Конспект урока по окружающему миру "Охрана животных"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Предварительный просмотр:
Тема: Охрана животных.
Цели:
- Сформировать целостный взгляд на проблемы сохранности живой природы и места человека в ней;
- Развивать экологическое мышление, речь, умение делать выводы;
- Воспитывать экологическую культуру детей.
Задачи:
- Дать информацию о редких и исчезнувших животных на планете;
- Подчеркнуть необходимость охраны всей природы, как единственное и важное условие для сохранения всего живого на Земле.
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! У вас на уроке много гостей. Давайте повернемся и поздороваемся с ними.
- Посмотрите друг на друга и улыбнитесь своему соседу по парте. Посмотрите все на меня и улыбнитесь мне. Давайте все вместе улыбнемся новому дню. Слайд1
II. Совместное целеполагание.
- Эпиграфом нашего урока будут слова поэта Валентина Берестова. Давайте прочитаем их хором. Слайд 2
Звери, рыбы, пауки и птицы
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни…
- Подумайте, почему именно эти строки являются эпиграфом урока?
- Кто сформулирует тему нашего урока? Слайд 3.
- О чем пойдет речь сегодня на уроке?
- Закончите предложения. Слайд 4
1) Я хочу узнать…
2) Мне интересно…
3) Я ищу ответ на вопрос…
- Вместе с вами, используя свои уже имеющиеся знания, учебник, дополнительную литературу, мы попытаемся найти ответы на все интересующие нас вопросы.
- Самый главный вопрос, на который мы должны найти ответ: «Зачем нужно охранять животных?»
III. Введение в тему.
- Ребята, посмотрите на стенд: как прекрасен этот мир. Не правда ли, прекрасны творения природы, представленные на этих фотографиях. Ими б только восхищаться, поражаться, сколь щедра на выдумки природа, если бы не одно тягостное обстоятельство: все они занесены в красную книгу и всем им угрожает опасность исчезновения с лица Земли.
-Начиная с 1600 года, на нашей планете вымерло около 150 видов животных. За малым исключением, все эти животные вымерли по вине человека. Слайд 5
- К началу 20-го века стало очевидным, что необходимо принимать специальные меры по спасению животного и растительного мира.
В 1948 году ученые всего мира создали международный союз охраны природы. Его главной задачей было выявление видов животных, а позднее и растений, которые находились на грани исчезновения и требовали незамедлительной заботы человека.
Тогда была создана специальная комиссия службы спасения. Она составила мировой список животных и растений, нуждающихся в охране. И ученые назвали этот список Красной книгой.
Слайд 6
- Для чего нужна Красная книга?
(Красная книга информирует нас, какие растения и животные в опасности. Она призывает изучать природу. Эта книга предупреждает, что то или иное животное, растение в беде. Его надо охранять).
- Как вы думаете, почему эту книгу назвали именно красной, а не желтой, синей? (Красный цвет – это значит внимание, стоп, не убивайте животных, не губите растения)
- Красная книга – это сигнал опасности.
- Составление первого варианта Красной книги потребовало 14 лет. Позднее она переиздавалась.
- Как вы думаете, почему Красная книга переиздавалась?
- Красная книга – это документ временного действия, потому что условия обитания животных меняются, и всё новое виды могут оказаться в катастрофическом положении. А некоторых удалось человеку спасти.
(Появились новые виды животных и растений, которые находятся на грани исчезновения)
- Красная книга – это документ временного действия. Каждая страна, регион имеет свою красную книгу. Вот перед вами Красная книга Брянской области.
IV.Физминутка.
- Вы должны будете следить глазками за движущимся цветком или его лепестками.
Слайд 8 – 16
V. Изучение нового материала.
1) Работа в микрогруппах
- Сейчас вы поработаете в микрогруппах и изучите материал о некоторых животных, которые занесены в Красную книгу. Затем представители групп выступят с сообщением.
( Микрогруппы получают материал о животных, которые занесены в Красную книгу, изучают его, а затем представители микрогрупп выступают с сообщениями).
2) Проблемный диалог.
- А все ли животные занесены в Красную книгу?
- Значит их не надо охранять? Почему?
- Какое значение имеют животные для человека, для природы?
- К нам в класс поступили жалобы от животных.
Жалоба 1 (Слайд 17)
«Ох, и не любят же меня люди. Голос, видите ли, мой им не нравится, и глаза говорят у меня не красивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба.»
