Конспект урока по окружающему миру "Охрана животных"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Животные занесенные в Красную книгу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ohrana_zhivotnyh.docx26.95 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Охрана животных.

Цели:

  • Сформировать целостный взгляд на проблемы сохранности живой природы и места человека в ней;
  • Развивать экологическое мышление, речь, умение делать выводы;
  • Воспитывать экологическую культуру детей.

Задачи:

  • Дать информацию о редких и исчезнувших животных на планете;
  • Подчеркнуть необходимость охраны всей природы, как единственное и важное условие для сохранения всего живого на Земле.

Ход урока.

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! У вас на уроке много гостей. Давайте повернемся и поздороваемся с ними.

- Посмотрите друг на друга и улыбнитесь своему соседу по парте. Посмотрите все на меня и улыбнитесь мне. Давайте все вместе улыбнемся новому дню. Слайд1

II. Совместное целеполагание.

- Эпиграфом нашего урока будут слова поэта Валентина Берестова. Давайте прочитаем их хором.  Слайд 2

Звери, рыбы, пауки и птицы

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни…

- Подумайте, почему именно эти строки являются эпиграфом урока?

- Кто сформулирует тему нашего урока? Слайд 3.

- О чем пойдет речь сегодня на уроке?

- Закончите предложения. Слайд 4

1) Я хочу узнать…

2) Мне интересно…

3) Я ищу ответ на вопрос…

- Вместе с вами, используя свои уже имеющиеся знания, учебник, дополнительную литературу, мы попытаемся найти ответы на все интересующие нас вопросы.

- Самый главный вопрос, на который мы должны найти ответ: «Зачем нужно охранять животных?»

III. Введение в тему.

     - Ребята, посмотрите на стенд: как прекрасен этот мир. Не правда ли, прекрасны творения природы, представленные на этих фотографиях. Ими б только восхищаться, поражаться, сколь щедра на выдумки природа, если бы не одно тягостное обстоятельство: все они занесены в красную книгу и всем им угрожает опасность исчезновения с лица Земли.

     -Начиная с 1600 года, на нашей планете вымерло около 150 видов животных. За малым исключением, все эти животные вымерли по вине человека. Слайд 5

     - К началу 20-го века стало очевидным, что необходимо принимать специальные меры по спасению животного и растительного мира.  

      В 1948 году ученые всего мира создали международный союз охраны природы. Его главной задачей было выявление видов животных, а позднее и растений, которые находились на грани исчезновения и требовали незамедлительной заботы человека.

     Тогда была создана специальная комиссия службы спасения. Она составила мировой список животных и растений, нуждающихся в охране. И ученые назвали этот список Красной книгой.

Слайд 6

- Для чего нужна Красная книга?

(Красная книга информирует нас, какие растения и животные в опасности. Она призывает изучать природу. Эта книга предупреждает, что то или иное животное, растение в беде. Его надо охранять).

       - Как вы думаете, почему эту книгу назвали именно красной, а не желтой, синей? (Красный цвет – это значит внимание, стоп, не убивайте животных, не губите растения)

     - Красная книга – это сигнал опасности.

     - Составление первого варианта Красной книги потребовало 14 лет. Позднее она переиздавалась.

     - Как вы думаете, почему Красная книга переиздавалась?

     - Красная книга – это документ временного действия, потому что условия обитания животных меняются, и всё новое виды могут оказаться в катастрофическом положении. А некоторых удалось человеку спасти.

(Появились новые виды животных и растений, которые находятся на грани исчезновения)

- Красная книга – это документ временного действия. Каждая страна, регион имеет свою красную книгу. Вот перед вами Красная книга Брянской области.

IV.Физминутка.

     - Вы должны будете следить глазками за движущимся цветком или его лепестками.

Слайд 8 – 16

V. Изучение нового материала.

1) Работа в микрогруппах  

     - Сейчас вы поработаете в микрогруппах и изучите материал о некоторых животных, которые занесены в Красную книгу. Затем представители групп выступят с сообщением.

    ( Микрогруппы получают материал о животных, которые занесены в Красную книгу, изучают его, а затем представители микрогрупп выступают с сообщениями).

2) Проблемный диалог.

- А все ли животные занесены в Красную книгу?

- Значит их не надо охранять? Почему?

- Какое значение имеют животные для человека, для природы?

- К нам в класс поступили жалобы от животных.

     Жалоба 1 (Слайд 17)

     «Ох, и не любят же меня люди. Голос, видите ли, мой им не нравится, и глаза говорят у меня не красивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба.»

