Технологическая карта урока окружающего мира
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Мельчакова Анна Викторовна

Тема: Комнатные растения

Тип: изучение нового материала

Цель: изучить влияние комнатных растений на влажность воздуха.

Задачи:

­- изучить строение листа разных растений под микроскопом;

- определить, как испаряют воду листья растений;

- опытным путем определить, какие растения выделяют больше влаги;

- сформулировать правила ухода за комнатными растениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehn.karta_melchakova.docx106.93 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока окружающего мира

Разработчик: учитель начальных классов МБОУ гимназии №133 г.о.Самара  

                         Мельчакова Анна Викторовна

УМК «Школа России», раздел «Человек и природа», 2 класс

Тема: Комнатные растения

Тип: изучение нового материала

Цель: изучить влияние комнатных растений на влажность воздуха.

Задачи:

- изучить строение листа разных растений под микроскопом;

- определить, как испаряют воду листья растений;

- опытным путем определить, какие растения выделяют больше влаги;

- сформулировать правила ухода за комнатными растениями.

Планируемые результаты:

Личностные

- готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей;

- сформировать основы экологической культуры: принятие ценности природного мира.

Регулятивные

- принимать и сохранять учебную задачу;

- организовывать свою деятельность, готовить своё рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдение, эксперимента);

- планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными и экспериментальными задачами;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи.

Познавательные

- извлекать информацию, необходимую для решения учебных задач, из текстов, иллюстраций, собственных наблюдений объектов природы, эксперимента, а также личного опыта общения с людьми;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные

- строит речевое высказывание в устной и письменной форме;

- отвечает на вопросы, обосновывает свою точку зрения;

- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет.

Предметные

- проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы;

- использовать различные справочные издания (атлас-определитель растений) для поиска необходимой информации;

- определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;

Чтение. Работа с текстом.

- находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

- ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

Формирование ИКТ-компетентности у обучающихся

- использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ;

- собирать числовые данные в естественно-научных наблюдениях и экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ.


Этап урока

Деятельность учителя

Необходимые инструменты

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Орг.момент

Настраивает обучающихся на работу. Оценивает готовность к уроку.

Демонстрирует готовность к учебной деятельности.

Оценивать ситуацию взаимодействия в соответствии с правилами поведения и этики;

развитие этических чувств (доброжелательность).

Мотивация и актуализация знаний

Организовывает диалог по теме «Комнатные растения. Их польза и вред»: Что вы видите у доски? Какие это растения: дикорастущие или комнатные? Зачем нужны комнатные растения? В спальне, в комнате, в нашем классе должно быть много растений или мало?   Растения приносят пользу или вред? Что они делают?

Обращается с вопросом: «О чём мы будем сегодня разговаривать?»

Комнатные растения.

Рассказывают, что уже знают о комнатных растениях, рассказывают об уходе за ними и значении ухода за ними, на что влияют растения в помещении.  Предполагают тему урока.

Развитие интереса к познанию окружающего мира, человека и природы.

Целеполагание

Помогает сформулировать цели предстоящей учебной деятельности

Определяет, что предстоит изучить влияние комнатных растений на влажность воздуха.

Смыслообразование, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Изучение нового материала.

Учебная задача 1

«Изучение листа растения»

Предлагает назвать растения, найти о них информацию в атласе-определителе. Мотивирует к дальнейшему изучению: «Мы немного познакомились с растениями. У вас у каждого на парте есть таблица и конверт, посмотрите их. Что в них? Все растения разные, но у них есть листья, которые играют огромную роль и в их жизни, и в нашей.»

Атласы-определители, карточки с названиями растений, таблица наблюдений каждому ученику (Прил.1), конверт с макетами листьев (Прил.2), клей, эталон для проверки.

Находит информацию про растение в атласе-определителе.

Поиск и выделение необходимой информации;

принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности;

выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

контроль и коррекция полученных результатов.

Выдвигает перед учениками задачу: «Изучить, чем отличаются листки различных растений друг от друга».

