Конспект урока по окружающему миру 2 класс по теме "На воде и в лесу" (Школа России)
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Предварительный просмотр:
НА ВОДЕ И В ЛЕСУ. 2 КЛАСС
Цели урока: выяснить, какую опасность несут ядовитые грибы, растения, насекомые, разработать правила безопасного поведения на воде и в лесу.
Планируемые результаты:
Предметные: выяснят, какую опасность несут ядовитые растения, грибы, насекомые; научатся избегать опасности на воде и в лесу; запомнят правила поведения во время купания; получат возможность научиться применять изученные правила безопасного поведения в лесу и на воде.
Личностные: воспитывать самостоятельность, познавательный интерес к новому учебному материалу, ответственное отношение к выполняемой работе; умение оценивать свой труд, воспитывать активную личность.
- Окружающий нас мир красив и интересен, но иногда мы сталкиваемся с различными опасностями, которые могут причинить нам вред. Если мы будем много знать, то сумеем их избежать. Давайте вспомним, какие опасности могут подстерегать нас дома. Отгадайте загадки и объясните, какую опасность они могут представлять.
Я из дома на порог
Лишь один шагнул шажок,
Дверь закрылась за спиной,
Нет пути передо мной.
Я и дома – и не дома,
Между небом и землей.
Отгадайте – ка, друзья,
Где же я? (балкон)
В стене дыра,
В дыре глаза,
Контур деревянный,
Середина стеклянная! (окно)
Кто по проводам
В дом приходит к нам?
По ночам, когда темно,
Освещает дом оно. (электричество)
Ей набили мясом рот,
И она его жуёт,
Жуёт, жуёт, глотает -
В тарелку отправляет. (мясорубка)
После стирки у простынки
Он разгладит все морщинки.
Только ты его не тронь,
Он горячий, как огонь. (утюг)
3. Постановка темы и целей урока
- Предлагаю отгадать загадки, чтобы узнать, куда отправимся на уроке.
Весной одевается,
Осенью раздевается. (лес) СЛАЙД или картинка
Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе,
Узкий кончик в роднике,
А широкий в море. (река) СДАЙД или картинка
- Кто может сформулировать тему урока?
- Сегодня вы узнаете правила безопасного поведения на воде и в лесу.
- Откройте учебники на с.26 и прочитайте, что мы сегодня узнаем(СЛАЙД)
Открытие новых знаний
- Отправляемся на прогулку на берег реки. Приятно искупаться летом в речке, озере или море. Это дарит нам радость и здоровье. (СЛАЙД)
- Как нужно вести себя на водоёме, чтобы с тобой не случилась беда?
- Давайте рассмотрим рисунок в учебнике (стр.27).
- Найдите опасные для человека ситуации. (Мальчики толкаются в воде, мальчики купаются там, где купание запрещено).
- Вы должны помнить следующие правила, когда находитесь у водоёма.
- Читаем памятку в учебнике стр.27. (СЛАЙД)
- Какие свои правила мы можем добавить?
- Не подплывай к моторным и вёсельным лодкам. картинка
- Не толкай товарищей с берега или к воде.
- Не играйте в воде в опасные игры.
- Не доводи себя до переохлаждения и переутомления.
- При появлении озноба или сильной усталости выйди из воды, отдохни и согрейся.
- Закрепим полученные знания. (ТПО – с.15 №1)
- К чему может привести нарушение правил безопасности на водоемах?
Вывод: нарушение правил безопасности на водоемах может привести к гибели человека.
ТПО – с.16 №2.
- А сейчас нам предстоит побывать в лесу, полюбоваться его красотами.
Зеленый лес, прекрасный лес, и облака рекой!
Прошу тебя, любимый лес, поговори со мной!
В твоем звучанье тишина особенно сладка,
Здесь полусон и полумрак, и звонкость ручейка...
Порханье бабочек в цветах,
Стрекоз стремительный полёт,
Покой, медовый аромат,
Вокруг всё радует, цветет.
- Может ли такая красота таить в себе опасность? (да, может)
- Мы должны знать об этих опасностях, чтобы сохранить своё здоровье.
- Лес делится с нами своими богатствами: красивыми растениями, грибами и ягодами, яркими насекомыми.
- Все ли цветы и растения в лесу можно потрогать руками?
(белена, ландыш, дурман - презентация)
- Будьте осторожны, когда захотите полакомиться ягодами в лесу.
Вам необходимо научиться отличать съедобные ягоды от ядовитых.
- Чем похожи полезные и ядовитые ягоды и в чем их отличие?
- Какие съедобные ягоды вам известны?
- А несъедобные?
(вороний глаз, волчье лыко)
Волчье лыко - это красивое, но очень опасное растение. Плоды ягоды - костянки с сочной мякотью в форме яйца, красного цвета. Сок волчьего лыка содержит яд. Если он попадет на кожу, то вызывает сильное раздражение. Особенно опасно, если его сок попадёт в глаза.
Вороний глаз - круглая чёрная ягода, напоминает чей-то глаз. У вороны он тоже не такой, но именно за черноту назвали его вороньим. Ягода – это красивая. Но не бери её в рот – она ядовита. Будьте осторожны!
(ТПО– с.19 №3)
- После дождя в лесу появляются грибы.
- Все ли грибы полезны?
- На какие группы можно разделить грибы?
- Если вы не уверены, что гриб съедобный, что вы сделаете?
- Есть ядовитые грибы, которые вызывают отравление и даже смерть.
