"Зима в неживой природе"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме
Разработка открытого урока по окружающему миру по теме: "Зима в неживой природе" .Программа "Перспектива"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zima_v_nezhivoy_prirode.doc | 38 КБ |
zima_v_nezhivoy_prirode_-_itog.doc | 25.5 КБ |
slova_s_ponyatiyami.doc | 21.5 КБ |
snezhinka_voprosov.doc | 23.5 КБ |
shema_pauchok_sneg.doc | 22.5 КБ |
shema_solnyshko.doc | 25 КБ |
Видео С.Есенин Белая береза | 23.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебное занятие
по окружающему миру
на районном конкурсе
«Учитель года – 2013»,
Т.В.Грибенникова
Зима в неживой природе (2 класс)
Задачи урока:
- формировать понятие о зимних природных явлениях, опираясь на непосредственный жизненный опыт учащихся: снежный покров на земле, лед на водоемах, снегопад, метель, изморозь, оттепели, гололед; дать понятие о зимнем солнцестоянии и поговорках о нем;
- развивать речь, логические операции, способности обучающихся;
- помочь увидеть красоту зимней природы.
Планируемые результаты: обобщить и систематизировать наблюдения детей над зимними природными явлениями; пронаблюдать за формой снежинок (подготовка к усвоению сведений о кристаллизации замерзающей воды); запомнить дату зимнего солнцестояния (22 декабря) и день зимнего солнцеворота (25 декабря).
Оборудование. У учителя — магнитофон, запись «Вальса снежинок» из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик»; динамическая модель вращения Земли вокруг Солнца (из кабинета географии).
Этапы урока
I. Подготовка к восприятию:
а) Эмоциональный контакт с обучающимися, мотивация:
- Мы рады видеть вас всех, ребята, на уроке окружающего мира. Собираясь сегодня к вам, я подумала – а нужен ли вам такой урок – окружающий мир? (Мини – диалог)
б) Постановка цели:
- Посмотрите видео сюжет, послушайте музыку – и вы поймете, какова тема нашей встречи.
(Звучит музыка П.И.Чайковского «Вальс снежинок» из балета «Щелкунчик» + видеоматериал по теме «Зима»)
- Какое название вы бы дали этому видеосюжету? Автором музыкального произведения, которое вы услышали, является П.И. Чайковский, русский композитор, дирижер и педагог, а называется оно – «Декабрь» (Показать портрет композитора)
По каким признакам вы поняли – что это зима?
(Запись слов на доске. Заранее подготовить название «Зима», закрыть до урока)
- Какие из названных вами слов можно отнести к неживой природе?
- Задача нашего урока – рассмотреть зимние явления в неживой природе.
(Открывается тема на доске)
в) Актуализация знаний:
- Возьмите карточку со схемой «Солнышко» и, работая в паре, попробуйте соединить понятия и их значения.
(См. Приложение 1)
- Отложите схемы. Сегодня мы еще не раз вернемся к ним и узнаем, чья пара выполнила работу точнее всех.
II. Восприятие, осмысление, запоминание нового материала:
а) Понятие «солнцестояние, солнцеворот»:
- Предположите, что может означать слово «солнцестояние», «солнцеворот».
- Как по-вашему, одинаковое или разное значение имеют эти слова? Современные они или древнерусские?
-Чтобы узнать, кто был прав, составим схему смены времён года. Поработайте в парах. Возьмите конверты и соедините части схемы.
- Кто может по этой схеме объяснить смену времен года? (На схеме видно, что земная ось расположена наклонно. Именно такое положение занимает Земля в космосе. Из- за наклона земной оси наша планета, двигаясь по своей орбите вокруг Солнца, как бы подставляет Солнцу то северную часть, то южную. В старину, когда наши предки ничего этого не знали, они заметили, что Солнце летом поднимается высоко над линией горизонта, осенью — ниже, а зимой — совсем низко. (Просмотр видеоматериала о положение Солнца над Землей)
И еще наши предки заметили, что дни становятся зимой все короче и короче, а ночи все длиннее и длиннее, пока, наконец, не наступает 22 декабря, когда день самый короткий в году. Этот день был назван днем зимнего солнцестояния)
- Давайте посмотрим на схему «Солнышко» и найдем определение – что же такое день зимнего солнцестояния. – У какой пары было выбрано правильное значение?
- Потом день начинает понемногу прибавляться, а ночь — убывать. 25 декабря в народе отмечали день зимнего солнцеворота. Что же это за день такой – прочитайте на странице 14 «Странички народного календаря».
- Кто может продолжить фразу – «Оказывается, 25 декабря – это……» ?
Давайте посмотрим на схему «Солнышко» и найдем определение – что же такое зимний солнцеворот. – У какой пары было выбрано правильное значение?
б) Понятие «Снегопад»
- Посмотрите – вы указали главное зимние явление в неживой природе - выпадение снега.
- А как летят снежинки, когда нет ветра? Если день морозный, то снег летит отдельными снежинками. А как можно поймать и рассмотреть снежинку? Кто ловил и рассматривал снежинки? Какую форму они имели? Посмотрите, у меня тоже есть целая коллекция снежинок. Понаблюдайте, какой они формы, сколько у них лучиков.(Просмотр видеоматериала о снежинках)
На странице 14 учебника показано, какие еще бывают снежинки.
- Закончите фразу – «Для меня удивительно, что…..»
- Составим пятистишье про снежинки.
Снежинки – какие? (3 слова) что делают? (2 слова) снежинки – это (1слово)
- А теперь попробуем заполнить схему – паучок «Снег». (См Приложение 2)
- Какие неприятности может принести людям сильный снегопад? (Обрывы проводов и обламывание веток деревьев под тяжестью снега, завалы на дорогах.)
