Конспект урока по предмету окружающий мир "Наши ближайшие соседи. Япония"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Стрединина Наталья Александровна

План урока по теме "Наши ближайшие соседи. Япония" знакомит детей с месторасположением страны, с особеностями климата, флорой и фауной. А также рассказывает о праздниках для детей в Японии и о системе обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yaponiya_-_urok_v_3_klasse.docx248.54 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Наши соседи. Япония.

Подготовила учитель начальных классов: Н.А. Стрединина

Участники: обучающиеся  3 класса.

Цели урока:

расширить знания обучающихся о соседней стране, её культурных традициях;

познакомить с основными особенностями  уклада жизни японского населения.

Задачи урока

1. Образовательные:

рассмотреть  географическое положение, культурные традиции  Японии;

создать совместную презентацию по теме проекта.

2. Развивающая: формировать информационную компетентность.

3. Воспитательная: Формировать чувства уважения  и толерантности  к традициям изучаемой страны.

Необходимое оборудование и материалы для  представления проекта:

Компьютер, мультимедийный проектор;

технологические карты.

Предполагаемый результат:

развитие интереса у обучающихся  к изучаемой теме;

совершенствование навыков работы детей на компьютере;

совершенствование навыков владение работы с дополнительной литературой и  Интернетом;

создание совместной презентации «Наши соседи. Япония»;

Ход урока.

1.Оргмомент.

2. Подготовка обучающихся к восприятию нового материала.

Учитель.

- С какими странами Россия имеет морские границы?

(Ответы детей: с Японией и США)

Учитель.

Мы начнем свое путешествие по одной из стран. По приветствию на языке этой страны попробуйте узнать, куда именно мы отправимся?

 Коннитива. Здравствуйте

Охаё - доброе утро

Коничива - добрый день

Комбанва - Добрый вечер

Правильно мы отправляемся в страну восходящего солнца в Японию.

Назовите 5 слов, которые приходят сразу на ум , когда вы слышите слово Япония?

(Ответы детей)

Давайте обратимся к карте и покажем эту страну на карте.

 Сообщение обучающегося.

Япония - наш сосед .

1 слайд.

 Лишь узкие ниточки морских проливов разделяют  территории наших стран . 43км отделяют остров Хоккайдо от острова Сахалин и всего лишь 5 км от острова Хоккайдо до ближайшего к Японии российского острова из группы Хабомаи ( Курильске острова ).

Япония - островное государство, длинной дугой протянувшееся на 3400км с севера на юг вдоль восточной части азиатского материка . Она занимает четыри больших острова ( Хоккайдо , Хонсю , Кюсю и Сикоку ) и около 900 небольших островов общей площадью 372,6 тыс. кв. км

2 слайд.  Японию называют страной восходящего солнца.  Вот и на государственном флаге страны изображен красный круг, символизирующий солнце.

В сознании японцев неразделимы хризантема и Солнце. Обозначающие эти понятия слова — омонимы, они звучат одинаково — «кику» и изображаются одним иероглифом. Так что главный цветок Японии назван именем светила, от которого, по легенде, ведет свою историю японский народ. Весьма почетное место отведено хризантеме и в государственной символике. Предположительно с VII века, когда рисунок хризантемы украсил клинок микадо, она считается эмблемой японских императоров. Стилизованный золотистый цветок c шестнадцатью двойными лепестками и поныне остается гербом Императорского дома, а иногда выполняет и роль государственного герба: на монетах, печатях и официальных документах. Именно такое изображение хризантемы считалось священным, право на него, в частности, на ношение одежды с рисунком 16-лепесткового цветка, принадлежало исключительно членам императорской фамилии. Нарушившим этот порядок рядовым японцам грозила смертная казнь. Такая же хризантема красуется на Ордене Хризантемы, учрежденном в 1888 году и до нынешнего времени считающимся высшей и самой почетной наградой в стране. Однако для японцев солнечный цветок — не просто застывший в металле символ. Это растение в Японии окружено любовью и заботой. Японцам нет равных в промышленном разведении хризантем, в создании новых сортов с разнообразием форм и окрасок. Очевидно, благодаря долгому периоду цветения, хризантема олицетворяет счастье и долголетие. Есть поверье, что собранная с хризантемы роса продлевает жизнь. 

