Урок окружающего мира в 1 классе по теме: «Жизнь птиц. Оперение птиц».
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Мишина Юлия Олеговна

Окружающий мир, урок в 1 классе , тема: "Жизнь птиц. Оперение птиц". Цель урока:обобщить и систематизировать знания учащихся о птицах; узнать, как устроено птичье оперение,  и какое значение оно имеет в жизни птиц. Основные ресурсы: программа "Окружающий мир" автор Виноградова Н.Ф.; учебник "Окружающий мир" 1 класс, автор Виноградова Н.Ф. (УМК "Начальная школа 21 века").

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ Удельнинская гимназия

Урок  окружающего мира в 1 классе по теме:

«Жизнь птиц. Оперение птиц».

Технологическая карта урока

Учитель:

Мишина Юлия Олеговна

Класс:

1

Предмет:

окружающий мир

Автор:

Виноградова Н.Ф. «Окружающий мир»

Тип урока: 

комбинированный

Форма организации  урока:  

урок – исследование

Цели урока:

обобщить и систематизировать знания учащихся о птицах;

узнать, как устроено птичье оперение,  и какое значение оно имеет в жизни птиц.

Задачи урока:

  1.  углубление  и систематизация знаний  о птицах;
  2. закрепление  знаний о существенных признаках данного класса животных;
  3. описание особенностей оперения птиц через проведение исследовательской работы;

Ресурсы:

Интерактивный комплекс,  ноутбук учителя;

Цифровые микроскопы, нетбуки учащихся;

Программа «Окружающий мир » Виноградова  Н.Ф. УМК «Начальная школа  XXI века»;

Карточки с заданиями,  демонстрационный материал.

Форма организации обучения:

Фронтальная, групповая, парная, индивидуальная

Технологии:

Деятельностный метод обучения, групповой и парный  способы обучения,  

информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие, личностно-ориентированные 

Основные понятия:

отличие птиц от других групп животных;

строение  птичьего  пера;

назначение   перьев.

Планируемые результаты:

Предметные:

усвоить, что:  птицы — животные, тело которых покрыто перьями;  

                        самки птиц откладывают яйца;  

                        у всех птиц есть крылья, но не все птицы умеют летать;

узнать, как устроено птичье оперение,  и какое значение оно имеет в жизни  птиц.

Личностные:

выполнять самооценку на основе критерия успешности;

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к   занятиям; ценностное отношение к природному миру.

Метапредметные :

Регулятивные: умение определять и сохранять цель;

                принимать установленные правила в планировании и контроле;

                в сотрудничестве с учителем, классом находить разные способы

                решения учебной задачи;

                       развитие навыков самоанализа, контроля и самооценки.

Познавательные: освоение способов работы с дополнительными источниками

                          информации;

                          умение сравнивать,  наблюдать и делать выводы;

Коммуникативные: умение работать в парах и группах, вести диалог;

                          формулировать собственное мнение;

                          строить понятные для партнера высказывания.

Девиз урока: «Мир освещается солнцем, а человек – знанием»

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

  1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Контроль  за организацией рабочего места.

-Прозвенел звонок – начинаем наш урок  окружающего мира. Сегодня к нам пришли гости. Поприветствуем их.

-Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте друг другу успехов.

-Вспомните девиз предыдущего урока. Возьмитесь за руки и проговорите его (плакат на доске).

Организация рабочего места.

Приветствие  гостей.

Эмоциональный настрой на урок.

Принятие девиза урока:

«Мир освещается солнцем, а  человек – знанием»

Л: самоопределение, саморегуляция;

 принятие образа «хорошего

 ученика».

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Р: уметь организовать свое рабочее пространство.

  1. Актуализация знаний. Определение темы урока.

(слайд 2 «Мир животных»)

- Сегодня на уроке мы совершим  путешествие в огромный и необъятный  мир животных.  Давайте все вместе вспомним, на какие группы мы можем поделить этот мир.

(слайд 3 «Группы животных»)

- К  сожалению, время урока ограниченно и  мы сможем отправиться только в одно царство животных. А в какое, вы сможете мне сказать сами, если правильно справитесь с заданием.                                                          

Организация работы в парах по карточке №1:                                      

найдите в коробке фишки: красные кружочки, синие квадраты и желтые треугольники. Кружочками закройте рыб, квадратами – насекомых, треугольниками – зверей.

    (на доске – эти условные обозначения)

-Молодцы, ребята. Дружно работали.

-Скажите, всех ли животных вы закрыли фишками?

-Кто остался?

Подведение к формулированию темы и целей урока.

-Конечно, вы уже догадались, в какое царство мы сегодня отправимся?

