательской деятельности, осознание детьми своих интересов, формирование умений их реализовывать, приобретение и применение детьми новых знаний в жизни.

 Цель проекта: формирование экологической культуры у детей и их родителей, создание условий для познавательного развития детей.

 Задачи проекта:

 Для работы с детьми

 1.Развивать познавательно-исследовательскую деятельность детей через:

∙ Наблюдения за ростом растений;

∙ Беседы о значении овощей в жизни человека;

∙ Опытно-экспериментальную деятельность.

2.Воспитывать бережное отношение к растениям.

3.Формировать умение самостоятельно выражать собственное мнение об увиденном и услышанном.

4.Формировать коммуникативные навыки.

 Для работы с родителями 

1.Заинтересовать родителей в совместной деятельности: воспитатель-родитель-ребенок на подготовительном этапе.

2.Выполнять совместные задания по проекту.

 Для педагога 

1.Овладеть методом проектов как технологией и как деятельностью по самоорганизации профессионального пространства.

2.Выстроить стратегию руководства проектом во взаимодействии с родителями, детьми.

3.Сформировать предметно-развивающую среду для проекта, оформить зоны познания играми на тему проекта.

4.Помогать детям добывать знания.

5.Оказывать воспитанникам помощь в подготовке и проведении презентации проекта.

 Вид проекта: познавательно-исследовательский.

 Время реализации проекта: апрель 2019г.– май 2019г.

 Участники проекта: воспитатели, дети младшей группы «Яблонька»,       родители воспитанников.

 Предполагаемый результат:

 Для детей:

Расширение знаний о строении растений и роли овощей в жизни человека; формирование первоначальных навыков бережного отношения к растительному миру; развитие наблюдательности; активизация словарного запаса; накопление эмоционального позитивного опыта общения с природой; самоутверждение личности ребенка; снятие стрессовых факторов.

Для родителей: 

Повышение компетентности по данной теме, избрание нужных ориентиров в воспитании, укрепление детско-родительских отношений, самореализация.

Для педагога:

Повышение профессионализма, внедрение новых методов в работе с детьми и родителями, самореализация.

Принципы реализации проекта:

Принцип развития – ориентация на развитие личности.

Принцип дифференциации и индивидуализации - создание условия для полного проявления способностей каждого ребенка и его семьи.

Принцип диалогического общения – открытость, искренность, взаимопонимание всех субъектов творческого проекта.

Принцип доступности – организация работы с учетом возрастных особенностей, подготовленности, а также индивидуальных особенностей семейных отношений.

Принцип системности – решением комплекса задач образовательной и воспитательной направленности.

 Формы реализации проекта: 

Формы работы с детьми: Наблюдения, эксперименты, организованная деятельность, беседы с рассматриванием картинок, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность, тематические прогулки, оформление фотоальбомов.

Формы работы с родителями: Индивидуальные беседы, рекомендации, анкетирование, наглядные информационные материалы, выполнение творческих заданий, конкурсы.

Оборудование и материалы для посадки растений и ухода за ними: ящики с землей, семена растений, палочки, совочки, лейки с водой, грабельки.

Этапы реализации проекта:

I этап – установочный 

- Диагностирование детей, анализ полученных результатов;

- Анкетирование родителей;

- Определение цели, задач проекта, сроков реализации, предполагаемого результата.

II этап – подготовительный 

- Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного и дидактического материала по данной теме, оборудования для проведения экспериментальной работы.

- Составление плана работы над проектом.

- Определение времени в режиме для группы для реализации проекта.

- Оформление родительского уголка, размещение рекомендаций родителям по работе с детьми по проекту.

III этап (реализация проекта) - познавательно-исследовательский

месяц

Познавательная деятельность

Трудовая деятельность

Наблюдения, экспериментальная деятельность

Чтение художественной литературы

Игровая деятельность

Продуктивная деятельность

Работа с родителями

апрель

Беседы с детьми «Что такое огород и что на нём растёт», «Какие растения можно вырастить на подоконнике». Знакомство детей с алгоритмом по уходу за растениями. Рассматривание иллюстраций, картинок, муляжей овощей и фруктов, уточнение формы, цвета.

Посадка семян укропа и петрушки, луковиц.

