Конспекты занятий по познавательно - исследовательской среде.
план-конспект занятия (1 класс)
организация познавтельно -исследовательской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekty_zanyatiy_po_poznavatelno_avtosohranennyy.docx | 43.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспекты занятий по познавательно –исследовательской деятельности детей.
Подготовила воспитатель : Гонгорова С.Р. ГБОУ «СКОШ№3»
Тематический план по организации познавательно – исследовательской деятельности детей.
Направления экспериментальной деятельности | Тема занятий |
Экспериментирование с песком ,водой и почвой. | 1.Удивительный песок. 2.Сухая и влажная почва. |
Экспериментирование с водой | Свойства воды (тает, замерзает, впитывается). 1.Какой формы вода? 2. Какого цвета вода? 3.Вода – природный растворитель. 4. Все ли вещества растворяет вода? 5.Может ли вода принимать твердую форму? 6.Очистка воды. |
Экспериментирование с воздухом | 1.Соломенный буравчик. 2.Парашют. 3.Вертушка. |
Экспериментирование с предметами | 1.Мир ткани. 2.Мир металла. 3.Земля- магнит. |
Экспериментирование с электричеством | 1. Волшебные палочки. 2.Чудесная линейка. 3.Дрессированные шарики. 4.Молния. |
Крупы Свойства круп. | 1. Куда исчезает вода и молоко в кашах? |
Соль Свойства соли. | 1. Выращивание кристаллов из соли. |
Тема | Материалы и оборудование | Постановка исследовательской задачи | Правила безопасности | Выполнение эксперимента | Фиксирование результата |
Удивительный песок. Сухая и влажная почва. | Три пластиковых прозрачных стакана, лопатка, пластинка из оргстекла, магнит, карточка, лупа, карандаши(для каждого ребенка). Два пластиковых стакана прозрачных (один с сухой глиной, другой с влажной почвой), лупа, пластинка из оргстекла, лопатка, карточка, карандаши(для каждого ребенка). Проектор, презентация «Виды почв», «Как влияет вода на почву?» | Познакомить детей со свойствами и качествами песка, его происхождением; С детьми вышли на прогулку, зашли в теплицу. Дети обратили внимание, что в теплице, земля сухая и потрескалась, а когда поливали ,то вода не сразу впитывалась в землю, а какое -то время оставалась на поверхности. Решили выяснить почему вода плохо впитывается в сухую почву. На улице, где дождь полил грядки, при повторной поливке влага быстро впитывалась. | 1.Не брать песок и грязные пальцы в рот! 2. Не тереть грязными руками глаза! 1.Не брать грязные пальцы в рот! 2.Не тереть глаза! | Опыт. Дети под руководством воспитателя обследуют сухой песок руками; насыпают его на пластину, рассматривают в лупу; опускают песок в магнит, появившиеся на нем частички металла рассматриваются в лупу. В баночку с водой опускают горсть сухого песка, не размешивая его. Воспитатель :Что происходит с песком?(песок оседает.) -На поверхности воды можно увидеть песочную пыль. Если размешать лопаточкой воду, что произойдет?(песочная пыль, растворившись, окрашивает воду). Дети пересыпают сухой песок из баночки в другую. -Какой песок ? (сыпучий). - Попробуйте слепить из сухого песка шар (не получается: сухой песок рассыпчатый, шершавый ,содержит пыль.) Дети рассматривают влажный песок. - Какой влажный песок (плотный, мягкий.) Из влажного песка делают куличи, колечки и оставляют на некоторое время(пока песок не высохнет).Затем дети поливают сухой и влажный песок . - Что вы наблюдаете? (влажный песок быстро пропускает воду, а сухой некоторое время держит ее на поверхности, затем вода уходит вглубь). Воспитатель читает загадку: Круглая, но не мяч. Твердая, но не сталь. Черная, но не сажа. Вертится, но не юла. Кто же она?(Земля). Правильно ребята, мы выяснили ,что почва бывает разной, а как действует вода, мы посмотрим посмотрим презентацию .