3 слайд.

Как вы думаете, кто управляет Японией?

Император Японии Акихито, на данный момент единственный правящий в мире император

День рождения императора отмечается в Японии как государственный выходной день. Все муниципальные учреждения вывешивают государственные флаги.

Голос России отмечает, что самым большим счастьем в своей жизни император Японии Акихито, назвал свою супругу - императрицу Митико.

Император Акихито стал первым в истории Японии наследным принцем, который связал себя узами брака с девушкой из обычной семьи. Молодые люди познакомились на теннисном корте и будущий император, по его словам, был поражен красотой Митико Сёда.

У супругов родились трое детей, которых они, вопреки прежним традициям, воспитывали самостоятельно. Их старший сын, наследный принц Нарухито, также женился по любви - на девушке неаристократического происхождения.

4 слайд.

Природа страны.

Основной чертой Японии является бережно сохраняемая природная среда страны. Каждый клочок земли, даже зажатый среди небоскребов крохотный газончик, может быть превращён в мини-заповедник, любой крохотный пруд или лужайка может быть местной святыней, за которой ухаживает и следит вся округа. Множество бережно сохраняемых исторических памятников, зданий и храмов рассредоточено по всей территории страны, поэтому Япония производит неизгладимое впечатление на каждого, кто хоть раз побывал в этой стране.

5 слайд.

Водные ресурсы.

Япония покрыта густой сетью коротких полноводных рек, в основном горных. Среди них крупнейшими являются СинаноТонэКитаками и Исикари. На реках бассейнаЯпонского моря отмечается зимне-весеннее половодье, на реках бассейна Тихого океана — летнее; периодически бывают наводнения, особенно в результате прохождения тайфунов. Воды многих рек используются для орошения. Озёра многочисленны и разнообразны по происхождению: крупнейшее в Японии озеро Бива(площадь 716 км²) расположено в тектонической впадине, также встречаются вулканические (ИнавасироТовадаКуттяро) и лагунные (КасумигаураСарома) озёра.

6 слайд.

Климат

Япония относится к температурной зоне с четырьмя отличающимися сезонами, но её климат колеблется от низких температур на севере до субтропических — на юге. Климат также зависит от сезонных ветров, дующих с континента зимой и в обратном направлении — летом.

Японию можно условно разделить на шесть климатических зон:

Хоккайдо относится к зоне низких температур, для него характерны долгая морозная зима и прохладное лето.

В Японском море северо-восточный сезонный ветер зимой приносит сильные снегопады. Летом менее тепло, чем в зоне Тихого океана, но иногда наблюдаются экстремально-высокие температуры вследствие феномена фёна.

Климат Центральной возвышенности представляет собой типичный островной климат с большим разбросом температуры зимой и летом, ночью и днем.

В зоне Внутреннего Японского моря климат умеренный благодаря тому, что горы в регионах Тюгоку и Сикоку блокируют сезонные ветры.

Для зоны Тихого океана характерны холодные зимы с редкими снегопадами, а также обычно жаркое и влажное лето во время южно-восточного сезонного ветра.

Юго-западные острова — зона с субтропическим климатом. Зима тёплая, лето жаркое. Уровень осадков очень высок, что выражается в существовании сезона дождей и возникновении тайфунов.

7 слайд.

Природные опасности.

Японские острова входят в систему тихоокеанского вулканического огненного кольца. Десять процентов мировой вулканической активности в начале 1990-х было зарегистрировано в Японии. До 1500 землетрясений каждый год, магнитудой от 4 до 6 баллов  не являются чем-то необычным. Небольшие землетрясения происходят ежедневно в разных частях страны, вызывая вздрагивание зданий.

Япония пережила несколько крупнейших землетрясений

Землетрясение и цунами марта 2011 года и тайфун «Випа» обрушились на японский остров Идзуосима в этом году,

8 слайд.

Флора.

Флора Японии отличается большим видовым разнообразием и включает 2750 видов, в частности 168 древесных пород.

