"Зима в неживой природе"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Грибенникова Татьяна Владимировна

Разработка открытого урока по окружающему миру по теме: "Зима в неживой природе" .Программа "Перспектива"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учебное занятие

 по окружающему миру

на районном конкурсе  

«Учитель года – 2013»,

Т.В.Грибенникова

Зима в неживой природе (2 класс)

Задачи урока:

- формировать  понятие о зимних природных явлениях, опираясь на непосредственный жизненный опыт учащихся: снежный покров на земле, лед на водоемах, снегопад, метель, изморозь, оттепели, гололед; дать понятие о зимнем солнцестоянии и поговорках о нем;

- развивать речь, логические операции, способности обучающихся;

- помочь увидеть красоту зимней природы.

Планируемые результаты: обобщить и систематизировать наблюдения детей над зимними природными явлениями; пронаблюдать за формой снежинок (подготовка к усвоению сведений о кристаллизации замерзающей воды); запомнить дату зимнего солнцестояния (22 декабря) и день зимнего солнцеворота (25 декабря).
      
Оборудование. У учителя — магнитофон, запись «Вальса снежинок» из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик»; динамическая модель вращения Земли вокруг Солнца (из кабинета географии).

Этапы урока

I. Подготовка к восприятию:

        а)  Эмоциональный контакт с обучающимися, мотивация:

- Мы рады видеть вас  всех, ребята, на уроке окружающего мира.  Собираясь сегодня к вам, я подумала  – а нужен  ли вам такой урок – окружающий мир? (Мини – диалог)

        б) Постановка цели:

 - Посмотрите видео сюжет, послушайте музыку – и вы поймете, какова тема нашей встречи.

(Звучит музыка П.И.Чайковского «Вальс снежинок» из балета «Щелкунчик» + видеоматериал по теме «Зима»)

- Какое название вы бы дали этому видеосюжету?  Автором музыкального произведения, которое вы услышали, является П.И. Чайковский, русский композитор, дирижер и педагог,  а называется оно – «Декабрь»   (Показать портрет композитора)

По каким признакам вы поняли – что это зима?

(Запись слов на доске. Заранее подготовить название «Зима», закрыть до урока)

- Какие из названных вами слов  можно отнести к неживой природе?

- Задача нашего урока – рассмотреть зимние явления в неживой природе.

(Открывается тема на доске)

        в) Актуализация знаний:

- Возьмите карточку со схемой «Солнышко» и,  работая в паре, попробуйте соединить  понятия и их значения.

(См. Приложение 1)  

-  Отложите схемы. Сегодня мы еще не раз вернемся к ним и узнаем, чья пара выполнила работу точнее всех.

II. Восприятие, осмысление, запоминание нового материала:

        а) Понятие «солнцестояние, солнцеворот»:

- Предположите, что может означать слово «солнцестояние», «солнцеворот».

- Как по-вашему, одинаковое или разное значение имеют эти слова? Современные они или древнерусские?

 -Чтобы узнать, кто был прав, составим схему смены времён года. Поработайте в парах. Возьмите конверты и соедините части схемы.

- Кто может по этой схеме объяснить смену времен года? (На  схеме видно, что земная ось расположена наклонно. Именно такое положение занимает Земля в космосе. Из- за наклона земной оси наша планета, двигаясь по своей орбите вокруг Солнца, как бы подставляет Солнцу то северную часть, то южную.    В  старину, когда наши предки ничего этого не знали, они заметили, что Солнце летом поднимается высоко над линией горизонта, осенью — ниже, а зимой — совсем низко. (Просмотр видеоматериала о положение Солнца над Землей)

И еще наши предки заметили, что дни становятся зимой все короче и короче, а ночи все длиннее и длиннее, пока, наконец, не наступает 22 декабря, когда день самый короткий в году. Этот день был назван днем зимнего солнцестояния)

- Давайте посмотрим на схему «Солнышко» и найдем определение – что же такое день зимнего солнцестояния.  – У какой пары было выбрано правильное значение?

- Потом день начинает понемногу прибавляться, а ночь — убывать. 25 декабря в народе отмечали день зимнего солнцеворота. Что же это за день такой – прочитайте на странице 14 «Странички народного календаря».

- Кто может продолжить фразу – «Оказывается, 25 декабря – это……» ?

Давайте посмотрим на схему «Солнышко» и найдем определение – что же такое зимний солнцеворот.   – У какой пары было выбрано правильное значение?

        б) Понятие «Снегопад»

- Посмотрите – вы указали главное  зимние явление в неживой природе -  выпадение снега.

- А  как летят снежинки, когда нет ветра? Если день морозный, то снег летит отдельными снежинками.  А как можно поймать и рассмотреть снежинку? Кто ловил и рассматривал снежинки? Какую форму они имели? Посмотрите, у меня тоже есть целая коллекция снежинок.  Понаблюдайте, какой они формы, сколько у них лучиков.(Просмотр видеоматериала о снежинках)

На странице 14 учебника показано, какие еще бывают снежинки.  

- Закончите фразу – «Для меня удивительно, что…..»

- Составим пятистишье про снежинки.

Снежинки – какие? (3 слова) что делают? (2 слова) снежинки – это (1слово)

- А теперь попробуем заполнить схему – паучок «Снег». (См Приложение 2)

- Какие неприятности может принести людям сильный снегопад? (Обрывы проводов и обламывание веток деревьев под тяжестью снега, завалы на дорогах.)

- Проверим, правильно ли мы определили, что такое снегопад.

