Технологическая карта урока окружающего мира
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Тема: Комнатные растения
Тип: изучение нового материала
Цель: изучить влияние комнатных растений на влажность воздуха.
Задачи:
- изучить строение листа разных растений под микроскопом;
- определить, как испаряют воду листья растений;
- опытным путем определить, какие растения выделяют больше влаги;
- сформулировать правила ухода за комнатными растениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehn.karta_melchakova.docx | 106.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока окружающего мира
Разработчик: учитель начальных классов МБОУ гимназии №133 г.о.Самара
Мельчакова Анна Викторовна
УМК «Школа России», раздел «Человек и природа», 2 класс
Тема: Комнатные растения
Тип: изучение нового материала
Цель: изучить влияние комнатных растений на влажность воздуха.
Задачи:
- изучить строение листа разных растений под микроскопом;
- определить, как испаряют воду листья растений;
- опытным путем определить, какие растения выделяют больше влаги;
- сформулировать правила ухода за комнатными растениями.
Планируемые результаты:
Личностные
- готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей;
- сформировать основы экологической культуры: принятие ценности природного мира.
Регулятивные
- принимать и сохранять учебную задачу;
- организовывать свою деятельность, готовить своё рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдение, эксперимента);
- планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными и экспериментальными задачами;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи.
Познавательные
- извлекать информацию, необходимую для решения учебных задач, из текстов, иллюстраций, собственных наблюдений объектов природы, эксперимента, а также личного опыта общения с людьми;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Коммуникативные
- строит речевое высказывание в устной и письменной форме;
- отвечает на вопросы, обосновывает свою точку зрения;
- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет.
Предметные
- проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы;
- использовать различные справочные издания (атлас-определитель растений) для поиска необходимой информации;
- определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
Чтение. Работа с текстом.
- находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
- ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Формирование ИКТ-компетентности у обучающихся
- использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ;
- собирать числовые данные в естественно-научных наблюдениях и экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ.
Этап урока | Деятельность учителя | Необходимые инструменты | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
Орг.момент | Настраивает обучающихся на работу. Оценивает готовность к уроку. | Демонстрирует готовность к учебной деятельности. | Оценивать ситуацию взаимодействия в соответствии с правилами поведения и этики; развитие этических чувств (доброжелательность). | |
Мотивация и актуализация знаний | Организовывает диалог по теме «Комнатные растения. Их польза и вред»: Что вы видите у доски? Какие это растения: дикорастущие или комнатные? Зачем нужны комнатные растения? В спальне, в комнате, в нашем классе должно быть много растений или мало? Растения приносят пользу или вред? Что они делают? Обращается с вопросом: «О чём мы будем сегодня разговаривать?» | Комнатные растения. | Рассказывают, что уже знают о комнатных растениях, рассказывают об уходе за ними и значении ухода за ними, на что влияют растения в помещении. Предполагают тему урока. | Развитие интереса к познанию окружающего мира, человека и природы. |
Целеполагание | Помогает сформулировать цели предстоящей учебной деятельности | Определяет, что предстоит изучить влияние комнатных растений на влажность воздуха. | Смыслообразование, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. | |
Изучение нового материала. Учебная задача 1 «Изучение листа растения» | Предлагает назвать растения, найти о них информацию в атласе-определителе. Мотивирует к дальнейшему изучению: «Мы немного познакомились с растениями. У вас у каждого на парте есть таблица и конверт, посмотрите их. Что в них? Все растения разные, но у них есть листья, которые играют огромную роль и в их жизни, и в нашей.» | Атласы-определители, карточки с названиями растений, таблица наблюдений каждому ученику (Прил.1), конверт с макетами листьев (Прил.2), клей, эталон для проверки. | Находит информацию про растение в атласе-определителе. | Поиск и выделение необходимой информации; принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; контроль и коррекция полученных результатов. |
