Открытый урок по окружающему миру в 3 классе на тему: «Превращения воды в природе. Туман, облака. Осадки»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Данный конспект содержит разъяснительный материал по изучаемой теме с различными формами работы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Долгожданный дан звонок Начинается урок. Каждый день - всегда, везде, На занятиях, в игре, Смело, четко говорим И тихонечко сидим .
Сегодня (день недели, число, год). Время года –…. За окном погода ясная (пасмурная), безветренная (ветреная), с осадками (без осадков).
«У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни! Ты – сама жизнь !» (Антуан де Сент - Экзюпери)
Состояния воды Причины различных состояний воды 1. Жидкое 2. Твердое 3. Газообразное Температура выше 0 о С Температура ниже 0 о С Температура 10 0 о С (вода закипает)
ВЫВОД: Непрерывно и днём, и ночью происходит испарение воды в атмосферу и возвращение её из атмосферы в виде разных осадков .
ДА В А = Е «Вода в природе»
Тема: «Превращения воды в природе. Туман, облака, о садки » Цель: узнать, как в природе образуются туман, облака и осадки.
Туман - атмосферное явление, скопление воды в воздухе, образованное мельчайшими частичками водяного пара
к апельки воды смесь капелек воды и кристалликов льда к ристаллики льда
Облака - тот же туман, который находится высоко над земной поверхностью.
Роса́ - вид атмосферных осадков, образующихся на поверхности земли, растениях, автомобилях и других предметах.
А С У Н Т Й П И Р Е 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 8 4 10 6 ИНЕЙ
Домашнее задание у ч. с. 81-84 (отвечать на вопросы)
Молодцы!!!
Предварительный просмотр:
муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №12 поселка Терек
Буденновского района» Ставропольского края
Открытый урок по окружающему миру в 3 классе на тему:
«Превращения воды в природе. Туман, облака. Осадки»
Провела:
Учитель начальных классов
Гафарова Заира Нажмутдиновна
24.11.2017 г
Превращения воды в природе. Туман, облака. Осадки.
Цель урока:
- знакомить учащихся с различными явлениями природы;
- развивать логическое мышление, воображение, наблюдательность;
- воспитывать бережное отношение к воде.
Оборудование: презентация Power Point; карточки.
Ход урока.
I. Орг. момент (1 мин)
(Слайд 2)
Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
Каждый день - всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
- Ребята, давайте мы с вами не будем забывать о правилах поведения на уроке. Обратите, пожалуйста, внимание: сегодня у нас на уроке ОМ присутствуют гости. Дружно повернитесь к гостям лицом и поздоровайтесь с ними (Здравствуйте!)
- Садитесь!
II. Прогноз погоды (1 мин)
(Слайд 3)
- Прошу дежурного сообщить прогноз погоды на сегодняшний день.
(Сообщение ученика)
- Сегодня пятница 24 ноября 2017 год. Время года – осень. За окном ясная (пасмурная) безветренная (ветреная) погода.
III. Проверка домашнего задания (6 мин)
- Ребята, кто мне скажет, о чём мы с вами говорили на прошлом уроке? (На прошлом уроке мы говорили о круговороте воды в природе)
- Все верно! На протяжении нескольких прошлых уроков мы с вами отметили, что вода главное вещество в природе. А кто же сможет ответить на вопрос «Что такое ВОДА?» (Вода – это прозрачная бесцветная жидкость, которая не имеет запаха и вкуса).
- Все правильно! И неслучайно эпиграфом нашего урока я выбрала слова французского лётчика, писателя, который вынужден был по воле случая некоторое время провести в пустыне и по достоинству оценил вкус глотка воды.
( Слайд 4)
Антуан де Сент Экзюпери писал в своей сказке «Маленький принц»: «У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни! Ты – сама жизнь!»
- Ребята, а теперь мы поработаем по индивидуальным карточкам.
КАРТОЧКА 1.
Перечислите свойства воды. (Слайд 5)
___________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
КАРТОЧКА 2.
