Технологическая карта по окружающему миру для 4 класса по теме: "У Чёрного моря"
учебно-методический материал по окружающему миру (4 класс)
Данная технологическая карта является продуктом первого дня производственной практики "Формирование методических компетенций".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта | 44.96 КБ |
Предварительный просмотр:
ФИО студента | Солопенко Арина Игоревна | ||||||||
Класс | 4 «А» | ||||||||
Тема урока | У Чёрного моря | ||||||||
Место урока в разделе | Природа России | ||||||||
Тип урока | Урок усвоения новых знаний | ||||||||
Цель урока | Формирование представления о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа | ||||||||
Задачи урока | 1)образовательные: сформировать у учащихся представление о географическом положении субтропической зоны, о её климатических условиях и экологических проблемах; познакомить с разнообразием растительного и животного мира Черноморского побережья; 2)развивающие: развивать умение работать с географической картой; развивать речь, умение наблюдать, рассуждать, делать выводы; 3)воспитательные: воспитывать навык самооценки, интерес к предмету и активное взаимодействие на уроках окружающего мира. | ||||||||
Планируемые результаты изучения темы | |||||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||||
Ученик научится:
| Познавательные УУД Ученик получит возможность научиться:
Регулятивные УУД Ученик получит возможность научиться:
Коммуникативные УУД Ученик получит возможность научиться:
| Ученик получит возможность формирования:
| |||||||
Ресурсы | |||||||||
Учебно-методическое сопровождение | Дидактические материалы | ИКТ, ЦОР | |||||||
Окружающий мир. 4 класс. В 2 ч. Часть 1. Плешаков А.А., Крючкова Е.А. | Раздаточный материал, карта природных зон России; схема «Пояса Земли», таблица с утверждениями. | Презентация к уроку, компьютер, проектор | |||||||
Межпредметные связи | Связь с русским языком | ||||||||
Организация пространства | |||||||||
Этапы урока | |||||||||
№ | Этапы, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приемы, технологии | Деятельность учеников | Планируемые результаты | |||
1 | Организационный этап (1 минуты) | Проверка подготовленности классного помещения. | Приветствие учеников -Давайте улыбнемся друг другу. Улыбка – это залог хорошего настроения. Так мы подарим друг другу здоровье, радость, хорошее настроение. | Беседа (фронтальная) Создание интереса к новому. Технология коммуникативного обучения. Здоровьесберегающая технология. | Приветствие учителя. | Л-1 | |||
2 | Актуализация знаний (4 мин.) | Актуализация субъективного опыта учащихся | -Ребята, назовите общую тему, которую мы изучаем. -Вспомните названия тех природных зон, которые мы с вами уже изучили и покажите их на карте. -Вспомните план, по которому мы узнавали о природных зонах России. | Систематичная проверка знаний Словесный метод Беседа (фронтальная) Технология диалогового взаимодействия. | -Мы изучаем тему «Природные зоны России». -Мы изучили зону арктических пустынь, тундру, лесную зону, зону степей и зону пустынь. - План:
| Р-2 К-3 К-4 | |||
3 | Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. (3 мин.) | Организация внимания школьников. Обеспечить мотивацию учения школьников. | -Сегодня мы продолжим увлекательное путешествие по России. Выполнив задание, вы сможете узнать тему урока. Выделите из названия предметов, изображенных на картинках, первые буквы и составьте три слова. -Прочитайте тему урока. -Итак, к берегам, какого моря мы отправимся в путешествие? -Посмотрите на план и скажите, что мы узнаем о Черноморском побережье? -Вы готовы к путешествию? -Но прежде, чем мы отправимся в путешествие, посмотрите на таблицу. Прочитайте её название. -Сейчас я прочитаю утверждения, а вы выберете среди них те, которые считаете верными и в колонке «до» обведете напротив них вариант ответа «да» или «нет». В конце путешествия мы еще раз вернемся к этой таблице и сравним ваши ответы. | Беседа (фронтальная) Подведение к определению темы и цели урока. Технология сотрудничества. Информационно-коммуникативная технология. | Слушают учителя. -У Чёрного моря. -Мы отправимся в путешествие к берегам Черного моря. -Название природной зоны, географическое положение, климат, особенности растительного мира, особенности животного мира, экологические проблемы. -Да! -Таблица называется «Верные и неверные утверждения». | П-1 Р-1 Р-2 К-3 К-4 Л-1 | |||