        в) Физминутка «Снежинки»

        г) Понятие « Оттепель»

- Предлагаю вашему вниманию, ребята, картину Федора Александровича Васильева «Оттепель». В начале I871 г. в течение одного месяца Васильев пишет «Оттепель».  Все написано с дивной простотой: сырой воздух, размокший снег, убогая изба, дорога, уводящая в бесконечную даль. Давайте обратимся к схеме «Солнышко»  и отыщем определение понятия «оттепель».

- В  последние годы зимы были теплыми, часто температура воздуха бывала выше 0°, что связано с возросшей активностью Солнца и загрязнением атмосферы и называется глобальным (всемирным) потеплением климата. После оттепели подтаявший снег замерзает, на нем образуется твердая корка — наст. Этот наст бывает губительным для всего, что находится под снегом, — для всходов озимой ржи или пшеницы, мышей. Известен случай, когда погибло много тетеревов, которые нырнули спать в снег, а утром не смогли пробить снег и задохнулись.

        д) Понятие «Изморозь»

Но бывает так, что после оттепели вода на проводах и ветвях деревьев застывает в виде бахромы, сверкающей на солнце. Это потрясающе красивое явление называется изморозью. Тогда особенно красиво в лесу и парке. Послушайте стихотворение С Есенина и полюбуйтесь красотой природы. Вы увидите, что такое изморозь. (видео С.Есенин Белая береза)

 - В последний раз обратимся к нашей схеме и проверим, правильно ли мы определили понятие «Изморозь».

III Осуществление обратной связи. Рефлексия. Итог урока. Домашнее задание:

- Заполните пропуски в карточке «Зима в неживой природе» .

- Из всех явлений в зимней природе мне больше всего понравилось…. потому что ….

Подсчет фишек, домашнее задание.

 - Резервное задание «Снежинка вопросов» (игра )



Предварительный просмотр:

Зима в неживой природе

Зимние явления в неживой природе – это ________________________________________________________________________________________________________

День зимнего солнцестояния - __________________________

День зимнего солнцеворота - ___________________________

____________________________________________________

Зима в неживой природе

Зимние явления в неживой природе – это ________________________________________________________________________________________________________

День зимнего солнцестояния - __________________________

День зимнего солнцеворота - ___________________________

____________________________________________________

Зима в неживой природе

Зимние явления в неживой природе – это ________________________________________________________________________________________________________

День зимнего солнцестояния - __________________________

День зимнего солнцеворота - ___________________________

____________________________________________________

Зима в неживой природе

Зимние явления в неживой природе – это ________________________________________________________________________________________________________

День зимнего солнцестояния - __________________________

День зимнего солнцеворота - ___________________________

____________________________________________________

Зима в неживой природе

Зимние явления в неживой природе – это ________________________________________________________________________________________________________

День зимнего солнцестояния - __________________________

День зимнего солнцеворота - ___________________________

____________________________________________________

Зима в неживой природе

Зимние явления в неживой природе – это ________________________________________________________________________________________________________

День зимнего солнцестояния - __________________________

День зимнего солнцеворота - ___________________________

____________________________________________________

Зима в неживой природе

Зимние явления в неживой природе – это ________________________________________________________________________________________________________

День зимнего солнцестояния - __________________________

День зимнего солнцеворота - ___________________________

____________________________________________________

Зима в неживой природе

Зимние явления в неживой природе – это ________________________________________________________________________________________________________

День зимнего солнцестояния - __________________________

День зимнего солнцеворота - ___________________________

____________________________________________________



Предварительный просмотр:

        



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

СНЕГ

ВЕТЕР

НЕТ ВЕТРА

СНЕГОПАД

МЕТЕЛЬ  

ВЬЮГА

 ПУРГА



Предварительный просмотр:

Зимние явления

СНЕГОПАД

ОТТЕПЕЛЬ

ГОЛОЛЕДИЦА

ЗИМНИЙ СОЛНЦЕВОРОТ

ИЗМОРОЗЬ

ДЕНЬ ЗИМНЕГО СОЛНЦЕСТОЯНИЯ

Повышение температуры воздуха зимой, которое приводит к частичному таянию снега.

Слой льда или обледеневшего снега, который образовался на поверхности земли в результате замерзания талой воды

Выпадение снега из облаков

Древнерусское название праздника рождения Солнца. Показывает, что день стал увеличиваться.

Кристаллики льда на тонких и длинных предметах (ветках деревьев, проводах) при влажной, морозной погоде, обычно после оттепели.

День, когда Солнце стоит особенно низко над горизонтом. Самый короткий день в году.



Предварительный просмотр:

http://www.youtube.com/watch?v=SwBBE2zM--U  С.Есенин Белая береза


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зима в неживой природе, 2 класс

На уроке дети нетолько знакомятся сзимними  явлениями в неживой природе, но и проводят исследование, в игровой форме получают метель, работают в парах, заполняют кластер....

Урок и презентация к уроку окружающего мира по теме "Зима в неживой природе".

Конспект урока  окружающего мира по теме "Зима в неживой природе", видеоклип "Зимняя мелодия"....

Зима в неживой природе 2 класс ( УМК "Перспектива")

Цель: познакомить с зимними явлениями в неживой природе: оттепель, гололедица, снегопад, метель, изморозьПланируемые результаты:Личностные:-способствовать восприятию окружающей природы, как явления на...

Конспект урока "Зима в неживой природе"

Конспект урока окружающего мира для 1 класса...

Тест по теме "Зима в неживой природе" 2 класс УМК "Перспектива"

Тест "Зима в неживой природе" (Плешаков, Новицкая)...