Конспект урока окружающего мира "Царство грибов"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
Цель урока: формировать у учащихся стойкий учебно – познавательный интерес к новому материалу на основе представлений о грибах как особом царстве живой природы.
Задачи урока
· предметные:
1. познакомить учащихся с грибами как особым царством живой природы;
2. создавать у учащихся целостное представление о сложных взаимосвязях, существующих в сообществе;
3. расширить представления учащихся о многообразии грибов в природе.
· метапредметные:
1. учить принимать и сохранять учебную задачу;
2. учить осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
3. учить производить сравнение и классификацию по заданным и самостоятельно определенным критериям;
4. учить устанавливать элементарные причинно – следственные связи в изучаемом круге явлений;
5. учить умению принимать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okruzhayushchego_mira_vo_2_klasse._tema_-tsarstvo_gribov-.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира во 2 классе
Учитель Комина Ольга Ивановна
Тема урока: Царство грибов.
Цель урока: формировать у учащихся стойкий учебно – познавательный интерес к новому материалу на основе представлений о грибах как особом царстве живой природы.
Задачи урока
- предметные:
- познакомить учащихся с грибами как особым царством живой природы;
- создавать у учащихся целостное представление о сложных взаимосвязях, существующих в сообществе;
- расширить представления учащихся о многообразии грибов в природе.
- метапредметные:
- учить принимать и сохранять учебную задачу;
- учить осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- учить производить сравнение и классификацию по заданным и самостоятельно определенным критериям;
- учить устанавливать элементарные причинно – следственные связи в изучаемом круге явлений;
- учить умению принимать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Оборудование:
- картинки с изображением грибов;
- кусочки хлеба и апельсина со следами плесневелых грибов;
- аудиозапись пения птиц лесной зоны;
- микроскопы с приготовленными препаратами плесени;
- карточки с названиями грибов;
- раздаточный материал для работы в парах;
- учебник Н.Я. Дмитриевой, А.Н.Казакова «Мы и окружающий мир» 2 класс.
Ход урока.
- Актуализация знаний. (звучит аудиозапись пения птиц лесной зоны).
У.: Ребята, закройте глаза, послушайте музыку природы…
Что вы себе представляете?
Д.: -Я представил, как поют птички.
-А, я вспомнил лето, когда утром поют птички на даче.
- Мне представился лес, когда я туда ездила с родителями. Там деревья шумят своей листвой, птицы поют и кукушка кукует.
У.: Вот и мы сейчас с вами под звуки этой удивительной мелодии перенесемся в лес и попробуем проникнуть еще в одну тайну природы. Какими мы должны быть на уроке, чтобы ничего не пропустить, чтобы ни один секрет от нас не ускользнул?
Д.: -Внимательными.
-Наблюдательными.
-Тихими, ведь в природе нужно вести себя тихо.
-А еще нужно исследовать все, что тебе попадается, чтобы разгадывать загадки окружающего нас мира.
У.: Очень хорошо. Вы все правы. Ребята, а что из того, о чем вы говорили, нужно исследователю, открывателю нового? (Дети сначала называют по одному качеству, а потом обобщают и говорят, что нужны все.)
У.: А вы хотите быть сегодня исследователями?
Д.: ДА!
У.: Тогда начинаем исследовать окружающий мир. А что это такое - окружающий мир? Объясните кратко.
Д.: Это все, что нас окружает: вещи, сделанные руками человека и природа.
У.: НА какие группы принято делить природные объекты?
Д.: - На живую и неживую природу.
-Живое рождается, растет, размножается и умирает.
- Например, дерево.
- Или белка.
У.: Вот сейчас мы и проверим, хорошо ли вы знаете объекты живой и неживой природы. Я предлагаю поиграть в игру «Живое - неживое». Если я называю живое – вы поднимаете руки вверх, а если неживое, то приседаете и сидите тихо.
Солнце, дерево, река, заяц, волк, охотник, камень, туча, дождь…
У.: Молодцы! Представьте, что мы с вами в лесу. А что такое лес? Что вы о нем знаете и можете рассказать?