Проводит инструктаж.

Действует по инструкции:

1.Находит среди множества макетов, схему своего листа.

2.Вклеивает схему в таблицу.

Проверяет работу, помогает учащимся создать эталон для самопроверки на слайде Smart Notebook.

Само- и взаимопроверка. Оценивает свою работу в графе самооценка.

Учебная задача 2

«Как дышит растение?»

Мотивирует обучающихся перед работой с микроскопом: «Как же дышит растение? Хотите ли вы посмотреть под микроскопом как выглядит тонкая нижняя часть листа? Заглянем в микромир.»

Микроскоп,

2 препарата растения, интерактивная доска, ноутбук,

цветные карандаши

Предполагает, что количество устьиц у разных листьев будет различаться.

развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности; принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности,

Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату

 на уроке.

Проводит инструктаж. Знакомит с понятием «устьица», путем демонстрации 2 препаратов. Обращает внимание, что через устьица и происходит обмен кислорода, углекислого газа и воды. Призывает задуматься над вопросом: «Одинаковое ли количество устьиц у разных растений? Почему у одних растений устьиц больше, а у других меньше?»

Действует согласно плану:

1. укладывает на предметный столик микроскопа препарат «Устьице листа растения» и настраивает резкость микроскопа.

2.знакомится с внешним видом устьиц.

3. находит и закрашивает на рисунке устьица растения.

4.задумывается над проблемой, высказывает свое мнение.

Проверяет правильность работы. Мотивирует к дальнейшей работе: «В разных растениях разное кол-во устьиц. На что же это влияет?»

Проверяет, правильность выполнения работы.

Учебная задача 3

«Влажность и растения»

Предлагает вспомнить результаты измерения влажности воздуха в классе и выдвинуть свое предположение о влаге, выделяемой растением. Делит на группы по 4 человека.

Модульная система экспериментов Prolog,

ноутбук, растения и целлофановые пакеты на каждую группу, учебное пособие Смелова «Модульная система экспериментов PROLOG» (часть1) по количеству групп

Выдвигает предположения о том, какое растение выделит больше влаги и почему, записывает предположение в таблицу.

Выдвижение гипотез и их обоснование;

выполнение действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации;

развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке.

Проводит инструктаж: Перед вами: растение, ноутбук, лист наблюдений, пакет и система экспериментов. Вам нужно измерить сколько влаги выделит ваше растение за 1,3,5 минут, результаты вписать в таблицу в колонку своего растения.  Распределите роли кто: 1.Подключит систему; 2.Накроет растение пакетом; 3.Запустит программу; 4.Представит перед классом результат эксперимента.

Контролирует работу групп.

Распределяет роли в группе. Действует по инструкции:

1. Включить компьютер.

2. Собрать систему.

3. Накрыть цветок и систему целлофановым пакетом.

4. Запустить эксперимент следуя инструкциям с.59-64.

5.Наблюдает за данными в течении 5 минут, фиксирует результаты в 1,3,5 минуту эксперимента.

Организует проверку, помогает внести результаты эксперимента групп в общую таблицу на слайд Smart Notebook

Таблица наблюдений

Предъявляет свои результаты перед классом и записывает результаты других групп в таблицу. Проводит самооценку.

Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату

 на уроке.

Обобщение

Помогает сформулировать вывод по результатам исследования: «Разные растения испаряют разное количество влаги, т.к. у них разное количество устьиц и они по-разному приспособились к условиям существования. Фикус выделяет больше влаги, т.к. у него больше устьиц и тоньше лист». Обращается с вопросом: «Верно ли было ваше предположение?»  

Проводит беседу по теме «Влаголюбивые и засухоустойчивые растения»: «В наших домах растут разные растения. Все они по-разному влияют на влажность воздуха. Фиалка и фикус увлажняют больше, а кактус меньше. Растения, у которых много устьиц, быстро испаряют влагу – это влаголюбивые растения, их надо поливать часто, а растения, которые испаряют мало влаги – это засухоустойчивые, их нужно поливать редко. Также чем жёстче лист, тем меньше они будут испарять влаги. Все наши комнатные растения выходцы из жарких стран и на улице не выживут.»