- Совершенно верно вы определили тему урока. -Сегодня на уроке вы  углубите свои знания о птицах,  о существенных  признаках этой группы животных, а так же все вместе проведем небольшое исследование. Я дополню тему нашего урока: «Жизнь птиц. Оперение птиц».Так что же мы будем с вами исследовать?

(слайд 4-5 «Жизнь птиц. Оперение птиц»)

-Отложите карточки на край стола, а фишки сложите в коробку.

Звери (млекопитающие), рыбы, птицы, насекомые, пресмыкающиеся и земноводные.

Работа в парах по карточке №1:

соотнесение образа животного с названием группы животного.

Нет.

Птицы.

В царство птиц.

Перья птиц.

Л: Сотрудничество, взаимодействие с соседом по парте, мотивация учебной деятельности.

Пр: Выделять шесть групп животных. Уметь соотнести образ животного с названием группы животного.

П: Классифицировать по заданным критериям. Использовать знаково – символические средства для решения познавательных задач. Самостоятельно формулировать познавательную цель.

Р: Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

К: Уметь слушать и отвечать на вопросы учителя. Формирование коммуникативных умений и навыков работы в парах.

  1. Повторение ранее  изученного материала.

  1. Рассказ учителя:

     Птицы – одни из самых распространенных животных на Земле. Они завоевали воздух, сушу, воду и сегодня обитают везде, включая ледяные просторы Антарктики и самые отдаленные острова Мирового океана.

Птицы живут на высоте более 8000 метров и на 40 метров опускаются  ниже уровня моря. Существует около 9000 различных видов птиц.

  1. Минутка релаксации.

Сядьте поудобней, закройте глаза и представьте, что находитесь теплым летним утром в лесу. Светит солнце, дует прохладный ветерок, звонко поют птицы…

           (поставить запись голосов птиц)

Откройте глаза. Сядьте ровно.

  1. Фронтальная работа. Диалог с учащимися.

Я предлагаю всем вместе  вспомнить, что нам известно о  жизни птиц.

-Кто такие птицы?  Вспомните все признаки этой группы животных.

-Все ли птицы летают?

-А какие же не летают?

-Если животное летает, то это обязательно птица? (нет, белка – летяга, все насекомые)

-Чем питаются птицы?

-Какую птицу называют «санитаром леса»?  

-Какая птица не высиживает яйца, а подбрасывает их другим?  

-Какая птица самая большая?    (слайд 6-7)

-Какая самая маленькая?  (колибри, длина тела всего 5 см) (слайд 8)

Ребята, какие вы молодцы, вы так много знаете о птицах!

Но главное открытие у нас с вами впереди.

Слушают  рассказа учителя

Слушают голоса птиц.

Отвечают на вопросы учителя.

Это группа  животных, тело которых покрыто перьями;  самки птиц откладывают яйца; у них есть крылья, есть клюв.

Нет.

Страус, курица, пингвин.

Нет, белка – летяга, все насекомые.

Растениями, семенами, плодами, рыбой, мелкими животными, ягодами.

Дятел.

Кукушка.

Страус. Один ученик  рассказывает заранее подготовленное сообщение.

Колибри, длина тела всего 5 см. Один ученик  рассказывает заранее подготовленное сообщение.

Л: Самооценка. Определение границ и причин  своего знания и «незнания».

Пр: Знать, кто такие птицы.

Уметь отличать главные отличительные особенности этой группы животных.

Уметь привести примеры данной группы животных.

П: Строить сообщения в устной форме.

Поиск необходимой информации из дополнительных источников.

Р: Инициативность и самостоятельность в выборе ответа на поставленные вопросы.

К: Умение отвечать на поставленные вопросы.

Умение слушать собеседника.

Умение строить монологическое высказывание.

  1. Открытие новых знаний через организацию исследовательской работы.

Организация работы в группах  по заданному алгоритму.

Организация исследовательской деятельности школьников.

-Хочу задать вам один вопрос:  «Почему птиц называют пернатыми?»

-Действительно, главная отличительная особенность всех птиц – наличие перьев.  

-А вы, ребята,  задумывались над вопросом,  зачем птицам нужны перья? Какие они бывают? Как устроены перья, что позволяют птице летать?  

Решить данные вопросы нам поможет  исследовательская работа.

-Что это за работа такая?

-Что мы будем исследовать?      

Вы все правильно говорите. Для исследовательской работы нам понадобятся микроскопы, нетбуки.

(пересядьте в группы)

-В процессе исследования мы ответим на такие вопросы:

        Какое строение у перьев?

        Каковы свойства перьев?

