Конспект занятия по познавательному развитию для детей с умственной отсталостью (легкой степени)
план-конспект

Лантвойт Анна Васильевна

Технологическая карта по образовательной области «Познавательное развитие» для детей средней группы компенсирующей направленности с умственной отсталостью (легкой степени)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта по образовательной области «Познавательное развитие» для детей средней группы компенсирующей направленности с умственной отсталостью (легкой степени)

Тема: «В гостях у сказки».

Цель: закрепить основные эталоны(цвет, форма, величина)

Задачи:

Образовательные: Закрепить основные цвета спектра, умение детей группировать предметы по цвету;  умения детей сравнивать предметы по длине, обозначая словами: длинный, короткий, проверять правильность выполнения задания методом наложения; закрепить геометрические фигуры круг, квадрат, треугольник, умение соотносить предметы с их формой, группировать предметы по форме; умение подбирать заплатки к платочкам, опираясь на орнамент; закрепить понятия «большой-маленький», умение детей сравнивать и группировать предметы по размеру.

Развивающие:  Развивать зрительное  восприятие, мышление, воображение, произвольное внимание, память, диалогическую речь, игровую деятельность, интерес к русским народным   сказкам,  желание отвечать на вопросы воспитателя.

Воспитывающие: Воспитывать интерес к совместной деятельности, чувство эмпатии; чувство доброжелательного отношения друг  к другу; поддерживать положительное эмоциональное отношение при встречи с героями сказок; чувство  взаимопомощи.

Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие,  художественно-эстетическое развитие.

Предварительная работа педагога:  Подбор дидактических игр, фонограмм фоновой музыки, звуков, и шумов; оформление развивающей предметно-пространственной среды; подготовка наглядного, раздаточного материала на каждого ребенка

Предварительная работа с детьми: Чтение русских народных сказок «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Три медведя», беседы по прочитанным сказкам; рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам; знакомство с основными свойствами предметов: цвет, форма, величина, длина; проведение дидактических игр «Разложи по цвету», «Подбери заплатку», «Большой-маленький», «Длинный-короткий», «Подбери ключик к двери», «Из какой сказки герои сказок», разучивание логоритмического упражнения «Настроение».

Оборудование: Кукла Машенька; игрушки:  коза,  медведица,    колобок, интерактивная игра «Подбери ключик», дорожки разной длины, платочки и заплатки (по количеству детей), корзинка, коробочки  с наклеенными на них геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник, пирожки разной формы, предметы посуды (чашки, ложки,  кружки) разной величины.

Аппаратное и программное обеспечение: Мультимедийное оборудование, магнитофон, MicrosoftOfficePowerPoint 2007, фонограмма мелодии «В гостях у сказки», запись звука скрипа двери.

Используемые методы: словесный, наглядный, практический

Планируемые результаты: дети знают основные цвета спектра, умеют группировать предметы по цвету;  сравнивать предметы по длине, обозначая словами: длинный, короткий, умеют проверять правильность выполнения задания методом наложения; знают  геометрические фигуры круг, квадрат, треугольник, соотносят предметы с их формой, группируют предметы по форме; умеют подбирать заплатки к платочкам, опираясь на орнамент; сформированы  понятия «большой-маленький», сравнивают и группируют предметы по размеру.

Технологическая карта НОД по образовательной области «Познавательное развитие» (Математическое развитие).

Этап, его продолжительность

Виды деятельности,

задачи, формы работы, методы обучения

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся, предполагаемый результат

I.Вводная часть НОД (3 мин)

1.Приветствие, беседа, проблемно-игровая ситуация, сюрпризный момент. Эмоционально настроить детей   на предстоящую познавательную  деятельность, ввести детей в проблемно-игровую ситуацию, актуализировать имеющиеся знания по теме.

Методы: словесный, наглядный.

Педагог приветствует детей. Предлагает им встать в круг, поздороваться. Предлагает передавать мягкую игрушку в форме сердечка, называя друг друга ласково по имени (под фонограмму музыки «В гостях у сказки»).

Закатывается колобок: Здравствуйте, ребята! Я от бабушки ушел, и от дедушки ушел, покатился по лесу и заблудился. Я потерял дорогу в свою сказку. 

Дети встают в круг, здороваются, передают мягкую игрушку в форме сердечка, называя друг друга ласково по имени, выполняют задания.

Результат: дети  проявили заинтересованность, включились в игровую деятельность. Определили приоритетным одно из решений проблемной игровой ситуации: помочь Колобку найти дорогу в свою сказку. Сюрпризный момент, эмоционально настроило детей на  предстоящую образовательную деятельность, вызвало желание помочь Колобку.

