Открытый урок по окружающему миру в 3 классе на тему: «Превращения воды в природе. Туман, облака. Осадки»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Гафарова Заира Нажмутдиновна

Данный конспект содержит разъяснительный материал по изучаемой теме с различными формами работы.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Открытый урок по окружающему миру в 3 «а» классе м униципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12 поселка Терек Буденновского района » Ставропольского края Подготовила и провела : Учитель начальных классов Гафарова Заира Нажмутдиновна

Слайд 2

Долгожданный дан звонок Начинается урок. Каждый день - всегда, везде, На занятиях, в игре, Смело, четко говорим И тихонечко сидим .

Слайд 3

Сегодня (день недели, число, год). Время года –…. За окном погода ясная (пасмурная), безветренная (ветреная), с осадками (без осадков).

Слайд 4

«У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни! Ты – сама жизнь !» (Антуан де Сент - Экзюпери)

Слайд 7

Состояния воды Причины различных состояний воды 1. Жидкое 2. Твердое 3. Газообразное Температура выше 0 о С Температура ниже 0 о С Температура 10 0 о С (вода закипает)

Слайд 8

ВЫВОД: Непрерывно и днём, и ночью происходит испарение воды в атмосферу и возвращение её из атмосферы в виде разных осадков .

Слайд 9

ДА В А = Е «Вода в природе»

Слайд 10

Тема: «Превращения воды в природе. Туман, облака, о садки » Цель: узнать, как в природе образуются туман, облака и осадки.

Слайд 11

Туман - атмосферное явление, скопление воды в воздухе, образованное мельчайшими частичками водяного пара

Слайд 12

к апельки воды смесь капелек воды и кристалликов льда к ристаллики льда

Слайд 14

Облака - тот же туман, который находится высоко над земной поверхностью.

Слайд 16

Роса́ - вид атмосферных осадков, образующихся на поверхности земли, растениях, автомобилях и других предметах.

Слайд 17

А С У Н Т Й П И Р Е 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 8 4 10 6 ИНЕЙ

Слайд 20

Домашнее задание у ч. с. 81-84 (отвечать на вопросы)

Слайд 21

Молодцы!!!



Предварительный просмотр:

муниципальное  общеобразовательное учреждение

«Средняя  общеобразовательная школа №12 поселка Терек

Буденновского района» Ставропольского края

Открытый урок по окружающему миру        в 3 классе на тему:

«Превращения воды в природе. Туман, облака. Осадки»

Провела:

Учитель начальных классов

Гафарова Заира Нажмутдиновна

24.11.2017 г

Превращения воды в природе. Туман, облака. Осадки.

Цель урока:

  • знакомить учащихся с различными явлениями природы;
  • развивать логическое мышление, воображение, наблюдательность;
  • воспитывать бережное отношение к воде.

Оборудование: презентация Power Point; карточки.

Ход урока.

I. Орг. момент (1 мин)

(Слайд 2)

Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

Каждый день - всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

- Ребята, давайте мы с вами не будем забывать о правилах поведения на уроке. Обратите, пожалуйста, внимание: сегодня у нас на уроке ОМ присутствуют гости. Дружно повернитесь к гостям лицом и поздоровайтесь с ними (Здравствуйте!)

- Садитесь!

II. Прогноз погоды (1 мин)

(Слайд 3)

- Прошу дежурного сообщить прогноз погоды на сегодняшний день.  

(Сообщение ученика)

- Сегодня пятница 24 ноября 2017 год. Время года – осень. За окном ясная (пасмурная) безветренная (ветреная) погода.

III. Проверка домашнего задания (6 мин)

- Ребята, кто мне скажет, о чём мы с вами говорили на прошлом уроке? (На прошлом уроке мы говорили о круговороте воды в природе)

- Все верно! На протяжении нескольких прошлых уроков мы с вами отметили, что вода главное вещество в природе. А кто же сможет ответить на вопрос «Что такое ВОДА?» (Вода – это прозрачная бесцветная жидкость, которая не имеет запаха и вкуса).

- Все правильно! И неслучайно эпиграфом нашего урока я выбрала слова французского лётчика, писателя, который вынужден был по воле случая некоторое время провести в пустыне и по достоинству оценил вкус глотка воды.