    - Кто это? Как вы думаете, какую пользу она приносит?

    - Сова за лето уничтожает 1000 мышей, которые способны уничтожить 1 тонну зерна.

     Жалоба 2 (Слайд 18)

     «Сама знаю, что не красавица. А окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, а то еще и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Польза от меня большая».

     - Кто это? Какая же от нее польза?

     - Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принесите жабу – и они исчезнут.

     - Помните, беречь нужно и тех животных, которые не внесены в Красную книгу. Это хорошо известные вам животные : белки, жабы, лягушки, дятлы и др. Их жизнь часто зависит от тебя, от твоего поведения в природе.

     3) Изучение экологических правил

     Поэтому давайте вспомним «Правила друзей природы».

Работа в микрогруппах

     - Рассмотрите знаки и сформулируйте по ним правила друзей природы.

Выступление микрогрупп. По ходу вывешиваются знаки.

- Нор звериных, птичьего гнезда

Разорять не будем никогда.

Чтоб птицам и маленьким зверятам

Хорошо жилось бы с нами рядом.

- Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой

Стайки на крыльцо.

Сколько гибнет их, не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Приучите птиц в мороз к своему окну,

Чтоб без песен не пришлось,

Нам встречать весну.

- А зачем нам нужно охранять растения, чтобы спасти животных?

- Какие еще правила друзей природы вы знаете?

- Ответьте мне на такой вопрос: «Обязательно мы должны выполнять эти правила и бережно относиться к природе?»

   Охранять природу мы должны обязательно. В основном законе РФ Конституции в ст. 58 сказано: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».

                                                                                           (Слайд 19)

4) Работа с учебником и справочным материалом

- Какие меры по охране животных принимаются в нашей стране?

Работа в парах

    - Ответ на этот вопрос вы найдете в учебнике на стр. 114, прочитав первый абзац.

     - Одна пара будет работать со справочным материалом и получит свое задание. Поработайте над значением слов «заповедник» и «заказник».

    -Заслушиваются ответы детей. Слайд20

   - Кто знает, на территории Брянской области расположен ли заповедник или нет?

    - На территории Брянской области расположен заповедник Брянский лес.( Слайд 21)

    - Он был создан 14 июля 1987 года. Заповедник расположен на междуречье рек Неруссы и Десны, на территории Трубчевского и Суземского районов Брянской области. Сейчас мы на мгновение окажемся в этом заповеднике.

Просмотр видеосюжета. Слайд 22

5) Решение проблемной ситуации

     -А сейчас я предлагаю вам в группах обсудить одну ситуацию:

     «Девочка Галя очень любила природу. Когда она ходила в лес, то никогда не рвала цветы охапками, а лишь любовалась их красотой. Красивых бабочек фотографировала для своей коллекции. Зимой всегда подкармливали птиц.

     Однажды, возвращаясь из школы домой, Галя увидела, как её одноклассник стрелял из рогатки в птиц. Девочка посмотрела и молча прошла мимо».

 -Можно ли назвать Галю настоящим другом природы?

- Я хочу, чтобы вы запомнили слова польского писателя Бруно Ясенского и никогда не были равнодушными людьми:

«Не бойтесь врагов – в худшем случае они могут тебя убить.

Не бойтесь друзей – в худшем случае они предадут тебя.

Бойся равнодушных – они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на Земле предательство и убийство».

     Каждый человек должен не только сам охранять природу, но и следить за тем, чтобы это делали все.

VI. Закрепление

    - Сейчас мы проверим, как вы усвоили изученный материал.

Тест

      - Обведите правильный ответ

  1. Какие животные занесены в Красную книгу?

а) тигр, белый медведь, бобр;

б) корова, петух, лошадь;

в) волк, лиса, воробей.

  2. Как называется заповедник, расположенный на территории Брянской области?

а) Беловежская пуща;

б) Брянский лес.

  3. На составление первой Красной книги понадобилось:

а) 8 лет;

б) 11 лет;

в) 14 лет.

  4. Исчезнувшие животные в Красной книге расположены:

           а) на белых листах;

           б) на красных листах;

           в) на чёрных листах.

VII. Рефлексия

 - Закончите предложения

  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Урок мне дал для жизни…

- Ответили мы на главный вопрос: «Зачем нужно охранять животных?»

VIII. Домашнее задание

Входит природа, читает стихотворение С.Викулова «Монолог природы»

Я – Природа. Я – Великий мастер.

Вечный мастер жизни. Я могу,

Человек, тебе за соучастье

Подарить – в моей все это власти! –

Гриб в лесу, ромашку на лугу.