II. Основная часть НОД

(10 мин.)

1.Дидактическая игра «Подбери ключик» (с применением ИКТ)

Закрепить основные цвета спектра, умение детей группировать предметы по цвету. Развивать цветовое восприятие, логическое мышление.

Методы: словесный, практический.

На экране появляется изображение пяти дверей и ключей разных цветов.

Колобок: Попасть в сказку можно через волшебную дверь, но для этого нужно открыть замок. Что нужно чтобы открыть замок? (ответы детей)

При затруднении ребенка в ходе решения задачи, педагог обращает внимание на цвета дверей и ключей.

После выполнения задания звучит звучание скрипа двери.

Колобок хвалит детей.

Дети подбирают ключи к каждой двери, ориентируясь на цвет, называют цвета- активизируется   мышление, память, речь.

Результат. Дети закрепили основные цвета, умение группировать предметы по цвету. Использование ИКТ  позволило активизировать познавательную деятельность детей, поддерживать интерес детей в процессе образовательной деятельности.

Звучание скрипа двери после проведенной игры, позволило поддержать интерес детей при переходе с одной деятельности на другую

2. Дидактическая игра «Длинный-короткий». Закрепить умения детей сравнивать предметы по длине, обозначая словами: длинный, короткий, проверять правильность выполнения задания методом наложения. Методы: словесный, практический.

Колобок: Ребята, посмотрите, перед нами две дорожки, чем они отличаются?

Педагог просит детей проверить правильность своих заключений практическим методом: наложения.

После проведенной игры Колобок  хвалит детей.

Появляется  Машенька.

Дети сравнивают две дорожки по длине. Проверяют правильность выполнения задания методом наложения.

Результат: дети закрепили умение сравнивать предметы по длине, обозначая словами: длинный, короткий. Метод наложения позволил развивать навык самоконтроля.

Появление Машеньки позволило поддержать интерес детей при переходе с одной деятельности на другую.

3.Дидактическая игра «Собери пирожки».

Закрепить геометрические фигуры круг, квадрат, треугольник, умение группировать предметы по форме.

Методы: словесный, практический

Колобок: Здравствуй Машенька! Что ты делаешь в лесу?

Машенька: Иду в гости к Медведю, несу  ему пирожки. У  меня  корзинка упала, а  пирожки рассыпались. Поможете мне собрать гостинцы? (ответы детей)

Машенька: для начала, пирожки нужно сложить  в свои коробочки. В первую коробочку нужно сложить пирожки треугольной формы, они с малиновым вареньем; во вторую-круглой, в них начинка из сливового джема, в третью-квадратной формы, это пирожки с яблочным повидлом. А потом, я коробочки сложу в свою корзинку и отнесу и Мише. Только ничего не перепутайте!

Детям, которые испытывают трудности при выполнении задания, педагог и Колобок обращают внимание детей на форму пирожков, просит помочь других детей.

После проведенной игры Маша благодарит детей, хвалит их.

Педагог спрашивает детей, из какой сказки Машенька (ответы детей).

Педагог спрашивает Колобка, ни с этой ли он сказки. Колобок говорит, что это не его сказка,  что он немного устал.

Дети собирают пирожки в коробочки, ориентируясь на форму.

Дети сопоставляют появившегося героя (Машеньки) со сказкой.

Результат: Дети закрепили геометрические фигуры круг, квадрат, треугольник, умение группировать предметы по форме.

Использование большого количества атрибутов (пирожков) позволило активизировать каждого ребенка.

Дети активизировали в памяти сказку «Маша и Медведь».

4.Динамическая пауза «Настроение».

Развивать согласованность речи  с движением. Повысить работоспособность детей. Способствовать переключению детей с умственной деятельности на двигательную.

Методы: словесный, практический.

Педагог предлагает встать в круг и выполнить знакомые упражнения, движения в соответствии с текстом игры.

После проведенной игры Колобок говорит: «Какая интересная игра! У меня даже настроение поднялось и силы появились! Ой! Кто это?».

(появляется Коза)

Дети выполняют действия в соответствии с текстом.

Результат: дети легко переключились с умственной деятельности на двигательную. Упражнение способствовало эмоциональному подъему настроения, двигательной активности, снятию умственного напряжения.

Появление Козы  после проведенной игры, позволило поддержать интерес к следующему заданию.

5.Дидактическая игра «Подбери заплатку». Закрепить умение подбирать заплатки к платочкам, опираясь на орнамент, развитие наглядно-образного мышления, зрительного восприятия.

Методы: практический, наглядный.