Д.: Лес – это часть природы.
В лесу растут деревья, кустарники, разные травы и ягоды.
В лесу живут животные и птицы. Они питаются ягодами, грибами.
У.: А играет ли какую - то роль лес в жизни человека?
Д.: Человек тоже в лесу собирает грибы и ягоды.
Деревья дают кислород, чтобы людям хорошо было дышать.
А еще человек ездит отдыхать в лес от города.
И из деревьев делают бумагу, строят дома, бани.
Лес дает дрова.
2. Введение новой темы.
У.: Вот насколько важен человеку лес. Ребята, а какие растения нас окружают в лесу?
Д.: Деревья.
У.: Назовите их.
Д.: Береза, липа, осина, ель, сосна, дуб,..
Д.: А еще кустарники: малина, орешник, …
У.: Все растения вы назвали?
Д.: Нет, еще травы, грибы и ягоды.
У.: Ребята, а разве грибы – это растения?
Д.: ДА!
У.: Докажите, что грибы – это растения. Какими существенными признаками обладают растения?
Д.: Грибы растут из земли, как и все растения.
- но у грибов нет веток и листьев, нет цветов.
- Наверное, гриб – это уже плод, он на него похож.
- Похож, но не плод.
- А еще грибы не имеют зеленой окраски.
У.: Наши мнения разделились. Давайте же будем выяснять, что же такое грибы. Вы правы, жизнь растений тесно связана с землей. Порой очень непросто найти гриб под шапкой опавших старых листьев. Разгребешь осторожно такую лесную кочку, а под ней блестящая шапка гриба. Ребята, но только ли на земле растут грибы?
Д.: Еще грибы растут на старых пнях и даже на деревьях.
У.: Правильно. И это неслучайно. Вы верно подметили еще одну особенность грибов: они не зеленые в отличии от растений. Давайте вспомним, почему растения имеют зеленую окраску?
Д.: Удивительное зеленое вещество способно поглощать энергию солнечных лучей. Листья растений – это своеобразные солнечные батареи, которые тянутся к свету и собирают его энергию.
У.: А у грибов, вы правильно заметили, листьев нет. За счет энергии солнечных лучей и поглощенного из окружающей среды углекислого газа, который выделяют при дыхании все организмы (сами растения, животные и человек), в теле растений образуются питательные вещества. Для того чтобы «наесться», им не надо кого – нибудь ловить, выслеживать или собирать. А что в этом отношении вы можете сказать о грибах?
Д.: Грибы не зеленые, поэтому они не могут собирать солнечные лучи и не могут образовывать в своем теле питательные вещества.
У.: Правильно. Грибам, как и животным, для жизни нужна пища. Пищей большинства грибов являются питательные вещества, содержащиеся в отмерших листьях, пнях и стволах деревьев, навозных кучах (там часто растут шампиньоны).
Д.: Значит, способ питания грибов схож с питанием животных.
У.: Да. Поэтому их жизнь условно связана с почвой, большое значение для них имеет содержание питательных веществ в той почве, на которой они растут. Подумайте, похожи ли грибы на животных?
Д.: Нет. У них нет ног, они не могут передвигаться, как это делают все животные.
У.: Вы правы. Грибы совсем не походи на животных. Хотя ученые – химики в их теле нашли удивительное вещество – хитин. Его нет у растений и ни у кого из животных, кроме членистоногих (раков, скорпионов, насекомых). Это вещество придает прочность внешнему покрытию этих животных. Но грибы – не животные. Они принадлежат к самостоятельному царству природы – царству грибов.
Кто из вас когда – нибудь собирал грибы?
Д.: Я!
У.: Для настоящего грибника поход за грибами - это радостная встреча с лесом. Грибник бережно обращается с каждым встреченным грибком. Такому грибнику и лес радуется, как другу. И грибов для него не жалеет. Знают грибники и поговорки, чтобы попадалось как можно больше грибов: «Кто рано встает, тот и грибов больше себе наберет». А может кто – то из вас знает такие поговорки?
