Технологическая карта урока по окружающему миру "Россия и её соседи. Япония" 4 класс "Начальная школа 21 века"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
В основе урока окружающего мира по теме "Россия и её соседи. Япония" для 4 класса лежит функциональное чтение. Ребята читают "с пометами", соотносят высказывания с текстом о стране восходящего солнца-Японии, выделяют главные особенности, учатся придумывать и задавать вопросы. В конце урока-творческая работа: учащиеся сочиняют синквейн о Японии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
baukina-tehnol.karta_po_okr.miru_yaponiya.docx | 56.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая панорама по теме «Функциональное чтение»
Технологическая карта урока по окружающему миру в 4а классе.
Программа: «Начальная школа XXI века»
Учитель: Баукина Ю.А.
Тема: «Россия и её соседи. Япония».
Цель:
-формирование первичных представлений о соседнем государстве России – Японии, воспитание толерантного отношения к другим народам.
Задачи:
-сформировать первичное представление учащихся о Японии, её природных особенностях, особенностях промышленности, об устройстве жилищ, системе воспитания детей;
- учить работать с текстом, используя чтение «с пометами»
- развивать навыки исследовательской деятельности; умений самостоятельно добывать знания из различных источников информации; мышление, внимание, речь;
- воспитывать толерантность, дружелюбие.
Планируемые результаты.
Личностные:
- формирование у учащихся готовности и способности к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;
-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебно-исследовательской деятельности.
Регулятивные:
- формулировать и удерживать учебную задачу;
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной формах;
-сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона;
- устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.
Познавательные:
- использовать общие приёмы решения задач;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
- анализ информации;
- передача информации (устным, письменным);
-интерпретация информации;
-подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;
- сравнение;
- построение рассуждения;
Коммуникативные:
- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач,
- ставить вопросы,
- обращаться за помощью,
- предлагать помощь и сотрудничество;
- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- строить понятные для партнёра высказывания;
- строить монологическое высказывание;
- слушать собеседника.
Ресурсное обеспечение:
Материалы: учебник, карточки с заданиями, цветные карандаши, фломастеры, стикеры.
Техническое оснащение: компьютер, мультимедийный проектор, принтер, презентация
.
Ход урока
Этапы урока (по характеру деятельности учащихся) | Возможные задачи этапов | Деятельность учителя и учащихся | Возможные задачи этапов |
Предполагаемые способы взаимодействия (методы, приёмы) | |||
I этап Эмоционально установочный (эмоциональное включение) | Организация межличностного взаимодействия | Приветствие. -Урок предлагаю начать с пословицы В народе говорят: «С соседом жить – хлеб-соль водить». слайд -Как вы понимаете эту пословицу? С соседями надо жить дружно, сохранять добрые отношения, помогать друг другу | Вступление в межличностный контакт для решения задач |
II этап Пропедевтичес- кий (подготовитель- ный) | Создание условий для успешного включения в деятельность | -Как вы считаете, можно ли успешно общаться с соседями, если не знаешь, как их зовут, что они любят, чем интересуются? (нет) -В мире всего более 200 стран. Названия некоторых из них вы видите на слайде. Прочитайте. слайд (Норвегия, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Белоруссия, Украина, Грузия, Азербайджан, Казахстан, Китай, Монголия, Япония,) -Эти страны подобраны не случайно. Подумайте, что у них общего? (Они являются соседями России) -А нужно ли знать соседей своей страны? Зачем? (Чтобы сохранить дружеские отношения, нужно знать особенности стран и с уважением к ним относиться) | Интеллектуальная подготовка к деятельности и выбор способов её реализации |
-Сегодня мы совершим путешествие в загадочную, необыкновенную и удивительную страну, которую называют очень странно: «Страна наоборот» и для этого есть все основания. В этой удивительной стране пальто подаёт женщина, руль в машине с правой стороны, едят палочками, спят на полу, а белый цвет является траурным. слайд -Может кто-то знает, о какой стране пойдёт речь? (о Японии) слово появляется на слайде -Правильно, речь идёт о Японии. -Так какова же тема урока? Россия и её соседи. Япония. слайд | |||
