Урок окружающего мира в 1 классе по теме: «Жизнь птиц. Оперение птиц».
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)
Окружающий мир, урок в 1 классе , тема: "Жизнь птиц. Оперение птиц". Цель урока:обобщить и систематизировать знания учащихся о птицах; узнать, как устроено птичье оперение, и какое значение оно имеет в жизни птиц. Основные ресурсы: программа "Окружающий мир" автор Виноградова Н.Ф.; учебник "Окружающий мир" 1 класс, автор Виноградова Н.Ф. (УМК "Начальная школа 21 века").
Скачать:
Предварительный просмотр:
МОУ Удельнинская гимназия
Урок окружающего мира в 1 классе по теме:
«Жизнь птиц. Оперение птиц».
Технологическая карта урока
Учитель: | Мишина Юлия Олеговна |
Класс: | 1 |
Предмет: | окружающий мир |
Автор: | Виноградова Н.Ф. «Окружающий мир» |
Тип урока: | комбинированный |
Форма организации урока: | урок – исследование |
Цели урока: | обобщить и систематизировать знания учащихся о птицах; узнать, как устроено птичье оперение, и какое значение оно имеет в жизни птиц. |
Задачи урока: |
|
Ресурсы: | Интерактивный комплекс, ноутбук учителя; Цифровые микроскопы, нетбуки учащихся; Программа «Окружающий мир » Виноградова Н.Ф. УМК «Начальная школа XXI века»; Карточки с заданиями, демонстрационный материал. |
Форма организации обучения: | Фронтальная, групповая, парная, индивидуальная |
Технологии: | Деятельностный метод обучения, групповой и парный способы обучения, информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие, личностно-ориентированные |
Основные понятия: | отличие птиц от других групп животных; строение птичьего пера; назначение перьев. |
Планируемые результаты: | Предметные: усвоить, что: птицы — животные, тело которых покрыто перьями; самки птиц откладывают яйца; у всех птиц есть крылья, но не все птицы умеют летать; узнать, как устроено птичье оперение, и какое значение оно имеет в жизни птиц. Личностные: выполнять самооценку на основе критерия успешности; внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям; ценностное отношение к природному миру. Метапредметные : Регулятивные: умение определять и сохранять цель; принимать установленные правила в планировании и контроле; в сотрудничестве с учителем, классом находить разные способы решения учебной задачи; развитие навыков самоанализа, контроля и самооценки. Познавательные: освоение способов работы с дополнительными источниками информации; умение сравнивать, наблюдать и делать выводы; Коммуникативные: умение работать в парах и группах, вести диалог; формулировать собственное мнение; строить понятные для партнера высказывания. |
Девиз урока: «Мир освещается солнцем, а человек – знанием»
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
| ||
Контроль за организацией рабочего места. -Прозвенел звонок – начинаем наш урок окружающего мира. Сегодня к нам пришли гости. Поприветствуем их. -Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте друг другу успехов. -Вспомните девиз предыдущего урока. Возьмитесь за руки и проговорите его (плакат на доске). | Организация рабочего места. Приветствие гостей. Эмоциональный настрой на урок. Принятие девиза урока: «Мир освещается солнцем, а человек – знанием» | Л: самоопределение, саморегуляция; принятие образа «хорошего ученика». К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Р: уметь организовать свое рабочее пространство. |
| ||
(слайд 2 «Мир животных») - Сегодня на уроке мы совершим путешествие в огромный и необъятный мир животных. Давайте все вместе вспомним, на какие группы мы можем поделить этот мир. (слайд 3 «Группы животных») - К сожалению, время урока ограниченно и мы сможем отправиться только в одно царство животных. А в какое, вы сможете мне сказать сами, если правильно справитесь с заданием. Организация работы в парах по карточке №1: найдите в коробке фишки: красные кружочки, синие квадраты и желтые треугольники. Кружочками закройте рыб, квадратами – насекомых, треугольниками – зверей. (на доске – эти условные обозначения) -Молодцы, ребята. Дружно работали. -Скажите, всех ли животных вы закрыли фишками? -Кто остался? Подведение к формулированию темы и целей урока. -Конечно, вы уже догадались, в какое царство мы сегодня отправимся? - Совершенно верно вы определили тему урока. -Сегодня на уроке вы углубите свои знания о птицах, о существенных признаках этой группы животных, а так же все вместе проведем небольшое исследование. Я дополню тему нашего урока: «Жизнь птиц. Оперение птиц».