Урок "Россия и её соседи. Япония"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Слесаренко Алена Игоревна

Конспект и презентация к уроку окружающего мира на тему: "Россия и её соседи. Япония"

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

Конспект урока по окружающему миру

на тему: «Россия и её соседи. Япония»

проведенного в ГБОУ гимназия №528 Невского района

в 4 «Д» классе

Учитель: Слесаренко Алена Игоревна

Санкт-Петербург

2019 уч. год.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

  1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята.  Меня зовут

Алена Игоревна, и сегодня

урок окружающего мира проведу у

вас я. Давайте проверим, всё ли у вас

есть на парте.

Взаимное приветствие, организация рабочего места.

  1. Актуализация знаний

Прочтите пословицы: СЛАЙД

Жить в соседях - быть в беседах.

Добрый сосед - всегда есть хлеб.

-        Как вы понимаете их смысл?

-        Как вы думаете, можно ли успешно общаться со своим соседом по дому, если не знаешь, как его зовут, что он любит, чем интересуется?

-        Люди планеты Земля, независимо от того, какой они национальности, стараются сохранять мир, добрые отношения и взаимопонимание, стараются быть добрыми соседями.

-        Соседями могут быть не только люди, но и страны. Так и у России много государств-соседей. Чтобы сохранить дружеские отношения с ними, нужно знать их особенности и с уважением к ним относиться.

- Сегодня у нас необычный урок. Мы совершим путешествие в страну, которую называют очень странно —

«Страна наоборот». СЛАЙД. И для этого есть все основания. В этой удивительной стране пальто подаёт женщина, руль в машине с правой стороны, кошки бесхвостые, едят палочками, спят на полу, а белый цвет является траурным.

-Ребята, вы догадались, что это за страна?

Молодцы ребята! Это Япония!

 

  1. Целеполагание

Как вы думаете, какова цель урока?

Но, чтобы узнать, как мы с вами будем знакомиться с этой страной, я попрошу вас посмотреть на слайд. СЛАЙД.

Подумайте, кому и зачем нужны эти вещи?

-Действительно, ребята, эти вещи нужны путешественнику!

Назовите полностью тему урока.

Путешествие в Японию.

Абсолютно верно.

-Что вы знаете о Японии?

- Можете ли вы ответить на вопрос: В чём особенность страны-соседа Япония?

-Что для этого нужно узнать?

-Что нужно сделать, что бы достичь поставленные цели?

 

4. Ход урока

А вы, хотели бы отправиться в Японию – очень  интересную и красивую страну?

Хорошо.  Но сначала мы должны найти Японию на карте.

Япония - наш сосед. Лишь узкие ниточки морских проливов разделяют территории наших стран.

 1 . Возьмите в руки свои маршрутные листы, давайте посмотрим с вами на первое задание. Вам нужно подписать флаг и герб, особенности и интересные факты. Так же вам нужно подписать императора Японии.

Давайте познакомимся с государственными  символами  Японии:  флаг,  герб.  Современный  японский  флаг

«Хиномару»,  что значит диск солнца, появился еще  в XIX в. Белое  поле символизирует

чистоту, справедливость, благоустройство. Красный диск изображает восходящее солнце.  

Японский  государственный  герб  на  самом  деле  является  гербом  императорского  дома.

Это желтая хризантема, состоящая из 16 двойных лепестков. Хризантема является одним

из символов солнца.  

Государственное управление

Япония – конституционная парламентарная монархия. Во главе государства стоит император. Японский императорский дом — старейшая непрерывная династия современного мира. Император считается потомком верховной богини Аматэрасу. Попытка смены династии, по мнению японцев, привела бы к тому, что боги отвернулись бы от страны. Всего на данный момент в истории Японии было 124 императора. Нынешний правитель страны Акихито — 125-й. Он правит уже 29 лет.

На выполнение задания у вас есть 3 минутки, пока вы выполняете, я включу вам гимн Японии.

СЛАЙД, Давайте проверим, что вы записали. Читает один из детей, исправляем ошибки.

 2. Во втором задании вам нужно обозначить границы, подписать столицу, которая выделена большой точкой, моря и океаны, и подписать соседей Японии. (Рассматриваем карту. Соседи: Корейская Народно-Демократическая Республика, Россия, Китай, Республика Корея)

Япония — островное государство в Восточной Азии, расположенное на большом  архипелаге у тихоокеанского побережья. Страна располагается к северо-востоку от Китая и Тайваня (отделена от них Восточно-Китайским морем) и строго на востоке от Кореи (отделена Японским морем). К северу от Японии лежит дальневосточный регион России. В состав Японии входят почти семь тысяч островов. Тем не менее, 97% площади занимают четыре наиболее крупных из них – Хонсю, Кюсю, Сикоку и Хоккайдо.