- Проверим, правильно ли мы определили, что такое снегопад.
в) Физминутка «Снежинки»
г) Понятие « Оттепель»
- Предлагаю вашему вниманию, ребята, картину Федора Александровича Васильева «Оттепель». В начале I871 г. в течение одного месяца Васильев пишет «Оттепель». Все написано с дивной простотой: сырой воздух, размокший снег, убогая изба, дорога, уводящая в бесконечную даль. Давайте обратимся к схеме «Солнышко» и отыщем определение понятия «оттепель».
- В последние годы зимы были теплыми, часто температура воздуха бывала выше 0°, что связано с возросшей активностью Солнца и загрязнением атмосферы и называется глобальным (всемирным) потеплением климата. После оттепели подтаявший снег замерзает, на нем образуется твердая корка — наст. Этот наст бывает губительным для всего, что находится под снегом, — для всходов озимой ржи или пшеницы, мышей. Известен случай, когда погибло много тетеревов, которые нырнули спать в снег, а утром не смогли пробить снег и задохнулись.
д) Понятие «Изморозь»
Но бывает так, что после оттепели вода на проводах и ветвях деревьев застывает в виде бахромы, сверкающей на солнце. Это потрясающе красивое явление называется изморозью. Тогда особенно красиво в лесу и парке. Послушайте стихотворение С Есенина и полюбуйтесь красотой природы. Вы увидите, что такое изморозь. (видео С.Есенин Белая береза)
- В последний раз обратимся к нашей схеме и проверим, правильно ли мы определили понятие «Изморозь».
III Осуществление обратной связи. Рефлексия. Итог урока. Домашнее задание:
- Заполните пропуски в карточке «Зима в неживой природе» .
- Из всех явлений в зимней природе мне больше всего понравилось…. потому что ….
Подсчет фишек, домашнее задание.
- Резервное задание «Снежинка вопросов» (игра )
Предварительный просмотр:
Зима в неживой природе
Зимние явления в неживой природе – это ________________________________________________________________________________________________________
День зимнего солнцестояния - __________________________
День зимнего солнцеворота - ___________________________
____________________________________________________
Зима в неживой природе
Зимние явления в неживой природе – это ________________________________________________________________________________________________________
День зимнего солнцестояния - __________________________
День зимнего солнцеворота - ___________________________
____________________________________________________
Зима в неживой природе
Зимние явления в неживой природе – это ________________________________________________________________________________________________________
День зимнего солнцестояния - __________________________
День зимнего солнцеворота - ___________________________
____________________________________________________
Зима в неживой природе
Зимние явления в неживой природе – это ________________________________________________________________________________________________________
День зимнего солнцестояния - __________________________
День зимнего солнцеворота - ___________________________
____________________________________________________
Зима в неживой природе
Зимние явления в неживой природе – это ________________________________________________________________________________________________________
День зимнего солнцестояния - __________________________
День зимнего солнцеворота - ___________________________
____________________________________________________
Зима в неживой природе
Зимние явления в неживой природе – это ________________________________________________________________________________________________________
День зимнего солнцестояния - __________________________
День зимнего солнцеворота - ___________________________
____________________________________________________
Зима в неживой природе
Зимние явления в неживой природе – это ________________________________________________________________________________________________________
День зимнего солнцестояния - __________________________
День зимнего солнцеворота - ___________________________
____________________________________________________
Зима в неживой природе
Зимние явления в неживой природе – это ________________________________________________________________________________________________________
День зимнего солнцестояния - __________________________
День зимнего солнцеворота - ___________________________
____________________________________________________
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
СНЕГ
ВЕТЕР
НЕТ ВЕТРА
СНЕГОПАД
МЕТЕЛЬ
ВЬЮГА
ПУРГА
Предварительный просмотр:
Зимние явления
СНЕГОПАД
ОТТЕПЕЛЬ
ГОЛОЛЕДИЦА
ЗИМНИЙ СОЛНЦЕВОРОТ
ИЗМОРОЗЬ
ДЕНЬ ЗИМНЕГО СОЛНЦЕСТОЯНИЯ
Повышение температуры воздуха зимой, которое приводит к частичному таянию снега.
Слой льда или обледеневшего снега, который образовался на поверхности земли в результате замерзания талой воды
Выпадение снега из облаков
Древнерусское название праздника рождения Солнца. Показывает, что день стал увеличиваться.
Кристаллики льда на тонких и длинных предметах (ветках деревьев, проводах) при влажной, морозной погоде, обычно после оттепели.
День, когда Солнце стоит особенно низко над горизонтом. Самый короткий день в году.
Предварительный просмотр:
http://www.youtube.com/watch?v=SwBBE2zM--U С.Есенин Белая береза
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Зима в неживой природе, 2 класс
На уроке дети нетолько знакомятся сзимними явлениями в неживой природе, но и проводят исследование, в игровой форме получают метель, работают в парах, заполняют кластер....
Конспект урока "Зима в неживой природе"
2 класс...
Урок и презентация к уроку окружающего мира по теме "Зима в неживой природе".
Конспект урока окружающего мира по теме "Зима в неживой природе", видеоклип "Зимняя мелодия"....
Зима в неживой природе 2 класс ( УМК "Перспектива")
Цель: познакомить с зимними явлениями в неживой природе: оттепель, гололедица, снегопад, метель, изморозьПланируемые результаты:Личностные:-способствовать восприятию окружающей природы, как явления на...
Конспект урока "Зима в неживой природе"
Конспект урока окружающего мира для 1 класса...
Тест по теме "Зима в неживой природе" 2 класс УМК "Перспектива"
Тест "Зима в неживой природе" (Плешаков, Новицкая)...