(мухомор, бледная поганка – сообщения детей)
Бледная поганка – этот гриб относится к ядовитым грибам. Один из главных признаков бледной поганки – чехольчик на нижней части ножки. Цвет шляпки у бледной поганки белый или зеленоватый, жёлтый или оливковый.
Тот грибочек очень бледен
И никем ещё не еден,
Потому что ядовит
И очень этим знаменит.
Мухомор очень красив. Отличить мухомор от других видов грибов легко по ярко-красной шляпке и разбросанным по ее поверхности мелким беловатым хлопьям - бородавкам. В старости шляпка гриба загибается и в ней скапливается дождевая вода, которая смешивается с ядовитым соком. Если муха или другое насекомое прикоснется к этой воде, она погибает. Поэтому и назвали этот гриб мухомором.
Посмотри, какой хороший!
Шляпа красная в горошек,
Кружевной воротничок.
Он в лесу не новичок.
(ТПО– с.19 №3, приложение с.87)
- Существуют грибы – двойники. (фото)
- Сформулируйте правила сбора ягод и грибов.
Вывод: не собирайте незнакомые ягоды и грибы в лесу - это может привести к беде.
- Я спокойно положу гриб в корзину, если…(ТОЧНО ЗНАЮ ЭТОТ ГРИБ)
Если я сомневаюсь, съедобный гриб или ядовитый, то… (НЕ ВОЗЬМУ ЕГО)
- Каких насекомых вы можете увидеть на лесных полянах? (дети отвечают)
- Какую пользу приносят насекомые?
- Встреча с какими насекомыми может принести вам вред?
- Некоторых насекомых называют «жалящими насекомыми». Почему?
- У них есть жало, они могут ужалить. Это пчела, оса, шмель, шершень. Обычно эти насекомые просто так не нападают на человека. Они жалят для самозащиты. Старайтесь их не тревожить! Рассмотрите их на с.29 в учебнике. Прочтите об этих насекомых ПОД КАРТИНКОЙ.
- Но есть ещё одна опасность в лесу – это клещи.
- Как бороться с лесным клещом? (ответы детей)
- В первую очередь, перед выходом в лес нужно подобрать правильную одежду. Она должна быть светлых тонов из гладкой не ворсистой ткани, чтобы клещу было труднее зацепиться. На тело нужно надеть обтягивающее белье, чтобы у лесного клеща было меньше шансов незамеченным проползти к открытой коже.
Рукава должны быть застегнуты, а лучше даже прихвачены резинками. Нижние части брюк заправляются в носки и сапоги. На голову лучше надеть косынку, кепку, другой головной убор или хотя бы капюшон. Обязательно запаситесь специальными средствами для отпугивания лесного клеща. Это могут быть мази или спреи, которые наносятся на открытые части тела и одежду. Вернувшись домой, тщательно осмотрите одежду, белье, тело, а также своего питомца, если он ходил в лес вместе с вами.
(лесной клещ )
- Сформулируйте правила поведения с насекомыми.
Вывод: насекомых привлекают запах духов, продуктов питания, яркая одежда. Раздражает размахивание руками. Если вас ужалило насекомое, надо ранку промыть, протереть перекисью водород или спиртом. Чтобы уменьшить боль, на место укуса следует положить холодный компресс. Вернувшись из леса – сразу обратитесь к врачу!
Закрепление изученного материала
Игра «Найди лишнее»
- Послушайте внимательно и найдите лишнее:
1: сыроежка, мухомор, маслёнок, лисичка.
2: смородина, малина, черника, вороний глаз.
3: пчела, шершень, муха, оса.
- Вот и подошла к концу наша прогулка. Какие выводы о правилах поведения в лесу и на воде вы сделали?
- Я, думаю, вы узнали много нужного и полезного, эти знания пригодятся вам в жизни. Скажем спасибо лесу, который учит нас терпению, мудрости, учит заботиться о своем здоровье.
Домашнее задание: учебник с.26-29 прочитать; ТПОс.18 №6, №7(ЗАПИСАТЬ ИНФОРМАЦИЮ)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по окружающему миру (3класс) на тему:"Разнообразие животных.Кто как приспособлен".
Урок окружающего мира в 3 классе по учебнику А.А.Плешакова. конспект урока и презентация....
План-конспект урока по окружающему миру (3класс) на тему:"Разнообразие животных.Кто как приспособлен".
Урок окружающего мира в 3 классе по учебнику А.А.Плешакова. конспект урока и презентация....
Конспект урока по окружающему миру, 2класс"И про воду"
Данный урок включает разнообразные формы работы, занимательный материал по теме урока....
План-конспект урока Предмет: Окружающий мир Класс: 2 Тема урока: Живая и неживая природа УМК: «Школа России»
Формирование понятий «неживая природа», «живая природа», раскрытие связи между неживой и живой природой....
Конспект урока по окружающему миру "В гости к весне (учебное занятие)" (УМК "Школа России", 2 класс)
Цель деятельности учителя: формирование знаний о весенних изменениях в живой и неживой природе.Планируемые результаты:Предметные:Знать характерные признаки весны в живой и неживой природе;Знать предме...
Конспект урока по окружающему миру "Почему мы любим кошек и собак?" (УМК "Школа России", 1 класс)
Цели деятельности учителя: расширение представлений о кошках и собаках.Планируемые результаты:Предметные: знать предметы для ухода за кошками и собаками; уметь бережно относиться к домашним питомцам.Л...
Конспект урока по окружающему миру "Почему мы любим кошек и собак?" (УМК Школа России, 1 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема: «Почему мы любим кошек и собак?»Цели деятельности учителя: расширение представления о кошках и собаках, ознакомление с пра...