Выдвигает перед учениками задачу: «Изучить, чем отличаются листки различных растений друг от друга». Проводит инструктаж. | Действует по инструкции: 1.Находит среди множества макетов, схему своего листа. 2.Вклеивает схему в таблицу. | |||
Проверяет работу, помогает учащимся создать эталон для самопроверки на слайде Smart Notebook. | Само- и взаимопроверка. Оценивает свою работу в графе самооценка. | |||
Учебная задача 2 «Как дышит растение?» | Мотивирует обучающихся перед работой с микроскопом: «Как же дышит растение? Хотите ли вы посмотреть под микроскопом как выглядит тонкая нижняя часть листа? Заглянем в микромир.» | Микроскоп, 2 препарата растения, интерактивная доска, ноутбук, цветные карандаши | Предполагает, что количество устьиц у разных листьев будет различаться. | развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности; принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности, Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату на уроке. |
Проводит инструктаж. Знакомит с понятием «устьица», путем демонстрации 2 препаратов. Обращает внимание, что через устьица и происходит обмен кислорода, углекислого газа и воды. Призывает задуматься над вопросом: «Одинаковое ли количество устьиц у разных растений? Почему у одних растений устьиц больше, а у других меньше?» | Действует согласно плану: 1. укладывает на предметный столик микроскопа препарат «Устьице листа растения» и настраивает резкость микроскопа. 2.знакомится с внешним видом устьиц. 3. находит и закрашивает на рисунке устьица растения. 4.задумывается над проблемой, высказывает свое мнение. | |||
Проверяет правильность работы. Мотивирует к дальнейшей работе: «В разных растениях разное кол-во устьиц. На что же это влияет?» | Проверяет, правильность выполнения работы. | |||
Учебная задача 3 «Влажность и растения» | Предлагает вспомнить результаты измерения влажности воздуха в классе и выдвинуть свое предположение о влаге, выделяемой растением. Делит на группы по 4 человека. | Модульная система экспериментов Prolog, ноутбук, растения и целлофановые пакеты на каждую группу, учебное пособие Смелова «Модульная система экспериментов PROLOG» (часть1) по количеству групп | Выдвигает предположения о том, какое растение выделит больше влаги и почему, записывает предположение в таблицу. | Выдвижение гипотез и их обоснование; выполнение действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации; развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке. |
Проводит инструктаж: Перед вами: растение, ноутбук, лист наблюдений, пакет и система экспериментов. Вам нужно измерить сколько влаги выделит ваше растение за 1,3,5 минут, результаты вписать в таблицу в колонку своего растения. Распределите роли кто: 1.Подключит систему; 2.Накроет растение пакетом; 3.Запустит программу; 4.Представит перед классом результат эксперимента. Контролирует работу групп. | Распределяет роли в группе. Действует по инструкции: 1. Включить компьютер. 2. Собрать систему. 3. Накрыть цветок и систему целлофановым пакетом. 4. Запустить эксперимент следуя инструкциям с.59-64. 5.Наблюдает за данными в течении 5 минут, фиксирует результаты в 1,3,5 минуту эксперимента. | |||
Организует проверку, помогает внести результаты эксперимента групп в общую таблицу на слайд Smart Notebook | Таблица наблюдений | Предъявляет свои результаты перед классом и записывает результаты других групп в таблицу. Проводит самооценку. | Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату на уроке. | |
Обобщение | Помогает сформулировать вывод по результатам исследования: «Разные растения испаряют разное количество влаги, т.к. у них разное количество устьиц и они по-разному приспособились к условиям существования. Фикус выделяет больше влаги, т.к. у него больше устьиц и тоньше лист». Обращается с вопросом: «Верно ли было ваше предположение?» Проводит беседу по теме «Влаголюбивые и засухоустойчивые растения»: «В наших домах растут разные растения. Все они по-разному влияют на влажность воздуха. Фиалка и фикус увлажняют больше, а кактус меньше. Растения, у которых много устьиц, быстро испаряют влагу – это влаголюбивые растения, их надо поливать часто, а растения, которые испаряют мало влаги – это засухоустойчивые, их нужно поливать редко. Также чем жёстче лист, тем меньше они будут испарять влаги. Все наши комнатные растения выходцы из жарких стран и на улице не выживут.» | Делает вывод о том, какое растение выделяет больше влаги и от чего это зависит. Вносит результаты в таблицу. Участвует в беседе. | Подведение под понятия, выведение следствий; участвовать в диалоге, общей беседе. | |