Так что же мы будем с вами исследовать? (слайд 4-5 «Жизнь птиц. Оперение птиц») -Отложите карточки на край стола, а фишки сложите в коробку. | Звери (млекопитающие), рыбы, птицы, насекомые, пресмыкающиеся и земноводные. Работа в парах по карточке №1: соотнесение образа животного с названием группы животного. Нет. Птицы. В царство птиц. Перья птиц. | Л: Сотрудничество, взаимодействие с соседом по парте, мотивация учебной деятельности. Пр: Выделять шесть групп животных. Уметь соотнести образ животного с названием группы животного. П: Классифицировать по заданным критериям. Использовать знаково – символические средства для решения познавательных задач. Самостоятельно формулировать познавательную цель. Р: Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. К: Уметь слушать и отвечать на вопросы учителя. Формирование коммуникативных умений и навыков работы в парах. |
| ||
Птицы – одни из самых распространенных животных на Земле. Они завоевали воздух, сушу, воду и сегодня обитают везде, включая ледяные просторы Антарктики и самые отдаленные острова Мирового океана. Птицы живут на высоте более 8000 метров и на 40 метров опускаются ниже уровня моря. Существует около 9000 различных видов птиц.
Сядьте поудобней, закройте глаза и представьте, что находитесь теплым летним утром в лесу. Светит солнце, дует прохладный ветерок, звонко поют птицы… (поставить запись голосов птиц) Откройте глаза. Сядьте ровно.
Я предлагаю всем вместе вспомнить, что нам известно о жизни птиц. -Кто такие птицы? Вспомните все признаки этой группы животных. -Все ли птицы летают? -А какие же не летают? -Если животное летает, то это обязательно птица? (нет, белка – летяга, все насекомые) -Чем питаются птицы? -Какую птицу называют «санитаром леса»? -Какая птица не высиживает яйца, а подбрасывает их другим? -Какая птица самая большая? (слайд 6-7) -Какая самая маленькая? (колибри, длина тела всего 5 см) (слайд 8) Ребята, какие вы молодцы, вы так много знаете о птицах! Но главное открытие у нас с вами впереди. | Слушают рассказа учителя Слушают голоса птиц. Отвечают на вопросы учителя. Это группа животных, тело которых покрыто перьями; самки птиц откладывают яйца; у них есть крылья, есть клюв. Нет. Страус, курица, пингвин. Нет, белка – летяга, все насекомые. Растениями, семенами, плодами, рыбой, мелкими животными, ягодами. Дятел. Кукушка. Страус. Один ученик рассказывает заранее подготовленное сообщение. Колибри, длина тела всего 5 см. Один ученик рассказывает заранее подготовленное сообщение. | Л: Самооценка. Определение границ и причин своего знания и «незнания». Пр: Знать, кто такие птицы. Уметь отличать главные отличительные особенности этой группы животных. Уметь привести примеры данной группы животных. П: Строить сообщения в устной форме. Поиск необходимой информации из дополнительных источников. Р: Инициативность и самостоятельность в выборе ответа на поставленные вопросы. К: Умение отвечать на поставленные вопросы. Умение слушать собеседника. Умение строить монологическое высказывание. |
| ||
Организация работы в группах по заданному алгоритму. Организация исследовательской деятельности школьников. -Хочу задать вам один вопрос: «Почему птиц называют пернатыми?» -Действительно, главная отличительная особенность всех птиц – наличие перьев. -А вы, ребята, задумывались над вопросом, зачем птицам нужны перья? Какие они бывают? Как устроены перья, что позволяют птице летать? Решить данные вопросы нам поможет исследовательская работа. -Что это за работа такая? -Что мы будем исследовать? Вы все правильно говорите. Для исследовательской работы нам понадобятся микроскопы, нетбуки. (пересядьте в группы) -В процессе исследования мы ответим на такие вопросы: Какое строение