Открытый урок окружающего мира "Царство грибов" 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
В материале представлен план урока изучения новой темы "Царство грибов" по окружающему миру, а так же схема строения гриба и наглядный материал грибов - двойников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
griby_2.doc | 53 КБ |
карточка для индивидуальной работы: строение гриба | 35.93 КБ |
наглядный материал: грибы-двойники | 1.02 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Царство грибов
Задача: создать условия для активной познавательной деятельности учащихся.
Цели:
Обучающие: Активизировать ранее полученные знания; изучить строение, классификацию, значение и правила сбора грибов;
Развивающие: Развивать мыслительную активность (классификация, сравнение, обобщение); расширять кругозор учащихся; умение работать в парах;
Воспитывающие: воспитывать любовь к природе; экологическую культуру учащихся; формировать оценочное, эмоциональное отношение к миру.
Тип урока: "открытие" нового знания.
Оборудование: презентация, карточки строение гриба.
План урока
1. Орг. момент.
- Сегодня урок в вашем классе разрешите провести мне. Зовут меня ….
Давайте улыбнёмся мне, друг другу. С хорошим настроением начинаем урок. Садитесь.
(1 слайд пустой)
- Нам предстоит сделать много новых открытий. Поэтому будьте внимательны.
(2 слайд лес)
Хочу пригласить вас сегодня в лес.
В добрый лес, могучий лес,
Полный сказок и чудес.
Если внимательны будете, дети,
Чудные тайны откроете эти.
2. Актуализация опорных знаний
- Посмотрите на этот лес. Какие царства живой природы вы видите?
- Живую природу делят на царства растений, животных, бактерий и грибов.
(3 слайд) царства живой природы
3. Формулирование темы, постановка цели.
- Догадайтесь, какая тема нашего сегодняшнего урока.
( слайд Царство грибов)
Землю пробуравил
Грибницу оставил,
На ножке явился,
Шляпкой прикрылся.
- О чём идёт речь? (о грибах) А почему вы считаете, что это гриб? Докажите.
Сформулируйте тему нашего урока…
Тема нашего урока: Царство грибов. Сегодня мы вспомним, что нам известно о грибах и узнаем много нового.
- А что бы вы хотели узнать об этом царстве?
- Итак, ребята, вы сами поставили цели урока.
( слайд Цели) Какое строение имеют грибы? - Какие они бывают?
- Как правильно собирать грибы? - Какое значение имеют грибы? - Узнать, какие грибы нужно охранять)
- На эти вопросы мы и будем искать ответы на этом уроке.
- Грибы это настоящее чудо. Подберезовик, подосиновик, белый гриб, бледная поганка… На земле насчитывают более 100 тысяч видов. Среди них есть очень маленькие и крупные экземпляры, но все они имеют похожее строение. Каждый гриб занимает определённое место в природе.
Строение грибов.
- Попробуйте в загадке найти части гриба. А сейчас работа в парах. На парте лежит рисунок – схема строения гриба. Обозначьте каждую часть. А теперь проверим.
- А теперь давайте рассмотрим строение гриба
- В самом верху? (шляпка) В ней созревают споры - это маленькие семена.
- Что находится ниже? (Ножка)
- Шляпка и ножка называется плодовое тело.
- Как называется подземная часть гриба? (грибница)
Грибница-это тонкие, ветвистые, белые, похожие на паутину нити, которые оплетают корни деревьев и срастаются с ними.
- Как вы думаете, как размножаются грибы?
- Где созревают споры?
Посмотрим на слайд
Мы рассмотрели строение шляпочных грибов и узнали…. . Об остальных грибах вы узнаете в 6 классе.
Я предлагаю посмотреть видео о росте грибов
Физ. мин для глаз
Классификация грибов
- На какие 2 группы можно разделить грибы? (съедобные, несъедобные) СЛАЙД
- Какие съедобные грибы вы знаете? Примеры
- Какие несъедобные грибы вы знаете? Примеры
- Многие съедобные и несъедобные грибы очень похожи. Чем это опасно? Поэтому очень важно отличать съедобные грибы от, несъедобных. Давайте попробуем сравнить их и сделать вывод.
- Открыли учебники стр.114 – 115 работа в группах по 4 ученика, по рядам. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ
Грибы - двойники (белый, желчный)
1) У самого ценного гриба- белого - есть опасный двойник - желчный.
- Чем они похожи? (формой)
- Чем отличаются? (по цвету, по срезу)
- Желчный гриб не ядовитый, но очень горький и может испортить вкус блюда.
- По каким признакам нашли отличие? (по цвету, по срезу)
Грибы - двойники (опята - ложные опята)
2)У осенних опят тоже есть двойник - ложный опёнок.(
- Чем они похожи? (формой)
- Чем отличаются? ( по цвету, по запаху)
Ложный опёнок - ядовитый гриб.
- По какому признаку нашли отличие? (по запаху, по цвету, по кольцу)
Грибы - двойники (шампиньон - бледная поганка)
3) Сравните шампиньон и бледную поганку.
- Чем они похожи? (формой)
- Чем отличаются? (по цвету, по строению)
- По какому признаку нашли отличие? (по строению)
- Итак, на что необходимо обратить внимание при сборе грибов?
Признаки отличия съедобных и несъедобных грибов (цвет, срез, запах, форма)
Правила сбора грибов.
- Сбор грибов иногда называют "тихой охотой", - А кто из вас ходил собирать грибы?
- Что должен помнить каждый грибник?
Сформулируйте правила сбора грибов.
ДОПОЛНИТЕЛЬНО - Почему надо собирать в лесу только те грибы, которые знаешь?
