Конспекты занятий по познавательно - исследовательской среде.
план-конспект занятия (1 класс)

Гонгорова Светлана Ринчиновна

организация познавтельно -исследовательской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty_zanyatiy_po_poznavatelno_avtosohranennyy.docx43.13 КБ

Предварительный просмотр:

Конспекты занятий  по познавательно –исследовательской деятельности детей.

Подготовила воспитатель : Гонгорова С.Р.  ГБОУ «СКОШ№3»

Тематический план по организации  познавательно  – исследовательской деятельности детей.

Направления  экспериментальной деятельности

Тема занятий

Экспериментирование с песком ,водой и почвой.

1.Удивительный песок.

2.Сухая и влажная почва.

Экспериментирование с водой

Свойства воды (тает, замерзает,    впитывается).

1.Какой формы вода?

2. Какого цвета вода?

3.Вода – природный растворитель.

4. Все ли вещества растворяет вода?

5.Может ли вода принимать твердую форму?

6.Очистка воды.

Экспериментирование с воздухом

1.Соломенный буравчик.

2.Парашют.

3.Вертушка.

Экспериментирование с предметами

1.Мир ткани.

2.Мир металла.

3.Земля- магнит.

Экспериментирование с электричеством

1. Волшебные палочки.

2.Чудесная линейка.

3.Дрессированные шарики.

4.Молния.

Крупы

Свойства круп.

1. Куда исчезает вода и молоко в кашах?

Соль

Свойства соли.

1. Выращивание кристаллов из соли.

Тема

Материалы  и оборудование

Постановка исследовательской задачи

Правила безопасности

Выполнение эксперимента

Фиксирование результата

Удивительный  песок.

Сухая и

влажная почва.

Три  пластиковых прозрачных стакана, лопатка, пластинка из оргстекла, магнит, карточка, лупа, карандаши(для каждого ребенка).

Два пластиковых стакана прозрачных (один с сухой глиной, другой с влажной почвой), лупа, пластинка из оргстекла, лопатка, карточка, карандаши(для каждого ребенка). Проектор,

презентация «Виды почв», «Как влияет вода на почву?»

Познакомить детей со свойствами и качествами песка, его происхождением;

С детьми вышли на прогулку, зашли в теплицу. Дети обратили внимание, что в теплице, земля сухая и потрескалась, а когда поливали ,то вода не сразу впитывалась в землю, а какое -то время оставалась на поверхности. Решили выяснить почему вода плохо впитывается в сухую почву. На улице, где дождь полил грядки, при повторной поливке влага быстро впитывалась.

1.Не брать песок  и грязные пальцы в рот!

2. Не тереть грязными руками глаза!

1.Не брать грязные пальцы в рот!

2.Не тереть глаза!

 Опыт. Дети под руководством воспитателя обследуют сухой песок руками; насыпают его на пластину, рассматривают в лупу; опускают песок в магнит, появившиеся на нем частички металла рассматриваются в лупу. В баночку с водой опускают горсть сухого песка, не размешивая его.

Воспитатель :Что происходит с песком?(песок оседает.)

-На поверхности воды можно  увидеть песочную пыль. Если размешать лопаточкой воду, что произойдет?(песочная пыль, растворившись, окрашивает воду).

Дети пересыпают сухой песок из баночки в другую.

-Какой песок ? (сыпучий).

- Попробуйте слепить из сухого песка шар (не получается: сухой песок рассыпчатый, шершавый ,содержит пыль.)

Дети рассматривают влажный песок.

- Какой влажный песок (плотный, мягкий.)

Из влажного песка делают куличи, колечки и оставляют на некоторое время(пока песок не высохнет).Затем дети поливают сухой и влажный песок .

- Что вы наблюдаете? (влажный  песок быстро пропускает воду, а сухой некоторое время держит ее на поверхности, затем вода уходит вглубь).

Воспитатель читает загадку:

Круглая, но не мяч.

 Твердая, но не сталь.

Черная, но не сажа.

 Вертится, но  не юла.

Кто же она?(Земля). Правильно ребята, мы выяснили ,что почва бывает разной, а как действует вода, мы посмотрим   посмотрим презентацию .Знакомим детей с особенностями воды. Дети смотрят презентацию (отвечают на вопросы ,сравнивают).