III этап Деятельностный (Игровая, исследовательская, проектная, изобразительная, конструкторская) физминутка IV этап Эмоционально-рефлексивный (оценочный) | Скрытое руководство деятельностью учащихся Неперсонифи- цированная оценка личностных и метапредметных результатов внеурочного занятия | - А знаете, как издавна называют Японию? (Страна восходящего солнца) -Предположите, почему? -А теперь проверим ваши предположения, поработаем с картой слайд - В каком полушарии находится Япония? (В Восточном) - В каком океане расположена эта страна? (В Тихом) - Какую особенность Японии, глядя на карту, вы заметили? (Япония расположена на островах) - Да, Япония-это несколько тысяч островов. И страна восходящего солнца она, действительно, потому что её земля самая первая озаряется солнечными лучами. Ваши предположения верны. -Какую особенность рельефа вы заметили? А ещё Япония – страна гор. Самая высокая гора в Японии – Фудзияма. Её высота 3 776 м. Японцы считают эту гору священной. Это действующий вулкан. 10 месяцев в году вершина его покрыта снегом. слайд Дидактическое упражнение «Дипломаты». слайд -Поработаем в группах. Каждой группа получит текст. Каким-то группам достанется о флаге и гербе, а каким-то о столице Японии. Но прежде, чем работать с текстом, рассмотрим флаг и герб Японии. -Может кто-то знает столицу Японии? появляется на слайде Приложение 1. Подойдите ко мне по одному представителю от группы и возьмите тексты. -Каждой группе нужно будет прочитать текст и коротко письменно ответить на вопросы, выбирая информацию из текста. -А затем представить вашу работу другим группам. Проверка выполненных работ (отвечают две группы). - А сейчас каждый возьмите по одному листу с заданиями, которые лежат у вас на столах. Приложение 2 1. Откройте учебник стр. 59-60. Выполним первое задание. Чтение «с пометами» слайд с табличкой Прочитайте текст, делая пометы. Проверка. -Что вам было уже известно? -Чего вы не знали? -Что противоречит вашему мнению, вы думали по-другому. слайды - убранство японского дома - японская техника и машины - поезда-экспрессы - праздник девочек А есть ли в Японии праздник мальчиков? Как вы думаете? А точно нам ответит Аня Поликарпова. 2. Выполним второе задание. «Карта согласия» Работаете опять в группах. Используя текст, выделите и запишите три главные особенности Японии. Каждый по очереди выдвигает главную на его взгляд особенность. Группа обсуждает эту идею. Если все согласны, то эта особенность записывается в «Карту согласия». Так до тех пор, пока не будут записаны три главные особенности Японии. Проверка двух групп. Японская музыка 3.Игровое упражнение «Правда-ложь - не говорится» слайд Прочитайте высказывания и, вспоминая текст определите, что правда, что ложь, а о чём вообще не говорилось в тексте. - Большая часть поверхности страны занята горами, невысокими, но очень крутыми. -Ежегодно в Японии бывает около полутора тысяч землетрясений. -Япония – родина не только технических изобретений, но и спортивных единоборств – дзюдо, карате, айкидо, сумо. Сумо — японский вид борьбы, которая ведётся в круге, и задача противников — вытолкнуть соперника за его пределы. Для этого нужно обладать не только силой, но и большим весом. В Японии чемпионы сумо считаются национальными героями - В Японии нет поездов экспрессов. - В Японии мало внимания уделяется воспитанию детей. Дети вырастают сдержанными и дисциплинированными. В школу в шесть лет ребёнок приходит таким собранным и организованным, что учителю не трудно работать с классом, где учится 40- 50 детей. - Во время цветения сакуры в Японию приезжают тысячи туристов. - 3 марта- в Японии день девочек. 4.Растительный мир -А знаете ли вы, какое растение является символом Японии? слайд -Да, это сакура. Давайте узнаем о цветении сакуры поподробнее. Варя Смирнова приготовила информацию об этом чудесном растении. Показ видеоролика + рассказ Вари. - А сейчас каждый возьмите по одному листу с заданиями, которые лежат у вас на столах. 1. Выполним первое задание в парах. Работать будете с соседом «по плечу». Покажите значком пары. - Составьте календарь цветения сакуры, опираясь на текст. Данные занесите в таблицу. -Давайте её рассмотрим. Что в 1 колонке, во второй, в третьей? - Поверка. Отвечают три пары. Зачитывают, что они занесли в таблицу и поясняют почему. 5.А теперь немного финансовой грамотности. - Какая денежная единица в Японии? слайд с иеной. Решите задачу в группе. Обед в недорогом ресторане Токио стоит 830 иен. Рассчитайте стоимость обеда в рублях, если известно, что 100 рублей -это примерно 166 иен. Проверка. 6. Творческая работа. Сочините синквейн о Японии. Пользуйтесь памяткой «Как сочинять синквейн» Проверка. Заслушиваются все группы. Давайте выберем лучший синквейн. Проголосуем. Прикрепите стикер той команде, чей синквейн вам понравился больше всего. Подведём итоги. Посчитаем стикеры.
| Последовательная реализация компонентов групповой творческой деятельности Презентация результатов групповой творческой деятельности, критериальное оценивание их: Что понравилось? Что не понравилось? Почему? |
Приложение 1
Флаг и герб Японии
Флаг Японии имеет два официальных названия – Хиномару, что в переводе с японского означает «солнечный диск» и Ниссёки, имеющий дословный перевод – «солнечный флаг». Солнце присутствует и на государственном флаге страны, означая совершенство, расцвет, и является символом света, богатства и изобилия. Согласно легенде флаг берет свое начало в 13 веке, со времен вторжения монгольских племен. Флаг был предложен японскому императору, который считается потомком богини солнца.
Япония не имеет государственного герба, в качестве такового часто используется герб императорской фамилии - желтая хризантема, состоящая из 16 двойных лепестков, которая также символизирует солнце. А ещё хризантема- символ мудрости и счастья.