На севере — хвойные (ель и пихта) леса умеренного пояса, похожие на аналогичные дальневосточные. При движении на юг их сначала сменяют широколиственные леса (дуб, бук, клён), затем — хвойные леса из японской криптомерии, кипарисов, сосны (юг Хоккайдо и север Хонсю), затем (на юге Хонсю и севере Кюсю и Сикоку) — вечнозеленые широколиственные леса (японская магнолия, зубчатый дуб). На Хоккайдо и на склонах гор южных островов (выше 2 000 м) растут хвойные леса, большинство из которых искусственные насаждения. В хвойных лесах Хоккайдо распространены хоккайдская ель и сахалинская пихта, местами встречается лиственница.

На юге страны появляются тропические пальма, ливистона и аренга, папоротник циатея древовидная, саговник, ногоплодник (Podocarpus). На песчаных почвах встречается сосна густоцветная.

9 слайд.

 Фауна

На острове Хоккайдо встречаются бурый медведь, соболь, горностай, ласка. Кроме того, там и на острове Хонсю обитают волки, лисицы, барсуки, енотовидные собаки, выдры и зайцы. Южнее Сангарского пролива живут чёрные медведи, японские макаки, антилопы, исполинские саламандры.

Из птиц встречаются дятел, дрозд, синица, ласточка, скворец, тетерев, журавли, аист, ястреб, орёл, совы, у берегов много морских птиц. Пресноводные рыбы — карп, сом, угорь, миноги; искусственно разводят угрей и лососёвых, в том числе форель. Промысловые рыбы прибрежных вод: тихоокеанская сельдь, иваси, тунец, треска, камбала. Есть также крабы, креветки, устрицы.

10 слайд.

Столица Японии – Токио.

 Токио — это очень интересный город, во многом благодаря невероятному сочетанию исторического центра, живописных парков и современных небоскребов. Токио является одним из самых густонаселенных городов в мире, именно поэтому его власти стараются сохранить максимальное количество зеленых зон, где человек может почувствовать себя в тишине и покое.

11 слайд. Достопримечательности.

Основной чертой Японии является бережно сохраняемая природная среда страны. Каждый клочок земли, даже зажатый среди небоскребов крохотный газончик, может быть превращён в мини-заповедник, любой крохотный пруд или лужайка может быть местной святыней, за которой ухаживает и следит вся округа. Множество бережно сохраняемых исторических памятников, зданий и храмов рассредоточено по всей территории страны, поэтому Япония производит неизгладимое впечатление на каждого, кто хоть раз побывал в этой стране.

Роща Мэйдзи — это один из нескольких городских парков

Огасавара- национальный парк, один из самых маленьких национальных парков Японии.

Замок Химедзи

12 слайд.

 В Японии насчитывается 15 государственных праздников.  Эти дни официально являются выходными, их перечень устанавливается законом о государственных праздниках[. Четыре праздничных дня, идущих практически друг за другом (День СёваДень конституции,День зелени и День детей) собирательно именуют «золотой неделей».

13 слайд .

Я хочу подробнее рассказать о Дне Детей.

5 мая в Японии отмечают День детей. Вообще национальные детские праздники японцы отмечают 3 раза в год. 3 марта – День девочек, 5 мая – День мальчиков, а 15 ноября отмечают праздник под названием «Сити-го-сан», что в переводе на русский язык означает «Семь-Пять-Три». Как же чествуют детей в Японии? Каждый праздник имеет свою историю появления и традиции его проведения. 

Праздник мальчиков отмечается 5-го мая и официально называется «Танго-но сэкку» (Праздник первого дня лошади). Это название было выбрано, потому что лошадь символизирует храбрость, смелость, мужество, все те качества, которыми должен обладать юноша, чтобы стать достойным воином. 

В настоящее время широко распространен обычай вывешивать в Праздник мальчиков развевающиеся на ветру изображения карпов — кои-нобори. Карп считается очень жизнестойкой рыбой, которая может обитать не только в чистой пресной воде, но и в пруду, и в болотистой местности. Китайская легенда гласит, что когда карп поднялся по реке против сильного течения и преодолел водопад, который назывался «драконовым водоворотом», то превратился в дракона и поднялся на небо. Поэтому «кои-нобори» символизирует пожелание мальчикам вырасти в прекрасных мужчин и легко преодолевать все трудности. Длина карпов зависит от возраста детей, самый большой символизирует главу семьи.

