Урок по окружающему миру "За стеклянным берегом"1кл
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Цель занятия: расширить представления первоклассников о многообразии живой природы, представление об аквариуме как о созданном руками человека сообществе рыб, водных растений, моллюсков; формировать умение распознавать обитателей аквариума; познакомить со средствами и способами ухода за аквариумом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл план-конспект урока27.04 КБ
Файл презентация к уроку1.72 МБ

Предварительный просмотр:

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Цель занятия: расширить представления первоклассников о многообразии живой природы, представление об аквариуме как о созданном руками человека сообществе рыб, водных растений, моллюсков; формировать умение распознавать обитателей аквариума; познакомить со средствами и способами ухода за аквариумом.

Предметные результаты:

  • иметь представление об аквариуме как о сообществе рыб, водных растений и моллюсков, созданным руками человека по модели природы;
  • распознавать наиболее часто встречающиеся виды аквариумных рыбок, водных растений и пресноводных моллюсков;
  • называть средства ухода за аквариумом.

Метапредметные результаты:

  • рассуждать о целях создания аквариумов;
  • выявлять условия необходимые для жизни обитателей аквариума;
  • рассказывать о способах и средствах ухода за аквариумом;
  • различать среди обитателей аквариума растения, рыб, улиток;
  • соотносить изображения аквариумных рыбок и их названия;
  • объяснять на примере аквариумы связь неживой и живой природы;

Личностные результаты:

  • осознавать важность бережного отношения к природе..

Регулятивные:

  • принимать и сохранять учебную задачу; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность выполнения действия; вносить необходимые коррективы, учитывая характер сделанных ошибок;

Познавательные:

  • извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов; строить речевое высказывание в устной форме; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • Коммуникативные: формулировать и аргументировать свое мнение в коммуникации; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Оборудование: компьютер, презентация «Мир за стеклянным берегом»; музыкальная презентация для физминутки, учебник «Окружающий мир» и рабочая тетрадь «Окружающий мир» для 1 класса (А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая), атлас-определитель «От земли до неба», клей-карандаш, ножницы, ручка, цветные карандаши.

Ход урока

  1. Мотивирование к учебной деятельности

Здравствуйте дети! Садитесь.

Прозвенел уже звонок.

Сядьте тихо и неслышно,

И скорей начнём урок.

Будем мы читать, трудиться,

Ведь заданья нелегки.

Нам, друзья, нельзя лениться,

Так как мы ученики.

Напомните, пожалуйста, какие правила поведения на уроке вы знаете. (Тишина – не мешать другим, не отвлекаться. Слушать – быть внимательным, запоминать. Уважать – в классе говорит один, не перебивать, быть терпеливым, поднимать руку.)

  1. Актуализация ранее изученного

Какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Растения)

Какие группы растений вы знаете? (Деревья, кустарники, травы )

Приведите примеры деревьев, чем они отличаются от других растений? (Клён, берёза, осина, ель, сосна, ясень – имеют довольно большой крепкий ствол и лиственную крону)

Приведите примеры кустарников. Как вы догадались что это именно кустарники? (Сирень, шиповник, акация – имеют несколько довольно тонких стволов, в отличие от деревьев у них нет главного ствола.)

Назовите травянистые растения. Чем они отличаются от деревьев и кустарников? (Подорожник, лютик, одуванчик, вьюнок. Травы имеют стебли и листья увядающие осенью. У них нет постоянного древесного ствола над землёй.)

-Викторина.

  1. Целеполагание

Отгадайте загадку:

На окошке – пруд,

В нём рыбёшки живут,

У стеклянных берегов

Не бывает рыбаков.

(АКВАРИУМ). Изображение аквариума(Слайды2- 3).

-Предположите, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

-Прочитайте тему урока.

Работа по теме урока

4. Аналитический этап. Работа по учебнику.

Обратимся к учебнику на странице 38. (Только 1-й абзац)

Что же такое аквариум? Как вы считаете? (Аквариум – целый мир с рыбами, водными растениями, улитками.)

А знаете, откуда к нам пришло слово «аквариум»? «Аква» – в переводе с латинского вода

Что вы видите на фотографиях в учебнике? Подумайте, почему ученые называют аквариум «целым миром»? (Человек наблюдал за водоёмами, и создал маленький водоём – подводный мир, у себя дома.)

2- абзац Для чего люди устраивают аквариумы? 

Действительно, аквариум – это водоём в миниатюре. В нём человек старается создать для рыбок такие же условия, как в природном водоёме – реке или озере. Но аквариумные рыбки – это не те рыбы, которые водятся в наших реках и озёрах.

Как вы считаете, откуда к нам привезли аквариумных рыб? (Из жарких стран).