Составь схему «Круговорот воды в природе» (Слайд 6)
КАРТОЧКА 3. (Слайд 7)
Состояние воды | Причины различных состояний воды. |
1.________________ 2._______________ 3._______________ | _______________________________ _______________________________ _______________________________ |
- Ребята, в начале урока мы с вами уже вспомнили свойства воды в жидком и газообразном состоянии. А кто сможет перечислить свойства воды в твердом состоянии?
(Вода в твердом состоянии – это лед. Он легче воды в жидком состоянии, холодный, хрупкий, скользкий, прозрачный).
- Ребята, докажите примером, что лед легче воды в жидком состоянии. (Айсберг в океане, кубик льда в стакане с водой)
- Способна ли вода из одного состояния в другое? (Да)
Дома вам было задано выполнить практическую работу. Провести опыт с кастрюлей. Кто может рассказать? (Слайд 8)
(Вывод: мы наблюдали круговорот в кастрюле с закрытой крышкой, стоящей на горячей плите)
Давайте подведём с вами итог предыдущего домашнего задания: итак в природе постоянно в два этапа происходит круговорот воды. Непрерывно и днём, и ночью происходит испарение воды в атмосферу и возвращение её из атмосферы в виде разных осадков.
- Назовите мне свойства воды, без которых невозможен круговорот.
1) бывает в трёх состояниях;
2) легко переходит из одного состояния в другое.
- Вот с этими свойствами связаны многие природные явления, о которых мы сегодня поговорим.
IV. Работа над новым материалом (12 мин)
- Ребята, кто сможет сформулировать тему нашего урока? (Слайд 9)
Ребус (Вода в природе)
1. Сообщение темы и целей урока.
Тема нашего урока: «Вода в природе. Туман, облака, осадки».
- Что вы хотели бы узнать на сегодняшнем уроке?
- Сегодня мы должны выяснить, как в природе образуются туманы, облака и осадки. (Слайд 10)
2. Объяснение нового материала.
Послушайте загадку и вы поймёте, о чём мы сейчас будем говорить. (Слайд 11)
Над рекою он клубится
На луга, как снег ложится.
Влез за ворот и в карман...
Как зовут его…(Туман)
- А что такое туман? (Предположения детей). Откройте свои словари и найдите лексическое значение этого слова.
Тума́н - атмосферное явление, скопление воды в воздухе, образованное мельчайшими частичками водяного пара (при температуре воздуха выше минус 10 °C — капельки воды, при от минус 10 до минус 15 °C — смесь капелек воды и кристалликов льда, при температуре ниже минус 15 °C — кристаллики льда, сверкающие в солнечных лучах или в свете луны и фонарей).
- А кто из вас знает, как образуются туманы?
Откройте учебники на с. 81 и прочитайте о том, как образуются туманы.
Туманы - обыкновенное явление природы. Неожиданным для вас может оказаться то, что они - могут быть очень полезны людям.
Туманы используют в сельском хозяйстве, чтобы спасти посевы, защитить их от холода. Как только передадут по радио, что ожидаются заморозки, на полях и в садах люди начинают разжигать костры. Вокруг дымовых частиц собираются капельки воды и образуется туман. Он, как тёплое покрывало, защищает посевы от холода.
- Может быть, чьи - нибудь родители, таким образом, спасали свой сад или огород?
- А какое отличительное свойство имеет такое природное явление, как ТУМАН? (В тумане плохая видимость).
- Туман создает опасные дорожные условия. В аварии во время тумана участвуют десятки автомобилей, гибнет и получает увечья большое количество людей.
- Какие же меры безопасности следует соблюдать при движении в тумане и пешеходам и водителям? (Водители должны совершать движение медленно и внимательно, следует ехать при ближнем свете фар, который лучше освещает дорогу, чем дальний. А вот пешеходы должны иметь на себе свеоотражающие элементы).
ФИЗМИНУТКА (1мин) (Слайд 12)
Волны плещут в океане. (Дети машут руками, изображая волны.)
Что там чудится в тумане? (Дети вытягивают руки вперёд.)
Это мачты кораблей. (Дети вытягивают руки вверх.)
Пусть плывут сюда скорей! (Дети приветственно машут руками.)
Мы по берегу гуляем,
Мореходов поджидаем, (Ходьба на месте.)