По вечерам мальчики с родителями собираются у стенда, чтобы рассмотреть кукол, подержать в руках шлем, доспехи, послушать историю каждого персонажа. Приобщая детей к мифологии богов и героев, родители воздействовали на характер мальчиков, передавали из поколения в поколение традиции японского воинства. Таким образом, этот праздник сохранился неизменным почти до сих пор. И хотя в настоящее время он празднуется как День детей, предпочтение отдается мальчика 5 мая в Японии отмечают День детей. Вообще национальные детские праздники японцы отмечают 3 раза в год. 3 марта – День девочек, 5 мая – День мальчиков, а 15 ноября отмечают праздник под названием «Сити-го-сан», что в переводе на русский язык означает «Семь-Пять-Три». Как же чествуют детей в Японии? Каждый праздник имеет свою историю появления и традиции его проведения.

Цифры 3, 5, 7 указывают возраст детей, именно этот возраст является переломным моментом в жизни юных созданий. Все мальчики, которым в этом году исполняется 3 года или 5 лет, и девочки, которым исполняется 3 года или 7 лет отмечают 15 ноября «общий день рождения».

В Японии принято считать, что с рождением ребенка в доме поселяется небесный ангел и до семи лет ребенок – это не ребенок, а божественное существо. Поэтому детей там до 7 лет вообще не воспитывают и потакают всем их капризам. Ребенку позволительно делать все. Хорошо это или плохо – не нам судить. Япония славится обычаями и традициями отличными от представлений европейцев, но узнать о них интересно многим.

Главным торжественным моментом праздника является церемония посещения храма. Все родители, в семьях которых есть дети этого возраста, ведут их в храм для того, чтобы поблагодарить богов за то, что дети растут здоровыми и счастливыми.

3 марта традиционно отмечается День девочек. Этот праздник еще называют Днем кукол. В этот день во всех домах, где есть девочки, выставляют напоказ кукол, наряженных в традиционное кимоно. Выставка эта длится целый месяц. Куклы обычно изготовлены из очень дорогих материалов и передаются по наследству из поколения в поколение, а так же являются приданым молодой девушки.

5 мая раньше отмечали как День мальчиков. На крышах всех домов в этот день ставится шест с изображением карпа. Количество карпов зависит от числа мальчиков в семье, а размер – от их возраста. Карп в Японии является символом храбрости, стойкости и доблести. В этот день так же, как и в День девочек, проводится выставка кукол, но уже не царских красавиц, а доблестных воинов и их вооружения.

5 мая с 1948 года отмечают как День детей, который является общенациональным, хотя по-прежнему отдают предпочтение мальчикам.

3-го марта в Японии отмечается удивительный и очень красивый праздник 雛祭り (ひなまつりХина мацури, Праздник кукол) или Праздник девочек.  (ひな,хина) — это маленькая бумажная куколка.

К этому дню в каждой семье, где есть девочка, устраивают выставку особых кукол 人形 (にんぎょう, нингё, образ человека). Кукол выставляют на специальной подставке 雛飾り (ひなかざり, хинакадзари), похожей на горку и состоящей из 3, 5 или 7 ступеней и покрытой алой материей.

На самой верхней ступеньке, на фоне позолоченной складной ширмы, располагают 内裏様 (だいりさま, дайрисама или «господин заместитель») — парные куклы Императора и Императрицы в парадных одеждах из парчи или шелка. Императрица в двенадцатислойной одежде — на ней 12 кимоно. Это самые дорогие и красивые куклы в любой коллекции. По обеим сторонам от них ставятся фонарики, а посредине — поднос со священным деревом, украшенным бумажными фестонами. На нижних ступенях располагаются куклы придворных дам, которые держат принадлежности для разливания сакэ; музыкантов, исполняющих старинную японскую придворную музыку 雅楽 (ががく, гагаку), они поют, играют на флейте, стучат в барабан; министров и сановников, телохранителей и слуг — всего по меньшей мере 15 кукол. Все куклы одеты в старинные церемониальные наряды. На шестой и седьмой ступенях выставлены предметы дворцового обихода (миниатюрная мебель, паланкин, повозка, шкатулки, утварь и угощение)

К 3 марта украшают и комнату, где располагается выставка кукол: к потолку подвешивают шары из искусственных цветов вишни и мандаринового дерева. Каждый шар украшен свисающим шелковым шнуром. Все необходимое для украшения домов можно обычно приобрести на специальных ярмарках, так называемых 雛の市 (ひなのいち,хина-ити кукольные базары), которые устраиваются в феврале. На такие ярмарки приходят не только, чтобы что-то купить, но и весело провести время, встретится с друзьями.