Делает вывод о том, какое растение выделяет больше влаги и от чего это зависит. Вносит результаты в таблицу. Участвует в беседе.

Подведение под понятия, выведение следствий;

участвовать в диалоге, общей беседе.

Рефлексия

Предлагает заполнить анкету о работе на уроке.

Анкета (Прил.3), коробочка для сбора анкет.

Заполняет анкету:

На этой работе я научился ___________________________

После этой работы я узнал о том, что___________________________

Больше всего меня удивило то, что _____________________________

Больше всего мне понравилось ________________________________

Я (доволен, не совсем доволен, недоволен) участием в этой работе.

Оценка собственной деятельности на уроке.

Домашнее задание

Предлагает домашнее задание 2 уровней:

1 уровень: написать рассказ о комнатном растении, которое растет у вас дома.

2 уровень: сделать презентацию о комнатном растении, которое растет у вас дома (фото, условия для роста, особенности ухода)

Записывают домашнее задание

Развитие мотивации к творческому труду.

Фикус

Кактус

Каланхоэ

Фиалка

Кодиеум

Влажность воздуха в классе ______%

___________________ выделяет больше влаги, так как  _______________________________________

Влажность через

1 минуту

Влажность через

3 минуты

Влажность через

5 минут

Вывод

 -все получилось, как хотел     -допустил ошибки, почти все получилось      -было трудно, не выполнил задание

Приложение 1. Таблица наблюдений.

Приложение 2. Разрезной материал


Приложение 3. Анкета

На этой работе я научился ___________________________

После этой работы я узнал о том, что___________________________

Больше всего меня удивило то, что _____________________________

Больше всего мне понравилось ________________________________

Я (доволен, не совсем доволен, недоволен) участием в этой работе.

 

На этой работе я научился ___________________________

После этой работы я узнал о том, что___________________________

Больше всего меня удивило то, что _____________________________

Больше всего мне понравилось ________________________________

Я (доволен, не совсем доволен, недоволен) участием в этой работе.

На этой работе я научился ___________________________

После этой работы я узнал о том, что___________________________

Больше всего меня удивило то, что _____________________________

Больше всего мне понравилось ________________________________

Я (доволен, не совсем доволен, недоволен) участием в этой работе.

На этой работе я научился ___________________________

После этой работы я узнал о том, что___________________________

Больше всего меня удивило то, что _____________________________

Больше всего мне понравилось ________________________________

Я (доволен, не совсем доволен, недоволен) участием в этой работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА урока окружающего мира, по теме: «Что такое окружающий мир»

Технологическая карта урока по окружающему миру для 1 класса....

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Мы должны охранять окружающую среду"

Представлен конспект урока окружающего мира с элементами проектной деятельности в 1 классе + презентация....

Технологическая карта урока окружающего мира "Географическая карта"

Урок окружающего мира по теме "Географическая карта"  построен с применением одного из инструментов формирующего оценивания - листа самооценки. Работа с листом самооценки ведётся на про...

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте" и презентация к уроку.

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте", презентация к уроку. 2 класс.УМК "Школа России", А, А. Плешаков....

Технологическая карта урока окружающего мира в первом классе "Я — часть Мира"

Класс  1УМК  ПерспективаПредмет Окружающий мирТема    Я — часть МираТип урока Урок рефлексии.Цель урока — формировать у учащихся представление о том, что каждый че...

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: Россия на карте. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление детей с картой России, ее условными обозначениями; формирование умений, связанные с чтением карты; формирование умения правильно показывать объекты на настенной...

Технологическая карта урока окружающего мира Океан, которого нет на карте

Урок по теме «Океан, которого нет на карте и глобусе» это первый урок в разделе «Воздух и его свойства».Дидактическая цель: создание условий для  организации деятельности ...