Выполнение эксперимента. Предлагаем детям, узнать  в какой баночке  влажная почва, а где  находится сухая почва. Дети накрывают оргстеклом баночку с сухой почвой и баночку с влажной почвой, на 1-2 минуты, там  где  появились следы испарения влаги (влажная почва) а на пластине, которой закрыта баночка с сухой почвой,-испарений нет(стекло сухое).

Вливаем воду в сухую почву и видим на поверхности пузырьки :вода свободно проходит между сухих комочков, заполняет пустые места и вытесняя  воздух.

На поверхности влажной почвы , пузырьков воздуха нет: мягкие комочки почвы плотно прилегают друг к другу, вода хорошо впитывается.

Дети называют свойства песка.

Вывод:

-песок – очень мелкие камешки разного цвета,  разной формы, разного размера; - песок содержится мелкие частички металла;

-песок тяжелый- он опускается на дно стакана;

-песочная пыль легкая, держится  на поверхности воды  и окрашивает воду;

-песок меняет цвет при поливе;

-песок хорошо пропускает воду;

-сухой песок не держит форму;

-влажный песок хорошо держит форму;

-дети делают схему эксперимента.

Вывод:

-сухая почва рассыпчатая;

- сухая почва трескается, в ней появляются пустоты, которые заполняются воздухом;

-влажная почва мягкая, однородная;

- хорошо пропускает влагу

-испарения из влажной почвы происходит в окр.среду.;

- в ней нет трещин;

-просмотр презентации «Как влияет вода на почву?»;

- дети составляют схему эксперимента;

Свойства воды (растворяет, замерзает,    впитывает).

Куб и шарик, вода;

Шарик, куб, вода, пластиковые стаканы;

Стаканы прозрачные пластиковые, вода и молоко;

Сахар, соль, лимонная кислота;

Мука, подсолнечное масло;фартук;

Пакет из под молока, гуашь , фартук, кисти;

Два стакана с водой, земля, фильтр из бумаги и ваты;

 

Что может вода?

Имеет ли форму вода?

Какого цвета вода?

Вода растворитель?

Все ли вещества растворяет вода?

Какую форму вода приобретает при холоде?

Показать способ очистки воды с помощью фильтра;

Читаем стихотворение о воде:

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит

Паром чайника шипит.

 Без неё нам не умыться,  

Не наесться, не напиться.

Смею вам я доложить,

Без неё нам не прожить! (Л.Замятин). 

Опыт 1: Какой формы вода?

 На столе лежат куб  и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем шарик  и наполним его водой.

Перельем эту воду в пластиковый стакан. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.

Опыт 2: Какого цвета вода?

 Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (ответы детей). А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили?

 Опыт 3: Вода – природный растворитель.

А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Затем предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль, третьему – лимонную  кислоту. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая.

Опыт 4: Все ли вещества растворяются в воде?

    Предлагаем детям  растворить в воде муку и подсолнечное масло. Дети выполняют это задание.

 Обращаем  внимание детей на стакан, где растворяли муку.

 - Что же мы видим? (ответы детей). Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Также не растворяется масло, оно плавает на поверхности.

 

 

Опыт 5. Может ли вода принимать твердую форму?

Предлагаем детям набрать воды в пакеты из под молока, развести гуашь и вынести несколько пакетов на мороз, а один оставить в группе. Что произошло? Вода на улице замерзла и приобрела твердую форму, а  в комнате нет.

Опыт 6. Очистка воды.

Демонстрируем два стаканчика с водой с одинаковым количеством воды(грязной).Воспитатель. Будете ли пить такую воду? (Ответы детей).Что нужно сделать чтобы вода стала чистой? Предлагаем очистить воду с помощью фильтра. Дети делают фильтр из бумаги и ваты. Очищаем. Можно ли после очистки использовать воду?(Ответы детей).

                               

   

1. Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится.

2.  Вывод: через воду картинка видна, а через молоко – не видна.

Вода – прозрачная жидкость.

3. Вывод: своего вкуса у воды нет. Вода природный растворитель, она принимает вкус того  вещества, который растворяет.

4.Вывод: не все вещества растворяются в воде.

5. Вывод: на холоде вода приобретает твердую форму ,а в тепле нет.