Помимо удовольствий праздник имеет еще и воспитательное значение. В этот день девочки в нарядных 着物 (きものкимоно) с цветочным рисунком, как настоящие дамы, ходят к друг другу в гости, дарят и получают подарки, угощаются специальными сладостями: разноцветными 菱餅 (ひしもち, хиси моти, ромбовидные моти), печеньем, хина арарэ*, 白酒 (しろざけ, сиродзакэ**, белое сладкое сакэ) и любуются куклами. Так девочкам прививаются правила хорошего тона, понятие о чертах характера, которыми должна обладать женщина, и умение бережно относиться к ценным вещам, сдерживая свои желания и капризы. В Празднике кукол идеально сочетаются чудесная игра, поэтическое восприятие мира и традиционное воспитание.

14 слайд.  Начальная школа в Японии.

10Автор: Хитоши Танака, журналист, переводчик.

В Японии система школьного образования разделена на 3 уровня: начальную (6 лет), среднюю (3 года) и высшую среднюю школу (3 года).

Начальное образование в Японии всеобщее обязательное и бесплатно. В начальную школу поступают с 6 лет. В настоящее время в Японии работает 22 476 начальных школ.

Учебный год делится на триместры. Занятия начинаются в апреле и заканчиваются в конце марта. Первый триместр длится с апреля по июль, второй – с сентября по декабрь, третий – с января по март.

В каждом триместре предусмотрены каникулы. Летние каникулы составляют сорок дней, зимние – две недели, весенние – десять дней.

Уроки (5 или 6 урок в день) обычно начинаются в 8:45 и заканчиваются в 14:25. Один урок – 45 минут. Выходные дни – суббота и воскресенье.

3 (1)В каждой начальной школе есть спортивный зал, бассейн, библиотека, лечебный пункт, кухня. В некоторых школах содержат различных животных.

При школах обязательно оборудуются площадки для занятий различными видами спорта и спортивными играми – это могут футбольное поле, теннисный корт, баскетбольные кольца, перекладины, горки, качели. В начальных школах работают разные кружки. Там дети играют в бейсбол, футбол, теннис, японские шахматы.

1nen16

В классных комнатах обычно находятся школьные доски, деревянные парты, стулья, шкафчики для хранения вещей. Кабинеты также оборудованы телевизорами, кондиционерами, репродукторами. На стене висят картины и сочинения, написанные учениками.

Если в одном классе больше сорока детей, то ученики делятся на группы. Каждые 2 года состав учеников в группах меняется.

Основные предметы начальной школы – язык (японский), арифметика, история, музыка, физкультура, обществоведение и естествознание. Английский язык в начальных школах Японии стали преподавать только в 2011 году. Его изучают ученики 5 и 6 классов один раз в неделю.

aona02Дети обучаются не только этим обязательным дисциплинам, но и этике (общественной нравственности). Кроме того, ученики в начальной школе Японии занимаются рисованием, каллиграфией, изучают основы компьютерной грамотности, учатся готовить, шить.

Принадлежности для занятий музыкой и рисованием родители учеников приобретают самостоятельно.

1nen05На уроках физкультуры дети переодеваются в спортивную форму – майку и шорты. Летом уроки физкультуры проходят в бассейне.

Один учитель преподает в каждой группе, которой он руководит. С третьего класса музыку и рисование преподают педагоги, специализирующиеся в этих предметах.

Среди учителей начальной школы в Японии женщин больше (на шесть женщин приходится четыре мужчины). Профессия учителя – одна из самых  престижных в Японии. Средняя зарплата составляет 4 тысяч долларов в месяц.