( Слайд 4)

Антуан де Сент Экзюпери писал в своей сказке «Маленький принц»: «У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни! Ты – сама жизнь!»

- Ребята, а теперь мы поработаем по индивидуальным карточкам.

КАРТОЧКА 1.  

Перечислите свойства воды. (Слайд 5)

___________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

КАРТОЧКА 2.

Составь схему «Круговорот воды в природе» (Слайд 6)

C:\Users\User\Desktop\capturecycleeau.png

КАРТОЧКА 3.     (Слайд 7)

Состояние воды

Причины различных состояний воды.

1.________________

2._______________

3._______________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

- Ребята, в начале урока мы с вами уже вспомнили свойства воды в жидком и газообразном состоянии. А кто сможет перечислить свойства воды в твердом состоянии?

(Вода в твердом состоянии – это лед. Он легче воды в жидком состоянии, холодный, хрупкий, скользкий, прозрачный).

- Ребята, докажите примером, что лед легче воды в жидком состоянии. (Айсберг в океане, кубик льда в стакане с водой)

- Способна ли вода из одного состояния в другое? (Да)

Дома вам было задано выполнить практическую работу. Провести опыт с кастрюлей. Кто может рассказать? (Слайд 8)

(Вывод: мы наблюдали круговорот в кастрюле с закрытой крышкой, стоящей на горячей плите)

Давайте подведём с вами итог предыдущего домашнего задания: итак в природе постоянно в два этапа происходит круговорот воды. Непрерывно и днём, и ночью происходит испарение воды в атмосферу и возвращение её из атмосферы в виде разных осадков.

- Назовите мне свойства воды, без которых невозможен круговорот.

1) бывает в трёх состояниях;

2) легко переходит из одного состояния в другое.

- Вот с этими свойствами связаны многие природные явления, о которых мы сегодня поговорим.

IV. Работа над новым материалом (12 мин)

- Ребята, кто сможет сформулировать тему нашего урока? (Слайд  9)

Ребус (Вода в природе)

1. Сообщение темы и целей урока. 

Тема нашего урока: «Вода в природе. Туман, облака, осадки».

- Что вы хотели бы узнать на сегодняшнем уроке?

- Сегодня мы должны выяснить, как в природе образуются туманы, облака и осадки. (Слайд 10)

2. Объяснение нового материала.

Послушайте загадку и вы поймёте, о чём мы сейчас будем говорить.     (Слайд 11)

Над рекою он клубится

На луга, как снег ложится.

Влез за ворот и в карман...

Как зовут его…(Туман)

- А что такое туман? (Предположения детей). Откройте свои словари и найдите лексическое значение этого слова.

Тума́н - атмосферное явление, скопление воды в воздухе, образованное мельчайшими частичками водяного пара (при температуре воздуха выше минус 10 °C — капельки воды, при от минус 10 до минус 15 °C — смесь капелек воды и кристалликов льда, при температуре ниже минус 15 °C — кристаллики льда, сверкающие в солнечных лучах или в свете луны и фонарей).

- А кто из вас знает, как образуются туманы?

Откройте учебники на с. 81 и прочитайте о том, как образуются туманы.

Туманы - обыкновенное явление природы. Неожиданным для вас может оказаться то, что они - могут быть очень полезны людям.

Туманы используют в сельском хозяйстве, чтобы спасти посевы, защитить их от холода. Как только передадут по радио, что ожидаются заморозки, на полях и в садах люди начинают разжигать костры. Вокруг дымовых частиц собираются капельки воды и образуется туман. Он, как тёплое покрывало, защищает посевы от холода.

- Может быть, чьи - нибудь родители, таким образом, спасали свой сад или огород?

- А какое отличительное свойство имеет такое природное явление, как ТУМАН?  (В тумане плохая видимость).

- Туман создает опасные дорожные условия. В аварии во время тумана участвуют десятки автомобилей, гибнет и получает увечья большое количество людей.

- Какие же меры безопасности следует соблюдать при движении в тумане и пешеходам и водителям? (Водители должны совершать движение медленно и внимательно, следует ехать при ближнем свете фар, который лучше освещает дорогу, чем дальний. А вот пешеходы должны иметь на себе свеоотражающие элементы).

