Урок окружающего мира "В царстве грибов"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Светлана Владимировна Гущина

В царстве грибов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл griby2.docx104.01 КБ

Предварительный просмотр:

Учебник:  А.А.  Плешаков «Окружающий мир» 3класс

Тема: « В царстве грибов»

Цель: Формирование ценностного отношения к окружающей природе, через осмысление отличительных признаков царства грибов от других царств.

 Задачи:

образовательные:

  • актуализировать знания детей о грибах;
  • сформулировать правила сбора грибов;
  • создать условия для усвоения знаний о грибах, как объектах живой природы;
  • различать части гриба;
  • приводить примеры съедобных и несъедобных грибов.
  • расширить знания о ядовитых грибах

развивающие:

  • содействовать формированию критического мышления;
  • развивать наблюдательность, внимание, познавательный интерес;
  • развивать умение анализировать, обобщать и сравнивать;
  • создать условия для развития коммуникативных умений.

воспитательные:

  • воспитывать умение дружить и взаимодействовать;
  • создать условия для проявления у учащихся самостоятельности, инициативы, активности;
  • способствовать формированию стремления выполнять правила поведения в природе и участвовать в её охране.

Планируемые результаты

- научить узнавать и отличать съедобные грибы от грибов-двойников;

- знать правила сбора грибов.

Личностные:

- формировать мотивацию к обучению;

- формировать умение высказывать свое мнение;

Метапредметные:

Познавательные умения:

- формировать умение ориентироваться в учебнике;

- перерабатывать полученную информацию, обобщая ее;

- формировать самостоятельное создание способов решения проблемы;

- формировать умение извлекать информацию из текста, иллюстрации;

Регулятивные умения:

- формировать умение ставить учебные задачи;

- формировать способность к мобилизации сил, к преодолению препятствий;

- формировать прогнозирование и осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

Коммуникативные умения:

- формировать умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- формировать умение работать в группе;

- формировать умение слушать и понимать других.

Предметные:

- умение характеризовать отличительные признаки грибов.

Тип  учебного  занятия: комбинированный урок

Оборудование:

- интерактивная доска,  ноутбук ,  пазлы - грибы;- научные статьи о грибах.

Учебные пособия:

- Плешаков А.А. Окружающий мир: учебник: 3 класс

- Плешаков А.А. Окружающий мир: 3 кл.: Рабочая тетрадь часть 1.

Ход урока

1. Мотивационно-ориентировочный этап

- Послушайте  звуки.

-Что это за звуки? (звуки природы)

- А что такое природа? (Природа – это то, что нас окружает и не создано руками человека).

-Какая бывает природа? (Живая и неживая).

- Чем отличается живая природа от неживой? (Дышит, питается, растет, размножается и умирает).

- Проверим, как вы хорошо различаете группы живой природы. У вас на столах лежат картинки, разложите их на группы.

- На какие 2 группы вы их распределили? (Растения и животные).

- Как ученые договорились их называть? (Царство растений, царство животных,).

- По какому общему признаку вы распределили растения к царству растений?

- Найдите карточку с признаками царства растений:

1. Имеют листья, стебли, корни, цветы плоды с семенами.

2. Питаются растворенными минеральными солями.

3. Умеют вырабатывать сахар и крахмал для питания.

4. Для хорошего роста нуждаются в тепле, влаге, освещении.

(дети подходят и прикрепляют карточки).

-Найдем карточку с характерными признаками для царства животных:

1. Имеют конечности или строение организма, способствующее передвижению.

2. Используют в пищу другие живые организмы: растения или животных.

3. Не могут вырабатывать питательные вещества сами.

4. Могут жить и развиваться в различных условиях.

  Создание проблемной ситуации.

- Какие картинки вы не отнесли к этим царствам?

- К какому царству вы отнесли грибы? Мнения разошлись?

- Кто-то считает к растениям, кто-то к животным, а кто-то к отдельному царству.

        2 Поисковый этап

- Это нам предстоит выяснить. Как их отличить от других представителей? Какие у них признаки?

- О чем пойдет речь на уроке?

-Кто может сформулировать тему урока?

Итак, тема нашего урока «В царстве грибов».

-Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке?

-Какие цели поставим? (Постановка целей и составление плана)

               1.Узнать строение гриба                                                                                      

               2. Учить различать съедобные грибы  и несъедобные

               3. Познакомиться с грибами-двойниками

               4. Составить правила сбора грибов

       3. Практический этап.

 Исследование в малых группах

- Для проведения исследования предлагаю поработать в малых группах.

- У каждой группы есть информационные тексты для изучения и пошаговая инструкция к ним.

- Инструкцию будет читать один человек, и задавать вопросы группе – это мои консультанты.

- Они же будут отвечать.

- В конце исследования вам нужно будет поделиться информацией.

- Для правильного ответа используйте карточку

«Помощник ответа»

 Работа в группах. Обмен информацией.

1 группа

Грибы, которые мы обычно видим в лесу, состоят из шляпки и ножки. А под землей от ножек тянутся в разные стороны тонкие белые нити. Это грибница – подземная часть гриба. Шляпка и гриб образуют плодовое тело.