        Какие бывают перья?

Зачем птицам перья?

Это будут наши этапы исследования.

 Возьмите нетбуки и микроскопы. Включите их. Найдите программу «Эпплид» (правой кнопкой мыши нажмите два раза)

Найдите в коробке перья разных птиц.

Вспомните девиз урока. Сейчас вы сами будете добывать необходимые для вас знания.

      Ход практической работы:

1. Строение пера.

Возьмите разные  перья. Рассмотрите их  глазами. Вспомним признаки сравнения и сравним перья.

Возьмите самое большое перо. Рассмотрите его.

-У пера есть прочный и гибкий стержень, от которого отходят волокна – бородки. Их называют бородки первого порядка.

Рассматриваем перья с помощью микроскопа.

- От бородок первого порядка отходят в сторону щитинки. Их называют бородки второго порядка.

Бородки второго порядка соединяются между собой с помощью выемок, они переплетаются. Так образуется единая поверхность пера.

Вывод: о строении пера  (слайд 9).

Мы ответили на первый вопрос?

Ставим фишку  на 1 этап.

2.Выясним свойства перьев.

-Дуем на маленькое перо, положив его на ладонь

-Отрезаем кончик стержня ножницами и рассматриваем стержень внутри.

- Капаем на перо капельку воды из пипетки.

Оказывается, перья покрыты жиром.

Свое оперение птицы чистят, укладывают и смазывают. Для смазывания они пользуются жидкостью из железы над хвостом. Вот почему перья не намокают.

Вывод: о свойствах пера  (слайд 10).

Мы ответили на второй вопрос?

Ставим фишку  на 2 этап.

3.Какие бывают перья?

Сравниваем 2 пера одной и той же птицы: одно перо мягкое и пушистое, а другое – упругое и жесткое.

Большие, упругие перья у птицы – на крыльях и  называются маховыми.

Такие же большие перья и на хвосте. Зачем птице хвост?

Поэтому перья хвоста называются рулевыми.

Мягкие и пушистые перья согревают птицу и покрывают все тело птицы. Их называют покровными. Под ними у птиц находятся пуховые перья (нет бородок второго порядка). Они  сохраняют тепло.

(слайд 11)

Вывод: перья у птицы бывают: маховые, рулевые, покровные, пуховые.

Мы ответили на третий вопрос?

Ставим фишку на 3 этап.

4.Зачем птице перья?

 (Слайд 12)

Вывод: перья помогают летать, сохраняют тепло, делают птицу незаметной,  украшают птицу.

Ответили на 4 вопрос?

Ставим фишку.

Итак, подведем итог нашему исследованию. Вспомните, какие вопросы мы ставили в начале исследования? Мы ответили на все вопросы? Справились мы с исследовательской работой?

Потому, что их тело покрыто перьями.

Ответы детей.

Исследовать

Перья птиц.

Дети работают  в группах.

Использование учебно – лабораторного оборудования в практической работе.

Рассматривание перьев разных птиц глазами и с помощью микроскопа.

Обсуждение результата исследования.

Рассматривают и сравнивают  разные перья.

Перья отличаются размером, формой, цветом;

Рассматривают.

Находят стержень и бородки

Рассматривают перья под микроскопом.

Первичное закрепление.

Да.

Перо летит.  Оно очень легкое.

Возникает вопрос: почему оно легкое?

Внутри стержень пустой: вот почему оно так легко летит.

Капелька скатилась, перо не намокло. Значит, перья защищают птицу от дождя.

Вопрос: почему перья не намокают?

Вопрос: откуда берется жир?

Первичное закрепление.

Да.

Вопрос: зачем ей разные перья?

Они служат птице для полета.

Управляет полетом, рулит птицей.

Заранее подготовленный ученик:

Наблюдая за птицами в холодные дни, можно увидеть, что они взъерошивают перья, сидят нахохлившись. Они запускают между перышками больше воздуха, который плохо проводит тепло. Так птицы спасаются от холода.

Первичное закрепление.

Да.

Вопрос: Почему у одних птиц перья яркие и цветные, а у других нет?

Первичное закрепление.

Да.

Ответы детей.

Выключают микроскопы. Складывают перья  в коробку. Выключают  нетбуки.

Л: Умение работать в группе.

Оценивать личный вклад в общее дело.

Пр: Знать строение пера птицы.

Знать свойства перьев.

Уметь определять вид перьев.

Знать значение перьев для птиц.

Получить навыки работы с учебно – лабораторным оборудованием.

П: Выполнять инструкции и алгоритмы в ходе решения учебных задач.

Уметь добывать информацию практическим методом.