Столица СЛАЙД.

Токио — столица Японии, её административный, финансовый, культурный, промышленный и политический центр. Крупнейшая городская экономика мира. Расположен в юго-восточной части острова Хонсю.

Население

Япония занимает 10-ое место в мире по численности населения. Но с каждым годом население Японии уменьшается.

3. Учитель раздаёт текст, в котором дети ищут информацию для заполнения таблицы. 1 из пары получит текст про экспорт, а другой про импорт.
Повторяем правила работы в парах!

Ребята, попробуйте в парах найти в тексте информацию для заполнения таблицы и объяснить, почему так происходит.

Рассмотрите таблицу, сможем ли мы сразу ее заполнить? Почему нет?

Действительно, сначала мы должны узнать, что такое экспорт и импорт.

Экспорт - в буквальном смысле означает вывозить товары и услуги, произведённые внутри одной страны, для их потребления внутри другой страны.

Импорт — ввоз товаров, работ, услуг и тому подобное на территорию государства или страны из другой страны или государства.

СЛАЙД. Япония — островное государство. На многих островах есть потухшие и действующие вулканы. Из-за этого проживание там не представляется возможным, так что, несмотря на общую площадь в 388 тысяч квадратных километров, в Японии наблюдается острая нехватка территорий для строительства и сельского хозяйства.

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

Япония экспортирует:

  • Транспортные средства. Автомобили и мотоциклы японского производства являются синонимом слова «качество», наряду с аналогичной продукцией от немецких концернов. Даже люди бесконечно далекие от всего связанного с транспортными средствами, без проблем узнают логотипы Тойоты, Хонды, Ниссана и других местных автогигантов.
  • Электроника. Оглянитесь вокруг и с большой долей вероятности увидите что-то (телефон, телевизор, холодильник и так далее) от одного из японских производителей. Более того, Япония славится стремлением к инновационным технологиям. Не случайно именно здесь очень развита робототехника. По мнению специалистов, уже через несколько десятилетий многие люди смогут позволить себе роботизированных помощников по дому. Роботы также заменят сотрудников в магазинах, банках, заведениях общепита и ряде других мест.
  • Морепродукты. Ввиду простоты добычи, рыбу и другие морепродукты, вывозят из страны в огромном объеме. Для ресторанов японской кухни, где бы они не находились, очень почетным считается использование ингредиентов, доставленных с исторической родины предлагаемых гостям блюд.

Япония импортирует:

  • Ископаемое топливо. Постоянно растущая экономика требует большого количества нефти и угля, а с залежами этих полезных ископаемых у Японии всегда были проблемы. Имеющиеся месторождения исчерпали свой ресурс, так что ископаемое топливо приходится закупать в других странах. В будущем от этого планируется отказаться за счет использования альтернативных источников энергии.
  • Текстильную продукцию. Ткани, а также готовые изделия из них (включая одежду и обувь), производятся в Стране восходящего солнца в недостаточном объеме. Кроме того, у местных жителей есть желание покупать продукцию от зарубежных брендов. Многие компании даже выпускают эксклюзивные коллекции, специально для Японии.
  • Еду. Несмотря на наличие регионов с теплым климатом, отсутствие свободных земель не позволяет Японии стать крупным игроком на рынке сельскохозяйственной продукции. В стране наблюдается отчаянная нехватка зерна и мяса, которую удовлетворяют за счет иностранных партнёров.

СЛАЙД, Проверка таблицы. Объяснение, почему именно так.

4. Раздать 4 текста и попросить прочитать. Остальные дети слушают и записывают важные моменты.

Интересные факты о Японии:

СЛАЙД.

В литературе Японии очень популярна поэзия, но своеобразная, например, хайку (хокку) – трехстишья, состоящие из 17 слогов. Цель стихотворения – описать момент. Сказавши мало, сказать много. В этих стихах нет рифмы.

Традиционный японский костюм – кимоно. И это не просто национальный костюм, это одежда, которая имеет свои особенности для различных случаев жизни. Японцы носят кимоно наравне с современной одеждой, у каждого в шкафу должен висеть далеко не один наряд.

Традиционный театр Японии – кабуки. На лица актеров наносится сложный грим, надеваются шикарные костюмы с большой смысловой нагрузкой. Представления этого театра – смесь музыки, пения, танца и драмы.