- Почему нельзя раскидывать в стороны листву и мох?
- Почему нужно срезать грибы ножом?
- Почему нельзя собирать большие старые грибы?
- Почему нельзя собирать грибы возле дорог предприятий и скверов?
Физминутка
- Сбор грибов иногда называют "тихой охотой", которая требует внимания, чуткости, осторожности. Давайте и мы с вами немножко отдохнём и побродим по лесу. Все встали, оделись для прогулки по лесу. Взяли корзинки и собираем грибы. Если я называю съедобный гриб, приседаем, срезаем и кладём в корзинку. А если несъёдобный гриб, проходим мимо.
Сыроежка, подосиновик, желчный гриб, белый, подберёзовик, бледная поганка, груздь, волнушка, ложный опёнок.
Садитесь.
- Мы немножко отдохнули, побывали на прогулке в лесу. А теперь продолжим.
Грибы, занесённые в Красную книгу.
Потому что, из-за неправильного сбора грибов, некоторые виды внесены в Красную книгу России.
( слайд) (Красная книга)
- Посмотрите, какие необычные и красивые грибы. Я думаю, что вам не приходилось видеть и слышать о них.
Это сетконоска сдвоенная (Съедобен, в молодом виде),
решёточник красный (ядовит, растёт на юге России, имеет неприятный запах гнили),
рогатик пестиковый (Съедобен, в молодом виде, произростает в Сибири и на Кавказе),
шишкогриб хлопьеножковый (не ядовит но низкой категории),
грифола курчавая (съедобен, Считается, что этот гриб встречается только один раз в пятьдесят лет) ,
паутинник фиолетовый. (Съедобен, Сибирь, Д. Восток )
- Эти грибы нуждаются в особой охране.
Необычные грибы
- Но грибы не только то, что растёт под ёлкой на поляне, и что собираем в корзинки.
Гриб - чага растёт на берёзе. Им лечат язвы желудка, опухоли.
Гриб - дрожжи применяют в хлебопечении, сыроделии.
Все знают лекарство пенициллин, его готовят из гриба. Лечат воспаление лёгких, бронхит.
Зеленоватый пушок плесени на забытом в шкафу куске хлеба - гриб - плесень.
Есть такие грибы, которые могут разрушить дома (домовой гриб).
Значение грибов
Зачем грибы человеку? Какие блюда вы знаете?
Действительно, грибы не только вкусные, но и питательные.
В грибах есть глюкоза, фосфор, кальций, железо, - необходимые человеку.
Недаром грибы называют лесным мясом.
Самые питательные грибы: рыжики, опята, подосиновики, белые.
Нужны ли грибы животным? Зачем? Какие животные питаются грибами? (белки, лоси, кабаны, глухари, тетерева).
Как вы думаете, с каким царством живой природы тесно связаны грибы?
Посмотрите на СЛАЙД
А как связана грибница и корни деревьев? (Срастается)
Вспомните, чем питаются деревья?
Подумайте, если грибница срастается с корнями деревьев, то какую помощь грибы оказывают деревьям? (Грибница доставляет воду корням деревьев из почвы)
Что получают грибы от деревьев? (Грибы получают от дерева питательные вещества)
Куда исчезают все засохшие листья под деревьями, старые пни, упавшие сучья? Как вы думаете? Так, что ещё делает грибница? Грибница перерабатывает остатки живых организмов. Грибы перерабатывают остатки живых организмов и образует перегной, очень нужный для деревьев.
КАКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ГРИБОВ В ЖИВОЙ ПРИРОДЕ ?
С КАКИМИ ЦАРСТВАМИ СВЯЗАНЫ ГРИБЫ?
ИТОГ
Какие открытия вы для себя сделали на сегодняшнем уроке?
Достигли ли мы поставленной цели?
Д/З
посмотрите на слайд
Рефлексия деятельности.
- На слайд
Скажи и продолжи предложение
СЛОВЕСНАЯ ОЦЕНКА РАБОТЫ ДЕТЕЙ НА УРОКЕ.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок "Окружающий мир" 2 класс
Урок знакомит учащихся с природным сообществом "лес", видами леса, особенностями леса; раскрывает понятие значение леса для людей; учит детей анализировать и оценивать свои возможн...
Открытый урок. Окружающий мир 4 класс "путешествие по природным зонам России"
Материалы к уроку окружающего мира: конспект. презентация, материалы, зоологическое лото....
Открытый урок. Окружающий мир 2 класс.
Материал данного крока представлен по программе УМК "Гармония". Урок разработан в соответствии с новыми стандартами, с использованием ИКТ. Матепиал будет полезен учителям начальных классов....
Открытый урок Окружающий мир 1 класс "Насекомые, птицы, рыбы, звери"
Открытый урок Тема: Насекомые, птицы, рыбы, звериПедагогическая цель: способствовать выявлению у детей имеющихся знаний о животных, ознакомлению с основными признаками групп животных (насекомые, рыбы,...
Открытый урок окружающий мир 3 класс по теме "Разнообразие растений"
Тема урока: « Разнообразие растений».Цели:Познакомить учащихся с понятием «ботаника», сформировать представление о разнообразии растений;Продолжить воспитание бережного и экологически грамотного отнош...
Открытый урок окружающего мира 1 класс "Что такое экология?"
Открытый урок окружающего мира в доступной форме даёт ответ первокласснику на вопрос "Что такое экология?". На уроке используется игровая, парная, икт, проблемная технологии ...
Открытый урок. Окружающий мир. 4 класс
Тема: «Субтропическая зона»...