4 | Первичное усвоение новых знаний (10-12 мин) | Обеспечить восприятие, осмысление и закрепление уч-ся изучаемого материала | -Посмотрите, что мы должны узнать в первую очередь? -А после этого? -Для этого обратимся к карте. Найдите на карте Черное море. Эта удивительная зона расположена на побережье и занимает очень маленькую территорию. С одной стороны находятся Кавказские горы, а с другой – Чёрное море. -Зону, в которой расположено Черноморское побережье, называют субтропической. В переводе с латинского языка «суб» означает «под». «Субтропическая» означает «расположенная под тропиками», то есть вблизи тропической зоны. Основная часть этой зоны расположена южнее нашей страны, а здесь, на Черноморском побережье, - лишь маленький кусочек. -Так как называют зону, в которой располагается Чёрноморское побережье? -В расположении зоны кроется секрет ее климата. Давайте рассмотрим пример: вы на пляже. Когда вода теплее – днем или вечером? -Да, вода медленно нагревается и медленно остывает. Поскольку Черноморское побережье ближе к Северному тропику, значит, солнце посылает сюда прямые лучи. Солнце за лето нагревает море, а затем море отдает побережью зимой теплый воздух. Кавказские горы находятся близко, прямо у самого побережья. -Подумайте, какое влияние оказывают горы Кавказа на климат побережья? -Да, они являются преградой для холодных северных ветров, поэтому на побережье умеренно жаркое лето и теплая зима. -Кто знает, как называется наука, изучающая растения? -А животных? -А влияние людей на окружающую среду? | Беседа (фронтальная) Формирование представлений о новом материале, новых знаний. Технология диалогового взаимодействия. Технология развития «критического мышления». Технология коллективного обучения. Технология интегрированного обучения. Технология проблемного обучения. Развивающее обучение. Здоровьесберегающая технология. | -Мы должны узнать название природной зоны. -После этого мы узнаем ее географическое положение. Ищут на карте Чёрное море. -Это умеренный пояс, ближе к северному тропику. -Субтропическая зона. Географическое положение – побережье Черного моря. -Вечером вода теплее. Слушают учителя. -Высокие горы ограждают побережье от ветров. -Наука, изучающая растения, называется ботаника. -Наука, изучающая растения, называется зоология? -Эта наука называется экология. | П-2 П-3 Р-2 К-3 К-4 Л-2 | |||
Физкультминутка | Мои руки – это волны, Гонит ветер их вперёд. Мои руки – крылья чаек, Небо их к себе зовёт. Мои руки – рыбки в море, Плавают туда-сюда. Мои руки – это крабы, Разбежались кто куда. Спустимся на дно морское, Там кораллы, словно ветки Водоросли изумрудом Там качаются без ветра. Вот проплыл конёк игривый, Как земля ползёт Мурена, И акула отдыхает, Снится море ей, наверно. | Здоровьесберегающая технология. | Выполняют физкультминутку | ||||||
5 | Первичная проверка понимания (7-10 мин) | Установить правильность и осознанность изученного материала Выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся | -Сейчас мы разобьемся на 3 группы: ботаники, зоологи и экологи. Ботаники будут изучать особенности растительного мира, зоологи – животного, экологи – рассмотрят экологические проблемы. -Нужную вам информацию вы можете найти в учебнике на с.130-133. Приступаем. -Сейчас мы выслушаем сообщения всех групп. Будьте внимательны, поскольку после прослушивания вам предстоит выполнить задание: экологи – карточки с изображениями растений, ботаники – с изображениями животных, зоологи – с примерами экологических проблем. -Выслушаем сообщение ботаников. -Назовите особенности растений этой зоны. В сравнении с карликовой березой растения, растущие в субтропической зоне какие? -А листья у них какие? -А могут ли эти растения расти в тундре? Почему? -Повторите особенности растений. -А теперь сообщение зоологов. -Сообщение экологов. | Проверка усвояемости материала. Беседа (фронтальная) Практическое применение новых знаний. Технология диалогового взаимодействия. Технология коллективного обучения. Групповая технология. Технология сотрудничества. Развивающее обучение. Здоровьесберегающая технология. | Разбиваются на группы. -В лесах на склонах гор растут дубы, буки и каштаны. В парках выращивают растения, привезенные из разных теплых стран: кипарисы, магнолии, пальмы. В