6.Вывод::грязную воду можно вернуть к повторному использованию с помощью фильтр

-во всех экспериментах  дети составляют схему последовательности эксперимента.

Воздух.

Соломенный буравчик.

Сырая картофелина, соломинка;

Проткнет ли соломинка картофелину?

Опыт. Дети берут соломинку за верхнюю часть, не закрывая при этом верхнего отверстия пальцем; затем с высоты 10 см резким движением втыкаем ее в картофелину.

- Что случилось с соломинкой? (Она согнулась, не воткнулась).Дети берут вторую соломинку, закрывают верх нее отверстие, пальцем, также резко втыкают в картофелину.

- Что случилось с соломинкой? Она воткнулась. А почему? Потому внутри соломинки есть воздух он не дает  согнуться.

Вывод: воздух не мог выйти из соломинки, так как отверстие было закрыто, а в первом случае  воздух свободно пошел и соломинка согнулась.

Парашют.

Парашют, игрушечные человечки, презентация

«История создания парашюта», папиросная бумага,нитки;

Помочь выявить, что воздух обладает упругостью, понять, как  может использовать силу воздуха (движение)

Повторяем правила безопасного обращения с ножницами!

Опыт. Смотрим презентацию . Предлагаем детям обсудить  какой формы должен быть парашют, из какого материала шьют его, для чего он нужен.

Воспитатель предлагает детям изготовить парашют по алгоритму:

-вырезать из папиросной бумаги круг ;

-посредине вырезаем круг диаметром   поменьше;

-к обоим кругам привязываем нитки (длина ниток должна быть одинаковой);

-затем парашюты опускаем  с грузами разной тяжести;

-дети делают вывод о силе удара в обоих случаях;

Вывод: при уменьшении купола сопротивление воздуха парашюту будет меньшим, а падение -более быстрым;

-при увеличении купола сопротивление воздуха будет большим, падение- более медленным;

Вертушка.

Вертушка, бумага, палочки, гвоздики, ножницы;

Помочь выявить, что воздух обладает упругостью, понять, как  может использовать силу воздуха (движение)

Повторяем правила безопасного обращения с ножницами!

Опыт. Предлагаем детям сделать вертушку по алгоритму:

- складываем лист А 4 пополам;

-снова складываем лист бумаги пополам, но в другом направлении, разделив большой лист  на четыре равных квадрата;

-затем аккуратно сложили левую часть заготовки к середине листа, к самой центральной линии сгиба;

- туже операцию проводим с правой частью заготовки;

- затем складываем верхнюю и нижнюю часть заготовки к середине, к центральной линии сгиба;

-затем разворачиваем нижнюю часть заготовки  и вытягиваем  уголки в форме лодочки;

- тоже самое проводим с противоположенной стороны заготовки;

-затем складываем верхний правый уголок и нижний левый уголок к середине листа, к центральному сгибу;

- с помощью кнопки прикрепляем вертушку к палочке;

-рассматриваем вертушку ее конструкцию , сравниваем с детьми на что она похожа;

-на прогулке организовываем игры с вертушкой;

- дети наблюдают, при каких условиях она вертится быстрее;

 Вывод: вертушка вертится быстрее при ветре,  когда лопасти вертушки повернуты к нему под углом и это вызывает движение вертушки;

-дети составляют схему последовательности эксперимента

Предметы

Мир ткани

Образцы тканей(ситец, сатин, шерсть, капрон, трикотаж, драп, шелк), емкости, ножницы, д/игра «Поезд времени »;

Познакомить детей с названиями тканей, формируем умение сравнивать ткани по свойствам, даем понимание , что характеристика обусловливает способ использование  ткани для пошива вещей;

Повторяем правила безопасного обращения с ножницами!

Опыт. Приглашаем детей в лабораторию:

- дети рассматривают предлагаемые виды ткани;

-отмечают наиболее яркие их различия(цвет, структуру поверхности);

Алгоритм эксперимента:

- смять ткань и сравнить степень сминаемости;

-разрезать пополам каждый кусочек ткани и сравнить , насколько легко работать с ножницами;

-попытаться разорвать кусочки на 2 части и сравнить степень необходимого усилия;

-опустить в емкости с водой и определить скорость впитывание влаги;

-затем дети делают общий вывод о сходстве и различиях видов ткани;

- д/игра «Поезд времени», учим выстраивать цепочку ,как появляется ткань;

Вывод. Все ткани  состоят из волокон. Ткани отличаются степенью сминаемости, легкостью разрезания ножницами, легкостью разрывания, скоростью промокания;

- дети составляют схему последовательности эксперимента;

Мир металлов.