Д.: А мой дед говорит: «Сонным да ленивым вместо грибов – крапива.»
У.: И мы с вами отправляемся на поиски грибов.
ФИЗМИНУТКА.
Шапки, шарфики наденьте
И шагайте побыстрей-ка!
Вот кустарник, деревцо
Рядом дышится легко.
Руки кверху поднимите,
На секундочку замрите.
Все загадки разгадаем.
Вместе весело шагаем.
Д.: А еще про грибы есть загадка:
Сквозь землю прошел, красну шапочку нашел.
Д.: А я знаю стишок про грибы:
Землю пробуравил
Грибницу оставил.
На ножке явился,
Шляпкой прикрылся.
У.: О какой шапочке идет речь? Из каких частей состоит гриб? (Демонстрация муляжа гриба)
Д.: Из ножки, шляпки.
А еще есть грибница.
А грибница – это что, гриб женского рода?
У.: Очень хороший вопрос. Давайте откроем учебник на стр. 158. Рассмотрим картинку и попробуем ответить на вопрос Нади.
3. Работа по учебнику.
(Дети рассматривают иллюстрацию в учебнике.)
У.: Так что же такое грибница?
Д.: Ниточки, которые находятся под землей.
Они переплелись все вместе и похожи на паутину.
У.: Из каких частей состоит гриб?
Д.: Плодовое тело – ножка, шляпка, споры, грибница.
У.: Гриб образован грибницей – это подземная его часть. Выходя на поверхность земли, грибница образует плодовое тело. То, что вам знакомо с детства под названием «гриб». Плодовое тело состоит из ножки и шляпки. Если мы перевернем гриб шляпкой вниз, то на ее нижней поверхности у дних грибов увидим пластиночки, собранные в юбочку (эти грибы называются пластинчатыми), а у других – множество отверстий – трубочек (эти грибы называются трубчатыми). В пластинах и трубочках созревают мельчайшие частички – споры. Как вы думаете, зачем грибам споры?
Д.: Наверное, чтобы посеялись новые грибы, чтобы размножаться.
У. Молодцы, быстро догадались. А на что похожи споры?
Д.: На семена. Семена ведь сеют.
У.: А семена у каких растений образуются? Вспомните, где они созревают?
Д.: Семена зреют в плодах.
- это у растений с цветами – сначала цветок, затем плод, а в нем – семена.
У.: Верно, у цветочных растений на месте цветков образуются плоды, внутри которых созревают семена. Эти растения размножаются семенами. А грибы?
Д.: С помощью спор.
У.: Только надземная часть гриба называется плодовым телом. Как вы думаете, какая часть больше – наземная или подземная?
Д.: Надземная, потому что от грибницы на поверхности могут вырасти сразу несколько грибов.
- А я думаю, что подземная.
У.: Грибы являются самыми большими существами на Земле. Плодовые тела грибов – это лишь крошечная часть огромной грибницы, спрятанной от глаз под землей.
4. Работа в парах.
У.: Грибы являются ценным источником пищи для животных, поэтому их нужно беречь. Давайте подумаем, как нужно правильно собирать грибы. Предлагаю выполнить задания, которые лежат у вас в конвертах.
Идет обсуждение.
У.: Так какой же способ сбора грибов правильный?
Д.: Срезать ножом, чтобы не повредить грибницу.
Выкручивать из земли, чтобы не повредить грибницу.
У.: Как человек использует грибы, для чего он из собирает?
Д.: Грибы вкусные, их жарят, варят суп, солят.
У.: Все ли грибы можно использовать в пищу?
Д. Нет.
У.: Почему?
Д.: Среди грибов бывают несъедобные и ядовитые, которыми человек может отравиться.
Грибы
Съедобные Несъедобные
У.: Я вам загадаю загадки, а вы угадайте о каких грибах идет речь, и распределите их на группы:
1. Эти дружные ребята
На пеньке растут в лесу
Называют их ……….
2. А это – красавец на беленькой ножке
Он в красненькой шляпке,
На шляпке горошки.