Знакомим детей с особенностями воды. Дети смотрят презентацию (отвечают на вопросы ,сравнивают). Выполнение эксперимента. Предлагаем детям, узнать в какой баночке влажная почва, а где находится сухая почва. Дети накрывают оргстеклом баночку с сухой почвой и баночку с влажной почвой, на 1-2 минуты, там где появились следы испарения влаги (влажная почва) а на пластине, которой закрыта баночка с сухой почвой,-испарений нет(стекло сухое). Вливаем воду в сухую почву и видим на поверхности пузырьки :вода свободно проходит между сухих комочков, заполняет пустые места и вытесняя воздух. На поверхности влажной почвы , пузырьков воздуха нет: мягкие комочки почвы плотно прилегают друг к другу, вода хорошо впитывается. | Дети называют свойства песка. Вывод: -песок – очень мелкие камешки разного цвета, разной формы, разного размера; - песок содержится мелкие частички металла; -песок тяжелый- он опускается на дно стакана; -песочная пыль легкая, держится на поверхности воды и окрашивает воду; -песок меняет цвет при поливе; -песок хорошо пропускает воду; -сухой песок не держит форму; -влажный песок хорошо держит форму; -дети делают схему эксперимента. Вывод: -сухая почва рассыпчатая; - сухая почва трескается, в ней появляются пустоты, которые заполняются воздухом; -влажная почва мягкая, однородная; - хорошо пропускает влагу -испарения из влажной почвы происходит в окр.среду.; - в ней нет трещин; -просмотр презентации «Как влияет вода на почву?»; - дети составляют схему эксперимента; |
Свойства воды (растворяет, замерзает, впитывает). | Куб и шарик, вода; Шарик, куб, вода, пластиковые стаканы; Стаканы прозрачные пластиковые, вода и молоко; Сахар, соль, лимонная кислота; Мука, подсолнечное масло;фартук; Пакет из под молока, гуашь , фартук, кисти; Два стакана с водой, земля, фильтр из бумаги и ваты; |
Что может вода? Имеет ли форму вода? Какого цвета вода? Вода растворитель? Все ли вещества растворяет вода? Какую форму вода приобретает при холоде? Показать способ очистки воды с помощью фильтра; | Читаем стихотворение о воде: Вы слыхали о воде? Говорят она везде! В луже, в море, в океане И в водопроводном кране. Как сосулька замерзает, В лес туманом заползает, На плите у нас кипит Паром чайника шипит. Без неё нам не умыться, Не наесться, не напиться. Смею вам я доложить, Без неё нам не прожить! (Л.Замятин). Опыт 1: Какой формы вода? На столе лежат куб и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем шарик и наполним его водой. Перельем эту воду в пластиковый стакан. Форма, которую принимает вода, все время изменяется. Опыт 2: Какого цвета вода? Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (ответы детей). А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили? Опыт 3: Вода – природный растворитель. А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Затем предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль, третьему – лимонную кислоту. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая. Опыт 4: Все ли вещества растворяются в воде? Предлагаем детям растворить в воде муку и подсолнечное масло. Дети выполняют это задание. Обращаем внимание детей на стакан, где растворяли муку. - Что же мы видим? (ответы детей). Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Также не растворяется масло, оно плавает на поверхности.
Опыт 5. Может ли вода принимать твердую форму? Предлагаем детям набрать воды в пакеты из под молока, развести гуашь и вынести несколько пакетов на мороз, а один оставить в группе. Что произошло? Вода на улице замерзла и приобрела твердую форму, а в комнате нет. Опыт 6. Очистка воды. Демонстрируем два стаканчика с водой с одинаковым количеством воды(грязной).Воспитатель. Будете ли пить такую воду? (Ответы детей).Что нужно сделать чтобы вода стала чистой? Предлагаем очистить воду с помощью фильтра. Дети делают фильтр из бумаги и ваты. Очищаем. Можно ли после очистки использовать воду?(Ответы детей).