у перьев? Каковы свойства перьев? Какие бывают перья? Зачем птицам перья? Это будут наши этапы исследования. Возьмите нетбуки и микроскопы. Включите их. Найдите программу «Эпплид» (правой кнопкой мыши нажмите два раза) Найдите в коробке перья разных птиц. Вспомните девиз урока. Сейчас вы сами будете добывать необходимые для вас знания. Ход практической работы: 1. Строение пера. Возьмите разные перья. Рассмотрите их глазами. Вспомним признаки сравнения и сравним перья. Возьмите самое большое перо. Рассмотрите его. -У пера есть прочный и гибкий стержень, от которого отходят волокна – бородки. Их называют бородки первого порядка. Рассматриваем перья с помощью микроскопа. - От бородок первого порядка отходят в сторону щитинки. Их называют бородки второго порядка. Бородки второго порядка соединяются между собой с помощью выемок, они переплетаются. Так образуется единая поверхность пера. Вывод: о строении пера (слайд 9). Мы ответили на первый вопрос? Ставим фишку на 1 этап. 2.Выясним свойства перьев. -Дуем на маленькое перо, положив его на ладонь -Отрезаем кончик стержня ножницами и рассматриваем стержень внутри. - Капаем на перо капельку воды из пипетки. Оказывается, перья покрыты жиром. Свое оперение птицы чистят, укладывают и смазывают. Для смазывания они пользуются жидкостью из железы над хвостом. Вот почему перья не намокают. Вывод: о свойствах пера (слайд 10). Мы ответили на второй вопрос? Ставим фишку на 2 этап. 3.Какие бывают перья? Сравниваем 2 пера одной и той же птицы: одно перо мягкое и пушистое, а другое – упругое и жесткое. Большие, упругие перья у птицы – на крыльях и называются маховыми. Такие же большие перья и на хвосте. Зачем птице хвост? Поэтому перья хвоста называются рулевыми. Мягкие и пушистые перья согревают птицу и покрывают все тело птицы. Их называют покровными. Под ними у птиц находятся пуховые перья (нет бородок второго порядка). Они сохраняют тепло. (слайд 11) Вывод: перья у птицы бывают: маховые, рулевые, покровные, пуховые. Мы ответили на третий вопрос? Ставим фишку на 3 этап. 4.Зачем птице перья? (Слайд 12) Вывод: перья помогают летать, сохраняют тепло, делают птицу незаметной, украшают птицу. Ответили на 4 вопрос? Ставим фишку. Итак, подведем итог нашему исследованию. Вспомните, какие вопросы мы ставили в начале исследования? Мы ответили на все вопросы? Справились мы с исследовательской работой? | Потому, что их тело покрыто перьями. Ответы детей. Исследовать Перья птиц. Дети работают в группах. Использование учебно – лабораторного оборудования в практической работе. Рассматривание перьев разных птиц глазами и с помощью микроскопа. Обсуждение результата исследования. Рассматривают и сравнивают разные перья. Перья отличаются размером, формой, цветом; Рассматривают. Находят стержень и бородки Рассматривают перья под микроскопом. Первичное закрепление. Да. Перо летит. Оно очень легкое. Возникает вопрос: почему оно легкое? Внутри стержень пустой: вот почему оно так легко летит. Капелька скатилась, перо не намокло. Значит, перья защищают птицу от дождя. Вопрос: почему перья не намокают? Вопрос: откуда берется жир? Первичное закрепление. Да. Вопрос: зачем ей разные перья? Они служат птице для полета. Управляет полетом, рулит птицей. Заранее подготовленный ученик: Наблюдая за птицами в холодные дни, можно увидеть, что они взъерошивают перья, сидят нахохлившись. Они запускают между перышками больше воздуха, который плохо проводит тепло. Так птицы спасаются от холода. Первичное закрепление. Да. Вопрос: Почему у одних птиц перья яркие и цветные, а у других нет? Первичное закрепление. Да. Ответы детей. Выключают микроскопы. Складывают перья в коробку. Выключают нетбуки. | Л: Умение работать в группе. Оценивать личный вклад в общее дело. Пр: Знать строение пера птицы. Знать свойства перьев. Уметь определять вид перьев. Знать значение перьев для птиц. Получить навыки работы с учебно – лабораторным оборудованием. П: Выполнять инструкции и алгоритмы в ходе решения учебных задач. Уметь добывать информацию практическим методом. Уметь систематизировать. Обобщить, рассуждать. Р: Управление своей деятельностью в группе. Инициативность, самостоятельность. К: Умение распределять работу, договариваться, получать общий результат. Формирование коммуникативных умений и навыков работы в группе. |