1. Как переводится с японского языка название флага Японии? __________________________________________________________
2. Почему на гербе Японии изображена жёлтая хризантема? ___________________________________________________________
Столица Японии- Токио
Столицей Японии является город Токио. В наши дни Токио – один из самых больших городов мира. Центр города застроен небоскрёбами в 50 и более этажей. В небоскрёбах расположились гостиницы, банки, крупные компании, роскошные магазины. Но Токио растёт не только вверх. В городе много подземных гаражей, складов, магазинов. Торговые ряды под землёй занимают целые кварталы. Численность населения Токио превышает отметку в 13 миллионов человек, по количеству жителей этот мегаполис является пятым на планете. В огромном мегаполисе, где круглосуточно царствуют высокие технологии, и головокружительный ритм жизни не дает перевести дух, местные жители свято чтят национальные традиции и особенности.
1. Что находится в центре столицы Японии, городе Токио? _____________________________________________________________
2. Почему считается, что Токио растёт не только вверх? ______________________________________________________________
Приложение 2
Россия и её соседи. Япония.
1. Чтение «с пометами»
Учебник стр. 59-60
Знакомая информация | Новая информация | Это противоречит тому, что я знал (а) | Хочу знать об этом больше |
V | + | - | ? |
2. «Карта согласия» (работа в группах)
Используя текст, выделите и запишите три главные особенности Японии.
3. Игровое упражнение «Правда-ложь - не говорится» (работа в парах с партнёром «по лицу»)
Прочитайте высказывания и, вспоминая текст определите, что правда (П), что ложь (Л), а о чём вообще не говорилось в тексте( Н).
- Большая часть поверхности страны занята горами, невысокими, но очень крутыми.
- Ежегодно в Японии бывает около полутора тысяч землетрясений.
- Япония – родина не только технических изобретений, но и спортивных единоборств – дзюдо, карате, айкидо, сумо.
- В Японии нет поездов экспрессов.
- В Японии мало внимания уделяется воспитанию детей.
- Во время цветения сакуры в Японию приезжают тысячи туристов.
- 3 марта- в Японии день девочек.
4. Прочитайте текст. Составьте календарь цветения сакуры, опираясь на текст. Данные занесите в таблицу. (работа в парах с партнёром «по плечу»)
Цветущая сакура напоминает людям о мимолетности жизни, и есть еще один повод ощутить прелесть каждого момента.
Примерное время цветения сакуры для Токио и его окрестностей — конец марта, Бутоны открываются на последней неделе марта. Полного цвета сакура достигает на первой неделе апреля. В Саппоро сакура зацветает с 1 по 4 мая, а полный расцвет приходится на середину мая.
Считается, что самая красивая сакура цветет в городе Киото. Открываются бутоны 26 марта. А самый расцвет сакуры приходится на середину апреля. С какой радостью наслаждаются жители цветением сакуры.
Календарь цветения сакуры в Японии по крупным городам
Город | Открытие бутонов | Полный цвет |
Токио | ||
Киото | ||
Саппоро |
5. Финансовая грамотность (работа в группе)
Решите задачу в группе.
Обед в недорогом ресторане Токио стоит 830 иен. Рассчитайте стоимость обеда в рублях, если известно, что 100 рублей - это примерно 166 иен.
6. Творческая работа (работа в группе)
Сочините синквейн о Японии.
Памятка «Как сочинять синквейн»
- Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).
- Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).
- Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).
- Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме.
- Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по окружающему миру "Какое бывает настроение?" (УМК "Начальная школа XXI века",1 класс)
Тип урока: урок «открытия» новых знанийЦель урока: способствовать развитию эмоциональной сферы ребёнка; формирование умения обращать внимание на эмоциональное состояние человека и его изме...
Технологическая карта урока по окружающему миру "Жизнь насекомых весной" (УМК "Начальная школа XXI века",1 класс)
Тип урока: урок «открытия» новых знанийЦель урока: создание условий для ознакомления с насекомыми, формирование умения видеть их многообразие и красоту.Задачи урокаДидактиче...
Технологическая карта урока по окружающему миру "Жизнь земноводных весной" (УМК "Начальная школа XXI века",1 класс)
Тип урока: урок «открытия» новых знанийЦель урока: создание условий для ознакомления с земноводными, формирование умения видеть их многообразие и понимать значение.Задачи урокаДи...
Технологическая карта урока по окружающему миру «Наши ближайшие соседи». УМК "Школа России" (3 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представлений по теме «Наши ближайшие соседи»Задачи урокаДидактические:1. П...
Технологическая карта урока по окружающему миру "Наши ближайшие соседи", 3 класс, УМК "Школа России"
Тип урока: открытие нового знания Цель урока: ознакомление детей со странами, которые являются ближайшими соседями Российской Федерации.Задачи урока:Дидактические:Развить представление о странах ...
Технологическая карта урока по окружающему миру "Наши ближайшие соседи" (УМК "Школа России", 3 класс)
Тема: «Наши ближайшие соседи» Цели деятельности учителя: формирование представления учащихся о других странах, которые находятся на границе с Россией;Планируемые результаты:...
Технологическая карта урока по окружающему миру в 3 классе УМК "Начальная школа XXI века ". Тема: "По одёжке встречают....."
Технологическая карта урока. Тип урока- открытие новых знаний....