| 1. Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. 2. Вывод: через воду картинка видна, а через молоко – не видна. Вода – прозрачная жидкость. 3. Вывод: своего вкуса у воды нет. Вода природный растворитель, она принимает вкус того вещества, который растворяет. 4.Вывод: не все вещества растворяются в воде. 5. Вывод: на холоде вода приобретает твердую форму ,а в тепле нет. 6.Вывод::грязную воду можно вернуть к повторному использованию с помощью фильтр -во всех экспериментах дети составляют схему последовательности эксперимента. | |
Воздух. Соломенный буравчик. | Сырая картофелина, соломинка; | Проткнет ли соломинка картофелину? | Опыт. Дети берут соломинку за верхнюю часть, не закрывая при этом верхнего отверстия пальцем; затем с высоты 10 см резким движением втыкаем ее в картофелину. - Что случилось с соломинкой? (Она согнулась, не воткнулась).Дети берут вторую соломинку, закрывают верх нее отверстие, пальцем, также резко втыкают в картофелину. - Что случилось с соломинкой? Она воткнулась. А почему? Потому внутри соломинки есть воздух он не дает согнуться. | Вывод: воздух не мог выйти из соломинки, так как отверстие было закрыто, а в первом случае воздух свободно пошел и соломинка согнулась. | |
Парашют. | Парашют, игрушечные человечки, презентация «История создания парашюта», папиросная бумага,нитки; | Помочь выявить, что воздух обладает упругостью, понять, как может использовать силу воздуха (движение) | Повторяем правила безопасного обращения с ножницами! | Опыт. Смотрим презентацию . Предлагаем детям обсудить какой формы должен быть парашют, из какого материала шьют его, для чего он нужен. Воспитатель предлагает детям изготовить парашют по алгоритму: -вырезать из папиросной бумаги круг ; -посредине вырезаем круг диаметром поменьше; -к обоим кругам привязываем нитки (длина ниток должна быть одинаковой); -затем парашюты опускаем с грузами разной тяжести; -дети делают вывод о силе удара в обоих случаях; | Вывод: при уменьшении купола сопротивление воздуха парашюту будет меньшим, а падение -более быстрым; -при увеличении купола сопротивление воздуха будет большим, падение- более медленным; |
Вертушка. | Вертушка, бумага, палочки, гвоздики, ножницы; | Помочь выявить, что воздух обладает упругостью, понять, как может использовать силу воздуха (движение) | Повторяем правила безопасного обращения с ножницами! | Опыт. Предлагаем детям сделать вертушку по алгоритму: - складываем лист А 4 пополам; -снова складываем лист бумаги пополам, но в другом направлении, разделив большой лист на четыре равных квадрата; -затем аккуратно сложили левую часть заготовки к середине листа, к самой центральной линии сгиба; - туже операцию проводим с правой частью заготовки; - затем складываем верхнюю и нижнюю часть заготовки к середине, к центральной линии сгиба; -затем разворачиваем нижнюю часть заготовки и вытягиваем уголки в форме лодочки; - тоже самое проводим с противоположенной стороны заготовки; -затем складываем верхний правый уголок и нижний левый уголок к середине листа, к центральному сгибу; - с помощью кнопки прикрепляем вертушку к палочке; -рассматриваем вертушку ее конструкцию , сравниваем с детьми на что она похожа; -на прогулке организовываем игры с вертушкой; - дети наблюдают, при каких условиях она вертится быстрее; | Вывод: вертушка вертится быстрее при ветре, когда лопасти вертушки повернуты к нему под углом и это вызывает движение вертушки; -дети составляют схему последовательности эксперимента |
Предметы Мир ткани | Образцы тканей(ситец, сатин, шерсть, капрон, трикотаж, драп, шелк), емкости, ножницы, д/игра «Поезд времени »; | Познакомить детей с названиями тканей, формируем умение сравнивать ткани по свойствам, даем понимание , что характеристика обусловливает способ использование ткани для пошива вещей; | Повторяем правила безопасного обращения с ножницами! | Опыт. Приглашаем детей в лабораторию: - дети рассматривают предлагаемые виды ткани; -отмечают наиболее яркие их различия(цвет, структуру поверхности); Алгоритм эксперимента: - смять ткань и сравнить степень сминаемости; -разрезать пополам каждый кусочек ткани и сравнить , насколько легко работать с ножницами; -попытаться разорвать кусочки на 2 части и сравнить степень необходимого усилия; -опустить в емкости с водой и определить скорость впитывание влаги; -затем дети делают общий вывод о сходстве и различиях видов ткани; - д/игра «Поезд времени», учим выстраивать цепочку ,как появляется ткань; | Вывод. Все ткани состоят из волокон. Ткани отличаются степенью сминаемости, легкостью разрезания ножницами, легкостью разрывания, скоростью промокания; - дети составляют схему последовательности эксперимента; |