| ||
Проблемная ситуация: Пингвин – это …зверь или птица? Докажите. (слайд 13) Летучая мышь – это … зверь или птица? (слайд 14) | Птица, т.к. тело покрыто перьями, есть крылья, откладывает яйца, детеныши вылупляются из яйца, не летает, но очень хорошо плавает. Зверь, т.к. тело покрыто шерстью. | Л: Самостоятельность. Определение границ и причин своего знания и «незнания». Пр: Уметь называть отличительные особенности данной группы животных. П: Выделять существенные признаки птиц. Сравнивать. Доказывать. Строить рассуждения. Поиск необходимой информации из дополнительных источников. Передача информации. Р: Удерживать учебную задачу. Поиск средств ее осуществления. К: Формулировать собственное мнение. Строить монологическое высказывание. Слушать мнение других |
| ||
Итог урока. Организация игры «Закончи предложение»: -Сегодня на уроке мы совершили путешествие в царство … -Мы узнали, что птицы – это животные, тело которых … -Все самки птиц откладывают …, из которых вылупляются … -Перья у птиц бывают нескольких видов: … Достигли ли мы целей урока? Что особенно понравилось, запомнилось на уроке? Что вызвало трудности? На какие еще вопросы вы хотели бы получить ответы? Рефлексия деятельности. У вас в конверте лежат силуэты птиц. С помощью лестницы знаний оцените свою работу на уроке: -кто прочно усвоил особенности птиц и сможет рассказать об этом дома – прикрепите свою птицу на верхнюю ступень лестницы успеха; -кому это пока не очень понятно и нужно еще поговорить об этом – прикрепите свою птицу на нижнюю ступень лестницы успеха. Наш урок я хотела бы закончить словами: Я сорвал цветок, а он завял у меня в руках. Я взял в руки жука, и он умер у меня на ладонях. Я посадил птицу в клетку, но она погибла. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем! О чем эти строки? Что значит «прикоснуться сердцем»? Да, ребята, все живое вокруг надо беречь, любить и тогда жизнь на Земле будет продолжаться бесконечно! Урок окончен. Поблагодарите друг друга за помощь. Спасибо вам за работу. (слайд15) | Ответы учащихся. Птиц. Покрыто перьями. Яйца, птенцы Ответы учащихся Самооценка. Ответы учащихся. | Л: Самооценка. Осознание границ своего знания и «назнания». Экологическая культура. Пр: Уметь обобщать полученные на уроке знания. П: Удовлетворение познавательных интересов. Контроль и оценка процесса и результата деятельности. Р: Способность адекватно судить о причинах своего успеха или «неуспеха» в учении. К: Формулировать собственное мнение и позицию. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира. 1 класс. Тема: Где зимуют птицы?
Урок по учебнику Плешакова А.А. Программа "Школа России"....
Урок окружающего мира 2 класс по УМК "Перспектива" Тема урока:Птицы и звери весной
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС, на уроке формировались ключевые компетентности: познавательная, информационная, коммуникативная,ценностно - смысловая....
конспект урока окружающего мира 1 класс по теме "Насекомые,птицы, рыбы, звери"
Урок окружающего мира в 1 классе по программе "планета знаний"...
Урок окружающего мира+презентация для 1 класса "Жизнь птиц". УМК "Начальная школа XXI века".
Урок нового знания по окружающему миру для 1 класса УМК "Начальная школа XXI века.Задачи деятельности педагога: создать условия для ознакомления с птицами, обитающими в зимнем лесу, устано...
Презентация "Динозавры" к уроку окружающего мира 1 класс по теме "Где зимуют птицы?"
На уроке окружающего мира по теме "Где зимуют птицы?" мы рассказываем ученикам ещё и о вымерших животных: динозаврах. Эта презентация поможет учителю....
Конспект урока окружающего мира для 2 класса "Зимняя жизнь птиц и зверей"
Конспект урока и презентация подходят к УМК "Перспектива"...
Презентация к уроку окружающего мира 2 класс "Весна в жизни птиц и зверей"
Презентация к уроку "Весна в жизни птиц и зверей"...