Кусочки алюминиевой, стальной, медной проволоки, полоски жести, спиртовка , спички , ножницы;

д/игра «Поезд времени»;

Знакомим детей с разновидностью металлов, формируем умение сравнивать свойства металлов, и способы их использования в быту и на производстве;

Повторяем  правила безопасного поведения на занятиях!

Опыт. Приглашаем детей в лабораторию. Дети рассматривают предлагаемый материал, действуют по заданному алгоритму:

-оценивают степень проявления металлического блеска;

-оценивают степень теплопроводности;

- определяют твердость металлов- ковкость(способность металлов приобретать заданную форму под воздействие высокой температуры и без нее);

-делают выводы о сходстве и различиях металлов;

-обсуждение ,что из какого металла можно сделать;

 - д/игра «Поезд времени» , учим составлять последовательность  по карточкам ,например чугунная сковорода = руда→ доменная печь → жидкий металл→ форма→ готовое изделие;

Вывод. Характеристика металлов обуславливают способы их использования в быту и на производстве;

- дети составляют схему последовательности эксперимента;

Земля- магнит.

Шар из пластилина с закрепленной на нем намагниченной английской булавкой, магнит, стакан, обычные иголки, компас, масло растительное;

Помочь выявить действия магнитных сил Земли;

Повторяем  правила безопасного поведения на занятиях!

Опыт. Приглашаем детей в лабораторию. Под руководством воспитателя проверяют действие магнита на булавку, поднося к разными  полюсами;

Алгоритм эксперимента

 I часть

- смазывают иголку растительным маслом;

-осторожно опускают на поверхность воды;

-издалека, медленно, на уровне поверхности воды подносят магнит: игла разворачивается концом к магниту;

II часть .Самодельный компас:

- дети смазывают намагниченную иглу жиром и аккуратно опускают на поверхность воды;

- замечают направление ,осторожно вращают стакан(иголка возвращается в исходное положение);

- объяснение происходящего действием магнитных сил Земли;

- затем дети делают сравнение направление стрелки компаса и иголки в стакане;

Вывод:

-стрелка компаса всегда показывает на север.

- дети составляют схему последовательности  эксперимента;

Электричество.

Как увидеть «молнию»?

Кусочки шерстяной ткани ,бумага, палочки для счета;

Линейка, пенопластовые шарики, шерстяная ткань;

Шарики, стена, шерстяная ткань;

Шарики, рупор, ткань;

Выяснить с детьми природу возникновения грозы;

Повторяем  правила безопасного поведения на занятиях!

Приглашаем детей в лабораторию.

Опыт 1. «Волшебные палочки»

Пластмассовые палочки по количеству детей, мелкие кусочки бумаги, шерстяная тряпочка.

- Сейчас мы сделаем эти обычные палочки волшебными. Возьмите палочку и натрите её шерстяной тряпочкой. Поднесите к бумаге и прикоснитесь. Что произошло?

Ответы детей (бумага прилипла);

Опыт 2. «Чудесная линейка»

Шарики из пенопласта, пластмассовые линейки по количеству детей, шерстяная тряпочка.

- Что лежит на тарелке? Это шарики из пенопласта. Как заставить шарики двигаться, прыгать, танцевать?

- Сейчас я буду линейку делать волшебной, электрической. Что происходит с шариками? (Они зашевелились, запрыгали). Почему?

Опыт 3. «Дрессированные шарики»

Воздушные шарики по количеству детей.

- А теперь давайте попробуем сделать дрессированными шарики. Возьмите шарик и потрите его тряпочкой. Прислоните к стене той стороной, которой натирали. Что произошло?

Ответ. Шар повис на стене, наэлектризовался.

- Почему он повис?

Ответ. Мы зарядили его от себя.

Опыт 4. «Молния»

Сложенные другом на друга кусочки ткани дети натирают воздушным шаром подносят к ним рупор(для усиления звука) и медленно разъединяют ткань. Выясняют, что произошло с тканью при натирании(она наэлектризовалась), появился треск- проявление электричества.