1.«Земля – какая она». Цель: выявить свойства земли (имеет вес, черного цвета, сыпучая) 2. «Семена растений отличаются друг от друга» Цель: выявить внешние отличия семян друг от друга. 3.«Земля и растение» Цель: Выявить насколько земля необходима для роста растений. 4.«Вода и растения» Цель: Выявить насколько вода необходима для прорастания и роста растений. 5.Наблюдения за ростом корневой системы лука в воде

Разучивание потешек, пословиц, поговорок, песен, связанных с огородом, овощами и фруктами. Отгадывание загадок про овощи и фрукты. Чтение русской народной сказки «Репка», стихотворения С.В. Михалкова «Овощи», В.Коркина «Что растет у нас на грядке?». Заучивание: А. Прокофьева «Огород» 

Игры – путешествия «Разноцветные плоды растений»

П/и «Огуречик», д/и «Что растет на огороде», «Четвертый лишний», «Найди пару», «Собери из частей целое».

Рисование «Однажды хозяйка с базара пришла».

Лепка овощей из пластилина

Беседа с родителями «Участвуем в проекте «Огород на окне».

Приобретение необходимого оборудования (контейнеры, земля, удобрения, семена). Подготовка земли, материала для творческого оформления огорода.

май

Беседы «Роль солнца, воздуха и воды в жизни растений». НОД «Сажаем лук». Рассказ воспитателя «Витамины в овощах. Фоторепортаж «Как мы сажаем и ухаживаем за растениями»

Полив и уход за растениями на «огороде». Совместный с детьми уход за рассадой: полив, рыхление, прореживание.

1.«Солнце и растения». Цель: определить роль солнца в жизни лука и других растений. 2.«Тепло и растение» Цель: выявить потребности растения в тепле.

1.«Человек и растение». Цель: выявить, нуждается ли растение в уходе человеком.

Чтение: А.Барто «Морковный сок», русской народной сказки «Вершки и корешки»

Чтение отрывков из книги Д.Родари «Приключения Чипполино», Ю.Тувим «Овощи»

Чтение: И.Токмакова «Купите лук», Э.Успенский «Как капусту растили»

Дидактические игры: «Вершки и корешки», «Чудесный мешочек». Хороводная игра «Урожайная»

Д/и: «Ботаническое лото», «Найди овощ по описанию», «Отгадай по вкусу». Сюжетно- ролевая игра «Овощной магазин».

Сюжетно- ролевая игра «Приготовим щи для кукол». Игра малой подвижности «Огород у нас в порядке». Д/и «Что сначала, что потом»

Театрализованная деятельность. Оформление огорода в стиле маленького сельского дворика, где живут дедушка и бабушка. Они «выращивают» овощи на грядках. Дети в игровой форме знакомятся с бытом и хозяйством, обитателями сельского дворика, с орудиями труда, сельскохозяйственной техникой, наблюдают за ростом растений

.

Аппликация «Вот такой мой лучок». Оформление мини выставки «Наш урожай».

Оформление фотоальбома «Огород на подоконнике».

Консультация для родителей «О луке – детям».

Семейное оформление мини- энциклопедии «Чудо польза лука». Семейный просмотр и обсуждение мультфильма «Лунтик. Лук»

Акция «День добрых дел» (субботник по озеленению участка)

IV этап – обобщающий 

- Проведение мониторинга удовлетворенности взаимодействия родителей и детского сада.

- Награждение тех родителей, которые активно участвовали в проекте.

- Презентация проекта.

- Презентация фотоальбома «Огород на подоконнике».

Литература:

1. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы.

2. С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Москва «Просвещение» 2005 г.

3. Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста». Санкт Петербург Детство – Пресс 2007 г.

4. «Экологическое воспитание дошкольников» (на основе развивающих форм образования) Разработка занятий под ред. Т. В. Бабыниной – Набережные Челны,2009.

5. Горькова Л.Г. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию детей».

6. Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений», М. 2005г.

7. Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Мир, в котором я живу», М. 2006г.

8. Подборка журналов «Дошкольное воспитание» за 2013 год.

9. Интернет ресурсы.

Конспект непосредственной образовательной деятельности в I младшей группе №1
Тема: «Сажаем лук»

Тема: «Сажаем лук» (познавательно-речевая)

Первая младшая группа (возраст 2-3 года) группа №1

Направление: социально-личностное, познавательно-речевое, игровое, трудовое; доминирует речевое развитие.