Верно. Их родина – жаркие страны. А ещё, некоторые маленькие рыбки были специально выведены людьми для содержания их в аквариуме. Большая часть этих рыб не ест водные растения, а питается кормом, который продают где? (В зоомагазине.)

3-й абзац Обитателям аквариума нужны для жизни определённые условия.

Водные растения нужны для другого. Чем дышат рыбы? (кислородом).

Под воздействием солнечного света растения выделяют в воду кислород, которым дышат наши рыбки. А если в аквариуме не будет растений, что произойдёт с бедными рыбками? (Они начнут задыхаться).

Ребята, кто знает, как называется специальный орган дыхания у рыб? (Жабры).

А где находятся у рыб жабры, замечали? (Жабры находятся по бокам головы, под пластинками.)

Согласна с вами. Когда эти пластинки двигаются – рыбы дышат.

А кого ещё вы заметили в аквариуме? (Улитку).

В аквариум часто поселяют улиток. Они не только интересны и красивы сами по себе. Как вам кажется, что делает улитка, когда ползает по стенкам аквариума.(Очищает аквариум.)

Какой сделаем вывод? Кто обитает в аквариуме?(Таким образом в аквариуме обитают не только рыбы, но и водные растения, улитки. Вместе они приносят пользу друг другу).

-Познакомимся с обитателями аквариума.с.39 учебник

Слайды

Атлас-определитель «От Земли до неба».

Физкультминутка музыкальная

6.Какие определённые условия нужны для жизни обитателям аквариума?

-Послушайте рассказ.

1Решили ребята устроить свой первый аквариум.Поймали в пруду карасиков, взяли стеклянную банку,положили туда песок, посадили растения, пустили улиток, вместо корма побросали хлеб.Тут их позвали родители домой. Оставили ребята карасиков на солнце. А когда пришли, то карасики погибли. Почему?

(Нагрелась вода на солнце. От хлеба вода закисает, а у рыб засоряется кишечник.)

Наверное невозможно наслаждать уголком живой природы, если не следить, не ухаживать за аквариумом. Как вам кажется?

7.Какие же средства нужны для ухода за аквариумом, чтобы его обитатели радовали нас? 

7.Обратимся к учебнику на с. 38. (Мнения детей).

  • Компрессор нужен для нагнетания воздуха в аквариум.
  • Сачок необходим для того чтобы извлекать обитателей аквариума во время его очистки.
  • Скребком чистят стёкла.
  • Термометр необходим, чтобы следить за температурой воды в аквариуме. Рыбкам должно быть комфортно: не жарко и не холодно.

8.Правила ухода за аквариумом. 

9. Включение в систему знаний и повторение Раб тетрадьс.28-29, с 71 приложение

Сейчас, когда мы познакомились с обитателями аквариума, я прошу вас выполнить такое задание: нарисуйте водные растения и улиток в рабочей тетради (Слайд 16) .   

Творческая работа(на следующем уроке-ИЗО)

Есть ли в нашем классе аквариум? А в школе? Давайте, создадим аквариум при помощи рисунков. Я рисую аквариум, а вы рыбок.

Все работы вывешиваются на доске.

12. Выводы и обобщения. Рефлексия 

Посмотрите на изображение аквариума.

Что из неживой природы есть в аквариуме? (Вода, камни.)

Нужно ли для того чтобы обитатели аквариума чувствовали себя хорошо, солнце? (Да нужно. Растения на солнце выделяют кислород, а рыбки могут дышать.)

Назовите объекты живой природы в аквариуме? (Рыбы, улитки, водные рвстения.)

Могут ли рыбки, водные растения и улитки обойтись без тепла, света, воды? (Нет.)

Какой делаем вывод? (Неживая и живая природа не могут друг без друга. Они тесно связаны.)

*Оценивание понимания содержания урока (возникали трудности, стоит ещё повторить, всё понял и т.д.)

САМОАНАЛИЗ УРОКА

Самоанализ урока окружающего мира в 1 классе по теме «Мир за стеклянным берегом» раздела «Наш класс» 7 урок УМК «Перспектива»

Цель занятия: расширить представления первоклассников о многообразии живой природы, представление об аквариуме как о созданном руками человека сообществе рыб, водных растений, моллюсков; формировать умение распознавать обитателей аквариума; познакомить со средствами и способами ухода за аквариумом.

Развивать творческие способности, познавательный интерес к учебной деятельности на основе наблюдения сравнения, анализа, обобщения. Учить самостоятельно находить информацию в разных дополнительных источниках. Способствовать сохранению здоровья детей.
Для лучшего усвоения и воспроизведения материала была подготовлена мультимедийная презентация.

Показателями реального результата решения задач является полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.

Характеристика деятельности обучающихся.