1(5)Система оценивания знаний – пятибалльная. Знания учеников оценивают по экзаменам, присутствию на уроках, выполнению домашних заданий и поведению.

В конце триместра каждому школьнику выдают дневник с комментариями учителя.

В каждой школе есть большая кухня. В обеденный перерыв ученики вместе со своим педагогом обедают в аудитории. Их родители компенсируют часть затрат на питание детей в школе (40 долларов в месяц). После обеда школьники убирают кабинеты, коридоры, лестницы и туалеты. Кроме этого у учеников много других обязанностей: привести книги в порядок, отнести посуду на кухню, ухаживать за животными.

Ученики всегда получают домашнее задание. И на летние каникулы им задают прочитать книгу и написать сочинение по ней, создать произведение искусства, вести дневник наблюдений за насекомыми или растениями.

Теперь большинство детей после уроков в школе ходят на частные учебные курсы 1-2 раза в неделю. Занимаются бейсболом, футболом, плаванием, игрой на пианино, изучают английский язык.

В Японии есть такая поговорка: «Хорошо и учись, и играй!». В свободное время современные японские дети чаще всего дома играют в компьютерные игры и читают комиксы-манга.

Догонялки, прятки и другие активные игры сейчас вытесняются компьютерными. Но на школьной площадке и сегодня можно увидеть, как дети весело играют в пятнашки с одноклассниками и учителями.

В школе есть класс для детей с особенностями умственного развития. Там с особенными детьми 6-12 лет занимаются два учителя.

Приехавшие из-за границы дети учатся в одной группе с японскими школьниками. Как правило, переводчики помогают иностранным ученикам заниматься в японской школе до тех пор, пока они не привыкнут к новой школьной жизни в Японии.

В 1980 году во всех начальных школах в Японии были приняты меры сокращения количества уроков, так называемое «спокойное обучение». Цель этих мер – не перегружать детей учебой. Занятия были сокращены на 1-2 урока в неделю. Однако многие учители и родители опасались спада уровня знания учащихся, и после 2010 года «спокойное обучение» было отменено.

В начальной школе весь год организуют разные мероприятия.

060727135139_1Весной устраивают церемонию по поступлению в школу. В этот день под вишней-сакурой встречают новичков в сопровождении родителей.

Осенью проводятся физкультурные соревнования музыкальный концерт и выставка произведений искусства.

Кроме того, школьники ездят на экскурсию, посещают музеи, заводы, синтоистские и буддийские храмы.

6 (1)В начальных школах Японии бывают дни открытых дверей, когда родители учеников посещают уроки и видят, как занимаются их дети. Раз в месяц учитель навещает семью каждого ученика.

В марте проходит выпускной. На празднике директор школы вручает диплом каждому ученику, закончившему начальную школу. На последних занятиях дети пишут сочинения, о своих мечтах, друзьях, записывают свои воспоминания о школе. Из сочинений составляют сборники и раздают их с фотоальбомами выпускникам на память.

Рефлексия. Понравилось, ли вам, ребята, путешествовать по Японии? Чем вам запомнилось путешествие? Что нового вы узнали на уроке?

Урок окончен.

Используемая литература: источники Интернета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по предмету «Окружающий мир» в 3 классе

Тема урока: «Почему в лесу нужно соблюдать тишину?»...

конспект урока по предмету "Окружающий мир"2 класс

Конспект открытого урока по теме " Смена времён года" 2 класс...

конспект урока по предмету "Окружающий мир", 3 класс, УМК "Школа России" Тема урока "Опасные места"

Образовательная- выявить опасные места  для человека, соблюдать правила безопасности  при пользовании лифтом, играя во дворе, находясь на балконе, около подоконника  и т.д.Развива...

План-конспект урока по предмету "Окружающий мир" для 1 класса, тема урока "Птицы осенью".

План-конспект урока по предмету "Окружающий мир" для 1 класса, тема урока "Птицы осенью" подготовлен учителем начальных классов Солнце Ю.А. по программе "Начальная школа XXI века" с использование...

Конспект урока по предмету "Окружающий социальный мир" на тему "Предметы мебели"

Конспект урока по предмету "Окружающий социальный мир" на тему "Предметы мебели" для обучающихся с ТМНР по АООП НОО (вариант 6.4)...