Интеграция образовательных областей:

Познание (формирование целостной картины мира)

Коммуникация

Социализация

Труд

Здоровье

Форма проведения: экспериментирование опыта

Цель: формировать практические знания о посадке лука в землю и в воду. Сообщить, что из луковиц можно вырастить зеленый лук, очень полезный и витаминный.

Задачи:

1.Воспитательные:

Воспитывать понимание ценности здоровья у детей, желание не болеть, воспитывать трудолюбие

2. Развивающие:

Развивать речь, мышление, самостоятельность

3. Обучающие:

Познакомить детей со свойствами лука: круглый, горький, заставляет плакать. Учить сажать луковицы в землю и в воду. Дать понятие, что для роста лука нужна вода.

Методы и приемы:         

- практические: продуктивная деятельность, подвижная игра;

- наглядные: рассматривание  Луковки – игрушки, луковиц - семян, большой луковицы, зелёных перьев лука, горшка с землёй, банки с водой, лейки;

- словесные: беседа, вопросы.

Материалы и оборудование: игрушка – Луковка, большая луковица, мешочек с семенным луком, зелёные перья лука, банка с водой, горшок с землёй, лейка.

Планируемый результат: научить детей сажать луковицы в землю, в воду; участвовать в совместной игре «Расти, расти, лучок».

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Игра «Расти, расти, лучок»

Игровая

Подвижная игра

Коммуникативная

Беседа, вопросы

Познавательно - исследовательская

Наблюдение за деятельностью педагога и детей

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1

Сюрпризный момент: воспитатель обращает внимание детей на игрушку - Луковку с мешочком, в котором лежит семенной лук.

Заходят в зал, рассматривают мешочек с луком.

Активно взаимодействуют со взрослым и сверстниками.

2

Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы и провести исследовательскую деятельность.

Какого цвета лук? Какой он формы? Покажите, какой он круглый. Потрогайте его пальцем и скажите: лук твёрдый или мягкий? Вот я сейчас разрежу луковицу, понюхайте лук, чем он пахнет? А почему мы плачем, когда смотрим на лук? Кто хочет угоститься луком? Какой лук на вкус?

Проявляют интерес, отвечают на вопросы, рассуждают, пробуют лук.

Активно взаимодействуют со взрослым и сверстниками. Проявляют устойчивый интерес к исследовательской деятельности.

3

Воспитатель предлагает детям рассмотреть луковицу. Рассказывает и показывает где у лука верх и донце. Показывает, как правильно сажать лук в банку с водой.

Внимательно и с интересом слушают, запоминают новое слово «ДОНЦЕ» и наблюдают за посадкой лука в банку с водой.

Проявляют устойчивый интерес к исследовательской деятельности.

4

Игра «Расти, расти, лучок»

Воспитатель «поливает» лучок (детей), пока он не вырастет.  В конце игры рассказывает стихотворение о луковице:

Луковица золотая,

Круглая, литая.

Есть у нее один секрет -

Нас она спасет от бед:

Может вылечить недуг

Вкусный и душистый лук!

Дети приседают на корточки вокруг воспитателя. Затем постепенно встают и поднимают вверх руки.

Дети внимательно и с интересом слушают правила игры и выполняют нужные движения.

5

Воспитатель предлагает ребятам посмотреть, как правильно сажают лук в землю. Затем приглашает детей тоже попробовать посадить лук и полить его из лейки. Воспитатель рассказывает, как будут дети ухаживать за луком, чем  полезен лук и в какие блюда его добавляют.

Дети с интересом наблюдают за деятельностью воспитателя, сами сажают и поливают лук.

Проявляют устойчивый интерес к трудовой деятельности, активно и с энтузиазмом трудятся сами.

6

Воспитатель предлагает рассмотреть зелёный лук, который принесла  Луковка. Затем отдаёт его помощнику воспитателя, чтобы она нарезала лук и положила в первое блюдо детям, так как в зелёном луке много витаминов, и он полезен для здоровья. Воспитатель предлагает детям поучаствовать в мультимедийной игре «Куда добавим лук». (На интерактивной доске  показаны различные блюда. Надо убрать те блюда, в которые лук не кладётся).