Ищем ракушки в песке (Наклоны.)
И сжимаем в кулаке. (Дети сжимают кулачки.)
Чтоб побольше их собрать,
Надо чаще приседать. (Приседания.)
Сядем дружно на песок. Снова начался урок. (Дети садятся за парты.)
- Переверните страничку, что вы видите на рисунке? (облака)
- А что такое облака?
Облака́ - взвешенные в атмосфере продукты конденсации водяного пара, видимые на небе невооруженным глазом и с поверхности Земли и из космического пространства. (Слайд 13)
- Можем ли мы описать формы облаков?
Все ли облака находятся на одной и то же высоте над поверхностью Земли?
И так облака имеют самую разнообразную форму и находятся на самой различной высоте.
- Ребята, посмотрите внимательно на рисунок и определите по шкале, какие облака образуются на самой большой высоте (Перистые).
- Работа с тетрадями на печатной основе с. 29 задание 41 (проверка).
- Посмотрите в окно, есть ли на небе облака похожие на те, что мы видим в учебнике и на доске?
- Поздней осенью облаков на небе почти не бывает. Небо затянуто залинявшей простыней.
- Ребята, есть ещё явления природы связанные с водой. Отгадайте загадку.
(Слайд 14)
Утром капельки воды
На траве увидишь ты,
В каплях лепестки цветов,
В каплях листики кустов.
Пьёт из капельки оса.
Эти капельки…(Роса)
- Что такое роса?
Роса́ - вид атмосферных осадков, образующихся на поверхности земли, растениях, автомобилях и других предметах.
- Давайте прочитаем, при каких условиях образуется роса.
Чтение вслух с. 83.
- А о каком природном явлении сейчас пойдёт речь? (Слайд 15 - 16) (Иней)
Рисунок на слайде
- Прочитайте, при каких условиях образуется иней.
- Сегодня на уроке мы с вами познакомились с природными явлениями, связанными с особыми свойствами воды.
3. Закрепление изученного материала.
Вопросы с.84.
V. Итог урока (1 мин)
- Что нового узнали на уроке?
- Какие виды осадков бывают в вашей местности?
VI. Рефлексия (2 мин)
- Ребята, а какое природное явление вам больше всего нравится? (предположения детей).
- А чем интересны облака? (Слайд 17)
(Фрагмент мультфильма «Облака»).
- Я предлагаю вам взять облака, которые лежат у вас на партах и пофантазировать: превратите свои облака во что-нибудь интересное. Дорисуйте необходимые элементы.
Задание на дом (1 мин)
С. 81-84, ответить на вопросы.
- Ребята, вы такие молодцы! Вы так хорошо работали на уроке. Особенно хотелось бы выделить………………. Поднесите мне на перемене дневники для выставления отметок.
- Спасибо вам за урок!
Используемая литература:
- О.Н. Федотова. Наш мир знакомый и загадочный. Хрестоматия.
- Рисунки с сайта festival.1september.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по окружающему миру 1 класса на тему: «Зачем люди осваивают космос?»
Открытый урок в 1 классе с использованием ИКТ....
Открытый урок по окружающему миру 2 класса на тему: «Водоемы. Уникальные факты «голубой» стихии»
Урок объединяет в себе школьную информацию, которая должна быть выдана ученикам, а также информацию, которая выходит за пределы программы (эта информация познавательная и интересна ученикам)...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс на тему "Подземные воды Земли. Источники воды в нашей местности"
Конспект урока по окружающему миру 2 класс на тему "Подземные воды Земли. Источники воды в нашей местности"...
Открытый урок по окружающему миру 3 класс по теме "Три состояния воды"
На уроке используется системно-деятельностный подход....
Конспект открытого урока по окружающему миру, 4 класс, по теме "Новое время: великие открытия".
Цели урока. ...
Открытый урок по окружающему миру 2 класс по теме "В лесу и на воде" УМК "Школа России"
Открытый урок потокружающему миру 2 класс "В лесу и на воде" УМК " Школа России"...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс по теме "На воде и в лесу" (Школа России)
Материал поможет к подготовке урока....