Вопрос: 1. Из каких частей состоит гриб? Подпишите части гриба

План – ответ.

Мы выяснили, что гриб имеет следующие части:

1)

2)

3)

2 группа

Грибы не могут сами производить для себя питательные вещества, как растения. Они поглощают питательные вещества из находящихся в почве мертвых растений и животных.

Вопрос: где берут питательные вещества растения и почему?

План-ответ.

Мы узнали, что грибы не могут сами вырабатывать …….. .

3 группа

Некоторые грибы добывают пищу из остатков растений и животных, находящихся в пне или в почве, или получают её с помощью корней деревьев. Нити грибницы срастаются с корнями деревьев. Так грибы и деревья вместе добывают питание. Деревья дают грибам питательные вещества, сахар, а грибы помогают корням всасывать воду с растворёнными в ней минеральными солями.

Вопрос: чем питаются грибы?

План-ответ

В ходе исследования мы узнали, что грибы питаются ………. и ……… .

4 группа

Грибы часто растут под деревьями. Грибам нужна влага и тепло, если будет сухо или холодно, то грибы не вырастут! Это проверено временем... Для роста грибов должен пройти тёплый летний дождик (он так и называется - грибной дождь) и ночи должны быть тёплые, обязательно... Даже для роста осенних грибов, когда необходим тёплый дождь и хотя бы немного утреннего солнца. Если эти условия не соблюдены, тогда и грибов не будет.

Вопрос: что нужно для того, чтобы росли грибы?

План - ответ:

Для нормального роста грибов нужны …….. и ……..

Вывод:

1. Имеет шляпку, ножку, грибницу.

2. Не могут сами вырабатывать питательные вещества.

3. Питаются останками живых существ.

4. Питаются солями из почвы.

5. Для нормального роста нуждаются в тепле и влаге.

6. Самостоятельно не передвигаются.

6.Работа с иллюстрацией (демонстрация на доске)

hello_html_m120dc1da.png

Ученик показывает и называет строение гриба.

 Деление грибов на съедобные и ядовитые.

- Ребята, послушайте загадки и отгадайте их. (презентация – загадки о грибах)

1. Эти дружные ребята

На пеньке растут в лесу.

Называют их …

2. А это – красавец на беленькой ножке

Он в красненькой шляпке,

На шляпке горошки.

3. Растут в лесу сестрички.

Рыжие …

4. У него невзрачный вид,

Воланчик на ножке его украсит.

Ты не трогай этот гриб.

Учти – он очень ядовит!

Смотри, не бери его с полянки.

Его называют …

5. Я в красной шапочке расту

Под стройною осиною,

Меня узнаешь за версту,

Зовусь я …

6. Люблю я в разных шапках быть,

То в желтой, то в зеленоватой,

То в красной или сероватой.

Собирай не мешкай, это……

-На какие группы можно разбить эти грибы? (Съедобные и ядовитые)

-Назовите, какие из них съедобные, а какие ядовитые?

-Как узнать ядовитый гриб или нет? А для этого надо знать как он выглядит.

(Дети читают подготовленный материал о грибах в группах. Коллективное обсуждение и показ слайдов.)

БЛЕДНАЯ ПОГАНКА

(ядовитый гриб)

Шляпка: Сначала колокольчатая, затем выгнутая, светло- зеленая, белая, в середине более темная. В сырую погоду слизистая. Шляпка гладкая, чистая

Ножка: Длинная и тонкая. На ножке, ближе к шляпке, всегда заметна белая «юбочка» - колечко.

Мякоть: Белая, тонкая, без запаха.

Произрастание: Встречается в хвойных и широколиственных лесах.

                                              ЛОЖНЫЙ ОПЕНОК

(ядовитый гриб)

Шляпка: Серно – желтая, в середине обычно оранжевая или ржаво- бурая.

Ножка: Неравномерно цилиндрическая, часто изогнутая, гладкая и голая. У молодых грибов вверху ножки имеется едва заметное, быстро исчезающее паутинистое кольцо.

Мякоть: Тонкая, плотная, с неприятным запахом.

Произрастание: Растет большими группами на гниющих пнях лиственных и хвойных деревьев

МУХОМОР КРАСНЫЙ

(ядовитый гриб)

Шляпка: Форма вначале шаровидная, потом плосковыпуклая, ярко – красная, оранжево – красная, поверхность усеяна белыми и слабо – желтыми многочисленными бородавками.

Ножка: Сначала плотная, затем полая, белая, голая, с желтоватым кольцом. Основание ножки покрыто белыми бородавками в несколько рядов.

Мякоть: Белая, под кожицей желтоватая, мягкая, без запаха.

Произрастание: Растет в лиственных, хвойных лесах и смешанных лесах, особенно в березняках. Встречается часто и обильно.)

  Работа по учебнику. Грибы – двойники с. 115

-Рассмотрит  грибы. Какие из них вам уже знакомы, а какие оказались новыми?

- Ребята,  у грибов так же, как и у людей есть двойники?

-Хотите с ними познакомиться?