Педагог:    Здравствуй, Козочка! Что ты делаешь?

Козочка: Я каждому платочку подшиваю  заплатку для козлят, но подул ветер и заплатки все перепутались. Не могу подобрать заплатки.

 Педагог: Не расстраивайся, Козочка. Ребята, поможем козочке подобрать к каждому платочку нужную заплатку? (ответы детей)

Детям, которые испытывают трудности при выполнении задания, педагог и Колобок обращают их внимание на орнамент платочка и заплатки.

Коза благодарит детей, хвалит.

После выполнения задания педагог спрашивает детей, из какой сказки Коза(ответы детей).

Педагог спрашивает Колобка, ни с этой ли он сказки. Колобок говорит, что это не его сказка,  обращает внимание на появившуюся Медведицу.

Дети садятся за столы, на которых лежат платочки и заплатки (по количеству детей), выполняют задание.

После выполненного задания называют  сказку, из которой появилась Коза.

Результат: Дети закрепили умение подбирать заплатки к платочкам, опираясь на орнамент.

Дети активизировали в памяти сказку «Волк и семеро козлят».

Появление Медведицы после  проведенной игры, позволило поддержать интерес детей при переходе с одной деятельности на другую.

6.Д/И «Большой-маленький». Закрепить понятия «большой-маленький», умение детей сравнивать и группировать предметы по размеру. Развитие внимания, наглядно-образного мышления.

Колобок: Здравствуй, Медведица! Что ты делаешь?

Медведица:  В гостях была Маша и, убегая, она всё в доме перепутала. А я не могу разобраться, кому какая посуда принадлежит.

 Колобок: Ребята, а вы сможете помочь Медведице? (ответы детей)

После выполненного задания

Медведица благодарит детей, Колобок их хвалит.

После выполнения задания педагог спрашивает детей, из какой сказки Медведица(ответы детей).

Педагог спрашивает Колобка, ни с этой ли он сказки. Колобок говорит, что это не его сказка.

Дети обращают внимание на появившийся домик, у которого открыто окно, а на окне пустой поднос.

Колобок: Ой, кажется вот и моя сказка! Ну конечно, это же мое окошечко!

Дети и педагог прощаются с колобком.

Дети выполняют поставленную перед ними задачу-группируют предметы посуды (чашку, ложку,  кружку) по размеру: большой(для Михаила Потапыча), маленький(для  Мишутки).

Дети сопоставляют героя сказки (Медведицу) со сказкой.

Результат: Дети закрепили понятия «большой-маленький», умение детей сравнивать и группировать предметы по размеру. Дети активизировали в памяти сказку «Три медведя».

Появление домика из сказки «Колобок» после проведенной игры, позволило детям получить чувство удовлетворения от всех выполненных заданий.

III.Заключи-тельная часть. Рефлексия.

(2 мин.)

Подведение итога НОД. Подведение итогов образовательной деятельности, формирование у детей  элементарных навыков самооценки и взаимооценки.

Методы: словесный.

Проведение беседы:

1.Кому они сегодня помогли?

2.В какие игры мы сегодня играли?

3.С героями из каких сказок они встретились?

4.Какие задания для вас показались самыми трудными (легкими)?

Дети отвечают на вопросы,  высказывают своё мнение о занятии, дают самооценку, взаимооценку.

Результат: Дети высказывали свое мнение, делились впечатлениями, радовались успехам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические материалы "Роль дидактической игры на уроках русского языка и литературы в основной школе в формировании познавательных базовых учебных действий обучающихся с легкой степенью умственной отсталости"

Данные материалы были представлены на объединенном заседании школьных методических объединений учителей начальной школы и учителей русского языка и литературы МОУ «С(К)ОШ № 1...

Конспект занятия по познавательному развитию

Конспект занятия по ознакомлению с социальным миром...

Конспект занятий по познавательному развитию" Замечательный врач"

Конспект образовательной деятельности «Замечательный врач» (средняя группа)Воспитатель: Сулаева Людмила АнатольевнаОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ : «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ »...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе с использованием логических блоков Дьенеша на тему: «В гости в деревню Простоквашино»

Цель занятия: -Закрепление умения «читать» схемы, кодирование и декодирование информации по признакам, через игру с блоками Дьенеша «Раздели поровну», сравнение множеств, получ...

Конспект занятия по познавательному развитию для школьников "Развитие пространственных представлений и зрительно-моторной координации

Цель: развитие пространственных представлений; вербального мышленияЗадачи:1.Формирование зрительно-моторной координации2.Развитие пространственных представлений3.Развитие мыслительных операций...