- Кто это? Как вы думаете, какую пользу она приносит?
- Сова за лето уничтожает 1000 мышей, которые способны уничтожить 1 тонну зерна.
Жалоба 2 (Слайд 18)
«Сама знаю, что не красавица. А окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, а то еще и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Польза от меня большая».
- Кто это? Какая же от нее польза?
- Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принесите жабу – и они исчезнут.
- Помните, беречь нужно и тех животных, которые не внесены в Красную книгу. Это хорошо известные вам животные : белки, жабы, лягушки, дятлы и др. Их жизнь часто зависит от тебя, от твоего поведения в природе.
3) Изучение экологических правил
Поэтому давайте вспомним «Правила друзей природы».
Работа в микрогруппах
- Рассмотрите знаки и сформулируйте по ним правила друзей природы.
Выступление микрогрупп. По ходу вывешиваются знаки.
- Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда.
Чтоб птицам и маленьким зверятам
Хорошо жилось бы с нами рядом.
- Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их, не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Приучите птиц в мороз к своему окну,
Чтоб без песен не пришлось,
Нам встречать весну.
- А зачем нам нужно охранять растения, чтобы спасти животных?
- Какие еще правила друзей природы вы знаете?
- Ответьте мне на такой вопрос: «Обязательно мы должны выполнять эти правила и бережно относиться к природе?»
Охранять природу мы должны обязательно. В основном законе РФ Конституции в ст. 58 сказано: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».
(Слайд 19)
4) Работа с учебником и справочным материалом
- Какие меры по охране животных принимаются в нашей стране?
Работа в парах
- Ответ на этот вопрос вы найдете в учебнике на стр. 114, прочитав первый абзац.
- Одна пара будет работать со справочным материалом и получит свое задание. Поработайте над значением слов «заповедник» и «заказник».
-Заслушиваются ответы детей. Слайд20
- Кто знает, на территории Брянской области расположен ли заповедник или нет?
- На территории Брянской области расположен заповедник Брянский лес.( Слайд 21)
- Он был создан 14 июля 1987 года. Заповедник расположен на междуречье рек Неруссы и Десны, на территории Трубчевского и Суземского районов Брянской области. Сейчас мы на мгновение окажемся в этом заповеднике.
Просмотр видеосюжета. Слайд 22
5) Решение проблемной ситуации
-А сейчас я предлагаю вам в группах обсудить одну ситуацию:
«Девочка Галя очень любила природу. Когда она ходила в лес, то никогда не рвала цветы охапками, а лишь любовалась их красотой. Красивых бабочек фотографировала для своей коллекции. Зимой всегда подкармливали птиц.
Однажды, возвращаясь из школы домой, Галя увидела, как её одноклассник стрелял из рогатки в птиц. Девочка посмотрела и молча прошла мимо».
-Можно ли назвать Галю настоящим другом природы?
- Я хочу, чтобы вы запомнили слова польского писателя Бруно Ясенского и никогда не были равнодушными людьми:
«Не бойтесь врагов – в худшем случае они могут тебя убить.
Не бойтесь друзей – в худшем случае они предадут тебя.
Бойся равнодушных – они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на Земле предательство и убийство».
Каждый человек должен не только сам охранять природу, но и следить за тем, чтобы это делали все.
VI. Закрепление
- Сейчас мы проверим, как вы усвоили изученный материал.
Тест
- Обведите правильный ответ
- Какие животные занесены в Красную книгу?
а) тигр, белый медведь, бобр;
б) корова, петух, лошадь;
в) волк, лиса, воробей.
2. Как называется заповедник, расположенный на территории Брянской области?
а) Беловежская пуща;
б) Брянский лес.
3. На составление первой Красной книги понадобилось:
а) 8 лет;
б) 11 лет;
в) 14 лет.
4. Исчезнувшие животные в Красной книге расположены:
а) на белых листах;
б) на красных листах;
в) на чёрных листах.
VII. Рефлексия
- Закончите предложения
- Сегодня я узнал…
- Было интересно…
- Урок мне дал для жизни…
- Ответили мы на главный вопрос: «Зачем нужно охранять животных?»
VIII. Домашнее задание
Входит природа, читает стихотворение С.Викулова «Монолог природы»
Я – Природа. Я – Великий мастер.
Вечный мастер жизни. Я могу,
Человек, тебе за соучастье
Подарить – в моей все это власти! –
Гриб в лесу, ромашку на лугу.
