Зима в неживой природе
презентация к уроку по окружающему миру (2 класс)
Цели:
- формировать понятие о зимних природных явлениях, опираясь на непосредственный жизненный опыт учащихся: снежный покров на земле, лед на водоемах, снегопад, метель, изморозь, оттепели, гололед; дать понятие о зимнем солнцестоянии и поговорках о нем;
- развивать речь, логические операции, способности обучающихся;
- помочь увидеть красоту зимней природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zima_v_nezhivoy_prirode.doc | 41.5 КБ |
zima_v_nezhivoy_prirode.pptx | 894.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Зима в неживой природе (2 класс)
Цели:
- формировать понятие о зимних природных явлениях, опираясь на непосредственный жизненный опыт учащихся: снежный покров на земле, лед на водоемах, снегопад, метель, изморозь, оттепели, гололед; дать понятие о зимнем солнцестоянии и поговорках о нем;
- развивать речь, логические операции, способности обучающихся;
- помочь увидеть красоту зимней природы.
I. Орг. момент
-Собираясь сегодня к вам, я подумала – а нужен ли вам такой урок – окружающий мир?
-Вспомните прошлый урок, какова была тема?
-Что вы отнесёте к живой природе?
- Назовите признаки живой природы.
- Какие из названных вами слов можно отнести к неживой природе?
- Задача нашего урока – рассмотреть зимние явления в неживой природе.
Новый материал:
- Прочитайте тему нашего урока.
Слайд
- Каковы цели нашего урока?
- Что бы вы хотели узнать ещё о неживой природе?
слайд
а) Понятие «солнцестояние, солнцеворот»:
- Предположите, что может означать слово «солнцестояние», «солнцеворот».
- Как по-вашему, одинаковое или разное значение имеют эти слова? Современные они или древнерусские?
- Перед вами словарь, откройте по закладке, прочитайте
-Что означают эти слова ? ( хорошо читающий ученик)
-Чтобы узнать, кто был прав, составим схему смены времён года.
( составление схемы на доске) (кластер)
- Кто может по этой схеме объяснить смену времен года?
Из- за наклона земной оси наша планета, двигаясь по своей орбите вокруг Солнца, как бы подставляет Солнцу то северную часть, то южную.
- В старину, когда наши предки ничего этого не знали, они заметили, что Солнце летом поднимается высоко над линией горизонта, осенью — ниже, а зимой — совсем низко.
- И еще наши предки заметили, что дни становятся зимой все короче и короче, а ночи все длиннее и длиннее, пока, наконец, не наступает 22 декабря, когда день самый короткий в году.
Этот день был назван днем зимнего солнцестояния)
- Потом день начинает понемногу прибавляться, а ночь — уб…
-Что же это за день такой ?
- Кто может продолжить фразу – «Оказывается, 25 декабря – это……» ?
слайд
б) Понятие «Снегопад»
- Посмотрите – вы указали главное зимние явление в неживой природе - выпадение снега.
- А как летят снежинки, когда нет ветра?
- Если день морозный, то снег летит отдельными снежинками.
- А как можно поймать и рассмотреть снежинку?
-Кто ловил и рассматривал снежинки?
-Какую форму они имели?
- Посмотрите, у меня тоже есть целая коллекция снежинок.
- Понаблюдайте, какой они формы, сколько у них лучиков
На странице 14 учебника показано, какие еще бывают снежинки.
- Закончите фразу – «Для меня удивительно, что…..» ( на доске)
- Составим стихотворение про снежинки.
Снежинки – какие? что делают? снежинки – куда?
Рассказ ребёнка по своим наблюдениям.
- Какие неприятности может принести людям сильный снегопад? (Обрывы проводов и обламывание веток деревьев под тяжестью снега, завалы на дорогах.)
- Проверим, правильно ли мы определили, что такое снегопад.
слайд
в) Физминутка «Снежинки»
слайд
г) Понятие « Оттепель» ( словарь по закладке),( хорошо читающий ученик)
- Предлагаю вашему вниманию, ребята, картину Федора Александровича Васильева «Оттепель».( картина в учебнике)
Рассказ учителя
В начале I871 г. в течение одного месяца Васильев пишет «Оттепель». Все написано с дивной простотой: сырой воздух, размокший снег, убогая изба, дорога, уводящая в бесконечную даль.
- Давайте обратимся к схеме «Солнышко» и отыщем определение понятия «оттепель».
- В последние годы зимы были теплыми, часто температура воздуха бывала выше 0°, что связано с возросшей активностью Солнца и загрязнением атмосферы и называется глобальным (всемирным) потеплением климата.
- После оттепели подтаявший снег замерзает, на нем образуется твердая корка — наст.
- Этот наст бывает губительным для всего, что находится под снегом, — для всходов озимой ржи или пшеницы, мышей.
-Известен случай, когда погибло много тетеревов, которые нырнули спать в снег, а утром не смогли пробить снег и задохнулись.
Слайд.
д) Понятие «Изморозь» ( словарь)
- Но бывает так, что после оттепели вода на проводах и ветвях деревьев застывает в виде бахромы, сверкающей на солнце.
-Это потрясающе красивое явление называется изморозью.
-Тогда особенно красиво в лесу и парке. Послушайте стихотворение С Есенина и полюбуйтесь красотой природы.
Чтение стихотворения (Ученик).
- Вы увидите, что такое изморозь. (видео С.Есенин Белая береза)
- В последний раз обратимся к нашей схеме и проверим, правильно ли мы определили понятие «Изморозь».
III Рефлексия. Итог урока. Домашнее задание:
- Заполните пропуски в карточке «Зима в неживой природе» .
- Из всех явлений в зимней природе мне больше всего понравилось…. потому что ….
карточка
Зима в неживой природе
Зимние явления в неживой природе – это ________________________________________________________________________________________________________
День зимнего солнцестояния - __________________________
День зимнего солнцеворота - ___________________________
____________________________________________________
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Понятие «солнцестояние, солнцеворот»:
Понятие «Снегопад»
Физминутка «Снежинки»
Понятие « Оттепель»
Понятие «Изморозь»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Зима в неживой природе"
Разработка открытого урока по окружающему миру по теме: "Зима в неживой природе" .Программа "Перспектива"...
Зима в неживой природе, 2 класс
На уроке дети нетолько знакомятся сзимними явлениями в неживой природе, но и проводят исследование, в игровой форме получают метель, работают в парах, заполняют кластер....
Конспект урока "Зима в неживой природе"
2 класс...
Урок и презентация к уроку окружающего мира по теме "Зима в неживой природе".
Конспект урока окружающего мира по теме "Зима в неживой природе", видеоклип "Зимняя мелодия"....
Зима в неживой природе 2 класс ( УМК "Перспектива")
Цель: познакомить с зимними явлениями в неживой природе: оттепель, гололедица, снегопад, метель, изморозьПланируемые результаты:Личностные:-способствовать восприятию окружающей природы, как явления на...
Конспект урока "Зима в неживой природе"
Конспект урока окружающего мира для 1 класса...
Тест по теме "Зима в неживой природе" 2 класс УМК "Перспектива"
Тест "Зима в неживой природе" (Плешаков, Новицкая)...