Небо в час восхода и заката, иву над рекой…

И, наконец, солнцем прокаленный, рыжеватый

Хлебный колос! Как всему венец…

Только ты мой дар, мое ученье

Не прими за дань: я не раба.,

Не забудь: ты сам мое творенье!

И у нас с тобой одна судьба!

Да, ты вырос. Ты простился с детством.

Шире – что ни год – твои шаги,

Но не занимайся самоедством!

И былинку даже, что в наследство

Я тебе вручила, береги!

Даже волка – вдруг да он последний…

Уничтожишь (зверь не карандаш) –

С помощью сложнейших вычислений

И машин новейших не создашь.

Мы с тобой дорогою одною

Катимся – ни часу врозь, ни дня.

И не можешь быть ты надо мною,

Как не можешь быть и вне меня!

- Я слышала, как хорошо вы отвечали на уроке. Я приготовила каждому из вас домашнее задание. Оно записано на закладке, которую я вам дарю в память об этом уроке.

- Оцените свою работу на уроке и поднимите свою отметку.


  1. Какие животные занесены в Красную книгу?

а) тигр, белый медведь, бобр;

б) корова, петух, лошадь;

в) волк, лиса, воробей.

  2. Как называется заповедник, расположенный на территории Брянской области?

а) Беловежская пуща;

б) Брянский лес.

  3. На составление первой Красной книги понадобилось:

а) 8 лет;

б) 11 лет;

в) 14 лет.

4. Исчезнувшие животные в Красной книге расположены:

           а) на белых листах;

           б) на красных листах;

           в) на чёрных листах.

     «Девочка Галя очень любила природу. Когда она ходила в лес, то никогда не рвала цветы охапками, а лишь любовалась их красотой. Красивых бабочек фотографировала для своей коллекции. Зимой всегда подкармливали птиц.

     Однажды, возвращаясь из школы домой, Галя увидела, как её одноклассник стрелял из рогатки в птиц. Девочка посмотрела и молча прошла мимо».

 -Можно ли назвать Галю настоящим другом природы?

     «Девочка Галя очень любила природу. Когда она ходила в лес, то никогда не рвала цветы охапками, а лишь любовалась их красотой. Красивых бабочек фотографировала для своей коллекции. Зимой всегда подкармливали птиц.

     Однажды, возвращаясь из школы домой, Галя увидела, как её одноклассник стрелял из рогатки в птиц. Девочка посмотрела и молча прошла мимо».

 -Можно ли назвать Галю настоящим другом природы?

     «Девочка Галя очень любила природу. Когда она ходила в лес, то никогда не рвала цветы охапками, а лишь любовалась их красотой. Красивых бабочек фотографировала для своей коллекции. Зимой всегда подкармливали птиц.

     Однажды, возвращаясь из школы домой, Галя увидела, как её одноклассник стрелял из рогатки в птиц. Девочка посмотрела и молча прошла мимо».

 -Можно ли назвать Галю настоящим другом природы?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру. 1 класс. Тема урока: «Млекопитающие животные» УМК "Начальная школа 21 века"

Тип урока: открытие нового знанияЦели:   - познакомить учащихся с млекопитающими  животными;              - показат...

конспект урока по окружающему миру "Животные России" во 2 классе школы II вида

конспект урока по окружающему миру "Животные России" во 2 классе школы II вида...

Конспект урока по окружающему миру. "Животные – живые существа" УМК Начальная школа XXI века. 3 класс

Тема урока ___ Животные – живые существа (организмы)   Тип урока____ Урок формирования умений и навыков Цель урока:  сформировать понятие « Животное – живое существо»,  расшир...

Конспект урока по окружающему миру. "Животные – живые существа (организмы)", 2 класс

Технологическая карта разработа с учетом применения интерактивной доски...

конспект урока по окружающему миру "Животный мир в опасности."

Конспект урока по окружающему миру "Животный мир в опасности." предназначен для 3- 4классов для любых УМК....

Конспект урока по окружающему миру для учащихся 3 класса по теме: «Разнообразие животных. Многообразие животного мира. Классификация животных. Виды животных. Зоология – наука о животных»

Конспект урока по окружающему миру 3 классТема: «Разнообразие животных. Многообразие животного мира. Классификация  животных. Виды животных. Зоология – наука о животных»УМК &laq...

Конспект урока по окружающему миру «Разнообразие животных. Животные родного края»

Конспект урока по окружающему миру «Разнообразие животных. Животные родного края»...