садах зреют грецкие орехи, инжир, абрикосы и персики. -Они высокие. -Листья у них широкие. -Они теплолюбивые. -Особенности растений – высокие, теплолюбивые растения с широкими листьями. -Животный мир Черноморского побережья разнообразен. К обитателям суши относятся насекомые: цикада, богомол, кавказская жужжелица, олеандровый бражник. Из крупных животных назовем косулю. К обитателям суши, добывающим пищу в море, относятся чайки и бакланы. Морские обитатели: дельфины, морские коньки и морские иглы, а также крабы и медузы. -Берега Черного моря – это место, куда приезжают для отдыха и лечения многие тысяч людей. Здесь расположен красивейший город-курорт Сочи. В нем построены санатории, дома отдыха, пансионаты. Но люди, приезжающие отдыхать, не всегда относятся к природе бережно. Они обрывают красивые цветы, ломают ветки деревьев, вырезают надписи на стволах, выбрасывают мусор, где попало, ловят бабочек, уничтожают крабов, медуз. Сточные воды попадают в море и загрязняют его. | П-1 П-2 Р-2 К-1 К-2 Л-1 Л-3 | |||
6 | Первичное закрепление (5-7 мин) | Обеспечить закрепление в памяти уч-ся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу | -Команда экологов, у вас на столе карточки с изображениями растений субтропической зоны. Назовите лишние. Почему они лишние? -Команда ботаников, у вас карточки с изображениями животных, обитающих в субтропической зоне. Назовите лишние карточки. Почему? -Команда зоологов, у вас карточки с примерами факторов экологических проблем Черноморского побережья. Назовите лишние карточки. Почему? | Самостоятельная работа Проверка усвояемости материала. Беседа Практическое применение новых знаний. Развивающее обучение. Технология развития «критического мышления». Здоровьесберегающая технология. | -Лишние карточки с ягелем и джузгуном. Ягель растет в тундре, а джузгун – в пустыне. -Лишние карточки с песцом и рябчиком. Песцы обитают в тундре, а рябчики – в тайге. -Неумеренный выпас скота и распашка земель – это основные проблемы степи.
| П-1 Р-2 К-3 К-4 Л-2 | |||
7 | Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (1 мин) | Обеспечить понимание учащихся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания |
| Интересная постановка учебной проблемы, если речь идет о познавательных заданиях. Технология коммуникативного обучения. Личностно-ориентированная технология. Технология интегрированного обучения. Технология развития творческих способностей. | Слушают д/з | К-4 Л-1 | |||
8 | Рефлексия (3 мин) | Инициировать и интенсифицировать рефлексию уч-ся по поводу своего психолога – эмоционального состояния. | -Возьмите карточки с утверждениями и выберите правильные ответы в колонке «после». -Проверим ваши ответы. Поднимите руку те, у кого были правильные ответы еще до изучения материала. -Поднимите руку те, кто выбрал верные ответы после изучения материала. -Исходя из схемы и таблицы, расскажите, что новое вы узнали? -Оцените себя. -Молодцы! Наше путешествие подошло к концу. -Спасибо за урок! | Беседа и самоанализ (фронтальная) Подведение итогов урока. Личностно-ориентированная технология. Технология диалогового взаимодействия. | Подводят итоги, проводят рефлексию. | Р-3 К-4 Л-2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
технологическая карта урока окружающего мира 3 класс по теме Стебли, корни
урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС...
Технологическая карта урока окружающего мира 1 класс на тему : "Когда наступит лето?" Плешаков
Целью урока по окружающему миру "Когда наступит лето?", проведенный в 1классе является определение характерных признаков смены времен года, соотношение временных промежутков; воспиты...
Технологическая карта урока окружающего мира 2 класс по теме: "Солнечная система".
Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Солнечная система" 2 класс....
Технологическая карта по окружающему миру 3 класс на тему: " Полезные ископаемые"
УМК " Школа России"...
Технологическая карта по окружающему миру 3 класс на тему: " Что такое деньги"
УМК " Школа России"...
Технологическая карта по окружающему миру 3 класс на тему: " Какая бывает промышленность"
УМК " Кола России"...
Технологическая карта по окружающему миру 4 класс на тему: "Зона Арктических пустынь"
Технологическая карта и конспект урока окружающего мира в 4 классе. Тема: зона арктических пустынь...