Искусство икебана – создание композиций из срезанных цветов и побегов и размещение их в интерьере. Простота и красота в своей естественности.

*** ЕСЛИ ОСТАНЕТСЯ ВРЕМЯ. Большое значение в японской культуре имеет чайная церемония. Это не просто вид отдыха, но и своеобразный обряд очищения, освобождения и расслабления.

Японцы очень уважают тех, кто может сказать на их языке хоть две фразы. Они считают, что выучить его нереально.

В Японии очень честные люди. Если вы потеряли кошелек в метро, 90% вероятности, что его сдадут в бюро находок.

Приходить на работу вовремя в Японии считается дурным тоном. На месте надо быть хотя бы на полчаса раньше.

В северных городах Японии все тротуары с подогревом, поэтому здесь никогда не бывает гололеда.

В Японии на улицах можно увидеть вазы с зонтиками. Если начинается дождь, можете взять любой, а потом, когда дождь заканчивается, ставите в ближайшую вазу.

В японском языке у месяцев нет названий, вместо этого они обозначаются порядковыми номерами.

Каждый второй японец отлично рисует и неплохо поет. Отчасти это результат системы воспитания детей - их сперва учат рисовать и петь, а потом говорить и писать.

Большинство улиц в Японских городах не имеет названий. В этих случаях дома  указывается описательно («второй дом от угла после магазина») или по нумерации внутри квартала. Кроме того, дома нумеруются по порядку постройки, что ещё больше добавляет неразберихи.

Жители Японии стараются никогда не говорить слово НЕТ, просто заменяя его вежливым отходом от темы, или же таким согласием, которое совсем ни к чему не обязывает, и, в итоге, ни к чему не приводит.

Этап объяснения домашнего задания.

-Как вы думаете, что вам будет задано?

- Д.з.-Приклеить в тетрадь маршрутный лист и  стр. 59 - 61, пересказ с использованием маршрутного листа.

- Запишите задание в дневник (учитель на доске)

 

Этап обобщения/ Рефлексия

 Наше виртуальное путешествие подходит к концу.
- Вернёмся к вопросу нашего урока: 
В чём особенность страны-соседа Япония?

Мы разные, но нужно уметь жить в мире и согласии друг с другом, своими родственниками и соседями.

Рефлексия  

- В Японии система оценок зависит от учебного заведения, но многие используют такие категории:

* yuu(): A (90-100%)

* ryou(): B (70-<90%)

* ka(): C (60-<70%)

* fuka(不可): F (0-<60%)

Попробуем и мы себя оценить как оценивают детей в школе.СЛАЙД

СЛАЙД. - Как вы думаете, как переводятся эти иероглифы?

- Спасибо! - [аригато:]

-Мне было приятно с вами работать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира «Соседи России: Япония и Китай»

Урок окружающего мира «Соседи России: Япония и Китай»Тип урока: урок исследовательской деятельности.Цели урока: формирование первичных представлений о восточных соседях России – Японии и Китае, воспит...

Конспект урока по предмету окружающий мир "Наши ближайшие соседи. Япония"

План урока по теме "Наши ближайшие соседи. Япония" знакомит детей с месторасположением страны, с особеностями климата, флорой и фауной. А также рассказывает о праздниках для детей в Японии и о системе...

Учебно - методический комплект по Изобразительному искусству на тему ««Япония – страна восходящего солнца». Художественная культура Японии.» 4 класс

Учебно - методический комплект по Изобразительному искусству на тему ««Япония – страна восходящего солнца». Художественная культура Японии.» 4 класс...

Технологическая карта урока окружающего мира на тему: “Россия и её соседи. Япония”

Технологическая карта урока окружающего мира на тему: “Россия и её соседи. Япония”...

Презентация по окружающему миру "Наши ближайшие соседи. Япония"

Презентация может быть интересна учителям, которые работают во 2 классе,  на уроке окружающего мира при изучении темы "Страны мира"...

Технологическая карта урока по окружающему миру "Россия и её соседи. Япония" 4 класс "Начальная школа 21 века"

В основе урока окружающего мира по теме "Россия и её соседи. Япония" для 4 класса лежит функциональное чтение. Ребята читают "с пометами", соотносят высказывания с текстом о ...

Конспект урока окружающего мира в 4 классе по теме "Близкие и дальние соседи России" (ЯПОНИЯ)

Вашему вниманию предлагается конспект урока окружающего мира в 4 классе по программе "Начальная школа 21 века" по теме "Близкие и дальние соседи России". А конкретно рассматриваетс...