Рефлексия | Предлагает заполнить анкету о работе на уроке. | Анкета (Прил.3), коробочка для сбора анкет. | Заполняет анкету: На этой работе я научился ___________________________ После этой работы я узнал о том, что___________________________ Больше всего меня удивило то, что _____________________________ Больше всего мне понравилось ________________________________ Я (доволен, не совсем доволен, недоволен) участием в этой работе. | Оценка собственной деятельности на уроке. |
Домашнее задание | Предлагает домашнее задание 2 уровней: 1 уровень: написать рассказ о комнатном растении, которое растет у вас дома. 2 уровень: сделать презентацию о комнатном растении, которое растет у вас дома (фото, условия для роста, особенности ухода) | Записывают домашнее задание | Развитие мотивации к творческому труду. |
Фикус | Кактус | Каланхоэ | Фиалка | Кодиеум | ||
Влажность воздуха в классе ______% | ___________________ выделяет больше влаги, так как _______________________________________ | |||||
Влажность через 1 минуту | ||||||
Влажность через 3 минуты | ||||||
Влажность через 5 минут | ||||||
Вывод | ||||||
-все получилось, как хотел -допустил ошибки, почти все получилось -было трудно, не выполнил задание |
Приложение 1. Таблица наблюдений.
Приложение 2. Разрезной материал
Приложение 3. Анкета
На этой работе я научился ___________________________ После этой работы я узнал о том, что___________________________ Больше всего меня удивило то, что _____________________________ Больше всего мне понравилось ________________________________ Я (доволен, не совсем доволен, недоволен) участием в этой работе. |
На этой работе я научился ___________________________ После этой работы я узнал о том, что___________________________ Больше всего меня удивило то, что _____________________________ Больше всего мне понравилось ________________________________ Я (доволен, не совсем доволен, недоволен) участием в этой работе. |
На этой работе я научился ___________________________ После этой работы я узнал о том, что___________________________ Больше всего меня удивило то, что _____________________________ Больше всего мне понравилось ________________________________ Я (доволен, не совсем доволен, недоволен) участием в этой работе. | На этой работе я научился ___________________________ После этой работы я узнал о том, что___________________________ Больше всего меня удивило то, что _____________________________ Больше всего мне понравилось ________________________________ Я (доволен, не совсем доволен, недоволен) участием в этой работе. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА урока окружающего мира, по теме: «Что такое окружающий мир»
Технологическая карта урока по окружающему миру для 1 класса....
Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Мы должны охранять окружающую среду"
Представлен конспект урока окружающего мира с элементами проектной деятельности в 1 классе + презентация....
Технологическая карта урока окружающего мира "Географическая карта"
Урок окружающего мира по теме "Географическая карта" построен с применением одного из инструментов формирующего оценивания - листа самооценки. Работа с листом самооценки ведётся на про...
Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте" и презентация к уроку.
Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте", презентация к уроку. 2 класс.УМК "Школа России", А, А. Плешаков....
Технологическая карта урока окружающего мира в первом классе "Я — часть Мира"
Класс 1УМК ПерспективаПредмет Окружающий мирТема Я — часть МираТип урока Урок рефлексии.Цель урока — формировать у учащихся представление о том, что каждый че...
Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: Россия на карте. УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: ознакомление детей с картой России, ее условными обозначениями; формирование умений, связанные с чтением карты; формирование умения правильно показывать объекты на настенной...
Технологическая карта урока окружающего мира Океан, которого нет на карте
Урок по теме «Океан, которого нет на карте и глобусе» это первый урок в разделе «Воздух и его свойства».Дидактическая цель: создание условий для организации деятельности ...