Уметь систематизировать. Обобщить, рассуждать.

Р: Управление своей деятельностью в группе.

Инициативность, самостоятельность.

К: Умение распределять работу, договариваться, получать общий результат.

Формирование коммуникативных умений и навыков работы в группе.

  1. Первичное закрепление.

Проблемная ситуация:

Пингвин – это …зверь или птица?   Докажите.

 (слайд 13)

Летучая мышь – это … зверь или птица?

 (слайд 14)

Птица, т.к. тело покрыто перьями, есть крылья, откладывает яйца, детеныши вылупляются из яйца, не летает, но очень хорошо плавает.

Зверь, т.к. тело покрыто шерстью.

Л: Самостоятельность.

Определение границ и причин  своего знания и «незнания».

Пр: Уметь называть отличительные особенности данной группы животных.

П: Выделять существенные признаки  птиц. Сравнивать.

Доказывать. Строить рассуждения.            Поиск  необходимой информации из дополнительных источников.

Передача  информации.

Р: Удерживать учебную задачу.

Поиск средств ее осуществления.

К: Формулировать собственное мнение.

Строить монологическое высказывание.

Слушать мнение других

  1. Итог урока. Рефлексия деятельности.

Итог урока.

Организация игры «Закончи предложение»:

-Сегодня на уроке мы совершили путешествие в царство …

-Мы узнали, что птицы – это животные, тело которых …

-Все самки птиц откладывают …, из которых вылупляются …

-Перья у птиц бывают нескольких  видов: …

Достигли ли мы целей урока?

Что особенно понравилось, запомнилось на уроке?

Что вызвало трудности?

На какие еще вопросы вы хотели бы получить ответы?

Рефлексия деятельности.

У вас в конверте лежат силуэты птиц. С помощью лестницы знаний оцените свою работу на уроке:

     -кто прочно усвоил  особенности птиц и  сможет рассказать  об этом дома – прикрепите свою птицу на верхнюю ступень лестницы успеха;

     -кому это пока не очень понятно и  нужно еще поговорить об этом – прикрепите свою птицу на нижнюю ступень лестницы успеха.

 Наш урок я хотела бы закончить словами:

Я сорвал цветок, а он завял у меня в руках.

Я взял в руки жука, и он умер у меня на ладонях.

Я посадил птицу в клетку, но она погибла.

И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем!

О чем эти строки?  Что значит «прикоснуться сердцем»?

Да, ребята, все живое вокруг надо беречь, любить и тогда жизнь на Земле будет продолжаться бесконечно!

Урок окончен.  Поблагодарите друг друга за помощь. Спасибо  вам за работу.

(слайд15)

Ответы учащихся.

Птиц.

Покрыто перьями.

Яйца,   птенцы

Ответы учащихся

Самооценка.

Ответы учащихся.

Л: Самооценка.

Осознание границ своего

знания и «назнания».

Экологическая культура.

Пр: Уметь обобщать полученные на уроке знания.

П: Удовлетворение познавательных интересов.

Контроль и оценка процесса и результата деятельности.

Р: Способность адекватно судить о причинах своего успеха или «неуспеха» в учении.

К: Формулировать собственное мнение и позицию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира. 1 класс. Тема: Где зимуют птицы?

Урок по учебнику Плешакова А.А. Программа "Школа России"....

Урок окружающего мира 2 класс по УМК "Перспектива" Тема урока:Птицы и звери весной

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС, на уроке формировались ключевые компетентности: познавательная, информационная, коммуникативная,ценностно - смысловая....

конспект урока окружающего мира 1 класс по теме "Насекомые,птицы, рыбы, звери"

Урок окружающего мира в  1 классе по программе "планета знаний"...

Урок окружающего мира+презентация для 1 класса "Жизнь птиц". УМК "Начальная школа XXI века".

Урок нового знания по окружающему миру  для 1 класса УМК "Начальная школа XXI века.Задачи  деятельности педагога: создать условия для ознакомления с птицами, обитающими в зимнем лесу, устано...

Презентация "Динозавры" к уроку окружающего мира 1 класс по теме "Где зимуют птицы?"

На уроке окружающего мира по теме "Где зимуют птицы?" мы рассказываем ученикам ещё и о вымерших животных: динозаврах. Эта презентация поможет учителю....

Конспект урока окружающего мира для 2 класса "Зимняя жизнь птиц и зверей"

Конспект урока и презентация подходят к УМК "Перспектива"...

Презентация к уроку окружающего мира 2 класс "Весна в жизни птиц и зверей"

Презентация к уроку "Весна в жизни птиц и зверей"...