На уроке чередовались разные виды деятельности учащихся. Рассуждали о цели создания аквариумов. Выявляли условия, необходимые для жизни обитателей аквариума. Рассказывали о способах и средствах ухода за аквариумом, осваивали приёмы ухода (в ходе практической работы). Различали среди обитателей аквариума растения, рыб, улиток. Определяли обитателей аквариума с помощью атласа-определителя. Соотносили изображения аквариумных рыбок и их названия. Фиксировали наблюдения в виде рисунков. Объясняли на примере аквариума связь

неживой и живой природы.

Этапы урока

1.Организационный момент позволил настроить ребят на положительные эмоции и серьёзный настрой.
2,3 Актуализация знаний и целеполагание – связь с предыдущей темой, использование продуктивных заданий; загадки, стихотворение. Результат – подготовка базы для вхождения в новые знания.
4 Работа по новой теме. Открытие нового знания с опорой на жизненный опыт учащихся. Аналитический этап. Чтение текста, выполнение продуктивных заданий, создание опорного сигнала :таблица, опорные слова. Использую приём создания учебной проблемной ситуации – побуждающий диалог. Это постановка проблемной ситуации, основанной на противоречии между житейским и научным фактом и вызывающей удивление у детей. Например: Для чего нужны водные растения в аквариуме? Если в аквариуме не будет растений, что произойдёт с бедными рыбками?Что делает улитка, когда ползает по стенкам аквариума? И т.д.
4.На всех этапах урока привлекаю учащихся, умеющих читать. Первоклассники учатся анализировать, выделять главное, доказывать и опровергать. Оказываю ученикам дифференцированную помощь, обеспечиваю контроль и самоконтроль при выполнении заданий. На этапе первичного закрепления - работа в парах. Это помогло ребятам с низким уровнем развития быть уверенней, многократно повторить изученное за короткий отрезок времени.
5.Применение новых знаний в сочетании с уже имеющимися знаниями (показ слайдов). Средства ухода и правила ухода за аквариумом- это способствовало расширению и углублению знаний.
6.Этап рефлексии. Цель – осознание детьми собственной познавательной деятельности.
В процессе урока чередовались виды деятельности: слушание, чтение,
практическая исследовательская работа, просмотр слайдов. Интерес к изучаемому материалу поддерживался логикой построения урока, ярким наглядным материалом (атлас-определитель), проблемными вопросами, яркой презентацией.
Во время самостоятельной работы дети использовали самоконтроль и самопроверку. Ее результатом стало:
- фиксация в сознании учащихся нового знания
- адекватный самоанализ своих успехов
- создание ситуации успеха
Задание в рабочей тетради носили творческий характер, что способствовало активизации познавательных способностей.
В заключении хочется отметить, что большинство учащихся класса работали с удовольствием, в хорошем темпе и закончили урок с чувством удовлетворения, это показала атмосфера окончания урока.

Все цели и задачи урока выполнены.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

АКВАРИУМ – “ аква ” по гречески означает вода. Искусственный водоём, предназначенный для содержания рыб, других водных животных и растений.

Слайд 4

Прудовик

Слайд 5

Лужанка

Слайд 6

Катушка

Слайд 9

Г УППИ

Слайд 10

акары Гурами

Слайд 11

Макропод

Слайд 12

Золотая рыбка

Слайд 13

Меченосец

Слайд 14

Неон

Слайд 15

Скалярия

Слайд 16

Фонарик

Слайд 17

Черный телескоп

Слайд 18

Сомик золотистый


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира 1 класс. Мир за стеклянным берегом

Цель урока: формирование  представлений об аквариуме, как о созданном руками человека водном сообществе.Задачи урока:·         Образовательные: н...

Урок по окружающему миру 1 класс "Мир за стеклянным берегом"

Урок формирует представление об аквариуме как о созданном руками человека сообществе рыб, водных растениях, моллюсков; учит распознавать обитателей аквариума, знакомит со средствами ухода за аквариумо...

Открытый урок по окружающему миру 1 класс "Мир за стеклянным берегом" (отрывок)

Отрывок открытого  урока по окружающему миру для 1 класса по программе "Перспектива" 1 класс Плешаков...

Презентация к уроку окружающего мира на тему "Мир за стеклянным берегом"

Материалы презентации  ориентированы на учителей начальных классов, работающих по УМК «Перспектива», но могут также быть полезным и интересным материалом для учителей, работающих по д...

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе на тему «Мир за стеклянным берегом» на основе системно –деятельностного метода обучения УМК «Перспектива»

В проекте представлена технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе на тему  «Мир за стеклянным берегом» по образовательной программе  А.А.Плешакова, М.Ю.Новицко...

Конспект урока окружающего мира "Мир за стеклянным берегом"

Конспект урока из рабочей программы по окуружающему миру для 1 класса...

Презентация к уроку окружающего мира "Мир за стеклянным берегом"

Презентация является наглядным дополнением при изучении нового материала в 1 классе...