Мир металлов. | Кусочки алюминиевой, стальной, медной проволоки, полоски жести, спиртовка , спички , ножницы; д/игра «Поезд времени»; | Знакомим детей с разновидностью металлов, формируем умение сравнивать свойства металлов, и способы их использования в быту и на производстве; | Повторяем правила безопасного поведения на занятиях! | Опыт. Приглашаем детей в лабораторию. Дети рассматривают предлагаемый материал, действуют по заданному алгоритму: -оценивают степень проявления металлического блеска; -оценивают степень теплопроводности; - определяют твердость металлов- ковкость(способность металлов приобретать заданную форму под воздействие высокой температуры и без нее); -делают выводы о сходстве и различиях металлов; -обсуждение ,что из какого металла можно сделать; - д/игра «Поезд времени» , учим составлять последовательность по карточкам ,например чугунная сковорода = руда→ доменная печь → жидкий металл→ форма→ готовое изделие; | Вывод. Характеристика металлов обуславливают способы их использования в быту и на производстве; - дети составляют схему последовательности эксперимента; |
Земля- магнит. | Шар из пластилина с закрепленной на нем намагниченной английской булавкой, магнит, стакан, обычные иголки, компас, масло растительное; | Помочь выявить действия магнитных сил Земли; | Повторяем правила безопасного поведения на занятиях! | Опыт. Приглашаем детей в лабораторию. Под руководством воспитателя проверяют действие магнита на булавку, поднося к разными полюсами; Алгоритм эксперимента I часть - смазывают иголку растительным маслом; -осторожно опускают на поверхность воды; -издалека, медленно, на уровне поверхности воды подносят магнит: игла разворачивается концом к магниту; II часть .Самодельный компас: - дети смазывают намагниченную иглу жиром и аккуратно опускают на поверхность воды; - замечают направление ,осторожно вращают стакан(иголка возвращается в исходное положение); - объяснение происходящего действием магнитных сил Земли; - затем дети делают сравнение направление стрелки компаса и иголки в стакане; | Вывод: -стрелка компаса всегда показывает на север. - дети составляют схему последовательности эксперимента; |
Электричество. Как увидеть «молнию»? | Кусочки шерстяной ткани ,бумага, палочки для счета; Линейка, пенопластовые шарики, шерстяная ткань; Шарики, стена, шерстяная ткань; Шарики, рупор, ткань; | Выяснить с детьми природу возникновения грозы; | Повторяем правила безопасного поведения на занятиях! | Приглашаем детей в лабораторию. Опыт 1. «Волшебные палочки» Пластмассовые палочки по количеству детей, мелкие кусочки бумаги, шерстяная тряпочка. - Сейчас мы сделаем эти обычные палочки волшебными. Возьмите палочку и натрите её шерстяной тряпочкой. Поднесите к бумаге и прикоснитесь. Что произошло? Ответы детей (бумага прилипла); Опыт 2. «Чудесная линейка» Шарики из пенопласта, пластмассовые линейки по количеству детей, шерстяная тряпочка. - Что лежит на тарелке? Это шарики из пенопласта. Как заставить шарики двигаться, прыгать, танцевать? - Сейчас я буду линейку делать волшебной, электрической. Что происходит с шариками? (Они зашевелились, запрыгали). Почему? Опыт 3. «Дрессированные шарики» Воздушные шарики по количеству детей. - А теперь давайте попробуем сделать дрессированными шарики. Возьмите шарик и потрите его тряпочкой. Прислоните к стене той стороной, которой натирали. Что произошло? Ответ. Шар повис на стене, наэлектризовался. - Почему он повис? Ответ. Мы зарядили его от себя. Опыт 4. «Молния» Сложенные другом на друга кусочки ткани дети натирают воздушным шаром подносят к ним рупор(для усиления звука) и медленно разъединяют ткань. Выясняют, что произошло с тканью при натирании(она наэлектризовалась), появился треск- проявление электричества. | Вывод: палочки наэлектризовалась, и мелкие кусочки бумаги прилипли к ней. Вывод: когда натирали линейку шерстяной тряпочкой, она стала электрической, поэтому шарики задвигались, затанцевали и притянулись к ней; Вывод: человек является проводником, мы наэлектризовали шарик с помощью трения; Вывод: гроза- это проявление электричества в природе; - дети составляют схему последовательности эксперимента; |