Дети с интересом рассматривают зелёный лук и участвуют в мультимедийной игре.

Дети проявляют устойчивый интерес к познавательной деятельности, получают навыки владения работы с интерактивной доской.

7

Итог (рефлексия)

Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы

Кто сегодня приходил в гости? Куда мы сажали лук? Зачем нужно есть лук?

Воспитатель хвалит детей за старательность и активность во время занятия.

Дети с энтузиазмом отвечают на вопросы.

Выражают положительные эмоции (интерес, радость, восхищение).

ПРИЛОЖЕНИЕ

                                                      Работа с детьми:

                              Лепка «Овощи большие и маленькие».

Задачи:

Закрепить знания детей об овощах. Упражнять в умении лепить предметы круглой формы, разной величины. Учить передавать впечатления от окружающего мира.

Ход занятия:

Поговорить с детьми об овощах. Рассмотреть их, сравнить по величине (лук большой и маленький). Предложить вспомнить и показать руками в воздухе, как лепить предметы круглой формы.

Выполнение работы детьми. Индивидуальная помощь тем детям, которые испытывают затруднения. В конце занятия положительная оценка, обратить внимание на лучшие работы.

              Аппликация «Бедный зайчик заболел – ничего с утра не ел… »

Задачи:

Закрепить знания детей об овощах. Закреплять знания о форме, величине. Упражнять в правильном использовании приемов наклеивания.

Ход занятия:

Вызвать у детей желание помочь игровому персонажу – зайчику (накормить его морковкой, Обратить внимание детей на то, что нужно правильно располагать и приклеивать формы, стараться аккуратно пользоваться клеем.

                  Рисование «Однажды хозяйка с базара пришла… »

Задачи:

Вызвать у детей интерес к деятельности взрослых при покупке овощей на базаре. Продолжать знакомить с круглой, овальной формой, учить передавать ее особенности в рисунке.

Ход занятия:

Задать детям вопросы детям: - Ребята, вы ходили с мамой на базар?

- Какие овощи вы там покупали?

- В чем вы несли овощи домой?

- Хотите услышать историю о том, как одна хозяйка ходила на базар за овощами? Чтение стихотворения Ю. Тувима «Овощи»

- Какие овощи вы любите больше всего?

Все овощи вкусные и полезные. Для того чтобы они больше не спорили давайте мы их все нарисуем. Дети по трафаретам обводят форму овоща, который выбирают сами, раскрашивают карандашами, не выходя за контур.

                 Инсценирование песни "Огородная-хороводная"

                    музыка Б. Можжевелова, слова А. Пассовой

Есть у нас огород

И капуста там растёт.

Вот такой вышины, вот такой ширины. (2 раза)

Ты капуста к нам спеши и немножко попляши.

А потом не зевай и в корзину полезай. (2 раза)

Есть у нас огород

Там морковка растёт.

Вот такой вышины, вот такой ширины. (2 раза)

Ты морковка к нам спеши и немножко попляши.

А потом не зевай и в корзину полезай. (2 раза)

Есть у нас огород

Там зелёный лук растёт.

Вот такой вышины, вот такой ширины. (2 раза)

Ты лучок сюда спеши и немножко попляши.

А потом не зевай и в корзину полезай. (2 раза)

Есть у нас грузовик

Он не мал, не велик.

Вот такой вышины, вот такой ширины. (2 раза)

Ты шофёр сюда спеши и немножко попляши.

А потом не зевай, увози наш урожай. (2 раза)

Задачи:

• Продолжать знакомить детей с песнями.

• Выучить песню под руководством воспитателя и драматизировать её.

• Вызвать у детей положительные эмоции от инсценирования песни, закрепить знания об овощах.

Материал: Шапочки – маски капуста, морковка, зеленый лук.

Методические приемы:

Выучить песню вместе с ребятами. Затем инсценировать ее, используя шапочки - маски. Вызвать у детей положительные эмоции от исполнения песни, закрепить знания детей об овощах.



Подписи к слайдам:

Слайд 1

Огород на окне Выполнила Ляукина Наталья Геннадьевна, воспитатель ГБОУ СОШ «ОЦ» пос.Серноводск СП ДС «Ветерок»

Слайд 2

Хоть он горький, но полезный, защищает от болезней. Микробам разным он не друг, потому что это… ЛУК

Слайд 3

Актуальность: Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.