Небо в час восхода и заката, иву над рекой…
И, наконец, солнцем прокаленный, рыжеватый
Хлебный колос! Как всему венец…
Только ты мой дар, мое ученье
Не прими за дань: я не раба.,
Не забудь: ты сам мое творенье!
И у нас с тобой одна судьба!
Да, ты вырос. Ты простился с детством.
Шире – что ни год – твои шаги,
Но не занимайся самоедством!
И былинку даже, что в наследство
Я тебе вручила, береги!
Даже волка – вдруг да он последний…
Уничтожишь (зверь не карандаш) –
С помощью сложнейших вычислений
И машин новейших не создашь.
Мы с тобой дорогою одною
Катимся – ни часу врозь, ни дня.
И не можешь быть ты надо мною,
Как не можешь быть и вне меня!
- Я слышала, как хорошо вы отвечали на уроке. Я приготовила каждому из вас домашнее задание. Оно записано на закладке, которую я вам дарю в память об этом уроке.
- Оцените свою работу на уроке и поднимите свою отметку.
- Какие животные занесены в Красную книгу?
а) тигр, белый медведь, бобр;
б) корова, петух, лошадь;
в) волк, лиса, воробей.
2. Как называется заповедник, расположенный на территории Брянской области?
а) Беловежская пуща;
б) Брянский лес.
3. На составление первой Красной книги понадобилось:
а) 8 лет;
б) 11 лет;
в) 14 лет.
4. Исчезнувшие животные в Красной книге расположены:
а) на белых листах;
б) на красных листах;
в) на чёрных листах.
«Девочка Галя очень любила природу. Когда она ходила в лес, то никогда не рвала цветы охапками, а лишь любовалась их красотой. Красивых бабочек фотографировала для своей коллекции. Зимой всегда подкармливали птиц.
Однажды, возвращаясь из школы домой, Галя увидела, как её одноклассник стрелял из рогатки в птиц. Девочка посмотрела и молча прошла мимо».
-Можно ли назвать Галю настоящим другом природы?
«Девочка Галя очень любила природу. Когда она ходила в лес, то никогда не рвала цветы охапками, а лишь любовалась их красотой. Красивых бабочек фотографировала для своей коллекции. Зимой всегда подкармливали птиц.
Однажды, возвращаясь из школы домой, Галя увидела, как её одноклассник стрелял из рогатки в птиц. Девочка посмотрела и молча прошла мимо».
-Можно ли назвать Галю настоящим другом природы?
«Девочка Галя очень любила природу. Когда она ходила в лес, то никогда не рвала цветы охапками, а лишь любовалась их красотой. Красивых бабочек фотографировала для своей коллекции. Зимой всегда подкармливали птиц.
Однажды, возвращаясь из школы домой, Галя увидела, как её одноклассник стрелял из рогатки в птиц. Девочка посмотрела и молча прошла мимо».
-Можно ли назвать Галю настоящим другом природы?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру. 1 класс. Тема урока: «Млекопитающие животные» УМК "Начальная школа 21 века"
Тип урока: открытие нового знанияЦели: - познакомить учащихся с млекопитающими животными; - показат...
конспект урока по окружающему миру "Животные России" во 2 классе школы II вида
конспект урока по окружающему миру "Животные России" во 2 классе школы II вида...
Конспект урока по окружающему миру. "Животные – живые существа" УМК Начальная школа XXI века. 3 класс
Тема урока ___ Животные – живые существа (организмы) Тип урока____ Урок формирования умений и навыков Цель урока: сформировать понятие « Животное – живое существо», расшир...
Конспект урока по окружающему миру. "Животные – живые существа (организмы)", 2 класс
Технологическая карта разработа с учетом применения интерактивной доски...
конспект урока по окружающему миру "Животный мир в опасности."
Конспект урока по окружающему миру "Животный мир в опасности." предназначен для 3- 4классов для любых УМК....
Конспект урока по окружающему миру для учащихся 3 класса по теме: «Разнообразие животных. Многообразие животного мира. Классификация животных. Виды животных. Зоология – наука о животных»
Конспект урока по окружающему миру 3 классТема: «Разнообразие животных. Многообразие животного мира. Классификация животных. Виды животных. Зоология – наука о животных»УМК &laq...
Конспект урока по окружающему миру «Разнообразие животных. Животные родного края»
Конспект урока по окружающему миру «Разнообразие животных. Животные родного края»...