-Прочитайте информацию в учебнике на с. 114

Первая пара: Желчный- белый гриб

- Различить очень трудно. Желчный гриб имеет трубочки и поры розового цвета. А белый- зеленовато – желтые.

Вторая пара: Ложные опята- Опенок осенний

- Что общего у этих грибов?

- Чем они отличаются? ( отличаются цветом шляпки и гладкостью шляпки)

Третья пара: Бледная поганка- шампиньон

-Как отличить эти грибы? (Отсутствие клубневидного утолщения у основания ножки).

Составление правил сбора грибов

- Ребята, а вы знаете, как правильно собирать грибы?

-Прочитайте статью на стр. 115 и сформулируйте эти правила.

Презентация на экране: 

Правила сбора грибов

  1. Собирай только хорошо знакомые грибы!
  2. Если сомневаешься – гриб в корзину не клади!
  3. Не бери старые грибы – в них яд.
  4. Грибы срезай ножом или выкручивай!
  5. Не собирай грибы возле дорог – в них много вредных веществ!

- Ребята, а можно сбивать ядовитые грибы? (Нет, так как они являются лекарством для некоторых животных)

-Итак, мы доказали , что грибы –это царство

-Какую пользу приносят грибы?

-Чтобы ответить на этот  вопрос предлагаю заглянуть в учебник с 112-113 и дописать предложения в рабочей тетради.

-Зачем нужны грибы в природе и человеку?

-Какой можно сделать вывод? Грибы нужно беречь.

В настоящее время некоторые виды грибов исчезли или их осталось мало.

-Куда занесены растения и животные, которых мало и которые охраняются государством? В Красную книгу

-А как вы думаете -  грибы могут быть занесены в Красную книгу?

-Давайте посмотрим, какие грибы занесены в Красную книгу с.113

   Тестовая работа

1. К какому царству относятся грибы?

А) Животные, б) грибы, в) растения

2. Какой гриб один из лучших по вкусовым качествам?

А) подберезовик, б) подосиновик, в) белый гриб

3. Какой из этих грибов смертельно ядовит?

А) ложный опенок, б) мухомор, в) бледная поганка.

4 Кто лечится мухоморами?

А) медведи, б) лоси, в) зайцы.

5. Найди лишний гриб.

А) мухомор, б) желчный гриб, в)шампиньон, г)поганка.

4.  Рефлексивно-оценочный этап

- А сейчас я предлагаю вам игру «Верите ли вы, что…»

Я читаю вам вопрос, вы отвечаете «да» или «нет»

Итак, верите ли вы, что…:

  1. грибы относятся к живой природе? Да
  2. грибы относятся к царству растений? Нет
  3. шляпочный гриб состоит из грибницы и плодового тела? Да
  4. плодовое тело состоит из шляпки и ножки? Да
  5. грибы сами из воды и углекислого газа на солнечном свету приготавливают себе пищу? Нет.
  6. что грибница вредит корням деревьев, около которых растёт? Нет
  7. грибы – это богатство леса? Да
  8. что плесень, которую можно увидеть на корке хлеба, в банке с вареньем – это тоже грибы? Да.
  9. что плесневые грибы относятся к шляпочным грибам? Нет.

10) что плесневые грибы могут приносить человеку не только вред, но и пользу? Да

11) что некоторые виды грибов занесены в Красную книгу? Да.

12) что медведи лечатся мухоморами? Нет

13) что самый полезный гриб – это бледная поганка? Нет-

- Какие цели ставили в начале урока?

-А теперь оценим,  насколько вы достигли целей, которые ставили в начале урока.

-Перед вами лист самооценки. Отметьте условными обозначениями  на каком уровне вы усвоили материал урока.

- Что полезного узнали на уроке?

-Какие знания вам пригодятся когда пойдете в лес?

    Домашнее задание 

Стр. 112-116, прочитать , выполнить задание «Проверь себя» стр.116

Найти интересную информацию о грибах


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру "Царство грибов"

Данный материал содержит конспект урока 2 класса по теме "Царство грибов",  где формируются универсальные учебные действия по УМК СОР Занкова Л.В. К данному уроку есть приложение с индивидуальным...

Открытый урок окружающего мира "Царство грибов" 3 класс

В материале представлен план урока изучения новой темы "Царство грибов" по окружающему миру, а так же схема строения гриба и наглядный материал грибов - двойников....

Конспект урока окружающего мира "Царство грибов"

Цель урока: формировать у учащихся стойкий учебно – познавательный интерес к новому материалу на основе представлений о грибах как особом царстве живой природы.Задачи урока·...

Конспект урока по окружающему миру "Царство грибов"

Конспект урока  по окружающему миру "Царство грибов" для учащихся 3 класса с ЗПР...

презентация по окружающему миру "Царство грибов. Шляпочные грибы"

презентация по окружающему миру "Царство грибов. Шляпочные грибы"...

Тема урока по окружающему миру"Царство Грибы"

Открытый урок по теме "Царство Грибы" .Грибы принимают активное участие в круговороте веществ, повышают плодородие почвы . Многие животные используют в качестве корма, но некоторые грибы мог...

Технологическая карта урока окружающего мира "Царство грибов"

Технологическая карта урока окружающего мира "Царство грибов"...