3. Серенькие шапки
Рябенькие ножки
Под березою растут
Как их зовут?
4. средь молодых сосенок
В блестящей темной шапочке
Растет грибок ……….
5. Растут в лесу сестрички рыжие …….
6. Люблю я в разных шапках быть
То в красной или сероватой
То в желтой, то в зеленоватой
Собирай не мешкай,
Это …….
7. Я стою на ножке толстой
Я стою на ножке гладкой
Под коричневою шапкой
С нежной, бархатной подкладкой.
8. У него невзрачный вид
Воланчик на ножке его украсит
Ты не трогай этот гриб
Учти – он очень ядовит,
Смотри, не бери его с полянки
Его называют …..
Физминутка
«В лес по грибы»
Д.З. было намочить хлеб и положить его на подоконник, или половинку апельсина. Давайте посмотрим, что получилось?
Д.: Они заплесневели.
Так бывает, когда что – то долго лежит.
У.: Ребята, а как вы думаете, а какое отношение имеет плесень к теме нашего урока?
Д.: Плесень – это что, гриб?
Нет, не может быть, их же не срезают, у нее нет ножки и шляпки.
Ну, раз мы о ней говорим, значит, она – гриб.
У.: Мнения у нас разделились. Предлагаю вам, посмотреть на плесень под микроскоп и рассказать, что же вы там увидите.
Д. Да у нее же строение похоже на строение грибов!!!
Только не хватает шляпки.
У.: Совершенно верно. Этот вид грибов называют «плесневые». А как вы думаете, а плесневые грибы использует человек?
Д.: Нет!!!
У.: А слышали ли вы такое слово – антибиотик? А пенициллин?
Д. Это лекарства.
У.: Да. А эти лекарства изготавливают из плесневых грибов.
Вот сколько секретов мы сегодня открыли на уроке. Существует целая наука, которая изучает грибы – микология (микос – гриб, логос - наука). Как вы думает зачем она нужна? (предположения детей)
Наша прогулка по лесу подходит к концу. Но прежде чем мы уйдем, положите перед собой карточки с названиями грибов, разделите их на группы, карточки одной из групп сложите в виде мозаики.
По какому признаку вы выбрали кусочки для этой мозаики?
Д.: Съедобные грибы.
5. Итог Урока.
Я приготовила для вас карточки. Давайте попробуем составить на их основе схему (в ходе обсуждения выстраивается схема):
Природа
Живая Неживая
растения грибы животные
шляпочные плесневые
У.: Еще очень много интересного вы можете узнать о грибах, если самостоятельно найдете о них информацию (в книгах или Интернете) и изучите ее. Спасибо вам за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира "Грибы- особое царство природы"
Цели. Сформировать у учащихся представление о грибах как особом царстве природы.- Показать тесную связь живой и неживой природы.-Формировать у детей знания о правилах поведения в природе.-...
Конспект урока окружающего мира "В царствое грибов" 3 класс
Конспект урока окружающего мира в 3 классе по программе УМК "Начальная школа 21 века" . Автор Н. Ф. Виноградова....
Конспект урока окружающий мир 3 класс «В царстве грибов»
Конспект урока окружающий мир 3 класс по программе "Школа России"....
Презентация к уроку окружающего мира "Грибы. Строение грибов.Плесень" 2 класс по программе ПНШ
Презентация иллюстрирует Строение грибов, а также рассказывает о плесени, о её вреде и пользе....
Конспект урока "В царстве грибов", окружающий мир, 3 класс
коспект урока...
конспект урок окружающего мира в малокомплектной школы. Тема "Грибы" - 2 класс, "Наш край"- 4 класс
Данный урок проведён в малокомплектной школе. Урок "Грибы" по УМК "Перспектива", урок "Мой край" по УМК "Школа России". Автор учебников - А А Плешаков....
Конспект урока окружающего мира (2 класс ПНШ) "Грибы. Можно ли вырастить грибы на кусочке хлеба?"
Конспект урока с практической работой.Предварительно учащиеся проводят опыт по выращиванию плесени на хлебе....