Крупы. Куда исчезает молоко и вода в каше? | Пластиковые прозрачные стаканчики, шарики воздушные, лупа, крупы разных видов (манка, гречка, рис, просо), вода, фартуки, презентация «Крупа и каша сила наша!» д/игра «Крупяничка»; | Дети во время завтрака, обратили внимание, что воды и молока нет в каше, осталась только крупа. Куда же исчезает вода и молоко в каше? | Повторяем правила безопасного поведения на занятиях! | Опыт. Воспитатель предлагает детям пройти в лабораторию. Алгоритм эксперимента -визуально осматривают крупу, отмечают форму крупы; - отмечают сыпучесть крупы , пропускают через воронку, сито; - заливают гречневую крупу водой и оставляем на некоторое время настояться; - с детьми делаем игрушки- антистресс ; Для этого понадобятся: -воздушный шарик; -крупы разных видов; -маркеры; Фиксация результата: -дети отмечают, что гречка впитала всю воду; - научились изготавливать игрушки – антистресс; | Вывод: крупы хорошо впитывают в себя воду; - дети составляют схему последовательности эксперимента; |
Соль. Кристаллы. | Тарелочки, пластиковые стаканчики, лупа, соль, нити, палочки, гуашь; | Познакомить детей со свойствами соли, учим детей выращивать кристаллы из соли; | Повторяем правила безопасного поведения на занятиях! | Опыт. Воспитатель предлагает детям пройти в лабораторию. Алгоритм эксперимента: -сначала мы готовим перенасыщенный солевой раствор и закрашиваем гуашью; - на середину палочки или карандаша привязываем нитку с петелькой, нитка не должна быть слишком длинной, она должна доходить до середины стаканчика; - палочку кладём поперёк горловины стаканчика, а нитку с петелькой погружаем в наш солевой раствор; - ставим на окно и ждем; -ниточка начнёт потихоньку обрастать кристалликами соли. Через неделю или две кристаллы будут висеть гроздьями. - дети фиксируют результат на карточках | Вывод: -вырастить кристаллы можно и в домашних условиях; -кристаллы соли растут в течении двух недель; -дети составляют схему последовательности эксперимента; |
Ребенок сам по себе уже, является исследователем. Проявляя интерес к познавательно - исследовательской деятельности, в том числе и к экспериментированию. Экспериментирование пронизывает все сферы деятельности ребенка: ребенок познает объект входе практической деятельности. Исследования предоставляют самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».
Элементарные опыты, помогают ребенку приобрести новые знания о том или ином предмете. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, и выполняют опыты дома. Познавательно –исследовательская деятельность помогает развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяет наглядно показать связи между живым и неживым в природе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе по теме «Космическое путешествие»
Расширить представление детей о космосе....
Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования «Волшебная соль»
Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования «Волшебная соль»...
Конспект занятия по познавательному развитию
Конспект занятия по ознакомлению с социальным миром...
Конспект занятия по познавательной деятельности "Мое родное село"
Беседа с детьми о родном крае, достопримечательностях села, о его истории....
Конспект занятий по познавательному развитию" Замечательный врач"
Конспект образовательной деятельности «Замечательный врач» (средняя группа)Воспитатель: Сулаева Людмила АнатольевнаОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ : «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ »...
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе с использованием логических блоков Дьенеша на тему: «В гости в деревню Простоквашино»
Цель занятия: -Закрепление умения «читать» схемы, кодирование и декодирование информации по признакам, через игру с блоками Дьенеша «Раздели поровну», сравнение множеств, получ...
Конспект занятия по познавательному развитию для детей с умственной отсталостью (легкой степени)
Технологическая карта по образовательной области «Познавательное развитие» для детей средней группы компенсирующей направленности с умственной отсталостью (легкой степени)...