Вывод: палочки наэлектризовалась, и мелкие кусочки бумаги прилипли к ней.

Вывод: когда натирали линейку шерстяной тряпочкой, она стала электрической, поэтому шарики задвигались, затанцевали и притянулись к ней;

Вывод: человек является проводником, мы наэлектризовали шарик с помощью трения;

Вывод: гроза- это проявление электричества в природе;

- дети составляют схему последовательности  эксперимента;

Крупы.

Куда исчезает молоко и вода  в  каше?

Пластиковые прозрачные стаканчики, шарики воздушные, лупа, крупы разных видов (манка, гречка, рис, просо), вода,

фартуки, презентация «Крупа и каша сила наша!»

д/игра «Крупяничка»;

Дети во время завтрака, обратили внимание, что воды и молока  нет  в каше, осталась только крупа. Куда же исчезает  вода и молоко в каше?

Повторяем  правила безопасного поведения на занятиях!

Опыт. Воспитатель предлагает детям пройти в лабораторию.

Алгоритм эксперимента

-визуально осматривают  крупу, отмечают форму крупы;

-  отмечают сыпучесть крупы , пропускают через воронку, сито;

- заливают гречневую крупу водой и оставляем на некоторое время настояться;

- с детьми делаем игрушки- антистресс ;

Для этого понадобятся:

-воздушный шарик;

-крупы разных видов;

-маркеры;

Фиксация результата:

-дети отмечают, что гречка впитала всю воду;

- научились изготавливать игрушки – антистресс;

Вывод: крупы хорошо впитывают в себя воду;

- дети составляют схему последовательности  эксперимента;

Соль.

Кристаллы.

Тарелочки, пластиковые стаканчики, лупа, соль, нити, палочки, гуашь;

Познакомить  детей со свойствами соли, учим детей  выращивать кристаллы из соли;

Повторяем  правила безопасного поведения на занятиях!

Опыт. Воспитатель предлагает детям пройти в лабораторию.

Алгоритм эксперимента:

-сначала мы готовим перенасыщенный солевой раствор и закрашиваем гуашью;

- на середину палочки или карандаша привязываем нитку с петелькой, нитка не должна быть слишком длинной, она должна доходить до середины стаканчика;

- палочку кладём поперёк горловины стаканчика, а нитку с петелькой погружаем в наш солевой раствор;

- ставим на окно и ждем;

-ниточка начнёт потихоньку обрастать кристалликами соли. Через неделю или две кристаллы будут висеть гроздьями.

- дети фиксируют результат на карточках

Вывод:

-вырастить кристаллы можно и в домашних условиях;

-кристаллы соли растут в течении двух  недель; 

-дети составляют схему последовательности  эксперимента;

 Ребенок сам по себе уже, является исследователем. Проявляя интерес к  познавательно -  исследовательской  деятельности,  в том числе и к экспериментированию. Экспериментирование пронизывает все сферы деятельности ребенка: ребенок познает объект входе практической деятельности. Исследования предоставляют самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».

Элементарные опыты, помогают ребенку  приобрести новые знания о том или ином предмете. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.  Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, и  выполняют  опыты дома. Познавательно –исследовательская деятельность  помогает развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяет наглядно показать связи между живым и неживым в природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования «Волшебная соль»

Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования «Волшебная соль»...

Конспект занятия по познавательному развитию

Конспект занятия по ознакомлению с социальным миром...

Конспект занятия по познавательной деятельности "Мое родное село"

Беседа с детьми о родном крае, достопримечательностях  села, о его истории....

Конспект занятий по познавательному развитию" Замечательный врач"

Конспект образовательной деятельности «Замечательный врач» (средняя группа)Воспитатель: Сулаева Людмила АнатольевнаОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ : «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ »...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе с использованием логических блоков Дьенеша на тему: «В гости в деревню Простоквашино»

Цель занятия: -Закрепление умения «читать» схемы, кодирование и декодирование информации по признакам, через игру с блоками Дьенеша «Раздели поровну», сравнение множеств, получ...

Конспект занятия по познавательному развитию для детей с умственной отсталостью (легкой степени)

Технологическая карта по образовательной области «Познавательное развитие» для детей средней группы компенсирующей направленности с умственной отсталостью (легкой степени)...