Слайд 4

Цель проекта: формирование экологической культуры у детей и их родителей, создание условий для познавательного развития детей.

Слайд 5

Задачи проекта: Для работы с детьми 1.Развивать познавательно-исследовательскую деятельность детей через:  Наблюдения за ростом растений;  Беседы о значении овощей в жизни человека;  Опытно-экспериментальную деятельность. 2.Воспитывать бережное отношение к растениям. 3.Формировать умение самостоятельно выражать собственное мнение об увиденном и услышанном. 4.Формировать коммуникативные навыки.

Слайд 6

Задачи проекта Для работы с родителями 1.Заинтересовать родителей в совместной деятельности: воспитатель-родитель-ребенок на подготовительном этапе. 2.Выполнять совместные задания по проекту.

Слайд 7

Задачи проекта Для педагога 1.Овладеть методом проектов как технологией и как деятельностью по самоорганизации профессионального пространства. 2.Выстроить стратегию руководства проектом во взаимодействии с родителями, детьми. 3.Сформировать предметно-развивающую среду для проекта, оформить зоны познания играми на тему проекта. 4.Помогать детям добывать знания. 5.Оказывать воспитанникам помощь в подготовке и проведении презентации проекта.

Слайд 8

Этапы реализации проекта: I этап –установочный -Диагностирование детей, анализ полученных результатов; -Анкетирование родителей; -Определение цели, задач проекта, сроков реализации, предполагаемого результата.

Слайд 9

II этап – подготовительный -Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного и дидактического материала по данной теме, оборудования для проведения экспериментальной работы. -Составление плана работы над проектом. - Определение времени в режиме для группы для реализации проекта. -Оформление родительского уголка, размещение рекомендаций родителям по работе с детьми по проекту.

Слайд 10

III этап (реализация проекта) познавательно-исследовательский Сажаем лук Сажаем зелень-укроп и петрушку

Слайд 11

Ухаживаем за урожаем: рыхлим, поливаем

Слайд 12

Лучок зазеленел

Слайд 13

Наш урожай подрастает

Слайд 14

Посадка лука с родителями Ваня Сидоров с мамой сажают в огороде лук

Слайд 15

Лепим лучок из пластилина

Слайд 16

Рисуем лучок

Слайд 17

Вот какой у нас урожай!

Слайд 18

Зелёные витамины на столе

Слайд 19

Хорош борщ с зелёным лучком!

Слайд 20

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Кто с нами рядом живёт?". и конспект занятия в первой младшей группе "Степашка в гостях у ребят"

Конспект занятия "Кто снами рядом живёт" во второй младшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим " Степашка в гостях у ребят" в первой младшей группе...

Конспект занятий по математике во 2-ой младшей группе «Путешествие на ферму»

Программное содержание: закрепить понятие количества: один-много, размера: большой -маленький, длины: широкий – узкий, геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Счет до трех. Материал: ...

Проект « Здоровье сберегающие технологии в ДОУ» долгосрочный 2-ая младшая группа, средняя группа.

Проект « Здоровье сберегающие технологии в ДОУ»долгосрочный 2-ая младшая группа, средняя группа....

Сценарий праздника с детьми второй младшей группы Тема: «Новоселье в новой группе»

Цель:Максимально облегчить процесс адаптации в новой группе, установить добрые, доверительные отношения для дальнейшего сотрудничества детского сада и родителей.Задачи:1. Облегчить процесс адапта...

План адаптационной программы для детей I младшей и II младшей группы.

План адаптационных мероприятий для детей раннего возраста. Мероприятия могут проходить совместно с родителями....

Конспект занятия во второй младшей группе Тема «Сравнение двух групп предметов».

Конспект занятия во второй младшей группеТема  «Сравнение двух групп предметов».Цель:Обучающая:обучать сравнивать две группы предметов способом наложения одной группы предметов н...

Конспект развлечения в первой младшей группе Развлечение «Поездка в лес» (Первая младшая группа)

Программное содержание: учить детей реализации игрового замысла, поддерживать ролевой диалог; развивать игровые умения и воображения; продолжать учить подражать повадкам животных; развитие театра...