ФИЗМИНУТКА (1мин)  (Слайд 12)

Волны плещут в океане. (Дети машут руками, изображая волны.)

Что там чудится в тумане? (Дети вытягивают руки вперёд.)

Это мачты кораблей. (Дети вытягивают руки вверх.)

Пусть плывут сюда скорей! (Дети приветственно машут руками.)

Мы по берегу гуляем,

Мореходов поджидаем, (Ходьба на месте.)

Ищем ракушки в песке (Наклоны.)

И сжимаем в кулаке. (Дети сжимают кулачки.)

Чтоб побольше их собрать,

Надо чаще приседать. (Приседания.)

Сядем дружно на песок. Снова начался урок. (Дети садятся за парты.)

- Переверните страничку, что вы видите на рисунке? (облака)

- А что такое облака?

Облака́ - взвешенные в атмосфере продукты конденсации водяного пара, видимые на небе невооруженным глазом и с поверхности Земли и из космического пространства. (Слайд 13)

- Можем ли мы описать формы облаков?

Все ли облака находятся на одной и то же высоте над поверхностью Земли?

И так облака имеют самую разнообразную форму и находятся на самой различной высоте.

- Ребята, посмотрите внимательно на рисунок и определите по шкале, какие облака образуются на самой большой высоте (Перистые).

- Работа с тетрадями на печатной основе с. 29 задание 41 (проверка).

- Посмотрите в окно, есть ли на небе облака похожие на те, что мы видим в учебнике и на доске?

- Поздней осенью облаков на небе почти не бывает. Небо  затянуто залинявшей простыней.

- Ребята, есть ещё явления природы связанные с водой. Отгадайте загадку.

(Слайд 14)

Утром капельки воды

На траве увидишь ты,

В каплях лепестки цветов,

В каплях листики кустов.

Пьёт из капельки оса.

Эти капельки…(Роса)

- Что такое роса?

Роса́ - вид атмосферных осадков, образующихся на поверхности земли, растениях, автомобилях и других предметах.

- Давайте прочитаем, при каких условиях образуется роса.

Чтение вслух с. 83.

- А о каком природном явлении сейчас пойдёт речь? (Слайд 15 - 16) (Иней)

Рисунок на слайде

- Прочитайте, при каких условиях образуется иней.

- Сегодня на уроке мы с вами познакомились с природными явлениями, связанными с особыми свойствами воды.

3. Закрепление изученного материала.

Вопросы с.84.

V. Итог урока (1 мин)

- Что нового узнали на уроке?

- Какие виды осадков бывают в вашей местности?

VI. Рефлексия (2 мин)

- Ребята, а какое природное явление вам больше всего нравится? (предположения детей).

- А чем интересны облака? (Слайд 17)

(Фрагмент мультфильма «Облака»).

- Я предлагаю вам взять облака, которые лежат у вас на партах и пофантазировать: превратите свои облака во что-нибудь интересное. Дорисуйте необходимые элементы.

Задание на дом (1 мин)

С. 81-84, ответить на вопросы.

- Ребята, вы такие молодцы! Вы так хорошо работали на уроке. Особенно хотелось бы выделить………………. Поднесите мне на перемене дневники для выставления отметок.

- Спасибо вам за урок!

Используемая литература:

  1. О.Н. Федотова. Наш мир знакомый и загадочный. Хрестоматия.
  2. Рисунки с сайта festival.1september.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по окружающему миру 2 класса на тему: «Водоемы. Уникальные факты «голубой» стихии»

Урок объединяет в себе школьную информацию, которая должна быть выдана ученикам, а также информацию, которая выходит за пределы программы (эта информация познавательная и интересна ученикам)...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс на тему "Подземные воды Земли. Источники воды в нашей местности"

Конспект урока  по окружающему  миру 2 класс на тему "Подземные воды Земли. Источники воды  в нашей местности"...

Открытый урок по окружающему миру 3 класс по теме "Три состояния воды"

На уроке используется системно-деятельностный подход....

Открытый урок по окружающему миру 2 класс по теме "В лесу и на воде" УМК "Школа России"

Открытый урок потокружающему миру 2 класс "В лесу и на воде" УМК " Школа России"...